- Код статьи
- S020595920014236-5-
- DOI
- 10.31857/S020595920014236-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 42 / № 2
- Страницы
- 25-35
- Аннотация
Построена теоретическая процессуальная модель развития речемыслительной деятельности младших школьников с естественным билингвизмом в образовательной ситуации, отвечающей современным требованиям моделей самоорганизации. В исследованиях приняли участие 152 ребенка, старшие дошкольники и младшие школьники, билингвы и монолингвы. Результаты формирующего эксперимента подтвердили, что в процессе развития речемыслительной деятельности как целостной системы с вариативными отношениями с культурно-образовательной средой устанавливаются внутрисистемные отношения (взаимосвязи между компонентами системы) при переходе от одного цикла к другому. Показано, что в ситуации, когда культурный дискурс на родном языке является психолого-педагогическим средством в образовательной среде, усиливается интеграция системы с появлением новых связей между ее компонентами (изменяется структура системы), устанавливаются доли дисперсии зависимых переменных (понятийного речевого и понятийного интуитивного мышления), объясняемые вариацией независимой переменной (речевое развитие). Когда культурный дискурс на русском языке становится организационной формой обучения — творческой самостоятельной деятельности, происходит дифференциация речевых процессов и функций, появляется письменная речь, устанавливается вклад понятийного речевого мышления в дисперсию речевого развития.
- Ключевые слова
- модель самоорганизации, целостная система, внутрисистемные связи, культурно-образовательная среда, образовательная ситуация, культурный дискурс, речемыслительная деятельность, билингвы, младший школьный возраст
- Дата публикации
- 04.04.2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 334
Библиография
- 1. Волкова Е.В. Единство дифференционно-интеграционных механизмов развития специальных способностей и креативности в контексте роста научных знаний // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 54–70.
- 2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003.
- 3. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Принцип развития в психологии // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 29–40.
- 4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2001.
- 5. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Изд. 3-е, стер. М.: URSS, 2005.
- 6. Луман Н. Дифференциация / Пер. с нем. Б. Скуратов. М.: Логос, 2006.
- 7. Медведева Д.С., Хотинец В.Ю., Вяткин Б.А. Неравновесность интеграции и дифференциации речемыслительных функций у детей-билингвов в период после дошкольного возраста // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. С. 1354–1361.
- 8. Погожина И.Н. Детерминация формирования и развития познавательных структур в системе постнеклассической рациональности: Дисс. … д-ра психол. наук. М., 2016.
- 9. Поддьяков А.Н. Сравнительная психология развития Х. Вернера в современном контексте // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 63–72.
- 10. Поддьяков Н.Н. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 103–111.
- 11. Хотинец В.Ю., Плетников А.И. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от буллинга в школьной среде // Психологический журнал. 2018. Т. 39. №4. С. 72–85.
- 12. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГП ИМАТОН, 2008.
- 13. Adesope O.O., Lavin T., Thompson T., Ungerleider C. A systematic review and meta-analysis of the cognitive correlates of bilingualism. Review of Educational Research. 2010. Vol. 80. N. 2. P. 207–245.
- 14. Bialystok E., Craik F.I.M., Luk G. Cognitive control and lexical access in younger and older bilinguals // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2008. Vol. 34. N. 4. Р. 859–873.
- 15. Bialystok E., Craik F.I.M., Klein R., Viswanathan M. Bilingualism, aging, and cognitive control: Evidence from the Simon task // Psychology and Aging, 2004. Vol. 19. N. 2. Р. 290–303.
- 16. Bialystok E., Poarch G.J., Luo L., Craik F.I.M. Effects of bilingualism and aging on executive function and working memory // Psychology and aging. 2014. Vol. 29. N. 3. Р. 696–705.
- 17. Costa A., Hernandez M., Sebastian-Galles N. Bilingualism aids conflict resolution: evidence from the ANT task // Cognition. 2008. Vol. 106. N 1. P. 59–86.
- 18. Cross-cultural psychology: Research and applications / J.W. Berry et al. 3rd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.
- 19. Cummins J. Language, Power, and Pedagogy: Bilingual Children in the Crossfire. Clevedon, UK: Multilingual Matters, 2000.
- 20. Lehtonen M., Soveri A., Laine A., Järvenpää J., de Bruin A., Antfolk J. Is bilingualism associated with enhanced executive functioning in adults? A meta-analytic review // Psychological Bulletin. 2018. Vol. 144. N. 4. P. 394–425.
- 21. Neuropsychological, cognitive, and theoretical considerations for evaluation of bilingual individuals / M.R. Mindt, A. Arentoft et al. // Neuropsychology Review. 2008. Vol. 18. N. 3. P. 255–268.
- 22. Ricciardelli L.A. Bilingualism and cognitive development in relation to threshold theory // Journal of Psycholinguistic Research. 1992. Vol. 21. N. 4. P. 301–316.
- 23. Skutnabb-Kangas T., May S. Linguistic Human Rights in Education / T. McCarty, S. May (Ed.). Language Policy and Political Issues in Education. Encyclopedia of Language and Education. Springer, Cham. 2017. P. 125–141.
- 24. Trudell B. Language choice, education and community identity // International Journal of Educational Development. 2005. Vol. 25. N. 3. P. 237–251.