Особенности речемыслительной деятельности детей монолингвов и естественных билингвов
Особенности речемыслительной деятельности детей монолингвов и естественных билингвов
Аннотация
Код статьи
S020595920014236-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хотинец В. Ю. 
Должность: заведующий кафедрой общей психологии
Аффилиация: Институт педагогики, психологии и социальных технологий
Адрес: Ижевск, 426034, ул. Университетская, 1
Медведева Д. С.
Аффилиация: Удмуртский государственный университет
Адрес: ул. Университетская, д. 1
Выпуск
Страницы
25-35
Аннотация

Построена теоретическая процессуальная модель развития речемыслительной деятельности младших школьников с естественным билингвизмом в образовательной ситуации, отвечающей современным требованиям моделей самоорганизации. В исследованиях приняли участие 152 ребенка, старшие дошкольники и младшие школьники, билингвы и монолингвы. Результаты формирующего эксперимента подтвердили, что в процессе развития речемыслительной деятельности как целостной системы с вариативными отношениями с культурно-образовательной средой устанавливаются внутрисистемные отношения (взаимосвязи между компонентами системы) при переходе от одного цикла к другому. Показано, что  в ситуации, когда культурный дискурс на родном языке является психолого-педагогическим средством в образовательной среде, усиливается интеграция системы с появлением новых связей между ее компонентами (изменяется структура системы), устанавливаются доли дисперсии зависимых переменных (понятийного речевого и понятийного интуитивного мышления), объясняемые вариацией независимой переменной (речевое развитие). Когда культурный дискурс на русском языке становится организационной формой обучения — творческой самостоятельной деятельности, происходит дифференциация речевых процессов и функций, появляется письменная речь, устанавливается вклад понятийного речевого мышления в дисперсию речевого развития.

Ключевые слова
модель самоорганизации, целостная система, внутрисистемные связи, культурно-образовательная среда, образовательная ситуация, культурный дискурс, речемыслительная деятельность, билингвы, младший школьный возраст
Классификатор
Получено
20.03.2021
Дата публикации
04.04.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
270
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S020595920014236-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 15.03.2021
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Волкова Е.В. Единство дифференционно-интеграционных механизмов развития специальных способностей и креативности в контексте роста научных знаний // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 54–70.

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003.

3. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Принцип развития в психологии // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 29–40.

4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2001.

5. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Изд. 3-е, стер. М.: URSS, 2005.

6. Луман Н. Дифференциация / Пер. с нем. Б. Скуратов. М.: Логос, 2006.

7. Медведева Д.С., Хотинец В.Ю., Вяткин Б.А. Неравновесность интеграции и дифференциации речемыслительных функций у детей-билингвов в период после дошкольного возраста // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. С. 1354–1361.

8. Погожина И.Н. Детерминация формирования и развития познавательных структур в системе постнеклассической рациональности: Дисс. … д-ра психол. наук. М., 2016.

9. Поддьяков А.Н. Сравнительная психология развития Х. Вернера в современном контексте // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 63–72.

10. Поддьяков Н.Н. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 103–111.

11. Хотинец В.Ю., Плетников А.И. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от буллинга в школьной среде // Психологический журнал. 2018. Т. 39. №4. С. 72–85.

12. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГП ИМАТОН, 2008.

13. Adesope O.O., Lavin T., Thompson T., Ungerleider C. A systematic review and meta-analysis of the cognitive correlates of bilingualism. Review of Educational Research. 2010. Vol. 80. N. 2. P. 207–245.

14. Bialystok E., Craik F.I.M., Luk G. Cognitive control and lexical access in younger and older bilinguals // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2008. Vol. 34. N. 4. Р. 859–873.

15. Bialystok E., Craik F.I.M., Klein R., Viswanathan M. Bilingualism, aging, and cognitive control: Evidence from the Simon task // Psychology and Aging, 2004. Vol. 19. N. 2. Р. 290–303.

16. Bialystok E., Poarch G.J., Luo L., Craik F.I.M. Effects of bilingualism and aging on executive function and working memory // Psychology and aging. 2014. Vol. 29. N. 3. Р. 696–705.

17. Costa A., Hernandez M., Sebastian-Galles N. Bilingualism aids conflict resolution: evidence from the ANT task // Cognition. 2008. Vol. 106. N 1. P. 59–86.

18. Cross-cultural psychology: Research and applications / J.W. Berry et al. 3rd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

19. Cummins J. Language, Power, and Pedagogy: Bilingual Children in the Crossfire. Clevedon, UK: Multilingual Matters, 2000.

20. Lehtonen M., Soveri A., Laine A., Järvenpää J., de Bruin A., Antfolk J. Is bilingualism associated with enhanced executive functioning in adults? A meta-analytic review // Psychological Bulletin. 2018. Vol. 144. N. 4. P. 394–425.

21. Neuropsychological, cognitive, and theoretical considerations for evaluation of bilingual individuals / M.R. Mindt, A. Arentoft et al. // Neuropsychology Review. 2008. Vol. 18. N. 3. P. 255–268.

22. Ricciardelli L.A. Bilingualism and cognitive development in relation to threshold theory // Journal of Psycholinguistic Research. 1992. Vol. 21. N. 4. P. 301–316.

23. Skutnabb-Kangas T., May S. Linguistic Human Rights in Education / T. McCarty, S. May (Ed.). Language Policy and Political Issues in Education. Encyclopedia of Language and Education. Springer, Cham. 2017. P. 125–141.

24. Trudell B. Language choice, education and community identity // International Journal of Educational Development. 2005. Vol. 25. N. 3. P. 237–251.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести