- Код статьи
- S020595920014240-0-
- DOI
- 10.31857/S020595920014240-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 42 / № 2
- Страницы
- 45-60
- Аннотация
Исследовалась системная организация опыта, обеспечивающего решение аналитических и холистических задач. Предполагалось, что наборы функциональных систем, актуализирующихся для решения задач разного типа, имеют различия, которые проявляются в мозговой активности и опосредуются тем, решает ли индивид − аналитичный или холистичный − задачу “своего” типа или “не своего”. Было проведено исследование (N = 52) мозгового обеспечения процесса решения аналитических и холистических задач представителями аналитической и холистической субпопуляций российской культуры. Было показано, что холистические задачи решаются быстрее и правильнее аналитических, что согласуется с представлением о холистическом характере российской культуры. При этом по мере научения улучшение результативности наблюдалось в задачах “не своего” типа (т.е. холистических задач у аналитичных индивидов, и наоборот) по сравнению с задачами, специфичными для ментальности индивидов. Получены различия между компонентами связанных с событиями потенциалов, возникающих при решении задач разного типа аналитичными и холистичными индивидами, в том числе выявлены субпики P300 при решении аналитической задачи аналитичными индивидами. Полученные различия в связанных с событиями потенциалах сопоставлены с выделенными нами ранее критериями аналитических и холистических задач. Обсуждаются направления дальнейших исследований процесса научения у индивидов с разной ментальностью.
- Ключевые слова
- аналитичность, холистичность, ЭЭГ, ССП, решение задач
- Дата публикации
- 04.04.2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 307
Библиография
- 1. Александров И.О., Максимова Н.Е. Типология медленных потенциалов мозга, нейрональная активность и динамика системной организации поведения // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях / Отв. ред. В.Б. Швырков, В.М. Русалов, Д.Г. Шевченко. М.: Наука, 1987. С. 44–72.
- 2. Александров Ю.И. Регрессия // Седьмая международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов / Отв. ред. Ю.И. Александров, К.В. Анохин. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С. 100–101.
- 3. Александров Ю.И., Апанович В.В. Значение меж- и внутрикультурных ментальных вариаций // Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях – 2019 : труды VI Всероссийской конференции / Отв. ред. В.А. Антонец, С.Б. Парин, В.Г. Яхно. Нижний Новгород: ИПФ РАН, 2019.
- 4. Александров Ю.И., Горкин А.Г., Созинов А.А., Сварник О.Е., Кузина Е.А., Гаврилов В.В. Консолидация и реконсолидация памяти: психофизиологический анализ // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 133–144.
- 5. Александров Ю.И., Самс М., Лавикайнен Ю., Рейникайнен К., Наатанен Р. Зависимость свойств связанных с событиями потенциалов от возраста элементов субъективного опыта, актуализируемых при категоризации слов родного и иностранного языков // Психологический журнал. 1997. Т. 18. №1. С. 133–145.
- 6. Александров Ю.И., Сварник О.Е., Знаменская И.И., Колбенева М.Г., Арутюнова К.Р., Крылов А.К., Булава А.И. Регрессия как этап развития. М.: Когито-Центр, 2017.
- 7. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 21–29.
- 8. Апанович В.В., Знаков В.В., Александров Ю.И. Апробация шкалы аналитичности–холистичности на российской выборке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80–96.
- 9. Апанович В.В., Тищенко А.Г., Знаков В.В., Александров Ю.И. Конструирование блоков аналитических и холистических задач и их эмпирическая проверка // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 4. С. 142–154.
- 10. Безденежных Б.Н. Психофизиологические закономерноси взаимодействия функциональных систем при реализации деятельности. Автореф. ... д.психол.н. М., 2004.
- 11. Безденежных Б.Н., Пашина А.Х. Структура ЭЭГ активности при печатании предложения на пишущей машинке // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 185–197.
- 12. Гаврилов В.В. Соотношение ЭЭГ и импульсной активности нейронов в поведении у кролика // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях / Отв. ред. В.Б. Швырков, В.М. Русалов, Д.Г. Шевченко. М.: Наука, 1987. С. 33–43.
- 13. Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.
- 14. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Из-во МГУ, 1992.
- 15. Пономарёв Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
- 16. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию: нейрональные основы психики. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1995.
- 17. Швырков В.Б., Пашина А.Х. К вопросу о сокращении времени реакции в обучении // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука, 1978. С. 347–357.
- 18. Alexandrov Yu.I., Klucharev V., Sams M. Effect of emotional context in auditorycortex processing // Int. J. Psychophysiol. 2007. V. 65. No. 3. P. 261–271.
- 19. Alexandrov Yu.I., Sams M., Lavikainen J, Reinikainen K., Naatanen R. Differential effects of alcohol on the cortical processing of foreign and native language//International Journal of Psychophysiology, 1998, V. 28. P. 1–10.
- 20. Apanovich V.V., Bezdenezhnykh B.N., Sams M., Jääskeläinen I.P., AlexandrovYu.I. Event-related potentials during individual, cooperative, and competitive task performance differ in subjects with analytic vs. holistic thinking // International Journal of Psychophysiology. 2018. V. 123. P. 136–142.
- 21. Bacha-Trams M., Alexandrov Y.I., Broman E., Glerean E., Kauppila M., Kauttonen J., Ryyppö E., Sams M., Jääskeläinen I.P. A drama movie activates brains of holistic and analytical thinkers differentially // Social cognitive and affective neuroscience. 2018. V. 13. No. 12. P. 1293–1304.
- 22. Barton J., Haslett T. Analysis, synthesis, systems thinking and the scientific method: rediscovering the importance of open systems // Systems Research and Behavioral Science: The Official Journal of the International Federation for Systems Research. 2007. V. 24. No. 2. P. 143–155.
- 23. Bjornsdottir R.T., Rule N.O. Cultural neuroscience // Advances in Culturally-Aware Intelligent Systems and in Cross-Cultural Psychological Studies. Springer, Cham, 2018. P. 265–282.
- 24. de Oliveira S., Nisbett R.E. Culture changes how we think about thinking: From “Human Inference” to “Geography of Thought” // Perspectives on Psychological Science. 2017. V. 12. No. 5. P. 782–790.
- 25. Hari R., Henriksson L., Malinen S., Parkonnen L. Centrality of Social Interaction in Human Brain Function // Neuron. 2015. V. 88. P. 181–193.
- 26. Hari R., Sams M., Nummenmaa L. Attending and neglecting people: bridging neuroscience, psychology and sociology // The royal society publishing, 2016.
- 27. Hedden T., Ketay S. Aron A., Markus H.R., Gabrieli J. Cultural influences on neural substrates of attentional control // Psychological science. 2008. V. 19. No. 1. P. 12–17.
- 28. Hyde L.W., Tompson S., Creswell J.D., Falk E.B. Cultural neuroscience: new directions as the field matures // Culture and Brain. 2015. V. 3, No. 2. P. 75–92.
- 29. Kerby D.S. The simple difference formula: An approach to teaching nonparametric correlation // Comprehensive Psychology. 2014. V. 3.
- 30. Kitayama S., Duffy S., Kawamura T., Larsen J.T. Perceiving an object and it's context in different cultures: a cultural look at new look // Psychological science. 2003. V. 14. No. 3. P. 201–206.
- 31. Masuda T., Nisbett R.E. Attending holistically versus analytically: comparing the context sensitivity of Japanese and Americans // Journal of personality and social psychology. 2001. V. 81. No. 5. P. 922–934
- 32. Pacini R., Epstein S. The relation of Rational and Experiental Information Processing Styles to Personality, Basic Beliefs and the Ratio-Bias Phenomenon // Journ. of Personality and social Psychology. 1999. V. 76. No. 6. P. 972–987.
- 33. Parsons R.G. Behavioral and neural mechanisms by which prior experience impacts subsequent learning //Neurobiology of learning and memory. 2018. V. 154. P. 22–29.
- 34. Polich J. Updating P300: an integrative theory of P3a and P3b // Clinical neurophysiology. 2007. V. 118. No. 10. P. 2128–2148.
- 35. Polich J., Criado J. R. Neuropsychology and neuropharmacology of P3a and P3b // International Journal of Psychophysiology. 2006. V. 60. No. 2. P. 172–185.
- 36. Talhelm T., Zhang X., Oishi S., Shimin C., Duan D., Lan X., Kitayama S. Large-Scale Psychological Differences within China Explained by Rice Versus Wheat Agriculture // Science. 2014. V. 344. P. 603–608.
- 37. Uskul A.K., Kitayama S., Nisbett R.E. Ecocultural basis of cognition: Farmers and fishermen are more holistic than herders // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2008. V. 105. No. 25. P. 8552–8556.