Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники Voprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online) 2713-041X

Факторы эффекта Барнума: анализ и перспективы

Код статьи
S020595920014245-5-
DOI
10.31857/S020595920014245-5
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 42 / № 2
Страницы
61-70
Аннотация

Представлен обзор исследований, посвященных эффекту Барнума – склонности человека узнавать себя в тривиальных (обобщенных, неконкретных) описаниях. Данный эффект вычисляется посредством оценки точности, выставляемой испытуемым при соотнесении описания с самовосприятием. Важным условием возникновения эффекта Барнума является убежденность оценивающего в том, что описан именно он, а не кто-то другой. Рассмотрены исследования таких факторов, связанных с проявлением эффекта Барнума, как гендерная принадлежность, личностные особенности и характеристики (потребность в одобрении, самооценка, локус контроля, авторитарность, тревожность, незащищенность, доверчивость), интеллект, установка по отношению к исследованию (эффект отнесения к себе), а также внешних факторов (статус источника, тип методики, обобщенность, универсальность и приятность описания). Предложена модель детерминант эффекта Барнума, обобщающая основные достижения в данной области исследований. 

Ключевые слова
психологический портрет, эффект Барнума, эффект отнесения к себе, детерминанты эффекта Барнума, личная проверка, релевантность описания, приятность описания
Дата публикации
04.04.2021
Год выхода
2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
382

Библиография

  1. 1. Калита В.В., Гайдай А.С. Релевантность психологического портрета как детерминанта эффекта Барнума // Вестник КемГУ. 2018. №1 (73). С. 133−138.
  2. 2. Науменко А.С. Влияние формы тестовых интерпретаций на принятие решений специалистами по подбору персонала // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. № 3 (4). С. 127−140.
  3. 3. Пантелеев А.Ф. Проблема достоверности результатов социально-психологического исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. № 2 (19). С. 176−182.
  4. 4. Севостьянов О.В. Медицинский оккультизм: распространенность и влияние на клиническую психиатрическую практику // Научные результаты биомедицинских исследований. 2020. № 2 (6). С. 273−288.
  5. 5. Сугоняев К.В. Можно ли оценить личностные характеристики с помощью теста Люшера? // Психология. Психофизиология. 2019. № 2 (12). С. 41−59.
  6. 6. Bachrach A.K., Pattishall E.G. An experiment in universal, personal validation // Psychiatry. 1960. № 23. P. 267–270.
  7. 7. Baucom D.H., Greene R.L. The universality of generalized personality statements // Journ. of Personality Assessment. 1979. № 43. P. 497–500.
  8. 8. Carrier N.A. Need correlates of “gullibility” // Journ. of Abnormal and Social Psychology. 1963. № 66. P. 84–86.
  9. 9. Claridge G., Clark K., Powney E., Hassan E. Schizotypy and the Barnum Effect // Personality, Individual Differences. 2008. № 44(2). P. 436–444.
  10. 10. Collins R.W., Dmitruk V.M., Ranney J.J. Personal validation: Some empirical, ethical considerations // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1977. № 45. P. 70–77.
  11. 11. Dmitruk V.M., Collins R.W., Clinger D.I. The “Barnum Effect”, acceptance of negative personal evaluation // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1973. № 41. P. 192–194.
  12. 12. Forer B.R. The fallacy of personal validation: A classroom demonstration of gullibility // Journ. of Abnormal and Social Psychology. 1949. № 44. P. 118–123.
  13. 13. Greene R.L. Student acceptance of generalized personality interpretations: A reexamination // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1977. № 45. P. 965.
  14. 14. Greene R.L. Can clients provide valuable feedback to clinicians about their personality interpretations? Greene replies // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1978. № 46. P. 1496–1497.
  15. 15. Greene, R.L., Harris, M.E., & Macon, R.S. Another look at personal validation // Journal of Personality Assessment. 1979. № 43(4). P. 419–423.
  16. 16. Halperin K., Snyder C., Shenkel R., Houston B. Effects of source status, message favorability on acceptance of personality feedback // Journ. of Applied Psychology. 1976. № 61. P. 85–88.
  17. 17. Lattal K.A., Lattal A.D. Students' “gullibility”: A systematic replication // Journ. of Psychology, 67. 1967. P. 319–322.
  18. 18. Layne C. Relationship between the Barnum Effect, personality inventory responses // Journ. of Clinical Psychology. 1978. № 34. P. 94-97.
  19. 19. Layne C. The Barnum Effect: Rationality versus gullibility // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1979. № 47. P. 219–221.
  20. 20. Layne C., Ally G. How and why people accept personality feedback // Journ. of Personality Assessment. 1980. № 44. P. 541–546.
  21. 21. Layne C., Michels P.Y. Inventory responding as a model of people's acceptance of personality interpretations // Journ. of Personality Assessment. 1979. № 43. P. 509–513.
  22. 22. Manning E.J. “Personal validation”: Replication of Forer's study // Psychological Reports. 1968. № 23. P. 181−182.
  23. 23. Marks D., Kammann R. The psychology of the “psychic”. Buffalo, NY: Prometheus, 1980.
  24. 24. Merrens M.R., Richards W.S. Acceptance of generalized versus bona fide personality interpretations // Psychological Reports. 1970. № 27. P. 691–694.
  25. 25. Mosher D.L. Approval motive, acceptance of “fake” personality test interpretations which differ in favorability // Psychological Reports. 1965. № 17. P. 395–402.
  26. 26. Mason O.J., Budge K. Schizotypy, self-referential thinking, the Barnum effect // Journ. of behavior therapy and experimental psychiatry. 2011. V.42. № 2. P. 145–148.
  27. 27. Orpen R.B., Jamotte A. The acceptance of generalized personality interpretations. Journ. of Social Psychology. 1975. № 96. P. 147–148.
  28. 28. Rosen G.M. Effects of source prestige on subjects' acceptance of the Barnum Effect: Psychologist versus astrologer // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1975. № 43. P. 95.
  29. 29. Snyder C.R., Clair M.S. Does insecurity breed acceptance? Effects of trait, situational insecurity on acceptance of positive, negative diagnostic feedback // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1977. № 45. P. 843–850.
  30. 30. Snyder C.R., Shenkel R.J. Effects of favorability, modality, relevance upon acceptance of general personality interpretations prior to, after receiving diagnostic feedback // Journ. of Consulting, Clinical Psychology. 1976. № 44. P. 34–41.
  31. 31. Ulrich, R. E., Stachnik, T. J., & Stainton, N. R. Student acceptance of generalized personality interpretations // Psychological Reports. 1963. № 13(3). P. 831–834.
  32. 32. Weisberg P. Student acceptance of bogus personality interpretations differing in level of social desirability // Psychological Reports. 1970. № 27. P. 743–746.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека