Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online)2713-041X

Августа Викторовна Ярмоленко – видная представительница петербургской психологической школы

Код статьи
S020595920014247-7-
DOI
10.31857/S020595920014247-7
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 42 / № 2
Страницы
82-87
Аннотация

Августа Викторовна Ярмоленко – видная представительница Петербургской психологической школы. В статье описаны её профессиональное становление, научная и педагогическая деятельность на разных этапах жизни. Ее биография с самого начала была связана со школой В.М. Бехтерева, у которого она училась в Психоневрологической академии и под руководством которого работала в Институте мозга. Многие годы работая в области дефектологии, она стала ведущим специалист страны по психологии слепоглухонемых. Научные работы А.В. Ярмоленко также посвящены осязанию, многоязычию, общей и экспериментальной психологии. А.В. Ярмоленко работала медсестрой в годы Великой Отечественной войны. В статье освещается роль А.В. Ярмоленко как соратника Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева в становлении и развитии психологического образования и науки в СПбГУ.

Ключевые слова
история психологии, А.В. Ярмоленко, Петербургская психологическая школа, Институт мозга им. В.М. Бехтерева, Великая Отечественная война, ленинградский государственный университет, психология слепоглухих, психология речи и осязания, психологическое образование
Дата публикации
04.04.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
250

Библиография

  1. 1. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. М.: АПН РСФСР, 1959.
  2. 2. Военный билет А.В. Ярмоленко // Архив ИП РАН, фонд А.В. Ярмоленко.
  3. 3. Временное удостоверение А.В. Ярмоленко // Архив ИП РАН, фонд А.В. Ярмоленко.
  4. 4. Журнал протоколов и учета работы лаборатории рефлексологии детства Института мозга // Домашний архив Н.А. Логиновой.
  5. 5. Карпова Э.Б., Исурина Г.Л., Журавлев А.Л. Психологическая концепция отношений В.Н. Мясищева: Основы и содержание // Психологический журнал. 2020. Т. 41. №2. С. 5−14.
  6. 6. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941−1945). М.: Московский гуманитарный университет, Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.
  7. 7. Личный листок слушательницы курсов медсестер // Архив ИП РАН, фонд А.В. Ярмоленко.
  8. 8. Логинова Н.А. Об Институте мозга им. В.М. Бехтерева // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №5. С. 110−119.
  9. 9. Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. СПб.: СПбГУ, 2005.
  10. 10. Логинова Н.А. История Петербургской психологической школы: новые архивные находки (к 100-летию Института мозга им. В. М. Бехтерева) // Историческая преемственность в отечественной психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019. С. 259−267.
  11. 11. Мясищев В.Н. Личность и труд аномалийного ребенка // Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей (в связи с задачами обучения и воспитания) / Под ред. В.Н. Мясищева. Л.: Институт мозга, 1936. С. 3−21.
  12. 12. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. К вопросу о концептуальных основаниях научной школы истории отечественной психологии В.А. Кольцовой // Развитие российской психологии накануне и после русской революции 1917 года: Тенденции, научные школы, персоналии: сборник статей участников Всероссийской научной конференции с международным участием / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Ю.Н. Олейник, Э.В. Тихонова; РФФИ, Арзамасский филиал ННГУ, ИП РАН, МосГУ. Саров: Интерконтакт, 2019. (Арзамасские чтения по истории психологии). С. 93−106.
  13. 13. Программа теоретического семинара факультета психологии ЛГУ и психологических лабораторий НИИКСИ. Протокол №11. Сентябрь 1967 г. // Протоколы Ученого совета факультета психологии ЛГУ. ЦГА СПб. Фонд 7240. Опись 22. Дело 81.
  14. 14. Свидетельство №65/896 // Архив ИП РАН. Фонд А.В. Ярмоленко.
  15. 15. Серебрякова Р.О., Ярмоленко А.В. В.Н. Мясищев – ученый и педагог. // Психология личности и малых групп: Л.: ЛГУ, 1977. С. 4−8.
  16. 16. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.: Педагогика, 1972.
  17. 17. Соколянский И.А. Письмо Б.Г. Ананьеву 1959 г. // Домашний архив Б.Г. Ананьева.
  18. 18. Справка // Архив ИП РАН. Фонд А.В. Ярмоленко.
  19. 19. Тематические карточки научных работ (философский факультет) // ЦГА СПб. Фонд 7240. Опись 14, дело 1219, л. 35.
  20. 20. Ярмоленко А.В. Обследование движений аномальных детей: Л.: Гос. рефлексологический институт по изучению мозга им. В.М. Бехтерева; М.: Гос. мед. изд-во, 1931. 125 с.
  21. 21. Ярмоленко А.В. Представление времени у слепоглухонемых // Вопросы психофизиологии и клиники чувствительности. Сборник экспериментальных исследований. Л.: 1939. С. 174−181.
  22. 22. Ярмоленко А.В. Пространственные представления при потере слуха и зрения // Проблемы психологии. Л.: ЛГУ, 1948.
  23. 23. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л: ЛГУ: 1961.
  24. 24. Ярошевский М.Г. Уникальное сосредоточие психологических знаний // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 120–122.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека