- Код статьи
- S020595920015131-0-
- DOI
- 10.31857/S020595920015131-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 42 / № 3
- Страницы
- 16-26
- Аннотация
Статья посвящена изучению взаимосвязи показателей общей ориентированности на социальное сравнение и ориентированности на сравнение по внешности с особенностями субъективного отношения к моде. Для оценки общей ориентированности на социальное сравнение использован “Русскоязычный опросник ориентированности на социальное сравнение”, для оценки ориентированности на сравнение по внешности — “Шкала сравнения физической внешности”, для изучения субъективного отношения к моде — опросник “Шкала отношения к моде”.В исследовании участвовали 166 московских студентов, получающих образование по специальностям “психология”, “товароведение”, “менеджмент и сервис”, “социология”, “экономическая безопасность”, “искусствоведение”. Гипотеза заключалась в том, что отношение к моде, задающей постоянно меняющиеся нормы оформления внешности в определенном социокультурном контексте, взаимосвязано с тем, насколько человек склонен к социальному сравнению. Обнаружено, что чем более выражена ориентированность на сравнение по внешности, общая ориентированность на социальное сравнение, а также специфические виды ориентированности на сравнение себя со знакомыми и с незнакомыми людьми, тем более выражено отношение к моде как к значимому многоаспектному социокультурному феномену. Выявлено, что такие показатели как ориентированность на сравнение себя с другими по внешности, общая ориентированность на социальное сравнение и ее отдельные виды связаны с оценками, отражающими разные аспекты восприятия моды. Наибольшее количество статистически значимых взаимосвязей обнаружено для участников, обучающихся специальностям “Социология” и “Менеджмент и сервис”.
- Ключевые слова
- ориентированность на социальное сравнение, сравнение внешности, психология моды
- Дата публикации
- 12.06.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 396
Библиография
- 1. Артемцева Н.Г., Грекова Т.Н. Методика “Шкала отношения к моде” (ШОМ) как диагностика личностных представлений о моде // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. М.: Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. 2016. С. 18–24.
- 2. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: КДУ. 2015.
- 3. Журавлев А. Л., Ушаков В. Д., Юревич А. В. Менталитет, общество и психосоциальный человек (ответ участникам дискуссии) // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 1. 2017. С.107–112.
- 4. Килошенко М.И. Мода и Я-концепция // Психология моды / Под ред. И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. С. 34–47.
- 5. Лабунская В.А. Особенности самоотношения девушек – участниц кастингов, отличающихся оценками красоты внешнего облика // Психолог. 2017. № 5. С. 33–45.
- 6. Психология моды / Под ред. И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019.
- 7. Рамендик Д.М. Восприятие одежды и моды: когнитивные и социально-психологические факторы // Психология моды / Под ред. И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. С. 47–56.
- 8. Самойленко Е.С., Савченко Т.Н., Корбут А.В. Методический инструмент измерения ориентированности на виды социального сравнения // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Кольцовой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. С. 532–541.
- 9. Buunk A.P., Gibbons F.X., Dijkstra P., Krizan Z. Individual differences in social comparison. The complex effects of social comparison orientation // Social comparison, judgment, and behavior / Eds. J. Suls, R.L. Collins, L. Wheeler. Oxford: Oxford University Press, 2020. P. 77–104.
- 10. Buunk A.P., Peiro J.M., Griffioen C. A positive role model may stimulate career-oriented behavior // Journal of Applied Social Psychology. 2007. V. 37. № 7. P. 1489–1500.
- 11. Entwistle J. The fashioned body: Fashion, dress and social theory. – John Wiley & Sons, 2015.
- 12. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human relations. 1954. 7. P. 117–140.
- 13. Gibbons F.X., Buunk A.P. Individual differences in social comparison: development and validation of a measure of social comparison orientation // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. V. 76. № 1. P. 129–142.
- 14. Klein W.M., Weinstein N.D. Social comparison and unrealistic optimism about personal risk // Health, coping and well-being: Perspectives from social comparison theory / Eds. A.P. Buunk, F.X. Gibbons. Mahwah, N.J.: Erlbaum, 1997. P. 25–61.
- 15. Kruglanski A.W., Mayseless O. Classic and current social comparison research: expanding the perspective // Psychological Bulletin. 1990. V. 108. № 2. P. 195–208.
- 16. Litt D.M., Stock M.L., Gibbons F.X. Adolescent alcohol use: Social comparison orientation moderates the impact of friend and sibling behavior // British Journal of Health Psychology. 2015. V. 20. № 3. P. 514–533.
- 17. Mair C. The Psychology of Fashion. Routledge, 2018.
- 18. McNeill L. S. Fashion and women’s self-concept: a typology for self-fashioning using clothing // Journal of Fashion Marketing and Management: An International Journal. 2018. Т. 22. №1. P. 82–98.
- 19. O’Brien K.S., Caputi P., Minto R., Peoples G., Hooper C., Kell S., Sawley E. Upward and downward physical appearance comparisons: Development of scales and examination of predictive qualities // Body Image. 2009. № 6. P. 201–206.
- 20. Schaefer L.M. The Development and Validation of the Physical Appearance Comparison Scale-Revised (PACS-R) // A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Department of Psychology, College of Arts and Sciences. University of South Florida. 2013.
- 21. Semerjian T., Stephens D. Comparison style, physical self-perceptions, and fitness among older women // Journal of Aging and Physical Activity. 2007. V. 15. № 2. P. 219–235.
- 22. Sun Y., Guo S. Predicting fashion involvement by media use, social comparison, and lifestyle: An interaction model // International Journal of Communication. 2017. Т. 11. P. 4559–4582.
- 23. Thompson J.K., Heinberg L.J., Altabe, M., Tantleff-Dunn S. Exacting Beauty. Washington DC: American Psychological Association. 1999.
- 24. Thompson J.K., Heinberg L., Tantleff S. The physical appearance comparison scale (PACS) // The Behavior Therapist. 1991. № 14. P. 174.
- 25. White J.B., Langer E.J., Yariv L., Welch J C., IV. Frequent social comparisons and destructive emotions and behaviors: The dark side of social comparisons // Journal of Adult Development. 2006. № 13. P. 36–44.
- 26. Wood J.V. What is social comparison and how should we study it? // Personality and social psychology bulletin. 1996. V. 22. № 5. P. 520–537.