- Код статьи
- S020595920015202-8-
- DOI
- 10.31857/S020595920015202-8
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 42 / № 4
- Страницы
- 59-73
- Аннотация
Структурно-диалектическая психология нацелена на развитие способности видеть пространство возможностей в неопределенных ситуациях, преодолевать противоречия и мыслить творчески благодаря совершенствованию диалектических мыслительных процессов. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей развития диалектического мышления у детей 5–7 лет. Предполагалось, что существуют различия в успешности решения типичных диалектических задач, направленных на создание творческого продукта, преодоление противоречий и понимание процессов развития. Эти различия могут быть связаны с полом и возрастом детей старшего дошкольного возраста. В исследовании применялись методики оценки успешности выполнения диалектических мыслительных действий. Методика “Рисунок необычного дерева” позволяет оценить способность ребенка решать творческую задачу. Методика “Циклы” оценивает способность ребенка понимать простейшие процессы развития и применять диалектические мыслительные действия: сериации, превращения и обращения. Методика “Что может быть одновременно?” направлена на оценку способности преодолевать противоречия. Решение задачи такого типа подразумевает применение диалектического мыслительного действия опосредствования. В качестве исходного выступало предположение, что результаты выполнения всех методик будут положительно связаны между собой и возрастом детей. В исследовании приняли участие 310 детей (156 мальчиков и 154 девочки) в возрасте от 5 лет до 7 лет 5 мес. Полученные результаты свидетельствуют о гетерохронности развития диалектических мыслительных действий. При этом были обнаружены гендерные различия: девочки успешнее выполняют методику “Циклы” (t=-2.401; p=0.017), а мальчики лучше справляются с заданиями методики “Что может быть одновременно?” (t=1.879; p=0.046) и чаще изображают диалектические деревья. Были разработаны нормы отдельно для мальчиков и для девочек по этим методикам. Выявлены возрастные различия при выполнении методики “Рисунок необычного дерева” у детей 5–6 и 6–7 лет (χ²=5.860 при p=0.043, сила эффекта VCramer’s – 0.139). Результаты, полученные при выполнении дошкольниками различных методик по оценке развития диалектического мышления, указывают, с одной стороны, на гетерохронность развития его компонентов, а с другой – на их связь.
- Ключевые слова
- мышление детей дошкольного возраста, структурно-диалектический подход, диалектическое мышление, диалектические мыслительные действия, диалектическая задача, противоречия
- Дата публикации
- 14.08.2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 340
Библиография
- 1. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. 2012. № 3. C. 294–298.
- 2. Белолуцкая А.К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. 2017. № 2. С. 44–54
- 3. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых // Педагогический журнал Башкирии. 2011. № 2. С. 50–58.
- 4. Бурменская Г.В. Л. Ф. Обухова: уроки научные и человеческие Еще раз к вопросу о стратегиях исследования умственного развития ребенка. // Национальный психологический журнал. 2019. № 2(34). С. 10–18.
- 5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006.
- 6. Веракса Н.Е. Структура и содержание диалектического мышления // Интеллектуальное развитие дошкольника: структурно-диалектический подход / Под ред.: И.Б. Шиян. М.: МГПУ, 2009. С. 5–22.
- 7. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель. Диалектическое обучение. М.: Эврика, 2005. С. 35–51.
- 8. Выготский Л.С. Собр .соч. Т. 4. М., 1984. С. 258.
- 9. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972.
- 10. Диалектика и логика. Законы мышления Коллектив авторов: Кедров Б.М.[и дp.] / Под ред. Кедрова Б.М. М.: Изд-во академии наук СССР, 1962. 336 с.
- 11. Зададаев С.А. Методы структурной диалектики. М.: Граница, 2012.
- 12. Запорожец А.В. Развитие рассуждения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание, 1947. № 8. С. 28–41.
- 13. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Наука, 1974
- 14. Крашенинников Е.Е. Творчество и диалектическое мышление // Современное дошкольное образование. 2008. № 4. C. 42–49.
- 15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва : Политиздат, 1977.
- 16. Мальцев В.И. Диалектический материализм и вопросы логики: Автореф. дисc. … док. философ. наук. М., 1953.
- 17. Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. М., 2013.
- 18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ.: Питер, 2007.
- 19. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. 2013. № 3. С. 329–332.
- 20. Шиян О.А. Особенности освоения студентами диалектических структур в научном содержании // Казанский педагогический журнал. 2011. № 5. С. 78–82.
- 21. Arlin P. Dialectical thinking: Further implication for Creative thinking // Encyclopedia of Creativity / Eds. Runko A. M., Pritzer S. L. Vol. 1. Academic Press, 2011. P. 383–386.
- 22. Basseches M. Dialectical schemata. A framework for the empirical study of the development of dialectical thinking // Human Development. 1980. V. 23. P. 400–421. https://doi.org/10.1159/000272600
- 23. Bhaskar R., Esbjorn-Hargens S., Hedlund-De Witt N., Hartwig, M. Metatheory for the anthropocene: Emancipatory praxis for planetary flourishing.London, UK: Routeledge, 2016.
- 24. Goossens, F.A., Ijzendoorn, M.H.: Een kritische analyse van het wetenschapstheoretische en methodologische werk van Klaus F. Riegel. // Psychologie en Maatschappij. 1980. V. 12. P. 384–409.
- 25. Hoffman W. C. The Formal Structure of Dialectical Psychology // Journ. of Mind Theory. 2012. V.1. P. 1–27.
- 26. Laske O. Laske's Dialectical Thought Form Framework (DTF) as a Tool for Creating Integral Collaborations: Applying Bhaskar's Four Moments of Dialectic to Reshaping Cognitive Development as a Social Practice // Integral review. 2015. V. 11. P. 72–92.
- 27. Masalimova A.R., Mikhaylovsky M.N., Grinenko AV., Smirnova M.E., Andryushchenko L. B., Kochkina M.A., Kochetkov I.G. Тhe interrelation between cognitive styles and copying strategies among student youth. // Eurasia Journ. of Mathematics, Science and Technology Education. 2019. V. 15(4), em1695. https://doi.org/10.29333/ejmste/103565
- 28. Norenzayan A., Smith E.E., Kim B.J., Nisbett R.E. Cognitive science 2002.№ 26 (5). 653–684.
- 29. Peng K., Nisbett R. E. Dialectical responses to questions on dialectical thinking // American Psychologis. 2000. V. 55. P. 1067–1068. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.9.1067
- 30. Piaget J. Les Formes Elementaires de la Dialectique. P., 1980.
- 31. Riegel K.F. Dialectic operation: the final period of cognitive development // Human Development. 1973. V. 16. P. 346–370. https://doi.org/10.1159/000271287
- 32. Zabelina E.V.,Fortunato V.J. Development of a Russian version of the mindtime profile inventory: the measurement of past, present, and future thinking in a Russian sample // Psychology in Russia.2019. P.:146-164. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0211