Отечественная космическая психология: история становления и особенности развития
Отечественная космическая психология: история становления и особенности развития
Аннотация
Код статьи
S020595920015231-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кандыбович С.  
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: ФГБОУ ВО “Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина”
Адрес: г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
Лысакова Елена Николаевна
Должность: доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента
Аффилиация: ФГБОУ ВО “Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)”
Адрес: Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
Лысаков Николай Дмитриевич
Должность: профессор кафедры социологии, психологии и социального менеджмента
Аффилиация: ФГБОУ ВО “Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)”
Адрес: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
Выпуск
Страницы
97-106
Аннотация

Целью исследования является анализ истории становления отечественной космической психологии, определение особенностей ее развития как отрасли психологии. Обосновывается вывод о состоянии космической психологии: пройдя этап подготовки и выполнения кратковременных полетов на околоземной орбите, на современном этапе подготовки и выполнения длительных полетов на околоземной орбите космическая психология готовится к переходу на третий этап своего становления — подготовки и выполнения межпланетных полетов по программам колонизации Луны и Марса. Выделены особенности развития космической психологии: 1) существенное влияние авиационной психологии; 2) тесные межпредметные связи с космической медициной и различными видами космической подготовки; 3) непосредственный вклад космонавтов в науку и популяризацию космонавтики; 4) обеспечение высокотехнологичных трудовых функций.

Ключевые слова
космическая психология, космическая медицина, авиационная психология, пилотируемый космический полет, высокотехнологичные трудовые функции
Классификатор
Получено
05.06.2021
Дата публикации
12.06.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
1313
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Эра пилотируемой космонавтики началась 12 апреля 1961 г., когда с космодрома Байконур ракета-носитель “Восток” вывела на околоземную орбиту советский космический корабль “Восток-1” под управлением военного летчика Юрия Алексеевича Гагарина и с его знаменитой фразы “Поехали!” во время старта. Это грандиозное событие было подготовлено всем ходом развития космонавтики и всех наук о человеке летающем. На сегодняшний день человечество стоит перед новыми вызовами современности, которые в ряде случаев требуют существенных интеллектуальных и человеческих ресурсов. Тем не менее фундаментальная наука всегда смотрит не только в ближайшее, но и в дальнее будущее. В этом будущем освоение космического пространства, дальние космические перелеты будут играть ключевую роль, определяя вектор развития цивилизации. Человечество имеет возможность накопить интеллектуальный, технический, энергетический потенциал, чтобы в самом ближайшем будущем осуществить грандиозный прорыв к другим планетам, осуществив не только романтическую мечту человечества, но и перейдя на качественно новый виток научного, технического, мировоззренческого развития. Психология в этом ряду выполняет важную роль обеспечения психофизиологической и личностной надежности космонавтов.
2 Цель данного исследования — анализ истории отечественной космической психологии, определение особенностей ее развития как отрасли психологической науки. Результаты исследований и перспективные направления космической психологии могут внести существенный вклад в развитие космических исследований и в формирование психологии XXI в., одной из важнейших задач которой является комплексное обеспечение безопасности человека в различных условиях жизнедеятельности. Анализ истории развития космической психологии представляет собой ту теоретико-методологическую базу, на основе которой возможно и определение ее дальнейших перспективных направлений.
3 Космическая психологияотрасль психологии, изучающая воздействие специфических условий и факторов космического полета на психологические аспекты деятельности космонавтов [4]. Решение об отборе военных летчиков и подготовке их к полету в космическое пространство было закреплено в руководящих документах партии и правительства СССР в 1959 г. Принципиальная новизна поставленных задач требовала, еще и в лимите времени, адаптировать сложившуюся в отечественной науке о человеческом факторе в авиации методологию для медицинских, психологических, педагогических исследований и прикладных разработок и, безусловно, предложить качественно новые решения.
4 Достижения авиационной медицины, авиационной психологии, авиационной педагогики стали научной основой формирования диагностических и обучающих методик в космонавтике. Оперативно создавались новые технологии с учетом специфики условий космического полета и опыта изучения животных. В работу включились ученые и практики авторитетных научных школ. Флагманом выступил Государственный Ордена Красной Звезды научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины Министерства обороны. В частности, на базе института осуществлялось медицинское обеспечение космических полетов по программам “Восток” и “Восход”. Став великой авиационной державой, наша страна уверенно устремилась в космос.
5 Рассмотрим особенности развития отечественной космической психологии на разных исторических этапах, начиная с 1959 г., который можно назвать годом ее рождения. Предыстория космической психологии связана с работами в области психологии воздухоплавания и авиационной психологии, в которых формулировались закономерности функционирования и развития психики пилотов, методологические принципы их отбора и обучения. Мечта о космических полетах существовала в коллективном сознании человечества задолго до начала космической эры и была представлена в трудах философов-космистов и фантастических произведениях писателей.
6 К.К. Платонов в работе “Человек в полете” 1957 года издания исследовал в исторической перспективе особенности деятельности человека на основе факторов наращивания высоты и скорости полета на аппаратах легче воздуха (воздухоплавание), на аппаратах тяжелее воздуха (авиация), на космических аппаратах (космонавтика). В параграфе, посвященном космическому полету, К.К. Платонов в самом общем виде раскрыл его специфику относительно полетов в атмосфере и наметил основные задачи медицинского обеспечения космического полета. На завершающей странице книги автор делает вывод о повышенных требованиях к здоровью летчиков, их морально-психологическим качествам, подчеркивая, чтобы стать хорошим летчиком, надо обладать волей, профессиональным чувством любви к своему делу, патриотизмом [17]. Как показало недалекое будущее, данные критерии стали актуальны и при отборе кандидатов в космонавты.
7 С. Г. Мельник предложил выделить такие этапы развития космической психологии, как: 1) период подготовки и выполнения кратковременных полетов в космос; 2) период подготовки и выполнения длительных полетов в космос [16]. Логика развития пилотируемой космонавтики позволяет уточнить данную периодизацию и назвать исторические этапы следующим образом: 1) период подготовки и выполнения кратковременных полетов на околоземной орбите; 2) подготовки и выполнения длительных полетов на околоземной орбите. Современная космическая психология готовится к переходу на третий этап развития — подготовки и выполнения межпланетных полетов. Как понятно из материалов исследований новейшего времени, вектор интереса ученых направлен на создание технологических и медико-психологических условий колонизации Луны и Марса [10, 12, 13, 20, 21, 22, 23, 26]. С.К. Крикалев, Б.И. Крючков, А.А. Курицын провели всесторонний анализ развития отечественной и мировой космонавтики и сделали вывод о том, что существующие достижения в науке и технике, приобретенный опыт выполнения космических программ позволяют приступить к решению задач по освоению дальнего космоса с помощью средств пилотируемой космонавтики [12].
8 РАЗВИТИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ КРАТКОВРЕМЕННЫХ ПОЛЕТОВ НА ОКОЛОЗЕМНОЙ ОРБИТЕ (1959–1970 ГГ. ХХ В.)
9 Задачи космической психологии на данном этапе:
10 1. Определение личностных и интеллектуальных качеств кандидатов в космонавты, оценка уровня мотивации, устойчивости внимания, оперативной памяти и пространственного мышления в условиях космического полета и стрессовых ситуаций.
11 2. Исследование психологических возможностей восприятия информации от систем индикации и управления космическим кораблем, ее переработки и принятия решений в полете.
12 3. Изучение перестройки суточной динамики некоторых психических функций в космическом полете, разработка способов укрепления психических процессов и состояний космонавта.
13 4. Выявление социально-психологических особенностей космического полета с учетом фактора изолированности и распределения ролей в экипаже.
14 Одной из важнейших проблем космической медицины в преддверии первого полета человека на космическом корабле была проблема психологического отбора. С.Г. Мельник, исследуя историю космической психологии, отмечает, что одним из новых, весьма мало изученных вопросов, вставших перед космической медициной при планировании космических полетов человека, явился вопрос о влиянии на космонавта длительного пребывания в условиях изоляции и одиночества (сурдокамерные испытания) [16]. Принципиальная схема сурдокамерных испытаний была предложена Ф.Д. Горбовым, которая состояла в воспроизведении профессиональной ситуации с имитацией основных этапов длительной операторской работы в экологически замкнутой системе, не привязываясь к конкретным техническим конструкциям и связанными с ними операциями управления [6].
15 Ученики Ф.Д. Горбова успешно продолжили важные направления научно-практической работы: В.И. Мясников осуществлял отбор космонавтов, М.А. Новиков разрабатывал вопросы группового взаимодействия в экипаже, О.П. Козеренко почти сорок лет возглавляла группу психологической поддержки космонавтов в полете [5].
16 По результатам инженерно-психологических исследований были разработаны, определены и обоснованы принципы построения системы ручного управления ориентацией, дальним сближением, причаливанием и спуском космического летательного аппарата; возможности ручного управления на различных этапах полета при воздействии специфических факторов полета; параметры конкретных систем ручного управления с учетом психофизиологических возможностей космонавта; структурные характеристики процесса ручного управления кораблем; система комбинированного управления в режиме совместной работы летчика-космонавта и автоматического контура; обобщенный критерий оценки систем управления, сформированный из частных показателей с соответствующими весовыми коэффициентами.
17 Проблема комплектования членов экипажей космических кораблей по принципу психологической совместимости была поставлена еще до полета в космос Ю.А. Гагарина, большой вклад в ее решение внесли Ф.Д. Горбов, М.А. Новиков, Г.В. Изосимов, М.И. Клевцов и др. С помощью прибора “Гомеостат”, моделирующего групповое психофизиологическое взаимодействие, удалось выявить некоторые закономерности групповых процессов и сформировать понятие психофизиологической совместимости [5, 6]. Исследования в этом направлении стали наиболее актуальными в период подготовки и выполнения длительных космических полетов.
18 Первый в мире полет человека на околоземную орбиту состоялся 12 апреля 1961 г. на корабле “Восток-1”, который пилотировал Юрий Алексеевич Гагарин. Первый в истории выход человека в открытый космос осуществил Алексей Архипович Леонов во время экспедиции 18–19 марта 1965 г. (космический корабль “Восход-2”, в составе экипажа — Павел Иванович Беляев). 24 апреля 1967 г. при совершении посадки погиб Летчик-космонавт СССР № 7,Герой Советского Союза Владимир Михайлович Комаров — первый человек, побывавший в космосе дважды и первый человек, погибший при освоении космоса. Отечественная пилотируемая космонавтика впервые в мире столкнулась с трагедией потери космонавта и получила бесценный опыт расследования причин катастроф.
19 В 1968 г. вышла в свет книга “Психология и космос”, авторы — Ю.А. Гагарин, В.И. Лебедев [3]. Эта работа символически закрепила союз психологической науки и космонавтики, раскрывая в научно-популярном стиле темы, имеющие важное теоретическое и практическое значение и в наше время: функционирование системы “человек-робот”, поддержание работоспособности в экстремальных условиях, профилактика пространственных иллюзий, саморегуляция эмоционально-волевой сферы, профессионально важные качества космонавтов, психология изолированной группы, особенности межпланетного экипажа и многие другие. В дальнейшем эта успешная научно-просветительская деятельность будет продолжена Г.Т. Береговым, А.А. Леоновым [1, 15].
20 РАЗВИТИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ НА ОКОЛОЗЕМНОЙ ОРБИТЕ (1970 Г. — ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).
21 Задачи космической психологии на данном этапе:
22 1. Исследование закономерностей адаптации космонавтов к экстремальным факторам полета, в том числе при выходе в открытый космос, и реадаптации после возвращения на Землю.
23 2. Выявление факторов профессионального долголетия космонавтов и разработка концепции психологического обеспечения различных этапов профессионализации.
24 3. Обоснование принципов групповой психологической подготовки космонавтов с учетом знаний в области социальной психологии изолированной группы, гендерной психологии, этнической психологии.
25 4.  Совершенствование методов тренажерной подготовки с использованием достижений в области труда, инженерной психологии и эргономики.
26

5. Подготовка к полету непрофессиональных космонавтов (космических туристов) с оценкой их психофизиологических качеств и способностей.

27 6. Разработка методологии подготовки экипажей к межпланетным полетам в рамках программ колонизации Луны и Марса, включающей методики индивидуального и группового отбора, тренингов саморегуляции эмоциональных состояний, изучение психофизиологического ресурса космонавта в условиях управления роботами, в том числе, антропоморфными.
28 Первый длительный полет на околоземной орбите совершили Андриян Григорьевич Николаев и Виталий Иванович Севастьянов на космическом корабле “Союз-9” с 1 по 19 июня 1970 года. На первый план выступили задачи изучения психологических аспектов адаптации человека к космическому кораблю, влиянию невесомости, гиподинамии, сенсорной депривации, выполненные Ф.Д. Горбовым, В.И. Мясниковым, В.А. Дегтяревым, Э.В. Лапаевым, Е.М. Югановым и др.
29 Понятно, что при выполнении кратковременных полетов в космос часть психологических аспектов еще не затрагивалась. Например, роль и значение пассивного и активного отдыха, проблема сна. Длительные полеты выявили ряд нарушений со стороны организма, касающихся в основном течения адаптационных и особенно реадаптационных процессов в первые часы и дни после приземления. Так, Г.М. Зараковский и С.Л. Рысакова предложили в качестве исходной психологической концепции активного отдыха использовать теорию деятельности, которая посредством цели формирует рабочую доминанту, актуализирует программу достижения цели деятельности. Предложенная авторами концепция и результаты проведенных ими экспериментов позволили выработать ряд практических рекомендаций по использованию в длительных полетах музыки, произведений изобразительного искусства и художественной литературы. Отдельной исследовательской темой стала разработка игровых и рисовальных средств (в частности, шахмат, авторучек, карандашей) для применения в космическом полете. М.И. Клевцов стал одним из первых исследователей, занимавшийся этими важными вопросами.
30 А.К. Попов, А.Л. Наринская, Б.С. Алякринский, В.И. Мясников и Л.Г. Мордовская сформулировали рекомендации по повышению эффективности труда членов экипажа в длительном полете. Это способы перестройки суточной динамики некоторых психических функций, рекомендации по улучшению организации рабочей деятельности во временном аспекте (с позиции изменения обычной системы датчиков времени), критерии для оценки степени натренированности, предложения по использованию некоторых показателей сенсомоторных навыков управления в целях прогнозирования степени надежности системы “человек — космический корабль” [17].
31 На протяжении данного периода разрабатывались базовые принципы групповой психологической подготовки, которые состоят в учете сходства ценностных ориентаций, социальных и профессионально-мотивационных установок членов экипажа, сочетания взаимокорректирующих индивидуально-характерологических особенностей членов экипажа с превалированием позитивных личностных свойств и качеств у командира; планировании объема и содержания подготовки конкретно для каждого экипажа и в зависимости от длительности полета и др.
32 Существенный вклад в развитие космической психологии внесли сотрудники лаборатории специальных прикладных проблем, созданной в 1972 г. в Институте психологии АН СССР. Л.Г. Дикая констатирует: “С первых дней своего существования Институт психологии РАН (тогда АН СССР) поддерживал научно-организационные отношения с НИИ авиационной и космической медицины, Центром подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, Институтом медико-биологических проблем МЗ СССР и АН СССР” [7. С.78].
33 По итогам исследований В.А. Попова, Л.А. Китаева-Смыка, Л.Г. Дикой, А.А. Гостева, Е.А. Черенковой, О.М. Салманиной, В.Г. Зазыкина, В.А. Чурсинова, В.А. Денисова и др. были сформулированы практические рекомендации по совершенствованию профессионального обучения космонавтов на тренажерах, в том числепо разработке специальных тренировок (“тренировочных зон”) на борту орбитальных станций в длительных космических полетах, по структуре и принципам использования бортовых тренажеров, по внедрению новых психологических методов анализа и оценки деятельности космонавтов на тренажерах [7]. В процессе плодотворной работы лаборатории создана целостная концепция надежности деятельности человека-оператора.
34 Получила развитие традиция издания научно-популярных книг для широкого круга читателей, в который анализировались новые результаты, достигнутые космонавтикой и космической психологией: А.А. Леонов, В.И. Лебедев “Психологические проблемы межпланетного полета” (1975), Г.Т. Береговой “Космос — землянам” (1983) [1, 15].
35 О.И. Жданов раскрыл психологическую основу профессионального долголетия космонавтов. Согласно автору, профессиональное долголетие этих уникальных специалистов возможно за счет создания системы пролонгированного психологического обеспечения деятельности космонавтов в единстве ее составляющих: психологического отбора, психологического обучения с психологической коррекцией и психологической поддержкой [8]. Зарубежная космическая психология также ориентирована на длительную программу поддержки психического здоровья астронавтов [25].
36 Кандидатами психологических наук стали: Летчик-космонавт СССР № 12, дважды Герой Советского союза Георгий Тимофеевич Береговой (1974 г.); мастер спорта СССР по парашютному спорту, член женской группы космонавтов Ирина Баяновна Соловьева (1980 г.); Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации Сергей Константинович Крикалев (2008 г). В диссертациях систематизированы, обобщены данные исследований по различным аспектам профессиональной деятельности космонавтов, что вывело космическую психологию на новый уровень развития, укрепило ее межпредметные связи с военной, социальной, экстремальной психологией.
37 В настоящее время в научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина обосновываются научно-практические рекомендации в процессе подготовки экипажей Международной космической станции на комплексных и специализированных тренажерах. Для оценивания тренированности космонавтов методом, основанном на использовании отклонений от штатной деятельности, предлагается ввести пятиуровневую классификацию операторских функций экипажа, в том числе, анализируются такие операторские функции, как действия в нештатных ситуациях, взаимодействие в экипаже, взаимодействие экипажа с Центром управления полетами и др. [14].
38 По мнению И.Б. Соловьевой, целенаправленное психологическое сопровождение подготовки космонавтов должно основываться на современных психолого-педагогических концепциях и принципах обучения и быть функционально включено в профессиональную подготовку, составляя часть ее содержания [19]. Как отмечает А.А. Злобина, в качестве метода психологического мониторинга тренировок космонавтов на всех этапах в настоящее время принято динамическое наблюдение за их деятельностью и поведением при выполнении циклограммы тренировки [9]. Получены данные о важных психофизиологических качествах и способностей непрофессиональных космонавтов (космических туристов): долговременная мотивация (заинтересованность) в выполнении космического полета, познавательная и творческая активность, целеустремленность, устойчивость личности к неблагоприятным эмоциональным, социально-психологическим воздействиям, настойчивость, коммуникабельность, самостоятельность [11].
39 Космическая психология как отрасль психологической науки и составляющая психологии профессий экстремального профиля в настоящее время приступила к обоснованию принципов психологического обеспечения трудовой деятельности в условиях максимального расширения границ опасности при колонизации Луны и Марса. Точность прогнозов и степень объективности результатов исследований в космической психологии — это один из факторов успешности будущих межпланетных полетов.
40 Полет на Марс представляет собой длительный автономный полет малой группы. Маршрут “Земля — Марс” составляет в среднем 220 суток, продолжительность обратного пути — в среднем 250 суток. Численность экипажа — 4–6 человек, которому необходимо жестко регламентировать потребление жизненно важных ресурсов, таких как вода, продукты, медикаменты и др. Все эти экстремальные факторы дополняются невозможностью досрочного возвращения на Землю и задержкой в прохождении сигнала при коммуникации с Землей. В этой связи сотрудниками Института медико-биологических проблем РАН проведен ряд важных исследований.
41

Так, разработана методика дистанционного мониторинга взаимоотношений в экипаже, а также стратегии применения индивидуальных и групповых психологических тренингов. Выдвинута гипотеза о цикличности выявленных изменений эффективности межличностного взаимодействия при сверхдлительной (более одного года) изоляции, сходной по продолжительности с полетом на Марс. В рамках данного исследования предложены новые подходы к групповому психологическому отбору и рациональному комплектованию экипажа, основанные на принципах самоорганизации (на уровне группы) и саморегуляции (на индивидуальном уровне) [22].

42 При моделировании межпланетного полета (эксперимент “Марс-500”) один из существенных выводов заключается в том, что при отборе в экипаж межпланетной миссии необходимо учитывать, с одной стороны, уровень индивидуальной психологической устойчивости, а с другой — способность экипажа в целом противостоять стрессу и сохранять высокую эффективность при выполнении задач миссии. Стиль лидерства и способ индивидуальной адаптации в группе являются важными детерминантами успешности деятельности всей группы [13].
43 В зарубежных публикациях много внимания уделяется вопросу отбора и подготовки астронавтов к эффективному освоению высокотехнологичных функций, например, таких, как телеоперация, связанная с понятием “роботизированная дистанционно управляемая рука” [26], обсуждается проблема обоснования единого подхода к жизнедеятельности на будущих построенных космических объектах, создании системы поддержки принятия решений — DSS (decision support system) [24].
44 В процессе осуществления длительных межпланетных перелетов в разы возрастает такая характеристика внешней и внутренней среды, как неопределенность, что напрямую будет отражаться и влиять на профессиональную деятельность космонавтов. Проблема неопределенности напрямую связана с проблемой психологической безопасности труда и в случаях с длительными космическими полетами может являться одним из решающих факторов его успешности. Длительные ситуации неопределенности в космическом пространстве и необходимость принятия решения в условиях дефицита информации могут существенно влиять на психическое и психофизиологическое состояние космонавтов, снижая их профессиональную надежность. Именно поэтому перспективным направлением исследований является изучение толерантности к неопределенности космонавта, в контексте возможностей и перспектив ее формирования.
45 При подготовке длительных межпланетных полетов многонациональных экипажей необходимо учитывать влияние фактора национальной культуры. Так, анализ различий в восприятии “своих” и “чужих” членов космических экипажей позволил выявить признаки наличия позитивных этнических стереотипов — идеализации иностранных членов экипажей у той части космонавтов, восприятие которых было более интегрированным. Исследователи считают, что данный вид стереотипизации восприятия не несет в себе негативных моментов, однако является признаком недостаточного знакомства с другой культурой, характерного для начальных этапов межкультурной адаптации [2].
46 В категориальном строе современной космической медицины и космической психологии закрепилось понятие “человек — робот — среда”. Эффективное применение робототехнических систем в пилотируемых полетах, в том числе, применительно к планам освоения и колонизации Луны, требует организации специальной профессиональной подготовки членов экипажей, что создает необходимость своевременной разработки методических, учебных и справочных материалов. Базовая методическая посылка предполагает нацеленность на понимание роли человека как центрального звена сложной системы. Как считают авторы, перспективными для обеспечения взаимодействия операторов с роботами можно считать многомодальные интерфейсы, основанные на одновременной обработке разнородной информации, что позволяет учитывать особенности физической рабочей среды, в которой находится человек, включая помеховые факторы [10].
47 Планирование работ на поверхности Луны с участием роботов, дистанционно управляемых человеком, актуализирует проблему эргономического проектирования их взаимодействия (распределения функций), которое должно вестись с учетом психофизиологических возможностей и ограничений человеческого восприятия и реагирования, “психофизиологической цены” выполнения сложной ответственной деятельности [21]. Один из выводов исследований, касающийся космической психологии, состоит в расчете факторов обитаемости лунной базы (оптимального персонального пространства, освещенности, размещения функциональных зон, обеспечения условий для работы и рекреации, коммуникации, психологической поддержки с Земли) с активным участием специалистов по космической медицине и психологии.
48 Согласны с авторами, что необходим большой объем совместных работ инженеров и медиков по созданию специализированных тренажеров, человеко-машинного интерфейса, средств мониторинга деятельности роботов. Вклад космической психологии, на наш взгляд, заключается в формировании готовности и способности космонавтов к профессиональному творчеству и личной ответственности при выполнении высокотехнологичных трудовых функций.
49 В работе “Человек летающий” В.А. Пономаренко продолжает исследование духовно-нравственных основ летной и космической профессии. “Именно духовные силы берут начало в природосообразности предназначения человека, реализуясь при этом в смысле отбираемых ценностей. Именно эти ценности в случае опасности дают о себе знать, когда нужно проявить свою человеческую и профессиональную надежность, порядочность, совестливость” [18. с. 130]. В продолжение темы взаимосвязи высокого профессионализма и духовности ряд авторов формулируют задачу создания системы целенаправленного воспитания и образования будущих участников полетов на Марс, начиная с детского и юношеского возраста [20].
50 ВЫВОДЫ
51 Таким образом, развитие космической психологии, с одной стороны, было обусловлено развитием космической техники, возможностью осуществления пилотируемого полета. С другой стороны, важнейшим компонентом, который необходимо учитывать при анализе развития космической психологии, является психологическая готовность социума к космическим полетам. В совокупности эти факторы детерминируют этапы становления космической психологии: 1) подготовки и выполнения кратковременных полетов на околоземной орбите; 2) подготовки и выполнения длительных полетов на околоземной орбите. Современная космическая психология готовится к переходу на третий этап развития — подготовки и выполнения межпланетных полетов по программам колонизации Луны и Марса. История развития космической психологии и социокультурные условия, в которых шло ее становление, в свою очередь детерминировали особенности развития космической психологии как отрасли психологической науки: 1) существенное влияние авиационной психологии, 2) тесные межпредметные связи с космической медициной и различными видами космической подготовки, 3) непосредственный научный и научно-популярный вклад космонавтов, 4) обеспечение высокотехнологичных трудовых функций. На сегодняшний день в развитии комической психологии наметились новые перспективы, которые, с одной стороны, уже имеют опору, когнитивную базу в общественном сознании, а с другой стороны, детерминированы направлением развития космической техники и стратегией освоения космического пространства.

Библиография

1. Береговой Г.Т. Космос — землянам. М.: Молодая гвардия, 1983. 191 с.

2. Виноходова А.Г., Гущин В.И., Юсупова А.К., Зюдфелд П., Джонсон Ф. Дж. Ретроспективный анализ межличностного восприятия и ценностей опытных космонавтов — участников международных полетов на орбитальных станциях “МИР” И МКС // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2017. Т. 51. № 5. С. 22–30.

3. Гагарин Ю.А., Лебедев В.И. Психология и космос. М.: Молодая гвардия, 1968, 1976. 207 с.

4. Гандер Д.В., Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Психология труда в экстремальных условиях: монография. М.: СГУ. 2013. 176 с.

5. Гатен Ю.В. Вклад Федора Дмитриевича Горбова в космическую психологию / Управление движением и навигация летательных аппаратов. Сборник трудов XIX Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов. Самара, 150–17 июня 2016 г. Самара: Самарский научный центр, 2017. С. 122–127.

6. Горбов Ф.Д. Экспериментальная групповая психология // Проблемы инженерной психологии. Л.: ЛГУ, 1969. Вып. 4. С. 252–260.

7. Дикая Л.Г. Вклад Института психологии Российской академии наук в развитие космической психологии // Национальный психологический журнал. 2011. № 1(5). С. 78–84.

8. Жданов О.И. Психологические факторы профессионального долголетия космонавтов // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. М.: Российское психологическое общество. 1996. Т. 2. Вып. 2. С. 199–202.

9. Злобина А.А. Особенности психологического мониторинга тренировок космонавтов // Человеческий капитал. 2017. № 3 (99). С. 33–34.

10. Карпов А.А., Сергеев С.Ф., Лахин О.И., Михайлюк М.В., Крючков Б.И., Усов В.М. Взаимодействие человека и робота в пилотируемом космическом полете: онтологический подход // Пилотируемые полеты в космос.2019. №4(33). С. 70–91. DOI 10.34131/MSF.19.4.70-91.

11. Ковинский А.А. Оценка важности психофизических качеств непрофессиональных космонавтов для выполнения ими полетов в космос // Пилотируемые полеты в космос. 2020. №2(35). С. 87–98. DOI 10.34131/MSF.20.2.87-98.

12. Крикалев С.К., Крючков Б.И., Курицын А.А. Пилотируемые полеты: от Ю.А. Гагарина к МКС и полетам в дальний космос. 2011. № 3(2). С. 6–20.

13. Кузнецова П.Г., Гущин В.И., Виноходова А.Г., Чекалина А.И., Швед Д.М. Межличностное взаимодействие в условиях высокой автономности при моделировании межпланетного полета (эксперимент “МАРС-500”) // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2016. Т. 50. № 2. С. 57–63.

14. Курицын А.А., Ярополов В.И., Ковинский А.А., Копнин В.А., Кутник И.В. Методы оценки тренированности космонавтов при проведении подготовки экипажей Международной космической станции // Пилотируемые полеты в космос.2019. № 2(31). С. 44–62. DOI 10.34131/MSF.19.2.44-62.

15. Леонов А.А., Лебедев В.И. Психологические проблемы межпланетного полета. М.: Наука, 1975. 248 с.

16. Мельник С.Г. Зарождение и развитие космической психологии / История отечественной космической медицины; под ред. И.Б. Ушакова, В.С. Бедненко, Э.В. Лапаева. М.–Воронеж, 2001. С. 246–262.

17. Платонов К.К. Человек в полете. М.: Воениздат, 1957. 288 с.

18. Пономаренко В.А. Человек летающий // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 4. С. 117–131.

19. Соловьева И.Б. Психологическое сопровождение профессиональной подготовки космонавтов // Пилотируемые полеты в космоc.2017.№1(22). С. 93–103.

20. Степанова С.И., Мясников В.И., Козеренко О.П., Сальницкий В.П., Нечаев А.П. Психологические аспекты подготовки и осуществления пилотируемой экспедиции на Марс // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2001. № 2. Т. 35. С. 54–64.

21. Ушаков И.Б., Бубеев Ю.А., Гущин В.И., Боритко Я.С. К проекту освоения Луны: некоторые инженерно-психологические и медицинские проблемы // Космическая техника и технологии. 2015. № 3(10). С. 68–80.

22. Хананашвили М.М., Виноходова А.Г., Гущин В.И., Сальницкий В.П. Новое в психологическом отборе, подготовке и комплектовании экипажа применительно к условиям пилотируемой экспедиции на Марс // Вестник российского гуманитарного научного фонда. 2008. № 1(50). С. 137–146.

23. Kanas N. Expedition to Mars: Psychological, interpersonal, and psychiatric issues // Journal of Cosmology. 2010. V. 12. P. 3741–3747.

24. Miller M., & Feigh K. Addressing the envisioned world problem: A case study in human spaceflight operations // Design Science. 2019. № 5. E3. doi:10.1017/dsj.2019.2.

25. Sherriff A., Favier J-J. Modern psychology for space exploration // 67 International Astronautical Congress (IAC), Guadalajara, Mexico, 26–30 September 2016.

26. Wang Chao, Niu Jianwei, Zhang Yijing & Pan Dan. An Evaluation Model Based on the Fuzzy AHP for Teleoperation Performance // The International Journal of Aerospace Psychology. 2019. Vol.29. № 1.P.42–52. doi.org/10.1080/24721840.2019.1602472.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести