- Код статьи
- S020595920015243-3-
- DOI
- 10.31857/S020595920015243-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 42 / № 3
- Страницы
- 137-146
- Аннотация
Важной особенностью экономики будущего является принципиальное изменение структуры рынка труда, определенное демографическими факторами, к основным из которых следует отнести значительное увеличение населения пенсионного возраста. Изучение проблем и перспектив развития “серебряной” экономики является одной из наиболее актуальных научных задач современности. Целью исследования было выявление психологических обоснований вовлечения старших возрастных когорт в рынок труда. Гипотеза исследования рассматривала “серебряное” поколение как потенциал современной экономики, ключевыми характеристиками трудовой и социальной активности которого являются определенные ценностные ориентации. В исследовании приняли участие 452 работника предприятий Южного Урала: из них 256 человек (57 %) в возрасте 46–54 года; 177 человек (39 %) в возрасте 55–62 года и 19 человек в возрасте старше 62 лет (4 %). Оценивались два показателя: система ценностных ориентаций в отношении труда и социальная активность в указанных возрастных группах. Социальная активность оценивалась экспертами — линейными руководителями подразделений. Для изучения ценностных ориентаций был выбран опросник ценности и привлекательности труда. Тесные связи между показателями социальной активности и ценностями, как творческая, интересная работа; активная жизненная позиция; развитие ответственности. Наибольшее количество связей образуют ценностные ориентации в возрастной группе 55–62 лет. Количество и теснота взаимосвязей в структуре ценностей указывает на ведущую роль ценностных ориентаций в формировании жизненной позиции человека в возрасте 55–62 года. Результаты проведенного исследования раскрывают положительные стороны вовлеченности представителей старших поколений в трудовую активность. Обращение к “серебряной” экономике связано с использованием нераскрытого потенциала старшего поколения, что позволит не только снизить демографические риски потери производительности, но выиграть от качеств, связанных с характеристиками “серебряного” поколения.
- Ключевые слова
- рынок труда, “серебряная” экономика, ценностные ориентации, социальная активность, демографические факторы, “серебряное” поколение
- Дата публикации
- 12.06.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 549
Библиография
- 1. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А, Снетков В.М. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб., 2003.
- 2. Парфенова Д.А. Структурно-уровневые характеристики ценностно-смысловой сферы личности в связи с особенностями интеллектуального развития в период ранней взрослости. Автореферат дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2015.
- 3. Beckman C.M., Haunschild P.R. Network learning: The effects of heterogeneity of partners' experience on corporate acquisitions // Administrative Science Quarterly. 2002. V. 47. № 1. P. 92–124.
- 4. Blossfeld H.P., Hofaecker D., Buchholz S., Pollnerova S. Late careers and retirement under globalization: Becoming retired in times of accelerating social change. Boston: American Sociological Association Annual Meeting, 2010.
- 5. Burt R.S. Bridge decay // Social Networks. 2002. V. 24. № 4. P. 333–363.
- 6. Freeman R.B. Labour market institutions without blinders: The debate over flexibility and labour market performance // International Economic Journal. 2005. V. 19. № 2. P. 129–145.
- 7. Henseke G. Demographic change and the economically active populations of OECD countries — Could older workers compensate for the decline? From Grey to Silver. Managing the Demographic Change Successfully. Berlin: Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2011. P. 29–46.
- 8. Howell D., Baker D., Glyn A., Schmitt J. Are protective labor market institutions at the root of unemployment? A critical review of the evidence // Capitalism and Society. 2007. V. 2. № 1. Art. 1.
- 9. Moerikofer-Zwez S. Demographic change — The role of the social context From Grey to Silver. Managing the Demographic Change Successfully. Berlin: Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2011. P. 69.
- 10. Nickell S., Nunziata L., Ochel W. Unemployment in the OECD since the 1960s. What do we know? // The Economic Journal. 2005. № 115. P. 1–27.
- 11. Shore L.M., Chung-Herrera B.G., Dean M.A., Erhart K.H., Jung D.I., Randel A.E., Singh G. Diversity in organizations: Where are we now and where are we going? // Human Resource Management Review. 2009. V. 19. № 2. P. 117–133.
- 12. Van Knippenberg D.L., Schippers M.C. Work group diversity // Annual Review of Psychology. 2007. № 58. P. 515–541.
- 13. Von Rosenstiel L. Grundlagen der Organisationspsychologie. Stuttgart: Schäffer-Poeschel, 2000.
- 14. Weil D.N. Population growth, dependency, and consumption // The American Economic Review. 1999. V. 89. № 2. P. 251–255.
- 15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Демография. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 25.12.2017).
- 16. Официальный сайт проекта “Возраст счастья”. URL: http://theageofhappiness.com (дата обращения: 26.11.2017).
- 17. Pew Research Center. Older Adults and Technology. April 2014. Use. URL: http://www.pewinternet.org/2014/04/03/older-adults-and-technology-use/ (дата обращения: 21.12.2019).