Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online)2713-041X

Сравнительный анализ жизнеспособности молодежи из регионов с разными культурно-социальными и экологическими условиями жизни

Код статьи
S020595920016005-1-
DOI
10.31857/S020595920016005-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 42 / № 4
Страницы
16-27
Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу жизнеспособности молодежи из регионов с разными социально-культурными и экологическими условиями жизни. Авторы понимают феномен жизнеспособности как динамический процесс, при котором люди демонстрируют положительную адаптацию, несмотря на опыт переживания серьезных жизненных невзгод, травм. В качестве факторов риска рассматриваются неблагоприятные социально-экономические и экологические условия окружающей среды, наличие травматической симптоматики, депрессии, ПТСР и их влияние на жизнеспособность подростков. В качестве ресурсов жизнеспособности рассмотрены индивидуальные характеристики, семейная и контекстуальная поддержка, социальная экология места проживания и позитивные детские переживания. Общая выборка подростков и молодежи из РФ в исследовании — 632 человека (230 юношей, 402 девушки). Все респонденты — жители городов: Санкт-Петербург — 229 чел., Кириши — 68 чел., Выборг — 64 чел., Череповец — 91 чел., Чита — 180 чел. Ср. возраст: 18,49 ± 1,87 лет. Общая выборка подростков и молодежи из ЮАР — 577 человек (258 юношей, 314 девушек). Ср. возраст: 18,13 ± 2,82 лет. Гипотезы исследования: 1. Ресурсы, являющиеся ведущими в структуре жизнеспособности подростков, имеют социальную и культурную обусловленность; 2. Неблагоприятная экология окружающей среды ослабляет жизнеспособность подростков; 3. Жизнеспособность является предиктором снижения развития психопатологии у подростков. Сделаны выводы: 1. К факторам риска, ослабляющим жизнеспособность подростков, относятся: неблагоприятные социально-экологические условия окружающей среды, наличие психопатологической симптоматики, недостаточность индивидуальных, семейных и контекстуальных ресурсов. 2. Ведущие ресурсы в структуре жизнеспособности подростков имеют социальную, экологическую и культурную обусловленность. 3. Жизнеспособность является предиктором снижения развития депрессии у подростков.

Ключевые слова
жизнеспособность, подростки, молодежь, социально-культурные и экологические условия жизни, факторы риска, ресурсы, депрессия, ПТСР
Дата публикации
14.08.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
274

Библиография

  1. 1. Быховец Ю.В. Феномен посттравматического роста // Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы / Отв. ред. М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С. 214–227.
  2. 2. ВОЗ. Психическое здоровье подростков. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health (дата обращения: 15.08.2020).
  3. 3. Горьковая И.А., Микляева А.В. Социально-психологические предпосылки жизнеспособности молодежи, проживающей в условиях экологического неблагополучия // Экопсихологические исследования-6: Экология детства и психология устойчивого развития. Курск: Университетская книга, 2020. С. 108–112.
  4. 4. Лактионова А.И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.
  5. 5. Логинов И.П., Савин С.З., Солодкая Е.В. Сравнительный анализ распространения депрессивных расстройств у подростков России и КНР // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. Т. 19. № 3. С. 4–12.
  6. 6. Махнач А.В. Исследования жизнеспособности человека: основные подходы и модели // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / Отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С. 46–70.
  7. 7. Постылякова Ю.В. Индивидуальная жизнеспособность и индивидуально-психологические ресурсы студентов с разной академической успеваемостью // Институт психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. № 1. С. 61–80.
  8. 8. Сараева Н.М. Жизнеспособность юношеского населения в регионе экологического неблагополучия по показателям психологической адаптации // Известия Иркутского государственного университета. Серия “Психология”. 2017. Т. 21. С. 87–98.
  9. 9. Сараева Н.М., Суханов А.А. Жизнеспособность молодежи в экологически неблагополучном городе: социально-психологический подход // Экопсихологические исследования-6: Экология детства и психология устойчивого развития. Курск: Университетская книга, 2020. С. 168–172.
  10. 10. Суханов А.А. Теоретическое обоснование особенностей психологической адаптации населения экологически неблагополучного региона // Учёные записки ЗабГУ. 2013. № 5(52). С. 96–102.
  11. 11. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.
  12. 12. Beck A.T., Steer R.A., Brown G. Manual for the Beck Depression Inventory-II. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 1996.
  13. 13. Frederick C.J., PynoosR.S., Nader K.O. Childhood Posttraumatic Stress Reaction Index (CPTS-RI). Los Angeles, CA, 1992.
  14. 14. Masten A.S. Pathways to integrated resilience science // Psychological Inquiry. 2015. V. 26. P. 187–196. DOI:10.1080/1047840X.2015.1012041.
  15. 15. Masten A.S., Best K.M., Garmezy N. Resilience and development: contributions from the study of children who overcome adversity // Development and Psychopathology. 1990. V. 2. P. 425–444. DOI:10.1017/S0954579400005812.
  16. 16. Narayan A.J., Ghosh Ippen C., Harris W.W., Lieberman A.F. Assessing angels in the nursery: A pilot study of childhood memories of benevolent caregiving as protective influences // Infant Mental Health Journal. 2017. V. 38. P. 461-474. DOI:10.1002/imhj.21653.
  17. 17. Panagioti M., Gooding P.A., Triantafyllou K., Tarrier N. Suicidality and posttraumatic stress disorder (PTSD) in adolescents: a systematic review and meta-analysis // Social Psychiatry and Psychiatry Epidemiology. 2015. V. 50. P. 525–537. DOI:10.1007/S00127-014-0978-X.
  18. 18. Ruchkin V., Schwab-Stone M., Vermeiren R. Social and Health Assessment (SAHA): Psychometric development summary. New Haven, CT: Yale University, 2004.
  19. 19. Sroufe L.A. The concept of development in developmental psychopathology // Child Development Perspectives. 2009. V. 3(3). P. 178–183. DOI:10.1111/j.1750‐8606.2009.00103.x
  20. 20. Taylor Z.E., Jones B.L. Cultural contributors to ego‐resiliency and associations with depressive problems in Midwestern Latino youth // Journal of Research on Adolescence. 2020. V. 30. P. 349-361. DOI:10.1111/jora.12481.
  21. 21. Theron L.C., Theron A.M.C., Malindi M.J. Toward an African definition of resilience // Journal of Black Psychology. 2012. V. 39(1). P. 63–87. DOI:10.1177/0095798412454675.
  22. 22. Ungar M., Liebenberg L. Assessing resilience across cultures using mixed methods: Construction of the child and youth resilience measure. Journal of Mixed Methods Research. 2011. V. 5(2). P. 126–149. DOI:10.1177/1558689811400607.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека