Экономико-психологическая зрелость личности в разных условиях вторичной экономической социализации: разработка проблемы и результаты исследований
Экономико-психологическая зрелость личности в разных условиях вторичной экономической социализации: разработка проблемы и результаты исследований
Аннотация
Код статьи
S020595920016015-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Дробышева Татьяна Валерьевна 
Должность: старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
40-49
Аннотация

Целью теоретического анализа, изложенного в статье, является разработка проблемы экономико-психологической зрелости личности в разных условиях вторичной экономической социализации. Обосновывается возможность изучения данного феномена как внутреннего фактора, способствующего успешному функционированию и адаптации личности к изменяющимся условиям социально-экономической среды. Обсуждаются отечественные и зарубежные исследования экономического сознания и поведения личности в условиях вторичной экономической социализации. Экономико-психологическая зрелость личности трактуется как интегративное образование, включающее феномены зрелости в системе отношений с другими людьми, в сфере материального, финансового самообеспечения и обеспечения своей семьи, а также личностной зрелости. Анализируются показатели экономико-психологической зрелости личности в разных условиях вторичной экономической социализации: атрибуция ответственности за свое материальное благосостояние и материальное благосостояние своей семьи; финансовая независимость, самостоятельность; уровень экономических притязаний, толерантность к представителям экономических групп и т.п. Показано, что признаки изучаемого вида зрелости отличаются в зависимости от условий экономической жизни (кризисные или относительно стабильные). Описываются функции экономико-психологической зрелости в таких ситуациях как потеря работы, совладание с угрозой бедности, конструирование образа будущего экономического благосостояния своей семьи, повышение финансовой грамотности. Предложено направление будущих исследований экономико-психологической зрелости.

Ключевые слова
экономическая психология, экономико-психологическая зрелость личности, вторичная экономическая социализация, готовность к самообеспечению, финансовое самообеспечение, материальное самообеспечение
Источник финансирования
Работа подготовлена в рамках Государственного задания № 0138–2021–0010 “Социально-психологические факторы поведения личности и группы в условиях глобальных изменений”
Классификатор
Получено
31.07.2021
Дата публикации
14.08.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
211
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Проблемы изучения вторичной экономической социализации (ЭС) в рамках социально-психологического подхода ранее уже рассматривались в наших публикациях [3, 5–6, и др.]. В результате проведенной работы вторичная ЭС личности (или группы) была определена как процесс интернализациинового и (или) перестройка (частичная трансформация) ранее интернализированного экономического знания, экономического опыта, элементов экономической культуры (ценностей, норм, традиций и т.п.) и т.п. с целью эффективного функционирования в качестве экономического субъекта в системе экономических отношений в обществе.
2 Разделяя взгляды исследователей на ЭС как процесс становления и развития личности как субъекта экономических отношений, экономической деятельности, который длится в течении всей жизни человека (Н.В. Азарёнок, А.П. Лобанов, М.Н. Стельмашук, М.Г. Шапиро, C.B. Burgoyne, E.K. Nyhus, St.E.G. Lea, P. Webley, B.M. Young, и мн. др.), следует отметить, что процессы вторичной ЭС в большей степени характеризуют экономическое сознание и поведение уже сформировавшегося экономического субъекта1. Взрослый человек, материально и финансово обеспечивающий себя и свою семью, в разных ситуациях повседневной жизни сталкивается с множеством задач, связанных с принятием решений о сбережении, потреблении, инвестировании, с выбором способов повышения и поддержания актуального уровня материального благосостояния, и т.п. Успешность их решения связана с проявлением им субъектных свойств, которыми обладает прежде всего зрелая в экономико-психологическом плане личность. Однако в настоящее время отсутствуют какие-либо данные о критериях и признаках данного вида зрелости. Актуальность выделения понятия экономико-психологической зрелости для последующей научной разработки обусловлена изучением многоуровневой системы внешних и внутренних факторов вторичной ЭС, обеспечивающей функционирование личности как экономического субъекта.
1. В нашем понимании экономический субъект (субъект экономических отношений, экономической деятельности) — это личность или группа (групповой, коллективный субъект), обладающая свойствами субъектности, которые она проявляет в направлении саморазвития и преобразования социально-экономической реальности в условиях объективно складывающихся отношений между людьми при производстве, распределении, обмене, потреблении материальных и нематериальных благ.
3 По нашему мнению, успешность вторичной ЭС в разных ситуациях экономической жизни определяется несколькими факторами: сформированностью ответственности личности за свое материальное и финансовое благосостояние; ее стремлением к экономической независимости, самостоятельности; наличием экономических притязаний, нравственно регулируемых установок на экономическую мобильность и т.п. Однако данное суждение требует проведения соответствующего анализа исследований и разработки проблемы.
4 Целью настоящей работы является разработка проблемы экономико-психологической зрелости личности в разных условиях вторичной ЭС. Для реализации данной цели был предпринят анализ серии исследований автора, выполненных совместно с коллегами, а также отечественных и зарубежных теоретико-эмпирических исследований.
5 РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ
6 Независимо от характера ситуаций, порождаемых внешней социально-экономической средой, взаимодействие личности и среды регулируется законом гетерохронности. На каждой стадии ЭС личности происходит формирование тех функциональных систем, которые позволяют согласовать экономическое поведение с требованиями внешней среды. Например, некоторые исследователи утверждают, что личностно зрелые люди имеют более высокий уровень удовлетворенности деньгами; среди мотивов их потребительского поведения выделяются: альтруизм, ориентация на познание, саморазвитие и творчество; для них характерно более рациональное и осознанное отношение к деньгам и т.п. [17, и др.]. Тем не менее в реальной жизни мы нередко наблюдаем примеры, когда человек зрелый в личностном плане не проявляет признаков экономической зрелости и, наоборот, экономически зрелый ребенок, зарабатывающий для своей семьи, демонстрирует признаки психологической (или личностной) незрелости. В первом случае такое рассогласование линий развития может выполнять функцию мотивации молодежной безработицы (после получения профессионального образования молодые люди затягивают начало трудовой деятельности) или долгового поведения взрослых людей [2, 25, и др.], во втором — становится предпосылкой изменения естественного хода развития ребенка, его более раннего перехода от первичной ко вторичной ЭС [11].
7 В качестве “внутреннего фактора” [15], способствующего успешности функционирования ЭС, переходу субъекта от первичной к вторичной ЭС, можно рассматривать сформированность (выраженность) экономической зрелости личности. Данный вид зрелости определяется исследователями как способность к материальному и финансовому самообеспечению и обеспечению своей семьи [10, 24, и др.]. То есть экономическая (или социально-экономическая) зрелость как способность проявляется в свойствах личности, обеспечивающих ей успешное выполнение экономической деятельности. В таком случае термин “экономическая зрелость” в полной мере не может быть применен к описанию процессов первичной ЭС, поскольку ее содержание включает формирование базовых элементов экономического сознания и поведения личности, которые необходимы для понимания мира экономики, конструирования картины экономического мира, осознания себя как части этого мира, а также для выработки норм, регулирующих взаимодействие с другими субъектами экономических отношений. Экономически несамостоятельный человек выступает преимущественно как субъект экономических отношений (в первую очередь, потребления), а не собственно экономической деятельности.
8 Данное противоречие послужило основанием для введения нового понятия — “экономико-психологическая зрелость” (ЭП зрелость) — и его операционализации с целью изучения процессов ЭС на разных стадиях становления и развития личности как экономического субъекта. Оно трактуется как предпосылка экономической зрелости личности. В таком контексте упоминание процессов первичной, вторичной или переходной ЭС в большей степени указывает на специфику целей и задач становления и развития личности как экономического субъекта.
9 МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ
10 Разрабатываемая нами модель ЭП зрелости личности эмпирически изучалась в контексте перехода от первичной к вторичной ЭС [7 и др.]; она трактовалась как интегративное образование, включающее феномены зрелости: в системе отношений с другими людьми, в области материального, финансового самообеспечения и обеспечения своей семьи, а также личностной зрелости. В рамках данного подхода интегрированным показателем ЭП зрелости личности выступала экономико-психологическая готовность личности к самообеспечению и обеспечению своей семьи. Отмечалось, что личность с признаками ЭП зрелости характеризуется направленностью на экономическую самостоятельность, обретение экономической независимости; адекватным уровнем экономических притязаний; способностью реализовать свои компетенции с целью финансового и материального обеспечения себя и свой семьи (показатели зрелости в области самообеспечения и обеспечения своей семьи); проявлением умеренной толерантности к представителям других экономических групп, при условии позитивного отношения к ним и идентификации себя как представителя конкретной экономической группы (показатели зрелости в системе отношений с другими); высоким уровнем интернальной ответственности за финансовое и материальное самообеспечение и обеспечение своей семьи, сформированностью механизмов нравственной регуляции поведения, направленного на достижение более высокого уровня материального благосостояния (показатель личностной зрелости) [там же].
11 Иными словами, ЭП зрелость личности проявляется через ее внутреннюю и внешнюю активность, связанную с поиском оптимальных способов и стратегий экономического поведения, не противоречащих принятым в обществе нравственным нормами ориентированным на выполнение функции финансового и материального самообеспечения и обеспечения своей семьи. Важным критерием ЭП зрелости личности рассматривается ее способность к саморазвитию.
12 Опираясь на принципы гетерохронности и нелинейности развития психики и поведения личности, был сформулирован ряд предположений. Во-первых, вышеупомянутые элементы ЭП зрелости формируются и проявляются на стадии первичной ЭС постепенно, в зависимости от требований социально-экономической среды. К примеру, в нашем исследовании было показано, что уже в дошкольном возрасте проявляются элементы ЭП зрелости в системе отношений с другими людьми. В последствии, начиная с младшего школьного возраста, формируются установки на экономическую самостоятельность, а самооценки экономического статуса семьи начинают выполнять функцию “внутреннего фактора” представлений о бедности и богатстве и т.д. [4], что согласуется с представлениями Б.Ф. Ломова о смене детерминант в процессе социализации личности [15]. Любые изменения внешней среды или условий жизни могут приводить к опережению или, наоборот, к задержке формирования феноменов экономического сознания и поведения личности. К примеру, потеря родителей, семьи и переезд в интернат могут полностью или частично изменить представления детей о собственности, их отношение к бедности и богатству, материальным ценностям (М.С. Астоянц, Е.В. Голубева, Н.К. Радина, В.И. Слуцкий, С.В. Митросенко, X. Chen, Ch. Wang и др.); миграция родителей в другую страну (или регион проживания) может стимулировать начало ранней трудовой деятельности, вследствие чего у подростков происходит смена моделей экономического поведения, возрастает ориентация на экономическую мобильность (Т.П. Грасс, В.И. Петрищев, и др).
13 Во-вторых, в ситуации перехода от первичной к вторичной ЭС социально-психологическая готовность к материальному и финансовому обеспечению себя и своей семьи достигает “точки бифуркации”. Выраженность показателей ЭП зрелости личности, обеспечивающей ей успешность завершения перехода и начало трудовой деятельности, зависит от многих обстоятельств. Влияние внешних социально-экономических факторов жизнедеятельности определяет изменение направления развития экономического субъекта. Так, например, кто-то начинает трудовую деятельность сразу после получения профессионального образования и реализует на практике готовность обеспечивать себя и свою семью. Другой продолжает оставаться на попечении родителей, не желает экономически сепарироваться от них и т.п. В данном случае выраженность показателей готовности к самообеспечению у двух молодых людей, находящихся примерно в одинаковой жизненной ситуации, различается. Они по-разному адаптируются к требованиям внешней среды (см. А.Ф. Амиров и Р.М. Шайдуллина, Е.Н. Васильева и В.Н. Гуляихин, Т.В. Дробышева, и др.).
14 Наконец, в-третьих, в условиях вторичной ЭС происходит перестройка системы связей личности и социально-экономической среды, поскольку меняются задачи того периода жизни, в котором находится субъект экономической деятельности. В таком случае система показателей ЭП зрелости личности должна измениться. Предположим, что некоторые из них, значимые в процессе перехода от первичной к вторичной ЭС, в разных ситуациях функционирования вторичной ЭС становятся менее важными с точки зрения социализированности экономического субъекта. К примеру, стремление молодежи самостоятельно зарабатывать способствует их экономической сепарации от родителей и обретению ими экономической независимости. Однако с моментом завершения трудовой деятельности вопрос об экономической самостоятельности человека, как показателя его ЭП зрелости, может снова стать актуальным. Так, по данным исследователей, одним из мотивов продолжения трудовой деятельности современными пенсионерами является поддержание ими своей экономической самостоятельности (О.Л. Березняк, Н.В. Гудков, Т.И. Сапожникова, N.L. Danigelis, B.R. McIntosh и др.). Можно предположить, что в условиях вторичной ЭС могут сместиться акценты внутри самой системы ЭП зрелости. Например, станет более выраженной ответственность за материальное и финансовое благополучие семьи. Нельзя исключать факта, что будут выявлены и новые признаки ЭП зрелости личности.
15 Резюмируя вышеизложенное, можно предположить, что, хотя процессы переходной и вторичной ЭС взаимосвязаны, признаки ЭП зрелости личности в условиях вторичной ЭС могут отличаться от тех, которые были разработаны для модели ЭП зрелости в условиях перехода от первичной к вторичной ЭС, поскольку они различаются по цели и содержанию.
16

ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ВТОРИЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

17

В основе концепции “повседневной экономической жизни”, разрабатываемой в работах П. Уэбли, К. Бургойн, их коллег, М.Г. Шапиро и др. исследователей, была положена идея последовательно сменяющихся циклов экономической жизни “домохозяйств” (W.D. Wells, G. Gubar; и др.). В данном подходе собственно этап зрелости определялся авторами не столько возрастом человека, сколько теми задачами, которые раскрывают содержание его экономической жизни в этот период. Говоря о зрелом потребителе или зрелом “экономическом агенте”, исследователи делали акцент на осознанном, рациональном и оптимальном, с точки зрения поставленных задач, экономическом поведении. В качестве критерия экономической зрелости они отмечали готовность экономического агента к самостоятельному ведению своего домашнего хозяйства или его реальное экономическое поведение с точки зрения обеспечения себя и своей семьи [24]. Отмечалось, что успешный экономический агент имеет устойчивый доход (объективный критерий экономической зрелости — Т.Д.). Приведенные в работе П. Уэбли и его коллег результаты исследований косвенно указывают на признаки зрелого экономического агента: наличие потребительского оптимизма (позитивные ожидания); прогнозирование будущего экономического благосостояния; навыки планирования своих расходов и доходов и т.п. [там же]. Иными словами, в качестве признаков экономической зрелости, проявляющейся в разных ситуациях повседневной жизни, специалисты выделяли как объективные, так и субъективные характеристики “экономического агента”. С нашей точки зрения, именно субъективные характеристики — умеренный оптимизм в предсказаниях уровня будущего благосостояния своего и своей семьи, установки на средне- и долгосрочное планирование бюджета, могут быть рассмотрены как признаки ЭП зрелости экономического субъекта в относительно “стабильных” (“экономика повседневной жизни”) условиях вторичной ЭС.

18

В одном из наших исследований, посвященном проблемам конструирования образа будущего экономического благосостояния в разных социальных группах2, было обнаружено, что выраженность оптимизма относительно будущего своей семьи в группе работающих взрослых зависит от временной удаленности оцениваемого периода. Чем более удаленной была перспектива планирования будущего благосостояния своей семьи, тем более оптимистичными (и менее реалистичными) представлялись ожидания респондентов. При этом именно умеренно оптимистичные прогнозы респондентов были связаны с такими способами решения проблемы будущего благополучия как “приложить все свои усилия”, “открыть свое дело”, “получить второе образование” и т.п. Данные установки интерпретировались в работе как конструктивные, т.е. косвенно указывали на ЭП зрелость “оптимистов” [8, др.].

2. Исследование проводилось совместно с Т.П. Емельяновой и Т.А. Нестиком в рамках гранта РГНФ № 11-06-00831.
19 Экономическая жизнь любого взрослого человека включает ряд этапов (начало трудовой деятельности, создание своей семьи, экономическая сепарация взрослых детей, завершение трудовой деятельности, и т.п.), которые, независимо от происходящих в обществе изменений, определяются последовательной сменой задач самообеспечения и обеспечения свой семьи. Успешное или неуспешное их решение на каждом из этапов может отражаться на содержании процессов вторичной ЭС. В таком случае личность с выраженными признаками ЭП зрелости способна активизировать свои внутренние ресурсы для решения задачи поддержания (повышения) актуального уровня своего экономического статуса.
20

Для ведения домашнего хозяйства экономически активному субъекту не требуются профессиональные экономические знания. Однако частота и продолжительность финансовых кризисов, развитие цифровых технологий в финансовой сфере, и т.п. актуализировали потребность населения в повышении финансовой грамотности (см. В.И. Бегинин, Е.В. Соколова, Т.М. Гончарова, T. Friedline, M. Rauktis; T.A. Lucey, M.M Grant, D.M Giannangelo с соавторами; A. Lusardi, M. Mitchell; J.E.C. Lee, J.T. Mortimer и мн. др.). Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что более грамотная в финансовом плане молодежь имеет больше шансов на успех в будущем, а пенсионеры — на экономическую стабильность и экономическое благополучие [21, 22 и мн. др.]. По нашему мнению, полученные ими знания и навыки определяют меру их финансовой компетентности — ресурс, который с большей вероятностью будет реализован личностью с выраженными признаками ЭП зрелости. В работах вышеперечисленных и других авторов прослеживается мысль о внутренней мотивации участия населения в таких Программах. Она связана с высоким уровнем экономических притязаний людей, их установками на экономическую мобильность. Психологическим эффектом такого рода обучения рассматривается сформированный самоконтроль финансового поведения, что указывает на субъектную позицию участников этих исследований [там же]. Заметим, что аналогичная ситуация наблюдалась и в нашей стране, в 90-е годы прошлого века. В тот период потребность в завершении экономической ресоциализации населения актуализировала процессы экономического самообразования.

21 Овладение той или иной ситуацией, изменяющей условия экономической жизни человека, может происходить не только на уровне реального поведения, но и на ментальном уровне. Например, угроза снижения экономического статуса присутствует на протяжении всего активного периода экономической жизни человека и, конечно же, после завершения трудовой деятельности. Переход с одного места работы на другое, изменение состава семьи и, как следствие снижение дохода, увеличение статей расходов — все это стимулирует переживания людей относительно бедности. Само явление бедности, как отмечают некоторые экономисты, выступает в обществе неким стимулом, заставляющим человека преодолевать возникающие трудности. Анализируя наши исследования3, посвященные изучению репрезентаций бедности в обыденном сознании представителей разных социальных групп, обнаружили, что социальные представления о бедности в группе бюджетных работников с невысоким уровнем дохода выполняют сразу несколько функций — защитную функцию и функцию самоподтверждения экономической идентичности [9 и др.]. Это выражалось в конструировании респондентами концепции “относительной” бедности, включающей нравственный модус явления: “Бедность — не порок. Она создает дискомфорт, трудности для комфортного проживания в отсутствии денег”. Утверждая, что бедность — удел ленивых людей, участники исследования подчеркивали, что они не относятся к категории обездоленных или бедных людей во многом благодаря своему трудолюбию, профессиональной занятости, прилагаемым усилиям для поддержания уровня дохода [там же]. Выявленная нами атрибуция бедности совпадала с данными других исследователей, полученными на группах более обеспеченных людей, чем наши респонденты (см. К. Муздыбаев, В.А. Хащенко и др.). Следовательно, можно предположить, что механизм совладания с угрозой бедности носит универсальный характер для разных экономических групп. В нашей работе было показало, что такая трактовка бедности связана с короткой психологической дистанцией, которую выстраивали в своем сознании респонденты (“я бы мог пригласить его к себе в гости”, “я не провожу различий между ним и обеспеченными людьми” и т.п.), а также ценностными ориентациями личной жизни и умеренными оценками субъективного экономического статуса. Участники исследования не пытались вытеснить из сознания саму возможность оказаться в категории бедных, наоборот, они искали внутренние (прежде всего ценностные) ресурсы в преодолении угрозы бедности [9 и др.].
3. Исследования проводились совместно с Т.П. Емельяновой в рамках гранта РГНФ № 13-06-00063.
22 Изменения в жизни человека, связанные с завершением им трудовой деятельности, отражаются на его экономическом и профессиональном сознании, самосознании и поведении. Так, в процессе нашего исследования [3] было обнаружено, что группы работающих и неработающих пенсионеров по-разному адаптируются к изменившимся условиям экономической жизни. Работающие пенсионеры акцентировали внимание на атрибуции бедности, считая ее унижением для человека, которое он вынужден терпеть и должен преодолевать. Неработающие пенсионеры в трактовках бедности в большей степени ориентировались на ее последствия: нет квартиры, есть проблемы с общением, нет возможности вести здоровый образ жизни. В данном случае нельзя сказать, что выявленные различия зависели только от наличия/отсутствия устойчивого дохода. Он обеспечивался государством в виде выплаты пенсии всем участникам исследования. По всей видимости сам факт продолжения трудовой деятельности группой работающих пенсионеров был связан с интернальной атрибуцией ответственности за свое материальное и финансовое благосостояние, с потребностью сохранения своей экономической самостоятельности. Полученные результаты согласуются с данными других авторов [19], а также с результатами нашего исследования, выполненного на группах пенсионеров с разной формой активности. Было обнаружено, что в представлениях о бедности в группе пенсионеров с экономической активностью (работающие) преобладал мотив поддержания экономической самостоятельности, помощь близким (мотив альтруизма). В группе пенсионеров с социальной активностью (посещающие клуб “Здоровье”) — мотив ухода от одиночества, поддержания своего здоровья и социальных контактов. По нашему мнению, обе группы участников проявили субъектные качества, осуществляя контроль за своей жизнью. Однако позиция пенсионеров с экономической активностью в большей степени указывала на признаки их ЭП зрелости [3 и др.]. По данным специалистов такая субъектная жизненная позиция личности способствует более высоким оценкам ее собственных возможностей в повышении своих материальных доходов и доходов своей семьи, отражается в представлениях о доступных средствах достижениях экономических целей и т.п. [14].
23 В период экономических трансформаций в России и странах бывшего соцлагеря в большей степени исследователи акцентировали внимание на закономерностях и механизмах процессов экономической ресоциализации, чем вторичной ЭС [10, 16, 18, 23 и др.]. Эффекты ресоциализации россиян выразились в динамике системы ценностей, отношения к собственности, представлений о богатстве и имущественном неравенстве и т.п. [11]. В данной работе мы сделаем акцент на признаках ЭП зрелости в “кризисныхдля личности (субъективно значимых для нее) условиях вторичной ЭС. В отличии от ситуаций относительной стабильности кризисные ситуации отличаются повышенным уровнем требований внешней среды, предъявляемых субъекту экономической деятельности. В первую очередь, речь идет о ситуации потери работы.
24

В концепции немецких психологов [20], выделивших разные формы адаптации к ситуации потери работы, показано, что гедонистическая адаптация (свободное время используется таким образом, чтобы поддерживать более высокий уровень удовлетворенности, чем удовлетворенность работой) в основном влияет на то, как безработный переживает трудные жизненные обстоятельства, в то время как адаптация притязаний (снижение притязаний) зависит не только от того, как он справляется с повседневной жизнью, но и от того, насколько удовлетворяются его стремления и цели. Так, длительная безработица, снижая уровень притязаний безработного (его целей, стремлений к достижению), не решает проблему повышения удовлетворенности жизнью, поскольку сам факт занятости задает эталон, с которым личность сравнивает свои собственные достижения в жизни. Следовательно, можно предположить, что поддержание уровня экономических притязаний личности на прежнем уровне (т.е. на уровне до потери работы) может выполнять функцию раздражителя, активизирующего поиск оптимальных способов совладания (поиск работы). Однако, по мнению исследователей, не сам уровень притязаний, а его обусловленность ориентациями на ценность работы в противовес ценностям личной жизни способствует выработке конструктивных способов адаптации, в том числе к ситуации потери работы [1 и др.]. Подчеркивается, что осознанное принятие личностью ситуации потери работы во взаимосвязи с интернальной атрибуцией ответственности за восстановление экономической активности на поведенческом уровне выражается в конструктивном совладании с профессиональным кризисом занятости [там же]. Заметим, что аналогичные результаты были получены на выборке предпринимателей: более успешные и удовлетворенные своей деятельностью — “успешные адаптанты” к новым рыночным отношениям — отличались от менее успешных сочетанием высокого уровня притязаний с ориентацией на ценность работы [16].

25

В одном из наших исследований4, посвященных проблемам экономической социализации безработных, были обнаружены различия в совладании с ситуацией потери работы в двух группах респондентов [5]. Те из них, кто выражали свою готовность к поиску работы с помощью социальных связей, непосредственного обращения в компании, проявляли активность с целью решения проблемы, были в меньшей степени подвержены негативным переживаниям. Такая позиция “успешных адаптантов” была связана с показателями их “прежней” экономической идентичности (до потери работы). В группе “менее успешных адаптантов” склонность к негативным эмоциональным переживаниям объяснялась механизмом экономической самокатегоризации: завышенные самооценки данных респондентов по шкале “бедный–богатый”, а также их рефлексивные оценки по этой шкале, коррелировали с переживаниями страха и беспокойства в отношении будущего. Последнее свидетельствует о “психологической защите” безработных, принимавших участие в исследовании [там же]. Такие варианты механизмов адаптации к трудной жизненной ситуации характеризуются специалистами как неконструктивные [1 и др.].

4. Исследование проводилось совместно с Т.П. Емельяновой в рамках гранта РГНФ-РФФИ№17-06-00488.
26 Вопрос о финансовой самостоятельности безработных был рассмотрен в диссертационном исследовании Р.В. Виллемс [26]. Автор обнаружила, что причиной негативных переживаний молодых безработных, участвовавших в исследовании, стало осознание ими своей финансовой зависимости от других людей (членов семьи, коллег, друзей). Таким образом, потеря работы для них была связана не столько с потерей самого статуса работающего (социального статуса), сколько с потерей финансовой самостоятельности, независимости. Несмотря на негативные психологические последствия, переживаемые участниками исследования, все они оптимистично оценивали шанс найти работу [там же]. С нашей точки зрения, полученные автором данные свидетельствуют о признаках экономико-психологической зрелости респондентов. Такая позиция безработных указывает на их способность осуществлять эмоциональный самоконтроль, готовность решать задачи по самообеспечению и обеспечению семьи.
27 ВЫВОДЫ
28 1. При сопоставлении признаков экономико-психологической зрелости личности в условиях вторичной ЭС с выделенными ранее признаками, которые характеризуют экономико-психологическую зрелость личности при переходе от первичной к вторичной ЭС, было обнаружено, что в зависимости от жизненных ситуаций, требующих адаптации к изменяющимся условиям среды, возрастает роль интернальной ответственности личности за происходящие и потенциальные изменения в ее экономической жизни.
29 2. Выявлено, что потребность в экономической самостоятельности и независимости способствует конструктивному поведению как молодых людей, потерявших работу, так и работающих пенсионеров, совладающих с потенциальной угрозой бедности.
30 3. В кризисных условиях вторичной экономической социализации устойчивость показателей экономической идентичности позволяет зрелому экономическому субъекту стабилизировать степень эмоциональных переживаний, вызванных потерей работы. Осознанное принятие личностью ситуации потери работы во взаимосвязи с ее интернальной ответственностью за восстановление экономической активности, способствует конструктивному совладанию с жизненными трудностями.
31 4. В относительно стабильных условиях вторичной экономической социализации такие признаки экономико-психологической зрелости личности как умеренный оптимизм в предсказаниях уровня будущего благосостояния, установки на средне-и долгосрочное планирование бюджета, экономическую мобильность, саморазвитие (например, повышение финансовой компетентности), способствуют успешности решения повседневных задач по самообеспечению и обеспечению своей семьи.
32 5. Социальные представления о бедности в группах работающих взрослых с разным уровнем дохода выполняют несколько функций — защитную функцию и функцию самоподтверждения экономической идентичности. Зрелая в экономико-психологическом плане личность в ситуации преодоления угрозы бедности проявляет активность в направлении поиска и актуализации своих внутренних (прежде всего ценностных) ресурсов.
33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34 Разработка проблемы экономико-психологической зрелости личности в разных условиях вторичной ЭС показала, что зрелая в экономико-психологическом плане личность в условиях вторичной ЭС направляет свои ресурсы на адаптацию к изменяющимся условиям экономической жизни, выбор эффективных способов и стратегий решения задач по обеспечению себя и своей семьи. Это проявляется в поиске конструктивных способов совладания с ситуацией потери работы; в установках на саморазвитие (например, повышение компетентности в области финансовой грамотности); в выборе разных форм активности, направленных на преодоление угрозы бедности; в конструировании позитивного образа будущего экономического благосостояния; в самоконтроле финансового поведения; и т.п. Все вышеизложенное указывает на разные функции экономико-психологической зрелости личности как субъекта экономических отношений, экономической деятельности.
35 Сложность проведенного анализа связана с ограничением возможности в рамках одной публикации описать все актуальные ситуации экономической жизни личности. В частности, в работе не были затронуты проблемы адаптации мигрантов, адаптация, связанная с повышением экономического статуса и иные ситуации. Назрела необходимость провести более глубокий анализ функции ЭП зрелости личности в кардинально изменяющихся макроэкономических условиях ее жизнедеятельности, исследовать процессы экономической ресоциализации. По всей видимости, данное направление работы потребует применения не только социально-психологического, но и историко-психологического анализа.

Библиография

1. Бендюков М.А. Психология профессионального кризиса у безработных. Дисс. … док. психол. наук. СПб., 2010.

2. Дёмин А.Н., Ожиганова Л.Н., Киреева О.В., Педанова Е.Ю. Трудные жизненные ситуации и кризисы, связанные с гендерной социализацией и экономической активностью личности: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т., 2018.

3. Дробышева Т.В. Факторы и механизмы экономической социализации личности в группах работающих и неработающих пенсионеров // Наука. Культура. Общество. 2015. №4. С. 115–129.

4. Дробышева Т.В. Представления о бедности и богатстве на разных стадиях первичной экономической социализации: содержание и факторы развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 3. С. 49–61. DOI: 10.18384/2310-7235-2016-3-49-61.

5. Дробышева Т.В., Емельянова Т.П., Тихонова Э.В. Совладание с ситуацией потери работы: региональные отличия // Инновационный ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики. Сб. науч. тр. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017. С. 208–214.

6. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Вторичная экономическая социализация: постановка проблемы и перспективы исследования // Психологический журнал. 2018. T. 39. №4. C. 61–71. DOI: 10.31857/S020595920000071-4

7. Дробышева Т.В., Ларина Г.Н., Оболенская А.Г., Каблова Л.В. Экономико-психологическая зрелость личности в системе отношений с другими людьми: различия в толерантности к бедным и богатым в группе учащейся молодежи // Вестник Московского гос. областного ун.-та. Серия: Психологические науки. 2019. №4. С. 16–27. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-4-16-27

8. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Образ будущего благосостояния в обыденном сознании россиян // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 16–32.

9. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Структурно-функциональный подход к анализу социальных представлений о бедности (на примере работников бюджетной сферы) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 250–262. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.21

10. Журавлев А.Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. Т. 28. №. 2. С. 44–54.

11. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Экономическая социализация формирующейся личности: теоретическая модель и экспериментальное исследование (на примере ценностных ориентаций личности // Психологический журнал. 2011. Т. 32. №. 2. С. 59–81.

12. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №. 4. С. 24–32.

13. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социальная психология и экономические реформы в России // Психологический журнал. 2018. Т. 39. №. 1. С. 15–25. DOI: 10.7868/S0205959218010026

14. Корокошко И.О. Особенности экономического сознания у лиц с разными жизненными ориентациями. Дисс ... канд. психол. наук. Саранск, 2011.

15. 1Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологию М.: Наука, 1984.

16. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2001.

17. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости. Дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004.

18. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1998.

19. Danigelis N.L., McIntosh B.R. Resources and the productive activity of elders: race and gender as contexts // Journal of Gerontology: Social Sciences. 1993. V. 48. P. 192–203.

20. Knabe A., Rätzel St., Schöb R., Weimann J. Dissatisfied with life, but having a good day: time-use and well-being of the unemployed // The Economic Journal. 2010. V.120. № 547. P. 867–889. DOI: 10.1111/j.1468-0297.2009.02347.x

21. Loke V., Choi L., Libby M. Increasing youth financial capability: an evaluation of the MyPath savings initiative // Journal of Consumer Affairs. 2015. Vol. 49. № 1. P. 97–126. DOI: 10.1111/joca.12066

22. Lucey T.A., Grant M.M., Giannangelo D.M., Heath J.A., Hawkins J.M. Influences interpreting a technology component to financial education for grades K-4: another dimension of the digital divide // Citizenship, Social and Economics Education. 2007. V.7. № 1. P. 42–55. DOI: 10.2304/csee.2007.7.1.42

23. Tyszka T. Transformation in Eastern Europe // The Elgar companion to consumer research and economic psychology / Ed. P. Earl, S. Kemp. Cheltenham; Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 1999. P. 570–575.

24. Webley P., Burgoyne C.B., Lea St. E.G. Young B.M. The economic psychology of everyday life / Ed. W.P. Robinson. Hove, East Sussex: Psychology Press Ltd, 2001.

25. Webley P., Nyhus E.K. Life‐cycle and dispositional routes into problem debt // British journal of psychology. 2001. V. 92(3). P. 423–446.

26. Willemse R.Ph. The perceived impact of unemployment on psychological well-being among unemployed young people in Worcester: Thesis for the degree of Master Psychology. University of South Africa, 2015.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести