- Код статьи
- S020595920016035-4-
- DOI
- 10.31857/S020595920016035-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 42 / № 4
- Страницы
- 86-96
- Аннотация
Компетенции есть многосоставные и многуровневые психологические образования, сложные симптомокомплексы качеств разной природы, эволюционирующих разностадийно, детерминированные разными факторами (биологическими и социальными), обеспечивающие разные уровни регуляции деятельности и поведения человека. В процессах эволюции субъекта компетенции и их компоненты переходят из эксплицитных качеств на уровень имплицитных. 3. Биологические факторы (пол, возраст) и социальные (общий стаж, стаж работы в должности, функциональные обязанности, социальные роли, успешность карьеры и др.) разнятся как детерминанты. Экстенсивный социальный опыт человека, отраженный в возрасте и стаже, уступает роли пола и интенсивного опыта, приобретаемого при выполнении определенных рабочих функций и социальных ролей.
- Ключевые слова
- компетенции, менеджеры, эксперты, симптомокомплексы, детерминанты, пол, возраст, стаж, должность, карьера, опыт, успешность, эксплицитные, имплицитные
- Дата публикации
- 14.08.2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 196
Библиография
- 1. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. 320 с.
- 2. Толочек В.А. Типовые стили спортивной деятельности как психологический феномен: ресурсы эффективности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 70–82.
- 3. Толочек В.А. Психология труда. 3-е изд. доп. СПб.: Питер, 2019. 480 С.
- 4. Толочек В.А. Континуум “задатки-способности-профессионально важные качества-компетенции”: открытые вопросы // Психологический журнал. Т. 41. № 4. 2020. С. 52–65.
- 5. Barren G.V., Depinet R.L. A reconsideration of testing for competence rather than intelligence // American Psychologist. 1991. Vol. 46 (10). P. 1012–1024.
- 6. Barnett R. The limits of competence: Knowledge, higher education and society. Buckingham, UK: Open University Press. 1994. 224 p.
- 7. Blokhuis F., Onstenk J. Competenties: mythen en mogelijkheden Competencies: myths and possibilities. s-Hertogenbosch: CINOP, Twente University, 1993. P. 245–249.
- 8. Boreham N. A theory of collective competence: Challenging the neo-liberal individualisation of performance at work // British Journal of Educational Studies. 2004. Vol. 52. P. 5–17.
- 9. Bates I. The competence movement and the National Vocational Qualification framework: The widening parameters of research // British Journal of Education and Work. 1995. Vol. 8 (2). P. 5–13.
- 10. Boyatzis R.E. The Competent Manager: A model for effective performance. Chichester: John Wiley & Sons. 1982. P. 102–108.
- 11. Collins English Dictionary. Glasgow: University Press, 2006. 704 p.
- 12. Concise Oxford English Dictionary / Eds. Fowler F.G., Fowler H.W. Oxford: Oxford University Press. 2002. 1728 p.
- 13. Delamare-Le Deist F.O., Winterton J. What Is Competence? // Human Resource Development International. 2005. Vol. 8 (1). P. 27–47.
- 14. Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.). Instructional Design: Implementation Issues. Brussels: IBM Education Center,1992. P. 111–122.
- 15. Klemp G. O. Jnr. The Assessment of Occupational Competence. Report to the National Institute of Education, Washington, DC, 1980. P. 4–15.
- 16. Lum G. Where’s the competence in competence-based education and training? Journal of Philosophy of Education. 1999. Vol. 33(3). P. 403–418.
- 17. Hyland T. Reconsidering competence. Journal of Philosophy of Education. 1997. Vol. 31(3). P. 491–503.
- 18. Maloney M.P., Ward M.P. Psychological Assessment. A conceptual approach. New York: Oxford University Press. 1976. 448 p.
- 19. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence. American Psychologist. 1973. 28. P. 1–14.
- 20. Merrell K.W. Assessment of behavioral, social, and emotional problems. NY: Longman. 1994. 304 p.
- 21. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling // Training and development. 1997. August. P. 73–77.
- 22. Parry S.B. The quest for competencies: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study // Training. 1996. Vol. 33 (7). P. 48–56.
- 23. Pearn M.A., Kandola R.S. Designing and achieving competency: a competency-based approach to developing people and organizations. Identifying competencies / In: Boam R., Sparrow P. (Eds): Maidenhead: McGraw-Hill. 1992. P. 31–49.
- 24. Ros M., Schwartz S. H., & Surkiss S. Basic Individual values, work values, and the meaning of work // Applied Psychology: An International Review. 1999. Vol. 48. P. 49–71.
- 25. Sparrow P.R., Bognanno M. Competency requirement forecasting: issues of international selection and assessment // International journal of selection and assessment, 1993. Vol. 1. P. 50–58.
- 26. Spencer L. M., Spencer S.M. Competence at work: models for superior performance. New York [etc.]: John Wiley, 1993. 384 p.
- 27. Sultana R.G. Competence and competence frameworks in career guidance: complex and contested concepts // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2009. Vol 9. P. 15–30.
- 28. Super D.E. The psychology of careers. New York: Harper Row, 1997. 362 p.
- 29. Weinert F.E. Concept of competence: A conceptual clarification // In D.S. Rychen & L.H. Salganik (Eds.). Defining and selecting key competencies. Seattle: Hogrefe & Huber, 2001. P. 46–65.
- 30. Woodruffe C. Competent by any other name // Personnel Management. 1991. № 9. P. 12–24.