- Код статьи
- S020595920016045-5-
- DOI
- 10.31857/S020595920016045-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 42 / № 4
- Страницы
- 106-117
- Аннотация
Анализируется порождаемое индивидуальным и групповым опытом поколений обыденное сознание, как фактор, отражающий общее состояние общества. Его носителями и одновременно субъектами жизнедеятельности общества являются его члены, использующие данный феномен в целях адаптации к объективной реальности. Предметом исследования выступает положение о том, что в качестве составляющих обыденное сознание включает как логически выверенные, так и в значительной степени ошибочные мнения, подверженные эмоциональным оценкам, а также то, что включение в индивидуальное сознание новых качеств как его составляющих является сложным процессом. Все эти позиции позволяют рассматривать мировоззренческие представления (смыслообразующий компонент обыденного сознания) как историко-культурную особенность народов. В качестве основного методологического подхода избрано обращение к языковой парадигме научного изучения, согласно которому выделяются смысловые категории в текстах и проводится их количественный анализ, что позволяет выявить системные свойства феномена, а также иерархическую упорядоченность составляющих его элементов. Выделены доминирующие среди российских пользователей мировоззренческие установки, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека и общества. Показано, что ведущими позициями в высказываниях пользователей выступают социальная и личностная значимость мировоззрения. Описываются психологические компоненты феномена (когнитивные, ценностные, эмоциональные и конативные) и их характерные особенности, выполняющие в современных условиях жизнедеятельности человека и общества функции регуляции поведения. Анализ эмоциональных оценок в высказываниях пользователей позволил выделить девять различных подгрупп эмоционального фона, показать основные содержательные концепты, лежащие в их основе, а также продемонстрировал явное доминирование негативного эмоционального фона. В результате был сформулирован подход к исследованию жизнедеятельности человека и общества, состоящий в выявлении из устного народного творчества единиц конкретного психологического феномена и их последующего количественного и качественного изучения с помощью автоматизированных систем, позволяющих анализировать большое количество текстов, не поддающихся “ручной” обработке из-за своего чрезмерного объема. Описанные выше теоретико-методологические позиции позволяют отрефлексировать основные смыслы, которыми наделяется “мировоззрение” в рамках обыденного сознания, показать, что данный феномен имеет высокий уровень абстрагирования, его исследование обладает значительным прикладным смыслом, а игнорирование в рамках психологических концепций может приводить к фрагментарному толкованию многих психологических явлений.
- Ключевые слова
- обыденное сознание, мировоззрение, содержательно-структурный анализ, социальная и личностная значимость, психологические компоненты мировоззрения, эмоциональный фон, устное народное творчество, теоретические и прикладные смыслы
- Дата публикации
- 14.08.2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 335
Библиография
- 1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
- 2. Андрюшкова Н.П. Категория “обыденное сознание” в психологии // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1 (69). С. 90–93.
- 3. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Структура потребностей студенческой молодежи в знаниях по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 2 (10). С. 110–133.
- 4. Донцов А.И., Баксанский О.Е. Схемы понимания и объяснения физической реальности // Вопросы философии. 1998. № 11. С. 75–90.
- 5. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Основные технологии социально-психологических исследований в интернете // Социальная психология: вопросы теории и практики. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 224–226.
- 6. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 64–93.
- 7. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. М.: МОДЭК, МПСИ, 2007.
- 8. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М.: Академический Проект, 2003.
- 9. Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 83–96.
- 10. Мохова С.Ю. Кризис современной российской культуры: личность в пространстве социальных взаимодействий и преобразований // Психология в экономике и управлении. 2010. № 1(3). С. 81–90.
- 11. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Сознание как предмет метапсихологии // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1989–1990. М.: Наука, 1991. С. 190–204.
- 12. Нестик Т.А., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Китова Д.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.
- 13. Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2020.
- 14. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.
- 15. Соснин В.А., Журавлев А.Л., Китова Д.А., Ковалева Ю.В., Смирнов А.А. Психологические факторы развития геополитических отношений: субъекты, механизмы, тенденции. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2020.
- 16. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЭР СЭ, 2002.
- 17. Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М.: ПМЛ “Институт Африки РАН”, 1996.
- 18. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Проблема выделения единиц анализа мировоззрения личности в психологии // Теория и практика общественного развития. № 12. 2012. С. 141–146.
- 19. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001.
- 20. Шагун Г., Павлов В.М., Рыженков П.Е. Исследование экологического сознания детей и подростков // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 41–49.
- 21. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997.
- 22. Щербаков Р.Н. Здравый смысл учащегося и научные знания // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 48–54.