Проблемы малой группы и личности в научном творчестве А. С. Чернышева (к 85-летию со дня рождения)
Проблемы малой группы и личности в научном творчестве А. С. Чернышева (к 85-летию со дня рождения)
Аннотация
Код статьи
S020595920017081-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сарычев С. В. 
Должность: Заведующий кафедрой психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Российская Федерация, Курск, ул. Радищева, 33
Ларина Г. Н.
Должность: профессор кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО “Курский государственный университет” (КГУ)
Адрес: Российская Федерация, Курск, ул. Радищева, 33
Елизаров Сергей Г.
Должность: Профессор кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Российская Федерация, Курск, ул. Радищева, 33
Выпуск
Страницы
109-118
Аннотация

В связи с 85-летием со дня рождения анализируются научные взгляды видного отечественного социального психолога А.С. Чернышева, отмечается его вклад в разработку параметрической теории малых групп и коллективов, методов социальной психологии и другие области психологической науки. Показано, как его идеи и разработки нашли воплощение в деятельности психологической службы образования, в социальном обучении молодежи, в профессиональной подготовке психологов. Раскрыта его роль как лидера Курской научной школы в социально-педагогической психологии.

Ключевые слова
история социальной психологии, А.С. Чернышев, параметрическая теория коллектива, социально-психологический эксперимент, организованность, социальное обучение, развивающая социальная среда, психологическая служба
Классификатор
Дата публикации
08.11.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
242
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S020595920017081-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 07.10.2021
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Актуальные проблемы психологии. Указатель 1362 докторских диссертаций 1935–2014 гг. / Под общ. ред. А.Я. Анцупова. М.: НО “Ассоциация “Лига содействия оборонным предприятиям”, 2015. 416 с.

2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Изд-во: “Институт психологии РАН”, 1995. С. 28–41.

3. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72–80.

4. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 6. С. 53–64.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

6. Теоретический и практический опыт научной школы Уманского — Чернышева: история и перспективы (интервью А.С. Чернышева в связи с его 80-летием и 45-летием кафедры психологии Курского государственного университета) // Изд-во: “Институт психологии РАН”. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 4. С. 223–255. URL: http://soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/g16/t1-4/s16-4-10.html (дата обращения: 21.03.2021).

7. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.

8. Уманский Л.И., Френкель И.А., Чернышев А.С. и др. Критерии диагностики общественной активности группы как коллектива // Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов: Ученые записки КГПИ. Т. 88. Курск, 1971. С. 5–19.

9. Уманский Л.И., Чернышев А.С., Тарасов Б.В. Групповой сенсомоторный интегратор // Вопросы психологии. 1969. №1. С.128–130.

10. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.

11. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодежных групп и коллективов): Автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1980. 43 с.

12. Чернышев А.С. Экспериментальное изучение организованности группы школьников (в условиях сенсомоторной деятельности): Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1969. 18 с.

13. Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

14. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л. Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 275 с.

15. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во: “Институт психологии РАН”, 2005. 189 с.

16. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. и др. Программа подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам. Курск: Изд-во ИПК и ПРО, 1994. 54 с.

17. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Елизаров С.Г., Лобков Ю.Л. Социально-психологическая лаборатория Курского государственного университета: история создания и тенденции развития // Психологический журнал. Т. 40. 2019. № 4. С. 95–106.

18. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Динамика мироощущения и социального самоопределения подростков и юношей в изменяющейся России на рубеже XX–XXI веков: программа социально-психологического исследования. Курск: изд-во Курск. гос. ун-та, 2008. 103 с.

19. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 3(11). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/217/ (дата обращения: 21.03.2021).

20. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Социально-психологическая модель учебной группы как субъекта жизнедеятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №2 (34). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/1704/ (дата обращения: 21.03.2021).

21. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Гребеньков Н.Н. Вклад Курской психологической школы молодежных лидеров в молодежное движение и кадровый потенциал региона // Вестник практической психологии образования. 2019. № 2 (2). С. 15–19.

22. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Гребеньков Н.Н. Параметрическая теория малых групп и коллективов. Курск: изд-во Курск. гос. ун-та, 2019. 243 с.

23. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Елизаров С.Г. и др. Организация психологической службы в школе. Галич, 1991. 125 с.

24. Чернышев А.С., Фришман И.И., Чертова А.А. и др. Профильный лагерь: курский вектор: теория и практика работы специализированных (профильных) смен в детских оздоровительных лагерях. Курск: ООО АПИИТ “Гиром”, 2014. 152 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести