Особенности восприятия праздников у молодежи из различных макрорегионов России
Особенности восприятия праздников у молодежи из различных макрорегионов России
Аннотация
Код статьи
S020595920017738-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Литвинов В. Ю. 
Должность: Инженер-лаборант лаборатории психологии общения, факультет психологии
Аффилиация: Московский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
60-71
Аннотация

Исследование направлено на изучение значимости различных категорий праздников, выбор которых определяет отношение современной молодежи к образу своей страны и своего региона. Подчеркивается, что ритуалы имеют важное значение в формировании культуры. Наиболее выразительной формой ритуалов выступают праздники, которые определяют принадлежность личностной самоидентификации, а также формируют чувство принадлежности к своей стране и своему региону. Были представлены следующие категории праздников: государственные праздники; региональные праздники; религиозные праздники; семейные праздники; Новый год, День Победы (9 мая); “мужские” праздники; “женские” праздники; спортивные праздники. В исследовании приняли участие 318 респондентов из различных макрорегионов России. Результаты исследования показали, что респонденты по-разному воспринимают праздники лично для себя, для представителей своего региона и для жителей России в целом. Также выявлена дифференцированность в оценки значимости тех или иных праздничных ритуалов для представителей различных макрорегионов страны.

Ключевые слова
ритуалы, праздники, культурные представления, восприятие, образ России, образ региона, ценностно-смысловое отношение, молодежь из различных макрорегионов страны
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90069.
Классификатор
Дата публикации
01.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
193
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Известный голландский исследователь Г. Хофстеде предложил модель структуры культурных представлений различных стран. Основополагающим в данной структуре было то, что представители определенных стран по-своему формулируют собственные культурные представления, которые определяют образ своей страны [33]. Такие культурные представления в целом можно определить, как отраженные в сознании образы явлений и феноменов культуры с фиксированным, в определенной степени, но, в то же время, уникальным социокультурным значением [23]. И данные компоненты подвергаются активной трансформации, особенно в последнее время [3–4; 7].
2 В недавних эмпирических исследованиях было показано, что представления граждан о России являются сложным феноменом [13–15]. Были рассмотрены такие его компоненты, как отношения к физическим и историческим символам страны, отношение к различным категориям образа героя страны. Также была продемонстрирована попытка интерпретации ценностного-смыслового содержания образа страны. Без внимания остался лишь слой ритуалов и ценностно-смысловое отношение к ним, которое формирует в определенной степени образ страны для ее граждан.
3 Ритуалы несут в себе актуальность проблемы формирования образа страны в русле общей психологии, так как ритуал рассматривается как носитель значения, которое является особым пятым квазиимерением образа мира, по выражению А.Н. Леонтьева.
4 Образ своей родной страны для каждого человека несет в себе основополагающую роль, именно он во многом определяет образ мира человека, его ценностные ориентиры и поведенческие паттерны [12]. И особенно важным при формировании этого образа становится то место, тот образ собственного региона, где человек вырос и сформировался как личность. Для молодежи нашей страны образ России изначально складывается из тех представлений, которые были получены на территории их “малой Родины” [26].
5 Эмпирические исследования показывают, что понятие “Родины” в сознании россиян, прежде всего, связывается с местом их рождения — как со страной в принципе, так и с конкретным регионом и городом. А категория “мой народ” также связывается в сознании россиян с определенной территорией, на которой человек вырос [31].
6 Образ региона несет в себе целый комплекс социокультурных детерминант, формирующихся на основе мифологии территории и ее мифотворчества, исторической памяти региона, местных традиций, местных обычаев и духовно-религиозных праздников, региональных и городских праздников [9–10].
7 В этом аспекте для изучения слоя ритуального составляющего образа наиболее репрезентативным объектом исследования могут стать именно различные категории праздников. Государственные праздники имеют самую тесную связь с теорией и ценностями культуры, они понятны в большинстве случаев только представителю определенной культуры, в отличие от символов и героев, которые могут восприниматься и сторонними наблюдателями [11; 28].
8 Сразу стоит отметить, что понятия “ритуала” и “праздника” имеют важные смысловые отличительные особенности и не могут быть приравнены друг к другу. Но вместе они представляют собой единый социальный и психологический феномен: если ритуал несет в себе четкий сценарий, то праздник определяет именно процессуальную сторону исполнения данного сценария. Любой праздник раскрывает в себе исполнение сценария определенного ритуального обряда, а ритуал вполне может обходиться без своего исполнения в виде праздничного процесса [8].
9 Такое различие подчеркивается и в аспекте понимания ритуального обряда как выполняющего свою основную функцию в коммуникации между всеми членами общества, как живыми, так и умершими. В этом кроется его особая мистическая и ритуальная составляющая [24]. Между тем как праздник направлен на сплочение общества здесь и сейчас, в обретении единства и создании общего психологического поля среди ныне живущих его граждан [5].
10 В рамках данного исследования предполагается изучить взаимосвязь ритуала и праздника. Однако сразу стоит отметить, что понятие “ритуал” несет в себе условно более глубокое наполнение, связанное с религиозным мышлением, более глубинным восприятием на уровне личностных переживаний. Праздник же предлагает оформление данного ритуального сценария в официальное событие, которое формирует особую психологическую реальность единения представителей одной социальной группы.
11 В своем исследовании М.И. Воловикова вместе с коллегами обращает внимание на то, что основной смысл государственного праздника для каждого индивида всегда заключался в обретении душевного и духовного единства с другими гражданами. Основные впечатления о празднике связаны с чувством общности и единения с другими людьми. Смысл праздника состоит в связывание личностных переживаний индивида вместе с историей своего народа, своей семьи, с традициями и мировоззренческими ценностями своей культуры [5]. В таком же ключе региональные праздники выступают связующим звеном для жителей определенного региона. Именно они формируют отношение к образу своего региона и определяют его ценностно-смысловое содержание.
12 Многие исследователи указывают на то, что праздник несет в себе особый сценарий ритуальных действий, который реализуется в строгих рамках культурных особенностей определенной страны [1; 16; 20]. Праздничная культура представляет собой пространство для развития личности, позволяет переносить свои субъективные мироощущения на уровень государства, сопереживания всеми гражданами [6].
13 Для образа страны праздники имеют особое значение, так как процессуально выражают собой государственные ритуалы [25; 27]. Поэтому именно изучение восприятия различных категорий праздников стало центральным для данного исследования. В связи с чем, раскрывается важная проблема — какое отношение у молодых граждан складывается к основным праздникам России и насколько это отношение отличается на уровне представлений о стране в целом и на уровне представлений о собственном регионе.
14 Феномен праздника определяет собой условия, которые формируют идеалы и ценности индивидов, объединяет их в единую целостность [17]. В праздничном обряде человек обретает свою целостность с обществом в результате процесса идентификации, что выделяется современными исследователями, как модель процесса становления культурной, региональной и гражданской идентификации личности [22].
15 Многие исследователи пытались классифицировать ритуалы, опираясь на их основное ценностно-смысловое содержание. Наиболее интересной и жизнеспособной выглядит классификация ритуалов на 4 главные группы по событиям, значимым для отдельного индивида или группы лиц [2; 18; 21; 29], представленная следующим образом: 1) магические и религиозные ритуалы; 2) кризисные и календарные ритуалы; 3) ритуалы интенсификации (сплачивания); 4) ритуалы перехода.
16 Первая группа соответствует ритуалам, носящим культовый или священный характер. Вторая группа связана с ритуалами, носящими периодический характер, привязанными к календарному году. Третья группа представляет ритуалы, которые организуются для повышения степени групповой сплоченности, противостояния нарушению равновесия групповой жизни. Четвертая группа раскрывает ритуалы, направленные на последовательное прохождение индивидом стадий своего жизненного пути. В ходе процесса инициации происходит приписывание определенного социального статуса, момент изменения индивидуальной идентичности. Сюда частично входят и календарные ритуалы [30].
17 Ритуалы несут в себе определенный сценарий, который реализуется в ходе праздничной деятельности [30; 32]. Поэтому данная классификация ритуальных сценариев берется за основу в данном исследовании при описании и анализе отношения к праздникам у молодежи, проживающей в различных макрорегионах страны.
18 В связи с этим целью данного исследования было изучение значимости и ценностно-смыслового содержания различных категорий праздников, влияющих на отношение современной молодежи к образу своей страны, к образу своего собственного региона.
19 Основная гипотеза исследования состояла в том, что ритуалы, выраженные в форме праздников, в представлении молодежи будут различаться в трех случаях выбора: при выборе наиболее значимых праздников лично для себя, при выборе наиболее значимых праздников для жителей своего региона и при выборе наиболее значимых праздников для жителей России в целом.
20

МЕТОДИКА

21 Участники исследования. Исследование проходило в марте-мае 2020 года в период пандемии COVID-19. В опросе приняло участие 1610 человек. Для обработки было взято 318 анкет, которые были заполнены правильно и полностью. Средний возраст всей выборки колеблется от 14 до 28 лет (M = 21.5, SD = 7.2). В исследовании приняли участие молодые люди, проживающие в 8 макрорегионах России (Центральная Россия, Север России, Черноземье, Юг России, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток). Из них 64 % составляли женщины и 36 % мужчины.
22 Процедура исследования. Респондентам предлагалось рассмотреть значимость определенных праздников на разных уровнях идентификации: личном, региональном и на уровне страны. Участникам исследования необходимо было определить для каждого уровня наиболее значимые ритуальные события, выраженные в форме праздников. Работа проводилась методом анкетирования на онлайн платформе Testograf.ru.
23 В анкете респондентам необходимо было выбрать три наиболее значимых группы праздников из представленных 9 категорий. Данные категории составлялись на основе теоретических предпосылок и эмпирических результатов работ М.И.  Воловиковой с коллегами [5–6].
24 В итоге были выделены следующие группы праздников: государственные праздники (День независимости, День конституции, День народного единства и т.д.); региональные праздники (День города, День региона, местные праздники); религиозные праздники (Крещение, Пасха, Рождество и т.д.); семейные праздники (день рождения, именины, годовщина и т.д.); Новый год; День Победы (9 мая); “мужские” праздники (День защитника Отечества, День ВДВ и т.д.); “женские” праздники (Международный женский день (8 марта), День матери и т.д.); спортивные праздники (Олимпийские игры, Чемпионаты мира и т.д.). В последнем варианте респондент мог предложить свою собственную классификацию праздников и указать ее.
25 Результаты анкетирования подвергались статистическому анализу в программе SPSS (статистический критерий Кохрана) и частотному анализу.
26

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

27 Для первичной обработки результатов исследования использовался статистический критерий Кохрана. Данный критерий позволяет оценить меру различий между несколькими связанными выборками по непараметрическому критерию.
28 В итоге были обнаружены следующие закономерности:
29 1. Относительно трех категорий праздников (спортивные праздники, “мужские” праздники”, Новый Год) была обнаружена значимая связь (p > 0.05) между ответами респондентов для различных уровней предпочтений (для себя лично, для жителя своего региона, для жителя России);
30 2. Для всего остального массива категорий праздников такой значимой связи не было обнаружено (p < 0.05).
31 Результаты статистической обработки по категориям праздников, у которых была обнаружена значимая связь, представлены в табл. 1.
32 Таблица 1. Оценка значимости различий между представлениями лично для респондента, для жителя собственного региона и для жителя России для категорий спортивных праздников, “мужских” праздников и Нового года по критерию Кохрана
Статистические критерии Спортивные праздники “Мужские” праздники Новый Год
N 318 318 318
Q Кохрана 3.5 2.2 2.5
ст. св. 2 2 2
Асимптотическая значимость 0.170 0.336 0.281
33 Количественный анализ результатов выбора респондентами наиболее важных праздников для себя лично, для жителя собственного региона и для жителя России представлен на рис. 1.
34

Рис. 1. Рейтинг наиболее значимых категорий праздников для себя лично, для жителя собственного региона и для жителя России в представлении респондентов из различных макрорегионов страны (%).

35 На представленном рисунке особо стоить отметить три категории праздников, которые получили значительно большее число упоминаний среди респондентов, чем другие. Этими категориями стали День Победы (9 мая), Новый год и семейные праздники, которые стали значимыми для респондентов на всех представленных уровнях (личном, региональном, на уровне страны).
36 Но стоит отметить существенные отличия, связанные с данными уровнями. На рис. 2 представлены количественные результаты по наиболее значимым праздникам лично для каждого участника исследования.
37

Рис. 2. Рейтинг наиболее значимых категорий праздников лично для респондента по всей выборке (%).Рис. 2. Рейтинг наиболее значимых категорий праздников лично для респондента по всей выборке (%).

38 Большая часть респондентов наиболее важной категорией праздников лично для себя отметила семейные праздники (день рождения, именины, годовщина и т.д.). Именно они непосредственно влияют на формирование индивидуальной идентичности человека и имеют для него большое эмоциональное значение.
39 На втором и третьем месте с существенным отрывом оказались категории праздников Нового года и Дня Победы. Здесь проявляется уровень социальной идентичности индивида, так как для него лично важно участвовать в событиях, которые связывают его с собственной социальной группой. В выборе Дня Победы проявляется культурно-исторический контекст, имеющий важное значение для каждого конкретного индивида. Новый год — это праздник будущего, надежда каждого человека на то, что его жизнь станет лучше. И у каждого такие надежды связаны с собственным личным восприятием. А День Победы — это праздник прошлого, памяти о своих семейных героях, об истории своей семьи.
40 Стоит также отметить, что на четвертом месте расположилась категория религиозных праздников, которая значительно обогнала все другие оставшиеся варианты. Лично для каждого респондента оказывается важной религиозная составляющая культуры, связанная с религиозными ритуалами.
41 На рис. 3 представлены количественные результаты по наиболее значимым праздникам в представлении респондентов о жителях собственных регионов.
42

Рис. 3. Рейтинг наиболее значимых категорий праздников в представлении респондентов для жителей собственных регионов (%).

43 Для жителей регионов, в представлении участников исследования, наиболее важными оказались категории праздников (в порядке их важности): День Победы, Новый год, региональные, религиозные и семейные праздники. Свой образ региона и привязку к нему респонденты строят в прямой зависимости от образа своей страны, вбирая в себя весь ее культурно-исторический контекст. Но важную роль в их представлении играют и местные праздники, которые определяют ритуалы каждого конкретного региона. Интересно отметить, что лично для себя респонденты не считают особо важными региональные праздники, но в их представлении для жителей собственного региона это имеет особое значение.
44 На первое место по важности событий, в отличие от важности лично для себя, для представителей собственных регионов переместился праздник Дня Победы. Представления о собственном регионе и его жителях для молодежи связаны с историческими символами страны, играют важную роль при формировании образа региона.
45 На рис. 4 представлены количественные результаты по наиболее значимым праздникам для страны в целом в представлении молодежи, проживающей в различных макрорегионах России.
46

Рис. 4. Рейтинг наиболее значимых категорий праздников в представлении респондентов для жителей России (%).

47 Для жителей России, в представлении участников исследования, наиболее важными оказались категории праздников Дня Победы, Нового года, религиозные, семейные и государственные праздники. По-прежнему двумя лидерами являются категории праздников Дня Победы и Нового года, имея такие же показатели, как и для жителей собственных регионов. Но особо интересно отметить, что религиозные праздники оказываются выше государственных и семейных праздников.
48 Получается, что в целом региональные и государственные праздники не несут особой значимости лично для каждого конкретного индивида. Но в их представлении для типичного россиянина и типичного жителя их региона, они имеют важное значение. Хотя и уступают в значимости категории религиозных праздников.
49 Также в ходе исследования предпринималась попытка рассмотреть значимость представленных праздников для респондентов, которые проживают в различных макрорегионах России. Полученная картина в процентном соотношении значимости государственных и региональных праздников для респондентов из различных макрорегионов страны представлена на рис. 5а и 5б.
50

Рис. 5а, 5б. Рейтинг категорий государственных (а) и региональных (б) праздников для себя лично, для жителей собственного региона и для России в целом в представлении респондентов из различных макрорегионов страны (%).

51 Данный рисунок показывает неоднородную картину значимости государственных праздников (см. рис. 5а) для респондентов, которые представляют разные макрорегионы России. Особенно выделяются из общих данных показатели молодежи из Поволжья и Центральной России. Для представителей из данных макрорегионов наблюдается наименьшее процентное содержание ответов (20 %) с выделением категории государственных праздников, как особо значимых для жителей России в целом.
52 Ситуация сильно меняется, если обратиться к рассмотрению категории региональных праздников (см. рис. 5б). Здесь также показатели для представителей различных регионов не выглядят однородно. Молодежь из Центральной России оценивает категорию региональных праздников для жителей своего региона значительно ниже (27 %), чем респонденты из других макрорегионов. Стоит также отметить, что представители макрорегиона Севера для себя лично оценивают выше остальных значимость региональных праздников (28 %).
53

Отношение к значимости праздников Нового года и Дня Победы показано на рис. 6а и 6б.

54

Рис. 6а, 6б. Рейтинг категорий праздников Нового года (а) и Дня Победы (б) для себя лично, для жителя собственного региона и для жителя России в представлении респондентов из различных макрорегионов страны (%).

55 Праздник Нового года (см. рис. 6а) лично для себя и для жителя своего региона набирает самые низкие значения у представителей макрорегионов Черноземья и Юга России. Молодежь этих регионов не так сильно ценит этот праздник, как остальные жители России.
56 Рейтинг значимости праздника Дня Победы (9 мая) для представителей различных макрорегионов продемонстрирован на рис. 6б. По данному празднику можно наблюдать наиболее сбалансированную по показателям картину для молодежи из всех представленных макрорегионов.
57

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

58 Полученные в ходе исследования данные согласуются с результатами эмпирических исследований М.И. Воловиковой, в которых три категории праздников (День Победы, Новый год, и семейные праздники) также были наиболее значимыми для испытуемых из различных регионов России [6]. Только в данном исследовании раскрывается их значимость на различных уровнях идентификации: для себя лично, для жителя своего региона, для жителя России.
59 Ритуалы в виде праздников играют важную роль в жизни индивида. Если на личностном уровне для молодежи оказываются важнее праздники, связанные с семьей и ближним социальным окружением, то на региональном и государственном уровне наиболее значимыми праздниками выступают Новый год и День Победы. Данные праздники воспринимается на разных уровнях идентичности и соединяет в себе, как личные эмоциональные переживания индивида, так и эмоциональное чувство единения с жителями своего региона, с жителями всей России. Такие эмпирические выводы согласуются с исследованием Л.В. Матвеевой с коллегами, в ходе которого обнаружилось, что школьники и студенты из Москвы рассматривают праздники Нового года и парад Дня Победы (9 мая), как особого рода важные ритуалы в жизни страны [19].
60 Также нельзя оставить без внимания тот факт, что представленные категории праздников имеют свои значимые отличия для молодежи на уровне лично для себя, на уровне для жителя своего региона и на уровне для жителя страны. Те праздники, которые респонденты считают наиболее значимыми лично для себя не совпадают с теми категориями праздников, которые они считают значимыми для представителей своего региона и для жителей России. Насчет двух последних уровней у молодежи складываются во многом стереотипные суждения, которые влияют на их выбор в степени значимости праздников и которые обусловлены актуальной повесткой дня СМИ [13]. И данные суждения становятся важными элементами в формировании образа своего региона и образа страны в целом.
61 По итогам исследования можно предварительно говорить о том, что ценностно-смысловое содержание представлений молодежи о праздниках складывается по-разному в зависимости от рассматриваемого ими уровня идентичности. На личностном уровне респонденты склонны наиболее высоко оценивать семейные ценности, традиции своего рода и ближнего окружения. На уровне представлений о жителе собственного региона оказываются важными ценности, направленные на единство своей социальной группы, на ощущение и осознание себя частью чего-то большего, что имеет единые культурные и исторические корни. На уровне представлений о жителе своей страны респонденты отмечают не только культурно-историческое единство, но и единую религиозную основу, которая укрепляет соотнесение себя с другими жителями страны. Именно такая интегрирующая роль ценностно-смысловой сферы обусловливает внутреннюю готовность личности к выбору определенных средств и способов реализации целей своей жизнедеятельности. Она формирует образ собственного региона и страны в целом, поэтому выявленная структура отношения к праздникам и несет в себе столь актуальную и значимую сферу изучения.
62 Еще одним важным результатом исследования можно считать то, что респонденты из отдельных макрорегионов России по-разному оценивают значимость выделенных категорий праздников. Практически по всем праздникам были продемонстрированы значимые различия. Наиболее устойчивой к оценкам стала категория праздников Дня Победы, которая в целом не сильно отличается среди молодежи из различных макрорегионов (см. рис. 6б). Это может говорить о том, что организация на государственном уровне различных масштабных мероприятий, посвященных Дню Победы, действительно способствует массовости узнавания данного праздника и повышает значимость его для молодежи по всей стране. Появляются новые ритуалы, связанные с Днем Победы: Георгиевская ленточка, Бессмертный полк, военная форма. Происходит трансформация ритуальных действий, которая способствует повышению значимости праздника для всех граждан страны.
63 Кроме того, приведенная в теоретической части данной статьи классификация основных ритуалов, позволяет соотнести полученные наиболее популярные праздники для молодежи России из различных регионов страны по разным категориям. Праздник Дня Победы следует отнести к группе ритуалов интенсификации. Данный праздник способствует сплочению жителей страны перед памятью угрозы прошлого и противостоит нарушению целостности гражданской и региональной идентичности.
64 Праздник Новый год следует отнести в группу кризисных и календарных праздников. Действительно, Новый год позволяет преодолеть определенный кризисный период и приводит к ожиданию новых более приятных событий. Особенно хорошо это проявилось по итогам 2020 года. Пандемия коронавируса COVID-19 так повлияла на психику отдельных индивидов и общественные процессы целых государств, что в массовой культуре сложился вызов к скорейшему окончанию 2020 года и наступлению нового периода жизни без пандемии в новом году.
65 Семейные праздники следует отнести к группе ритуалов перехода, так как данные события напрямую связаны с окончанием и началом жизненных этапов конкретного индивида.
66 Религиозные праздники принадлежат к группе магических и религиозных ритуалов, связанные с конкретными персонифицированными святыми образами и значимые для всего общества в целом.
67 Региональные праздники можно соотнести с группой ритуалов интенсификации, так как они нацелены на сплочение социальной группы внутри региона, на формирование единообразного образа собственного региона. По такому же принципу и государственные праздники относятся к данной группе, но уже нацелены на формирование единообразного образа страны.
68 Спортивные праздники можно отнести сразу в две группы: кризисных и календарных ритуалов и ритуалов перехода. Данные праздники обычно приурочены к определенным датам, имеют собственный календарь и организуются для преодоления кризисных событий, связанных с межкультурной коммуникацией. Но также спортивные праздники несут в себе и приписывание для индивидов определенного нового статуса, перехода на новый индивидуальный уровень.
69 Женские и мужские праздники относятся к группе ритуалов интенсификации, так как являются важными событиями, способствующими групповой сплоченности в рамках одной гендерной группы.
70

ВЫВОДЫ

71 1. Для молодежи из различных регионов России оказались наиболее важными три категории праздников: семейные, День Победы, Новый год. Это три категории праздников, которые оказываются значимыми как на уровне лично для участника исследования, так и на уровне его представлений о жителе своего региона и о жителе страны в целом.
72 2. Существуют количественные и качественные различия в выборе молодежью наиболее важных праздников лично для себя, для представителей своего региона и для жителей России. Меняется сама структура и иерархия значимости праздников для этих трех уровней. Молодежь не всегда соотносит собственные личностные предпочтения с теми, которые они ожидают от представителей своего региона, от жителей страны.
73 3. У молодежи, проживающей в различных макрорегионах страны, выявлены особенности в оценивании значимости различных категорий праздников. Для представителей каждого отдельного макрорегиона складывается своя иерархия значимости представленных категорий праздников. И различия между оценкой респондентов из отдельных макрорегионов существенны между собой, что позволяет говорить о формировании особых региональных предпочтений. Что, в свою очередь, может свидетельствовать о том, что специфика образа каждого конкретного региона влияет на специфику формирования представлений об образе страны в целом.

Библиография

1. Барабанова Н.В., Бочкарева М.И., Костина Т.С. Потенциал праздников в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2018. №1 (68). C. 7–8.

2. Барт Р. Мифологии. 3-е изд. М.: Академический проект, 2014. 352 с.

3. Быховец Ю.В., Казымова Н.Н. Современные отечественные исследования психологических факторов переживания террористической угрозы // Психологический журнал. 2019. T. 40. № 3 C. 22–30. DOI: 10.31857/S020595920004542-2

4. Василенко И.А. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта // Власть. 2013. № 7. С. 24–28.

5. Воловикова М.И., Борисова А.М. Психологическое значение праздника для личности // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 241–245.

6. Воловикова М.И., Тихомирова С. В., Борисова А.М. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. М.: Пер Сэ, 2003.

7. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал, 2019. T. 40. № 5. C. 35–47. DOI: 10.31857/S020595920006074-7

8. Журавлев И.В., Журавлева Ю.В. Соотношение ритуала и мифа и механизмы коммуникативного воздействия // Вопросы психолингвистики. 2015. № 26. С. 58–71.

9. Имидж регионов России: инновационные технологии и стратегии ребрендинга / Под ред. И.А. Василенко. М.: Международные отношения, 2016. 288 с.

10. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М., 2003. С. 38.

11. Караяни А.Г., Зинченко Ю.П. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика. М.: МГУ, 2007.

12. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Берри Дж. Социально-психологические основы мультикультурализма: проверка гипотез о межкультурном взаимодействии в российском контексте // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 92–104.

13. Литвинов В.Ю. Влияние СМИ на региональные образы России в общей картине мира молодежи. // Национальный психологический журнал. 2020. № 2(38). С. 158–169.

14. Литвинов В.Ю., Матвеева Л.В. Образ героя России как фактор формирования гражданской идентичности: гендерный аспект // Человек в информационном пространстве. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. С. 238–243.

15. Литвинов В.Ю., Матвеева Л.В. Сравнительный анализ культурных представлений творческой молодежи о российской, западной и восточной цивилизациях // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. С. 177–197.

16. Литвинова М.В., Вереитинова Т.Ю. Культурно-семиотическое поле праздника в дискурсе современной культуры // Наука. Искусство. Культура. 2020. № 1(25). С. 29–38.

17. Литвинова М.В., Кибалко О.В, Вереитинова Т.Ю. Культурологические подходы к определению взаимодействия понятий “праздник” и “миф” // Наука. Искусство. Культура. 2019. № 2(22). С. 13–25.

18. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: “Рефл-бук”, 1998. 304 с.

19. Матвеева Л.В. Влияние феномена разорванной коммуникации в СМИ на границы информационно-психологической безопасности // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2-х т. Т. II: Феномен разорванной коммуникации: Сб. статей / Под ред. Я.Н. Засурского, Ю.П. Зинченко, Л.В. Матвеевой, Е.Л. Вартановой, А.И. Подольского. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 29–41.

20. Матвеева Л.В., Мочалова Ю.В., Петракова Е.Е., Аникеева Т.Я. Категориальная структура образа России и образов других стран в менталитете жителей страны и союзного государства Белоруссии // Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия: монография / Науч. ред. А.Д. Карнышев. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. C. 64–112.

21. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: “Центр психологии и психотерапии”, 1998. 560 с.

22. Мостицкая Н.Д. Праздник как моделирование процесса формирования культурной идентичности личности // Аналитика культурологии. 2016. № 1(34). С. 126–136.

23. Моул Д. Особенности национальной психологии народов новой Европы: бизнес, общение, успех / Пер. с англ. О.Л. Сергеевой. М.: Астрель: АСТ, 2016. 381 с.

24. Муратова А.С. Обряд и праздник // Мир психологии, 2001. № 4. С. 67–76.

25. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Отношение к глобальным рискам: социально-психологический анализ // Психологический журналю 2018. T. 39. № 1. C. 127–138. DOI: 10.7868/S0205959218010129.

26. Петренко В.Ф., Митина О.В. Политическая психология: психосемантический подход. М.: Социум 2018. 590 с.

27. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2001.

28. Таратухина Ю.В., Цыганова Л.А. Межкультурная коммуникация. Семиотический подход: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019.

29. Элиаде М. Аспекты мифа. 4-е изд. М.: Академический Проект, 2010. 251 с.

30. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб.: Алетейя, 1998.

31. Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России / Под ред. Ю.П. Зинченко, Л.А. Шайгеровой. М.: Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. Т. 1.

32. Юревич А.В. Опыт эмпирической оценки психологического состояния современного российского общества (анализ данных статистики) // Психологический журнал. 2019. T. 40. № 5. C. 84–96.

33. Hofstede G. Culture and Organization: Software of the Mind. New York: McGraw-Hill, 1997. P. 37.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести