Психология профессиональной деятельности: психофизиологическое и психолого-педагогическое направления исследований (К 90-летию со дня рождения В.А. Бодрова)
Психология профессиональной деятельности: психофизиологическое и психолого-педагогическое направления исследований (К 90-летию со дня рождения В.А. Бодрова)
Аннотация
Код статьи
S020595920017746-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Журавлев А. Л. 
Должность: Профессор, научный руководитель Института психологии РАН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1
Обознов Александр Александрович
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Бессонова Ю. В.
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
92-98
Аннотация

Рассматриваются ключевые понятия и основные результаты исследований психофизиологического и психолого-педагогического направлений психологии профессиональной деятельности – раздела психологической науки, который предложил и разрабатывал В.А. Бодров. Анализируется его понимание основных понятий, таких как: работоспособность, профессиональная и функциональная надежность человека, профессиогенез. Описывается профессиогенетический подход применительно к становлению специалиста. Обсуждаются возможности формирования у профессионала мотивации его деятельности. 

Ключевые слова
психология профессиональной деятельности, направления исследований, работоспособность человека, профессиональная и функциональная надежность, профессиогенез, профессиогенетический подход
Классификатор
Дата публикации
16.12.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
460
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Имя Вячеслава Алексеевича Бодрова (01.10.1931–06.02.2012), Заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации, лауреата Премии РАН в области психологии имени С.Л. Рубинштейна, профессора психологии труда, доктора медицинских наук имеет широкую известность. Его фундаментальные труды, посвященные проблемам работоспособности человека, профессиональной пригодности и надежности, развития личности профессионала, психологического стресса и утомления, психологического отбора, стали классическими. Главные результаты своих многолетних и плодотворных” исследований Бодров обобщил в книге “Психология профессиональной деятельности», вышедшей в свет в 2006 году [8]. В ней изложены основы психологии профессиональной деятельности – раздела психологической науки, предметом изучения которого являются психологические закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта труда во взаимосвязи со средствами труда, процессом, условиями и организацией профессиональной деятельности. При изложении понятийного аппарата психологии профессиональной деятельности Бодров использовал термин “категория” как понятие высшего уровня обобщения, не сводимого к понятиям монодисциплинарного уровня, используемым в психологии и смежных научных дисциплинах – физиологии и медицине труда, эргономике и других науках, изучающих человека в мире профессий. В психологии профессиональной деятельности основополагающими стали категории работоспособности, профессиональной пригодности, функциональных состояний, надёжности, стрессоустойчивости и некоторых других социально-биологических свойств человека как субъекта трудовой деятельности.
2 Бодров выделил 4 основных направления отечественных исследований по психологии профессиональной деятельности, проводившихся начиная с 60-х годов прошлого века [там же]. В исследованиях психофизиологического направления изучались свойства человека, определявшие его работоспособность и ее зависимость от уровня функциональных резервов; анализировались процессы психической регуляции профессиональной деятельности, а также функциональные состояния, методы их контроля и управления ими; рассматривалось влияние индивидуально-психологических различий на эффективность и качество деятельности; выявлялись психофизиологические механизмы адаптации к условиям деятельности. В исследованиях системотехнического направления изучались инженерно-психологические вопросы построения систем “человек–машина”, разрабатывались принципы проектирования деятельности человека-оператора и методы инженерно-психологической экспертизы систем “человек–машина”, решались задачи распределения функций между человеком-оператором и автоматикой. Изучались проблемы надежности и эффективности операторской деятельности при автоматизации управления системами “человек-машина”, влияния компоновки рабочего места человека-оператора на управление этими системами и целый ряд других вопросов. В исследованиях эксплуатационного направления рассматривались психологические и психофизиологические вопросы влияния человеческого фактора на надежность функционирования технических систем, разрабатывались методы контроля функционального состояния человека, способы оптимизации режимов труда и отдыха, нормирования рабочей нагрузки и т.п. В исследованиях психолого-педагогического направления разрабатывались проблемы психологии профессиональной пригодности, в том числе, психологический профессиональный отбор специалистов и комплектование рабочих групп, принципы и методы профессиональной подготовки специалистов, математические модели их обучения и тренировки, требования к адаптивным тренажерам [там же].
3 Бодров и его сотрудники проводили экспериментальные и эмпирические исследования профессиональной деятельности по всем указанным направлениям, но главными стали психофизиологическая и психолого-педагогическая линии, основные результаты которых анализируются в данной статье.
4 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
5 В данном направлении базовыми являются категории работоспособности и функциональных состояний человека, а центральными служат понятия профессиональной и функциональной надежности. Работоспособность рассматривается в исследованиях Бодрова “как одно из основных социально-биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени и с требуемыми эффективностью и качеством” [8, с. 37]. Свойство работоспособности образуется вследствие включения человека в профессиональную деятельность, проявляется и оценивается в его деятельности [2]. В структуре работоспособности им выделялись 3 компонента:
6
  • профессиональный опыт и подготовленность, определявшиеся уровнем развития, пластичностью и устойчивостью специальных (профессиональных) знаний, навыков и умений;
7
  • направленность личности специалиста, определявшаяся характером и степенью выраженности потребностей, психологических установок и мотивов деятельности;
8
  • функциональные состояния организма и величина его резервных возможностей, определявшиеся состоянием здоровья, наличием у человека утомления (переутомления), нервно-психического напряжения, “трудных” психических состояний.
9 Уровень и динамика работоспособности зависели от множества других факторов и условий, в том числе: психологических, физиологических и физических особенностей человека как субъекта профессиональной деятельности; эргономических характеристик рабочего места и рабочей среды; содержания и организации деятельности и др. Категория работоспособности рассматривалась в 2-х аспектах. Во-первых, как её актуальный уровень в текущий период времени. Данный аспект рассмотрения был основным при эмпирических исследованиях работоспособности в конкретных видах профессиональной деятельности. Главными показателями работоспособности считались результаты деятельности и психофизиологические затраты человека (психофизиологическая “цена” деятельности). Во-вторых, работоспособность могла рассматриваться и как потенциальная возможность (способность) субъекта труда выполнять конкретную работу с определенной эффективностью и качеством [8].
10 Содержание категории функционального состояния субъекта труда во многом совпадало с содержанием третьего компонента работоспособности. В работах Бодрова наибольшее внимание уделялось изучению двух видов функциональных состояний – стресса и утомления. Результаты этих исследований отражены в его монографиях [9, 10] и не рассматриваются в данной статье.
11 Понятие функциональной надежности предложено В.А. Бодровым для отражения роли состояния психических и физиологических функций человека в обеспечении профессиональной надежности. Функциональная надежность понимается как “свойство функциональных систем человека-оператора обеспечивать его динамическую устойчивость при выполнении профессиональной задачи в течение времени и с заданным качеством” [15, с. 36]. Функциональная надежность позволяет за счет мобилизации резервных возможностей организма поддерживать требуемый уровень энергетического и информационного обеспечения устойчивой работоспособности субъекта труда. Таким образом, содержание понятия функциональной надежности также соотносится с содержанием третьего компонента работоспособности. Специального рассмотрения требует вопрос о характере связей между показателями состояния психических и физиологических функций (функциональная надёжность), с одной стороны, и устойчивостью показателей профессиональной деятельности, её безошибочностью (профессиональная надежность), с другой. Как отмечал Бодров, между функциональной и профессиональной надежностью может существовать причинно-следственная связь, однако, она не всегда является прямой и непосредственной [3].
12 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
13 В данном направлении базовыми являются категории профессиональной пригодности и профессиогенеза. К основным относятся понятия профессиональной адаптации, профессионального обучения и подготовки личности профессионала, профессиональной мотивации и др. Категория профессиональной пригодности выражает степень соответствия между возможностями человека освоить и успешно выполнять определенную профессиональную деятельность, с одной стороны, и требованиями этой деятельности к человеку, с другой. Достижение такого соответствия означает решение проблемы профессиональной пригодности и сводится к взаимной адаптации человека и профессиональной деятельности. Взаимная адаптация и достижение указанного соответствия реализуется в двух встречных направлениях:
14
  • “от человека к профессии”, т.е. за счет адаптации профессиональной деятельности, её требований, содержания и организации, а также условий рабочей среды в зависимости от возможностей человека;
15
  • “от профессии к человеку”, т.е. за счет адаптации свойств, установок, отношений и других характеристик человека в зависимости от требований, содержания и организации профессиональной деятельности, а также условий рабочей среды и других профессиональных факторов [7].
16 Основным в исследованиях В.А. Бодрова было направление “от профессии к человеку”. Данный выбор был, на наш взгляд, обоснованным. Цели, средства и способы профессиональной деятельности, её ожидаемые результаты выступают перед человеком как задаваемое обществом рабочее задание, которое должно быть выполнено. Исходя из положения А.Н. Леонтьева о том, что “в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приноравливать свою деятельность, …что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, её средства и способы; словом, что общество производит деятельность образующих его индивидов” [17, с. 83], профессиональная деятельность содержит ещё и указания на мотивы, которые определяются общественным предназначением деятельности, а также ее содержанием и которыми должен руководствоваться субъект профессиональной деятельности при всём многообразии своих личных устремлений. Профессиональная деятельность, результаты которой не соответствуют общественным запросам, перестает существовать, а её участники становятся невостребованными. Поэтому в исследованиях профессиональной пригодности требования профессии к человеку должны рассматриваться как исходные и неизменные, которые человеку надлежит выполнять и к которым он должен адаптироваться. При этом профессиональная пригодность достигается не только за счет освоения и применения субъектом профессиональных знаний, умений и компетенций, но и посредством активного развития своих психических и личностных свойств, установок и отношений для адаптации к требованиям конкретных профессий. Совокупность проблем становления профессионала обозначается Бодровым термином профессиогенез, а соответствующий методологический подход к развитию профессионала – как профессиогенетический. Данный подход основывается на изучении закономерностей психологического и социального развития человека как субъекта конкретной профессии, предусматривает возможность активного формирования профессиональной пригодности и развития личности профессионала. Кроме того, профессиогенетический подход ориентирован не только на развитие личности профессионала, но и психологический анализ существующих и перспективных видов деятельности, процессов адаптации субъекта профессиональной деятельности к ней, согласования его ресурсных возможностей и требований профессии [4 –8].
17 Профессиогенетический подход был реализован Бодровым через исследования процесса профессионализации субъекта труда, который рассматривался в таких аспектах, как:
18
  • процесс развития личности, проявляющийся, прежде всего, в формировании профессиональных способностей, профессионально-важных качеств и мотивов, специфичных для определенной деятельности;
19 – процесс социализации, проявляющийся в усвоении субъектом деятельности социальных норм, преобразовании социального опыта в собственные профессионально ориентированные личностные установки и ценности, принятии социальных ролей и общественных задач;
20
  • профессиональное самоопределение и самореализация субъекта труда с использованием умений самопознания, самоконтроля и саморегуляции [7].
21 Под руководством и при участии Бодрова проведен цикл многолетних исследований разных сторон процесса профессионализации, прежде всего, представителей экстремальных профессий – летчиков, подводников, спасателей. Особенности формирования специфичных профессиональных мотивов деятельности рассматривались применительно к профессионализации спасателей. Показано, что специфика целей и содержания их рабочих задач в ходе профессионализации трансформируется в ментальную структуру в виде профессионально специфичного для работы спасателя содержания вектора “мотив–цель” [11]. Изучение процесса формирования специфичных профессиональных мотивов для конкретной деятельности потребовало модификации используемых методических приемов, в частности, методики репертуарных решеток Дж. Келли. Результаты исследований мотивации и личности спасателей с применением модифицированного варианта данной методики показали возможность её использования для прослеживания процесса формирования профессиональных мотивов, характерных для работы спасателей [12].
22 Возможность формирования профессионально-важных качеств в ходе профессионализации изучалась на примере курсантов лётных училищ (более 650 человек) в течение четырехлетнего обучения. По результатам ежегодных исследований когнитивных (мыслительных, имажинитивных, аттенционных, мнемических) и сенсомоторных профессионально-важных качеств было показано, что в процессе профессионализации возрастала степень их структурированности, т.е. усиление связей между отдельными качествами и их объединение в структуры, типичные для больших массивов курсантов. Полученные результаты позволили доказать, что процесс профессионализации курсантов сопровождался формированием у них специфичных для летной профессии структур профессионально-важных качеств. При этом выявлена взаимосвязь особенностей этих структур на каждом этапе измерения с успешностью летного обучения. Между хорошо и слабо подготовленными курсантами установлены различия в темпе структуризации профессионально-важных качеств и уровне развития некоторых из них [16]. Важным следствием специфичности формируемых в процессе профессионализации структур профессионально-важных качеств стали выявленные различия между совокупностями этих качеств у курсантов на этапах обучения и последующего профессионального выполнения летной деятельности. Представленные результаты объясняют, почему успешное освоение деятельности человеком ещё не означает её эффективное выполнение в последующем [1; 5; 14].
23 В ходе профессионализации отчетливо проявляется активная роль субъекта деятельности в адаптации своих личностных качеств к требованиям профессии. В работе В.А. Бодрова и Н.Ф. Лукьяновой приведены результаты зарубежных исследований, позволивших установить личностный профиль лётчиков-аварийщиков, который включал двенадцать качеств личности, в том числе: легкомыслие, недисциплинированность, рассеянность, нерешительность, ожидание неблагоприятных событий и др. Однако как показали авторы работы, теснота прямых связей между личностными качествами лётчиков-аварийщиков и их предрасположенностью к ошибочным действиям, приводившим к летным происшествиям, как правило, была невысокой и находилась в пределах r = 0,2÷0,3. Кроме того, эти связи часто носили противоречивый характер. Например, одна и та же личностная характеристика могла быть как связанной, так и не связанной с ошибочными действиями. Далее, большая группа лётчиков и курсантов лётных училищ с профессионально неблагоприятными личностными качествами сумела успешно адаптироваться к условиям и требованиям лётной деятельности за счёт частичной компенсации и коррекции, а также развития профессионально благоприятных черт личности [13]. Поэтому при оценке профессиональной пригодности человека необходимо учитывать его инициативные возможности компенсировать проявления профессионально неблагоприятных личностных качеств и вырабатывать у себя требуемые личностные и профессионально важные качества [5, 7].
24 Профессиогенетический подход получил развитие в исследовании профессиональной переориентации лиц зрелого возраста. Показано, что проблема профессионализации личности у них приобрела новое содержание, что связано с наличием уже имевшегося профессионального опыта, устойчивыми ценностными ориентациями, определенными жизненными планами, социальными, психологическими и экономическими установками. Процесс профессионализации зависел от ситуации переориентации (добровольная или вынужденная), демографических и профессиональных особенностей контингента лиц зрелого возраста, содержания предыдущей работы, а также от личностных особенностей этих лиц, в том числе, интернальности/экстернальности, интровертированности/экстравертированности, уровня тревожности, успешности адаптации к новой деятельности и др. [18].
25 Таким образом, в работах Бодрова и его сотрудников профессиональная пригодность субъекта деятельности понималась и как процесс, и как результат взаимной адаптации его возможностей и требований профессии. При этом становление и достижение профессиональной пригодности рассматривались с позиции профессиогенетического подхода, т.е. как процесс формирования профессионала, его личности под активным социально-педагогическим воздействием. Профессиогенетический подход предполагал развитие у субъекта деятельности стремления к встречной активности по приобретению своих возможностей для эффективного и надежного выполнения общественно востребованной миссии – достижения ожидаемых обществом результатов профессиональной деятельности.
26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27 Научное наследие В.А. Бодрова охватывает практически все разделы психологии применительно к профессиональной деятельности человека. Это можно объяснить тем, что в профессиональную деятельность включены не отдельные психические процессы, а в целом обладающий психикой человек. Чтобы выявить влияние психических процессов и личностных свойств на показатели качества и надежности профессиональной деятельности, эти процессы и свойства необходимо рассматривать как взаимосвязанные и объединенные в определенные структуры. Другими словами, исследователю необходим системный взгляд, предполагающий включенность в деятельность, по сути, всех психических процессов, личностных свойств и феноменов сознания. Именно такой взгляд характерен для исследований Бодрова. В наибольшей мере системность рассмотрения психики проявилась в содержании монографий последнего десятилетия его жизни, в которых он изложил основы психологии профессиональной деятельности. В них анализировались интегральные социально-биологические свойства человека как субъекта профессиональной деятельности – работоспособность, функциональные состояния, профессиональная пригодность и др. Конкретные психические процессы и личностные качества рассматривались как составляющие интегральных социально-биологических свойств. Представляется, что данный методологический подход является перспективным и заслуживает дальнейшего развития.

Библиография

1. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 2. С. 85–94.

2. Бодров В.А. Работоспособность человека-оператора и пути её повышения // Психологический журнал. 1987. Т. 8. №3. С. 107–117.

3. Бодров В.А. Проблема профессиональной и функциональной надежности оператора // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 142–149.

4. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. С. 3–26.

5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001.

6. Бодров В.А. Профессиогенетический подход к проблеме формирования профессионала // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А.В. Брушлинского и А.В. Карпова. М.-Ярославль: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2001. С. 54–72.

7. Бодров В.А. Методологические и теоретические вопросы изучения проблемы профессиональной пригодности субъекта труда // Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004. С. 10–27.

8. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.

9. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006.

10. Бодров В.А. Профессиональное утомление: фундаментальные и прикладные проблемы. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.

11. Бодров В.А., Бессонова Ю.В. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 45–56.

12. Бодров В.А., Бессонова Ю.В., Сыркина А.Л. Исследование содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы профессионала методом репертуарных решеток // Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008. С. 353–373.

13. Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал. 1981. Т. 2. №2. С. 51–65.

14. Бодров В.А., Малкин В.Б., Покровский Б.Л., Шпаченко Д.И. Психологический отбор лётчиков и космонавтов // Проблемы космической биологии. Т. 48. М.: Наука, 1984.

15. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надёжность человека в системах управления техникой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1998.

16. Бодров В.А., Писаренко Ю.Э. Исследование структуры и динамики развития лётных способностей // Психологический журнал. 1994. Т. 15. №3. С. 65–77.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

18. Ратникова М.А. Исследование психологических особенностей профессиональной переориентации в зрелом возрасте: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1999.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести