Б. Ф. Ломов о проблемах социальной психологии
Б. Ф. Ломов о проблемах социальной психологии
Аннотация
Код статьи
S020595920018765-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Позняков В. П. 
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Журавлев А. Л.
Должность: Профессор, научный руководитель Института психологии РАН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: ул. Ярославская, д. 13, корп. 1
Выпуск
Страницы
5-16
Аннотация

Рассматривается ряд направлений, в которых Б.Ф. Ломовым велась разработка проблем социальной психологии и смежных с ней научных дисциплин, в частности, психологии управления. Отмечается его большой личный вклад в создание первого научного подразделения социальной психологии в системе академической науки, а также в становление и развитие московской академической школы социальной психологии и разработку проблем методологии, теории и прикладных исследований. Анализируются взгляды Ломова по следующим вопросам. Проблема общения в психологической науке: влияние общения на познавательные процессы; общение и деятельность как основные виды человеческой активности; структура и функции общения; дискуссия в журнале “Вопросы философии” между Б.Ф. Ломовым и А.А. Леонтьевым; общение и познание; общение и совместная деятельность. Совместная деятельность как проблема социальной психологии: общие представления о совместной деятельности; деятельность как социальный феномен; сравнительный анализ индивидуальной и совместной деятельности; структура и функции совместной деятельности; социально-психологические процессы, специфические для совместной деятельности такие, как подражание, внушение, эмоциональное заражение, сотрудничество (взаимное содействие) и соперничество (соревнование); межличностные отношения как структурный элемент совместной деятельности и фактор её организации и продуктивности. Социально-психологические проблемы управления: становление и развитие психологии управления в конце 1960-х – начале 1970-х годов; включение психологических вопросов в планы разработки научных основ управления; создание первого научно-учебного подразделения, разрабатывавшего социально-психологические аспекты управления, в Институте управления народным хозяйством; разработка Ломовым психологии управления как нового научного направления.

Ключевые слова
Б.Ф. Ломов, история психологии, социальная психология, общение, совместная деятельность, психология управления
Источник финансирования
Публикация подготовлена по Госзаданию № 0138-2021-0001
Классификатор
Дата публикации
01.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
445
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 В 2022 году отмечаются две памятные для российских психологов даты: 50-летний юбилей Института психологии и 95-летие со дня рождения, его организатора и первого директора – Бориса Фёдоровича Ломова. Б.Ф. Ломов вошёл в историю психологии не только как выдающийся организатор психологической науки, но и как крупнейший специалист в области теоретических и методологических проблем психологии. Характерной особенностью Ломова была ярко выраженная ориентация на использование достижений теоретических и эмпирических исследований психологии в различных отраслях общественной практики. Эта ориентация отчётливо выразилась в методологическом принципе единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики, сформулированном Ломовым [8 и др.]. В многочисленных публикациях, посвящённых анализу научного наследия Ломова, широко представлен его вклад в развитие целого ряда отраслей психологии [См.: 2 и др.]. Однако работ, специально посвящённых анализу представлений Ломова в области социальной психологии, до сих пор явно недостаточно. Между тем, на всём протяжении творческого пути, особенно в последние годы, Ломов активно интересовался проблемами восстановления и развития этой отрасли психологической науки. Об этом свидетельствуют публикации Ломова, представленные в “Психологическом журнале” в начале и середине 1980-х годов [См.: 6, 7 и др.].
2 Ломов активно способствовал созданию в декабре 1973 года сектора социальной психологии в структуре Института психологии АН СССР (позднее преобразованного в лабораторию) – первого научного подразделения в области социальной психологии в системе Академии наук. Сектор по совместительству возглавила Екатерина Васильевна Шорохова, занимавшая в те годы пост заместителя директора института по научной работе. В секторе, с момента его основания и до последних лет жизни и творчества работал выдающийся советский психолог Константин Константинович Платонов. Фактически сотрудники лаборатории социальной психологии не только разрабатывали теоретико-методологические проблемы советской социальной психологии, но и занимались проведением теоретико-эмпирических исследований по целому ряду её актуальных направлений, в том числе, инициированных Б.Ф. Ломовым. Коллектив лаборатории выполнял функции организации и координации фундаментальных и прикладных исследований в области социальной психологии в различных регионах и научных центрах Советского Союза, его сотрудники участвовали в организации крупных научно-практических семинаров и конференций. В первые годы работы лаборатории в ней получили научную подготовку и сформировались как учёные такие известные специалисты в области социальной психологии, как Вера Александровна Кольцова, Анатолий Лактионович Журавлёв, Елена Владимировна Фаготова (Журавлёва), Вячеслав Александрович Соснин и др. Позднее в работу лаборатории включилось и новое, третье по счёту поколение социальных психологов, многие из которых были учениками своих старших коллег. Таким образом, с исторической точки зрения, можно смело утверждать о формировании в 1970-е – 1980-е годы научной академической школы социальной психологии, одним из инициаторов и основателей которой был и Борис Фёдорович Ломов.
3 В архиве Института психологии РАН хранится целый ряд неопубликованных материалов Ломова, специально посвящённых проблемам социальной психологии. Глубокий и всеобъемлющий анализ представлений Ломова в области социальной психологии – во многом задача будущих исследователей. В рамках данной статьи авторы ставили перед собой более скромную задачу – проанализировать взгляды Ломова в области социальной психологии, сложившиеся в начальный период его работы на посту директора Института психологии АН СССР, т.е. в 1970-е годы и в предшествовавший период его работы в Москве (после 1967 г.). Рассматриваемые проблемы можно содержательно объединить в три группы. Это, во-первых, теоретико-эмпирические исследования психологии общения. Во-вторых, разработка Ломовым психологических проблем совместной деятельности. И, наконец, вклад Ломова в становление и развитие психологии управления. Несмотря на то, что все три указанных направления исследований не ограничивались исключительно социально-психологическими вопросами, именно им уделяется главное внимание.
4

ОБЩЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

5 Одно из первых обращений Б.Ф. Ломова к вопросам психологии общения прозвучало в его докладе на IV Всесоюзном съезде Общества психологов СССР в Тбилиси в июне 1971 года, текст которого был затем опубликован в журнале “Вопросы психологии” [19]. В этом выступлении автором была заявлена принципиальная позиция о соотношении феноменов и категорий деятельности и общения: “Реальный образ жизни человека, определяющий его психологический склад, не исчерпывается предметно-практической деятельностью. Она составляет лишь одну сторону образа жизни, поведения в широком смысле. Другой стороной образа жизни, поведения человека является общение как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми” [19, с. 18]. В этом выступлении Ломов в качестве основных функций общения обозначил обмен идеями, интересами, формирование установок личности, усвоение общественного опыта. То есть речь шла именно о социально-психологических аспектах психологии общения. Вместе с тем, отмечая явный недостаток психологических исследований по данной проблеме, Ломов сформулировал одно из направлений ее будущих исследований, которые впоследствии были реализованы в Институте психологии АН СССР: “Есть некоторые (в том числе, экспериментальные) основания полагать, что условия общения оказывают существенное влияние на динамику перцептивных, интеллектуальных и мнемических процессов. Это относится также к психическим состояниям и ещё в большей мере к коллективной деятельности людей, поскольку общение составляет как бы внутренний механизм жизни коллектива (или социальной группы)” [там же].
6 В публикациях, посвящённых творческому наследию Б.Ф. Ломова, достаточно много внимания уделялось его теоретическим взглядам и эмпирическим разработкам проблемы общения. Отмечалась новаторская идея Ломова о том, что общение представляет собой “особый класс отношений, а именно субъектно−субъектных, где обе стороны взаимодействия отличаются активной позицией. Основой субъектно−субъектных отношений является взаимная обусловленность, взаимосвязанность и взаимообратимость целей, мотивов и средств воздействия” [2, с. 12]. При этом авторы подчёркивали реализацию Ломовым общепсихологического подхода к изучению общения. Исследования, выполненные в 1970-е годы сотрудниками Института психологии АН СССР по единой программе, разработанной Б.Ф. Ломовым, “позволили охватить практически всю совокупность психических явлений: восприятие и оценку слуховых сигналов при решении задач шкалирования; опознание сложных визуальных объектов; запоминание и воспроизведение материала; формирование понятий; решение мыслительных, в том числе творческих, задач; процессы целеполагания и др.” [там же, с. 13].
7 Вместе с тем, необходимо отметить, что первые авторские публикации Ломова, где излагаются его теоретические представления и результаты эмпирических (экспериментальных) исследований в области психологии общения, выполненные им ещё в ленинградский период его научной работы, были опубликованы в коллективном труде, посвящённом методологическим проблемам социальной психологии [10; 14]. В этих статьях общение рассматривалось Ломовым в контексте проблем не только общей, но и, прежде всего, социальной психологии. «С развитием социальной психологии проблема общения всё более становится некоторым “логическим центром” в общей системе проблематики этой науки. Она так или иначе ставится в исследованиях межличностных отношений, восприятия и понимания человека человеком, (интерперсонального восприятия), структуры и динамики так называемых малых групп (групповой динамики), формирования трудовых и иных коллективов, механизмов социальной регуляции поведения людей, процессов массовой коммуникации и многих других явлений, изучаемых социальной психологией…» [10, с. 124]. Сопоставляя содержание категорий деятельности и общения, Ломов категорически возражает против рассмотрения общения как одного из видов деятельности, что характерно для взглядов представителей московской университетской школы психологии, в частности, А.А. Леонтьева. Общение и деятельность рассматриваются Ломовым как принципиально различные виды и сферы активности и жизнедеятельности человека: «…понятие “общение” охватывает другую, нежели деятельность, категорию реально существующих отношений “субъект−субъект”. И хотя, несомненно, что деятельность, и общение имеют много общих черт, этого ещё недостаточно для их отождествления (либо сведения одной категории отношений к другой). …Общение – это не сложение, не накладывание одна на другую параллельно развивающихся (“симметричных”) деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнёры» [там же, с. 126−127]. Теоретические представления Б.Ф. Ломова о соотношении категорий деятельности и общения в психологической науке, его принципиальная позиция в отрицании монопольного положения категории “деятельность” как основной неоднократно излагались им как в публичных выступлениях, в частности, в очной дискуссии с А.А. Леонтьевым в Институте психологии АН СССР, так и в его публикациях в ведущих научных журналах [см.: 4; 5 и др.].
8 Говоря о категориях деятельности и общения, Ломов обозначает их как “две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны также исследовать и то, с кем и как он общается, т.е. сферу и способы общения, в которые он включается” [10, c. 130]. Таким образом, автор прямо заявляет о необходимости разработки социально-психологических аспектов проблемы общения при изучении психологии человека. Чрезвычайно интересными и актуальными представляются размышления Ломова о взаимном переходе и превращении категорий общения и деятельности из одной в другую как неразрывно связанных сторон социального бытия. Для примера Ломов приводит деятельность педагога, где в качестве её средств и способов нередко используется то, что характерно для общения, которое строится по законам деятельности. В других случаях “предметно-практические действия используются в качестве средств и способов общения, а сама деятельность строится по законам общения (например, театральное представление, демонстрационное поведение)” [там же, с. 131].
9 Далее Ломов отмечал, что “строгий научный аппарат исследования процессов общения как специфической стороны социального бытия человека, почти не разработан. Отчасти это, видимо, объясняется тем, что долгое время социальная психология в нашей стране почти не развивалась” [там же, с. 128]. Критикуя попытки некоторых зарубежных коллег сводить феномен общения исключительно к функции коммуникации как процесса обмена информацией, подчёркивая невозможность рассмотрения совместной деятельности людей просто как суммы параллельно развивающихся индивидуальных деятельностей, Ломов подчёркивал важнейшую роль общения в процессе формирования человеческих общностей: «Итак, общение обеспечивает формирование общности индивидов, выполняющих совместную деятельность. Свойства, которыми характеризуется “совокупный субъект деятельности”, тем или иным образом трансформируют, преобразуют свойства индивидов» [там же, с. 132]. В рамках совместной деятельности, пишет далее Ломов «…развиваются такие специфические социально-психологические явления, как “со-действие”, “со-ревнование”, “со-чувствие”, “со-возбуждение” и т.п.» [там же, с. 133]. Фактически в данной статье Ломов формулирует глобальную задачу исследования механизмов и закономерностей протекания общения людей в процессе их совместной деятельности и формирования её коллективного субъекта. Решение этой задачи было и продолжает оставаться приоритетной научной проблемой социальной психологии [1; 28 и др.]. В условиях общения, по мнению Ломова, иначе, чем в индивидуальной деятельности, протекают процессы воспроизведения хранящегося в памяти материала, повышается общая активность мышления, обогащаются приёмы решения задач и проблем. Чрезвычайно конструктивным и актуальным является положение Ломова о том, что общение (при правильной его организации) отнюдь не сводится только к процессам передачи и усвоения информации, которой изначально обладают партнёры. Общение может выступать социально-психологическим механизмом формирования у его участников нового опыта, механизмом творчества.
10 Вторая статья [14], представленная в книге, посвящённой методологическим проблемам социальной психологии, посвящена изложению результатов эмпирических (экспериментальных) исследований познавательных процессов в условиях непосредственного общения. Ломов анализирует особенности протекания процессов восприятия и воспроизведения пространственных и вербальных представлений участников эксперимента. И, хотя сам автор отмечает, что полученные эмпирические данные не обладают высокой степенью научной строгости и доказательности, описание процедуры проведения эксперимента, анализа и интерпретации его результатов характеризуются высокой степенью психологической проницательности, наглядности и глубины, представляя безусловный познавательный интерес для самого искушённого современного специалиста. Увлекательно и образно описана динамика поведения испытуемых в процессе зрительного поиска заданного объекта наблюдения, воспроизведения топографического плана Дворцовой площади в Ленинграде, стихотворного текста (отрывка из романа Пушкина “Евгений Онегин”). Резюмируя полученные в исследовании результаты, Ломов делает вывод о том, что важнейшим условием, порождающим потребность в общении, является возникновение проблемной ситуации, для индивидуального решения которой у участников эксперимента недостаточно имеющихся знаний, умений и навыков. В качестве основных функций общения в проведённых опытах Ломов выделяет обмен участников индивидуальными результатами познавательной деятельности, взаимную регуляцию и коррекцию выполняемых действий и формирование на этой основе общности группы как “совокупного субъекта деятельности” [14, с. 163].
11 Новаторские идеи Б.Ф. Ломова легли в основу программы исследований протекания познавательных процессов в условиях непосредственного взаимодействия испытуемых. Сотрудниками Института психологии АН СССР были исследованы и получены новые эмпирические данные, характеризующие особенности таких процессов, как: восприятие и оценка слуховых сигналов при решении задач шкалирования (В.Н. Носуленко); формирование понятий (В.А. Кольцова); решение мыслительных, в том числе творческих, задач (Я.А. Пономарев); целеполагание (А.А. Грачев) и др. Результаты этих исследований были представлены в обобщающих статьях Б.Ф. Ломова, опубликованных в “Психологическом журнале” [см.: 12 и др.] и в коллективных научных трудах, подготовленных под его редакцией [25; 27 и др.].
12 Развитие теоретических представлений Ломова о феномене и понятии общения как объекте психологических исследований показывает, что автор не ограничивался исследованием общения только в связи с анализом познавательных процессов и совместной деятельности. Рассматривая структуру и функции общения [11 и др.], Ломов среди последних, наряду с организацией совместной деятельности и познания людьми друг друга (в том числе и себя самого), в качестве самостоятельной выделил функцию формирования отношений между людьми, включив в систему социально-психологических понятий, используемых при анализе общения, наряду с познанием и деятельностью, понятие взаимоотношений как центральную категорию социальной психологии, определяющую, по мнению ряда ведущих отечественных психологов, её предмет [24 и др.]. Одним из первых Б.Ф. Ломов обратил внимание психологов на то, что в русском языке понятия “общение” и “общность” имеют общий корень. Именно общение, а не только совместная деятельность, не только коммуникация как обмен информацией, выступает условием и механизмом формирования психологической общности людей. Подлинное общение как процесс взаимного познания, обмена переживаниями, формирования и поддержания благоприятных эмоционально близких отношений, невозможно без психологической общности партнёров. Приведённые примеры показывают, что категория общения изначально рассматривалась Ломовым не только как общепсихологическая, но и как социально-психологическая.
13 Изучая проблемы соотношения биологического и социального в психологии [8; 13 и др.], роль психологических факторов в регуляции социального поведения [11 и др.], Ломов последовательно проводит мысль о том, что общение и совместная деятельность, межличностные отношения людей в процессе совместной жизнедеятельности выступают реальными механизмами формирования, протекания и изменения общественных отношений, которые, в свою очередь, определяют формирование и развитие личностии её социальное поведение. Это теоретическое положение явилось отправной точкой теоретико-эмпирических исследований сотрудников Института психологии РАН, посвящённых социально-психологическим проблемам отношений между людьми, в том числе, не только межличностных, но и межгрупповых [3; 26; 29 и др.].
14

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Б.Ф. ЛОМОВА О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

15 Категория совместной деятельности, наряду с категориями общения и отношений, является одной из ключевых в системе теоретических представлений Ломова в области социальной психологии. Она присутствует практически во всех крупных научных публикациях Ломова, начиная с 1970-х годов, вплоть до последних его прижизненно изданных работ. Однако первые обращения Ломова к этой категории появились не в теоретических, а в практически ориентированных публикациях, в частности, в коллективной монографии (а фактически – учебном пособии) “Правовые и социально-психологические аспекты управления”, опубликованной в издательстве “Знание” в 1972 году и предназначенной для ознакомления хозяйственных руководителей с научными основами управления [30]. Одна из глав этого учебного пособия, написанных Б.Ф. Ломовым, называется “Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими”. Начинается глава с достаточно простого и понятного практикам (напомним, что монография предназначена для хозяйственных руководителей) тезиса о том, что производственный процесс, как и процесс управления, не является простой суммой индивидуальных деятельностей, выполняемых изолированными индивидами. Он представляет собой совместную деятельность работников, существенными характеристиками которой является их взаимосвязь и взаимодействие. Далее следует развёрнутая цитата из “Капитала” К. Маркса о повышении индивидуальной производительной силы в процессе кооперации работников как следствия “возбуждения жизненной энергии” и создании новой, массовой производительной силы и делается вывод о необходимости научного изучения механизмов, лежащих в основе этих эффектов. Тем самым проблема совместной трудовой деятельности и коллектива как её субъекта изначально ставится Ломовым как прикладная, практическая проблема. И далее Ломов переходит к собственно научной, в том числе, социально-психологической проблематике исследования трудовых коллективов и совместной деятельности. “Немаловажная роль в системе наук, изучающих трудовые коллективы, принадлежит психологии, в особенности социальной, которая изучает специфические психологические явления, обусловленные совместной деятельностью людей” [30, с. 213].
16 В качестве таких явлений в данной работе называются межличностные отношения (“психологические по своей природе”, по словам автора): симпатии, антипатии, дружба, подражание и внушение (позднее Ломов добавит к ним эмоциональное заражение), сопереживание и содействие, взаимные требования, общее настроение, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива. В качестве общего термина для обозначения всей совокупности перечисленных социально-психологических явлений, возникающих в условиях совместной деятельности, Ломов использует понятие “психологический климат”. Характерно, что уже в этой публикации в качестве примеров совместной деятельности и её коллективных субъектов Ломов рассматривает не только трудовую деятельность и рабочие группы (трудовые коллективы), но и управленческую деятельность. По сути, в этой работе впервые ставится проблема коллектива не только как объекта управления (что в те годы стало уже традицией в исследованиях в области социальной психологии управления), но и как его субъекта. “Таким образом, – завершает главу Ломов – решение задачи совершенствования как производства, так и управления требует тщательного учёта социально-психологических факторов, поскольку оно связано не только с изменением объективных отношений между людьми, но также и изменением межличностных (психологических) отношений, способов и форм общения между ними, стиля их совместной деятельности и т.д.” [там же, с. 215−216].
17 Дальнейшее развитие теоретических представлений Ломова в области совместной деятельности было тесно связано с теоретико-эмпирическими исследованиями проблемы общения, соотношения категорий общения и деятельности, а также роли общения и совместной деятельности в регуляции познавательных процессов [12]. К категории совместной деятельности Ломов неоднократно обращался в публикациях, посвящённых проблеме общения. Организация совместной деятельности выступает в его работах как одна из основных функций общения [11, с. 87]. Именно общение выступает, по мнению Ломова, в качестве основного психологического механизма, обеспечивающего формирование общности индивидов, выполняющих совместную деятельность. Исключительно важную роль общение выполняет в формировании коллективного субъекта совместной деятельности, согласовании индивидуальных целей и мотивов её участников.
18 Анализируя различные варианты совместной деятельности, получившие в литературе такие её обозначения, как совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая (Л.И. Уманский), Ломов отмечает, что именно в последней из них роль социально-психологических факторов, в частности, такого феномена, как психологическая совместимость, является наиболее важной. Если в более ранних исследованиях и посвящённых им публикациях социально-психологические явления рассматривались Ломовым как факторы совместной деятельности, то в последующих сама совместная деятельность, наряду с общением, рассматривалась как фактор динамики психических процессов.
19 В теоретических представлениях Б.Ф. Ломова совместная деятельность выступает как весьма широкое понятие. “Вообще говоря, любое проявление жизни общества можно рассматривать как совместную деятельность людей. Строго говоря, любая индивидуальная деятельность является составной частью деятельности совместной” [8, с. 232]. Поэтому попытки изучать и описывать индивидуальную деятельность вне социального контекста как деятельность изолированного индивида, по мнению Ломова, заведомо обречены на серьёзные трудности и неудачи. Рассматривая структуру совместной деятельности в соответствии с подходом, принятым в психологической науке при анализе индивидуальной деятельности, Ломов анализирует специфические, по сути, социально-психологические особенности соотношения индивидуальных и формирования общегрупповых целей и мотивов совместной деятельности, процессов планирования и организации, контроля и оценки её результатов. При этом автор обращает внимание на специфику всех основных её составляющих, которые в дальнейшем стали объектами специальных научных исследований сотрудников Института психологии АН СССР.
20 Сравнивая структуру и содержание индивидуальной и совместной деятельности, Ломов отмечает, что последняя гораздо богаче (термин Ломова) по своему психологическому содержанию. И это касается не только собственно особенностей основных её составляющих, но и характерных только для неё специфических процессов и факторов. К их числу Ломов относит такие социально-психологические явления, как подражание, внушение, эмоциональное заражение, сотрудничество (взаимное содействие) и соперничество (соревнование). В качестве важного структурного элемента совместной деятельности и фактора её организации и продуктивности Ломов называет межличностные отношения в группе (коллективе). Они не только оказывают существенное влияние на протекание всех составляющих процесса совместной деятельности, начиная от целеполагания и мотивации и заканчивая процессами взаимного контроля и оценки действий, но и сами формируются и развиваются в этой деятельности.
21 При этом Ломов специально подчёркивает, что такие наиболее существенные социально-психологические характеристики, как цели и мотивы совместной деятельности, зависят в первую очередь, от социальных условий, в которых она реализуется, от характера объективных общественных отношений. “Общественная природа деятельности проявляется, конечно, и в том случае, когда она протекает как индивидуальная, и в том, когда она протекает как совместная. Но во втором случае это обнаруживается более явно и полно. То, как именно будут складываться совместная деятельность и взаимоотношения людей в процессе её выполнения, в конце концов, определяется системой общественных, и прежде всего, производственных, отношений, которые сформировались в данном обществе” [8, с. 231]. Это теоретическое положение Ломова особенно актуально на современном этапе исторического развития российского общества, в период радикальной трансформации базовых общественных, в том числе производственных, отношений.
22

ВКЛАД Б.Ф. ЛОМОВА В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

23 Психология управления как самостоятельная отрасль психологической науки зародилась в нашей стране во второй половине 1960-х годов. Однако наиболее интенсивное её развитие приходилось на 1970-е – начало 1980-х годов, когда появились фундаментальные монографические работы ведущих отечественных специалистов в этой области (А.И. Китов, А.Г. Ковалёв, Е.С. Кузьмин, В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин, В.Ф. Рубахин, А.Л. Свенцицкий, Л.И. Уманский, А.В. Филиппов и др.), были выполнены диссертационные исследования по различным направлениям психологии управления, проведены первые научно-практические конференции, вышел ряд учебных пособий по этой дисциплине. Коллектив Института психологии АН СССР и лично Борис Фёдорович Ломов принимали самое активное участие в становлении и развитии этого нового для того времени и перспективного научного направления. Уже в конце 1960-х годов, т.е. до появления Института психологии АН СССР, Ломов активно участвовал в решении научно-организационных и научно-практических проблем, связанных с развитием психологии управления.
24

Постановлением Совета Министров СССР в Москве под руководством Государственного комитета СССР по науке и технике впервые в Советском Союзе было создано высшее учебно-научное учреждение – Институт управления народным хозяйством (1971 г.), основной задачей которого было повышение квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области научно-практических проблем организации производства, планирования и управления. Основными слушателями Института управления народным хозяйством являлись советские руководители высшего звена управления: руководящие работники общесоюзных и республиканских министерств и ведомств, государственных комитетов , крупных производственных объединений и предприятий. В 1977 г. Постановлением Совета Министров СССР на базе Института управления народным хозяйством было создано новое высшее учебно-научное заведение – Академия народного хозяйства при Совете Министров СССР, которая занималась вопросами подготовки и переподготовки руководящих работников и специалистов министерств и ведомств, связанных с вопросами управления народным хозяйством СССР. Первым заведующим кафедрой научных основ руководства Института управления народным хозяйством стал Б. Ф. Ломов.

25 Проблемы, связанные с психологией управления, Ломов начал разрабатывать задолго до возникновения отечественной психологии управления как самостоятельной отрасли психологической науки. В 1967 г. в издательстве “Знание” вышла в свет его монография “Человек в системах управления”, посвящённая анализу психологических проблем деятельности человека-оператора в автоматизированных системах управления [20]. Поэтому вполне логичным представляется развитие основных идей, связанных с исследованием психической регуляции поведения человека в системах “человек−техника”, применительно к анализу деятельности человека в управлении социотехническими системами, в частности, производственными организациями. Это направление в разработке проблем психологии управления, уходящее своими корнями в область инженерной психологии и психологии труда, развивалось такими психологами, как В.Ф. Рубахин, А.В. Филиппов и др. В рамках этого направления психологические проблемы управления рассматривались и исследовались преимущественно как проблемы приёма и переработки информации, принятия решений и организации управленческого воздействия.
26 Однако параллельно и одновременно складывалось другое направление в разработке проблем психологии управления, основанное на социальной психологии. В его рамках больше внимания уделялось психологическим проблемам руководства трудовыми коллективами, управленческого взаимодействия, организаторской деятельности. Это направление разрабатывалось такими психологами, как Е.Е. Вендров, А.Л. Журавлев, А.И. Китов, А.Г. Ковалёв, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, А.Л. Свенцицкий, Л.И. Уманский и др.
27 Для Б.Ф. Ломова, как основателя и лидера системного подхода в психологии изначально был характерен целостный подход, позволявший интегрировать в рамках психологии управления как нового научного направления идеи, методы и наработки, сформированные в рамках обеих ветвей психологии управления. Не случайно поэтому, в основных публикациях Ломова, посвящённых проблемам психологии управления, уделялось внимание как психологическим проблемам управленческой деятельности или психологии труда руководителя, так и социально-психологическим проблемам руководства коллективом, взаимодействия и взаимоотношений руководителя с другими участниками управленческого взаимодействия (подчинёнными, коллегами, вышестоящими руководителями). Так, в уже упомянутой выше, одной из первых фундаментальных монографий, посвящённой правовым и социально-психологическим аспектам управления, предназначенной для хозяйственных руководителей, и вышедшей в свет в издательстве “Знание” в 1972 г., Ломов выступил автором глав, посвящённых как вопросам психологии труда (“Трудовая деятельность человека, её структура и механизмы регуляции”, “Динамика работоспособности”) и инженерной психологии (“Информационное взаимодействие человека и машины в системах управления”), так и социально-психологическим проблемам (“Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими”). В Институте психологии АН СССР диссертационные исследования, посвящённые проблемам психологии управления и организационной психологии, защищались аспирантами и соискателями по специальностям, как “Психология труда” (А.Л. Журавлёв и др.), так и “Социальная психология” (Е.В. Таранов и др.).
28 Б.Ф. Ломов неоднократно отмечал в своих публикациях первостепенную роль психологии управления как научного фундамента и одного из главных направлений в ориентации психологической науки на службу общественной практике [15−18 и др.]. Вместе с коллегами и соратниками Б.Ф. Ломов активно пропагандировал достижения и перспективы развития психологии управления в нашей стране [см.: 22, 23 и др.]. По инициативе и при поддержке Б.Ф. Ломова сотрудники Института психологии АН СССР активно помогали организации и участвовали в первых Всесоюзных конференциях по психологии управления, проходивших в разных городах страны – Риге (1974), Кургане (1977), Москве (1979), Калинине (1981) и др. Б.Ф. Ломов активно способствовал проведению прикладных исследований и созданию психологических служб на промышленных предприятиях в различных регионах Советского Союза.
29 Обобщающей научной работой, в которой были изложены основные теоретические представления Ломова в области психологии управления, стало отдельное издание “Психология и управление”, вышедшее в издательстве “Знание” в 1978 году (в соавторстве с А.Л. Журавлёвым). В этом труде отмечалось возрастание роли и значения психологических факторов в управлении производством. В качестве основного источника возникновения и развития психологии управления авторы выделили, прежде всего, практический: “Практика управления испытывает настоятельную потребность в данных о человеке как субъекте и объекте управления” [21, с. 5]. В соответствии с поставленной задачей в этом издании раскрываются психологические особенности трудовой деятельности человека, формирования и развития трудового коллектива как объекта управления. Анализируется деятельность руководителя и даётся её психологическая характеристика. Рассматриваются некоторые социально-психологические методы руководства. Даётся психологическая характеристика социально-психологических типов и стилей руководства и их влияния на успешность деятельности коллектива. Особое внимание уделяется анализу опыта работы практических психологов и психологических служб на промышленных предприятиях (Ленинградском научно-производственном объединении “Светлана”, Курганском приборостроительном заводе и др.).
30 В главной своей монографии, посвящённой методологическим и теоретическим проблемам психологии, отмечая практическую эффективность применения знаний и методов, разрабатываемых в психологии управления, Ломов писал: «Поскольку управление включает как важнейший компонент руководство деятельностью людей, его совершенствование предполагает использование знаний о человеке, о закономерностях деятельности и поведения, о возможностях и способностях человека, о психологических различиях между людьми, об их взаимодействии в трудовых коллективах. Без знания этих закономерностей трудно добиться высокой эффективности управления; они необходимы руководителю современного производства не меньше, чем, например, знания в области технологии или экономики. Недоучет или недостаточное понимание психологических компонентов управления, как показывает опыт, приводит к возникновению конфликтов, высокой текучести кадров, нарушениям трудовой дисциплины. … Напротив, разумное использование психологических факторов позволяет подчас относительно “малыми” средствами получать значительный экономический эффект» [8, с. 30]. Эти слова выдающегося учёного, прекрасного организатора психологической науки, отдавшего много сил для того, чтобы донести достижения психологической науки до общественной практики, поставив их ей на службу, и сегодня звучат чрезвычайно актуально.
31 Обращаясь к проблемам организационной психологии в статье, посвящённой социальной обусловленности регуляции поведения личности в условиях научно-технической революции [9], Ломов уделяет специальное внимание важной роли социальных функций в управлении производственной организацией: “Для человека в наших условиях естественно ожидать от производственной организации и трудового коллектива, членом которого он является, помощи не только в решении задач, связанных с трудом, но и в социальном обеспечении, организации отдыха, досуга, медицинском обслуживании, образовании, воспитании детей, в удовлетворении культурных потребностей. Это определяет систему отношений и структуру сознания индивида, ставящего трудовую деятельность во главу угла всех сфер его жизни” [там же, с. 35].
32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33 Подводя итоги краткому анализу представлений Бориса Фёдоровича Ломова в области социальной психологии и некоторых смежных отраслей (психологии общения и психологии управления), следует отметить, что в своих работах ученый последовательно реализовал сформулированный им принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики. В разработке теоретических проблем социальной психологии им была предложена целостная система базовых категорий, составляющих фундамент этой дисциплины. Важным теоретическим результатом разработки Б.Ф. Ломовым социально-психологических проблем явился выход за рамки традиционных для современной ему психологии категорий деятельности, познания, общения и обращение к таким более ёмким и фундаментальным категориям, как совместная жизнедеятельность, взаимодействие и взаимоотношения.
34 Б.Ф. Ломов выступил инициатором и организатором целой серии эмпирических, в том числе экспериментальных, исследований сформулированных им теоретических проблем общения, совместной деятельности и её коллективного субъекта, организации и управления, которые начались при его непосредственном участии и продолжаются до сих пор его учениками и последователями.
35 В своих теоретических и эмпирических исследованиях Ломов исходил из потребностей общественной практики, призывая психологов активно участвовать в исследовании и решении не только производственно-экономических, но и социальных проблем. В постановке и решении этих задач важную роль должна была сыграть и социальная психология, возрождению, становлению и развитию которой Ломов уделял большое внимание не только в 1970-е годы, но и в последние годы жизни и творчества (вторая половина 1980-х годов), привлекая, воспитывая и организуя научно-практическую деятельность своих учеников. Поэтому Бориса Фёдоровича Ломова, наряду с двумя другими выдающимися учёными, работавшими вместе с ним в Институте психологии АН СССР – Константином Константиновичем Платоновым и Екатериной Васильевной Шороховой – по праву следует считать одним из основателей и руководителей московской академической школы социальной психологии.

Библиография

1. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.

2. Кольцова В.А., Журавлев А.Л. Б.Ф. Ломов – новатор и первопроходец в психологической науке (к 90-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 6. С. 5−16.

3. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. М.: Когито-центр, 1998.

4. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 5. С. 3−22.

5. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. №8. С. 34−47.

6. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 1. С. 3−17.

7. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 3. С. 21−32.

8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1984.

9. Ломов Б.Ф. Научно-техническая революция и социальная обусловленность регуляции поведения личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е.В.Шорохова, М.И. Бобнева. М.: Наука, 1976. С. 29−40.

10. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 124–135.

11. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева. М.: Наука, 1976. С. 64−93.

12. Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 26−42.

13. Ломов Б.Ф. Проблема биологического и социального в психологии // Биологическое и социальное в развитии человека / Под ред. Б.Ф. Ломова, Е.В. Шороховой, А.В. Брушлинского. М.: Наука, 1977. С. 34−65.

14. Ломов Б.Ф.Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С. 151−164.

15. Ломов Б.Ф. Психологическая наука – практике // Социально-психологическая служба промышленного предприятия. Теория. Опыт. Практика / Под ред. Е.В. Таранова, Ю.М. Забродина. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1983. С. 5−27.

16. Ломов Б.Ф. Психологическая наука и общественная пpактика. М.: Знание, 1973.

17. Ломов Б.Ф. Психологическая служба страны // Вестник АН СССР. 1980. №1. С. 20−30.

18. Ломов Б.Ф. Психология в системе наук и в общественной практике // Вестник АН СССР. 1979. №10. С. 35−45.

19. Ломов Б.Ф. Состояние и перспективы развития психологии в СССР в свете решений XXIV съезда КПСС // Вопросы психологии. 1971. №5. С. 3−19.

20. Ломов Б.Ф. Человек в системах упpавления. Л.: Знание, 1967.

21. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология и управление. (Серия “Наука и управление”. Вып. 7.) М.: Знание, 1978.

22. Ломов Б.Ф., Китов А.И., Рубахин В.Ф., Филиппов А.В. Актуальные проблемы психологии управления: доклад к V всесоюзному съезду психологов СССР, 26.06–01.07. 1977, Москва. М.: Изд-во АПН СССР, 1977.

23. Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф. Психология и управление // Психология управления. В 2-х вып. Вып. 1. М.: Знание, 1976. С. 5−26.

24. Мясищев В.Н. Взаимодействия и взаимоотношения людей как предмет социальной психологии // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов. Вып. 5. М., 1963. С. 185−188.

25. Познание и общение / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1988.

26. Позняков В.П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной экономической деятельности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

27. Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.

28. Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1988.

29. Сушков И. Р. Психологические отношения человека в социальной системе. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.

30. Шорин В.Г., Ломов Б.Ф., Шепель В.М., Лаптев В.В. Правовые и социально-психологические аспекты управления / Под общей ред. В.Г. Шорина. М, 1972. Сер. Наука и управление. Книга вторая.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести