Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online)2713-041X

Формирование отношения к амбивалентному другому: какая информация принимается в расчет?

Код статьи
S020595920018767-9-
DOI
10.31857/S020595920018767-9
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 43 / № 1
Страницы
32-41
Аннотация

Исследование посвящено проблеме когнитивных закономерностей восприятия Другого в условиях неопределенной информации о социальной приемлемости его личности в терминах черт Темной триады. Ставится цель определить характеристики вербальной информации, попадающей в фокус внимания при оценке амбивалентного образа, и проследить динамику этой информации в условиях пре-стимульного воздействия. Тестируется гипотеза о более высокой субъективной значимости негативной информации о Другом, а также ее субъективном ослаблении в условиях предъявления экстремально негативного пре-стимула. В исследовании приняли участие 406 студентов в возрасте от 17 до 32 лет (М=20.4, SD=1.56), них 114 мужчин и 292 женщины. Участникам предлагалось оценить амбивалентного Другого, отвечавшего на вопросы Короткого опросника Темной триады, демонстрируя попеременно высокую выраженность “темных” и “светлых” черт, а также указать, какие ответы объекта помогли сформировать мнение о нем. При этом участникам двух контрастных групп перед восприятием целевого объекта предлагалось оценить образы экстремально “плохой” (“темной”) или “хорошей” личности, а участникам фоновой группы — только амбивалентный образ. Обнаружено, что при восприятии амбивалентного Другого наибольшей субъективной значимостью обладают такие суждения, которые свидетельствуют о выраженности у него негативных (а не позитивных) черт. При этом наибольшее внимание субъекта привлекают проявления нарциссизма, однако объективно они в меньшей степени связаны с формированием аттитюда, чем проявления психопатии. В целом сформированное оценочное отношение к амбивалентному Другому обнаруживает слабые связи с субъективными представлениями о вербальных источниках его формирования. Показано, что экстремально негативный пре-стимул снижает субъективную значимость негативной информации (р

Ключевые слова
социальная перцепция, аттитюд, амбивалентный Другой, Темная триада, негативные черты, пре-стимульное воздействие, эффекты прайминга
Дата публикации
01.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
268

Библиография

  1. 1. Балева М.В. Другой, похожий на меня: особенности внутригрупповой перцепции юношей и девушек с разной выраженностью негативных черт личности // Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. С. 64–87. DOI: 10.17223/17267080/74/4.
  2. 2. Егорова М.С., Ситникова М.А., Паршикова О.В. Адаптация Короткого опросника Темной триады // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.06.2021).
  3. 3. Журавлева Н.А. Социально-психологические факторы толерантного отношения к взглядам и мнениям других людей // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 2. С. 32–43.
  4. 4. Красавцева Ю.В., Корнилова Т.В. Нарциссизм как “светлый” аспект в Темной Триаде // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 4. С. 65–80. DOI: 10.17759/ cpp.2019270405.
  5. 5. Щебетенко С.А., Балева М.В., Корниенко Д.С. Стереотип и социальная угроза как факторы восприятия иммигрантов русскими // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры. 2007. Т. 3. № 1. С. 57–69.
  6. 6. Awh E., Belopolsky A.V., Theeuwes J. Top-down versus bottom-up attentional control: a failed theoretical dichotomy // Trends in Cognitive Sciences. 2012. № 16 (8). P. 437–443. DOI: 10.1016/j.tics.2012.06.010.
  7. 7. Blair I.V., Banaji M.R. Automatic and controlled processes in stereotype priming // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. № 70 (6). P. 1142–1163. DOI: 10.1037/0022-3514.70.6.1142.
  8. 8. Bruce N.D.B., Tsotsos J.K. Saliency, attention, and visual search: An information theoretic approach // Journal of Vision. 2009. № 9 (3). P. 1–24.
  9. 9. Chikkerur S., Serre T., Tan C., Poggio T. What and where: a Bayesian inference theory of attention // Vision Research. 2010. № 50 (22). P. 2233–2247. DOI: 10.1016/j.visres.2010.05.013.
  10. 10. Cuddy A.J.C., Fiske S.T., Glick P. The BIAS map: Behaviors from intergroup affect and stereotypes // Journal of Personality and Social Psychology. 2007. № 92 (4). P. 631–648. DOI: 10.1037/0022-3514.92.4.631.
  11. 11. Fecteau J.H., Munoz D.P. Salience, relevance, and firing: a priority map for target selection // Trends in Cognitive Sciences. 2006. № 10 (8). P. 382–390. DOI: 10.1016/j.tics.2006.06.011.
  12. 12. Fecteau J.H., Bell A.H., Munoz D.P. Neural correlates of automatic and goal-driven biases in orienting spatial attention // Journal of Neurophysiology. 2004. № 92 (3). P. 1728–1737. DOI: 10.1152/jn.00184.2004.
  13. 13. Feldman H., Friston K.J. Attention, uncertainty, and free-energy // Frontiers in Human Neuroscience. 2010. № 4, Article 215. DOI: 10.3389/fnhum.2010.00215.
  14. 14. Grijalva E., Harms P., Newman D., Gaddis B., Fraley R. Narcissism and Leadership: A Meta-Analytic Review of Linear and Nonlinear Relationships // Personnel Psychology. 2015. № 68. P. 1–47. DOI: 10.1111/peps.12072.
  15. 15. Haselton M.G., Buss D.M. Error management theory: A new perspective on biases in cross-sex mind reading // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. № 78 (1). P. 81–91. DOI: 10.1037/0022-3514.78.1.81.
  16. 16. Herr P.M., Sherman S.J., Fazio R.H. On the consequences of priming: Assimilation and contrast effects // Journal of Experimental Social Psychology. 1983. № 19 (4). P. 323–340. DOI: 10.1016/0022-1031(83)90026-4.
  17. 17. Human L.J., Biesanz J.C. Target Adjustment and Self-Other Agreement: Utilizing Trait Observability to Disentangle Judgeability and Self-Knowledge // Journal of Personality and Social Psychology. 2011, № 101 (1). P. 202–216. DOI: 10.1037/a0023782.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека