Президиум РАНВопросы истории естествознания и техники

  • ISSN (Print) 0205-9606
  • ISSN (Online)2713-041X

Взаимосвязь использования цифровых устройств и развития регуляторных функций у дошкольников

Код статьи
S020595920018769-1-
DOI
10.31857/S020595920018769-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 43 / № 1
Страницы
51-59
Аннотация

Современные дошкольники активно пользуются цифровыми устройствами, что неизбежно влияет на развитие их регуляторных функций. Проведено исследование с участием 417 детей в возрасте 6–7 лет, посещавших детские сады г. Москвы. Показано, что дети, пользующиеся цифровыми устройствами раз в неделю, имеют более высокий уровень развития слуховой рабочей памяти, когнитивной гибкости и сдерживающего контроля, чем дети, пользующиеся цифровыми устройствами 3–4 раза в неделю. Знание о том, что цифровые устройства можно использовать для общения, и опыт личного использования цифровых устройств для общения связаны с более высоким уровнем регуляторных функций. Осведомленность о возможности использовать цифровые устройства как средство для получения информации и передачи ее другим людям связано с более высоким уровнем развития зрительной рабочей памяти. На основе полученных результатов сделан вывод о необходимости контроля со стороны взрослых над использованием цифровых устройств детьми.

Ключевые слова
дошкольный возраст, цифровые устройства, регуляторные функции, рабочая память, когнитивная гибкость, сдерживающий контроль, экранное время
Дата публикации
01.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
338

Библиография

  1. 1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Диагностика уровня развития регуляторных функций в дошкольном возрасте // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 16 (2). С. 94–109.
  2. 2. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А. Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 120–130.
  3. 3. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 82–92.
  4. 4. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А. Применение компьютерных игровых технологий для развития регуляторных функций дошкольников // Российский психологический журнал. 2017. 14(3). С. 106–132.
  5. 5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. / Под. ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.
  6. 6. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно–историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 9–15. DOI: 10.17759/chp.2015110302
  7. 7. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2(34). С. 25–32.
  8. 8. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 97–118. DOI:10.17759/cpp.2019270307
  9. 9. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78–84.
  10. 10. AAP council on communications and media. Media and Young Minds. Pediatrics. 2016. 138(5):e20162591. DOI: 10.1542/peds.2016-2591
  11. 11. Barr R., Lauricella A., Zack E., Calvert S. L. Infant and early childhood exposure to adult-directed and child-directed television programming relations with cognitive skills at age four // Merrill-Palmer Quarterly. 2010. V. 56. P. 21–48.
  12. 12. Bernier A., Carlson S. M., Whipple N. From external regulation to self-regulation: Early parenting precursors of young children's executive functioning // Child Development. 2010. V. 81(1). P. 326–339. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2009.01397.x
  13. 13. Blankson A. N., O’Brien M., Leerkes E. M., Calkins S. D., Marcovitch S. (2015). Do hours spent viewing television at ages 3 and 4 predict vocabulary and executive functioning at age 5? // Merrill-Palmer Quarterly. 2015. V. 61. P. 264–289.
  14. 14. Carlson S. M., White, R. E. Executive function, pretend play, and imagination. In M. Taylor (Ed.), Oxford library of psychology. The Oxford handbook of the development of imagination. P. 161–174. New York, NY: Oxford University Press, 2013.
  15. 15. Cliff D. P., Howard S. J., Radesky J. S., McNeill J., Vella S. A. Early Childhood Media Exposure and Self-Regulation: Bi-Directional Longitudinal Associations // Academic pediatrics. 2018. V. 18(7). P. 813–819. doi.org/10.1016/j.acap.2018.04.012
  16. 16. Corkin M.T., Peterson E.R., Henderson A., Waldie K.E., Reese E., Morton S. Preschool screen media exposure, executive functions and symptoms of inattention/hyperactivity // Journal of Applied Developmental Psychology. 2021. V. 73. doi: 10.1016/j.appdev.2020.101237
  17. 17. Diamond A. Executive Functions // Annual Review of Psychology. 2013. V. 64. P. 135–168. doi:10.1146/annurev-psych-113011-143750
  18. 18. Dye M.W., Green C.S., Bavelier D. The development of attention skills in action videogame players // Neuropsychologia. 2009. V. 47. P. 1780–1789. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2009.02.002
  19. 19. Huber B., Yeates M., Meyer D., Fleckhammer L., Kaufman J. The effects of screen media content on young children’s executive functioning // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. V. 170. P. 72–85. DOI: 10.1016/j.jecp.2018.01.006
  20. 20. Hubert–Wallander B., Green C.S., Sugarman M., Bavelier D. Changes in search rate but not in the dynamics of exogenous attention in action videogame players // Attention, Perception, & Psychophysics. 2011. V. 73. P. 2399–2412. DOI:10.3758/s13414–011–0194–7
  21. 21. Jusienė R., Rakickienė L., Breidokienė R., Laurinaitytė I. SI:EF executive function and screen‐based media use in preschool children // Infant and Child Development. 2020. e2173. doi:10.1002/icd.2173
  22. 22. Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 2007.
  23. 23. Lillard A. S., Drell M. B., Richey E. M., Boguszewski, K., Smith, E. D. Further examination of the immediate impact of television on children’s executive function // Developmental Psychology. 2015. V. 51(6). P. 792–805. doi: 10.1037/a0039097
  24. 24. Linebarger D. L., Barr R., Lapierre M. A., Piotrowski J. T. Associations Between Parenting, Media Use, Cumulative Risk, and Childrenʼs Executive Functioning // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. 2014. V. 35(6). P. 367–377. doi:10.1097/dbp.0000000000000069
  25. 25. McNeill J., Howard S. J., Vella S. A., Cliff D. P. Longitudinal associations of electronic application use and media program viewing with cognitive and psychosocial development in preschoolers // Academic Pediatrics. 2019. doi: 10.1016/j.acap.2019.02.010
  26. 26. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., Wager T. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000. Vol. 41. P. 49–100.
  27. 27. Nathanson A. I., Aladé F., Sharp M. L., Rasmussen E. E., Christy K. The relation between television exposure and executive function among preschoolers // Developmental Psychology. 2014. V. 50. P. 1497–1506 DOI: 10.1037/a0035714
  28. 28. Schwarz U., Gawrilow C. Measuring and Compensating for Deficits of Self-Regulation in School Children via Ambulatory Assessment // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. V. 12 (4). P. 8–22. DOI: 10.11621/pir.2019.0401
  29. 29. Verlinden M., Tiemeier H., Hudziak J. J., Jaddoe V. W., Raat H., Guxens M., Jansen P. W. Television viewing and externalizing problems in preschool children: The Generation R Study // Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. 2012. V. 166. P. 919–925
  30. 30. Yang X., Chen Z., Wang Z., Zhu L. The Relations between Television Exposure and Executive Function in Chinese Preschoolers: The Moderated Role of Parental Mediation Behaviors // Front. Psychol. 2017. 8:1833. doi: 10.3389/fpsyg.2017.01833
  31. 31. Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children // National Protocols. 2006. № 1. P. 297–301.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека