Идеализация тела в социальных медиа
Идеализация тела в социальных медиа
Аннотация
Код статьи
S020595920018771-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Польская Н. А. 
Должность: профессор кафедры клинической психологии и психотерапии
Аффилиация: Московский государственный психолого-педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Якубовская Д. К.
Аффилиация: Московский государственный психолого-педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
128-141
Аннотация

Рассмотрены социокультурные риски, психологические последствия и инструменты идеализации тела, а также типы контента в социальных сетях, связанные с презентацией телесных идеалов. Социокультурные риски определены через широко обсуждаемую тенденцию объективации/сексуализации женского тела, которая подвергается критике во многих исследованиях из-за неблагоприятных последствий как для психического здоровья, так и межличностных отношений в целом. Следствием объективации выступает самообъективация — нарушение субъектной позиции в отношении тела. Самообъективация вносит вклад в формирование психологической уязвимости из-за внешнего вида (отчуждение от тела, стыд тела, негативная оценка внешности, чувствительность к отвержению из-за внешности), что может привести к депрессии и расстройствам пищевого поведения. В социальных медиа самообъективация оказывается в основе поведения, сфокусированного на внешности. В качестве одного из инструментов идеализации тела рассматривается автопортрет (селфи). Описаны два типа контента социальных медиа, ориентированных на достижение идеального тела: “#thinspiration” (букв. “вдохновение худобой”, мотивирует к похудению) и “#fitspiration” (букв. “вдохновение стройностью”, мотивирует к достижению спортивного телосложения). В обоих случаях идеалы физической привлекательности ассоциируются с их сексуализированной демонстрацией, призывом к ограничениям питания и физическим нагрузкам, репрессивным по отношению к биологическим потребностям и сигналам тела, следствием чего оказывается сфокусированность на внешности в ущерб физическому и психическому здоровью. 

Ключевые слова
идеализация тела, неудовлетворенность телом, социальные медиа, объективация, самообъективация, социальные сравнения, чувствительность к отвержению из-за внешности, нарушения психического здоровья
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00429.
Классификатор
Получено
25.04.2022
Дата публикации
11.05.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
504
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 В современном обществе внешность является важным аспектом идентичности человека, а ее восприятие и оценка обусловлены социокультурным контекстом [5; 6; 12]. Повышенное внимание к физической привлекательности непосредственно связано с широкой распространенностью социальных медиа, их влиянием на предпочтения и интересы пользователей. Социальные медиа вносят значительный вклад в формирование “идеалов” физической привлекательности с помощью изображений и текстуального контента, которые, благодаря многомиллионной аудитории пользователей, стремительно распространяются, становясь примером для подражания. Чаще всего в качестве идеала выступают изображения (фотографии, видеоролики, рисунки) сексуализированной, тонкой/хрупкой или тонкой/спортивной женской фигуры (реже мускулистой мужской фигуры). Фокус на сексуализированном теле, характерный в целом для современных СМИ, подвергается критической оценке в ряде исследований как усиливающий гендерные стереотипы [29], способствующий росту неудовлетворенности телом и внешностью [3; 13; 31; 36], вносящий вклад в нарушения психического здоровья [27; 28; 46].
2 Сексуализация женского тела присутствует и в других типах медиа, включая печатные издания, видеопродукцию, компьютерные игры [39], однако именно в социальных сетях она приобретает масштабность, становясь частью самопрезентации девочек-подростков, девушек и молодых женщин [38; 57; 62].
3 Индивидуальная восприимчивость к декларируемым в социальных медиа представлениям о физической привлекательности и идеальном теле определяется тем, насколько человек склонен сравнивать себя с другими, например, свой внешний вид с изображениями в СМИ. Чем более выражена склонность к социальному сравнению [2; 11], тем выше вероятность психологических дисфункций и нарушений психического здоровья из-за несоответствия медиа-образцам.
4 Цель данной статьи — рассмотреть социокультурные факторы, психологические последствия и инструменты идеализации тела в социальных медиа, а также типы контента, ориентированного на достижение “идеального” тела.
5

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТЕЛОМ, ОБЪЕКТИВАЦИЯ И ИДЕАЛИЗАЦИЯ ТЕЛА

6 Широкая распространенность неудовлетворенности телом среди людей разного возраста отмечается во многих исследованиях, но в подростковой популяции она наиболее выражена [17; 37; 40; 44]. Одной из влиятельных теорий, объясняющих растущую неудовлетворенность телом, является теория объективации, согласно которой женщины в западном обществе подвергаются сексуализации, т.е. воспринимаются как объекты: сексуальные тела или сексуализированные части тела, которые существуют для использования другими и доставления удовольствия, и чья ценность заключается в первую очередь в их физической привлекательности [27; 28]. Согласно результатам австралийского исследования, в котором отслеживались объективирующие события в течение одной недели повседневной жизни молодых женщин (N = 81), участницы исследования чувствовали себя мишенью объективации (чаще всего объективирующего взгляда) примерно один раз в два дня и были свидетельницами сексуальной объективации более одного раза в день [35].
7 Рабочей группой Американской психологической ассоциации, исследовавшей проблему сексуализации девочек, объективация определяется как один из индикаторов сексуализации: она означает, что человек превращен в объект для сексуального использования другими, а не рассматривается как личность, способная к независимым действиям и принятию решений [15].
8 Объективация как социокультурная практика отношения к телу, а также объективирующее отношение со стороны других могут интернализироваться, следствием чего оказывается нарушение субъектной позиции — самообъективация, т.е. восприятие себя как объекта, когда внешнему виду придается особое значение в ущерб внутренним ощущениям, чувствам и качествам. Эта позиция ведет к допустимости объективации других людей, основная ценность которых оказывается напрямую связана с их сексуальной привлекательностью. Самообъективация концептуализируется и как черта личности, и как состояние, вызванное воздействием СМИ [19]. Выделяют ее когнитивные (напр., акцент на внешности) и поведенческие компоненты (напр., постоянный мониторинг тела) [39].
9 В качестве факторов, опосредующих интернализацию объективирующего отношения, называют сексуализирующие семейные установки, в частности, обусловленные самообъективацией матери [52], среда сверстников [59], отношения с романтическим партнером [64], средства массовой информации [16; 62]. Объективирующее отношение к другим связано с усилением самообъективации [36; 64].
10 Эти факторы затрагиваются в ряде исследований. Так, в студенческой выборке было обнаружено, что самообъективация положительно связана со степенью объективации романтических партнеров, причем мужчины сообщили о более высоком уровне объективации партнера, чем женщины, тогда как по самообъективации гендерных различий обнаружено не было [64]. В другом исследовании женщины оказались более склонны к самообъективации (по сравнению с мужчинами), более высокая самообъективация у женщин коррелировала с меньшей удовлетворенностью телом; женщины с большей вероятностью объективировали других женщин, чем себя [53].
11 Самообъективация вносит негативный вклад в самооценку, переживание счастья и успешности, ставя их в зависимость от степени соответствия внешнего вида декларируемым в СМИ идеалам привлекательного тела. Она может привести к дистрессу из-за собственного физического несовершенства, переживанию личностного краха, отчуждению от собственного тела и негативной оценке внешности. Самообъективация усиливает стыд из-за тела и внешности [47]. Она связана с чувствительностью к отвержению из-за внешности, что проявляется в беспокойстве и ожидании отвержения на основании внешнего вида [8; 10; 34; 48]. Эта связь одинаково значима как для женщин, так и для мужчин [48].
12 В ряде исследований, сфокусированных на традиционных формах медиа (телевидение, печатные журналы), были обнаружены значимые связи между просмотром медиаизображений, идеализирующих тело, и неудовлетворенностью телом среди женщин [31, 32]. В метаанализе, посвященном проверке сексуализирующих эффектов СМИ, отмечается, что потребление сексуализированного контента напрямую связано с высоким уровнем неудовлетворенности телом, самообъективацией, усилением сексистских и враждебных сексуальных убеждений, а также терпимостью к сексуализированному насилию по отношению к женщинам [62].
13 Особый риск самообъективации связан с подростковым возрастом, когда взрослеющие дети чувствуют растущую потребность в самоидентификации по половому признаку. У девочек-подростков переход к женственности может сопровождаться страхом, стыдом и отвращением, возможно потому, что они чувствуют, что становятся более заметными как сексуальные объекты [46]. Проверка влияния самообъективации на психическое здоровье девочек раннего подросткового возраста (N = 204, 10–12 лет, Мвозр.=11.6) показала, что просмотр публикаций в женских и подростковых журналах, время, проведенное в Интернете, разговоры о внешности с друзьями предсказывают самообъективацию, тогда как самообъективация служит предиктором стыда тела, который, в свою очередь, оказывает влияние на следование диетам и возникновение депрессивных симптомов [57]. Важная роль в самообъективации подростков отводится общению с друзьями на темы внешности, тому, чтобы выглядеть привлекательно в социальных сетях; внешний вид становится приоритетнее интеллекта или здорового образа жизни [59].
14 Ниже, на основе обобщения результатов эмпирических исследований, представлена схема развития психологической уязвимости (повышенной восприимчивости к темам, связанным с внешним видом) и нарушений психического здоровья вследствие объективации и самообъективации (рис. 1).
15

Рис. 1. Развитие психологической уязвимости из-за внешнего вида и нарушений психического здоровья вследствие объективации и самообъективации

16 Таким образом, рост неудовлетворенности телом, наблюдаемый в современной культуре, обусловлен широкой распространенностью социальных практик идеализации тела, по существу представляющих собой объективирующий взгляд на тело. Следствием подобных практик оказываются самообъективация и объективирующее отношение к другим людям, что приводит к нарушениям психологического и психического функционирования из-за неудовлетворенности собственным телом и внешностью. Центральное место в идеализации тела отводится социальным медиа.
17

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В САМООБЪЕКТИВАЦИИ И ИДЕАЛИЗАЦИИ ТЕЛА

18 Социальные медиа, по сравнению с традиционными СМИ, вносят больший вклад в самообъективацию и идеализацию тела как среди женщин, так и среди мужчин [37; 39]. Это обусловлено характерными особенностями социальных медиа: их интерактивностью, автономностью пользователей, личной представленностью создателей контента, многообразием субкультурных течений [49].
19 Интерактивность определяется двойственными возможностями пользователей как потребителей и создателей контента. Принимая непосредственное участие в создании контента и коммуникациях с другими, пользователи оказываются активными автономными участниками процесса, что значительно отличается от пассивной роли потребителя, предлагаемой традиционными медиа. Определяющим является и личностная представленность в социальных сетях (персональные страницы, снимки самого себя и т.д.). Личные страницы часто включают интересы и мнения пользователей, а также фотографии частной жизни, близких родственников и друзей. В отличии от традиционных медиа с огромной неоднородной аудиторией, онлайн-ресурсы развивают и поддерживают множество субкультурных течений, клубов по интересам, что позволяет найти сообщество по предпочтениям [49].
20 Просмотр, передача, размещение фотографий, видео, текстов и другая активность в социальных сетях оказываются инструментами создания новейших стандартов идеального тела. Эмпирически подтверждено, что воздействие этих стандартов приводит к усилению самообъективации и социальных сравнений. В исследовании с участием австралийских подростков в возрасте от 11 до 17 лет (N = 1579, Mвозр.= 13.45, 55.4% юношей) было обнаружено, что интернализация и социальные сравнения (независимо от пола) опосредуют связи между более активным участием в социальных сетях и более низким уровнем удовлетворенности телом [37]. Согласно результатам другого исследования, использование Facebook ассоциировано с более частым восходящим социальным сравнением и самообъективацией, что, в свою очередь, связано со сниженной самооценкой и обеспокоенностью внешностью [33]. Проведение большого количества времени в Instagram также усиливает самообъективацию [25]. Вне зависимости от восходящей или нисходящей направленности социального сравнения, сравнение себя с более худощавыми сверстниками неблагоприятным образом сказывается на отношении к своему телу [42].
21 Таким образом, многоролевая позиция (автора, редактора, потребителя), которую занимают пользователи социальных сетей, способствует вовлеченности в сетевую активность. В контенте, связанном с телом и внешностью, значительное место занимают изображения идеализированных, сексуализированных тел. Вовлеченность в сетевую активность может усиливать самообъективацию и склонность к социальным сравнениям, а также повышать уязвимость пользователей к возможным ситуациям оценивания их внешности с точки зрения соответствия изображениям, размещаемым в Сети.
22 Наиболее распространенным инструментом идеализации тела в социальных сетях является селфи (selfie).
23

СЕЛФИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИДЕАЛИЗАЦИИ ТЕЛА

24 Селфи — фотографии-автопортреты, имеющие особую композицию и характерный ракурс [7]. Потребление и публикация такого типа фотографий позволяет оценить свою внешность в сравнении с внешностью других пользователей. Создатели подобного контента имеют возможность редактировать снимки с помощью различных фильтров и публиковать улучшенные версии себя [49]. Ретуширование фото дает возможность продемонстрировать собственный идеализированный образ, минимизируя при этом субъективные недостатки внешности [56].
25 Селфи-активность, включающая процесс съемки автопортретов, их обработки и публикации, наиболее распространена среди девушек [24]. Она дает возможность самовыражаться, исследовать и контролировать свою идентичность в онлайн-пространстве, а также получать положительный отклик от сверстников с помощью комментариев [20]. Собственная внешность сравнивается с изображениями других пользователей, выкладывающими в Сеть обработанные селфи, иногда значительно отличающиеся от оригинала. По всей видимости, речь здесь идет не столько о создании виртуальной или альтернативной идентичности [1], сколько об исследовании возможного Я [4]: физически более привлекательного, социально более успешного, психологически более удовлетворенного. Но если в онлайн-пространстве процесс идеализации собственного облика может проходить относительно успешно, то отношение к себе и своему телу может ухудшаться из-за осознания недостижимости идеала [45].
26 По некоторым данным, взаимодействие с личной страницей в социальных сетях только повышает обеспокоенность внешностью [22], а публикации селфи могут приводить к повышению социальной восприимчивости (заинтересованности человека в суждениях и реакциях других людей по отношению к нему), что обусловлено комментариями и сообщениями, получаемыми в социальных сетях [44; 51]. В выборке молодых женщин (N = 259, Mвозр.= 22.97) было выявлено, что именно селфи-активность в социальных сетях, а не общее их использование, были связаны с увеличением неудовлетворенности телом и симптоматикой булимии [21]. Негативные эффекты селфи также были обнаружены среди подростков: девочки (N = 101; Mвозр.=13.1), регулярно публиковавшие селфи-снимки, имели значимо более выраженные неудовлетворенность телом и интернализованный идеал худого тела, переоценивали собственный вес и чаще прибегали к диетическим ограничениям в питании [44].
27 Распространенность использования фото-фильтров и ретуши заслуживает особого внимания, так как, по мнению исследователей, любая модификация селфи (даже такая незначительная, как улучшение фона снимка), приводит к снижению удовлетворенности собственной внешностью [60]. Редактирование селфи также влечет за собой снижение настроения, при этом степень выраженности вносимых изменений является предиктором уровня неудовлетворенности чертами лица [55]. В исследовании c экспериментальным дизайном было обнаружено, что после публикации своих фотографий девушки (N = 113; Mвозр.= 19) чувствовали себя менее физически привлекательными, чем до нее, при этом возможность сделать несколько снимков и воспользоваться ретушированием снимка перед публикацией лишь незначительно снижала тревогу и не оказывала влияния на переживание собственной непривлекательности по завершению процесса [45].
28 Вовлеченность в процесс редактирования селфи может выступать модератором связи сфокусированной на внешности фото-активности в социальных медиа (appearance-related photo activity on social media) и интернализации идеалов тела, а также интернализации идеалов тела и сравнения внешности [40]. Сам процесс съемки автопортрета приводит к снижению настроения и обострению самообъективации, независимо от того, будет ли снимок в дальнейшем опубликован [26]. Селфи-активность без намерений опубликовать снимки может служить способом мониторинга тела (body checking) и усугублять у лиц с расстройствами пищевого поведения психопатологическую симптоматику [63].
29 Таким образом, образуется своеобразный цикл обратной связи. (1) Активность, сфокусированная на внешности, включающая съемку, постобработку и публикацию селфи, создание и потребление соответствующего контента (тексты, комментарии), общение с другими в тематических группах и чатах, расширяет (2) контент социальных медиа, идеализирующий тело. Идеализация тела происходит в русле социокультурных тенденций объективации тела — отождествления тела с сексуализированным объектом. (3) Взаимодействие с этим контентом побуждает пользователя к сравнению своей внешности с изображениями “идеала” и усиливает социальное сравнение и самообъективацию, что подразумевает постоянный самомониторинг тела (“как я сейчас выгляжу”) и сравнение себя (своих фотографий) с другими по внешним признакам (“насколько я привлекателен(-льна) или непривлекателен(-льна) относительно других”). Это приводит к (4) спектру проблем, связанных с неудовлетворенностью телом (рис. 2).
30

Рис. 2. Цикл обратной связи между активностью в социальных сетях, сфокусированной на внешности, и неудовлетворенностью телом

31 Неудовлетворенность телом еще более усиливает самообъективацию и склонность к сравнению своего внешнего вида с изображениями, опубликованными в социальных сетях, что поддерживает активность, сфокусированную на внешности, которая, в свою очередь, вносит вклад в сетевой дискурс идеализации тела. “Идеализированные версии себя” приводят к еще большему отчуждению от реального, физического тела, что побуждает искать средства и способы его “улучшения”, которые нередко оказываются репрессивными по отношению к телесным потребностям и усиливают самообъективацию (как отчуждение от субъективных телесных переживаний). Все это поддерживает активность в социальных сетях, сфокусированную на внешности, и потребление/создание соответствующего контента.
32

ТИПЫ КОНТЕНТА, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ТЕЛА

33 Среди контента, сфокусированного на внешности, можно выделить два типа вдохновляющего на достижение идеального тела: #thinspiration (букв. “вдохновение худобой”), мотивирующего к похудению, и #fitspiration (букв. “вдохновение стройностью”), мотивирующего к достижению спортивного телосложения.
34 #Thinspiration. Направление, отражающее идеал худого тела в англоязычном сегменте онлайн-медиа, известно под хэштегами #thinspiration или #thinspo. #Thinspiration, вдохновляющая худоба, часто рассматривается как контент сообществ, посвященных расстройствам пищевого поведения, соседствуя с хештегами #proana (pro-anorexia, про-анорексия); #ednos (eating disorder not otherwise specified, неуточненное расстройство пищевого поведения) и пр. Изображения экстремально истощенных тел с выступающими костями объединяются под хештегом #bonespiration (или #bonepo, букв. “вдохновение костями”) [30, 54]. Подобные сообщества отличает отказ от понимания анорексии или булимии как расстройств, требующих помощи извне. Вместо этого нарушения пищевого поведения (напр., использование агрессивных способов коррекции веса на постоянной основе) предлагается воспринимать в качестве приемлемого жизненного выбора [61].
35 Thinspiration-контент в подобных группах пропагандирует похудение, зачастую романтизируя аутоагрессивные и опасные методы снижения веса [41]. Популярность контента под хештегом #thinspiration высока, выходит за рамки локальных онлайн-сообществ и обнаруживается во многих социальных сетях. Согласно результатам анализа 300 изображений, размещенных под этими хэштегами на платформах Twitter и Pinterest, большинство изображений (89%) показывали женское тело, также часто демонстрировались живот (80%), бедра (78%) и хотя бы частично демонстрировали область таза (80%). Реже всего изображались голени (36%) и голова (47%). Чрезмерная худоба демонстрировалась с помощью заметно выступающих костей таза (46%), ребер (37%) и ключиц (27%). Сексуализированность изображения являлась предиктором социального одобрения поста в форме лайков (отметок поста как понравившегося) и сохранений. Комментарии под подобными постами свидетельствовали о выраженной тенденции к сравнению собственных фигур с изображенными “идеальными” телами и выражали восхищение фотографиями, стремление к идеалу, отвращение к большому весу и его набору или неприязнь к собственному телу [30].
36 Названия хештегов в аутодеструктивных онлайн-сообществах часто завуалированы и не всегда очевидны, в том числе во избежание блокировки контента онлайн-платформой [9]. Интересно, что могут быть различия в изображениях в зависимости от использованного хештега (#thinspiration или #thinspo). Так, для изображений под тегом #thinspo характерна значительно большая сексуализированность и демонстрация экстремально худых тел [30]. Помимо этого, некоторые публикации могут иметь несколько хештегов: не только про-анорексичных групп, но и иной тематики, что существенно расширяет аудиторию просмотра про-анорексичного контента и может как привлечь неофитов, так и ухудшить состояние подростков с проблемным пищевым поведением, не состоящих в таких сообществах.
37 #Fitspiration. Другим примером “вдохновляющего” контента является #fitspiration — фитнес-вдохновение. Это направление противопоставляется рассмотренному выше #thinspiration, мотивируя на достижение спортивного, здорового тела через правильное питание, физическую активность и заботу о себе. Казалось бы, идеал мускулистого тела в целом несет меньше опасностей, чем восхищение экстремально худым телом, но направление #fitspiration также может снизить самооценку внешности [50].
38 Провозглашаемое стремление к здоровому образу жизни и физической силе иллюстрируется однотипно: большинство фото изображают один тип фигуры, наиболее соответствующий современным идеалам красоты: худощавое и атлетичное тело у женщин, среднее телосложение и развитая мускулатура у мужчин [54; 58]. Эти изображения могут быть сексуализированными и сексуально объективирующими по отношению как к женщинам, так и к мужчинам, сфокусированными на определенных позах, отдельных частях тела и его характеристиках [18; 58]: так, в Instagram 90% подобных снимков изображали худых людей, 55% — мускулистых [23]. Для большинства эти идеалы остаются недостижимыми, что приводит к неудовлетворенности телом и внешностью [25; 50].
39 В контент-анализе публикаций под хештегом #fitspiration в сети Instagram были выделены следующие темы, обобщающие основной смысл, заложенный в сообщениях данной направленности:
40 1) Спортивное тело привлекательно и сексуально;
41 2) Атлетичное тело требует усилий и самоконтроля;
42 3) “Ты – это твои решения”, т.е. решения, не ведущие к достижению идеального тела, интерпретируются как свидетельство личностной слабости;
43 4) Удовольствие и стойкость достигаются через боль;
44 5) Внутренняя борьба между желанием достичь цели и сопротивлением тела;
45 6) Чествование сообщества и его участников (поддержка и сплочение) [23].
46 Выделенные темы позволяют увидеть, как публикации #fitspiration закрепляют существующие идеалы и способствуют дальнейшей объективации тела, выделяя физическую активность как приемлемый способ достижения подобных целей. Так, подчеркивается индивидуальная ответственность за соответствие внешности идеалу, тело требуется победить, при этом спортивные тренировки, не приносящие страданий, считаются неэффективными. Авторы также отмечают, что это направление способствует самообъективации: предлагается игнорировать телесные сигналы в процессе физической активности для достижения наилучших результатов [23].
47 Аналогичный вывод формулируется и в других исследованиях: контент под хештегом #fitspiration действительно может дарить ощущение возросшей мотивации молодым женщинам, однако это ведет к повышению неудовлетворенности телом, медиатором при этом является социальное сравнение [58]. Однотипность представленных изображений худощавого/мускулистого тела приводит к ошибочному отождествлению фитнеса с худобой, что может стать причиной дисфункционального поведения, связанного с чрезмерными физическими упражнениями и ограничениями питания. Смысл занятий фитнесом как способа улучшения своего здоровья и самочувствия смещается на озабоченность внешностью: то, как выглядит тело, оказывается гораздо более важным, чем то, как оно себя чувствует. В этом fitspiration- и thinspiration-сообщества оказываются похожи.
48 Fitspiration- и thinspiration-публикации опираются на идеализацию и сексуализацию тел, также в обоих типах сообществ акцентируется внимание на ограничениях в питании. Несмотря на то, что контент fitspiration-сообществ может мотивировать к здоровому образу жизни с помощью популяризации упражнений и здорового питания [58], он включает больше обвиняющих идей, провоцирующих чувство вины за форму тела и вес [14], прямо или косвенно пропагандируя беспорядочное питание и чрезмерные физические нагрузки [58]. Поэтому идеализированные изображения атлетичного тела могут усиливать неудовлетворенность телом у женщин наравне с идеализированной худобой [50].
49 Таким образом, контент, вдохновляющий на достижение идеального тела, содержит призывы либо к радикальному похудению, либо к достижению спортивного телосложения. Однако оба типа контента расцениваются исследователями как побуждающие к самообъективации и усиливающие у участников онлайн-групп неприятие своего тела. В конечном счете и в том, и в другом случае в качестве идеального тела выступает сексуализированное и тонкое тело (только в одних изображениях подчеркивается худоба и кости, а в других — худоба и мышцы). Естественное тело оказывается телом, которое следует победить, а страдание (от чрезмерных физических упражнений или строгих диет) является частью работы над собой, тогда как естественные сигналы тела игнорируются.
50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

51 Социальные преимущества привлекательной внешности определяют одну из ключевых тем социальных медиа, широко транслируемую онлайн: достижение идеальных форм тела и связанные с этим пути, способы и формы улучшения своего внешнего облика. Создается и множится контент, демонстрирующий идеализированные изображения социально успешных и довольных жизнью людей, излучающих здоровье, внутреннее благополучие и гармонию в межличностных отношениях. Однако за этой красивой картинкой нередко стоят исключительно технологии ее производства, слабо связанные с реальной жизнью.
52 Идеализированные тела изображаются подчеркнуто сексуализированными, что связано с современными социокультурными тенденциями объективации и самообъективации тела. Одним из популярных инструментов идеализации в социальных медиа выступают селфи: фотографии-автопортреты, которые нередко подвергаются постобработке с целью улучшения оригинала. Публикация отретушированных снимков, как отмечается во многих исследованиях, не улучшает субъективного благополучия, а наоборот усиливает негативное отношение к телу, снижает самооценку, повышает самообъективацию, восприимчивость к социальным оценкам, чувствительность к отвержению из-за внешности, усиливает риски аутодеструктивного отношения к телу.
53 Тексты, мотивирующие к физическим изменениям, и размещаемые в сообществах #fitspiration и #thinspiration, содержат аутодеструктивные формулировки, которые призывают к строгим ограничениям в питании и чрезмерным физическим нагрузкам. В качестве альтернативы этим сообществам развиваются онлайн-группы бодипозитивной направленности, например, #fatspiration (вдохновляющая полнота) [43]. И хотя в данной статье мы не затронули исследования бодипозитивных сообществ, судя по контенту некоторых бодипозитивных групп, участие в них не служит надежной защитой от самообъективации, а скорее претендует на расширение социокультурных представлений о физической привлекательности.
54 В связи с вышесказанным мы видим как минимум два направления для возможных психологических вмешательств: 1) разработка психологических методик, позволяющих дифференцировать личностные проявления самообъективации и сексуализации тела от естественного и здорового желания выглядеть физически привлекательно, нравиться другим людям, быть желанными; 2) внедрение психолого-просветительских программ, включая повышение медийной грамотности, в работу с группами риска (например, девочками-подростками) и сетевыми сообществами, в целях формирования представлений о различиях между естественной природой человека и сексуальностью тела как частью этой природы, и сексуализированным, самообъективирующим отношением к телу как к вещи, ценность и функции которой назначаются кем-то другим.
55 Проблема идеализации тела — это проблема не его параметров, веса, формы, а проблема отчуждения субъекта от своих желаний, потребностей и чувств, усугубляемая иллюзией возможностей модификаций собственного облика в виртуальной реальности и изменений тела в реальности физического мира. Тело, становясь идеализированным/сексуализированным объектом, порождает озабоченность внешним видом и растущую неудовлетворенность из-за невозможности достичь множащиеся и ускользающие “лучшие версии себя”.

Библиография

1. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. С. 66–83.

2. Гаранян Н.Г. Теория социального сравнения в клинической психологии // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №4. С. 36–49.

3. Григорьева Д.А., Польская Н.А. Идеализация тела в социальных сетях как фактор риска нарушений пищевого поведения у девушек // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) “Возможности и риски цифровой среды”. Сборник материалов конференции (тезисов). Т. 2. / ред. Басилова Т.А. и др. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 346–348.

4. Знаков В.В. Психология возможного: Новое направление исследований понимания. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2021.

5. Лабунская В.А. Взаимовлияние самооценок привлекательности внешнего облика, его вклада в положение человека в обществе и самоотношения студентов // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. C. 37–46. DOI: 10.17759/pse.2019240504

6. Лабунская В.А. Отношение к внешнему облику, его ценность и значимость как факторы субъективного благополучия молодых людей // Социальная психология и общество. 2019. Т.10. № 3. С. 51–66. DOI: 10.17759/sps.2019100304

7. Никифорова Е.Ф., Хухлаева О.В. Особенности самопрезентации посредством селфи // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы III Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (10–11 мая 2018 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. C. 62–65.

8. Польская Н.А., Цейтлина М.Д., Якубовская Д.К. Чувствительность к отвержению и психическое здоровье // Вопросы психологии. 2020. №5. Т. 66. С. 119–129.

9. Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 156–174. DOI: 10.17759/cpp.20192703010

10. Разваляева А.Ю., Польская Н.А. Русскоязычная адаптация методик “Чувствительность к отвержению из-за внешности” и “Страх негативной оценки внешности” // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 4. С. 118–143. DOI: 10.17759/cpp.2020280407

11. Самойленко Е.С. Проблемы сравнения в психологическом исследовании. М.: Институт психологии РАН, 2010.

12. Холмогорова А.Б., Тарханова П.М. Стандарты внешности и культура: роль физического перфекционизма и его последствия для здоровья подростков и молодежи // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 52–64.

13. Якубовская Д.К., Польская Н.А. Идеал “худого тела” и самообъективация в социальных медиа // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) “Возможности и риски цифровой среды”. Сборник материалов конференции (тезисов). Т. 2. / ред. Басилова Т.А., и др. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 368–371.

14. Alberga A.S., Withnell S.J., von Ranson K.M. Fitspiration and thinspiration: a comparison across three social networking sites // Journal of Eating Disorders. 2018. Vol. 6 (1). P. 1-10. DOI: 10.1186/s40337-018-0227-x

15. American Psychological Association, Task Force on the Sexualization of Girls. Report of the APA task force on the sexualization of girls. Washington, DC: American Psychological Association, 2007. Retrieved from http://www.apa.org/pi/women/pro grams/girls/report-full.pdf (дата обращения: 13.04.2021).

16. Aubrey J. S., Gerding A. The cognitive tax of self-objectification: Examining sexually objectifying music videos and female emerging adults’ cognitive processing of subsequent advertising // Journal of Media Psychology: Theories, Methods, and Applications. 2015. Vol. 27 (1). P. 22–32. DOI: 10.1027/1864-1105/a000128

17. Bearman S.K., Martinez E., Stice E. et al. The skinny on body dissatisfaction: A longitudinal study of adolescent girls and boys //Journal of youth and adolescence. 2006. Vol. 35 (2). P. 217–229.

18. Boepple L., Thompson J. K. A content analytic comparison of fitspiration and thinspiration websites //International Journal of Eating Disorders. 2016. Vol. 49 (1). P. 98–101. DOI:10.1002/eat.22403

19. Calogero R.M. Operationalizing self-objectification: Assessment and related methodological issues / In R.M. Calogero, S. Tantleff-Dunn, & J.K. Thompson (Eds.) // Self-objectification in women: Causes, consequences, and counteractions. Washington, DC: American Psychological Association, 2011. Р. 23–50. DOI: 10.1037/12304-002

20. Chang L., Li P., Loh R. S. M. et al. A study of Singapore adolescent girls’ selfie practices, peer appearance comparisons, and body esteem on Instagram // Body image. 2019. Vol. 29. P. 90–99. DOI:10.1016/j.bodyim.2019.03.005

21. Cohen R., Newton-John T., Slater A. ‘Selfie’-objectification: The role of selfies in self-objectification and disordered eating in young women //Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 79. P. 68–74. DOI:10.1016/j.bodyim.2019.03.005

22. de Vries D. A., Peter J., Nikken P. et al. The effect of social network site use on appearance investment and desire for cosmetic surgery among adolescent boys and girls //Sex Roles. 2014. Vol. 71 (9–10). P. 283–295. DOI:10.1007/s11199-014-0412-6

23. Deighton-Smith N., Bell B.T. Objectifying fitness: A content and thematic analysis of# fitspiration images on social media //Psychology of Popular Media Culture. 2018. Vol. 7(4). P. 467–483. DOI:10.1037/ppm0000143

24. Dhir A., Pallesen S., Torsheim T., et al. Do age and gender differences exist in selfie-related behaviours? Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 63. P. 549–555. DOI:10.1016/j.chb.2016.05.053

25. Fardouly J., Willburger B. K., Vartanian L. R. Instagram use and young women’s body image concerns and self-objectification: Testing mediational pathways //New Media & Society. – 2018. – Т. 20. – №. 4. – С. 1380-1395. DOI: 10.1177/1461444817694499

26. Fox J., Vendemia M.A., Smith M.A. et al. Effects of taking selfies on women’s self-objectification, mood, self-esteem, and social aggression toward female peers //Body image. 2021. Vol. 36. P. 193–200. DOI: 10.1016 / j.bodyim.2020.11.011

27. Fredrickson B., Roberts T., Noll S. et al. That swimsuit becomes you: sex differences in self-objectification, restrained eating, and math performance // Journal of personality and social psychology. 1998. Vol. 75(1). P. 269–284. DOI:10.1037/0022-3514.75.1.269

28. Fredrickson B.L., Roberts T.A. Objectification theory: Toward understanding women's lived experiences and mental health risks // Psychology of women quarterly. 1997. Vol. 21(2). P. 173–206. DOI:10.1111/j.1471-6402.1997.tb00108.x

29. Galdi S., Maass A., Cadinu M. Objectifying media: Their effect on gender role norms and sexual harassment of women //Psychology of Women Quarterly. 2014. Vol. 38(3). P. 398–413. DOI: 10.1177/0361684313515185

30. Ghaznavi J., Taylor L.D. Bones, body parts, and sex appeal: An analysis of# thinspiration images on popular social media // Body image. 2015. Vol. 14. P. 54–61. DOI:10.1016/j.bodyim.2015.03.006

31. Grabe S., Ward L.M., Hyde J.S. The role of the media in body image concerns among women: a meta-analysis of experimental and correlational studies //Psychological bulletin. 2008. Vol. 134 (3). P. 460–476. DOI: 10.1037/0033-2909.134.3.460

32. Groesz L., Levine M., Murnen S. The effect of experimental presentation of thin media images on body satisfaction: A meta-analytic review // The International journal of eating disorders. 2002. Vol. 31 (1). P. 1–16. DOI:10.1002/eat.10005

33. Hanna E., Ward L.M., Seabrook R.C. et al. Contributions of Social Comparison and Self-Objectification in Mediating Associations Between Facebook Use and Emergent Adults’ Psychological Well-Being // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. Vol. 20 (3). P. 172–179. DOI:10.1089/cyber.2016.0247

34. Hawes T., Zimmer-Gembeck M.J., Campbell S.M. Unique associations of social media use and online appearance preoccupation with depression, anxiety, and appearance rejection sensitivity // Body Image. 2020. Vol. 33. P. 66–76. DOI:10.1016/j.bodyim.2020.02.010

35. Holland E., Koval P., Stratemeyer M. et al. Sexual objectification in women's daily lives: A smartphone ecological momentary assessment study // British Journal of Social Psychology. 2017. Vol. 56 (2). P. 314–333. DOI:10.1111/bjso.12152

36. Holland G., Tiggemann M. A systematic review of the impact of the use of social networking sites on body image and disordered eating outcomes // Body image. 2016. Vol. 17. P. 100–110. DOI: 10.1016/j.bodyim.2016.02.008

37. Jarman H., Marques M., McLean S. et al. Social media, body satisfaction and well-being among adolescents: A mediation model of appearance-ideal internalization and comparison // Body Image. 2021. Vol. 36. P. 139–148. DOI: 10.1016/j.bodyim.2020.11.005

38. Kapidzic S., Herring S.C. Race, gender, and self-presentation in teen profile photographs // New Media & Societу. 2015. Vol. 17(6). P. 958–976. DOI: 10.1177/1461444813520301

39. Karsay K, Knoll J, Matthes J. Sexualizing Media Use and Self-Objectification: A Meta-Analysis // Psychology of Women Quarterly. 2018. Vol. 42(1). P. 9–28. DOI: 10.1177/0361684317743019

40. Lee M., Lee H. Social media photo activity, internalization, appearance comparison, and body satisfaction: The moderating role of photo-editing behavior // Computers in Human Behavior. 2021. Vol.114. DOI:10.1016/j.chb.2020.106579

41. Lewis S. P., Arbuthnott A. E. Searching for Thinspiration: The Nature of Internet Searches for Pro-Eating Disorder Websites // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2012. Vol. 15(4). P. 200–204. DOI:10.1089/cyber.2011.0453

42. Lin L.F., Kulik J.A. Social Comparison and Women’s Body Satisfaction // Basic and Applied Social Psychology. Vol. 24(2). P. 115–123. DOI:10.1207/s15324834basp2402_4

43. Lupton D. Digital media and body weight, shape, and size: An introduction and review // Fat Studies. 2016. Vol. 6(2). P. 119–134. DOI:10.1080/21604851.2017.1243392

44. McLean S.A., Paxton S.J., Wertheim E.H et al. Photoshopping the selfie: Self photo editing and photo investment are associated with body dissatisfaction in adolescent girls // International Journal of Eating Disorders. 2015. Vol. 48(8). P. 1132–1140. DOI:10.1002/eat.22449

45. Mills J.S., Musto S., Williams L. et al. “Selfie” harm: Effects on mood and body image in young women // Body image. 2018. Vol. 27. P. 86–92. DOI: 10.1016/j.bodyim.2018.08.007

46. Muehlenkamp J. J., Saris–Baglama R.N. Self–objectification and its psychological outcomes for college women // Psychology of Women Quarterly. 2002. Vol. 26(4). P. 371–379. DOI: 10.1111/1471-6402.t01-1-00076

47. Noll S.M., Fredrickson B.L. A Mediational Model Linking Self-Objectification, Body Shame, and Disordered Eating // Psychology of Women Quarterly. 1998. Vol. 22(4). P. 623–636. DOI:10.1111/j.1471-6402.1998.tb00181.x

48. Park L.E., DiRaddo A.M., Calogero R.M. Sociocultural influence and appearance-based rejection sensitivity among college students // Psychology of Women Quarterly. 2009. Vol. 33(1). P. 108–119. DOI:10.1111/j.1471-6402.2008.01478.x

49. Perloff R.M. Social media effects on young women’s body image concerns: Theoretical perspectives and an agenda for research // Sex Roles. 2014. Vol. 71(11–12). P. 363–377. DOI: 10.1007/s11199-014-0384-6

50. Robinson L., Prichard I., Nikolaidis A. et al. Idealised media images: The effect of fitspiration imagery on body satisfaction and exercise behaviour // Body image. 2017. Vol. 22. P. 65–71. DOI: 10.1016/j.bodyim.2017.06.001

51. Shin Y., Kim M., Im C. et al. Selfie and self: The effect of selfies on self-esteem and social sensitivity //Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 111. P. 139–145. DOI: 10.1016/j.paid.2017.02.004

52. Slater A., Tiggemann M. The influence of maternal self-objectification, materialism and parenting style on potentially sexualized “grown up” behaviours and appearance concerns in 5–8 year old girls // Eating Behaviors. 2016. Vol. 22. P. 113–118. DOI:10.1016/j.eatbeh.2016.05.002

53. Strelan P., Hargreaves D. Women who objectify other women: The vicious circle of objectification? //Sex roles. 2005. Vol. 52(9–10). P. 707–712. DOI: 10.1007/s11199-005-3737-3

54. Talbot C.V., Gavin J., van Steen T. et al. A content analysis of thinspiration, fitspiration, and bonespiration imagery on social media // Journal of eating disorders. 2017. Vol. 5(1). P. 1–8.

55. Tiggemann M., Anderberg I., Brown Z. Uploading your best self: Selfie editing and body dissatisfaction //Body image. 2020. Vol. 33. P. 175–182. DOI:10.1016/j.bodyim.2020.03.002

56. Tiggemann M., Miller J. The Internet and adolescent girls’ weight satisfaction and drive for thinness // Sex roles. 2010. Vol. 63(1–2). P. 79–90. DOI:10.1093/jpepsy/jsv021

57. Tiggemann M., Slater A. The role of self-objectification in the mental health of early adolescent girls: Predictors and consequences //Journal of pediatric psychology. 2015. Vol. 40(7). P. 704–711. DOI: 10.1093/jpepsy/jsv021

58. Tiggemann M., Zaccardo M. “Strong is the new skinny”: A content analysis of #fitspiration images on Instagram // Journal of Health Psychology. 2016. Vol. 23(8). P. 1003–1011. DOI:10.1177/1359105316639436

59. Trekels J., Eggermont S. Me, myself, and my favorite media figure: An objectification perspective on the role of media and peers in early adolescents’ self-sexualization // Mass Communication and Society. 2021. Vol. 24(1). P. 31–56. DOI: 10.1080/15205436.2020.1817943

60. Vendemia M.A., DeAndrea D.C. The effects of engaging in digital photo modifications and receiving favorable comments on women’s selfies shared on social media // Body Image. 2021. Vol. 37. P. 74–83. DOI: 10.1016 / j.bodyim.2021.01.011

61. Wang T., Brede M., Ianni A. et al. Social interactions in online eating disorder communities: A network perspective //PloS one. 2018. Vol. 13(7): e0200800. DOI:10.1371/journal.pone.0200800

62. Ward L. M. Media and sexualization: State of empirical research, 1995–2015 // The Journal of Sex Research. 2016. Vol. 53(4–5). P. 560–577. DOI: 10.1080/00224499.2016.1142496

63. Yellowlees R., Dingemans A.E., Veldhuis J. et al. Face yourself (ie): Investigating selfie-behavior in females with severe eating disorder symptoms //Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 101. P. 77–83. DOI: 10.1016/j.chb.2019.07.018.

64. Zurbriggen E.L., Ramsey L.R., Jaworski B.K. Self-and partner-objectification in romantic relationships: Associations with media consumption and relationship satisfaction // Sex roles. 2011. Vol. 64(7). P. 449–462. DOI: 10.1007/s11199-011-9933-4

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести