- Код статьи
- S020595920019402-8-
- DOI
- 10.31857/S020595920019402-8
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 43 / № 2
- Страницы
- 5-19
- Аннотация
Анализ новых данных, полученных в психологии (в том числе психофизиологии, кросскультурной психологии, психологии морали) и нейронауках нами и другими авторами при экспериментальных исследованиях научения, памяти и моральных решений, позволяет выделить направления исследований, развитие которых может быть полезно для совершенствования методов обучения и воспитания. Обсуждается проблематичность прямого, непосредственного переноса закономерностей, выявляемых в фундаментальной науке, в практическую область, и формулировка на их основе новых методов обучения и воспитания. Обосновывается положение о том, что переход от фундаментального знания к практике образования осуществляется эффективно при включении специального промежуточного этапа — прикладных исследований. Отмечены положения, сформулированные на базе исследований фундаментальной науки, и рассмотрены результаты ряда связанных с ними экспериментальных практико-ориентированных работ, проведенных нами в школах разных регионов совместно с учителями этих школ. Приведены варианты практических рекомендаций, вытекающих из результатов упомянутых работ. В заключение сопоставлено значение тактических и стратегических исследований применительно к достижению практико-ориентированных результатов и собственно научных, “внутренних” целей фундаментальной науки.
- Ключевые слова
- фундаментальная наука, практика, образование, нейронаука, психология, мораль, научение, память, субъективный опыт, система, стресс, ментальность, методы обучения, методы воспитания, консолидация и реконсолидация, воплощенное познание, переключаемость
- Дата публикации
- 11.05.2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 279
Библиография
- 1. Александров Ю.И. В.Б. Швырков: формирование новой парадигмы в психологии и смежных науках // Выдающиеся ученые Института психологии РАН / Под ред. А.Л. Журавлева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2020. С. 218–255.
- 2. Александров Ю.И. Вступительная статья / Т. Ярвилехто. Мозг и психика // Под ред. Ю.И. Александрова. М.: Прогресс, 1992. С. 5–18.
- 3. Александров Ю.И. Психофизиологические закономерности научения и методы обучения // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 6. С. 5–19.
- 4. Александров Ю.И. От фундаментального знания к практико-ориентированным исследованиям научения и памяти // Материалы докладов на Международной научно-практической конференции “О перспективах исследований в сфере наук об образовании” 6–7 декабря 2021 года. В печати.
- 5. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Комплементарность культуроспецифичных типов познания // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2010. № 3. С. 18–34.
- 6. Александров Ю.И., Сварник О.Е., Знаменская И.И., Колбенева М.Г., Арутюнова К.Р., Крылов А.К., Булава А.И. Регрессия как этап развития. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.
- 7. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
- 8. Апанович В.В., Александров Ю.И. Системное значение меж- и внутрикультурных ментальных вариаций // Вестник психофизиологии. 2021. №1. С. 24–35.
- 9. Апанович В.В., Арамян Э.А., Дольникова М.С., Александров Ю.И. Различия мозгового обеспечения решения аналитических и холистических задач // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 2. С. 45–60.
- 10. Апанович В.В., Знаков В.В., Александров Ю.И. Апробация шкалы аналитичности–холистичности на российской выборке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80–96.
- 11. Апанович В.В., Тищенко А.Г., Арутюнова К.Р., Александров Ю.И. Способы решения аналитических и холистических задач // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. №4. C. 52–71.
- 12. Безруких М.М., Иванов В.В., Орлов К.В. Диссонанс между представлениями о развитии мозга в современной нейробиологии и знаниями педагогов // Science for Education Today. 2021. Т. 11. №1. С. 125–150.
- 13. Гаврилов В.В. Соотношение импульсной активности нейронов с медленными потенциалами мозга в поведении: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1992.
- 14. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5–16.
- 15. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Теория и практика: взгляды с разных сторон (ответ на комментарии) // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 2. С. 127–132.
- 16. Капица П.Л. Письмо Н.С. Хрущеву 12 апреля 1954. В: Письма о науке. 1930–1980. М.: Московский рабочий, 1989.
- 17. Носуленко В.Н., Терехин В.А. Передача знаний: обзор основных моделей и технологий // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. №4. С. 96–115.
- 18. Поддьяков А.Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
- 19. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985.
- 20. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1980.
- 21. Постылякова Ю.В. Индивидуальная и академическая жизнеспособность студентов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. Т. XV. Вып. 4. С. 147–152.
- 22. Постылякова Ю.В. Индивидуальная жизнеспособность и индивидуально-психологические ресурсы студентов с разной академической успеваемостью // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. № 1. С. 61–80.
- 23. Самойленко Е.С., Богданова И.В. Современные представления о типах знания и опыта в психологических исследованиях проблемы их капитализации // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 4. С. 74–95.
- 24. Сварник О.Е., Анохин К.В., Александров Ю.И. Опыт первого, “вибриссного”, навыка влияет на индукцию экспрессии c-fos в нейронах бочонкового поля соматосенсорной коры крыс при обучении второму, “невибриссному”, навыку // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. 2014. Т. 64. № 1. С. 77–83.
- 25. Созинова И.М., Знаменская И.И., Александров Ю.И. Нравственное отношение к “чужому” у детей 3–11 лет. Решение моральных дилемм: предубеждения и предпочтения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 1. С. 44–57.
- 26. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Многозадачность как одновременное выполнение и как переключение между заданиями: подходы к диагностике медиамногозадачности у детей и подростков // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 4. C. 88–101.
- 27. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание. М.: Языки славянской культуры, 2013.
- 28. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики // Швырков В.Б. Избранные труды / Под ред. Ю.И. Александрова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.
- 29. Юревич А.В. Психология социальных явлений. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014.
- 30. Юревич А.В. Исследовательская и практическая психология: еще раз о схизисе // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 127–136.
- 31. Alexandrov Yu.I., Sozinov A.A., Svarnik O.E., Gorkin A.G., Kuzina E.A., Gavrilov V.V. Neuronal Bases of Systemic Organization of Behavior // Cheung-Hoi Yu A., Li L. (eds). Systems Neuroscience // Advances in Neurobiology. 2018. V. 21. P. 1–33.
- 32. Alexandrov Yu.I., Grinchenko Yu.V., Shevchenko D.G., Averkin R.G., Matz V.N., Laukka S., Korpusova A.V. A subset of cingulate cortical neurons is specifically activated during alcohol-acquisition behaviour // Acta Physiol. Scand. 2001. V. 171. P. 87–97.
- 33. Ansari D., Coch D. Diversity of approaches: science of learning and education // Trends in Cognitive Sciences. 2006. V. 4. No.10. P. 146–151.
- 34. Apanovich V.V., Bezdenezhnykh B.N., Sams M., Jaaskelainen I.P., Alexandrov Yu.I. Event-related potentials during individual, cooperative, and competitive task performance differ in subjects with analytic vs. holistic thinking // International Journal of Psychophysiology. 2018. V. 123. P. 136–142.
- 35. Apanovich V.V., Tischenko A.G., Arutyunova K.R., Znakov V.V., Alexandrov Yu.I. Complementarity of holistic and analytical mentalities and task type as factors of cooperative problem solving // Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18–21 октября 2018 г. / Отв. ред. А.К. Крылов, В.Д. Соловьев. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.
- 36. Arutyunova K.R., Alexandrov Yu.I., Hauser M.D. Sociocultural influences on moral judgments: East–West, male–female and young–old // Frontiers in Psychology. 2016. V. 7. Art. 1334.
- 37. Bakhchina A.V., Arutyunova K.R., Sozinov A.A., Demidovsky A.V., Alexandrov Yu.I. Sample entropy of the heart rate reflects properties of the system organization of behaviour // Entropy. 2018. V. 20. No. 6. Article 449.
- 38. Bulava A.I., Alexandrov Yu.I. Reconsolidation and Cognitive Novelty // Advances in Intelligent Systems and Computing / Velichkovsky B.M., Balaban P.M., Ushakov V.L. (eds). Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics. Springer, Cham. 2021. V. 1358. P. 504–509.
- 39. Cameron L., Rutland A. Extended contact through story reading in school: Reducing children's prejudice toward the disabled // Journal of Social Issues. 2006. V. 62. No. 3. P. 469–488.
- 40. Carew T.J., Magsamen S.H. Neuroscience and education: An ideal partnership for producing evidence-based solutions to guide 21st century learning // Neuron. 2010. V. 67. No. 5. P. 685–688.
- 41. Fu F.L., Wu Y.L., Ho H.C. An investigation of coopetitive pedagogic design for knowledge creation in Web-based learning // Computers & Education. 2009. V. 53. No. 3. P. 550–562.
- 42. Goswami U. Neuroscience and education: from research to practice? // Nature Reviews Neuroscience. 2006. V. 7. P. 406–413.
- 43. Greving S., Richter T. Examining the Testing Effect in University Teaching: Retrievability and Question Format Matter // Frontiers in Psychology. 2018. V.9. Article 2412.
- 44. Hartung F., Burke M., Hagoort P., Willems R.M. Taking perspective: personal pronouns affect experiential aspects of literary reading // PLoS ONE. 2016. V.11. No.5. Article e0154732.
- 45. Howard-Jones P.A. Neuroscience and education: myths and messages // Nature Reviews Neuroscience. 2014. V. 15. No. 12. P. 817–824.
- 46. Im S.H., Cho J.Y., Dubinsky J.M., Varma S. Taking an educational psychology course improves neuroscience literacy but does not reduce belief in neuromyths // PloS One. 2018. V. 13. No. 2. Article e0192163.
- 47. Joëls, M., Guillen F., Benno R. Stress and emotional memory: a matter of timing // Trends in Cognitive Sciences. 2011. V. 15. No. 6. P. 280–288.
- 48. Kolbeneva M.G., Alexandrov Yu.I. Mental reactivation and pleasantness judgment of experience related to vision, hearing, skin sensations, taste and olfaction // PLoS ONE. 2016. V. 11. No. 7. Article e0159036.
- 49. Meltzoff A.N., Kuhl P.K., Movellan J., Sejnowski T.J. Foundations for a new science of learning // Science. 2009. V. 325. No. 5938. P. 284–288.
- 50. Pexman P.M. The role of embodiment in conceptual development // Language, Cognition and Neuroscience. 2019. Vol. 34. № 10. P. 1274–1283.
- 51. Simon D.A., Lee T.D., Cullen J.D. Win-shift, lose-stay: contingent switching and contextual interference in motor learning // Perceptual and motor skills. 2008. V. 107. No. 2. P. 407–418.
- 52. Sozinov A.A., Bakhchina A.V., Alexandrov Yu.I. The way of learning preserved in the structure of individual experience shapes task-switching: Implications for neuroscience and education // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2021. V.9. No. 2. P. 291–299.
- 53. Weimer W.B. Science as a rhetorical transaction: Toward a nonjustificational conception of rhetoric // Philosophy and Rhetoric. 1977. V. 10. P. 1–29.
- 54. Whiting S.B., Wass S.V., Green S., Thomas M.S.C. Stress and learning in pupils: Neuroscience evidence and its relevance for teachers // Mind, Brain, and Education. 2021. V. 15. No. 2. P. 177–188.
- 55. Zhang L.F. Thinking styles and modes of thinking: Implications for education and research // The Journal of Psychology. 2002. V. 136. No. 3. P. 245–261.