Дискурс информационного общества: результаты и перспективы психологических исследований
Дискурс информационного общества: результаты и перспективы психологических исследований
Аннотация
Код статьи
S020595920019409-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Павлова Н. Д. 
Должность: зав. лабораторией психологии речи и психолингвистики
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
20-29
Аннотация

Обсуждаются исследования психологической структуры дискурса в условиях развития информационных технологий, проводимые в лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН. Дается характеристика дискурсивного подхода, рассматриваются актуальные направления психологических исследований, связанные с различными аспектами дискурса и его функционированием в социуме. Описываются закономерности обсуждения событий интернет-пользователями и специфика постсобытийного дискурса, сопряженная с тематикой, ведущей функцией, интенциями собеседников. Представлен подход к изучению субъектности сетевых сообществ по дискурсивным показателям, который раскрывает ее как динамическое свойство, непосредственно связанное с организацией и уровнем развития сетевого дискурса. Анализируются результаты изучения потенциала воздействия видов дискурса, которые получают распространение. Особое внимание уделяется данным изучения дискурса социальных медиа в условиях пандемии COVID-19, касающимся оценки психологического состояния коммуникантов и их актуальных интенций, а также способов повышения эффективности информационно-психологических кампаний. Характеризуются оригинальные методические подходы интент- и контент-анализа, растущую значимость которых определяет перспектива разработки технологий автоматической обработки медиаконтента.

Ключевые слова
интернет-дискурс, социальные медиа, обсуждение событий интернет-пользователями, сетевое сообщество, субъектность сообщества, воздействие дискурса, методы анализа медиа контента
Классификатор
Получено
01.10.2021
Дата публикации
11.05.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
254
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Развитие цифровых технологий приводит к тому, что жизнедеятельность человека осуществляется в новой среде, где огромную роль играет не только моментальное распространение информации, но и включенность в коммуникативные процессы миллионов людей, выступающих источниками сообщений и дающих отклики на актуальные события. Значимость такой активности с развитием информационного общества неуклонно возрастает. В этих условиях кардинальную роль приобретают виды дискурса, связанные с информационными технологиями, образованием социальных сетей и интернет-сообществ (мессенджеры, блоги, персональные видеоканалы и др.). Именно такие дискурсивные практики, приспосабливающиеся к решению встающих задач, особенно важны для понимания закономерностей формирования и детерминации дискурса, сопряженных с его функционированием индивидуальных и социальных эффектов. Вместе с тем в условиях усиливающейся медиатизации современной жизни подходы к описанию механизмов формирования дискурса и эмпирическое изучение дискурсивной реальности приобретают исключительную значимость для оценки динамики сетевых процессов, решения вопросов, связанных с формированием образа мира в сознании, таргетированного воздействия, противодействия угрозам информационно-психологической безопасности.
2 Цель настоящей статьи представление результатов исследований психологической структуры дискурса в условиях развития информационных технологий, проведенных в лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН.
3

ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

4 Формирование дискурсивной парадигмы относят к концу XX в. За истекшие годы исследования дискурса стали междисциплинарными, отразив взаимовлияние не только различных областей психологии, но и достижения языкознания, социологии, философии, современной когнитивной науки (А.А. Кибрик, Н.Д. Павлова, T. van Dijk, J. Potter и др.). При этом произошло существенное расширение парадигмы исследований, определяющееся усиливающимся вниманием к многообразию социальных контекстов и коммуникативных ситуаций, а также психологическим характеристикам субъектов общения и процессу взаимодействия [16; 26].
5 Новый этап развития дискурсивного подхода обозначился в связи с современными информационными технологиями и включением в рассмотрение видов дискурса, получающих широкое распространение. Если в предшествующий период во многом упускалось из виду, что дискурс, опосредуя взаимодействие людей, конституирует сообщества и совместную деятельность их членов, то с образованием социальных сетей и интернет-сообществ данный аспект вышел на первый план [3; 22; 24; 27]. Мощный толчок к дальнейшей разработке получила концепция речевой интенциональности, которая в противоположность реактивным моделям коммуникации выявляет определяющую роль в организации дискурса интенций субъектов общения, связанных с целями их деятельности, желаниями, нуждами [5; 16; 17; 26 и др.]. Дальнейшую конкретизацию получил и принцип эвристичности, акцентирующий внимание на способности дискурса пластично подстраиваться под требования ситуации, разнообразных коммуникативных стратегиях и тактиках [5; 16; 26 и др.]. В целом, сложившиеся исследовательские установки позволяют говорить о реализации на новом методологическом уровне выдвинутых Б.Ф. Ломовым принципов общения и системности, необходимость которых в психологии дискурса особенно очевидна в эпоху превращения интернета едва ли не в основной канал коммуникации между людьми.
6 В настоящее время в разноаспектных исследованиях получили распространение термины “виртуальное общение”, “виртуальное пространство”, которые акцентируют роль современных информационных технологий, но входят в противоречие с далеко не виртуальным влиянием интернета в мире и очевидной реальностью самого процесса общения пользователей. С позиций дискурсивного подхода интернет выступает как глобальный дискурс, который, создавая условия для новых форм социального взаимодействия, транслирует представления о мире, ценности, отношения, установки, задает модели поведения и способы говорения [16]. В этой связи есть все основания говорить о дискурсивной реальности интернета как феномена, конституируемого активностью и переживаниями интернет-пользователей [6]. При этом важно подчеркнуть, что в коммуникации людей, заходящих в Интернет для достижения самых разнообразных целей, формируется дискурс, который на основе сходства мнений, коммуникативных позиций и пр. нередко оказывается вовлеченным в более крупный дискурс, причем в его организации могут присутствовать как текстовые, так и аудиовизуальные и графические составляющие. Накопленные в отечественной и мировой литературе данные позволяют выделить наиболее значимые характеристики дискурса, опосредующего взаимодействие в интернете, в числе которых вариативность отображения событий, коммуникативная и социокультурная контекстность, интерактивность, мультимодальность [6].
7 Изучение дискурсивной реальности интернета стало важным направлением работы лаборатории, которое активно развивается, стимулируя подготовку новых научных проектов. Анализ некоторых линий научного поиска в обозначенной области отражают представленные ниже эмпирические исследования.
8

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБСУЖДЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ

9 Обсуждение событий, в котором все большую роль играет интернет, составляет важную часть жизни современного человека. В этой связи закономерен интерес к постсобытийному интернет-дискурсу, возникающему как отклик на сообщение, новость, событие и приобретающему первостепенную значимость в осмыслении опыта и формировании образа мира в сознании. В серии исследований, проведенных на материале дискуссий на популярных интернет-площадках, выявлялись универсальные и видоизменяющиеся характеристики постсобытийного дискурса различной тематики. В качестве основного применялся интент-анализ — экспертный метод оценки психологического содержания речи, служащий определению речевых интенций субъектов общения и сопряженных с ними референциальных объектов, риторических приемов и пр. [25].
10 Было установлено, что в процессе обсуждения событий происходит значительная модификация референциальных объектов и интенционального состава дискурса относительно сообщений, инициировавших дискуссию [19; 21 и др.]. Появляются дополнительные объекты, соотносящиеся с обсуждаемой темой, а также объекты, связанные с процессом взаимодействия (“Собеседник”, “Я”); значение референциальных объектов размывается. Многократно возрастает и число категорий интенций, причем могут добавляться как нейтральные аналитические интенции, так и эмоционально окрашенные. Тем самым смещается фокус проблемной ситуации, и провоцируются отклики определенной тональности. Такая дискурсивная практика формирует образ ситуации и может рассматриваться как регулярно воспроизводящийся в дискурсе способ концептуализации действительности. Этот результат имеет не только теоретическую, но и высокую практическую значимость в контексте проблемы дискурсивного воздействия и информационно-психологической безопасности.
11 Вместе с тем проведенные исследования выявляют взаимосвязь представления события в инициирующем посте и последующего обсуждения. Это позволяет описать структуру постсобытийного дискурса и обосновать вывод о необходимости его изучения как целостного феномена, тогда как до сих пор внимание исследователей было сконцентрировано преимущественно на комментариях в интернете как таковых. Выделены типовые для постсобытийного дискурса категории интенций, определено соотношение между интенциями коммуникантов и используемыми приемами убеждения и эмоционального воздействия [19; 23].
12 Наряду с типовыми установлены и такие характеристики постсобытийного дискурса, которые видоизменяются в связи с тематикой и условиями распространения [5; 19; 21 и др.]. В их числе: специфические для обсуждаемой темы референциальные объекты, своеобразные интенции субъектов общения, не проявляющиеся в других контекстах, доминирование интенций определенной окрашенности и др. В качестве важнейшего фактора дифференциации дискурсных форм выделены различия в коммуникативной структуре: дискуссия может развиваться преимущественно за счет направленности участников на комментарии собеседников и обмен мнениями или же на исходное сообщение, представление собственного опыта и впечатлений [19].
13 В целом, важно отметить, что сопоставительный анализ дискурса на различных интернет-площадках наметил перспективу разработки типологии постсобытийного дискурса, который до последнего времени как особый вид дискурса систематически не исследовался. Обнаруживается и другой актуальный аспект дальнейших разработок — сравнительное изучение однотипных обсуждений в рунете и в других сегментах интернета и выявление социокультурной специфики дискурсивных практик, получающих распространение. Негативная оценочность в российском интернет-дискурсе установлена не только для обсуждений политических событий в стране, но и в отношении далеких от граждан информационных поводов. Так, в откликах на скандал в британской королевской семье, связанный с так называемым “Мегзитом”, обращают внимание интенции дистанцирования и дискредитации, тогда как зарубежные исследования отмечают в этой связи вариативность медиа контента [20].
14 Особый интерес представляют результаты изучения дискурса социальных медиа в условиях пандемии COVID-19 [18; 28]. Подтверждая описанные выше закономерности, в этом исследовании были обнаружены показательные примеры метафорических замен, обобщений и пр., происходящих в ходе обсуждений в отношении таких многократно упоминаемых в сетевом контенте объектов, как “Коронавирус”, “Вакцина”, “Врачи”. Получены данные об актуальных интенциях коммуникантов, среди которых, наряду с эмоционально окрашенными, в том числе резко негативными интенциями, значительное место занимает направленность на представление и соотнесение позиций, что говорит о потребности в совместном осмыслении проблемной ситуации. Проанализированы возможности мониторинга сетевого контента для оценки психологического состояния людей и повышения эффективности коммуникации во время эпидемиологической ситуации [8].
15 Проведен анализ патриотического дискурса социальных медиа и описана дискурсивная практика апологизации образа России [7]. Согласно полученным результатам, консолидация членов политического сообщества вокруг разделяемой враждебности по отношению к “чужим” является основой патриотического дискурса, определяющей его структуру. В качестве важной тенденции, сопряженной с ростом влияния социальных сетей, выделено формирование так называемых “дискурсивных сообществ”: политических, гражданских, научных и пр., как общности коммуникантов, занимающих единую позицию в отношении индивидуально значимых объектов реальности, использующих общую площадку взаимодействия и разделяющих определенные правила интерпретации событий.
16

ДИСКУРСИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ

17 Интернет все активнее выступает средством, способствующим возникновению новых социальных групп, которые неразрывно связаны с информационным обменом в социальной среде и имеют дискурсивную природу. Дискурс сообщества опосредует взаимодействие его членов, транслирует представления о мире, ценности, отношения, установки, задает модели поведения и способы говорения, составляет основу развертывания групповых социально-психологических процессов. Трансформируясь в соответствии с разделяемыми правилами интерпретации и коммуникативными нормами, он объединяет пользователей для обмена знаниями, обучения, взаимной поддержки, предоставления услуг и др. Изучение сетевого дискурса необходимо не только для понимания механизмов формирования сообществ, но и для создания новых инструментов анализа социальных медиа и прогнозирования группового поведения в интернет-среде.
18 В серии проведенных исследований решалась задача разработки дискурсивного подхода к оценке субъектности сетевых сообществ как их основополагающего свойства, отражающего способность группы к самоорганизации и совместным формам активности [3; 4; 24 и др.]. Феномен субъектности на уровне групп раскрывается в целом ряде фундаментальных работ (А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, К.М. Гайдар, В.В. Рубцов и др.), однако дискурсивные механизмы, поддерживающие субъектность сетевого сообщества, остаются неизученными. На основании психолингвистической экспертизы и функционально-семантического анализа корпуса текстов, отобранных в ходе мониторинга социальных сетей, выделены 63 дискурсивных характеристики, релевантные различным критериям коллективной субъектности, по А.Л. Журавлеву. Было установлено, что субъектность сообщества широко проявляется как на уровне отдельных комментариев и их цепочек, так и на уровне дискурса в целом. При этом выделенные дискурсивные характеристики могут быть отнесены к трем категориям: лексическо-грамматические показатели (лексика совместности и др.), процессуальные (нарастание сходства тем и т. п.) и семантические (способность следовать организационным и управляющим воздействиям и пр.) [24].
19 Этот результат наметил перспективу сравнительного изучения интернет-сообществ. Было показано, что степень выраженности дискурсивных показателей субъектности и их сочетание друг с другом позволяют дифференцировать сообщества и ставить вопрос о различных формах коллективной субъектности. Наметилась также возможность разработки на основе развиваемого подхода психологической типологии сетевых сообществ [24]. Вместе с тем субъективное шкалирование выявленных дискурсивных характеристик позволило установить, что субъектность сетевых сообществ по ряду компонентов аналогична субъектности реальных социальных групп и включает “Планирование деятельности”, “Групповые нормы и ценности”, “Языковую и понятийную идентификацию” и др. В то же время она имеет специфику: в структуре субъектности сетевых сообществ представлены “Позитивная поддержка коммуникации в группе”, «Идентификация и поддержка “своих”», «Отстранение “других”», из которых первая компонента отчетливо выражена во всех сообществах и выступает базовой [3; 24].
20 В интернете, обеспечивающем легкость включения в общение и обратную связь с другими членами группы, создаются оптимальные условия для самоорганизации и саморегуляции сообщества, что дает основания рассматривать субъектность как динамическое свойство и говорить об изменчивости ее проявлений в разные моменты жизни сообщества. С целью изучения дискурсивных механизмов формирования сообществ проведено исследование, в котором на основе дискурсивных характеристик оценивались изменения субъектности сетевых сообществ в процессе функционирования [22]. Дискурсивный подход позволил установить, что подверженность отдельных компонентов субъектности изменениям неодинакова. По числу значимых преобразований выделяется “Планирование и результаты совместных действий”, тогда как самой устойчивой компонентой субъектности выступает “Языковая и понятийная идентификация”. Наиболее выражена динамика субъектности сообщества при решении участниками офлайн-проблемы: ее обсуждение меняет дискурс сообщества и структуру его субъектности.
21 Оценивая полученные результаты, стоит отметить, что разработанный подход к изучению субъектности сетевых сообществ по дискурсивным показателям актуален не только в плане описания нового вида социальной группы, но и в плане развития самой концепции коллективного субъекта. Субъектность сетевых сообществ раскрывается как динамическое свойство, непосредственно связанное с организацией и уровнем развития дискурса, что позволяет характеризовать ее проявления на различных этапах жизни сообщества.
22 Потенциал дискурсивного подхода раскрывает и исследование жизнеспособности сообществ в интернете, которая определяет продолжительность “жизни” и устойчивость функционирования группы перед лицом внешних и внутренних негативных воздействий [4]. Выявленные дискурсивные характеристики позволили описать компоненты структуры жизнеспособности сетевых сообществ, из которых наиболее значимыми являются “Мониторинг изменений”, “Антихрупкость” и “Обнаружение и компенсация нежелательных тенденций”. Показано, что установленные при анализе дискурса компоненты жизнеспособности сетевых сообществ так или иначе представлены и в жизнедеятельности реальных социальных групп.
23

ФЕНОМЕНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИСКУРСИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

24 Развитие информационных технологий вызывает постоянную модификацию форм оказания воздействия, причем создаваемая в дискурсе картина мира все больше определяет видение людьми окружающей реальности. В этих условиях обращенные к психологии запросы общества концентрируются на вопросах результативности воздействия, его социальных эффектах, возможностях противостояния негативным влияниям. Неудивительно, что важнейшим вектором исследований лаборатории становится изучение потенциала воздействия видов дискурса, которые получают распространение. Актуальность и новизну проводимых исследований обусловливает при этом не только расширение проблемной области психологии воздействия, сопряженное с прогрессом информационных технологий; получает развитие интегративный подход к описанию процессов воздействия, реализуются научно-практические разработки, относящиеся к социально значимым аспектам темы.
25 Большой массив накопленных данных ставит задачу системного анализа дискурсивного воздействия как многоуровневого, сложно детерминированного феномена. Важным шагом в этом направлении выступает разработка интегративной модели психологического воздействия в социальных сетях, учитывающей как общие закономерности, так и их частные варианты, зависящие от конкретных особенностей субъектов, объектов и ситуации воздействия [14]. Оперируя пятью основными элементами (субъект воздействия, объект воздействия, средства, эффект и контекст воздействия), модель позволяет установить, насколько сильно те или иные факторы определяют эффективность воздействия в социальных медиа. Создание подобной модели может рассматриваться как подготовительный этап для проведения агент-ориентированного моделирования, которое в последние годы начинает применяться для анализа эффективности различных стратегий воздействия как при “спонтанной” коммуникации в интернете, так и в условиях специально организованных пропагандистских кампаний.
26 С развитием алгоритмов прогнозирования психологических характеристик человека по его цифровым следам обозначились новые возможности применения персонализированного воздействия, предполагающего учет индивидуальных особенностей объекта воздействия в целях повышения результативности [15]. Актуальность данной тематики стимулировала исследование влияния социально-психологической адаптированности, макиавеллизма, субъективного экономического благополучия человека на эффективность воздействия [12]. Были обнаружены многообразные взаимосвязи приемов воздействия, характеристик объекта воздействия и эффективности воздействия. Так, социально-психологическая адаптация человека — объекта воздействия оказалась важным фактором эффективности воздействия: чем выше ее уровень, тем слабее действуют приемы оказания воздействия. В отношении макиавеллизма установлена селективность действия приемов воздействия: одни приемы более эффективны в отношении лиц с высоким макиавеллизмом, другие — с низким. В целом, стоит оговорить: смещение акцента на характеристики объекта воздействия отвечает современной тенденции в изучении психологического воздействия, которая сопряжена с признанием активности человека в выборе тактики реагирования и глубине обработки поступающих сообщений.
27 Информационные технологии усиливают погруженность людей в сферу массмедиа, где значительное место принадлежит кино. В этом контексте неслучайно обращение к изучению кинодискурса как “диалога” кино и зрителя, в котором находит отражение развернутый во времени процесс осмысления фильма [9]. Важным результатом данного направления исследований выступает анализ теоретико-методологических аспектов проблемы кинодискурса, а также современного состояния и перспектив развития научной области. Несомненный теоретический и практический интерес представляют установленные закономерности выбора, восприятия и воздействия кинофильмов. Выявлены взаимосвязи между кинопредпочтениями зрителей и их личностными чертами (нейротизмом, экстраверсией, открытостью опыту и др.), а также уровнем интеллекта и верой в справедливый мир. Обнаружены общие характеристики киножанров, предпочитаемых зрителем, что говорит об его избирательности при обращении к фильмам [10]. Описаны различия в характеристиках фильмов, выбираемых в различных ситуациях просмотра, а также психологические эффекты воздействия фильма непосредственно после просмотра [11; 29].
28 Актуальный социально значимый аспект темы психологического воздействия дискурса раскрыло исследование возможностей и ограничений информационно-психологических кампаний в условиях пандемии COVID-19 [8]. Анализ тактик воздействия, используемых для формирования адекватных представлений о пандемии и мотивирования людей к выполнению профилактических рекомендаций, позволил установить наибольшую эффективность тактик, основанных на активации чувств эмпатии и социальной ответственности. При этом, согласно полученным данным, на результативность воздействия оказывают влияние такие переменные, как этап развития пандемии, социально-демографические и индивидуально-психологические характеристики людей — объектов воздействия. Рассмотрены факторы, учет которых необходим для повышения эффективности информационных кампаний, обоснован вывод о целесообразности использования потенциала социальных сетей для их выявления.
29 Актуальность и практическая востребованность отличает и исследование распространения недостоверной информации как неизбежного явления в кризисной ситуации. Проведен анализ психологических механизмов влияния такой информации на сознание и поведение людей и выделены особенности фейковых сообщений, способствующие их широкому распространению. Оценена эффективность различных стратегий противодействия и выделены индивидуально-психологические, ситуативные и др. факторы, способствующие успеху в борьбе с недостоверной информацией [13].
30

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКУРСА

31 Характеризуя результаты проведенных исследований, невозможно обойти вниманием методические разработки. Активный методический поиск, отличающий рассматриваемую научную область, ознаменован многими новыми идеями, однако преимущественное развитие получили подходы, тесно связанные с предшествующими исследованиями коллектива и в то же время с задачами создания инструментов автоматической обработки речевых материалов.
32 В комплексе методов изучения дискурса особое место занимает интент-анализ, который позволяет выявлять интенции субъектов общения, неразрывно связанные с мотивационными, перцептивно-когнитивными процессами и вместе с тем с практической деятельностью. Со времени первых работ, в которых был предложен интент-анализ, проведены многочисленные исследования, позволившие на новом уровне знания рассмотреть теоретические основания интент-анализа и методические вопросы, встающие при изучении дискурса [25]. Показана специфика метода по сравнению с другими подходами, такими как контент-анализ, дискурс-анализ, теория речевых актов и др., поэтапно охарактеризована процедура интент-аналитического исследования. Рассмотрены также результаты изучения интенциональных параметров дискурса в различных сферах коммуникативной практики, которые могут использоваться при решении научных и научно-практических задач в области институционального и повседневного общения, психотерапии, психологической экспертизы и др.
33 В настоящее время в русле интент-анализа предложен ряд проектов, ориентированных на создание новых инструментов изучения дискурсивного пространства интернета. Определение психологических особенностей речи до последнего времени опиралось в основном на субъективную оценку, что сталкивалось с влиянием индивидуально-личностных свойств привлекаемых экспертов. Развитие подходов к объективной оценке модальности речи и реконструкции субъективных смыслов, в том числе интенций говорящего, сдерживалось трудностями получения больших массивов контекстно однородных данных. В связи с бурным развитием социальных медиа стала реальной задача обнаружения маркеров речевых интенций субъектов общения и разработка на этой основе метода их эмпирической оценки. В сопоставлении с подходами сентимент-анализа это открывает перспективу получения более дифференцированной информации о предметах обсуждения и отношении к ним коммуникантов. Намечается также разработка технологии оценки интенциональных характеристик речи на основе методологии экспертного интент-анализа и математических методов анализа естественного языка.
34 Вместе с тем детально проанализированы методические вопросы применения контент-анализа в психологическом исследовании [2]. Рассмотрены отношения между контент-аналитическими и опросниковыми методиками, применение статистических методов. В качестве важного методического результата выступает обобщение опыта экспериментально-теоретического изучения психологических технологий диагностики мотивации личности с помощью методов психолингвистики и регистрации направленности взора. По результатам проведенных исследований предложены методика и валидизированные шкалы контент-анализа проективных тестов, а также диагностически значимые окуломоторные маркеры мотивации личности.
35 Сформулированы требования к автоматизированной системе контент-анализа для нужд психологических исследований [1]. Показано, что для задачи применения контент-анализа в изучении речевых проявлений свойств личности и психических состояний решающее значение имеет разметка текстов по устойчивой, психологически валидной системе категорий. Ставится вопрос применения программных средств и машинного обучения для поддержки принятия решений кодировщика контент-анализа.
36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

37 Становление информационного общества создает принципиально новые возможности общения и совместной деятельности людей, получающих доступ к медиаконтенту и онлайн взаимодействию с самыми отдаленными точками земного шара. Претерпевают изменения традиционные контексты и структуры общения, появляются новые формы и способы оказания воздействия. Как многоуровневое психосоциальное явление дискурс отражает все многообразие жизни, открывая путь к комплексному исследованию личности и социально-психологических процессов. Методики, построенные на его анализе, не только обладают большой диагностической ценностью, дополняют, а иногда и превосходят тестовые шкалы, но и способствуют созданию инструментов автоматической обработки речевых материалов. Востребованность исследований и постоянное расширение их тематики определяются также осознанием специалистами различных областей науки и практики исключительной значимости изучения дискурсивной реальности для оценки рисков, связанных с развитием новых технологий, и информационно-психологической безопасности.
38 Вариативность формирующихся видов дискурсивной практики, закономерности обсуждения событий интернет-пользователями, дискурсивная природа сетевых сообществ, оказываемое дискурсом психологическое воздействие – эти и другие вопросы, встающие сегодня в исследованиях дискурса, рассматривались в цикле работ, выполненных в лаборатории психологии речи и психолингвистики. В данной статье мы смогли представить лишь часть проведенных исследований. Однако и в кратком изложении итогов работы видно, что исследования охватывают широкое поле фундаментальных и прикладных задач, принципиально важных в условиях стремительно изменяющегося информационного общества.

Библиография

1. Алмаев Н.А. Проблема автоматизации контент-анализа // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во Институт психологии РАН”, 2018. С. 1782–1788.

2. Алмаев Н.А., Бесссонова Ю.В., Мурашева О.В. Текст. Взгляд. Мотивация. Методические вопросы. М.: Изд-во Институт психологии РАН”, 2020.

3. Воронин А.Н., Павлова Н.Д., Кубрак Т.А., Ковалева Ю.В., Гребенщикова Т.А., Нестик Т.А. Субъектность и жизнеспособность сетевых сообществ в дискурсивном пространстве интернета. М.: Изд-во Институт психологии РАН”, 2020.

4. Воронин А.Н., Кубрак Т.А., Ковалева Ю.В., Нестик Т.А. Изучение жизнеспособности сетевых сообществ по дискурсивным маркерам // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 3 (19). С. 31–56.

5. Гребенщикова Т.А. Интенциональное пространство дискурса интернет-форума // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во Институт психологии РАН”, 2018. С. 1796–1802.

6. Гребенщикова Т.А., Кубрак Т.А., Павлова Н.Д. Дискурсивная реальность интернета // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 92–100.

7. Гребенщикова Т.А., Павлова Н.Д. Патриотический дискурс в политическом интернет-сообществе // Вопросы психолингвистики. 2019. №42. С. 34–49.

8. Кубрак Т.А., Латынов В.В. Возможности и ограничения информационно-психологического воздействия в ситуации пандемии коронавируса // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 2 (18). С. 84–114.

9. Кубрак Т.А., Латынов В.В. Психология кинодискурса: факторы выбора, восприятие, воздействие. М.: Изд-во Институт психологии РАН”, 2019.

10. Кубрак Т.А., Гребенщикова Т.А., Павлова Н.Д. Психологический портрет современного кинозрителя: структура и связи кинопредпочтений // Экспериментальная психология. 2017. Т.10. № 4. С. 5–25.

11. Кубрак Т.А., Павлова Н.Д., Гребенщикова Т.А. Организация современного кинодискурса: влияние ситуации просмотра на предпочтения зрителей // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во Институт психологии РАН”, 2016. С. 724–729.

12. Латынов В.В. Влияние психологических особенностей объекта воздействия на эффективность воздействия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. № 4. С. 69–73.

13. Латынов В.В. Психологические аспекты защиты личности от воздействия недостоверной информации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. № 12. С. 75–79.

14. Латынов В.В. Эффекты и закономерности психологического воздействия в сетевых сообществах // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 4. С. 198–220.

15. Латынов В.В. Овсянникова В.В. Прогнозирование психологических характеристик человека на основании его цифровых следов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 1. С. 166–180.

16. Павлова Н.Д. Дискурс: актуальные направления и перспективы психолингвистических исследований // Психологический журнал. 2018. № 6. С. 16–26.

17. Павлова Н.Д. “Интенция” как психологическая и психолингвистическая категория // Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во Институт психологии РАН”, 2018. С. 445–460.

18. Павлова Н.Д., Афиногенова В.А., Кубрак Т.А., Зачесова И.А. Дискурс социальных медиа в условиях пандемии COVID-19 // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 3. C. 152–167.

19. Павлова Н.Д., Гребенщикова Т.А., Афиногенова В.А., Зачесова И.А., Кубрак Т.А. Интенциональное пространство постсобытийного дискурса на различных интернет-площадках // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 3. С. 78–91.

20. Павлова Н.Д., Афиногенова В.А., Гребенщикова Т.А., Зачесова И.А., Кубрак Т.А. Закономерности обсуждения актуальных событий интернет-пользователями на площадках Рунета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 3. C. 504–520.

21. Павлова Н.Д., Гребенщикова Т.А., Афиногенова В.А., Зачесова И.А., Кубрак Т.А. Постсобытийный интернет-дискурс и особенности интенциональной организации различных его видов // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / под общ. ред. Р.В. Ершовой. Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2020. С. 304-308.

22. Павлова Н.Д., Кубрак Т.А., Гребенщикова Т.А. Исследование динамики субъектности сетевых сообществ по ее проявлению в дискурсе // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 70. C.5.

23. Павлова Н.Д., Гребенщикова Т.А. Постсобытийный дискурс в интернет-сообществах: интенциональная структура и приемы воздействия // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. №. 1. С. 138–148.

24. Павлова Н.Д., Воронин А.Н., Гребенщикова Т.А., Кубрак Т.А. Разработка подхода к типологии сетевых сообществ на основе дискурсивных признаков коллективной субъектности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2019. № 17(3). С. 134–143.

25. Павлова Н.Д., Гребенщикова Т.А. Интент-анализ. Основания, процедура, опыт использования. М.: Изд-во Институт психологии РАН”, 2017.

26. Психология дискурса: проблемы детерминации, воздействия, безопасности / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой. М.: Изд-во Институт психологии РАН”, 2016. С. 201–219.

27. Voronin A.N., Grebenschikova T.A., Kubrak T.A., Nestik T.A., Pavlova N.D. The Study of Network Community Capacity to be a Subject: Digital Discursive Footprints // Behavioral Sciences. 2019. V. 9. № 12. Р. 119.

28. Pavlova N.D., Kubrak T.A., Kochkina O.M. Post-Event Internet Discourse and Its Peculiarities in the Context of COVID-19 Pandemic // Journal of Psycholinguistics. 2021. № 1 (47). P. 62–75.

29. Kubrak T. Impact of Films: Changes in Young People’s Attitudes after Watching a Movie // Behavioral Sciences. 2020. №10 (5). Р. 86.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести