Личностная аутентичность как ресурс преодоления синдрома профессионального выгорания
Личностная аутентичность как ресурс преодоления синдрома профессионального выгорания
Аннотация
Код статьи
S020595920019413-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бочавер Константин Алексеевич 
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Резниченко С. И.
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
61-71
Аннотация

Настоящее исследование посвящено поиску и анализу связей личностной аутентичности и профессионального выгорания в структуре психологического благополучия представителей разных профессий: врачей, военнослужащих и спортивных тренеров. Исследование проведено при помощи двух диагностических методик: Опросника выгорания К. Маслач и Шкалы аутентичности А. Вуда. Выборку составили 502 человека: 206 врачей, 123 тренера и 173 военнослужащих. Результаты показали наличие достоверной корреляционной композиции, в которой аутентичность (субшкала Аутентичная жизнь) достоверно и отрицательно связана с компонентами синдрома выгорания (Эмоциональное истощение, Деперсонализация, Редукция достижений), а “оборотная сторона” аутентичности — Самоотчуждение и Принятие  внешнего влияния — связаны с выгоранием положительно. Регрессионный анализ показал, что во всех трех группах аутентичность действительно выступает негативным (анти-) предиктором выгорания, но по-разному. Наиболее сильное влияние выявлено в группе врачей, у которых наибольший вклад в переживание выгорания вносит Самоотчуждение. В группе тренеров в проявления профессионального выгорания вносит отрицательный вклад только Аутентичная жизнь. В группе военнослужащих были обнаружены сходные паттерны, однако детерминация связей у них оказалась более высокой, чем у тренеров, но все же ниже, чем у медиков. Таким образом, аутентичность можно обоснованно считать психологическим ресурсом в преодолении профессионального выгорания.

Ключевые слова
аутентичность, благополучие, синдром выгорания, психологический ресурс, медицинские работники, спортивные тренеры, военнослужащие
Источник финансирования
Исследование выполнено при поддержке РНФ (проект 20-18-00262).
Классификатор
Получено
07.05.2021
Дата публикации
11.05.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
399
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Исследование посвящено анализу связей личностной аутентичности специалиста и синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Проблема исследования обусловлена малоизученной возможностью отнесения аутентичности к психологическим ресурсам, помогающим преодолеть СЭВ, снижающему продуктивность и субъективное благополучие представителей различных профессий.
2 Выгорание — это особое состояние физического, эмоционального или умственного истощения, которое сопровождается снижением мотивации, работоспособности и негативным отношением к себе и другим [30]. Начиная с работ Г. Фрейденбергера [14], СЭВ чаще всего атрибутировался представителям помогающих и социальных профессий, однако в последнее время употребление этого термина расширилось: исследуется специфическое выгорание спортсменов [18], школьников [23], материнское выгорание [24] и др. В дефинициях фигурирует несколько важных акцентов: согласно Г. Фрейденбергеру, СЭВ — это изнеможение и ощущение своей бесполезности у здоровых людей; согласно К. Маслач, это реакция на продолжительные рабочие стрессы [20]. В отечественной науке СЭВ характеризуется дефицитом ресурсов совладания [3]. Опросы показали, что СЭВ имеет коморбидные проявления (суициды, депрессивные состояния) [17]. К числу причин возникновения выгорания относят разнообразные особенности рабочего взаимодействия: завышенные требования к работнику, ограничения самостоятельности, несоответствие вознаграждения ожиданиям, отсутствие поддержки и признания заслуг, дискриминация, конфликт между морально-этическими принципами человека и тем, что от него требуется [2]. Это обусловило актуальность поиска ресурсов профилактики и превенции СЭВ в разных профессиях.
3 С опорой на динамику выгорания К. Маслач (фанатичная преданность делу, затем фазы фрустрации, астении, апатии и истощения) некоторые исследователи перевели фокус с клинических подходов на принципы позитивной психологии в поисках ресурсов, которые позволят специалисту противостоять СЭВ [1, 2]. К числу таких ресурсов относятся некоторые личностные особенности, ряд выученных навыков, социально-экономические возможности и поддержка, инвестиции в саморазвитие [19].
4 Однако выгорание — это не только форма хронического профессионального стресса, но и экзистенциальный кризис, внутренний конфликт, ощущение своей бесполезности и бессмысленности своего труда. Обесценивание труда и обезличивание других, емко описанное В.Ф. Войно-Ясенецким: «Для хирурга не должно быть “случаев”, а только живой, страдающий человек» [5, с. 137], — наводит на мысль, что ресурс противостояния СЭВ может быть найден в глубинных психологических феноменах, таких как смысл жизни, моральные мотивы, идентичность и поиск миссии в ежедневном труде. В исследовании Н.Е. Водопьяновой рассматривался в этом контексте личностный смысл [3], в работах М. Чиксентмихайи устойчивыми к СЭВ выступают аутотелические личности, способные входить в состояние потока, несмотря на монотонию труда [27], в ряде работ религиозность рассматривается в похожем ключе [6; 7], известны также подходы к СЭВ как экзистенциальному кризису [9].
5 При этом практически не изучен в контексте выгорания сравнительно новый для психологии феномен личностной аутентичности. В современном развитии феномена самости, предложенного К.Г. Юнгом, аутентичность понимается как целостность личности, способ поведения, реализуемый в соответствии с глубинными личностными ценностями и свободный от противоречий [10; 11; 13]. Феномен аутентичности представляется возможным предиктором благополучного преодоления компонентов СЭВ, которые требуют специфических “антидотов”. Эмоциональная истощенность, деперсонализация, редукция профессиональных достижений объединены самоотчуждением и отсутствием понимания специалистом своих возможностей, потребностей и ценностей. Если СЭВ — это экзистенциальный кризис, то аутентичность как свобода от внутренних конфликтов может быть его противовесом в структуре психического здоровья и психологического благополучия субъекта, и косвенно эту гипотезу подтверждает ряд исследований. А. Престоном аутентичность рассматривалась как переменная-модератор, повышающая благополучие при влиянии психопатических черт на интенсивность СЭВ [25]. В работах Р. ван ден Боша аутентичность выступает как предиктор субъективного благополучия, в которое включены параметры отсутствия скуки и СЭВ [29]. В исследовании В. Райана показано положительное влияние аутентичности в диаде спортсмен–тренер, где высокая аутентичность тренера выступает ресурсом снижения выгорания спортсмена [26]. А. Грэнди показано, что снижению СЭВ у работников способствует климат аутентичности как свободное выражение эмоций по сравнению с культурно-обусловленной эмоциональной сдержанностью [15].
6 Таким образом, связь аутентичности и выгорания обоснована, хотя и нуждается в уточнении и эмпирическом моделировании [12]. Кроме того, не изучена связь культурной принадлежности специалиста с местом аутентичности в его системе психологических ресурсов. Согласно измерениям культур Г. Хофстеде, страны, в которых проводились рассмотренные нами исследования, характеризуются ярко выраженным индивидуализмом, в то время как зрелые специалисты в России скорее выступают носителями коллективистских убеждений и ценностей [22]. Это может быть важным обстоятельством при объяснении характера связей аутентичности и СЭВ у россиян, поскольку аутентичность сосредоточена на естественности и подлинности проявлений персональных переживаний, потребностей и верности внутренним сугубо индивидуальным принципам и установкам.
7 Гипотеза исследования: аутентичность выступает антипредиктором профессионального выгорания. Цель: определить тип и направленность связи аутентичности и профессионального выгорания в структуре психологического благополучия представителей разных профессий.
8

МЕТОДИКА

9 Участники и процедура. В исследовании приняли участие 502 представителя трех профессиональных групп:
10 1. Медики (n = 206, 69.9% женщин, Rвозр= 24–73 года, Mвозр= 48.40, SDвозр= 10.97; трудовой стаж по профессии: Mстаж= 24.55 лет; SDстаж= 11.10 лет), из них 38.4% врачи терапевтического профиля, 30.5% невропатологи; 9.8% хирурги и травматологи; 21.3% врачи иных специальностей.
11 2. Спортивные тренеры (n = 123; 37.7% женщин; Rвозр= 24–70 года, Mвозр= 36.61, SDвозр= 9.41; трудовой стаж: Mстаж= 12.23 лет; SDстаж= 10.13 лет), из них 51.2% хоккейные тренеры; 32.8% тренеры по социальным и акробатическим танцам; 16% тренеры других направлений.
12 3. Военнослужащие (n = 173, 100% мужчин; Rвозр= 26–55 лет). Участники группы военнослужащих не сообщали данные о своем возрасте и трудовом стаже из соображений безопасности.
13 Участие в исследовании было добровольным и неоплачиваемым; процедура тестирования проводилась в бумажно-бланковом формате и занимала до 10 минут. Разброс возраста, стажа и половое распределение респондентов выборки экологично и соответствует характеристикам рассматриваемых профессий. Отчасти это можно рассматривать как ограничение исследования; в то же время действительно подавляющее число врачей имеет стаж больший, нежели военнослужащие, последние — мужчины, а тренеры занимают промежуточную позицию по балансу половозрастной наполненности группы.
14 Методики. Помимо персональной анкеты (возраст, стаж, пол, специальность и город проживания) использовались два стандартизированных опросника.
15 1. Опросник выгорания К. Маслач в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой [4]. Опросник включает 22 пункта, составляющих три субшкалы: Эмоциональное истощение, Деперсонализацию и Редукцию профессионализма. Также на основе данных дополнительно рассчитывался Индекс выгорания [8].
16 2. Шкала аутентичности А. Вуда и др. в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер и др. [21], измеряющий субшкалы: Аутентичную жизнь, Принятие внешнего влияния и Самоотчуждение.
17 Показатели надежности для всех субшкал в трех группах были удовлетворительными (см. табл. 1).
18 Таблица 1. Показатели надежности ω Макдональда переменных в трех группах
Переменные Медики(n = 206) Спортивные тренеры (n = 123) Военнослужащие(n = 173)
Шкала аутентичности
Аутентичная жизнь 0.772 0.756 0.757
Принятие внешнего влияния 0.768 0.764 0.788
Самоотчуждение 0.818 0.830 0.825
Опросник выгорания К. Маслач
Эмоциональное истощение 0.822 0.747 0.870
Деперсонализация 0.772 0.726 0.795
Редукция профессионализма 0.825 0.770 0.802
Индекс выгорания 0.813 0.750 0.832
19 Основываясь на концептуализации А. Вуда [21], мы предполагали, что Аутентичная жизнь и Самоотчуждение, являясь положительным и отрицательным отражением личностной аутентичности, связаны с экзистенциальным смыслом понятия, наличием или отсутствием внутреннего конфликта. В то же время Принятие внешнего влияния едва ли покажет значимые связи с выгоранием, поскольку люди, добровольно выбравшие развитие в профессиональной траектории врача, военнослужащего или спортивного тренера, не связывают с подверженностью влияниям других какие-либо кризисные переживания, ведь каждая из этих профессий подразумевает четкую иерархию и структуру личностного развития. Таким образом, мы предполагаем значимый вклад в развитие выгорания лишь со стороны двух компонентов аутентичности.
20 Гипотезы
21 H1. Выраженность показателей выгорания модерируется типом профессии: медики имеют более высокие показатели по шкалам Эмоционального истощения, Деперсонализации, Редукции профессионализма по сравнению со спортивными тренерами и военнослужащими.
22 H. У представителей всех исследуемых профессий Аутентичная жизнь является антипредиктором выгорания, а Самоотчуждение, наоборот, предиктором; Принятие внешнего влияния значимого вклада в синдром выгорания не оказывает.
23 H. Комбинации предикторов и их предсказательная сила у представителей разных профессий отличаются.
24 Статистические критерии. Для заполнения пропущенных единичных значений (87, или 0.79%) переменных применялся FIML-метод. Показатели эксцесса и асимметрии данных по каждой переменной находились в диапазоне от -0.42 до 0.61, подтверждая условно нормальное распределение.
25 Оценка вклада влияния типа профессии и пола в показатели профессионального выгорания осуществлялась с помощью одномерной общей линейной модели.
26 Сравнение средних значений параметров аутентичности и профессионального выгорания у представителей трех групп профессий осуществлялось посредством ANOVA, а для уточнения межгрупповых различий использовался post hoc тест Геймса–Хоуэлла. Различия межгрупповых средних и стандартных отклонений по переменным дополнительно проверялись на основе бутстрепа (1000 симуляций).
27 Корреляционный анализ проводился с помощью коэффициента Пирсона. При построении регрессионных моделей мы использовали пошаговый анализ регрессий методом OLS, во всех моделях распределения регрессионных остатков соответствовали нормальному. Показатели инфляции дисперсии (VIF) переменных составили
28 Статистический анализ проводился в среде R.
29

РЕЗУЛЬТАТЫ

30 Профессиональное выгорание и аутентичность в зависимости от типа профессии
31 Оценка влияния типа профессии, пола, возраста и трудового стажа на показатели профессионального выгорания проходила в две итерации. На первом этапе были построены общие линейные модели на агрегированных данных медиков, спортивных тренеров и военных, в которых показатели выгорания были зависимыми переменными, а тип профессии и пол — факторизующими. Из табл. 2 видно, что вариативность показателей Эмоционального истощения, Деперсонализации и общего индекса выгорания задается только типом профессии, но не полом. Отметим также, что ни тип профессии, ни пол, ни их совокупное влияние не вносят значимого эффекта в вариативность показателей Редукции профессионализма.
32 Таблица 2. Влияние типа профессии и пола на профессиональное выгорание у представителей трех типов профессий (N = 502).
Зависимые переменные
Эмоциональное истощение F(4,502)=19.45,p>0.001, Radj2=0.128 Деперсонализация F(4,502)=28.87,p>0.001, Radj2=0.182 Редукции профессионализма F(4,502)=2.02,p=0.091, Radj2=0.008 Индекс выгорания F(4,502)=34.05,p>0.001, Radj2=0.209
Факторизующие переменные F p F p F p F p
Свободный член 5102,45 >0.001 2336,09 >0,001 3239,20 >0.001 14629,85 >0.001
Пол 0.39 0.533 0.83 0.360 3.67 0.060 0.732 0.393
Тип профессии 20.08 >0.001 39.34 >0.001 0.70 0.490 36.66 >0.001
Пол*тип профессии 0.37 0.542 0.14 0.712 1.64 0.201 0.01 0.925
33 На втором этапе были построены модели с типом профессии и полом в качестве факторизующих переменных и с учетом возраста и стажа работы в качестве ковариат; показатели выгорания были зависимыми переменными. В связи с отсутствием данных о возрасте и стаже работы группа военных была исключена из анализа. Значимый вклад в вариативность показателей Эмоционального истощения, Деперсонализации и общего индекса выгорания у спортивных тренеров и медиков вносит только тип профессии; а пол, возраст и трудовой стаж значимо на них не влияют (табл. 3). Вариативность показателей по шкале Редукции профессионализма не может быть объяснена ни одним из факторов.
34 Таблица 3. Влияние типа профессии, пола, возраста и стажа на профессиональное выгорание у медиков и спортивных тренеров (N = 329).
35
Зависимые переменные
Эмоциональное истощение F(5,329)=3.19,p=0.008, Radj2=0.033 Деперсонализация F(5,329)=3.32,p=0.006, Radj2=0.035 Редукции профессионализма F(5,329)=1.42,p=0.216, Radj2=0.007 Индекс выгорания F(5,329)=5.12,p>0.001, Radj2=0.060
Факторизующие переменные F p F p F p F p
Свободный член 149,93 >0.001 2336,09 >0.001 56,12 >0.001 427,19 >0.001
Трудовой стаж 0.36 0.548 0.01 0.928 1.12 0.290 0.77 0.380
Возраст 1.58 0.209 0.01 0.958 1.92 0.167 2.39 0.123
Пол 0.26 0.611 0.48 0.490 3.18 0.075 0.58 0.446
Тип профессии 11.16 0.001 13.26 >0.001 0.21 0.645 17.49 >0.001
Трудовой стаж*Возраст*Пол*тип профессии 0.65 0.420 0.08 0.775 0.62 0.434 0.11 0.739
36 Показатели аутентичности и профессионального выгорания сильно варьируются в зависимости от типа профессии: межгрупповые различия получены по всем переменным, кроме Редукции профессионализма (см. табл. 4). Так, военнослужащие имеют более низкие показатели по всем параметрам профессионального выгорания, а также по Принятию внешнего влияния и Самоотчуждению, чем представители двух других групп профессий. При этом значения по шкале Аутентичной жизни у них, наоборот, значимо выше.
37 Таблица 4. Средние значения параметров аутентичности и профессионального выгорания у медиков, спортивных тренеров и военнослужащих (дисперсионный анализ)
Медики (M) Спортивныетренеры (Т) Военнослужащие (В)
Переменные М(SD) [95% ДИbs] М(SD) [95% ДИbs] М(SD) [95% ДИbs] F-статистика(df), p-value Post hoc статистики, p-value
Аутентичная жизнь 13.95 (4.11)[13.38(3.80)–14.45(4.41)] 14.82 (3.67)[14.15(3.22)–15.51(4.08)] 17.29 (3.84)[16.71(3.36)–17.87(4.27)] F(497,2)=35.50,p<0.001 В>M, p<0.001 В>Т, p<0.001
Принятие внешнего влияния 13.12 (5.03)[12.1(4.59)–13.81(5.38)] 13.15 (4.95)[12.33(4.40)–14.00(5.45)] 9.69 (4.73)[9.01(4.25)–10.41(5.17)] F(497,2)= 27.73,p<0.001 М>В, p<0.001 Т>В, p<0.001
Самоотчуждение 9.97 (4.97)[9.28(4.53)–10.65(5.37)] 10.57 (4.98)[9.74(4.27)–11.52(5.62)] 7.78 (4.71)[7.09(4.05)–8.51(5.31)] F(497,2)= 14.45,p<0.001 Т>В, p<0.001 М>В, p=0.001
Эмоциональное истощение 31.23 (8.84)[30.04(7.88)–32.41(9.72)] 27.99 (6.06)[26.89(5.29)–29.07(6.77)] 24.04 (8.01)[22.93(6.95)–25.31(8.99)] F(497,2)=38.39,p<0.001 М>Т, p<0.001 М>В, p<0.001 Т>В, p<0.001
Деперсонализация 15.63 (5.40)[14.89(4.83)–16.23(5.88)] 12.83 (5.30)[11.96(4.46)–13.76(5.68)] 9.61 (5.58)[8.77(4.56)–10.48(6.51)] F(497,2)= 58.35,p<0.001 М>Т, p<0.001 М>В, p<0.001 Т>В, p<0.001
Редукция профессионализма 42.25 (6.95)[41.33(6.12)–43.25(7.78)] 42.35 (7.76)[40.89(5.99)–43.63(9.61)] 41.08 (9.07)[39.70(7.82)–42.49(10.20)] F(497,2)=1.31,p=0.271 -
Уровень выгорания 0.47 (0.13)[0.44(0.11)–0.48(0.14)] 0.40 (0.11)[0.38(0.09)–0.42(0.12)] 0.35 (0.13)[0.31(0.11)–0.35(0.16)] F(497,2)= 42.10,p<0.001 М>Т, p<0.001 М>В, p<0.001 Т>В, p<0.001
Примечание. В квадратных скобках указаны средние и стандартные отклонения с доверительным интервалом в 95% для выборочных данных, полученных бутстрепированием случайной выборки в 1000 наблюдений. Post hoc попарные сравнения выполнены посредством статистик Геймса–Хоуэлла.
38 Средние значения по переменным аутентичности у спортивных тренеров и медиков значимо не различаются, в отличие от показателей профессионального выгорания, которые более выражены у последних.
39 Таким образом, гипотеза H1 о том, что выраженность выгорания модерируется типом профессии, доказана в отношении медиков и спортивных тренеров.
40 Взаимосвязи аутентичности и профессионального выгорания у представителей разных профессий
41 Результаты корреляционного анализа, проведенного на общей выборке (N = 502), подтвердили наличие умеренных взаимосвязей между параметрами аутентичности и профессионального выгорания. Наиболее сильные отрицательные корреляции были обнаружены между Аутентичной жизнью и общим индексом выгорания (r = -0.403), а также Деперсонализацией (r = -0.385), а положительные связи — между Самоотчуждением и общим Индексом выгорания (r = -0.381) / Эмоциональным истощением (r = -0.369).
42 Далее был проведен регрессионный анализ данных трех профессиональных групп, в котором в качестве независимых переменных выступили субшкалы аутентичности, а зависимых — профессионального выгорания.
43 У представителей медицинских профессий наибольший вклад в переживание выгорания вносит Самоотчуждение (табл. 5). Оно объясняет 19.3% дисперсии общего индекса выгорания (ß=0.45), 17.4% Эмоционального истощения (ß=0.42) и 11.6% Деперсонализации (ß=0.35). Редукция профессионализма на 16% объясняется комбинацией Самоотчуждения (ß=0.28) и Аутентичной жизни (ß=-0.19). Самоотчуждение ожидаемо вносит позитивный вклад в усиление профессионального выгорания во всех четырех регрессионных моделях, а Аутентичная жизнь — отрицательный. Полученные коэффициенты детерминации модели высоки, учитывая наличие всего 1–2 предикторов в моделях. Это свидетельствует о важной роли Самоотчуждения как предиктора выгорания: чем более выражено отсутствие контакта с самими собой у врачей, тем больше вероятность, что они будут испытывать симптомы профессионального выгорания. При этом Принятие внешнего влияния не вносит значимого вклада ни в один из параметров выгорания.
44 Таблица 5. Вклад аутентичности в профессиональное выгорание у медиков.
Модель Качество модели Регрессионный путь β B SEB t p f2
1 F(1,204)=50.02,p<0.001, Radj2=0.193 СО 0.45 0.01 0.00 7.07 <0.001 0.25, средний
2 F(1,204)=44.23,p<0.001, Radj2=0.174 0.42 0.75 0.11 6.65 <0.001 0.21, средний
3 F(1,204)=27.89,p<0.001, Radj2=0.116 0.35 0.38 0.07 5.28 <0.001 0.15, средний
4 F(2,203)=20.59,p<0.001, Radj2=0.160 0.28 0.38 0.11 3.63 <0.001 0.09, малый
-0.19 -0.33 0.13 -2.55 0.012 0.04, малый
Примечание. Radj2 — скорректированный коэффициент детерминации; β стандартизованный коэффициент регрессии; B — нестандартизированный коэффициент регрессии; SEB — стандартная ошибка B; f2 — размер эффекта Коэна; АЖ — Аутентичная жизнь; СО — Самоотчуждение.
45 В группе спортивных тренеров были получены принципиально иные связи, чем у медиков (табл. 6). В проявления выгорания вносила отрицательный вклад только Аутентичная жизнь, объясняя лишь 3.4–5.1% переменных выгорания. Как и в группе медиков, Принятие внешнего влияния у тренеров значимо не влияло на выраженность выгорания.
46 Таблица 6. Вклад аутентичности в профессиональное выгорание у спортивных тренеров.
Модель Качество модели Регрессионный путь β B SEB t p f2
1 F(1,122)=7.48,p=0.007, Radj2=0.051 -0.24 -0.01 0.00 -2.74 0.007 0.06, малый
2 F(1,122)=5.17,p=0.025, Radj2=0.034 -0.20 -0.34 0.15 -2.27 0.025 0.04, малый
3 F(1,122)=6.95,p=0.010, Radj2=0.047 -0.2.4 0.33 0.12 -2.64 0.01 0.06, малый
4 F(1,122)=6.03,p=0.016, Radj2=0.041 -0.22 -0.41 0.17 -2.46 0.016 0.05, малый
Примечание. Условные обозначения те же, что и к таблице 5.
47 В группе военнослужащих детерминация связей оказалась выше, чем у тренеров, но ниже, чем у медиков (табл. 7). Аутентичная жизнь вносит отрицательный вклад во все параметры выгорания и объясняет 12.5% дисперсии Индекса выгорания (ß=-0.36), 11.7% Деперсонализации (ß=-0.35) и 7.6% Редукции профессионализма (ß=-0.29). Выраженность Эмоционального истощения на 10.4% объясняется отрицательным вкладом Аутентичной жизни (ß=-0.19) и положительным — Самоотчуждения (ß=0.19).
48 Таблица 7. Вклад аутентичности в профессиональное выгорание у военнослужащих.
Модель Качество модели Регрессионный путь β B SEB t p f2
1 F(1,171)=25.46,p<0.001, Radj2=0.125 -0.36 -0.12 0.00 -5.05 <0.001 0.16, средний
2 F(2,170)=10.99,p<0.001, Radj2=0.104 -0.19 -0.39 0.18 -2.05 0.042 0.04, малый
0.19 0.32 0.15 2.10 0.038 0.04, малый
3 F(1,171)=23.68,p<0.001, Radj2=0.117 -0.35 -0.51 0.10 -4.89 <0.001 0.15, средний
4 F(1,171)=15.08,p<0.001, Radj2=0.076 -0.29 -0.67 0.17 -3.88 <0.001 0.09, малый
Примечание. Условные обозначения те же, что и к таблице 5.
49 Итак, гипотеза H2a находит подтверждение: у представителей всех трех профессий Аутентичная жизнь является антипредиктором профессионального выгорания, в то время как Самоотчуждение — предиктором, но только у медиков и военных. Принятие внешнего влияния не оказывает значимого влияния ни в одной группе. У медиков наибольший вклад во все показатели выгорания вносит Самоотчуждение, а Аутентичная жизнь оказывает слабое влияние лишь на Редукцию профессионализма. У спортивных тренеров в выгорание вносит отрицательный и слабый вклад только Аутентичная жизнь. Наконец, у военных наибольший вклад (размер эффекта: от малого до среднего) во все параметры профессионального выгорания вносит Аутентичная жизнь, а Самоотчуждение оказывает слабое влияние лишь на показатели Эмоционального истощения. Иными словами, регрессионные паттерны и их предсказательная сила у представителей разных профессий отличаются, подтверждая гипотезу H.
50

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

51 Исследование определило тип и направленность связи личностной аутентичности и выгорания у представителей разных профессий. Наиболее сильные отрицательные связи были обнаружены между Аутентичной жизнью и общим индексом выгорания, а также Деперсонализацией. Обратная сторона аутентичности — Самоотчуждение — связана положительно с общим индексом выгорания и Эмоциональным истощением. Наименее выраженные взаимосвязи были получены между параметрами аутентичности и Редукцией профессионализма. Таким образом, аутентичность и выгорание специалиста — обратно связанные психологические явления, и обоснованным решением становится выявление возможных детерминационных аспектов этой связи.
52 Регрессионный анализ показал, что в разных профессиях феномен аутентичности влияет на выраженность выгорания по-разному. У медиков Аутентичная жизнь служит антипредиктором, а Самоотчуждение — положительным предиктором Эмоционального истощения и Деперсонализации. Врач, не способный прислушаться к своим потребностям и принципам, отдаляется от понимания себя, что приводит к потере самоподлинности. Любимая изначально профессия вызывает у него каскад непонятных и непривычных реакций. Врач отдаляется от своих пациентов, не находит сил для сопереживания, истощается и черствеет, что выражается в профессиональном цинизме и раздражительности. Триггер СЭВ в этом случае имеет не внешнее (условия труда, заработная плата), а внутреннее происхождение. Самоотчуждение — своего рода фрустрация, непонимание своих целей и желаний, пренебрежение собственными потребностями.
53 У военнослужащих наблюдается сходная, но менее выраженная тенденция. Аутентичная жизнь выступает антипредиктором для всех компонентов выгорания. Верный себе военный специалист в меньшей мере чувствует Эмоциональное истощение: его склонность к самоанализу, вероятно, помогает наделить смыслом (чувство долга, защита страны и своей семьи) моменты сомнений и негативных переживаний. Снижается у аутентичных военных и Редукция профессионализма; навязчивые сомнения в собственной пригодности и квалификации в меньшей мере беспокоят человека, осмыслившего себя и нашедшего свое призвание и мотивацию. То же с Деперсонализацией: чем выше аутентичность военного, тем меньше он склонен “лишать человечности” коллег. Таким образом, аутентичность становится ресурсом благополучного функционирования психики военного специалиста.
54 Наименее явные закономерности были выявлены в группе спортивных тренеров. Аутентичная жизнь у них — слабый антипредиктор выгорания. Это может объясняться более опосредованным характером связи между профессионализмом и результатом труда. Хотя все специалисты исследования имеют дело с высокими рисками для здоровья и жизни близких (пациента, боевого товарища, воспитанника), признание и профессиональный успех спортивного тренера измеряется не его личными результатами, а успешностью его спортсмена на соревнованиях, то есть между усилиями и “обратной связью” больше факторов, в том числе случайных или неконтролируемых. Это предположение, возможно, объясняет, почему возможность быть собой для тренера — не гарантия преодоления выгорания.
55 Полученные результаты не противоречат другим исследованиям, выполненным в этой области. Проведенные ранее исследования показывают, что аутентичность положительно влияет на ментальное благополучие человека, а выгорание, напротив, заметно ему вредит. Таким образом, если рассматривать эту связь без благополучия как медиатора, то получается, что чем аутентичнее специалист, тем меньше он выгорает. Выявление этой закономерности на трехкогортной выборке обусловило новизну представленного исследования. Проведенное исследование открывает нишу для продолжения в русле позитивного подхода; так, перспективным видится уточнение структуры психологических ресурсов личности в преодолении выгорания.
56

ВЫВОДЫ

57 1. Личностная аутентичность выступает антипредиктором выгорания. Однако этот вывод касается только двух компонентов аутентичности — Аутентичной жизни (предиктор) и Самоотчуждения (антипредиктор) — и не распространяется на компонент Подверженность внешнему влиянию. Отметим, что возможности обоих компонентов предсказывать выгорание у представителей разных профессий относительно слаба и не превышает 19%.
58 2. Для данных, полученных на выборках медиков и спортивных тренеров, справедлив вывод о том, что все параметры профессионального выгорания, кроме Редукции профессионализма, модерируются только типом профессии, а не полом, возрастом или стажем работы. Но этот вывод не был верифицирован на выборке военных — это является ограничением исследования.
59 Выявлено, что специалисты медицинского профиля имеют более высокие показатели Эмоционального истощения, Деперсонализации и общего индекса выгорания по сравнению с представителями других групп, а военнослужащие — наименее выгорающая группа. При этом показатели Редукции профессионализма в трех группах не различались.
60 3. Аутентичная жизнь является антипредиктором профессионального выгорания, Самоотчуждение его предиктором, а Принятие внешнего влияния не оказывает значимого вклада в синдром выгорания ни в одной группе.
61 4. У медиков наибольший положительный вклад со средним размером эффекта во все три показателя профессионального выгорания вносит Самоотчуждение. У спортивных тренеров в профессиональное выгорание вносит отрицательный и слабый вклад (малый размер эффекта) только Аутентичная жизнь. У военных наибольший положительный вклад со средним размером эффекта во все параметры профессионального выгорания вносит Аутентичная жизнь.

Библиография

1. . Бочавер К.А., Быстрова Е.В. Выгорание и аутентичность военного специалиста с позиций профессиональной ответственности // Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск. 2020. С. 71–73.

2. Бочавер К.А. Данилов А.Б., Нартова-Бочавер С.К., Квитчастый А.В., Гаврилова О.Я., Зязина Н.А. Перспективы салютогенного подхода к профилактике синдрома выгорания у российских врачей // Клиническая и специальная психология. 2019. Т.8. №.1. С. 58–77.

3. Водопьянова Н.Е., Никифоров Г.С. Теоретические аспекты профилактики и коррекции профессионального выгорания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2013. №.2. С 4–14.

4. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008.

5. Войно-Ясенецкий В.Ф. Я полюбил страдание. Тула: Образ. 2011.

6. Галиева Г.Ф. Феномен эмоционального выгорания имамов // Minbar. Islamic Studies. 2020. Т.13. №.4. С. 962–979.

7. Кезикова И.З., Хомяков А.Г. Эмоциональное выгорание священнослужителей Русской православной церкви // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2017. №.2. С. 101–108.

8. Лозинская Е.И., Лутова Н.Б., Вид В.Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. М.: НИПНИ им. Бехтерева, 2007.

9. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 22–25.

10. Нартова-Бочавер С.К. Понятие аутентичности в зарубежной психологии личности: история, феноменология, исследования // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 6. С. 18–29.

11. Осин Е.Н. Аутентичность // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2004. № 2 (5). С. 88–93.

12. Филатова О.А. Аутентичность как мотивационный ресурс профессиональной деятельности специалиста помогающего профиля // Мотивация и рефлексия личности: теория и практика. 2018. С. 189–194.

13. Юнг К.Г. Персона. Самара, 2001.

14. Freudenberger H.J. Burnout: Past, present, and future concerns // Loss, Grief & Care. 1989. V. 3. №. 1. P. 1−10.

15. Grandey A., Foo S.C., Groth M., Goodwin R.E. Free to be you and me: a climate of authenticity alleviates burnout from emotional labor // Journal of occupational health psychology. 2012. V. 17. №.1. P. 1.

16. Kuhn C.M., Flanagan E.M. Self-care as a professional imperative: physician burnout, depression, and suicide // Canadian Journal of Anesthesia. 2017. V. 64. №.2. P. 158−168.

17. Lemyre P.N., Hall H.K., Roberts G.C. A social cognitive approach to burnout in elite athletes // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2008. V. 18. №.2. P. 221−234.

18. Maslach C., Goldberg J. Prevention of burnout: New perpectives // Aplied & Preventive Psychology. 1998. №7. P. 63–74.

19. Maslach C., Jackson S. E., Leiter M.P. MBI: Maslach burnout inventory. Sunnyvale, CA : CPP, Incorporated, 1996.

20. Nartova-Bochaver S., Reznichenko S., Maltby J. The Authenticity Scale: Validation in Russian Culture // Frontiers in Psychology. 2021. №11. P. 609−617.

21. Naumov A., Puffer S. Measuring Russian culture using Hofstede’s dimensions // Applied psychology. 2000. V. 49. №.4. P. 709−718.

22. Parker P.D., Salmela-Aro K. Developmental processes in school burnout: A comparison of major developmental models // Learning and Individual Differences. 2011. V. 21. №.2. P. 244−248.

23. Pelsma D.M., Roland B., Tollefson N., Wigington H. Parent burnout: Validation of the Maslach Burnout Inventory with a sample of mothers // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 1989. V. 22. №.2. P. 81−87.

24. Preston A.K. The impact of psychopathy on managers' wellbeing and burnout: The role of authenticity. The University of Waikato, 2020.

25. Ryan W. The influence of coach leadership behavior and authenticity on burnout among collegiate athletes. Georgia Southern University, 2017.

26. Tse D.C., Nakamura J., Csikszentmihalyi M. Living well by “flowing’well”: The indirect effect of autotelic personality on well-being through flow experience // The Journal of Positive Psychology. 2021. V. 16. №.3. P. 310−321.

27. Van den Bosch R., Taris T.W., Schaufeli W.B., Peeters M.C., Reijseger G. Authenticity at work: a matter of fit? // The Journal of psychology. 2019. V. 153. №.2. P. 247−266.

28. Van den Bosch R., Taris T. Authenticity at work: Its relations with worker motivation and well-being // Frontiers in Communication. 2018. V. 3. P. 21.

29. Van den Bos G.R. APA dictionary of psychology. American Psychological Association, 2007.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести