- Код статьи
- S020595920019414-1-1
- DOI
- 10.31857/S020595920019414-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 43 / № 2
- Страницы
- 72-83
- Аннотация
В информационно-аналитическом обзоре обсуждается теоретический конструкт “привязанность матери к плоду”, называемый в литературе также антенатальной, перинатальной или пренатальной привязанностью и описывающий эмоциональную связь беременной женщины с ребенком в утробе.В отличие от традиционного смысла понятия “привязанность”, описывающего поведенческие паттерны детей по отношению к значимым взрослым, антенатальная привязанность сфокусирована на чувствах родителей по отношению к ребенку. В ее формировании значимую роль играют образы родительства, младенца, беременности, представленные в субъективном опыте будущих родителей. Описываются методики исследования антенатальной привязанности. На основе обзора формулируются практические следствия для работы с людьми, столкнувшимися с перинатальной потерей.
- Ключевые слова
- привязанность “мать–плод”, перинатальный период, перинатальная потеря, антенатальная привязанность, пренатальная привязанность
- Дата публикации
- 11.05.2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 459
Конструкт “привязанность”, предложенный психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби в конце 1950-х годов [4], в последние десятилетия является одним из ключевых в исследовании детско-родительских отношений, раннего детского опыта, а также романтических отношений как в академической психологии (см., напр.[10; 14]), так и в разных направлениях психотерапии. Боулби предположил, что фигура привязанности помогает сформировать базовое чувство безопасности, и в последнее время появляются работы, экспериментально подтверждающие эту идею. Так, в работе Айзенбергер с коллегами было выявлено, что предъявление фотографии близкого человека уменьшает активацию зон мозга, связанных с воспринимаемой болью, другими словами, боль уменьшается, когда люди видят изображения близких [24]. В нескольких метаанализах нейрофизиологических исследований стилей привязанности также были сделаны выводы о том, что этот конструкт связан с безопасностью [42] и восприятием “своих” и “чужих” [36]. Среди отечественных работ следует отметить исследования Р.Ж. Мухамедрахимова с коллегами (см., напр., [3]), в которых на разных выборках неоднократно была выявлена связь типа привязанности и ее нарушений и длительности опыта проживания детей в сиротских учреждениях.
В классических работах Мэри Эйнсворт [17] были сформулированы ключевые факторы формирования надежной привязанности: а) внимание к сигналам ребенка; б) их адекватная интерпретация; в) адекватный ответ на сигналы; г) действие вовремя, не слишком рано и не поздно1. Особенно подчеркивается тот факт, что и нечуткость, и сверхчуткость родителей одинаково мешают ребенку удовлетворять свои базовые эмоциональные потребности (тем самым негативно влияя на формирование надежной привязанности): в первом случае ― потребность в безопасности, во втором ― в автономии и самостоятельности.
Все факторы, выделенные М. Эйнсворт, появляются еще в перинатальном периоде: в процессе беременности происходит постепенное становление образа ребенка, он отделяется от образа самой беременности как состояния матери и образа родительства [13]. Дифференциация этих образов, восприятие ребенка как “самостоятельного объекта” является одним из предикторов готовности к родительству.
Тесно связан с теорией привязанности и конструкт “гестационная доминанта” (то есть доминанта по Ухтомскому, возникающая в ответ на беременность), разрабатываемый отечественными исследователями в области перинатальной психологии (см. [8]). Оптимальность гестационной доминанты, то есть психологическая и физиологическая настроенность женщины на беременность позволяет предсказывать установление бондинга в раннем постнатальном периоде [Там же].
Теория привязанности часто используется в качестве базы для психотерапевтических и научных работ по гореванию (см., напр.[6; 7]). Считается, что теория привязанности объясняет мотивацию поддерживать близкие отношения и помогает адаптироваться к потере близкого человека благодаря наличию “рабочей модели”. Под рабочей моделью обычно понимается образ близкого человека, сформировавшийся в отношениях, и многие терапевтические техники строятся на взаимодействии именно с этим образом. И в контексте перинатальных утрат такая позиция крайне важна: она помогает понять, почему люди горюют, потеряв ребенка даже в первом триместре беременности, когда “отношений не было”.
С позиций системно-эволюционного подхода, пренатальный период ― это не “подготовка к жизни”, а один из важнейших этапов индивидуального развития [2; 15]. В этот период формируются новые функциональные системы как у плода, так и у его родителей. В свою очередь, формирование новых систем обусловливает увеличение дифференцированности соотношения организма со средой. Другими словами, беременная женщина (и ее партнер) расширяют навыки взаимодействия с плодом и отношения к нему, а плод (и далее — младенец) учится все более разнообразно взаимодействовать с предметной и социальной средой. В связи с этим очевидно, что привязанность как характеристика взаимодействия родителей с ребенком начинает формироваться именно в пренатальный период, а не после рождения. Также можно предположить, что качество и стиль привязанности будут становиться все более определенными постепенно по мере увеличения гестационного срока.
Цель настоящей статьи ― выявить эвристический потенциал конструкта “перинатальная привязанность”, восполнить пробел в русскоязычной литературе на эту тему и обсудить возможность его применения в практике.
ПРИВЯЗАННОСТЬ В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ2: ИСТОРИЯ КОНСТРУКТА
Идею о том, что привязанность может формироваться до рождения ребенка, высказывали разные исследователи. В психоаналитическом подходе еще в конце 1950-хгодов предлагалось рассматривать плод и как продолжение Селф матери, и как независимый объект (цит по. [19]), то есть подчеркивалась роль именно образа ребенка. Аргументом в пользу этой идеи служили наблюдения за гореванием матерей при интранатальной (в родах) потере: степень интенсивности горевания не зависела от наличия физического контакта с новорожденным [30]. Психоаналитик Д. Винникот, известный своей концепцией “достаточно хорошей матери”, в те же годы предложилаконструкт “первичная материнская забота” [43], подразумевающий взаимную включенность матери и ребенка в эмоциональную сферу друг друга, способность матери вчувствоваться в состояние ребенка.
В конце 1960-х ― начале 1970-х годовбыли опубликованы исследования, проведенные медсестрой Ревой Рубин, заложившие эмпирическую основу для изучения привязанности матери к плоду [40]. В них подчеркивалось, что установление глубокой эмоциональной связи между роженицей и новорожденным ― прямое следствие их взаимодействия в пренатальном периоде. В наши дни не вызывает сомнения важность пренатального периода развития человека, наоборот, набирает популярность термин “интенсивное родительство” [26]: поощрение родительской озабоченности и “развивающих и воспитательных практик” с момента зачатия. Однако еще 50 лет назад доминирующая культура родительства была иной. Работы Рубин опередили ее время: она описывала особое чувство беременной женщины по отношению к еще нерожденному ребенку (не называя это привязанностью) [40]. Она выделила четыре ключевые задачи, решаемые беременной женщиной, начиная со второго триместра: 1) найти безопасное место для себя и ребенка; 2) удостовериться в том, что ребенок принимается значимыми другими, 3) “связывание” ― становление диады, чувства “Мы”; 4) самоотдача.
В работах австралийской исследовательницы J. Lumley [33] была выявлена связь между ультразвуковыми обследованиями и внутренними репрезентациями младенца. В первом триместре, до проведения ультразвуковых обследований, только 30 % женщин, участвовавших в исследовании, описывали плод как отдельного человека, личность; во втором триместре их было 62 %, а в третьем ― уже 92 %. Несомненно, не только УЗИ влияют на становление внутренней репрезентации, но и сам по себе гестационный срок, т.к. в целом увеличивается количество взаимодействий с плодом. Так, в работе M.S. Mikhailс соавт.[34] было показано, что подсчет количества шевелений плода женщинами на 28–32 неделе беременности укрепляет формирующуюся привязанность.
Так или иначе, к концу 1980-х годов конструкт привязанности в перинатальном периоде все чаще стал появляться в исследовательском дискурсе как психологов, так и медицинских работников. С появлением опросников этот конструкт стал более определенным и измеримым.
ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Опросник М. Cranley (1981) по привязанности “мать–плод”. Первый опросник был создан Меккой Крэнли (MeccaCranley) в первую очередь для медицинского персонала для оценки рисков беременности и профилактики отказов от новорожденных. Она вводит в оборот сочетание «привязанность “мать–плод”», подразумевая под ним то, “в какой степени женщины вовлечены в поведение аффилиации и взаимодействия с их ребенком в утробе[23, с. 282]. Опросник состоит из 24утверждений, разделенных на шесть субшкал:
1. Дифференциация себя и плода (“кажется, что я потеряю часть себя, когда ребенок родится”).
2. Взаимодействие с плодом (“я толкаю малыша, чтобы он толкнулся в ответ”).
3. Приписывание характеристик и намерений плоду (“кажется, что ребенок толкается и двигается, лишь бы не дать мне отдохнуть”).
4. Самоотдача (“я чувствую, что все трудности, связанные с беременностью, стоят того”).
5. Принятие роли матери (“в моем воображении я представляю себя, заботящейся о ребенке”).
6. Гнездование (“У меня уже есть полностью готовая комната для малыша”).
При валидизации опросника была выявлена достоверная положительная связь качества привязанности “мать–плод” с наличием социальной поддержки, а также с качеством взаимодействия с ребенком через три дня после рождения; отрицательная корреляционная связь была выявлена с уровнем воспринимаемого стресса матери [23].
Опросник Крэнли довольно долго остается популярным благодаря устойчивым психометрическим характеристикам и простоте использования. Например, в шведском исследовании 2015 г.была выявлена связь шкал опросника с личностными характеристиками женщин, вынашивающих свою первую беременность. Ключевым фактором, тем не менее, выступили не личностные характеристики, а гестационный срок (чем больше срок, тем больше показатели привязанности), но также была выявлена отрицательная корреляционная связь с эмоциональной отстраненностью, а положительная ― с личностной тревожностью, чувством вины и стремлением к социальной желательности [41].
Опросник J. Condon (1993) по антенатальной привязанности. Спустя десятилетие Джон Кондон, указывая на недостатки опросника Крэнли, создает собственный инструмент для оценки привязанности матери к плоду. Важнейшим недостатком предыдущего опросника Кондон считает то, что он недостаточно исследует привязанность как таковую, а в конечном счете больше исследует лишь одну ее часть, а именно восприятие матерью собственной социальной роли и ее отношение к беременности (не к плоду) [21]. Кондон же подчеркивает разделение трех аспектов отношения: к себе как к матери, к беременности, к ребенку/плоду. В качестве базового понятия им был выбран термин “антенатальная привязанность”. Субъектом в данном случае выступает именно беременная женщина или ее партнер, и рассматриваются ее/его эмоциональный опыт и связи, которые развивались на протяжении жизни. Опросник сфокусирован на чувствах, установках и поведению по отношению к плоду как таковому.
Автор предлагает иерархическую модель родительской привязанности (см. рис. 1), где в основе лежит базовый опыт привязанности, из которого вытекают пять стремлений, побуждающих человека совершать пять типов поведения привязанности. Антенатальная привязанность, таким образом, это развивающиеся отношения матери и ребенка, побуждающие мать 1) искать информацию, 2) быть рядом, 3) избегать сепарации или потери, 4) защищать, 5) обнаруживать и удовлетворять потребности своего еще не рожденного ребенка.
Допуская, что еще не рожденный ребенок становится в процессе беременности объектом привязанности, Кондон исследует поведение привязанности матерей, и на основе этой модели создает опросник, предсказывающий в том числе поведение после родов.
Рис. 1. Иерархическая модель родительской привязанности (по [21]).
Опросник имеет две формы ― материнскую (19 пунктов) и отцовскую (16 пунктов) и содержит пункты о чувствах по отношению к плоду/ребенку и о частоте интеракций с ним. При валидизации опросника на основе полученных данных Кондон делит стили привязанности по двум факторам: заботе (перевод в соответствии с принятым в работах Винникота, здесь имеется в виду скорее обеспокоенность, озабоченность; Intensitу of Preoccupation)и качестве (Quality). Пересечение факторов позволяет выделить четыре стиля (рис. 2):
1. Надежная привязанность (по Боулби и Эйнсворт: способность чутко взаимодействовать с ребенком, понимать и удовлетворять его потребности). Поведение родителей адекватно сроку беременности, они справляются с тревогой и страхом, по необходимости обращаются за помощью, говорят о ребенке и планируют ближайшее будущее с учетом его рождения.
2. Сочетание позитивного качества привязанности/отношения к беременности и плоду, но избегание взаимодействия с ним и по поводу него. Этот стиль может быть связан с опытом предыдущих потерь как копинговая стратегия: беременность воспринимается как счастливая и желанная, но родители не делятся своей радостью с близкими, не строят планов, стараются по минимуму “общаться” с ребенком в утробе.
3. Отсутствие привязанности или амбивалентная привязанность и низкая вовлеченность, то есть и избегание, и негативное/амбивалентное отношение к беременности. Родители не говорят о беременности, не меняют жизнь, не строят планов с учетом рождения ребенка. Беременность либо игнорируется, либо воспринимается нереалистично, либо негативно.
4.Негативное/амбивалентное отношение к беременности в сочетании с высокой вовлеченностью, мыслями и разговорами, тревога по поводу состояния. Родители проводят много времени в разговорах и тревожных мыслях о беременности, она не воспринимается как желанная, фокус внимания сосредоточен скорее не на ребенке, а на негативных последствиях его появления для родителей. Ребенок не воспринимается как самостоятельный “объект”.
Рис. 2. Стили привязанности родителей к плоду, двухфакторное решение (по [20]).
Дальнейшие исследования с помощью опросника Кондона выявили достоверные корреляционные связи показателей антенатальной привязанности с количеством детей (отрицательная со шкалой заботы: чем больше у человека уже есть детей, тем меньше частота мыслей или взаимодействия с плодом), депрессией и личностной тревожностью (отрицательная со шкалой качества: при наличии депрессии и высокого уровня тревожности мысли о ребенке окрашены скорее негативно, чем позитивно), социальной поддержкой (положительная со шкалой качества: чем больше социальной поддержки у родителей, тем более здоровая привязанность выявляется), качеством отношений с партнером (положительная со шкалой заботы: чем лучше отношения с партнером, тем больше вовлеченность во взаимодействие с плодом) [22].
Опросник пренатальной привязанности Мэри Мюллер (1993). М. Мюллер в 1993 г.предложила еще один инструмент для оценки привязанности матери к плоду, в качестве ключевого она берет термин “пренатальная привязанность”, определяемая автором как “уникальная аффективная связь, возникающая между матерью и ее плодом” [35, p. 201]. Опросник состоит из 29 пунктов. Модель, которая легла в основу опросника, представлена на рис. 3. Привязанность матери к плоду формируется на основе: а) исходного опыта привязанности в раннем детском опыте матери, который б) формирует внутренние репрезентации, служащие основой в) “частных” отношений привязанности (к друзьям, к членам семьи, к партнеру, к плоду). Привязанность к партнеру также через г) адаптацию к беременности опосредует д) привязанность к плоду.
Рис. 3. Модель привязанности М. Мюллер (1993).
Конструктнаявалидность подтверждалась положительной связью между показателями опросника Мюллер и адаптацией к беременности (состоящей из двух компонентов: образа тела и отношения к беременности/ребенку), удовлетворенностью супружеством, а также высоким уровнем корреляционной связи с опросником Крэнли[35].
СВЯЗЬ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ С ДРУГИМИ ФАКТОРАМИ
Ключевые факторы, которые обычно выделяют в корреляционных исследованиях перинатальной привязанности, можно разделить на три группы: а) психосоциальные; б) демографические; в) связанные с беременностью и г) личностные [20].
Что касается фактора, связанного с ультразвуковыми исследованиями, в более поздних работах, когда УЗИ стало широко распространенной процедурой во время беременности, в третьем триместре не выявлены различия в привязанности в группах матерей, кто проходил и не проходил такой скрининг; такие различия есть только в первом триместре, когда гестационная доминанта еще не установилась [31].
В метаанализе 2009 г. [44] были выявлены следующие связи перинатальной привязанности по вышеуказанным факторам: а) положительная связь с социальной поддержкой (умеренная величина эффекта); б) положительная связь с возрастом матери, наличием еще детей, этносом (титульный или меньшинство), супружеством, уровнем дохода и образованием матери (низкая величина эффекта); в) положительная связь с уровнем тревожности, самооценкой и депрессией (низкая величина эффекта). Наиболее высокая величина эффекта была обнаружена в связи со сроком гестации и опытом ультразвуковых исследований. Важно отметить, что связь с запланированностью беременности также имеет маленькую величину эффекта, а высокий риск не имеет значимой связи с уровнем перинатальной привязанности [44].
В работе финских исследователей [16] была выявлена связь супружеского дистресса и депрессивных симптомов во время беременности с последующими трудностями в детско-родительских отношениях, и авторы связывают этот факт с нарушением репрезентации младенца у родителей, то есть с нарушением перинатальной привязанности. Авторы подчеркивают важность профилактики супружеских конфликтов и снижения дистресса во время беременности для формирования надежной привязанности у младенца.
Антенатальная привязанность и опыт перинатальных утрат. В классических работах по привязанности и гореванию постулируется, что надежная привязанность у взрослых людей помогает адаптироваться в том числе к потерям, и это может объясняться тем, что сохраняется ментальная репрезентация объекта привязанности (умершего близкого), и процесс горевания идет нормативно, не осложненно. Надежный стиль, таким образом, влияет на готовность эмоционально проживать процесс горевания [6; 7]. Напротив, избегающий стиль привязанности и эмоциональная отстраненность считаются факторами риска осложненного горевания в ситуации утраты. Однако многие люди с избегающим или амбивалентным стилем привязанности адаптируются к потере. В связи с этим в исследовании R.C. Fraley с соавт. [25] предлагается различать людей, демонстрирующих избегание, на разные типы. Они предлагают классифицировать стили привязанности через две оси: тревожность и избегание. Так образуются четыре квадранта: Озабоченность (низкий уровень избегания и высокий уровень тревоги), Уверенность (низкий уровень избегания и тревоги), Пугливое избегание (высокий уровень избегания и тревоги), Равнодушное избегание (высокий уровень избегания и низкий уровень тревоги). Результаты показали, что люди с пугливо-избегающим стилем тяжело адаптируются к потере, в то время как равнодушно-избегающие демонстрируют устойчивость к потере. Авторы заключают, что избегающие паттерны сами по себе не могут предсказывать тяжесть горевания. В контексте перинатальных потерь возможно два разных варианта (и важно их дифференцировать, например, в психотерапевтической работе). В одном случае избегание обсуждать тему перинатальной потери может означать, что люди действительно не воспринимают ее как серьезную утрату (был маленький срок беременности, амбивалентное к ней отношение, трудности во взаимоотношениях в паре, болезни и сопутствующие стрессовые события и множество других факторов). В другом же случае люди избегают говорить, потому что это слишком болезненная тема, и работа горя “заблокирована”.
Одна из ключевых особенностей перинатальных утрат ― у них нет “официального статуса”, общество будто отказывает семье в правена горевание в этой ситуации. Это касается в первую очередь потерь на ранних сроках, которые, однако, могут оплакиваться родителями очень долго и восприниматься крайне тяжело. Изоляция и невозможность проведения ритуалов прощания также затрудняют разрешение горя [7; 26]. Сформированная перинатальная привязанность может помочь в осмыслении предмета горевания, завершить этот процесс и дать место нерожденному ребенку в семейной системе.Учет перинатальной привязанности в качестве фактора помогает грамотно выстроить процесс адаптации к потере и далее ― дает возможность выстроить мост к новой беременности, отличающейся от неудавшейся, в том числе позволит избежать “замещения” умершего ребенка новым, отделить один объект привязанности от другого [37].
В работе Е.Х.-М. Агнаевой показано, что образ ребенка у беременной женщины тесно связан с ее соматическим статусом (“условно здоровая” или после лечения бесплодия/привычного невынашивания). Образ ребенка является полиструктурным образованием, и исследовательница выделяет два его типа: субъектный и объектный. Так, женщины с опытом перинатальных потерь чаще имели объектный образ ребенка, то есть менее эмоционально насыщенный, что впоследствии могло негативно влиять на отношения в диаде “Мать — дитя”[1].
В исследовании D.S. Armstrong было выявлено, что после перинатальной потери в последующей беременности у матерей выше депрессивная симптоматика и тревожность по сравнению с матерями без такого опыта, но между этими группами нет отличий по показателям антенатальной привязанности, хотя можно было бы предположить их наличие [18]. Это важный аргумент для психотерапевта, работающего над укреплением уверенности и снижением страха у пар, планирующих новую беременность после потери.
Антенатальная и постнатальная привязанность. В диссертации О.А. Соколовой показана связь динамики таких личностных характеристик матери, как тревожность и стрессоустойчивость, с последующим психическим развитием младенца [11].
В итальянском исследовании 2017 г. была выявлена связь показателей антенатальной привязанности с качеством привязанности в постнатальном периоде, а также с тревожными и депрессивными симптомами у матери в постнатальном периоде. Авторы делают вывод о том, что низкие баллы по опроснику антенатальной привязанности следует рассматривать как предиктор последующих трудностей и сигнал к тому, чтобы начинать профилактические мероприятия по формированию привязанности и снижению депрессивной и тревожной симптоматики заранее, начиная со второго триместра беременности [38].
Более высокий уровень антенатальной привязанности предсказывал более высокий уровень постнатальной привязанности спустя 8 недель после родов, в то время как депрессивная симптоматика матери во втором и третьем триместре и стресс в третьем триместре были связаны с менее сильным бондингом в той же временно́й точке [39].
Дезорганизованная привязанность у младенцев коррелировала с более высоким уровнем депрессивных симптомов у матерей в период беременности по сравнению с матерями, дети которых имели организованную привязанность, из чего можно предположить, что антенатальная привязанность также не формировалась оптимально [29].
Метаанализ 19 работ, посвященных антенатальной и ранней постнатальной привязанности, показал, что существует их связь с трудностями темперамента, детско-родительскими отношениями и даже интенсивностью младенческих колик. Авторы при этом специально подчеркивают, что величины эффектов малы, и даже ненадежную антенатальную привязанность можно скомпенсировать средовыми факторами в постнатальном периоде, то есть связью с тем, кто заботится о ребенке [32].
ПРАКТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ
Формирование надежной антенатальной привязанности ― это профилактика отказов от новорожденных, а также база для адекватной (компетентной и сенситивной) заботы о ребенке и психической стабильности матерей. Кроме того, конструкт антенатальной привязанности делает видимыми перинатальные потери и дает ответ на вопрос о том, почему так больно сталкиваться с потерей еще не рожденного ребенка даже в первом триместре. Осведомленность матерей о формировании привязанности помогает развивать необходимую чуткость.
Таким образом, помогающим специалистам, работающим с темой родительства и в частности с перинатальными потерями, конструкт антенатальной привязанности может помочь при следующих интервенциях:
1. Психообразование: рассказывая клиентам о том, как формируется привязанность, развивать их чуткость и понимание процесса формирования родительской доминанты (по Г.Г. Филипповой [13]). Важно обратить внимание на первые этапы формирования привязанности — ранний детский опыт самих родителей с собственными родителями, и если этот опыт был непростым, то задуматься над тем, как избежать повторения ошибок.
2. Работа со страхами и тревогой по поводу предстоящего родительства, особенно после негативного опыта предыдущих беременностей: говорить о том, что в исследованиях не подтверждается снижение качества привязанности вследствие такого опыта.
3. Работа с визуальными образами (например, в арт-терапии, песочной терапии или работе с метафорическими ассоциативными картами): рассказывая клиентам о том, как образы способствуют формированию надежной привязанности.
4. Подготовка к родам и родительству: рассказывая о ключевых аспектах привязанности, закладывающихся в пренатальный период. Обсуждение возможности разных исходов родов.
5. По данным метаанализа [44], (не)запланированность беременности не предсказывает качества формирования привязанности “мать–плод”, что может служить важным аргументом при работе с таким частым запросом, как материнское чувство вины.
6. Еще одна важная тема ― беременность с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. Понимание механизмов формирования перинатальной привязанности (через отношения не только с реальным плодом, но и с репрезентациями, а также отношением к родительству в целом) может помочь людям интегрировать этот нелегкий опыт, зачастую связанный с длительным лечением бесплодия, и впоследствии иметь меньше трудностей в отношениях с ребенком (см. [12; 28]). Обсуждение темы привязанности и эмоционального вовлечения в беременность (см. модель Кондона) может выводить неосознаваемые страхи из “запретной зоны” и тем самым помогать проживать предыдущий опыт потерь.
7. Антенатальная привязанность состоит из нескольких компонентов, и один из них — образ ребенка. В этом контексте важно исследовать мотивы рождения детей: насколько люди идеализируют детско-родительские отношения? Насколько их планы, идеи и представления о жизни с ребенком реалистичны? Становление взаимоотношений с ребенком еще в перинатальном периоде может помочь сфокусироваться на потребности заботиться о ребенке, в противовес нереалистичным ожиданиям и разочарованию от трудностей первых месяцев жизни после родов.
8. Еще один важный компонент, описываемый разными авторами в моделях антенатальной привязанности, — это социальная поддержка. Включение близких в объектные отношения с ребенком в перинатальном периоде также является фактором формирования надежной привязанности.
9. Третий компонент — образ собственно беременности, отдельно от образа ребенка. Какие ценности совпадают с этим образом, а какие конфликтуют? Насколько женщина чувствительна к сигналам собственного тела? Об этом можно говорить в том числе на терапевтических группах и группах поддержки для беременных пар.
Этот список далеко не исчерпывающий, а конструкт антенатальной привязанности, несомненно, обладает большим эвристическим потенциалом в практической работе.
Библиография
- 1. Агнаева Е.Х.-М. Образ будущего ребенка у беременной женщины: дисс. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
- 2. Александров Ю.И., Сварник О.Е., Знаменская И.И., Колбенева М.Г., Арутюнова К.Р., Крылов А.К., Булава А.И. Регрессия как этап развития. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.
- 3. Асламазова Л.А., Мухамедрахимов Р.Ж., Вершинина Е.А. Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 1. С. 47–58.
- 4. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.
- 5. Бриш К.Биндунг-психотерапия. Беременность и роды. М.: Теревинф, 2018.
- 6. Бриш К. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. М.: Когито-центр, 2014.
- 7. Ворден В. Консультирование и терапия горя. Пособие для специалистов в области психического здоровья. М.: Центр психологического консультирования и психотерапии, 2020.
- 8. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010.
- 9. Полински Л. PEKiP. Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. М.: Теревинф, 2018.
- 10. Сабельникова Н.В., Каширский Д.В. Опросник привязанности к близким людям // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 84–97.
- 11. Соколова О.А. Динамика личностных характеристик женщины в период беременности как фактор психического здоровья матери и ребенка: дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.
- 12. Трифонова Н.С., Жукова Э.В., Гринева А.М., Александров Л.С., Борисова Н.И. ЭКО с использованием донорских ооцитов и суррогатное материнство. Психологические особенности пациентов // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2019. Т. 18. № 1. С. 87–95.
- 13. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
- 14. Чистопольская К.А., Митина О.В., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Семикин Г.И., Чубина С.А., Озоль С.Н., Дровосеков С.Э. Адаптация краткой версии “Переработанного опросника ― Опыт близких отношений” (ECR-R) на русскоязычной выборке // Психологический журнал 2018. T. 39. № 5 C. 87–98.
- 15. Швырков В.Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, психики и сознания // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 1. С. 132–148.
- 16. Ahlqvist-Björkroth S., Korja R., Junttila N., Savonlahti E., Pajulo M., Räihä H., Aromaa M. Mothers’ and fathers’ prenatal representations in relation to marital distress and depressive symptoms // Infant mental health journal. 2016. V. 37. № 4. P. 388–400.
- 17. Ainsworth M.D.S., Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of attachment. Lawrence Erlbaum Associates, Hillsdale, New Jersey, 1978.
- 18. Armstrong D.S. Emotional distress and prenatal attachment in pregnancy after perinatal loss // Journal of nursing scholarship. 2002. V. 34. № 4. P. 339–345.
- 19. Brandon A.R., Pitts S., Denton W.H., Stringer C.A., Evans H.M. A history of the theory of prenatal attachment // Journal of prenatal & perinatal psychology & health: APPPAH. 2009. V. 23. №. 4. P. 201–222.
- 20. Cannella B.L. Maternal–fetal attachment: an integrative review // Journal of Advanced Nursing. 2005. V. 50. № 1. P. 60–68.
- 21. Condon J.T. The assessment of antenatal emotional attachment: development of a questionnaire instrument // British Journal of Medical Psychology. 1993. V. 66. № 2. P. 167–183.
- 22. Condon J.T., Corkindale C. The correlates of antenatal attachment in pregnant women // British Journal of Medical Psychology. 1997. V. 70. № 4. P. 359–372.
- 23. Cranley M.S. Development of a tool for the measurement of maternal attachment during pregnancy // Nursing research. 1981. V. 30. № 5. P. 281–284.
- 24. Eisenberger N.I., Master S.L., Inagaki T.K., Taylor S.E., Shirinyan D., Lieberman M.D., Naliboff B.D. Attachment figures activate a safety signal-related neural region and reduce pain experience // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011. V. 108. № 28. P. 11721–11726.
- 25. Fraley R.C., Bonanno G.A. Attachment and Loss: A Test of Three Competing Models on the Association between Attachment-Related Avoidance and Adaptation to Bereavement // Personality and Social Psychology Bulletin. 2004. V. 30(7). P. 878–890.
- 26. Francis A. Stigma in an era of medicalisation and anxious parenting: how proximity and culpability shape middle-class parents’ experiences of disgrace // Sociology of Health & Illness. 2012. V. 34. No. 6. P. 927–942.
- 27. Frost M., Condon J.T. The psychological sequelae of miscarriage: a critical review of the literature // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 1996. V. 30. № 1. P. 54–62.
- 28. Hammarberg K., Fisher J.R.W., Wynter K. Psychological and social aspects of pregnancy, childbirth and early parenting after assisted conception: a systematic review // Human Reproduction Update. 2008. V. 14 (5). P. 395–414.
- 29. Hayes L.J., Goodman S.H., Carlson E. Maternal antenatal depression and infant disorganized attachment at 12 months // Attachment and human development. 2013. V. 15. № 2. P. 133–153.
- 30. Kennell J.H., Slyter H., Klaus M.H. The mourning response of parents to the death of a newborn infant // New England Journal of Medicine. 1970. V. 283. № 7. P. 344–349.
- 31. Kleinveld J.H., Timmermans D.R., van den Berg M., van Eijk J.T.M., Ten Kate L.P. Does offering and performing prenatal screening influence women's attachment to their unborn child? A longitudinal randomized controlled trial // Prenatal Diagnosis: Published in Affiliation With the International Society for Prenatal Diagnosis. 2007. V. 27. № 8. P. 757–764.
- 32. Le Bas G.A. Youssef G.J., Macdonald J.A., Rossen L., Teague S.J.,Kothe E.J., McIntosh J.E., Olsson C.A., Hutchinson D.M.The role of antenatal and postnatal maternal bonding in infant development: A systematic review and meta‐analysis // Social Development. 2020. V. 29. № 1. P. 3–20.
- 33. Lumley J.M. Attitudes to the fetus among primigravidae // Australian Pediatric Journal. 1982. V. 18. P. 106–109.
- 34. Mikhail M.S., Freda M.C., Merkatz R.B., Polizzotto R., Mazloom E., Merkatz I.R. The effect of fetal movement counting on maternal attachment to fetus // American Journal of Obstetrics & Gynecology. 1991. V. 165 (4 Pt 1). P. 988–991.
- 35. Muller M.E., Mercer R.T. Development of the prenatal attachment inventory // Western journal of nursing research. 1993. V. 15. № 2. P. 199–215.
- 36. Murray R.J., Schaer M., Debbané M. Degrees of separation: A quantitative neuroimaging meta-analysis investigating self-specificity and shared neural activation between self-and other-reflection // Neuroscience &Biobehavioral Reviews. 2012. V. 36. № 3. P. 1043–1059.
- 37. Peterson G. Chains of grief: the impact of perinatal loss on subsequent pregnancy // Journal of prenatal and perinatal psychology and health. 1994. V. 9. № 2. P. 149–158.
- 38. Petri E. et al. Maternal–foetal attachment independently predicts the quality of maternal–infant bonding and post-partum psychopathology //The Journal of maternal-fetal & neonatal medicine. – 2018. – Т. 31. – №. 23. – С. 3153-3159.
- 39. Rossen L., Hutchinson D., Wilson J., Burns L., Olsson C., Allsop S., Elliott J.A., Jacobs S., Macdonald J.A., Mattick R.P.Predictors of postnatal mother-infant bonding: the role of antenatal bonding, maternal substance use and mental health // Archives of women's mental health. 2016. V. 19. № 4. P. 609–622.
- 40. Rubin R. Maternal tasks in pregnancy // Maternal Child Nursing Journal. 1975. V. 4. P. 143–153.
- 41. Sjogren B., Edman G., Widstrom A.M., Mathiesen A.S., Uvnas‐Moberg K. Maternal foetal attachment and personality during first pregnancy // Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2004. V. 22. № 2. P. 57–69.
- 42. Van den Dries L., Juffer F., Van Ijzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J. Fostering security? A meta-analysis of attachment in adopted children // Children and youth services review. 2009. V. 31. № 3. P. 410–421.
- 43. Winnicott D.W. Primary maternal preoccupation // The maternal lineage: identification, desire, and transgenerational issues. 1956. P. 59–66.
- 44. Yarcheski A., Mahon N.E., Yarcheski T.J., Hanks M.M., Cannella B.L. A meta-analytic study of predictors of maternal-fetal attachment // International journal of nursing studies. 2009. V. 46. № 5. P. 708–715.