О психофизическом принципе (предмет психологии)
О психофизическом принципе (предмет психологии)
Аннотация
Код статьи
S020595920020492-7-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шадриков В. Д. 
Должность: профессор кафедры общей и экспериментальной психологии департамента психологии факультета социальных наук
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Москва, Российская Федерация
Мазилов В. А.
Должность: Заведующий кафедрой общей и социальной психологии
Аффилиация: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Адрес: ул .Республиканская, д.108/1
Выпуск
Страницы
15-24
Аннотация

Предпринят анализ одной из “вечных” проблем в психологии — проблемы психофизического принципа. Отмечается, что в отечественной психологии наиболее глубокая проработка принципа психофизического единства осуществлена выдающимся философом и психологом С.Л. Рубинштейном. Позиция авторов состоит в том, что принцип психофизического единства сохраняет свое значение для современной психологии, но накопившиеся эмпирические данные и теоретические знания позволяют его существенно развить. Отдавая должное взглядам С.Л. Рубинштейна, отталкиваясь от его понимания данного принципа, авторы ставят следующие задачи: рассмотреть роль отражения как основного процесса, определяющего формирование психики; проанализировать роль субъекта в порождении психического; признавая в общей форме утверждения о психофизическом единстве, рассмотреть фундаментальную проблему существования психического как самостоятельной субстанции, тем самым определить онтологический статус психического; рассмотреть вопрос о том, как психическое может определять активность физиологического. В исследовании содержится ответ на поставленные вопросы, что позволяет подойти к решению вопроса о предмете психологии. Отмечается, что актуальность подобного рода вопросов и ответов на них возрастает в связи с ростом популярности нейронаук, интенсивно осваивающих и претендующих на освоение проблемного поля, традиционно относящегося к области психологии.

Ключевые слова
психология, методологические принципы, психофизический принцип, С.Л. Рубинштейн, психофизическое единство, принцип функциональной независимости психики, отражение, предмет психологии, внутренний мир человека
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 18-18-00157.
Классификатор
Дата публикации
23.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
408
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S020595920020492-7-1 Дата внесения исправлений в статью - 20.06.2022
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: АСТ, 2013.

2. Дельгадо Х. Мозг и сознание / Пер. с англ. канд. мед. наук Л.Я. Белопольского. М.: Мир, 1971. 263 с.

3. Зинченко В.П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Труды Ярославского методологического семинара: Методология психологии. Ярославль, 2003.

4. Ланге Н.Н. Принципы современной психологии // Научное наследие Н.Н. Ланге в университетской библиотеке: монография / Авт.-сост. В.И. Подшивалкина и др. Одесса: Астропринт, 2010. С. 202–219.

5. Мазилов В.А. Биосоциальная проблема в контексте методологии психологической науки // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 3. С.122–130.

6. Мазилов В.А. Предмет психологии. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. 186 с.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2003.

8. Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1966, №. I, II. С. 185–189.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений и университетов. Изд. 2-е. М.: Госучпедизд., 1946.

11. Рубинштейн С.Л. Основы психологии: Пособие для высших педагогических учебных заведений. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935.

12. Рубинштейн С.Л. Психология / Под ред. А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплого. М.: Учпедгиз, 1956.

13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012.

14. Скворцов И.А. Развития нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения). М.: Тривола, 2000.

15. Шадриков В.Д. Возвращение души: теоретические основания и методология психологической науки. М.: Институт психологии РАН, 2021.

16. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект пресс, 2007.

17. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006. 392 с.

18. Шадриков В.Д. Неокогнитивная психология. М.: Университетская книга, 2017.

19. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: Издательство “Институт психологии РАН”, 2019. 274 с.

20. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 411 с.

21. Эшби У.Р. Конструкция мозга (происхождение адаптивного поведения). М.: Иностранная литература, 1962.

22. James W. The Principles of Psychology. London: Macmillan and Co, 1890. V.1. XII, 689 p; V.2. VI, 704 p.

23. Piaget J. L'explication en psychologie et le parallélisme psychophysiologique // P. Fraisse, J. Piaget et M. Reuchlin. Traité de psychologie expérimentale. V. I, Histoire et méthode. Paris: Presses univ. de France, 1963, pp. 121–152.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести