- Код статьи
- S020595920020497-2-
- DOI
- 10.31857/S020595920020497-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 43 / № 3
- Страницы
- 69-79
- Аннотация
Поставлена цель изучения роли функционально-динамических свойств индивидуальности в общей выраженности социальной активности личности и приверженности к различным ее формам в реальной и виртуальной среде. Подчеркивается, что исследование роли функционально-динамических свойств в приверженности молодежи к различным формам социальной активности имеет важное значение с точки зрения социального самоопределения личности. В различных работах утверждается весомая роль функционально-динамических свойств в реализуемой личностью активности, но не конкретизированы свойства, обусловливающие различные формы социальной активности. В исследовании приняли участие 500 человек в возрасте 16–35 лет, средний возраст М = 21.6; SD = 5.6. Использованы разработанные шкалы социальной активности и полученные на основе факторизации вторичные шкалы гражданской, радикально-политической, интернет-сетевой и досуговой активности; шкалы самооценки приверженности к активности в реальной/виртуальной среде, опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова. Установлены половые различия выраженности формально-динамических свойств индивидуальности. Изучены взаимосвязи приверженности к социальной активности и различным ее формам и формально-динамические характеристики. Проведен анализ формально-динамических свойств как предикторов социальной активности в реальной и виртуальной среде. Установлено, что формально-динамические свойства играют ведущую роль в общей приверженности к социальной активности молодежи. Наиболее сильна ее роль в приверженности к предпочитаемой гражданской и досуговой социальной активности. Эмоциональные характеристики во взаимосвязи с коммуникативной эргичностью и пластичностью являются факторами интернет-сетевой активности. Радикально-протестная активность наименее обусловлена индивидуальными формально-динамическими свойствами, в ее предпочтении предполагается значимость мировоззренческого фактора. Активность в реальной и виртуальной среде обусловливается различными свойствами индивидуальности: 20 % активности в реальной среде объясняются характеристиками эргичности и скорости в коммуникативной сфере, 6 % активности в виртуальной среде, — коммуникативной эмоциональностью, интеллектуальной скоростью и психомоторной эргичностью, что свидетельствует о более значительном вкладе темперамента в реальную активность, нежели в виртуальную и, соответственно, меньшей «затратности» последней. Это требует более внимательного изучения виртуальной активности человека с позиции компенсации или адаптации или игнорирования внешних по отношению к нему ситуационных изменений.
- Ключевые слова
- личность, формально-динамические свойства индивидуальности, социальная активность, активность в реальной и виртуальной среде, темперамент, предикторы
- Дата публикации
- 23.06.2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 328
Библиография
- 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977, 379 с.
- 2. Белоус В.В., Боязитова И.В. Детерминанты развития интегральной индивидуальности // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 40–52.
- 3. Белых Т.В. Интегральная индивидуальность студентов с разным сочетанием рациональности и склонности к риску при принятии решений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 1 (29). С. 70–77. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-70-77.
- 4. Бочарова Е.Е. Регулятивные и мировоззренческие факторы различных форм социальной активности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. №. 4. С. 333–345. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345.
- 5. Васюра С.А., Иоголевич Н.И. Особенности интегральной индивидуальности человека в связи с уровнем развития коммуникативной активности // Вестник ЮУрГУ. Сер. Психология, 2012. № 6. С. 22–26.
- 6. Волочков А.А., Митрофанова Е.Н. Активность индивидуальности: понятие и структура // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 4 (28). С. 64–75. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-4-64-75.
- 7. Дорфман Л.Я. Методологический анализ теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 3. С. 106–121.
- 8. Карпов А.В., Маркова Е.В. Стилевые особенности процесса принятия управленческих решений // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2016. № 3 (37), С. 80–86.
- 9. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. 278 c.
- 10. Малых С.Б., Гиндина Е.Д., Надыcева В.В. Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. C. 29–52.
- 11. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
- 12. Мулик А.Б., Антонов Г.В., Улесикова И.В., Шатыр Ю.А. Механизмы гендерного формирования деструктивного поведения и социальной активности человека // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2016. № 4 (34) С. 89–99. https://doi.org/10.15688/jvolsu7.2016.4.10.
- 13. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976, 336 с.
- 14. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012. 528 с.
- 15. Русалов В.М. Волкова Е.В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности // Психологический журнал, 2015. Т. 36, № 5. С. 32–42.
- 16. Смирнов Д.О. Изучение религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вестник ПГПУ. Cерия “Психология”. № 1–2. 2000. C. 71–81.
- 17. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 531 с.
- 18. Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. 366 с.
- 19. Трофимова И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 74–77.
- 20. Шамионов Р.М. Социальная активность и склонность к риску студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 1. С. 94–112. https://doi.org/10.17759/sps.2021120107.
- 21. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 6. С. 26–32
- 22. Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 103–113.
- 23. Kanafa-Chmielewska D. Self-Esteem, Self-Monitoring, and Temperamental Traits in Action: Who Is Involved in Humanitarian, Political, and Religious Non-profit Organizations? // Frontiers in psychology. 2021. V.11.: P. 573–689. https://doi.org/
- 24. Marengo D., Poletti I., Settanni M. The interplay between neuroticism, extraversion, and social media addiction in young adult Facebook users: Testing the mediating role of online activity using objective data. Addictive behaviors, 2020. V. 102: P. 106–150.
- 25. Poole K.L., Schmidt L.A. Early- and later-developing shyness in children: An investigation of biological and behavioral correlates // Developmental psychobiology, 2020. V. 62 (5). P. 644–656.
- 26. Shamionov R.M., Grigoryeva M.V., Grigoryev A.V. World Assumptions and Youth Identity as Predictors of Social Activity Preferences // Psychology in Russia: State of the Art, 2019 V. 12. № 2. P. 115–133. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0209.
- 27. Trofimova I.N. The interlocking between functional aspects of activities and a neurochemical model of adult temperament. In: Arnold M. С. (Ed) Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life. New York: Nova Science Publishers Inc. 2016. P. 77–147.
- 28. Wilt J., Revelle W. The Big Five, Everyday Contexts and Activities, and Affective Experience // Personality and Individidual Differences. 2019. V. 1. № 136. P. 140–147. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.12.032.