Мнемические способности студентов с разной степенью погружения в виртуальную реальность
Мнемические способности студентов с разной степенью погружения в виртуальную реальность
Аннотация
Код статьи
S020595920020500-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Черемошкина Л. В. 
Должность: Профессор кафедры психологии, профессор кафедры психологии и социальной педагогикип
Аффилиация: Московский педагогический государственный университет, Государственный гуманитарно-технологический университет
Адрес: Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1
Дюпина С. А.
Должность: доцент кафедры психологии и социальной педагогики
Аффилиация: Государственный гуманитарно-технологический университет
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
102-113
Аннотация

Представлены результаты изучения структурной организации мнемических способностей пользователей с разной степенью погружения в виртуальную среду. Исследование осуществлялось с помощью методики диагностики мнемических способностей и теста интернет-зависимости К. Янг. Объем выборки – 120 студентов в возрасте 18–20 лет. Показано, что мнемические способности студентов с разной степенью погружения в виртуальную реальность отличаются продуктивностью, структурной организацией, качественным составом мнемических действий, теснотой взаимосвязей функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Увеличение продолжительности ежедневной интернет-активности до 6 часов сопровождается интеграцией разноуровневых механизмов мнемических способностей. Рост интернет-активности до 9–12 часов в сутки приводит к ослаблению внутриструктурных связей мнемических способностей. Длительная (около 10 лет) и систематическая (от 3 до 6 часов в сутки) активность в виртуальной среде приводит к росту продуктивности запоминания; увеличение продолжительности ежедневного погружения до 9 часов приводит к снижению продуктивности запоминания невербального бессмысленного материала, обусловленного ослаблением взаимовлияния регулирующих и операционных механизмов. Длительная (около 10 лет) и систематическая (от 9 до 12 часов в сутки) виртуальная активность приводит к распаду функциональной системы мнемических способностей, проявляющемуся в снижении произвольности и продуктивности когнитивных способностей.

Ключевые слова
мнемические способности, длительная и систематическая интернет-активность, функциональные механизмы, операционные механизмы, регулирующие механизмы, запоминание
Классификатор
Дата публикации
23.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
329
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Интернет как среда формирования когнитивных и личностных качеств человека, вызывает исследовательский интерес в связи с экономическими и социально-психологическими последствиями “переноса” многих аспектов жизни в виртуальное пространство. Информатизация и виртуализация жизни каждого члена общества резко усилилась в связи с беспрецедентной ситуацией пандемии, охватившей мир. Дистанционное обучение школьников и студентов, профессиональная деятельность многих категорий взрослых полностью или частично осуществляется удаленно. При этом всех последствий вынужденного изменения образа жизни, также как и сроков его окончания, предсказать сложно. Широко обсуждаемый подход к прогнозированию влияния информационных технологий на общество, который сформулирован А. Л. Журавлевым и Т. А. Нестиком, включает следующие уровни последствий их распространенности: личностный, межличностных отношений, групповой, межгрупповых отношений и общества в целом [3; 4]. К социально-психологическим феноменам, характеризующим в частности отношение людей к новым технологиям и интернету, относятся технофобия и технофилия. Технофобия, как непринятие новых технологий, в большей степени проявляется у женщин, которые склонны к прагматическому, ограниченному во времени использованию интернет-ресурсов. Технофилией чаще отличаются мужчины, которые используют интернет как средство коммуникации [3; 4]. Подчеркивается, что степень выраженности принятия ресурса зависит от некоторых личностных особенностей, в частности уровня тревожности, когнитивного стиля и самоэффективности [1].
2 Исследования, выполненные в течение последних двух десятков лет, показали влияние активности в виртуальной среде на когнитивные процессы субъекта вне зависимости от изначально присущих ему личностных и познавательных качеств [9; 11; 12; 16]. Когнитивные способности как орудийная основа любой активности не могут не испытывать влияния длительной и систематической деятельности в виртуальной среде. Масштабы распространения и применения интернет-продуктов в образовании выросли настолько, что вопросы о том, каким будет человек, вся деятельность которого сосредоточена в виртуальной среде, представляются запоздалыми [2]. Какими способностями будет обладать человек как субъект деятельности и личность, сформировавшийся в виртуальной реальности?
3 Экспериментально доказано, что критическими переменными, определяющими специфику влияния интернет-деятельности на когнитивные способности пользователя, являются: длительность ежедневного пребывания в сети, стаж, характер и мотивация этой активности [9; 11; 12; 16]. Показано, в частности, что точность запоминания невербального бессмысленного материала студентами 18–20 лет со стажем интернет-активности более 6 лет выше, нежели аналогичные показатели пользователей со стажем в пределах 3-х лет [9; 16]. Подобные различия обнаружены при сравнении результативности памяти одиннадцати и шестнадцатилетних школьников с разным стажем интернет-активности. Эффективность зрительной непосредственной памяти школьников 11 лет со стажем использования сетевых ресурсов более 3-х лет почти в два раза выше результативности их ровесников со стажем от года до трех лет [5; 6].
4 Показатели продуктивности мнемических способностей шестнадцатилетних школьников с разным стажем использования сети (до полутора лет и свыше 3-х лет) различаются приблизительно в два раза (данные 2007 и 2008 гг.) [9; 12]. Упомянутые выше результаты свидетельствуют о том, что длительность интернет-деятельности от 3-х до 6 лет оказывает тренирующее влияние на функциональные механизмы мнемических способностей и развивает их взаимодействие с интеллектуальными операциями. Последующие исследования показали, что систематическое пребывание в виртуальной реальности создает условия для закрепления новых или специфически трансформированных когнитивных способностей. В исследовании когнитивных способностей студентов 19–20 лет, играющих в компьютерные игры не менее 6 часов в день на протяжении 6 лет, зафиксировано не только снижение продуктивности памяти, но и значимое увеличение времени реакции на зрительные, тактильные и слуховые раздражители в разных экспериментальных условиях по сравнению с обычными пользователями. У геймеров обнаружены меньшие по сравнению с другими пользователями функциональные возможности левополушарных сенсорных зон при усложнении мнемической задачи и зафиксировано выраженное торможение на второе предъявление сигнала одной и той же модальности. Полученные результаты позволили сделать заключение об измененном микрогенезе функциональных систем, реализующими перцептивные, аттенционные и мнемические способности, другими словами, об изменении природы познавательного процесса у геймера со стажем [13]. Игровая, коммуникативная, познавательная активность и профессиональная деятельность реализуются в виртуальной реальности с преимущественным использованием зрительного восприятия. Очевидность этого обстоятельства дает основания предполагать увеличение продуктивности зрительных перцептивных способностей и способностей запечатления. Систематическая деятельность в виртуальной реальности может приводить к появлению новых способов обработки информации, что, в свою очередь, может изменить структурную организацию когнитивных способностей. Не менее важно предусматривать и возможную деформацию регулирующих механизмов интеллектуальных процессов, обусловленную спецификой социального взаимодействия в виртуальной среде и ее пространственно-временными характеристиками. В частности, в исследовании перцептивных способностей пользователей 18–22-летнего возраста с ежедневной активностью в сети не менее 6 часов и со стажем более 7 лет, обнаружена тенденция к снижению способностей понимания смысла сложной сюжетной картины. При этом были получены высокие показатели объема и точности восприятия деталей этого изображения [8].
5 В этой связи исследования мнемических способностей, являющихся орудийной основой организации индивидуального опыта пользователя как субъекта деятельности и как личности, представляются необходимыми.
6 Цель: исследование структуры мнемических способностей студентов с разной степенью погружения в виртуальную реальность.
7 Предмет исследования: продуктивность, качественное своеобразие и уровень развития мнемических способностей.
8

МЕТОДИКА

9 Исследование проводилось в 2021 году (с января по март) на базе факультета математики, физики и экономики, а также юридического факультета Государственного гуманитарно-технологического университета г. Орехово-Зуево Московской области. Объем выборки—120 человек в возрасте 1820 лет (60 девушек и 60 юношей).
10 Изучение мнемических способностей студентов с разной степенью погружения в виртуальную реальность осуществлялось в три этапа:
11 1) опрос испытуемых о длительности и специфике ежедневного пребывания в сети, стаже интернет-активности;
12 2) диагностика степени погружения пользователя в виртуальную среду;
13 3) исследование мнемических способностей.
14 Все этапы исследования осуществлялись в лабораторных условиях с использованием бумажных бланков. Опрос студентов с помощью полуструктурированного интервью предполагал выяснить: в каком возрасте познакомились с компьютером/интернетом; сколько времени проводите в сети; чем занимаетесь в интернете; можете ли представить свою жизнь без интернета; испытываете ли отрицательные последствия длительного пребывания в виртуальной среде и др.
15 Степень погружения пользователя в виртуальную среду определялась с помощью теста интернет-зависимости К. Янг (перевод и модификация В. А. Буровой), который позволяет выделить три группы в зависимости от количества баллов:
16 обычные пользователи (20–49);
17 пользователи, имеющие некоторые проблемы (50–79);
18 интернет-зависимые пользователи (80–100) [7].
19 Методика диагностики мнемических способностей позволяет определить продуктивность, качественное своеобразие и уровень развития мнемических способностей [15]. В качестве экспериментального материала использовались три карточки с изображенными на них фигурами, состоящими из прямых пересекающихся линий.
20 Время предъявления каждой карточки:
21 с 1-го по 10-ое – 1 сек;
22 с 11-го по 20-ое – 2 сек;
23 с 21-го по 30-ое – 3 сек., и т.д.
24 Методика диагностики мнемических способностей позволяет определить:
25 1) продуктивность запоминания с опорой на функциональные механизмы (время запоминания карточки № 2);
26 2) продуктивность запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам (время запоминания карточки № 3);
27 3) продуктивность запоминания благодаря функциональным, операционным и регулирующим механизмам (время запоминания карточки № 10) (см. рис. 1) [10].
28 По завершении запоминания проводился опрос (30 вопросов), который позволяет получить дополнительную информацию:
29 – о наличии или отсутствии способов обработки запоминаемой информации;
30 – качественной специфике мнемических действий;
31 – скорости включения мнемических приемов в процесс запоминания;
32 – об уровне развития функциональной системы мнемических способностей [10].
33

Рис. 1. Экспериментальный материал методики диагностики мнемических способностей

34 При обработке результатов использовались методы вариационного анализа (средняя), корреляционного анализа (rs — критерий ранговой корреляции Спирмена), способы анализа различий средних значений (критерий Манна-Уитни).
35

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

36 Анализ качественных и количественных показателей интернет-активности студентов позволил выделить четыре группы с разной степенью погружения в виртуальную реальность. В качестве критериев учитывались: отношение к пребыванию в сети, специфика интернет-деятельности, длительность ежедневного пребывания в виртуальной среде, стаж и количество баллов по тесту интернет-зависимости К. Янг (в модификации В. А. Буровой). Совокупные показатели степени погружения в виртуальную среду обусловили необходимость дифференциации интернет-зависимых на две группы: сверхактивных и патологических пользователей.
37 Таким образом, выделены:
38 1) обычные пользователи (20–49 баллов);
39 2)активные пользователи (50–79);
40 3)сверхактивные пользователи (80–109):
41 4)патологические пользователи (110–140).
42 Табл. 1 содержит сведения о распределении выборки в зависимости от степени погружения в виртуальную среду, полового состава, стажа и длительности ежедневной интернет-активности.
43 Группу обычных пользователей составляют девушки, пребывающие в сети не более 3-х часов (62% от объема выборки) или от 3-х до 6 часов (38%) в сутки. Большинство обычных пользователей познакомились с интернетом в 6–7 лет (90.5%), в более раннем возрасте – лишь 9.5%. Рассматривают интернет как средство доступной коммуникации: обсуждают бытовые и личные проблемы. Посещают интернет-магазины, комментируют новинки и цены. Обычные пользователи контролируют длительность пребывания в сети, легко расстаются с ним, не испытывая при этом сожаления, раздражения или гнева. Отличаются академическими успехами, умело сочетают учебу с трудовой деятельностью, при этом получают искреннее удовольствие от непосредственного общения с друзьями и близкими, прогулок и путешествий.
44 Активные пользователи периодически заводят знакомства в сети, отмечая, что жизнь без компьютера была бы скучна и пуста. Могут засиживаться в интернете допоздна, переписываясь в чатах, просматривая новостные ленты, фильмы и телевизионные передачи, но сном не пренебрегают. Отличаются познавательной активностью, предпочитая учебную литературу в электронном виде. Подавленности, нервозности или депрессии, находясь вне сети, не испытывают. Способны контролировать длительность пребывания в интернете. Подчеркивают свою высокую академическую и деловую активность. Состав группы активных пользователей по полу отличается относительной сбалансированностью: 41% юношей и 59% девушек. Ежедневно проводят в сети от 3 до 6 часов 82% и 18% – от 6 до 9 часов. Возраст знакомства с интернетом активных пользователей: 87.2% – в 6–7 лет и 12.8% – в 4–6 лет.
45 Сверхактивных пользователей отличают появляющиеся признаки интернет-зависимости: часто пренебрегают домашними делами, подготовкой к учебным занятиям, непосредственным общением с родственниками и друзьями ради взаимодействия в виртуальной среде. Признают снижение успешности учебной деятельности вследствие виртуальной активности, но попытки самостоятельно ограничить длительность пребывания в сети оказываются безуспешными. Не скрывают факты приема пищи за компьютером, отмечают частые конфликты с родственниками из-за их повышенной увлеченности виртуальным взаимодействием, а находясь в сети, испытывают возбуждение, оживление и радость. Группу сверхактивных пользователей на 65% составляют юноши. В интернете ежедневно пребывают от 6 до 9 часов, устанавливают кибер-отношения, просматривают новости, активно участвуют в азартных и массовых ролевых играх. Большинство (91.3%) освоили интернет-ресурсы в период от 4-х до 6 лет.
46 Поведение патологических пользователей отличается выраженной зависимостью от виртуальной среды. Они признают, что их жизнь целиком перенесена в интернет: большую часть времени посвящают массовым ролевым и азартным играм, не отрицают зависимости от киберсекса, отличаются электронным бродяжничеством в виде многочасовых и бесцельных передвижений по сети. Их не интересует ни учеба, ни предстоящая профессиональная деятельность, ничего, что находится вне сети. Они уверены, что только виртуальная жизнь имеет смысл. Конфликтуют с членами семьи, пытающимися ограничить их чрезмерное увлечение интернетом. Часто пренебрегают сном и личной гигиеной ради пребывания в сети. Признаются, что испытывают физиологические последствия “жизни” в интернете: нарушения сна, сухость в глазах, боли в спине, “синдром карпального канала”. Группу патологических пользователей составляют юноши, которые ежедневно проводят в интернете от 9 до 12 часов. Все без исключения представители данной группы рано познакомились с интернетом: в 4 года или не позднее шестилетнего возраста.
47 Результаты запоминания простого невербального бессмысленного материала представлены в табл. 2. Среднее время запоминания фигуры № 2 обычными пользователями составляет 13.24 с., активными пользователями – 7.62 с. Полученные результаты свидетельствуют о том, что умеренная интернет-активность тренирует функциональные механизмы мнемических способностей, что и отражается в ускорении запоминания простого невербального материала. При увеличении ежедневного пребывания в сети до 6–9 часов продуктивность функциональных механизмов снижается до 14.93 с., при увеличении до 9–12 часов – до 22.71 с. Обычные пользователи отличаются высокой продуктивностью запоминания простого бессмысленного материала (42.9% от объема выборки). Показатели выше среднего диагностированы у 33.3%, средние – у 19%, а очень высокие – у 4.8% обычных пользователей. В группе активных пользователей обнаружено наибольшее количество лиц с очень высокой продуктивностью природной памяти (30.8%), 59% представителей этой группы отличаются высокой, 7.7% – выше средней и только 2.5% – средней продуктивностью функциональных механизмов мнемических способностей. Среди сверхактивных пользователей картина с продуктивностью запечатления существенно иная. Более половины сверхактивных пользователей (58.7%) показали результаты запоминания.
48 Таблица 1. Распределение выборки студентов в зависимости от степени выраженности интернет-активности, в %
49

50 Таблица 2. Продуктивность запоминания с опорой на функциональные механизмы мнемических способностей студентов с разной степенью интернет-активности
51 простого материала выше среднего, 19.5% – высокие, 17.5% – средние, а 4.3% отличаются очень высокой продуктивностью запоминания с опорой на функциональные механизмы мнемических способностей.
52

53 Примечание. t зап – среднее время запоминания простого невербального бессмысленного материала; σ – стандартное отклонение.
54 Статистически значимых различий в эффективности запоминания простого бессмысленного материала между обычными пользователями и сверхактивными нет (U = 369.5; p 
55 При этом аналогичные показатели активных пользователей отличаются от результатов тех и других почти в 2 раза (7.62 с.). Это свидетельствует о том, что длительность пребывания в виртуальной реальности от 3-х до 6 часов в сутки оказывает тренирующее влияние на функциональные механизмы мнемических способностей. Увеличение ежедневной интернет-активности до 6–9 часов снижает продуктивность природной памяти.
56 Сравнение значений запоминания простого материала сверхактивными и патологическими пользователями подтверждает указанную тенденцию (14.93 с. и 22.71 с. соответственно). Большинство патологических пользователей (71.4%) отличает средняя продуктивность запоминания с опорой на функциональные механизмы, выше среднего – у 28.6% представителей данной группы.
57 Представленные выше различия в запоминании простого бессмысленного невербального материала студентами с разной степенью интернет-активности получили статистическое подтверждение. Обнаружены значимые различия в продуктивности запоминания с опорой на функциональные механизмы мнемических способностей:
58
  • обычных и активных пользователей (U = 210; p < 0.01);
59
  • обычных и патологических пользователей (U = 54; p < 0.01);
60
  • активных и сверхактивных пользователей (U = 265.5; p < 0.000);
61
  • активных и патологических пользователей (U = 8.5; p < 0.000);
62
  • сверхактивных и патологических пользователей (U = 85; p < 0.000)1.
1. Нормальность распределения результатов продуктивности функциональных механизмов была проверена путем расчета параметров распределения и применения критерия нормальности Колмогорова—Смирнова. Результаты свидетельствуют о несоответствии эмпирического распределения нормальному. Для оценки различия средних значений запоминания с опорой на функциональные механизмы мнемических способностей в группах студентов с разной степенью интернет-активности был выбран непараметрический критерий – U-Манна-Уитни.
63 Показатели эффективности запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам мнемических способностей студентов с разной степенью интернет-активности представлены в табл. 3. Статистически значимых различий в результативности запоминания усложненного материала обычными пользователями и сверхактивными нет (U = 445.5; p 
64 Разнонаправленное влияние длительности виртуальной активности на мнемические способности подтверждается статистически значимыми различиями в продуктивности запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам:
65
  • обычных и активных пользователей (U = 270; p < 0.05);
66
  • обычных и патологических пользователей (U = 47.5; p < 0.000);
67
  • активных и сверхактивных пользователей (U = 516; p < 0.01);
68
  • активных и патологических пользователей (U = 3.5; p < 0.000);
69
  • сверхактивных и патологических пользователей (U = 79.5; p < 0.000)2.
2. Нормальность распределения результатов эффективности системы функциональных и операционных механизмов была проверена путем расчета параметров распределения и применения критерия нормальности Колмогорова—Смирнова. Результаты свидетельствуют о несоответствии эмпирического распределения нормальному. Для оценки различия средних значений запоминания благодаря системе функциональных и операционных механизмов мнемических способностей в группах студентов с разной степенью интернет-активности был выбран непараметрический критерий – U-Манна-Уитни.
70 Полученные результаты свидетельствуют о том, что длительная (около 10 лет и более) и систематическая (от 3-х до 6 часов ежедневно) интернет-деятельность создает условия для развития мнемических способностей. Увеличение ежедневной интернет-активности до 9–12 часов приводит к снижению эффективности мнемических действий.
71 В табл. 4 представлены способы запоминания простого, усложненного и наиболее сложного невербального материала пользователями с разной степенью интернет-активности. Обычные пользователи отдают предпочтение группировке (62%), опорному пункту (52%), а также структурированию (38%). Приблизительно треть (33%) используют перекодирование, 28.6% – схематизацию, 14.3% – ассоциации, что вполне согласуется с ранее полученными данными [14].
72 Активные пользователи, являющиеся наиболее успешными при запоминании фигур № 2 и № 3, в 51.5% случаев применяют схематизацию и в 48.2% – структурирование. Следует подчеркнуть, что структурирование и схематизация являются наиболее эффективными способами обработки невербального бессмысленного материала. Они позволяют упростить запоминаемый материал и придать “смысл” составляющим его элементам. Подчеркнем, что качественный состав операционных механизмов активных пользователей существенно отличается от применяемых обычными пользователями мнемических приемов. Помимо структурирования и схематизации активные пользователи применяют: перекодирование (41%), группировку (33%), опорный пункт (18%), аналогию (12.8%), ассоциации (12.8%) и повторение (5.1%). Опрос активных пользователей после эксперимента показал, что их схематизация и структурирование “вбирают” прочие способы обработки материала, которые в данном случае являются сопутствующими, встроенными в них. Сверхактивные пользователи используют разнообразные мнемические приемы. При этом доля интеллектуально емких способов обработки запоминаемого материала (схематизации и структурирования) снижается по сравнению с активными пользователями до 24% и 19.6% соответственно. 63% сверхактивных пользователей применяют опорный пункт, 54.3% – перекодирование, 45.6% – группировку и аналогии, 26% – ассоциации, а также повторение (4.3%). Это свидетельствует о желании сверхактивных пользователей решить поставленную мнемическую задачу, но доминирующие перцептивный и образно-представленческий уровни развития операционных механизмов оказались недостаточными для запоминания бессмысленного материала.
73 Таблица 3. Эффективность запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам мнемических способностей студентов с разной степенью интернет-активности, средние значения, с
74

75 Таблица 4. Виды операционных механизмов мнемических способностей студентов с разной степенью интернет-активности, %
76

77 Патологические пользователи стремились механически запомнить и простой, и сложный невербальный материал, ориентируясь в 100% случаев на повторение. Об этом свидетельствует и однообразие используемых мнемических приемов: выделение опорного пункта (100%), поиск аналогий (35.7%) при отсутствии активного применения наиболее адекватных данному материалу схематизации и структурирования. Итак, студенты, проводящие в виртуальной среде до 12 часов ежедневно в течение нескольких лет, стремились запомнить фигуры из 4-х, 5 и 7 пересекающихся линий с помощью повторения. После неудачных попыток начинали искать опору для того, чтобы запомнить пересечения линий. 35-летний опыт исследования памяти с помощью методики диагностики мнемических способностей позволяет заключить, что патологические пользователи демонстрируют возможности памяти 10–12-летних детей, обусловленные в большинстве случаев отсутствием регулирующих механизмов [10; 11; 12]. Сравнивая процессуальные, результативные и структурные характеристики мнемических способностей пользователей с разной степенью погружения в виртуальную реальность, можно предположить, что познавательные ресурсы патологических пользователей снижаются в условиях отсутствия необходимости самостоятельно управлять умственной активностью. В наибольшей степени указанная тенденция проявилась при запоминании карточки № 10, которую без системного взаимодействия функциональных, операционных и регулирующих механизмов запомнить и воспроизвести нельзя. Если испытуемый в течение 150 секунд не смог запомнить и правильно воспроизвести фигуру № 10, экспериментатор предлагает ее срисовать. 9.5% обычных пользователей не смогли запомнить эту фигуру, но срисовали ее. Активные пользователи, отличающиеся точностью зрительного перцептивного сканирования, высоким уровнем развития образного и абстрактного мышления, справились с этим заданием. Системное взаимодействие функциональных, операционных и регулирующих механизмов их когнитивных способностей обеспечило решение наиболее сложной мнемической задачи. Среди сверхактивных пользователей выявлено 4.5% не справившихся с запоминанием фигуры № 10, но успешно срисовавших ее. 28.6% патологических пользователей не смогли запомнить и правильно воспроизвести фигуру № 10, при этом 7.1% успешно срисовали ее.
78 Почти треть не справившихся с наиболее сложным заданием патологических пользователей и не сумевших ее срисовать заставляют рассматривать длительную и систематическую интернет-активность в качестве детерминанты снижения результативности не только мнемических способностей, но и произвольного внимания, и зрительного восприятия. Данные результаты согласуются с ранее установленными закономерностями функционирования мнемических способностей активного интернет-пользователя, полученными с помощью метода развертывания мнемической деятельности. В частности, было показано, что длительная и систематическая коммуникативная, игровая или познавательная интернет-активность приводит к неспособности запомнить сложный невербальный бессмысленный материал [9; 11; 12; 16; 17].
79 Структура мнемических способностей студентов с разной степенью интернет-активности
80 На рис. 2 представлена структура мнемических способностей обычных пользователей, отражающая системное взаимодействие функциональных и операционных (rs = 0.84), операционных и регулирующих (rs = 0.79), функциональных и регулирующих механизмов (rs = 0.81). Операционные механизмы теснее связаны с функциональными, нежели с регулирующими механизмами, что соответствует третьему уровню развития мнемических способностей (см. табл. 5). Данные результаты согласуются с полученными ранее выводами об уровне развития функциональной системы мнемических способностей старших школьников и студентов, которые изучались как без учета специфики интернет-активности [12], так и на основе дифференциации деятельности в сети [16].
81

Рис. 2. Структура мнемических способностей обычных пользователей

82 Примечание. Здесь и на рис. 3, 4, 5: ФМ – функциональные механизмы; ОМ – операционные механизмы; РМ – регулирующие механизмы; rs – критерий ранговой корреляции Спирмена. Характер связи: положительная; уровень значимости: p < 0.01.
83 Структура мнемических способностей активных пользователей представлена на рис. 3. Приблизительно одинаковые по силе связи между разноуровневыми механизмами демонстрируют наличие сформированной функциональной системы, иначе говоря, четвертого уровня развития мнемических способностей (см. табл. 5). Разнообразные, но при доминирующей роли мышления, мнемические приемы, опирающиеся на тренированные функциональные механизмы (rs = 0.73), обеспечивают высокую скорость и точность запоминания и воспроизведения. Операционные и регулирующие механизмы образуют единый (rs = 0.70) интеллектуальный блок, благодаря которому построение плана запоминания, контроль и антиципация предстоящих мнемических действий “запускаются” еще на этапе знакомства с фигурой № 2 (rs = 0.77). Следует подчеркнуть, что регулирующие механизмы обычных, сверхактивных и патологических пользователей включаются, как правило, после нескольких неудачных попыток запомнить фигуру № 3.
84

Рис. 3. Структура мнемических способностей активных пользователей

85 Структура мнемических способностей сверхактивных пользователей (см. рис. 4) отличается ослаблением связи операционных и функциональных механизмов (rs = 0.59), а также регулирующих и функциональных (rs = 0.47). Контроль и коррекция обработки запоминаемого реализуются успешно (rs = 0.73), но при отсутствии полноценного планирования и антиципации предстоящих действий.
86 По всей вероятности, увеличение длительности пребывания в виртуальной среде разрушает сформировавшуюся функциональную систему мнемических способностей и возвращает с четвертого уровня развития до третьего (см. табл. 5).
87

Рис. 4. Структура мнемических способностей сверхактивных пользователей

88 Последствия наметившейся тенденции распада структуры мнемических способностей сверхактивных пользователей наглядно представлены на рис. 5. Мнемические способности патологических пользователей отличаются тесным взаимодействием функциональных и операционных механизмов (rs = 0.76), но при отсутствии значимых корреляций регулирующих механизмов как с природной основой памяти, так и с мнемическими действиями.
89

Рис. 5. Структура мнемических способностей патологических пользователей

90 На рис. 5 показан распад функциональной системы мнемических способностей патологических пользователей. Длительная и систематическая (до 12 часов в сутки) интернет-активность “возвратила” их на третий уровень развития мнемических способностей (см. табл. 5), который в данном случае диагностируется по ответам испытуемых, показывающих наличие рефлексии выполняемых действий, направленности на решение мнемической задачи, осознанного применения способов обработки экспериментального материала. Другими словами, в ментальном мнемическом пространстве патологического пользователя действия регуляции присутствуют, но не влияют или слабо влияют на процесс запоминания и воспроизведения. Именно это состояние умственной активности патологического пользователя и можно назвать распадом структуры мнемических способностей. Подчиненность виртуальному потоку привела к тому, что сверхактивный пользователь превратился в интернет-зависимого субъекта, при этом утратив субъектность в полном смысле этого слова. Он уже не управляет деятельностью, можно сказать, что деятельности как самостоятельной активности нет: виртуальный поток “захватил” пользователя. В результате утраты саморегуляции субъект интернет-деятельности превратился в объект, управляемый виртуальной реальностью. Мотивационная сфера пользователя, деформированная виртуальной средой, допускает лишь ситуативные установки. Процесс постановки цели становится для патологического пользователя затруднительным. Поведение зависимого пользователя как субъекта деятельности и личности не “запускается” целью, ибо целеобразование не осуществляется. Обобщенные “замыслы” контроля запоминания на основе плана действий оказались почти не доступны представителям этой группы, что и проявилось в отсутствии опоры на мыслительные процессы при обработке поступающей информации. “Подавленное” виртуальным потоком взаимодействие функциональных и операционных механизмов не наполняется регуляцией, с одной стороны, и не является базой для проявления регулирующих механизмов, с другой.
91 Таблица 5. Уровень развития мнемических способностей студентов с разной степенью интернет-активности
Уровень развития мнемических способностей, в%
Группы пользователей Третий Четвертый
Обычные 62 38
Активные 43.6 56.4
Сверхактивные 76 24
Патологические 100 -
92 Уровень развития мнемических способностей является совокупным показателем зрелости системного взаимодействия разноуровневых механизмов. Среди обычных пользователей третий уровень развития функциональной системы мнемических способностей встречается в 1.6 раза реже, нежели четвертый (см. табл. 5). Больше половины (56.4%) активных пользователей отличаются высшим (четвертым) уровнем развития мнемических способностей. По мере увеличения ежедневного пребывания в сети до 6–9 и 9–12 часов наблюдается снижение функционального взаимодействия разноуровневых механизмов: сверхактивных пользователей с третьим уровнем в 3.2 раза больше, нежели с четвертым уровнем развития мнемических способностей. Следовательно, 6–9 часов интернет-активности в сутки на протяжении нескольких лет являются критическим фактором для системного взаимодействия мнемических действий и способов их регуляции, а длительность ежедневного пребывания в сети от 9 до 12 часов приводит к стойкой регрессии когнитивных способностей. Данные результаты согласуются с ранее установленными закономерностями функционирования мнемических способностей активного интернет-пользователя, полученными с помощью метода развертывания мнемической деятельности. В частности, было показано, что длительная и систематическая коммуникативная, игровая или познавательная интернет-активность приводит к неспособности запомнить сложный невербальный бессмысленный материал, обусловленной деформацией регулирующих механизмов мнемических способностей [16; 17]. Настоящее исследование показывает, что погружение в виртуальную реальность до 12 часов сутки в течение нескольких лет приводит к формированию принципиально иной мотивационной сферы человека, при которой деятельность в реальном мире превращается в фоновую активность по отношению к деятельности в сети.
93 ВЫВОДЫ
94
  1. Мнемические способности студентов с разной степенью погружения в виртуальную реальность отличаются продуктивностью, качественным составом мнемических действий, уровнем развития и структурной организацией взаимодействия функциональных, операционных и регулирующих механизмов.
  2. Увеличение продолжительности ежедневной интернет-деятельности до 6 часов сопровождается интеграцией функциональных, операционных и регулирующих механизмов мнемических способностей.
  3. Увеличение длительности активности в виртуальной среде от 9 до 12 часов в сутки приводит к ослаблению внутрисистемных связей и дифференциации функциональных, операционных и регулирующих механизмов мнемических способностей.
  4. Длительное (до 10 лет) и систематическое (от 3 до 6 часов в сутки) погружение в виртуальную реальность приводит к росту продуктивности запоминания невербального бессмысленного материала за счет системного взаимодействия разноуровневых механизмов мнемических способностей.
  5. Длительная (до 10 лет) и систематическая (от 6 до 9 часов в сутки) активность в виртуальной среде приводит к снижению продуктивности запоминания невербального бессмысленного материала, обусловленного ослаблением взаимовлияния регулирующих и операционных механизмов.
  6. Длительная (до 10 лет) и систематическая (от 9 до 12 часов в сутки) виртуальная активность приводит к распаду функциональной системы мнемических способностей, проявляющему в снижении произвольности и продуктивности когнитивных способностей.

Библиография

1. Богачева Н.В. Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр): Дисс. … канд. психол. наук. М., 2015.

2. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Киберзаболевание в системах виртуальной реальности: ключевые факторы и сенсорная интеграция // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 1. С. 56–64.

3. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 5–14.

4. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 35–47.

5. Кузнецова А.В. Когнитивные способности интернет-активных школьников 14–16 лет. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2011.

6. Кузнецова А.В. Специфика изменения мнемических способностей интернет-активных школьников // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. 2015. Т. 1. № 1. С. 18–19.

7. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Дисс. … канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.

8. Толстова О.И. Восприятие картины интернет-активными пользователями // Актуальные проблемы психологического знания. 2017. №3 (44). С. 65–73.

9. Черемошкина Л.В. Влияние интернет-активности на мнемические способности субъекта // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 57–72.

10. Черемошкина Л.В. Диагностика мнемических способностей школьников 10–12 лет: Дис. … канд. психол. наук. Л., 1988.

11. Черемошкина Л.В. Интернет-активность как фактор влияния на когнитивные способности старших школьников // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 1. С. 94–114.

12. Черемошкина Л.В. Влияние Интернет-деятельности на коммуникативные и когнитивные процессы субъекта // Познание в структуре общения / Под ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 331–339.

13. Черемошкина Л.В., Никишина Н.А., Харитонов А.Е. Эффективность мнемических способностей и время реакции геймеров // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 84–93.

14. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования) // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 35–47.

15. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: диагностика и развитие. М.: Педагогика, 1990.

16. Cheremoshkina L.V. Influence of internet–activity for people’s cognitive abilities // The 2nd International Conference on Education and Educational Psychology 2011 (ICEEPSY 2011). Elsevier Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2011. V. 29. P. 1625–1634.

17. Cheremoshkina L.V., Kuznetsova A.V. Mnemonik abilities of internet–active adolescents // Journal of Modern Education Review. 2013. V. 3. № 10. P. 725–734.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести