Мнемические способности студентов с разной степенью погружения в виртуальную реальность
Мнемические способности студентов с разной степенью погружения в виртуальную реальность
Аннотация
Код статьи
S020595920020500-6-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Черемошкина Л. В. 
Должность: Профессор кафедры психологии, профессор кафедры психологии и социальной педагогикип
Аффилиация: Московский педагогический государственный университет, Государственный гуманитарно-технологический университет
Адрес: Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1
Дюпина С. А.
Должность: доцент кафедры психологии и социальной педагогики
Аффилиация: Государственный гуманитарно-технологический университет
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
102-113
Аннотация

Представлены результаты изучения структурной организации мнемических способностей пользователей с разной степенью погружения в виртуальную среду. Исследование осуществлялось с помощью методики диагностики мнемических способностей и теста интернет-зависимости К. Янг. Объем выборки – 120 студентов в возрасте 18–20 лет. Показано, что мнемические способности студентов с разной степенью погружения в виртуальную реальность отличаются продуктивностью, структурной организацией, качественным составом мнемических действий, теснотой взаимосвязей функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Увеличение продолжительности ежедневной интернет-активности до 6 часов сопровождается интеграцией разноуровневых механизмов мнемических способностей. Рост интернет-активности до 9–12 часов в сутки приводит к ослаблению внутриструктурных связей мнемических способностей. Длительная (около 10 лет) и систематическая (от 3 до 6 часов в сутки) активность в виртуальной среде приводит к росту продуктивности запоминания; увеличение продолжительности ежедневного погружения до 9 часов приводит к снижению продуктивности запоминания невербального бессмысленного материала, обусловленного ослаблением взаимовлияния регулирующих и операционных механизмов. Длительная (около 10 лет) и систематическая (от 9 до 12 часов в сутки) виртуальная активность приводит к распаду функциональной системы мнемических способностей, проявляющемуся в снижении произвольности и продуктивности когнитивных способностей.

Ключевые слова
мнемические способности, длительная и систематическая интернет-активность, функциональные механизмы, операционные механизмы, регулирующие механизмы, запоминание
Классификатор
Дата публикации
23.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
333
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S020595920020500-6-1 Дата внесения исправлений в статью - 23.06.2022
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Богачева Н.В. Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр): Дисс. … канд. психол. наук. М., 2015.

2. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Киберзаболевание в системах виртуальной реальности: ключевые факторы и сенсорная интеграция // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 1. С. 56–64.

3. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 5–14.

4. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 35–47.

5. Кузнецова А.В. Когнитивные способности интернет-активных школьников 14–16 лет. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2011.

6. Кузнецова А.В. Специфика изменения мнемических способностей интернет-активных школьников // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. 2015. Т. 1. № 1. С. 18–19.

7. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Дисс. … канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.

8. Толстова О.И. Восприятие картины интернет-активными пользователями // Актуальные проблемы психологического знания. 2017. №3 (44). С. 65–73.

9. Черемошкина Л.В. Влияние интернет-активности на мнемические способности субъекта // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 57–72.

10. Черемошкина Л.В. Диагностика мнемических способностей школьников 10–12 лет: Дис. … канд. психол. наук. Л., 1988.

11. Черемошкина Л.В. Интернет-активность как фактор влияния на когнитивные способности старших школьников // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 1. С. 94–114.

12. Черемошкина Л.В. Влияние Интернет-деятельности на коммуникативные и когнитивные процессы субъекта // Познание в структуре общения / Под ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 331–339.

13. Черемошкина Л.В., Никишина Н.А., Харитонов А.Е. Эффективность мнемических способностей и время реакции геймеров // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 84–93.

14. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования) // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 35–47.

15. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: диагностика и развитие. М.: Педагогика, 1990.

16. Cheremoshkina L.V. Influence of internet–activity for people’s cognitive abilities // The 2nd International Conference on Education and Educational Psychology 2011 (ICEEPSY 2011). Elsevier Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2011. V. 29. P. 1625–1634.

17. Cheremoshkina L.V., Kuznetsova A.V. Mnemonik abilities of internet–active adolescents // Journal of Modern Education Review. 2013. V. 3. № 10. P. 725–734.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести