- Код статьи
- S020595920020500-6-
- DOI
- 10.31857/S020595920020500-6
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 43 / № 3
- Страницы
- 102-113
- Аннотация
Представлены результаты изучения структурной организации мнемических способностей пользователей с разной степенью погружения в виртуальную среду. Исследование осуществлялось с помощью методики диагностики мнемических способностей и теста интернет-зависимости К. Янг. Объем выборки – 120 студентов в возрасте 18–20 лет. Показано, что мнемические способности студентов с разной степенью погружения в виртуальную реальность отличаются продуктивностью, структурной организацией, качественным составом мнемических действий, теснотой взаимосвязей функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Увеличение продолжительности ежедневной интернет-активности до 6 часов сопровождается интеграцией разноуровневых механизмов мнемических способностей. Рост интернет-активности до 9–12 часов в сутки приводит к ослаблению внутриструктурных связей мнемических способностей. Длительная (около 10 лет) и систематическая (от 3 до 6 часов в сутки) активность в виртуальной среде приводит к росту продуктивности запоминания; увеличение продолжительности ежедневного погружения до 9 часов приводит к снижению продуктивности запоминания невербального бессмысленного материала, обусловленного ослаблением взаимовлияния регулирующих и операционных механизмов. Длительная (около 10 лет) и систематическая (от 9 до 12 часов в сутки) виртуальная активность приводит к распаду функциональной системы мнемических способностей, проявляющемуся в снижении произвольности и продуктивности когнитивных способностей.
- Ключевые слова
- мнемические способности, длительная и систематическая интернет-активность, функциональные механизмы, операционные механизмы, регулирующие механизмы, запоминание
- Дата публикации
- 23.06.2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 393
Библиография
- 1. Богачева Н.В. Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр): Дисс. … канд. психол. наук. М., 2015.
- 2. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Киберзаболевание в системах виртуальной реальности: ключевые факторы и сенсорная интеграция // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 1. С. 56–64.
- 3. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 5–14.
- 4. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 35–47.
- 5. Кузнецова А.В. Когнитивные способности интернет-активных школьников 14–16 лет. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2011.
- 6. Кузнецова А.В. Специфика изменения мнемических способностей интернет-активных школьников // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. 2015. Т. 1. № 1. С. 18–19.
- 7. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Дисс. … канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.
- 8. Толстова О.И. Восприятие картины интернет-активными пользователями // Актуальные проблемы психологического знания. 2017. №3 (44). С. 65–73.
- 9. Черемошкина Л.В. Влияние интернет-активности на мнемические способности субъекта // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 57–72.
- 10. Черемошкина Л.В. Диагностика мнемических способностей школьников 10–12 лет: Дис. … канд. психол. наук. Л., 1988.
- 11. Черемошкина Л.В. Интернет-активность как фактор влияния на когнитивные способности старших школьников // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 1. С. 94–114.
- 12. Черемошкина Л.В. Влияние Интернет-деятельности на коммуникативные и когнитивные процессы субъекта // Познание в структуре общения / Под ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 331–339.
- 13. Черемошкина Л.В., Никишина Н.А., Харитонов А.Е. Эффективность мнемических способностей и время реакции геймеров // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 84–93.
- 14. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования) // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 35–47.
- 15. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: диагностика и развитие. М.: Педагогика, 1990.
- 16. Cheremoshkina L.V. Influence of internet–activity for people’s cognitive abilities // The 2nd International Conference on Education and Educational Psychology 2011 (ICEEPSY 2011). Elsevier Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2011. V. 29. P. 1625–1634.
- 17. Cheremoshkina L.V., Kuznetsova A.V. Mnemonik abilities of internet–active adolescents // Journal of Modern Education Review. 2013. V. 3. № 10. P. 725–734.