Коротко о событиях
Коротко о событиях
Аннотация
Код статьи
S020596060012001-3-1
Тип публикации
Разное
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
645-647
Аннотация

   

Классификатор
Получено
29.09.2020
Дата публикации
29.09.2020
Всего подписок
24
Всего просмотров
1595
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 19 декабря 2019 г. – 2 марта 2020 г. Санкт-Петербург. В Государственном Русском музее прошла выставка, приуроченная к Году Антарктиды в России. Основу экспозиции составили разделы, посвященные открытию Антарктиды и освоению Арктики российскими путешественниками, мореплавателями и учеными. В экспозиции были представлены уникальные материалы, связанные с историей открытия шестого континента: рисунки и акварели, выполненные П. Н. Михайловым – участником кругосветного плавания шлюпов «Мирный» и «Восток» в 1819–1821 г., географические карты из собрания Российского государственного архива Военно-морского флота. Значительный раздел выставки составили работы, посвященные изучению российского Заполярья и Арктики: листы из альбома литографий к «Путешествию Бэра на Новую Землю в 1837 году», произведения, связанные с подвигом экипажа парохода «Челюскин» и участников легендарного дрейфа папанинцев на льдине. На выставке были показаны портреты знаменитых мореплавателей и полярных исследователей, изображения представителей коренных народов Севера и уникальные образцы чукотской резьбы по кости, пейзажи и анималистические композиции, а также медали и памятные знаки, связанные с историей путешествий к двум полюсам земного шара.
2

* * *

3 21 декабря 2019 г. Пермский край, пос. Всеволодо-Вильва. В «Доме Пастернака», филиале Пермского краеведческого музея, открылась экспозиция «Завод. Станция. Поселок», приуроченная к 200-летнему юбилею поселка Всеволодо-Вильва и его заводской эпохи. Промышленная история поселка, названного по имени владельцев заводов Всеволожских и реке Вильве, началась со строительства железоделательных заводов и создания горнозаводского комплекса. Во второй половине XIX в. завод превратился в чугуноплавильный, но к концу столетия пришел в упадок. В 1890 г. бывшее имение Всеволожских приобрел известный московский фабрикант Савва Морозов, который наладил во Всеволодо-Вильве химическое производство, открыл школу, театр и больницу. В 1915 г. по приглашению вдовы Саввы Морозова Зинаиды Григорьевны Резвой управляющим завода становится молодой доктор химии из Москвы Б. И. Збарский, в будущем крупный советский биохимик и организатор науки, участвовавший в бальзамировании тела Ленина. В 1916 г. его помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчетности был молодой Б. Пастернак.
4 Многие материалы для экспозиции были собраны учащимися школы № 8 им. А. П. Чехова, местными жителями, бывшими работниками завода. Карты, геологические породы, химическая посуда, образцы продукции завода были получены из фондов Пермского краеведческого музея.
5

* * *

6 20 февраля 2020 г. Санкт-Петербург. В Институте истории СПбГУ открылась выставка «Преодолевая лед забвения», посвященная истории Байкальской переправы, связывавшей западный и восточный берега озера Байкал и являвшейся частью Транссибирской магистрали. Межрегиональный выставочный проект создан Центральным музеем железнодорожного транспорта России совместно с Байкальским государственным природным биосферным заповедником. Устроители выставки, основываясь на свидетельствах очевидцев и современников, документах и фотографиях, стремились показать Байкальскую переправу как уникальный образец инженерного искусства, яркое и героическое явление национальной истории.
7

* * *

8 21–22 февраля 2020 г. Пос. Танхой, Республика Бурятия – пос. Листвянка, Иркутская область. Русским географическим обществом был организован пеший переход по льду озера Байкал, посвященный 120-летию начала работы Байкальской переправы, соединявшей участки Транссибирской магистрали в кратчайшем и наиболее удобном месте. По воде и по льду Байкала совершались перевозки грузов и пассажиров. Особое значение переправа приобрела во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. для переправки войск, боеприпасов, снаряжения, техники. В 2017 г. в поселке Танхой открылся историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа». Инициатором его создания стал Байкальский государственный природный биосферный заповедник. Совместно с ОАО «Российские железные дороги» были установлены воинские вагоны, воссоздан станционный дом, где размещена экспозиция, включающая историческую реконструкцию порта Танхой. Действует сайт, который является составной частью этого проекта. Он знакомит с историей Байкальской переправы и освещает деятельность историко-мемориального комплекса.
9

* * *

10 16 марта – 29 августа 2020 г. Москва. В читальном зале отдела картографических изданий Российской государственной библиотеки проходила выставка «101 русский магнитный компас». Экспонаты для выставки были предоставлены «Музеем магнитных компасов», организованным в 2019 г. в г. Шатуре М. Ю. Ивановым. Основой для музея послужила коллекция, которую Иванов собирал с 1989 г., в настоящее время она насчитывает 820 компасов разных стран и времен. Большая часть музейных экспонатов представлена на выставке. Среди них – раритетный поморский компас-маточка второй половины XVII в., русские компасы начиная с середины XIX в., советские компасы разного назначения. Коллекция компасов дополнена картами и атласами из фонда отдела картографических изданий.
11

* * *

12 15 мая 2020 г. Мюнхен. На сайте Немецкого музея достижений науки и техники помещена информация о ходе реставрации уникального экспоната – планера Отто Лилиенталя. После открытия музея, закрывавшегося на карантин по коронавирусу, посетители смогут наблюдать за ходом работ. Предполагается, что планер из музея – именно тот, на котором Лилиенталь совершал полеты с насыпного искусственного холма в Лихтерфельде в 1894 г., и один из пяти оставшихся в мире экземпляров. Особенно ценным его делает сохранность значительного количества оригинальных частей и то, что он никогда не подвергался существенной реставрации. Планер попал в музей в 1906 г. За более чем 125 лет он серьезно пострадал от солнечных лучей и перепада температур. В 1944 г. летательный аппарат укрыли от бомбардировок в депо, где условия совершенно не подходили для его хранения. Хлопковое полотно крыльев требует серьезной реставрации, так как находится в плохом состоянии и имеет утраты, а деревянные части конструкции сильно повреждены короедом. Планируется, что реставрация займет два года.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести