- Код статьи
- S020596060015691-2-1
- DOI
- 10.31857/S020596060015691-2
- Тип публикации
- Разное
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 42 / №2
- Страницы
- 387-388
- Аннотация
- Ключевые слова
- Дата публикации
- 28.06.2021
- Всего подписок
- 17
- Всего просмотров
- 1335
БЕЛОЗЕРОВ О. П. Становление и эволюция научной дисциплины в социально-политическом контексте: М. М. Завадовский и динамика развития организма. Диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук по специальности 07.00.10 – история науки и техники. Работа выполнена в Институте истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН. Официальные оппоненты: д. с.-х. н., иностранный член РАН, проф. В. И. ГЛАЗКО, д. м. н., чл.-корр. РАН С. Л. КУЗНЕЦОВ, д. б. н., проф. Н. Д. ОЗЕРНЮК. Ведущая организация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Защита состоялась 17 декабря 2019 г. в Институте истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН.
Целью данного диссертационного исследования было изучение истории становления, развития и заката динамики развития организма – научного направления, созданного видным советским биологом М. М. Завадовским – и анализ научных и социально-политических факторов, оказавших влияние на эти процессы. Круг задач, которые ставил перед динамикой развития ее создатель, претерпел определенную эволюцию во времени: если во второй половине 1920-х гг. цель динамики развития виделась им в синтезе механики развития, генетики и учения об эволюции в одну сверхнауку, то с первой половины 1930-х гг. Завадовский, говоря о задачах динамики развития, делает акцент на причинном изучении развития живого организма с момента рождения и до смерти, т. е. изучении факторов, действующих в ходе индивидуального развития, с упором на использовании полученных знаний для хозяйственных нужд.
В диссертации были выявлены и проанализированы архивные и опубликованные источники, касающиеся жизни и научной деятельности Завадовского; установлены истоки его интереса к проблемам индивидуального развития; проанализированы научный, социально-политический и идеологический контексты, в которых протекала работа Завадовского, в частности состояние репродуктивной эндокринологии и исследований в области морфогенеза и участие ученого в идеологических дискуссиях, происходивших в советской науке в 1930–1940-е гг.; исследованы подходы Завадовского к изучению индивидуального развития, проанализированы смысловое содержание концепции динамики развития организма и его эволюция под влиянием социально-политических и идеологических факторов, выделены этапы развития этой концепции; проанализированы процессы институционализации динамики развития как нового научного направления, которые включали в себя организацию соответствующих исследовательских и образовательных учреждений, научных изданий и становление научной школы Завадовского, делавшей акцент на разработке проблематики динамики развития; изучено восприятие динамики развития советским биологическим сообществом. Также установлены причины заката динамики развития и рассмотрено ее значение для становления биологии развития в СССР.
ФАНДО Р. А. Научная и образовательная деятельность народных университетов России в условиях социально-политических изменений начала ХХ в. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 – отечественная история. Работа выполнена в Институте истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН. Официальные оппоненты: д. и. н. М. В. ГРИБОВСКИЙ, д. и. н. А. Е. ИВАНОВ, д. и. н. Е. А. РОСТОВЦЕВ. Ведущая организация: Архив Российской академии наук. Защита состоялась 13 ноября 2020 г. в Российском государственном гуманитарном университете.
Исследование посвящено появлению и деятельности в начале ХХ в. народных университетов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Томске. История этих учебных заведений отражает общие тенденции и проблемы развития образования в России в переломный для страны период, что позволило рассмотреть фундаментальные вопросы истории отечественной высшей школы (либеральные изменения в условиях государственного противодействия идеям доступного обучения, борьбу за университетскую автономию, активную поддержку народных университетов частным капиталом), прояснить причины популярности в общественном мнении начала XX в. негосударственных вузов, определить влияние позитивных и негативных сторон преобразований общественно-политической жизни на открытие, деятельность и в конечном итоге на закрытие негосударственных высших учебных заведений. Значительный интерес представляет анализ роли народных университетов в зарождении и развитии различных научных направлений и научных школ как в социогуманитарных, так и в естественно-научных областях.