Историк техники Н. К. Ламан: удивительные находки по истории завода «Электропровод»
Историк техники Н. К. Ламан: удивительные находки по истории завода «Электропровод»
Аннотация
Код статьи
S020596060020598-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Борисов Василий Петрович 
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Москва, ул. Балтийская, д. 14
Выпуск
Страницы
231-244
Аннотация

Будущий историк техники Н. К. Ламан поступил в аспирантуру Института истории естествознания и техники АН СССР в 1954 г. после окончания Института цветных металлов и золота им. М. И. Калинина и трех лет работы на заводе «Электропровод» в Москве. История этого завода станет в дальнейшем темой ряда научных работ Ламана. Это предприятие возникло на базе золотоканительной фабрики купцов Алексеевых, которая в XIX в. выпускала продукцию, пользовавшуюся спросом как в России, так и за рубежом. В 1882 г. работу на этой фабрике начал юный К. С. Алексеев, спустя годы получивший известность как режиссер и реформатор театра К. С. Станиславский. Инженерно-организационная деятельность Алексеева (Станиславского) в области золотоканительного производства была описана Ламаном в нескольких статьях и монографии. В 1892 г. Алексеев совершил поездку для изучения зарубежного опыта на ряд заводов Западной Европы, после чего внес значительный вклад в реорганизацию московского золотоканительного производства. Став в 1898 г. главным режиссером и директором Московского Художественного театра, он освободился от полномочий непосредственного руководства фабрикой, оставаясь при этом в должности председателя правления Товарищества золотоканительных фабрик. В статье проанализированы исследования Ламана по истории фабрики Алексеевых – завода «Электропровод» и в первую очередь его монография «История завода “Электропровод”», написанная совместно с Ю. И. Кречетниковой (1967).

Ключевые слова
Н. К. Ламан, К. С. Алексеев (Станиславский), завод «Электропровод», Ю. И. Кречетникова, золотоканительная фабрика, волочильная машина, Московский Художественный театр
Классификатор
Получено
25.06.2022
Дата публикации
27.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
510
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Вторая половина 1950-х – начало 1960-х гг. стали периодом активизации исследовательской, публикационной и организационной деятельности в области истории науки и техники в СССР. Как отмечал С. С. Илизаров,
2 «в изучении истории науки и техники поворотной вехой стал 1956 г. Наряду с эпохальными внутриполитическими событиями, такими как ХХ съезд и начавшаяся десталинизация, важнейшим явилось создание Советского национального объединения историков науки и техники (СНОИЕТ). Роль Национального объединения (неоднократно менявшего свое наименование) в процессе активизации и координации исследований невозможно переоценить»1.
1. Илизаров С. С. Отечественная историография истории науки и техники. Хроника: 1901–2011 гг. М.: Янус-К, 2012. С. 20.
3 Действительно, уже на первой конференции СНОИЕТ, прошедшей 21– 22 июня 1957 г. в большом конференц-зале Политехнического музея, был принят целый ряд решений, важных для дальнейшей деятельности комитета. Так, для организации работы в области истории техники было решено сформировать следующие секции СНОИЕТ, возглавляемые известными учеными: – истории горного дела и металлургии (А. А. Зворыкин); – истории машиностроения (И. И. Артоболевский); – истории энергетики и связи (Л. Д. Белькинд); – истории строительной техники (И. Г. Васильев); – истории транспорта (В. С. Виргинский); – истории авиации (Г. С. Козлов).
4

Н. К. Ламан (в центре) – ученик электромонтера на авиационном заводе (1943–1945)

5 В Институте истории естествознания и техники АН СССР к тому времени работа в данных направлениях в большей или меньшей степени уже велась. Авторами значительного количества публикаций по истории техники были сотрудники ИИЕТ С. В. Шухардин, А. А. Чеканов, В. И. Остольский, Ф. Я. Нестерук, А. А. Кузин, набирались опыта и более молодые сотрудники – В. Н. Сокольский, Л. Г. Давыдова, В. Б. Яковлев, З. К. Новокшанова (Соколовская), О. И. Павлова и др. В 1955 г. в этот коллектив вошел недавний выпускник Московского института цветных металлов и золота им. М. И. Калинина Николай Константинович Ламан.
6 Путь в науку для Ламана, так же как для многих представителей его поколения, был далеко не простым. Окончив в 1941 г. восьмой класс школы, Николай с началом войны пошел работать на авиационный завод в Москве учеником электромонтера. Он принимал активное участие в противовоздушной обороне Москвы, тушил зажигательные бомбы, ликвидировал возгорания. Был награжден медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Среднее образование завершил в московской школе рабочей молодежи № 9 в 1945 г.
7 В 1946 г. Ламан поступил в Московский институт цветных металлов и золота им. М. И. Калинина и в 1952 г. окончил его, получив диплом инженера-металлурга по специальности «обработка металлов давлением». Был направлен по распределению на московский завод «Электропровод». Работая здесь инженером-технологом, а затем заместителем начальника цеха, Ламан внес вклад в совершенствование технологии и оборудования проволочно-волочильных процессов.
8

Н. К. Ламан – инженер-технолог, зам. начальника цеха на заводе «Электропровод» (1951–1955)

9 Вместе с тем пытливого инженера-технолога с какого-то момента очень заинтересовала история завода «Электропровод». Обратившись к архивам, Ламан установил, что завод ведет свою историю от Московской фабрики волоченного и плащенного золота и серебра, основанной в 1785 г. Основателем и владельцем фабрики был семейный клан купцов Алексеевых. Золотоканительные изделия и другая продукция фабрики получили известность и пользовались спросом не только в России, но и за границей. Открывались все новые интересные факты, у молодого инженера появляется желание исследовать историю завода «Электропровод» более профессионально.
10 В 1954 г. Ламан поступает в заочную (с 1955 г. переводится в очную) аспирантуру ИИЕТ АН СССР по специальности «история металлургии»2. Его научным руководителем стал доктор технических наук, профессор В. А. Глембоцкий, крупный ученый в области обогащения полезных ископаемых. Общение с Глембоцким, являвшимся сотрудником Института горного дела и при этом имевшим опыт исследований в области истории науки и техники, многое дало Ламану. В период учебы в аспирантуре он публикует научные статьи в «Трудах Института истории естествознания и техники АН СССР», журналах «Вестник электропромышленности», «Металлург» и др.
2. Научный архив ИИЕТ РАН. Личное дело Н. К. Ламана.
11 В 1959 г. Ламан становится младшим научным сотрудником сектора истории металлургии и горной техники ИИЕТ АН СССР. Работа в секторе была поставлена так, что скучать не приходилось: вскоре младший научный сотрудник активно участвует в подготовке материалов для сборника «Курская магнитная аномалия», библиографического справочника по истории горного дела и металлургии. На конференции советских историков естествознания и техники, состоявшейся в Москве 27 мая – 1 июня 1959 г., Ламан выступил с докладом о некоторых результатах исследования истории завода «Электропровод». Эта история оказалась настолько интересной, что написанием работ по этой теме Ламан занимался на протяжении ряда лет3.
3. Фролов Г. Д., Троицкий И. Д., Ламан Н. К., Садаков А. И., Калинин Н. И. Московскому кабельному заводу «Электропровод» 175 лет // Вестник электропромышленности. 1960. № 12. C. 18–23; Ламан Н. К. Первый в России цех по изготовлению алмазных волок // Металлург. 1965. № 4. C. 36–37; Ламан Н. К., Кречетникова Ю. И. История завода «Электропровод». М.: Энергия, 1967.
12 С 1963 г. Ламан – старший научный сотрудник сектора истории современной научно-технической революции ИИЕТ. Работает он с увлечением и плодотворно. В том же году выходит его книга «Развитие техники волочения металлов»4, вызвавшая значительный интерес специалистов в области технологии обработки металлов. При написании книги Николай Константинович, помимо литературных источников, использовал архивные материалы, охватывающие обширный исторический период.
4. Ламан Н. К. Развитие техники волочения металлов. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
13 Работа, связанная с написанием монографий, несколько задержала завершение диссертационных дел. Диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме «Основные этапы и тенденции развития техники волочения металлов (от зарождения до наших дней)» Ламан защитил в 1965 г. В 1967 г. вышла в свет монография «История завода “Электропровод”» – плод активного творческого поиска Ламана (совместно с Ю. И. Кречетниковой) не только в истории технологии обработки металлов, но в определенной степени и в жанре научной биографии5.
5. Ламан, Кречетникова. История завода «Электропровод»…
14 Семейный клан купцов Алексеевых, основавших Московскую фабрику волоченного и плащенного золота и серебра еще в конце XVIII в., вел свои дела продуманно и основательно. Их не смогло нарушить даже нашествие Наполеона на Москву, во время которого первая фабрика Алексеевых сгорела.
15

Н. К. Ламан

16 В 1816 г. Семен Алексеев стал владельцем дома на Большой Алексеевской ул. на Таганке. Приобрел по соседству с ним большой участок, на котором расположились корпуса новой золотоканительной фабрики. Налаженное в этих зданиях производство непрерывно расширялось: в 1843 г. на фабрике работали 140 рабочих, были установлены 135 станков. Товарная продукция фабрики – тонкие золотые и серебряные нити, канители (тонкая витая проволока), блестки и другие изделия – пользовалась спросом. В 1843 г. фабрика С. Алексеева выпустила изделий на сумму 500 тыс. руб., что превышало общую стоимость продукции, произведенной в том же году остальными двумя десятками золотоканительных предприятий Москвы.
17 Расширение производства продолжалось в 1854–1856 гг., для этого Владимиру Алексееву, к которому перешло управление фирмой, пришлось построить еще десяток корпусов. В 1856 г. фабрика В. Алексеева выполнила крупный заказ по случаю коронации Александра II; годовой оборот фабрики достиг 800 тыс. руб., в производстве были заняты 300 рабочих. Золотоканительная фабрика получила известность не только в России, но и за рубежом. За участие в Варшавской выставке 1857 г., где продукция фирмы получила высокую оценку, владелец фирмы Владимир Алексеев был удостоен ордена Св. Станислава второй степени.
18 Наградами отмечалось участие фирмы «Владимир Алексеев» и на многих других выставках: – Всемирная выставка в Лондоне (1862) – медаль «В знак почета»; – Парижская всемирная выставка (1867) – бронзовая медаль; – Всемирная выставка в Вене (1873) – медаль «За заслуги»; – Парижская всемирная выставка (1878) – серебряная медаль; – Всероссийская промышленно-художественная выставка в Москве (1882) – присвоено право изображения государственного герба6.
6. Там же. С. 13.
19 По-видимому, фактом, чрезвычайно заинтересовавшим Ламана с началом изучения истории завода «Электропровод», стала связь с историей завода биографии великого режиссера и реформатора театра Константина Сергеевича Станиславского. И уже в 1960-х гг., сначала в статьях, а затем в книге, посвященной истории завода «Электропровод», Ламан написал об инженерно-производственной деятельности Станиславского – существенной странице биографии великого режиссера, малоизвестной даже завзятым театралам.
20 Юный К. С. Алексеев (Станиславский – псевдоним с 1885 г.) поступил в контору золотоканительной фабрики на работу в 1882 г., окончив шестой класс классической гимназии. О фабрике и ее деятельности он был наслышан от отца С. В. Алексеева, руководившего торговыми и промышленными делами товарищества «Владимир Алексеев», в ведении которого была золотоканительная фабрика, а также от братьев и родственников.
21 О первых шагах К. С. Алексеева на фабрике рассказал в своих воспоминаниях его брат В. С. Алексеев, тоже непосредственно связанный с этим предприятием:
22 «Костя поступил по собственному желанию на золотоканительную фабрику Товарищества «Владимир Алексеев» в Рогожской, под начальство нашего дяди, Александра Владимировича Алексеева, и его сына, Николая Александровича (потом городского головы). Костя не любил гимназии и института и поступление на фабрику считал освобождением от классицизма. Он быстро освоился с делом, им были довольны. Работа там была кропотливая и ответственная. Приходилось иметь дело с золотниками и долями золота и серебра. Трудность еще была в том, что надо было взвешивать металл, катушки, крохи и прочее правой рукой на очень чувствительных коромысловых весах, а на счетах одновременно считать левой рукой […] Помню, как Костя возмущался рутинерством дяди, который требовал, чтобы все делалось по заведенному порядку, и не допускал мысли о том, чтобы какую-нибудь ручку с пером можно было класть иначе, чем это было установлено»7.
7. Там же. С. 15.
23 «Конторская деятельность показалась Константину скучной, неинтересной и даже ненужной», – писали Ламан и Кречетникова в своей книге. «В неопубликованных дневниках К. С. Станиславского, любезно предоставленных авторам его дочерью К. К. Алексеевой, неоднократно говорится об этом»8.
8. Там же. С. 15–16.
24 В этот период К. С. Алексеев уже увлекался театром. В подмосковном имении семья устроила домашний театр, где Константин вместе с сестрами и товарищами разыгрывали самые разные спектакли. Эти репетиции, а потом и участие в публичных любительских спектаклях, все больше захватывали одаренного юношу. В то же время он сознавал, что семейное дело, продолжение того, чем занимается его отец, должно быть для него на первом месте. Продолжая работать на золотоканительной фабрике, К. С. Алексеев старается более детально ознакомиться с устройством станков и машин, технологией процессов производства. В течение 1880-х гг. Константин Сергеевич подробно изучил технологию плавки металла, процессы ковки, прокатки и волочения, технологию покрытия изделий благородными металлами и другие производственные процессы9.
9. Там же. С. 16.
25 По мере изучения применяемых на фабрике процессов и оборудования Константин Сергеевич проявляет интерес к информации о том новом, что появляется на родственных предприятиях Западной Европы. В мае 1892 г. К. С. Станиславский совершает зарубежную поездку с целью изучения золотоканительного производства на западноевропейских заводах. Посещает несколько заводов в Германии и Франции. Наиболее плодотворной оказалась поездка в Париж, где Станиславский побывал на двух заводах и заказал для своей фабрики несколько машин новых образцов.
26 «Радуюсь тому, что цель моей поездки достигнута вполне, – пишет он жене из Парижа. – Кажется, в машинах я не ошибся и куплю последние типы. Узнал много секретов золотоканительного производства. Словом, думаю, что времени не потерял даром10. Все, кажется, устроилось очень хорошо, и по приезде в Москву я буду знать все и даже больше по интересовавшим меня вопросам золотоканительного дела, – сообщает он тогда же в письме родителям. Интересного я узнал очень и очень много. Теперь меня уже не удивляют баснословно дешевые цены заграничных рынков. Папаня поймет, какого прогресса достигли здесь в золотоканительном деле: я купил машину, которая сразу тянет товар через 14 алмазов. Другими словами: с одного конца машины идет очень толстая проволока, а с другого – выходит совершенно готовая […] Надеюсь, что по приезде мне удастся поставить золотоканительное дело так, как оно поставлено за границей»11.
10. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 9 томах. М.: Искусство, 1988. Т. 1. С. 100.

11. Там же. 1995. Т. 7. С. 133.
27 По возвращении в Москву Станиславский руководит внедрением на фабрике новых производственных процессов и оборудования: вводит в эксплуатацию новейшие образцы волочильных машин многократного действия, добивается освоения не применявшейся до того технологии гальванического покрытия проволоки благородными металлами. Одновременно начинает работать над планом-проектом реорганизации производства и в начале 1893 г. представляет его правлению товарищества.
28 Проект Станиславского отличался тщательностью проработки организации производственных процессов. Так, обращая внимание на необходимость наличия в производстве кузницы, Константин Сергеевич пишет:
29 «Паровой молот и кузница должны быть помещены рядом с котельной, но непременно в отдельном помещении, с одной стороны, ввиду сотрясения грунта и смежных стен, которое производит молот при работе, с другой же стороны, ввиду копоти и пыли, которыми неизбежно окружает себя кузница»12.
12. Ламан, Кречетникова. История завода «Электропровод»… С. 24.
30

Высокоскоростные волочильные машины, впервые внедренные в России К. С. Станиславским, 1892 г.

31 После этого Станиславский и инженер А. Шамшин составляют проект объединения золотоканительных фабрик в одно укрупненное «Товарищество золотоканительного производства “Вл. Алексеев” и “П. Вишняков и А. Шамшин”».
32 Слияние двух золотоканительных фабрик состоялось 31 января 1894 г. на первом собрании учредителей образованного товарищества. Основной капитал товарищества составил крупную по тем временам сумму – 1 млн руб., состоявшую из 100 паев по 10 000 руб. каждый. На этом же собрании товарищества было утверждено правление товарищества, состоявшее из четырех директоров. Председателем правления был избран К. С. Алексеев (Станиславский)13.
13. Там же. С. 29.
33 Уже вскоре после назначения на эту должность Станиславский представляет план перестройки фабричных корпусов и постройки нового корпуса, оборудованного по последнему слову мировой техники. В его проекте подробно указывается, какие образцы паровых двигателей и других машин надо приобрести, где их установить, излагается ряд требований по эксплуатации оборудования.
34 Реконструкция московской золотоканительной фабрики была завершена в основном в 1896 г. Неоднократно посещавший фабрику профессор Московского высшего технического училища К. И. Тумский в своей книге «Канительная промышленность в России и заграницей» отметил, в частности, следующее:
35 «Фабрика Товарищества «Вл. Алексеев, П. Вишняков и А. Шамшин» по общему благоустройству – одна из лучших фабрик. Во всех отделениях фабрики чисто, светло и просторно, везде теплые переходы. Есть для рабочих приемный покой, читальня и небольшой театр, переделанный из какой-то мастерской»14.
14. Тумский К. И. Канительная промышленность в России и заграницей. М.: Изд-во Департамента промышленности и мануфактур, 1901. С. 89.
36 За всеми нововведениями, направленными на улучшение быта и жизни рабочих, как правило, стоял Станиславский. После устройства читальни в одном из фабричных помещений были организованы воскресные публичные чтения, создан хор из рабочих.
37

К. С. Станиславский, 1890 г.

38 Между тем театр, участие в спектаклях и режиссура все больше захватывают Станиславского. В феврале – марте 1898 г. Станиславский и Немирович-Данченко формируют труппу и начинают разрабатывать репертуар Художественного театра. 19 апреля того же года Станиславский официально назначается на должность главного режиссера и директора Московского общедоступного театра.
39 Разрываться как прежде между фабричными и театральными делами Станиславскому становится трудно. Вскоре после открытия Художественного театра он передает значительную часть организационно-технической работы инженеру Т. М. Алексенко-Сербину, поступившему на фабрику в 1898 г. В 1899 г. Станиславский освобождается от ряда других полномочий по фабрике, оставшись при этом в должности председателя правления товарищества соединенных фабрик15.
15. Ламан, Кречетникова. История завода «Электропровод»… С. 35.
40 К этому времени в результате проведенной работы по реорганизации и усовершенствованию золотоканительного производства фабрика превратилась в крупное, технически передовое предприятие. Изделия фабрики экспортировались в Индию, Китай, Турцию, США и другие страны. На состоявшейся в 1900 г. Всемирной промышленной выставке в Париже фабрика экспонировала новый вид золотошвейных нитей, какие (по тонкости и мягкости) не могла изготовить ни одна фабрика мира. Жюри выставки высоко оценило продукцию российской золотошвейной фабрики, удостоив ее высшей награды – золотой медали «Гран При». Станиславскому и еще нескольким сотрудникам были вручены медали и дипломы16.
16. Там же. С. 31–32.
41 В этот период работники фабрики уже были наслышаны о театральной деятельности своего директора. Многим хотелось побывать в основанном им Художественном театре. Узнав об этом, Станиславский передает для сотрудников фабрики десять контрамарок в театр на ближайший спектакль, что еще не раз делает в дальнейшем.
42 Спустя некоторое время по инициативе Станиславского был создан любительский театр на фабрике. Одно из помещений переоборудовали под сцену и небольшой зрительский зал. Организация фабричного театра по тем временам была редкостью; «самодеятельность» рабочих не могла не привлечь внимания полиции. Поэтому театр, организованный в 1895 г., официально именовался Рогожским отделением 1-го Московского общества трезвости. Режиссером фабричной театральной труппы стал мастер золотоканительного дела М. Н. Николаев, знавший Константина Сергеевича со времени его прихода на фабрику. К 1898 г. артистами-любителями под руководством Николаева и при содействии Станиславского была подготовлена разнообразная программа. Первыми спектаклями, представленными фабричной труппой, стали постановки пьес «Бедность не порок» А. Н. Островского и «Предложение» А. П. Чехова. Открытие в 1898 г. Художественного театра по времени совпало с рождением любительской театральной труппы на фабрике, вдохновителем которой также был Станиславский.
43 Представления театра золотоканительной фабрики нашли в 1898 г. оживленный отклик в московской прессе. В одной из центральных газет, «Русском слове», в частности, сообщалось:
44 «В пятницу, 10 апреля, Рогожским отделением был устроен бесплатный спектакль, привлекший массу зрителей. Разыгранные любителями пьесы: комедия Островского «Не все коту масленица» и водевиль «В тихом уголку» прошли довольно дружно и вызвали шумное одобрение присутствующих, с большим интересом следивших за ходом действия на сцене. Много искреннего смеха доставил простой публике водевиль, прошедший весьма бойко и оживленно. Помещение под спектакли предоставлено администрацией фабрики московского товарищества золотоканительного производства»17.
17. Русское слово. 12 апреля 1898 г. № 101. С. 3.
45

Спектакль «Простушка и воспитанная» любительского театра золотоканительной фабрики, 1899 г.

46 Интерес рабочих и служащих к спектаклям фабричного театра был очень большим. Зрительный зал был всегда переполнен. Часто зрители стояли у входных дверей или в проходах между скамейками. В апреле 1902 г. на общем собрании пайщиков товарищества, проходившем под председательством Станиславского, было принято решение о строительстве более вместительного театрального корпуса. Авторитет Станиславского сыграл решающую роль в принятии этого решения, поскольку стоимость построенного спустя два года театра вместе с земельным участком составила значительную сумму – 95 000 руб.18
18. Ламан, Кречетникова. История завода «Электропровод»… С. 84–85.
47 Театр был открыт в торжественной обстановке 24 апреля 1904 г. Газета «Русские ведомости» посвятила этому событию следующее сообщение:
48 «На золотоканительной фабрике т-ва «В. Алексеев, П. Вишняков и А. Шамшин» (на Малой Алексеевской улице, близ Таганки) по инициативе правления выстроено здание с постоянной сценой, где предполагается устраивать чтения, концерты и спектакли для рабочих фабрики […] Число мест в зрительном зале рассчитано на 250 человек. Сцена устроена со всеми новейшими усовершенствованиями и имеет в ширину 14, в глубину 21 аршин […] Для открытия спектаклей вчера, 24 апреля, поставлена была комедия «Лес» А. Н. Островского. Спектакли ставятся под режиссерством г. Станиславского»19.
19. Русские ведомости. 25 апреля 1904 г.
49 После революции 1905 г. решением московского генерал-губернатора фабричный театр был закрыт. Основанием для этого послужили донесения о случаях проведения революционных митингов в помещении театра. В 1909 г. здание было перестроено для использования в интересах производства.
50 Описание этих и многих других событий нашло место на страницах книги «История завода “Электропровод“». Для воссоздания 180-летней истории завода Ламану вместе с сотрудницей завода Кречетниковой, ставшей его соавтором, потребовалось провести архивный поиск в нескольких государственных и ведомственных архивах. Авторы встречались также со старейшими работниками завода, использовали их воспоминания, материалы личных архивов семей ветеранов предприятия.
51 Не раз побывал Ламан в Доме-музее Станиславского. Беседуя с главным хранителем музея, дочерью Станиславского Кирой Константиновной, просматривая вместе с ней документы и фотографии, Николай Константинович как бы погружался в атмосферу, в которой жил несколько десятилетий назад создатель Художественного театра – председатель правления золотоканительных фабрик. И хотя в готовящейся Ламаном и Кречетниковой книге предполагалось описать деятельность Станиславского, непосредственно связанную с историей завода «Электропровод», общение с Кирой Константиновной и другими родственниками Станиславского оказалось для Николая Константиновича очень интересным. Взаимную пользу принесли завязавшиеся контакты Ламана с С. С. Балашовым, сыном младшей дочери Станиславского Марии Сергеевны. Степан Степанович занимался изучением архивных материалов и публикаций о представителях рода Алексеевых – купцов, промышленников, деятелях культуры и искусства. Результаты его многолетнего труда – книга «Алексеевы» – увидели свет в 2008 г.20
20. Балашов С. С. Алексеевы. М.: Октопус, 2008.
52 Описанная в книге Ламана и Кречетниковой история завода «Электропровод» охватывает период начиная с конца XVIII в. и вплоть до 1965 г. В 1966 г. рукопись книги была одобрена редакционной комиссией завода и утверждена к печати на ученом совете ИИЕТ АН СССР. В 1967 г. книга была напечатана в издательстве «Энергия». В 1985 г. монография «История завода “Электропровод”» вышла вторым изданием, посвященным 200-летию этого предприятия.
53 Ламан является автором большого количества научных трудов – монографий, статей в сборниках, научных и научно-популярных журналах и др. Заметное место в его трудах занимают публикации научно-биографического жанра – рассказы о творчески одаренных людях, иногда непростой судьбы, оставивших яркий след в избранной ими области деятельности.
54 Такими были его книги о талантливом изобретателе, инженере и ученом Т. М. Алексенко-Сербине21, организаторе исследований и производства редких металлов В. И. Глебовой22, выдающемся деятеле отечественного виноделия князе Л. С. Голицыне23 и др. Не всегда замысел написания книги или статьи определялся разделами институтских планов. Но всегда работы Ламана в этом жанре отличались новыми интересными находками, свидетельствовали о стремлении автора полноценно донести до читателя образы выбранных им героев.
21. Ламан Н. К. Тихон Михайлович Алексенко-Сербин. М.: Наука, 1969.

22. Ламан Н. К. Вера Ильинична Глебова: выдающийся организатор советской науки и промышленности. М.: Наука, 1987.

23. Ламан Н. К., Борисова А.Н. Князь Лев Сергеевич Голицын: выдающийся русский винодел. М.: Наука, 2000.

Библиография

1. Balashov, S. S. (2008) Alekseevy [The Alekseyevs]. Moskva: Oktopus.

2. Frolov, G. D., Troitskii, I. D., Laman, N. K., Sadakov, A. I., and Kalinin, N. I. (1960) Moskovskomu kabel’nomu zavodu “Elektroprovod” 175 let [The Moscow Cable Plant “Elektroprovod” Turns 175], Vestnik elektropromyshlennosti, no. 12, pp. 18–23.

3. Ilizarov, S. S. (2012) Otechestvennaia istoriografiia istorii nauki i tekhniki. Khronika: 1901–2011 gg. [National Historiography of the History of Science and Technology. Chronicle: 1901–2011]. Moskva: Ianus-K.

4. Laman, N. K. (1963) Razvitie tekhniki volocheniia metallov [Development of Metal Drawing Technology]. Moskva: Izdatel’stvo AN SSSR.

5. Laman, N. K. (1965) Pervyi v Rossii tsekh po izgotovleniiu almaznykh volok [The First Russian Shop for Diamond Die Production], Metallurg, no. 4. pp. 36–37.

6. Laman, N. K. (1969) Tikhon Mikhailovich Aleksenko-Serbin [Tikhon Mikhailovich AleksenkoSerbin]. Moskva: Nauka.

7. Laman, N. K. (1987) Vera Ilʼinichna Glebova: vydaiushchiisia organizator sovetskoi nauki i promyshlennosti [Vera Ilyinichna Glebova: An Outstanding Organizer of Soviet Science and Industry]. Moskva: Nauka.

8. Laman, N. K., and Borisova, A. N. (2000) Kniazʼ Lev Sergeevich Golitsyn: vydaiushchiisia russkii vinodel [Prince Leo Golitsyn: An Outstanding Russian Winemaker]. Moskva: Nauka.

9. Laman, N. K., and Krechetnikova, Iu. I. (1967) Istoriia zavoda “Elektroprovod” [History of the Plant “Elektroprovod”]. Moskva: Energiia.

10. Stanislavskii, K. S. (1988) Sobranie sochinenii v 9 tomach [Comllected Writings in 9 Volumes]. Moskva: Iskusstvo.

11. Tumskii, K. I. (1901) Kanitelʼnaia promyshlennostʼ v Rossii i zagranitsei [Gold and Silver Thread Production in Russia and Abroad]. Moskva: Izdatelʼstvo Departamenta promyshlennosti i manufaktur.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести