Израиль и апартеид. Взгляд правозащитных НПО, опровержения правительства Израиля
Израиль и апартеид. Взгляд правозащитных НПО, опровержения правительства Израиля
Аннотация
Код статьи
S032150750020143-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Филиппова Наталья Ивановна 
Должность: Лаборант-исследователь, Институт востоковедения РАН; аспирантка СПбГУ
Аффилиация:
Институт Востоковедения РАН
Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
36-42
Аннотация

В период с 2019 по 2022 г. более 15 правозащитных НПО выдвинули обвинения против Израиля в совершении преступлений как на территории Государства Израиль, так и на оккупированных территориях, которые были квалифицированы ими как апартеид. Выводы о том, почему ряд условий, в которых вынужденно существует палестинский народ, подпадают под признаки апартеида, сделаны с опорой на положения международного права, а также подкреплены объемными отчетами, отражающими результаты сбора соответствующих свидетельств.

Несмотря на то, что термин «апартеид» не имеет географической привязки, его использование для характеристики политических режимов, помимо известной ситуации в ЮАР, не получило распространения и вызывает широкую полемику в экспертной среде. Вместе с тем, в настоящее время соответствующие обвинения в адрес Израиля раздаются всё чаще. Они находят заметное отражение в отчетах Специальных докладчиков ООН по вопросу о положении в области прав человека на оккупированных палестинских территориях, которые, в свою очередь, преимущественно строятся на данных, предоставленных НПО.

Как и ранее, НПО вряд ли смогут существенно повлиять на политику, проводимую израильскими властями в отношении палестинцев. Между тем, несмотря на, как правило, тенденциозный характер подаваемой информации, отчеты правозащитников служат первоисточниками информации для ряда авторитетных межправительственных структур (ООН, МУС и др.) и, таким образом, оказывают влияние на имидж еврейского государства и мировое общественное мнение в контексте признания права палестинского народа на самоопределение.

Ключевые слова
Израиль, Палестина, оккупация, права человека, самоопределение, права палестинского народа, неправительственные организации, апартеид
Классификатор
Получено
12.05.2022
Дата публикации
01.12.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
366
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Практика обвинений в адрес израильских правительственных структур в связи с обнаружением признаков апартеида в отношении палестинцев (палестинского народа1) как на оккупированных территориях, так и в самом Государстве Израиль, продолжается длительное время. Принимая во внимание инициированное Международным уголовным судом (МУС) расследование возможно совершенных начиная с июня 2014 г. преступлений на оккупированных палестинских территориях2, а также новые заявления со стороны представителей Израиля и США о возможной аннексии оккупированных территорий, актуальность указанной риторики возрастает3.
1.  Учитывая полемику относительно понятия «палестинский народ», автор использует его широкое определение: коренное арабское население Палестины как региона или потомков коренного населения (например, см.: [1]).

2. Израильская НПО «Монитор», придерживающаяся позиции правого крыла правительства, подчеркивает, что новой волне обвинений способствовало выделяемое в рамках расследования финансирование, направленное на сбор информации по нарушениям прав человека на оккупированных палестинских территориях. >>>> (accessed 30.03.2022)

3. См. раздел «История обвинений» (прим. авт.).
3 Значительное место в новой дискуссии об апартеиде занимают отчеты национальных (израильских и палестинских) НПО, анализирующих факты несоблюдения прав палестинского народа. Несмотря на свой тенденциозный характер, они становятся ключевыми документальными источниками информации для профильных межправительственных органов, в т.ч. входящих в систему ООН. Таким образом, НПО, не являясь полноценными субъектами международных отношений, демонстрируют всё большие возможности оказывать влияние на их развитие.
4 НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ
5 Цель настоящей работы - выявить основные категории, на базе которых НПО выстраивают обвинения против Израиля в совершении преступления апартеида; представить возможные причины, которые привели к новой волне обвинений, а также определить возможные последствия обозначенных тенденций.
6 В рамках статьи проанализированы отчеты правозащитных НПО, опубликованные в период с 2019 по начало 2021 г. Необходимо отметить, что указанные НПО зарегистрированы на территории Израиля и в Палестине, т.е. являются национальными неправительственными формированиями.
7 Исходя из классификации, предложенной со стороны НПО, рассматривается дискриминация лиц с разным юридическим статусом: 1) палестинцы - граждане Государства Израиль; 2) палестинцы с видом на жительство, проживающие в Восточном Иерусалиме; 3) палестинцы, проживающие на Западном берегу реки Иордан (далее - Западный берег) и в секторе Газа; 4) палестинские беженцы, находящиеся либо в лагерях беженцев, либо проживающие в других государствах.
8 ИСТОРИЯ ОБВИНЕНИЙ
9 Обвинения, прозвучавшие в последние годы, стали далеко не первым натиском, с которым пришлось столкнуться Тель-Авиву. Так, еще в 1961 г. представитель Ирака в ООН сравнил практику сионизма с апартеидом4. В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 3379 «Ликвидация всех форм расовой дискриминации», которая «постановила, что сионизм является формой расизма и расовой дискриминации» и, таким образом, фактически поставила Израиль в один ряд с государствами, поддерживающими апартеид (в дальнейшем отменена резолюцией ГА ООН № 46/86 от 16 декабря 1991 г.).
4. Iraqi UN Delegate Compares Zionism to Apartheid. Jerusalem Post. 08.11.1961, at 2, col. 2.
10 Начавшись с одиночных публикаций в 1980-1990-е гг. [2; 3], риторика в контексте проблемы апартеида приобрела более широкий размах после «интифады Аль-Акса»5 в начале 2000-х гг. Значительную огласку получило сравнение применяемых Израилем мер в отношении палестинцев с режимом апартеида в Южной Африке6. В 2001 г. в Дурбане (ЮАР) состоялась «Всемирная конференция против расизма». В её рамках также был организован тематический форум правозащитных НПО, по итогам которого была принята декларация, называвшая Израиль «государством апартеида» и призывавшая к его международной изоляции посредством санкций и бойкота7.
5. Интифада (араб. - «восстание») - как правило, понимается вооруженное сопротивление палестинцев израильской оккупации. Первая интифада произошла в 1987 г. Вторая, начавшаяся в 2000 г., известна как «интифада Аль-Акса» (прим. авт.).

6. См., например: Apartheid in the Holy Land. Desmond. The Guardian. 29.04.2002. >>>> (accessed 23.05.2022)

7. Forum at Durban Conference 2001. NGO Monitor. 07.09.2001. >>>> (accessed 30.03.2022)
11 За последнее время более 15 правозащитных НПО с различным статусом обвинили израильские правительственные структуры в поддержании режима апартеида в отношении палестинцев как на оккупированных территориях, так и в самом Израиле8.
8. NGOs Intensify Apartheid Demonization Campaign. NGO Monitor. 25.04.2021. >>>> (accessed 30.03.2022)
12 Катализатором этого могли послужить сразу несколько факторов. В 2017 г. Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) ООН, состоящая из 20 арабских государств, опубликовала доклад, в котором вынесено заключение о виновности Израиля в преступлении апартеида [4]. В 2015 г. Палестина обратилась в Международный уголовный суд (МУС) в Гааге с просьбой расследовать преступления, предположительно совершенные начиная с июня 2014 г. в секторе Газа и на Западном берегу (в т.ч. в Восточном Иерусалиме). В марте 2021 г. главный прокурор МУС Ф.Бенсуда объявила о начале расследования по ситуации в Палестине. Ранее, в феврале 2021 г., Палата предварительного производства МУС постановила, что Суд может осуществлять свою юрисдикцию на территории Западного берега, Восточного Иерусалима и сектора Газа.
13 Дополнительным и не менее значимым информационным поводом стала публикация плана «Peace to Prosperity» («Мир во имя процветания»), подготовленного по инициативе президента США Д.Трампа, подразумевавшего аннексию территорий на Западном берегу9. Последующая эскалация отношений между Израилем и ХАМАС10, произошедшая в мае 2021 г., также вызвала беспокойную риторику в СМИ и отразилась в высказываниях ряда высокопоставленных публичных лиц в других странах о возможном наличии признаков преступления апартеида (в их числе - министр иностранных дел Франции Ж.-И. Ле Дриан, член Демократической партии США Рашида Тлаиб, дочь палестинских иммигрантов11).
9. План также известен под названием «Сделка века» (прим. авт.).

10. ХАМАС - с араб. «Исламское движение сопротивления». Движение (в дальнейшем и политическая партия, победившая на парламентских выборах в Палестине в 2006 г. и де факто руководящая сектором Газа) создано в 1987 г. Признано Израилем, а также США, Канадой, ЕС, Великобританией, Японией и Австралией террористическим.

11.  См.: “Risque d’apartheid” en Israël: “Utiliser ce mot renvoie à l’idée d’un racisme assumé”. L’Express. 30.05.2021. >>>> (accessed 14.04.2022); Rashida Tlaib. End the Apartheid System. Jacobin. 15.05.2021. >>>> (accessed 14.04.2022)
14 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
15 Вопрос о корректности применения понятия апартеид по отношению к особенностям обстановки на Западном берегу, в секторе Газа и в самом Израиле вызывает споры.
16 В 2014 г. Р.Фальк, Специальный докладчик ООН по вопросу о положении в области прав человека на палестинских территориях, оккупированных с 1967 г., заметил в своем отчете, что язык формулировок «должен отражать повседневную реальность, а не маскироваться под эвфемизмами» [5]. Ранее он подчеркивал необходимость обращения в Международный Суд ООН за консультативным заключением относительно того, не являются ли элементы оккупации Тель-Авивом формой колониализма и апартеида. Однако в результате вынужден был самостоятельно проанализировать данный вопрос.
17 Эксперт указал на два основных документа, содержащих определения преступления апартеида: Международная конвенция ООН о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. (далее - «Конвенция об апартеиде») и Римский статут МУС, утвержденный 17 июля 1998 г. Признаки, перечисленные в этих определениях, по мнению Р.Фалька, соответствуют действиям Израиля на оккупированных территориях. Один из ключевых критериев, приводимых в обозначенных соглашениях, - наличие «расовой дискриминации». Он подчеркнул, что, согласно ст. 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., под собственно расовой дискриминацией подразумевается «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения». То есть категория «расы» в данном случае трактуется в максимально широком смысле.
18 Заметим, что «Конвенция об апартеиде» не была подписана и не ратифицирована, а статут МУС не ратифицирован Израилем. Однако, по мнению ряда авторитетных исследователей, в частности, профессора кафедры международного права в Лейденском университете (Нидерланды) Д.Дугарда, содержащиеся в указанных документах нормы, ввиду их относимости напрямую к сфере защиты прав человека, могут рассматриваться сквозь призму международного обычного права и претендовать на признание универсальными [6].
19 Кроме того, первым Дополнительным протоколом 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. практика апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации, была включена в число серьезных нарушений международного права без географических ограничений. Этот нормативный акт в современном международном праве также принято рассматривать как накладывающий обязательства универсального характера [5].
20 Р.Фальк - не единственный эксперт, заостривший внимание на данной проблематике. В марте 2022 г. ныне действующий Специальный докладчик М.Линк согласился с мнением своего предшественника и призвал Израиль прекратить политику дискриминации и апартеида [7].
21 Закономерно, что положения Конвенции об апартеиде и Римского статута послужили также и правовой основой для отчетов НПО, анализируемых в настоящей статье. Так, следуя нормам международного права, представители НПО рассматривают апартеид как совокупность 3 основных элементов: «(а) бесчеловечные акты, совершаемые с целью (б) установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и (в) её систематического угнетения»12, и в дальнейшем приводят доказательства в соответствии с тремя указанными основаниями.
12. Ст. I Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. (прим. авт.).
22 ХРОНОЛОГИЯ ПОСЛЕДНИХ ОБВИНЕНИЙ
23 В рамках настоящей работы нами были проанализированы отчетные документы НПО, опубликованные в 2019-2021 гг.:
24
  1. Ноябрь 2019 г. Палестинские, региональные и международные НПО: «Аль-Хак» (Al-Haq), «БАДИЛЬ» (BADIL), Палестинский центр по правам человека (PCHR), «Аль-Мезан» (Al-Mezan), «Аддамир» (Addameer), Гражданская коалиция за права палестинцев в Иерусалиме, Каирский институт по исследованию вопросов прав человека (CIHRS) и Международная коалиция Хабитат - сеть по жилищным и земельным правам (HIC-HLRN) - отчет, направленный в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации (посвящен продолжающейся сегрегационной политике Израиля в отношении палестинского народа) [8].
25
  1. Июль 2020 г. Израильская правозащитная организация «Еш дин» («Есть правосудие») - заключение адвоката по правам человека М.Сфарда относительно возможных признаков режима апартеида на Западном берегу [9].
26
  1. Ноябрь 2020 г. Израильские правозащитные организации «Еш дин», «Врачи за права человека» (ВПЧ) и «Шоврим Штика» («Прерываем молчание») - отчет «Жизнь без защиты. Военные вторжения в палестинские дома на Западном берегу» (начиная с 2018 г. собраны показания палестинцев, пострадавших в ходе вооруженных проникновений в их дома). «Еш дин» задокументировала 158 свидетельских показаний палестинцев; ВПЧ провела 31 интервью, чтобы выявить, как вторжения влияют на психическое здоровье; «Шоврим Штика» собрала 40 свидетельств солдат и 5 свидетельств офицеров, участвовавших в вооруженных проникновениях [10].
27
  1. Декабрь 2020 г. Палестинская правозащитная организация «BADIL» - доклад «Израильское апартеидно-колониальное образование: подчиняя умы и права палестинцев» [11].
28
  1. Январь 2021 г. Израильская правозащитная организация «B'Tselem» - экспертное мнение о ситуации на оккупированных территориях [12].
29 Анализ вышеуказанных документов позволяет выделить следующие обстоятельства, которыми НПО подкрепляют вывод о том, что Израиль совершает преступление апартеида:
30 1. Дискриминационная политика на законодательном уровне
31 Представители НПО подчеркивают, что права палестинцев ущемляются такими нормативно-правовыми актами: а) Закон о возвращении (1950) и Закон о гражданстве (1952); б) Закон о гражданстве и въезде в Израиль (2003), ограничивающий возможность предоставления жителям палестинских территорий израильского гражданства, в т.ч. в рамках воссоединения семей; в) Закон о собственности отсутствующих владельцев (1950), подтверждающий возможность конфисковать земли при отсутствии владельцев; г) Основной закон: Израиль - национальное государство еврейского народа (2018), закрепляющий на законодательном уровне «еврейский характер»13 государства. В законе также утверждается следующее: «Государство видит в развитии еврейского поселенчества национальную ценность и будет действовать для поощрения и продвижения его создания и упрочения».
13.  Ст. 1 Основного закона содержит следующие пункты: 1) Эрец-Исраэль (Страна Израиля) есть историческая родина еврейского народа, в которой создано Государство Израиль; 2) Государство Израиль есть национальное государство еврейского народа, в котором он реализует свое естественное, культурное, религиозное и историческое право на самоопределение; 3) реализация права на национальное самоопределение в Государстве Израиль принадлежит исключительно еврейскому народу. >>>> (accessed 19.06.2022)
32 2. Ограничение свободы передвижения. Блокада сектора Газа
33 Введенный Тель-Авивом пропускной режим, подразумевающий прохождение КПП, ограничивает свободу передвижения палестинцев, проживающих на Западном берегу и в секторе Газа, препятствуя свободному доступу к медицинским и другим услугам в Восточном Иерусалиме, Израиле и за границей, а также доступу к святым местам.
34 3. Экспроприация палестинских земель и снос домов
35 В Иерусалиме палестинцы постоянно подвергаются риску сноса домов, лишения собственности и вида на жительство - демографической меры, целью которой являются поддержание в городе еврейского большинства. В октябре 2019 г. бедуинская деревня Аль-Аракиб была снесена в 166-й раз. В том же году израильские власти выразили готовность переселить 36 000 бедуинов в Негеве.
36 4. Чрезмерное применение силы в отношении палестинцев
37 В 2018 г. в ходе проведения палестинцами «Марша возвращения»14 на территории сектора Газа израильскими военными было убито около двухсот демонстрантов. Согласно заявлению Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), в течение 2018 г. израильские силы ежедневно проводили на территории Западного берега около 19 военных операций15.
14. Марш возвращения - демонстрация, организованная палестинцами в память о Накбе (см. ниже). В 2018 г. событиям, которые также называют «исход палестинского народа» в результате первой арабо-израильской войны, исполнилось 70 лет (прим. авт.).

15. “We thought we lost him”: Tear Gas Use in Dheisheh Camp. UNRWA. 08.04.2019. >>>> (accessed 16.07.2022)
38 5. Сегрегация: раздельная система дорог, разделение двух народов
39 Несмотря на то, что палестинцы могут свободно передвигаться в Израиле и живут в городах со смешанным населением, израильское законодательство16 позволяет небольшим населенным пунктам отказывать им в проживании по причине несовместимости с «социокультурной структурой» поселений. Согласно исследованию Й.Джабарина, профессора израильского технологического института «Технион» (г. Хайфа) [13], в Израиле существует более 900 еврейских населенных пунктов, включая кибуцы17, в которых действуют указанные ограничения, т.е. ни в одном из таких населенных пунктов нет палестинцев.
16. В 2011 г. в Израиле принят Закон о приемных комиссиях, который уполномочил комиссии общинных поселков в Негеве и Галилее самостоятельно принимать или отклонять заявки на поселение. Cм.: >>>> (accessed 19.06.2022)

17. Кибуц - сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества, равенством в труде и потреблении (прим. авт.).
40 Отдельно НПО выделяют дискриминацию, которой подвергаются палестинцы в сфере образования. Так, «BADIL» указывает на то, что в учебной программе информация о палестинской идентичности, истории и национальных правах подвергается цензуре - прилагательное «палестинский» заменяется на прилагательное «арабский», а такие понятия, как Накба18, мученик, сопротивление или борьба находятся под запретом.
18. Накба (араб. - «катастрофа»), понятие, которое используется некоторыми арабскими источниками применительно к последствиям событий первой арабо-израильской войны 1948-1949 гг. (прим. авт.).
41 ПОЗИЦИЯ ИЗРАИЛЯ
42 Власти Израиля не изменяют свою позицию по отношению к вышеперечисленным обвинениям: деятельность НПО трактуется как акты, умышленно направленные на делегитимизацию еврейского государства. Ранее представители МИД Израиля не раз указывали на то, что факты, представленные, в частности, «B’Tselem», не соответствуют действительности [14]. Аналогичным образом был встречен и отчет Amnesty International19, опубликованный в начале 2022 г.: министр иностранных дел Я.Лапид заявил, что эта правозащитная организация «более не является уважаемым учреждением; она превратилась в обычную радикальную структуру, которая транслирует пропаганду без проверки фактов». По его мнению, «вместо того, чтобы добиваться правды, Amnesty International распространяет ту же ложь, что и террористические организации» [15].
19. В феврале 2022 г. Amnesty International опубликовала доклад «Израиль проводит апартеид в отношении палестинцев: жестокая система доминирования и преступления против человечности» (прим. авт.).
43 Следует отметить, что в октябре 2021 г. министр обороны Израиля Б.Ганц объявил 6 палестинских правозащитных НПО («Аль-Хак», «Аддамир», «Центр Бисан», «Международная ассоциация защиты детей - Палестина», «Союз комитетов сельскохозяйственных рабочих» и «Союз комитетов палестинских женщин») террористическими организациями [16]. Это стало последовательным шагом после публикации в 2019 г. Министерством по стратегическим вопросам и общественной дипломатии отчета «Террористы в костюмах. НПО поддерживающие движение “BDS20 и террористические организации» [17], в котором бόльшая часть представленных структур уже тогда обвинялась во взаимодействии с ХАМАС, Организацией освобождения Палестины и «Исламским джихадом», признанными Израилем террористическими формированиями.
20. BDS (англ. - Boycott, Divestment, Sanctions), движение «Бойкот, изоляция, санкции» основано в 2005 г. Сторонники движения выступают за введение санкций против Израиля и бойкот израильских товаров до тех пор, пока Тель-Авив не станет соблюдать нормы международного права (прим. авт.).
44 Учитывая высказанное Я.Лапидом предупреждение о росте обвинений в совершении преступления апартеида21, можно прогнозировать, что Тель-Авив будет ужесточать свою политику в отношении правозащитных организаций, даже несмотря на призывы международного сообщества пересмотреть эту позицию22.
21.  Lapid: Gov’t will see uptick in accusations that Israel an apartheid state in coming year. >>>> (accessed 02.05.2022)

22. Israel/Palestine: UN experts call on governments to resume funding for six Palestinian CSOs designated by Israel as ‘terrorist organisations’. 25.04.2022. >>>> (accessed 02.05.2022)
45 Правозащитные НПО часто подвергаются критике за отсутствие объективности в описании существующей ситуации и недостоверное представление фактов, которые, по мнению израильских государственных структур, зачастую не проходят должной процедуры верификации.
46 НПО утверждают, что риторика о необходимости ряда ограничений прав человека в интересах национальной безопасности, сказывающихся в первую очередь на положении представителей палестинского народа, служит прикрытием, используемым Израилем лишь для того, чтобы продолжать действовать в собственных интересах: увеличивать количество еврейских поселений, экспроприировать палестинские земли и т.д.
47 Вместе с тем, НПО уклоняются от того, чтобы объективно оценить реальную террористическую угрозу, исходящую от радикальных формирований, которые могут базироваться в секторе Газа, на Западном берегу, а также в арабских населенных пунктах или городских арабских кварталах в Израиле. Из внимания НПО ускользает и то, что идеология движения ХАМАС находит все больше сторонников среди палестинского населения. Необходимо отметить, что хотя в 2017 г. ХАМАС и выпустил новый программный документ, лишенный нарочитой враждебности, присутствовавшей в Хартии 1988 г. [18], движение продолжает считать незаконным само основание Израиля, а сопротивление оккупации с использованием любых средств и методов - легитимным действием, соответствующим божественной воле и отвечающим международному праву23.
23. A Document of General Principles and Policies. The Islamic Resistance Movement “Hamas”. para. 25. >>>> (accessed 03.05.2022)
48 Намеренно упуская из внимания указанные аспекты многогранного конфликта, в погоне за большей эффектностью собственной деятельности, НПО сами готовят почву для критиков, указывающих на необходимость детального разбора предполагаемых преступлений, совершаемых представителями всех противоборствующих сторон.
49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
50 Придавая широкой огласке информацию о нарушении прав палестинцев на Западном берегу, в секторе Газа, в Восточному Иерусалиме и в самом Израиле, НПО способствуют тому, что вопрос о решении палестино-израильского конфликта остается в актуальной повестке международных отношений. Однако представляется, что очередная волна обвинений в адрес еврейского государства со стороны НПО не сможет существенно повлиять на политику Израиля, который продолжает расширять поселения, несмотря на периодическую эскалацию конфликта и агрессии со стороны палестинцев24.
24. В апреле 2022 г. Верховный суд одобрил постройку 31 здания для поселенцев в Хевроне. Решение принято, несмотря на рост агрессии со стороны палестинцев в первые недели Рамадана. См.: The Supreme Court allowed the construction of 31 housing units for settlers in Hebron. Peace Now. 30.04.22. >>>> (accessed 03.05.2022)

Библиография

1. Крылов А.В. Этногенез палестинцев. Становление еврейской государственности в ХХ веке: ключевые события (Коллективная монография). Книга II. Отв. ред. Т.А.Карасова, Д.А.Марьясис; М., ИВ РАН. 2019. С. 30-41

2. Davis U. Israel: An Apartheid State. London: Zed Books. 1987. 145 p.

3. Shah S. On the Road to Apartheid: The Bypass Road Network in the West Bank. Columbia Human Rights Law Review 29. 1997-98. Pp. 221-377

4. Israeli Practices towards the Palestinian People and the Question of Apartheid. ESCWA. Beirut, 2017. 74 p. https://oldwebsite.palestine-studies.org/sites/default/files/ESCWA%202017%20%28Richard%20Falk%29%2C%20Apartheid.pdf (accessed 30.03.2022)

5. Report of the Special Rapporteur on the situation of human rights in the Palestinian territories occupied since 1967, Richard Falk. Human Rights Council. 13.01.2014. A/HRC/25/67. https://undocs.org/en/A/HRC/25/67 (accessed 13.06.2022)

6. Dugard J. International Convention on the Suppression and Punishment of the Crime of Apartheid. United Nations Audiovisual Library of International Law. 2008. https://legal.un.org/avl/pdf/ha/cspca/cspca_e.pdf (accessed 01.05.2022)

7. Report of the Special Rapporteur on the situation of Human Rights in the Palestinian territories occupied since 1967. Human Rights Council. 21.03.22. A/HRC/49/87. https://www.un.org/unispal/document/report-of-the-special-rapporteur-on-the-situation-of-human-rights-in-the-palestinian-territories-occupied-since-1967-report-a-hrc-49-87-advance-unedited-version (accessed 10.04.2022)

8. Joint Parallel Report to the United Nations Committee on the Elimination of Racial Discrimination on Israel’s 17th to 19th Periodic Reports.100th SESSION. Submitted: 10 November 2019. Al-Haq - Law in the Service of Man, BADIL Resource Center for Palestinian Residency and Refugee Rights, the Palestinian Center for Human Rights, Al Mezan Centre for Human Rights, Addameer Prisoner Support and Human Rights Association, the Civic Coalition for Palestinian Rights in Jerusalem, the Cairo Institute for Human Rights Studies, and Habitat International Coalition - Housing and Land Rights Network. 60 p. https://tbinternet.ohchr.org/Treaties/CERD/Shared%20Documents/ISR/INT_CERD_NGO_ISR_39700_E.pdf (accessed 10.04.2022)

9. The Israeli Occupation of the West Bank and the Crime of Apartheid: Legal Opinion by Adv. Michael Sfard. Position paper. June 2020. 58 p. https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/files.yesh-din.org/Apartheid+2020/Apartheid+ENG.pdf (accessed 28.03.2022)

10. A Life Exposed. Military invasions of Palestinian homes in the West Bank. Joint Report by Yesh Din, Physicians for Human Rights Israel and Breaking the Silence. November 2020. 106 p. https://www.phr.org.il/wp-content/uploads/2020/11/Exposed_Life_ENG.pdf (accessed 01.04.2022)

11. Israel’s Apartheid-Colonial Education: Subjugating Palestinian Minds and Rights. BADIL Resource Center for Palestinian Residency and Refugee Rights. Working Paper № 26. December 2020. 56 p. http://www.badil.org/phocadownloadpap/badil-new/publications/research/working-papers/WP26-right2education.pdf (accessed 02.04.2022)

12. A regime of Jewish supremacy from the Jordan River to the Mediterranean Sea: This is apartheid. B’Tselem. 12.01.2021. 8 p. https://www.btselem.org/sites/default/files/publications/202101_this_is_apartheid_eng.pdf (accessed 07.04.2022)

13. Jabareen Y. Territoriality of negation: Co-production of “creative destruction” in Israel. Geoforum. Volume 66. November 2015. Pp. 11-25. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0016718515002316?via%3Dihub (accessed 16.07.2022).

14. Israel Is an ‘Apartheid’ State, Says Israeli Human Rights Group B’Tselem. Haaretz. 12.01.2021. https://www.haaretz.com/israel-news/2021-01-12/ty-article/israel-is-an-apartheid-state-says-israeli-human-rights-group-btselem/0000017f-dba3-df62-a9ff-dff7d2e90000 (accessed 12.04.2022)

15. Israel blasts Amnesty UK for ‘antisemitic’ report accusing it of apartheid. The Times of Israel. 31.01.2022. https://timesofisrael.com/lapid-attacks-delusional-amnesty-uk-ahead-of-report-accusing-israel-of-apartheid (accessed 02.05.2022)

16. בפועל בהם עבדו שלא טרור פעילי העסיקו בגדה הארגונים ששת: גנץ. (Ganz: The six organizations in the West Bank employed terrorists who did not actually work for them) (In Hebr.). Haaretz. 08.12.2021. https://www.haaretz.co.il/news/politics/premium-1.10450473 (accessed 02.05.2022)

17. Terrorists in suits. The Ties between NGOs promoting BDS and Terrorist Organizations. Ministry of Strategic Affairs and Public Diplomacy. February 2019. https://www.gov.il/BlobFolder/generalpage/terrorists_in_suits/en/DeLegitimization%20Brochure.pdf (accessed 02.05.2022)

18. Крылов А.В., Морозов В.М. Идеология ХАМАС: от радикального исламизма к рациональному практицизму? Полис. Политические исследования. 2018. № 4. С. 84-99.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести