Образ мусульманского судьи (кадия) в славянской агиографии XVI века
Образ мусульманского судьи (кадия) в славянской агиографии XVI века
Аннотация
Код статьи
S0869544X0021052-0-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Евстафьев Никита Владимирович 
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения Российской академии наук
Выпуск
Страницы
56-66
Аннотация

В статье рассматривается встречающийся в славянских житиях XVIв. образ мусульманского судьи (кадия). В отличие от большинства других мусульман, кадий редко изображается в однозначно негативном свете. Соблюдая законность, он почти всегда защищает мученика от разъяренных единоверцев, вместо этого пытается убедить его принять ислам и обещает ему всякие богатства и почести. В отдельных случаях он и вовсе не видит вины христианина и пытается сохранить ему жизнь, хотя в конечном итоге под давлением других мусульман отправляет на казнь.  Эти особенности в изображении кадия можно объяснить целью авторов житий показать невиновность и праведность святого даже с точки зрения «агарянского» судьи.

Ключевые слова
Османская империя, славянские жития XVI в., христианские мученики, мусульманский судья (кадий), св. Георгий Новый Софийский, св. Николай Новый Софийский, св. Антоний Супрасльский, св. Иоанн Серрский, св. Георгий Новейший Софийский.
Классификатор
Получено
08.07.2022
Дата публикации
26.09.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
249
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0869544X0021052-0-1 Дата внесения исправлений в статью - 08.07.2022
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Градева Р. Българи и турци XV–XVIII в. // Н. Данова и др. (съст.). Представата за «другия» на Балканите. София: БАН, 1995. С. 47–54.

2. Градева Р. Кадийският съд в българските земи (XV–XVIII в.) // М. Радева (съст.). Българското общество XV–XVIII в. София, 1999. С. 162–204.

3. Градева Р. Към въпроса за религиозната атмосфера в Османската империя: София в средата на ХVІ век. // Б. Христова и др. (ред.). Българският шестнадесети век. София: НБКМ, 1996. С. 149–185.

4. Градева Р. Турците в българската книжнина XV–XVIII в. // Балкански идентичности в българската култура от модерната епоха. София, 2001. T. 1. С. 112–134.

5. Иоанн Серрский // ПЭ. М., 2015. Т. 24. С. 608.

6. История на българската средновековна литература. София, 2008.

7. Калиганов И.И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000.

8. Лосева О.В. Первые новомученики-«автоклиты» – греческие и славянские монахи-святогорцы // Афон и славянский мир. Материалы международной научной конференции, посвященной 1000-летию присутствия русских на Святой Горе. Белград, 16–18 мая 2013 г. Святая Гора Афон, 2014. Сборник 1. С. 28–34.

9. Турилов А.А. Антоний Супрасльский // ПЭ. М., 2008. Т. 2. С. 680.

10. Турилов А.А. Житие преподобномученика Антония Супрасльского и славянские жития балканских мучеников XVI в.: К постановке проблемы // Hagiographia Slavica. München; Berlin; Wien, 2013 (= Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband. Bd. 82). С. 265–275.

11. Турилов А.А., Темелски Хр. Георгий Новый Кратовский // ПЭ. М., 2009. Т. 11. С. 70.

12. Турилов А.А., Темелски Хр. Георгий Софийский Новейший // ПЭ. Т. 11. М., 2009. С. 81–82.

13. Цибранска-Костова М. За Mатей Граматик и говоримия български език през XVI век // Zeszyty Cyrylo-Metodiańskie. № 6. Lublin, 2017. P. 25–37.

14. Цибранска-Костова М. Матей Грамматик // ПЭ. М., 2021. Т. 44. С. 210–211.

15. Цибранска-Костова М. Святой и общество: конфликты и ценности («Житие святого Николая Нового Софийского» Матвея Грамматика, XVI в.) // Взгляд на славянскую аксикологию. М., 2019. С. 9–35.

16. Gradeva R. A Kadi court in the Balkans. Sofia in the Seventeenth and early Eighteenth Centuries // The Ottoman World. London, New York, 2011. P. 57–71.

17. Gradeva R. On the Judicial Functions of Kadi Courts: Glimpses from Sofia in the Seventeenth Century // Wiener Zeitschrift zur Geschichte der Neuzeit. 5/2. 2005. P. 15–43.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести