Змия скорпия в рукописной заговорной традиции Русского Севера
Змия скорпия в рукописной заговорной традиции Русского Севера
Аннотация
Код статьи
S0869544X0023261-0-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Агапкина Т. А. 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, Россия
Выпуск
Страницы
53-65
Аннотация

Статья посвящена исследованию фольклорного клише змия скорпия в рукописной заговорной традиции Русского Севера. Было установлено, что источником клише стала цитата из Евангелия от Луки (Лк 10:19), которая вошла в устные заговоры южнорусских, восточнобелорусских и восточноукраинских областей, а также в рукописные пастушеские заговоры Русского Севера, вероятнее всего, через богослужебные тексты. В пастушеских заговорах клише органично вписалось в перечень диких зверей, от которых заговор должен был уберечь скотину во время выпаса ее в лесу, что позволило ему удержаться в этих заговорах в течение длительного времени – с XVIII и вплоть до начала ХХ в. В отличие от традиции юга России и сопредельных украинских и белорусских территорий, клише змия скорпия практически не подвергалось варьированию на Русском Севере, поскольку оказалось востребовано именно рукописной традицией. Списки этих пастушеских заговоров читали в ходе ритуала, чаще же с ними обходили стадо, а также хранили, передавали по наследству, покупали, продавали и переписывали, но при этом сами заговоры почти не подвергались естественному варьированию в ходе устного бытования, что приводило к их консервации, но они постепенно искажались по мере многократного копирования и разрушения традиции. Клише единично было зафиксировано также в любовных, лечебных и воинских заговорах, однако не получило в них развития из-за отсутствия в этих заговорах мотивов, связанных со змеями. Кроме того, оно вошло в состав целого ряда рукописных молитв, которые получили широкое распространение прежде всего на Русском Севере (таких как Молитва архангела Михаила от змеи, Заклинание св. Трифона и др.).

Ключевые слова
заговоры, рукописи, Русский Север, пастушеские заговоры (отпуски), Евангелие от Луки, цитата, варьирование.
Источник финансирования
Статья написана при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-012-00117).
Классификатор
Получено
24.11.2022
Дата публикации
28.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
453
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0869544X0023261-0-1 Дата внесения исправлений в статью - 24.11.2022
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Агапкина Т.А., Березович, Е.Л., Сурикова О.Д. Имена змей в восточнославянских заговорах: Скоропея // Славянские архаические ареалы в пространстве Европы. М.: Индрик, 2021. Вып. 2. С. 305–348.

2. Бобров А.Г., Финченко А.Е. Рукописный отпуск в пастушеской обрядности Русского Севера (конец XVIII – начало ХХ в.) // Русский Север. Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. Л.: Наука, 1986. С. 135–164.

3. Димитрова М. Молитвите на св. Трифон в требник № 167 от Хилендарския манастир // Старобългарска литература. 2013. Кн. 48. С. 328–351.

4. Ильина Т.С., Ипполитова А.Б. Водлозерский пастушеский отпуск конца XVIII в. из экспедиционных материалов Н.Н. Харузина // Ильинский Водлозерский погост: материалы науч. конф. «Водлозерские чтения: Ильинский погост» (6–10 авг. 2007 г.) / под ред. А.В. Пигина. Петрозаводск: Изд. ПетрГУ, 2009. С. 197–245.

5. Каган-Тарковская М.Д. Древнерусские врачевальные молитвы от укуса змеи // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Наука, 1993. Т. 46. С. 287–293.

6. Мороз А.Б. Севернорусские пастушеские отпуска и магия первого выгона скота у славян // Восточнославянский этнолингвистический сборник. М.: Индрик, 2001. С. 232–258.

7. Яцимирский А.И. К истории ложных молитв в южнославянской письменности // Известия Отделения русского языка и словесности. 1913. Т. 13. Кн. 3. С. 1–102.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести