Защита права педагога на частную жизнь: поиск оптимального соотношения личных и общественных интересов
Защита права педагога на частную жизнь: поиск оптимального соотношения личных и общественных интересов
Аннотация
Код статьи
S102694520023463-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Борисова Лилия Владимировна 
Должность: Старший научный сотрудник сектора процессуального права Института государства и права Российской академии наук
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
158-163
Аннотация

В статье обозначены проблемы, для решения которых, с точки зрения автора, необходим поиск оптимального соотношения личных и общественных интересов в сфере защиты права педагога на частную жизнь.

Показана негативная сторона размещения профилей преподавателей вузов и их оценки студентами и иными лицами на сайтах отзывов в сети Интернет. Доказано, что комплексным решением этой проблемы и защиты права на неприкосновенность частной жизни преподавателей могла бы быть деанонимизация пользователей в сети Интернет, позволяющая по запросу компетентных органов установить пользователя, который совершил незаконные действия на сайте.

Особое внимание уделено проблеме поиска сбалансированности и универсальности требований к такому элементу индивидуального облика педагога, как его одежда. Отмечена необходимость проработки вопроса о распространении требований Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении общего внешнего облика педагогов в сфере дошкольного, начального, основного, среднего общего образования.

Ключевые слова
педагог, учитель, преподаватель, защита, частная жизнь, индивидуальный облик, персональные данные, сайт отзывов, Интернет
Классификатор
Получено
27.07.2022
Дата публикации
22.12.2022
Всего подписок
9
Всего просмотров
567
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Педагог — профессия уникальная. Она требует от ее носителя не только прочности знаний, чувства социальной ответственности, самообладания и выдержки, но и моральной чистоты, т.е. соответствия определенному нравственному идеалу, который общество готово воплотить в своих детях. Как отметил педагог-гуманист Я.А. Коменский, педагог должен быть «в одежде — образцом красоты, в деятельности — примером бодрости и трудолюбия, в поведении — скромности и благонравия, в речах — искусства разговора и молчания», то есть быть идеалом нравственности, причем не только в общественной, но в частной жизни»1.
1. Чечет В.В. Педагогика в афоризмах и изречениях. 3-е изд., перераб. и доп. Минск, 2013. С. 76.
2 Несомненно, учитывая место и функции педагога не только в обучении, но и в воспитании подрастающего поколения, российское общество всегда предъявляло высокие требования к его профессиональным и личностным качествам, нравственной культуре и внешнему облику. Однако ослабевший с 1990-х годов престиж данной профессии не восстановлен и не соответствует ее социальной значимости. Общественный деятель И. Волынец по этому поводу справедливо заметила, что в России профессия педагога низкооплачиваема, непривлекательна и даже опасна: его могут избить, на него можно пожаловаться или уволить за фото, «которое кому-то из родителей показалось фривольным»2.
2. Увольнение учителя спортивной школы. URL: >>>> (дата обращения: 06.07.2022).
3 Так, Интернете обсуждаются получившие широкий общественный резонанс случаи увольнения учителей российских школ за размещение на своих страничках в социальных сетях фото в купальнике или халате3, за видео для соцсети Tik-Tok4, покупку в магазине бюстгальтера5 или совмещение работы учителя с работой фитнес-тренера или модели и др.6
3. См.: Шлёнская К. Учительница лишилась работы из-за фото в купальнике. URL: >>>> (дата обращения: 05.07.2022).

4. См.: Лялин Р. «Мое фото в халате приравняли к интиму». Учительница в Петербурге уволилась из школы после скандала из-за ее роликов в Tik-Tok // Комсомольская правда, Санкт-Петербург. URL: >>>> (дата обращения: 06.07.2022).

5. См.: Балоян А. Разъяренные родители потребовали уволить учительницу за покупку бюстгальтеров. URL: >>>> (дата обращения: 06.07.2022).

6. См.: Чернова Е. Тебя уволят за твой Инстаграм! Имеют ли право учителя вести личные соцсети? URL: >>>> (дата обращения: 07.07.2022).
4 Личная жизнь педагогов нередко обсуждается и на т.н. сайтах отзывов о преподавателях высших учебных заведений: Мой препод7, Профессор Рейтинг8, Студзона9 и др., на которых студенты и иные пользователи оставляют свои анонимные оценки и комментарии, зачастую оскорбительные. Хотя, как указывают их создатели, основная цель сайтов — повышение качества образования и оптимизации учебного процесса. На практике в большинстве случаев оценки носят явно предвзятый характер и используются для безнаказанного сведения личных счетов. В результате имеет место конфликт между требованиями общества к педагогу согласно высоким стандартам нравственности и его правом на частную жизнь, которая, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ, включает в себя область жизнедеятельности, имеющую отношение только к отдельному лицу и не подлежащую контролю со стороны государства и общества10.
7. См.: URL: >>>>

8. Ресурс недоступен.

9. См.: >>>>

10. См., напр.: >>>> Конституционного Суда РФ от 16.06.2015 г. № 15-П; определения: >>>> , >>>> .
5 Экспертным сообществом высказываются различные, зачастую противоположные точки зрения об уровне требований к педагогу вне его профессиональной деятельности. Многие представители этой профессии, выступая в защиту частной жизни, утверждают, что «педагоги — тоже люди» и вправе самостоятельно определять границы своего поведения в частной жизни с точки зрения личного мировоззрения, воспитания и морали11.
11. См.: Сомова О. Интернет-этика для учителей // Ставропольские ведомости. URL: >>>> (дата обращения: 07.07.2022).
6 Тем не менее представители Министерства просвещения РФ обратили внимание на необходимость «соотнесения педагогами каждого своего действия, касающегося личной жизни, с тем, что на него будут смотреть его подопечные»12. В связи с этим Минпросвещения России совместно с Общероссийским профсоюзом образования было подготовлено и 20 августа 2019 г. принято Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников13, в котором особое место отведено защите неприкосновенности их частной жизни, но в то же время рекомендовано воздержание от размещения в сети Интернет, в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (п/п. «ж» п. 3).
12. Минпросвещения: педагоги имеют право на личную жизнь. URL: >>>> (дата обращения: 07.07.2022).

13. См.: URL: >>>> (дата обращения: 08.07.2022).
7 Учитывая особый статус педагогических работников, принятие соответствующих норм является важным шагом на пути установления оптимального соотношения интересов общества и поведения педагогических работников в доступных для детей местах в сети Интернет и их частной жизни.
8 В судебной практике имеются случаи привлечения к ответственности педагогов за размещение на своих страницах в социальной сети в открытом доступе фотографий или ссылок на видео порнографического содержания, с нецензурной лексикой, пропагандой алкогольных напитков или наркотических средств и др.
9 Так, например, Московский городской суд признал законным увольнение из школы педагога дополнительного образования на основании п. 8. ч. 1 ст. 81 ТК РФ за размещение в сети Интернет при отсутствии пароля доступа своих фотографий откровенного содержания, на которых присутствовали элементы насилия в виде плетки, оружия, а также элементы нацистской символики и порнографии14. По другому аналогичному делу суд расценил действия по размещению учителем истории в открытом доступе в сети Интернет своих фото с оголенным торсом, спиртными напитками в руках и оружием как совершение аморального поступка, способного сформировать у своих учеников и обучающихся иных образовательных организаций пример недостойного поведения15.
14. См.: Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 04.03.2019 г. по делу № 33-8271/2019 // Сайт Мосгорсуда // >>>> (дата обращения: 07.07.2022).

15. См.: Апелляционное определение Московского городского суда от 04.04.2019 г. № 33-10251/2019 // Там же.
10 Очевидно, оправданность указанного ограничения и вмешательства в частную жизнь педагогов вызвана настоятельной потребностью общества в охране интересов несовершеннолетних детей, которые склонны впитывать все тонкости поведения учителя. И все же, как представляется, действующее законодательство и нормы профессиональной этики педагогов позволяют решить далеко не все проблемы, в которых важно установить оптимальное соотношение интересов общества в лице образовательных организаций, обучающихся детей, их законных представителей и т.д. и педагога в такой сугубо частной сфере, как личная жизнь. Как прозорливо отметил профессор Н. М. Коршунов, надлежащая защита прав и свобод человека может быть достигнута только наиболее оптимальным, т.е. благоприятным соотношением частных и публичных интересов, когда они в полной мере находят свою защиту, но при этом в своей реализации не вредят друг другу16.
16. См.: Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2011. С. 21.
11 Обозначенное оптимальное соотношение частных и общественных интересов рассмотрим на примере защиты права на частную жизнь, включающего защиту персональных данных, изображения, чести и достоинства и др. преподавателей вузов и учителей общеобразовательных организаций (школ) в двух аспектах.
12 Первый аспект, где, по нашему мнению, необходимо определить такое оптимальное соотношение, связан с размещением профилей и оценкой студентами и иными лицами преподавателей вузов на сайтах отзывов в сети Интернет.
13 В практике отечественного образования студент долгое время рассматривался как объект обучения и его участие в оценке профессиональных качеств преподавателей не допускалось. Первая анкета, содержащая перечень профессиональных и личных качеств преподавателя, подлежащих оценке, была принята Минвузом в 1987 г. Но, поскольку анкетирование проводилось анонимно, в научных дискурсах тех лет обсуждались этические моменты такой оценки. Критически оценивалось то, что студент дает оценку преподавателя анонимно, а это приучает его к «кулуарному обсуждению качеств преподавателя, к сплетням»17.
17. Ягудина Л.Р. Оценка преподавателей студентами как инструмент обеспечения качества образования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 7. С. 262–276.
14 Сегодня в России аналогично опыту зарубежных государств, например, США, где система оценки качества преподавания широко применяется с 1920-х годов18, анонимная оценка студентами преподавателей на соответствующих сайтах отзывов является неотъемлемой частью студенческой жизни. По мнению экспертов, применение подобных оценок призвано выполнить три основные функции: информационную — сбор информации о качестве преподавания, мониторинг удовлетворенности услугой потребителя; мотивационную — стимулирование преподавателей качественно готовиться к занятиям и доносить материал; стимулирующую — использование результатов оценивания в системе надбавок к заработной плате преподавателей19.
18. См.: Подымова Т. Могут ли студенты судить о работе преподавателей? URL: >>>> (дата обращения: 12.07.2022).

19. См.: Ягудина Л.Р. Указ. соч. С. 265, 266.
15 Разумеется, система менеджмента качества образования предполагает обратную связь со студентами и доведение до общественности объективной информации о качестве оказываемых образовательных услуг. Тем не менее многие сайты отзывов, несмотря на декларируемые функции, по факту их не выполняют и служат отрицательной цели. Изображения и персональные данные (имя, фамилия, отчество, место работы, должность) размещаются на таких сайтах помимо воли преподавателей. Комментарии анонимных авторов в их адрес нередко содержат нецензурные высказывания и оскорбления на почве расовой или национальной принадлежности, раскрывают сведения о семейной жизни и др., что нарушает неприкосновенность частной жизни данных педагогов, а также, как указано в одном из определений Верховного Суда РФ, «право жить уединенно, не привлекая к себе нежелательного внимания»20.
20. См.: Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2019 г. № 14-КГ19-15 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации // >>>> (дата обращения: 12.07.2022).
16 Следует, однако, отметить, что действующее законодательство содержит определенные способы, позволяющие защитить частную жизнь преподавателей от соответствующих неправомерных действий. Например, возможно привлечение нарушителей к административной ( ст. 5.61 «Оскорбление» КоАП РФ) или уголовной ответственности (ст. 1281 «Клевета» УК РФ). В досудебном порядке преподаватель вправе обратиться к администратору (владельцу) сайта отзывов с требованием удалить его профиль, а в случае отказа — в суд с гражданским иском о возложении на сайт обязанности прекратить обработку персональных данных, удалить профиль и даже компенсировать моральный вред, в том числе за отказ от добровольного удовлетворения требований.
17 В 2019 г. аналогичное дело рассматривалось Верховным Судом РФ, который в определении от 12 ноября 2019 г. № 14-КГ19-1521 указал на ошибки судов при рассмотрении дел данной категории и обратил внимание на необходимость поиска баланса между двумя конкурирующими между собой правами: правом на распространение информации на сайтах отзывов и правом на защиту частной жизни граждан. С этой целью Верховный Суд РФ предложил перечень критериев, которые, как представляется, с целью обеспечения единства судебной практики следовало бы обозначить на уровне Постановления Пленума Верховного Суда РФ:
21. См.: Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации // >>>> (дата обращения: 12.07.2022).
18
  1. общественная потребность в обсуждении распространяемой на сайте отзывов информации. Как следует из определения № 14-КГ19-15, обязанность проверки качества оказываемых образовательных услуг не исключает потребности общества в обсуждении этих вопросов, включая сбор отзывов о преподавателях и опубликование этих сведений. Между тем объем информации, включая персональные данные, способ получения и распространения этой информации должны быть соотнесены с правом преподавателя на защиту частной жизни;
19
  1. общественный интерес в обсуждении деятельности конкретного преподавателя — является ли он публичной фигурой. В этом случае, согласно разъяснению Верховного Суда РФ, следует иметь в виду, что «публичным лицом являются лица, занимающие государственную или муниципальную должность, играющие существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области»22;
22. См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Росс. газ. 2015. 30 июня.
20
  1. содержание, форма и последствия опубликованных сведений – может ли лицо надлежащим образом отреагировать на поступивший отзыв;
21
  1. способ получения информации и ее достоверность. Здесь важно отметить, что владельцы (администраторы) сайтов отзывов, размещая персональные данные преподавателей, как правило, ссылаются на положение абз. 2 п. 1 ст. 1522 ГК РФ и исходят из того, что если такие данные взяты из общедоступных источников (как правило это сайты вузов, в которых они работают), то для их обработки не требуется согласия субъекта этих данных. Однако, как разъяснил Верховный Суд РФ, факт получения персональных данных из открытых источников еще не означает, что их можно свободно использовать. Сбор, обработка или использование персональных данных или публикация соответствующих материалов должны быть соотнесены с правом на защиту частной жизни граждан23.
23. См.: Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2019 г. № 14-КГ19-15.
22 Владельцы (администраторы) сайтов отзывов, не зарегистрированных как средства массовой информации, также ссылаются на отсутствие у них обязанности модерировать комментарии и отвечать за их достоверность. По их мнению, ответственность за размещение на сайте «порочащей» информации должен нести автор комментария, а сайт может только удалить соответствующую информацию, если обяжет суд24.
24. См.: Мирошкина Е. Можно ли заставить сайт удалить негативный отзыв о компании // Тинькофф Журнал. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).
23 На наш взгляд, в идеальном случае сайты отзывов, не зарегистрированные как СМИ, следовало обязать проводить проверку достоверности размещаемой информации и модерировать ее на предмет нарушений действующего законодательства, аналогично обязанности журналистов, предусмотренной в ст. 49 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»25. Однако зачастую эти сайты создаются гражданами единолично с некоммерческой целью. Создатель сайта отзывов может находиться за рубежом, а сам сайт — на серверах за пределами территории Российской Федерации. Исходя из этого, обязать владельцев (модераторов) таких сайтов проверять поступающую информацию, на наш взгляд, проблематично. В то же время, поскольку рассматриваемый вопрос является частным случаем более общей проблемы — анонимности действий пользователей в сети Интернет и, как следствие, их безнаказанности и вседозволенности, комплексным решением этой проблемы и защиты права на неприкосновенность частной жизни преподавателей вузов могла бы быть деанонимизация пользователей в сети Интернет, позволяющая по запросу компетентных органов установить пользователя, который совершил незаконные действия на сайте.
25. См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7, ст. 300.
24 Подобная практика применяется во многих зарубежных странах. Так, в Китае операторы связи используют технологию распознавания лиц при идентификации всех звонящих или входящих в сеть Интернет граждан. Эти данные сопоставляются с удостоверением их личности и хранятся в отдельной базе данных26.
26. См.: Почему анонимность в Китае больше невозможна. URL: >>>> (дата обращения: 20.07.2022).
25 В Южной Корее при регистрации на интернет-ресурсах с посещаемостью более 100 тыс. чел. в день необходимо указывать свои реальные имя и номер удостоверения личности27.
27. См.: В Южной Корее запретили анонимность, youtube.com запретил закачку южнокорейским пользователям. URL: >>>> (дата обращения: 19.07.2022).
26 В Бразилии анонимность запрещена ст. 5 Конституции и рассматривается как гарантия защиты неприкосновенности частной жизни и способ злоупотребления свободой выражения мнения.
27 Запрет на использование «анонимайзеров», позволяющих скрыть реальный IPN-адрес пользователя, предусмотрен законодательством таких государств, как Эфиопия, Иран28, Казахстан и др.
28. См.: Интернет-цензура в Иране. URL: >>>> (дата обращения: 19.07.2022).
28 В России принимаемые в последнее десятилетние нормативные правовые акты также последовательно ограничивают возможности анонимного использования сети Интернет, а все большее число экспертов высказываются за ограничение технической анонимности и введение для каждого пользователя интернет-паспорта29.
29. См.: Анонимность в интернете: что это и почему многие против? URL: >>>> (дата обращения: 20.07.2022).
29 Курс на ограничение анонимности обозначен в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, который, по мнению Президента РФ Путина В.В., позволит минимизировать «безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей в сети Интернет»30.
30. См.: СЗ РФ. 2017. № 20, ст. 2901.
30 На решении этой задачи следует, на наш взгляд, сфокусировать дальнейшее правовое регулирование вопроса анонимности пользователей в сети Интернет, поскольку существующая поддержка антиправовых анонимных пользователей и предоставление открытого доступа к непроверенной, нарушающей частную жизнь информации приводит, на наш взгляд, к нарушению баланса частных и общественных интересов в рассматриваемой ситуации.
31 Второй аспект, где, как представляется, необходим поиск оптимального соотношения личных и общественных интересов, связан с защитой права учителей школ на индивидуальный облик. В российском законодательстве это право прямо не закреплено, но в правовой доктрине и судебной практике рассматривается как смежное с правом на частную жизнь нематериальное благо31.
31. См.: Малеина М.Н. Право обучающегося и преподавателя на индивидуальный облик // Lex russica. 2019. № 3 (148). С. 24–33; Постановление ЕСПЧ от 15.01.2009 г. по делу «Реклос и Давурлис (Reklos and Davourlis) против Греции» (жалоба № 1234/05) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2009. № 5.
32 По общему правилу формирование индивидуального облика является прерогативой его обладателя. В то же время, признавая особый статус педагогических работников в обществе, ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации»32 предусматривает возможность установления к такому элементу индивидуального облика педагога, как его одежда, требований на уровне локальных нормативных актов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также в нормах профессиональной этики педагогических работников.
32. См.: СЗ РФ.2012. № 53 (ч. I), ст. 7598.
33 Преобладающее число образовательных организаций используют данную возможность и нередко прописывают требования к одежде педагогов излишне детализировано. Например, согласно Положению о внешнем виде учителя МАОУ «Таганская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края33, учитель обязан носить украшения только в классическом стиле, недопустимы яркие и блестящие украшения, даже в жару педагогу непозволительно быть без колготок, и др.
33. См.: Образовательный портал Забайкальского края // >>>> (дата обращения: 24.07.2022).
34 Строгие правила дресс-кода для учителей действуют в ряде образовательных организаций Оренбургской области, в соответствии с которыми педагогу разрешено носить не больше одного кольца на руке, туфли на каблуке высотой, не превышающей десяти сантиметров, только аккуратно уложенные волосы и т.д.34
34. См.: Как регулируется внешний вид учителя, если в школе нет соответствующего документа? URL: >>>> (дата обращения: 24.07.2022).
35 На наш взгляд, избыточная нормативная детализация требований к внешнему виду педагога не отвечает основной задаче — оградить обучающихся от негативного влияния, она может спровоцировать злоупотребления и неправильные трактовки этих правил вплоть до сведения личных счетов, а также просто отставание от текущих тенденций моды, что особенно актуально для молодых педагогов.
36 Одновременно с этим рассматриваемые требования не должны быть излишне обобщенными. Например, остается неясной предусмотренная п/п. «е» п. 3 Положения профессиональной этики педагогов рекомендация «придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы». Данное правило понятно, предположим, по отношению к учителю физической культуры, но каким должен быть внешний вид учителя истории или права?
37 Кроме того, как отмечалось ранее, п/п. «ж» п. 3 Положения профессиональной этики педагогов рекомендует воздерживаться от размещения в сети Интернет, в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Поскольку общение педагога с обучающими детьми происходит и в невербальной сфере: жестами, позой, мимикой, внешним видом, включая одежду и др., полагаем необходимой проработку вопроса о распространении требований ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении общего внешнего облика педагогов в сфере дошкольного, начального, основного, среднего общего образования. Реализация данной идеи востребована в российском обществе. Так, в одной из школ г. Ростова-на-Дону родители потребовали уволить из школы педагога-мужчину, который демонстрировал ученикам на уроках свой французский маникюр, накрашенные глаза, ресницы и тональный крем на лице35, по сути, своим внешним обликом пропагандировал нетрадиционные семейные ценности и сексуальные отношения, что запрещено п/п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона о защите детей от информации.
35. См.: Ростовчанки требуют уволить мужчину-учителя с «тональником» и маникюром. URL: >>>> (дата обращения: 24.07.2022).
38 Следует заметить, что в России большинство экспертов не поддерживают использование таких оценочных критериев для введения законодательных ограничений36. Хотя, как представляется, комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений вполне могли бы применить их на практике, а в спорных ситуациях это мог бы решать суд. В любом случае рассматриваемый вопрос требует урегулирования, чтобы, с одной стороны, это не влияло на жизнь детей, а с другой — не нарушало право на частную жизнь педагогов.
36. См.: Требования к поведению и внешнему виду: ханжество или необходимость. URL: >>>> (дата обращения: 24.07.2022).

Библиография

1. Анонимность в интернете: что это и почему многие против? URL: https://zen.yandex.ru/media/kubmedia/anonimnost-v-internete-chto-eto-i-pochemu-mnogie-protiv-5cb341a2456a7000b3a1b475 (дата обращения: 20.07.2022).

2. Балоян А. Разъяренные родители потребовали уволить учительницу за покупку бюстгальтеров. URL: https://www.woman.ru/news/v-ulyanovske-roditeli-potrebovali-uvolit-uchitelnicu-za-pokupku-byustgalterov-id478533/ (дата обращения: 06.07.2022).

3. В Южной Корее запретили анонимность, youtube.com запретил закачку южнокорейским пользователям. URL: https://habr.com/ru/post/57259/?mobile=no (дата обращения: 19.07.2022).

4. Интернет-цензура в Иране. URL: https://medium.com/@faq.africa.asia.team/интернет-цензура-в-иране-73f8454518de (дата обращения: 19.07.2022).

5. Как регулируется внешний вид учителя, если в школе нет соответствующего документа? URL: https://pravoved.ru/question/1931804/ (дата обращения: 24.07.2022).

6. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2011. С. 21.

7. Лялин Р. «Мое фото в халате приравняли к интиму». Учительница в Петербурге уволилась из школы после скандала из-за ее роликов в Tik-Tok // Комсомольская правда, Санкт-Петербург. URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27251/4382155/ (дата обращения: 06.07.2022).

8. Малеина М.Н. Право обучающегося и преподавателя на индивидуальный облик // Lex russica. 2019. № 3 (148). С. 24–33.

9. Мирошкина Е. Можно ли заставить сайт удалить негативный отзыв о компании // Тинькофф Журнал. URL: https://journal.tinkoff.ru/omg/udoli/ (дата обращения: 17.07.2022).

10. Подымова Т. Могут ли студенты судить о работе преподавателей? URL: https://pandia.ru/text/78/519/35636.php (дата обращения: 12.07.2022).

11. Почему анонимность в Китае больше невозможна. URL: https://news.rambler.ru/other/42988885-pochemu-anonimnost-v-kitae-bolshe-nevozmozhna/ (дата обращения: 20.07.2022).

12. Ростовчанки требуют уволить мужчину-учителя с «тональником» и маникюром. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2234101/ (дата обращения: 24.07.2022).

13. Сомова О. Интернет-этика для учителей // Ставропольские ведомости. URL: http://st-vedomosti.ru/content/интернет-этика-для-учителей (дата обращения: 07.07.2022).

14. Требования к поведению и внешнему виду: ханжество или необходимость. URL: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/trebovaniia-k-povedeniiu-i-vneshnemu-vidu-hanjestvo-ili-neobhodimost-5d8a28924e057700b1d6d083 (дата обращения: 24.07.2022).

15. Чернова Е. Тебя уволят за твой Инстаграм! Имеют ли право учителя вести личные соцсети? URL: https://www.woman.ru/psycho/tebya-uvolyat-za-tvoi-instagram-imeyut-li-pravo-uchitelya-vesti-lichnye-socseti-id664730/ (дата обращения: 07.07.2022).

16. Чечет В.В. Педагогика в афоризмах и изречениях. 3-е изд., перераб. и доп. Минск, 2013. С. 76.

17. Шлёнская К. Учительница лишилась работы из-за фото в купальнике. URL: https://medialeaks.ru/2503xsh-uchitelnitsa-iz-barnaula/ (дата обращения: 05.07.2022).

18. Ягудина Л.Р. Оценка преподавателей студентами как инструмент обеспечения качества образования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 7. С. 262–276.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести