- Код статьи
- S268667300023361-7-1
- DOI
- 10.31857/S2686673022110074
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 11
- Страницы
- 97-109
- Аннотация
Рассмотрены особенности внешней политики Вашингтона в условиях нового политического курса Кабула. США заявляется о необходимости дальнейшего сотрудничества с партнёрами по обеспечению безопасности в Центральной и Южной Азии, стабилизации обстановки в Афганистане. В основе сотрудничества лежат национальные интересы региональных держав. Они сформированы под влиянием межгосударственных геоэкономических противоречий и угроз безопасности, что частично обусловлено деятельностью талибов. Среди азиатских стран наиболее обострены угрозы безопасности для Катара и Пакистана. В среднесрочной перспективе не исключается уточнение Белым домом основополагающих документов внешней политики для Азиатского региона.
- Ключевые слова
- Афганистан, Талибан, США, Катар, Пакистан
- Дата публикации
- 28.11.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 373
ВВЕДЕНИЕ
С 15 августа 2021 г. власть в Афганистане перешла к Движению Талибан (ДТ) (в РФ признано террористической организацией), образовавшему Исламский Эмират Афганистан (ИЭА). В изменившихся условиях внешнеполитической деятельности Соединённые Штаты заявляют, что Афганистан по-прежнему остаётся для них приоритетным государством в Азии. Вашингтон настаивает на формировании Движением Талибан инклюзивного правительства и соблюдении прав наиболее уязвимых в афганских реалиях категорий населения. Американское руководство выражает готовность «поддерживать афганское гражданское общество внутри страны и в изгнании, чтобы помочь сохранить демократические завоевания, достигнутые за последние два десятилетия» [1]. Для этого планируется задействовать все имеющиеся в распоряжении США несиловые инструменты внешней политики. Утверждается, что принимаемые меры позволят обеспечить гуманитарный доступ в страну и выполнение талибами своих обязательств согласно Соглашению о восстановлении мира в Афганистане (Дохийскому соглашению).
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АФГАНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ
По оценкам Вашингтона, действия правительства талибов способствуют дестабилизации в регионе военно-политической обстановки, росту наркотрафика, нарушениям прав человека (в первую очередь, прав женщин и девочек) [1]. Особую опасность, по мнению американской администрации, представляет возможная активизация на афганской территории группировки ИГ-Хорасан (признана в РФ террористической) и других террористических организаций с последующим переносом очагов напряжённости на территории соседних государств. Прогнозируется, что основную тяжесть этих угроз в виде потоков беженцев, терактов и незаконного оборота наркотиков примут на себя граничащие со страной Пакистан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан.
Исходя из оценки, складывающейся в ИЭА обстановки и прогноза её развития, Государственным департаментом Соединённых Штатов планируются многочисленные программы, преимущественно в социальной и отчасти в экономической сфере. При этом значительная доля бюджетных расходов в 2023 г. направляется на поддержку экономики, бизнеса и развитие системы высшего образования [1]. Программами предусматривается уменьшение зависимости Афганистана от импорта продовольствия; предоставление афганским фермерам альтернатив выращиванию опиумного мака; расширение прав и возможностей сельских женщин по трудоустройству; сокращение спроса на наркотики через информирование общественности об их пагубном влиянии на здоровье человека, лечение наркозависимых и др. Из видов расходов мероприятия по обеспечению безопасности исключаются объёмы финансирования программ в Центральной и Южной Азии (табл. 1).
Итоги 2021 г., безусловно, затруднили реализацию Вашингтоном программных мероприятий через использование потенциала подведомственных (посольство, ЮСАИД) и сотрудничающих с американской администрацией структур (НПО), ранее действовавших непосредственно на территории Афганистана. Посольство США свою работу прекратило. Значительно снизилась активность прозападных неправительственных организаций и средств массовой информации. Многие из них ушли из страны, новое правительство которой не поддерживает (в сущности, запрещает) на афганской территории подобную деятельность.
Таблица 1
Объёмы финансирования программ в Центральной и Южной Азиив 2022–2023 гг., тыс. долл.
Сфера реализации | На Центральную и Южную Азию,тыс. долл. США | На Афганистан, тыс. долл. США | Доля Афганистана в общем объёме финансирования, % | |||
2022 | 2023 | 2022 | 2023 | 2022 | 2023 | |
Экономическая поддержка (общие вопросы) | 324,500 | 322,604 | 250,000 | 246,000 | 77 | 76,2 |
Развитие малого и среднего бизнеса | - | 23,700 | - | 15,000 | - | 63,3 |
Сельское хозяйство | - | 148,200 | - | 61,200 | - | 41,3 |
Цифровизация | - | 9,339 | - | 37 | - | 0,4 |
Высшее образование | - | 29,004 | - | 20,000 | - | 69 |
Общее образование | - | 96,903 | - | 40,500 | - | 41,8 |
Развитие демократии, соблюдение прав человека и государственное управление | - | 175,378 | - | 30,758 | - | 17,5 |
Гендерная политика | - | 192,055 | - | 81,319 | - | 42,3 |
Водоснабжение | - | 27,600 | - | 12,000 | - | 43,4 |
Борьба с торговлей людьми | - | 14,650 | - | 5,500 | - | 37,5 |
Здравоохранение (общие вопросы) | 194,810 | 264,500 | 8,000 | 12,000 | 4,1 | 4,5 |
Снижение материнской и детской смертности | - | 65,500 | - | 16,000 | - | 24,4 |
Репродуктивное здоровье и планирование семьи | - | 68,000 | - | 15,000 | - | 22 |
Профилактика полиомиелита | - | 12,100 | - | 3,000 | - | 24,8 |
Повышение качества питания | - | 27,542 | - | 6,292 | - | 22,8 |
Борьба с наркотрафиком | 107,800 | - | 59,200 | - | 54,9 | - |
Борьба с терроризмом | 71,140 | - | 45,800 | - | 64,3 | - |
Подготовка вооруженных сил | 13,750 | - | 800 | - | 5,8 | - |
FY 2023 International Affairs Budget. View the full fiscal year 2023 Congressional Budget Justification: FY 2023 Congressional Budget Justification; State and USAID Appendix 1; State and USAID Appendix 2; State and USAID Appendix 3; Supplementary Tables – Foreign Operations / U.S. Department of State. Official website. Available at: >>>> (accessed 14.06.2022); FY 2022 International Affairs Budget. View the full fiscal year 2022 Congressional Budget Justification: Department of State, Foreign Operations, and Related Programs; State and USAID Appendix 1; State and USAID Appendix 2; State and USAID Appendix 3; Supplementary Tables – Foreign Operations / U.S. Department of State. Official website. Available at: >>>> (accessed 26.06.2022).
В связи с этим Соединёнными Штатами принимаются меры по достижению программных целей через уточнение стратегий кооперации с другими государствами и заключение необходимых для этого межгосударственных соглашений. Интенсифицируется взаимодействие с заинтересованными в нём гражданами и организациями1. Например, американская платформа онлайн-поиска краткосрочной аренды частного жилья Airbnb в августе-сентябре 2021 г. предоставила бесплатное убежище по всему миру афганским беженцам (под влиянием, видимо, имиджевых мотивов) [2]. Американской администрацией используется потенциал тех НПО, которые продолжили работать на территории ИЭА.
Содержание переговоров с соответствующей повесткой, проведённых Вашингтоном с государствами-партнёрами, демонстрируют, что сторонами обсуждались, главным образом, вопросы постконфликтного урегулирования на афганской территории (см. табл. 2).
Таблица 2
Содержание встреч, проведённых Госдепартаментом США с азиатскими государствами с сентября 2021 г. по июнь 2022 г.
Страна | Даты встреч | Обсуждаемые вопросы |
Катар | 08.09.2021 г. 12.11.2021 г. 30.04.2022 г. | Стратегическое партнёрство и представление интересов США по Афганистану |
Узбекистан | 08.09.2021 г. 03-04.10.2021 г. 13.12.2021 г. 23-27.05.2022 г. | Стратегическое партнёрство по Афганистану; оказание гуманитарной помощи афганскому народу, создание регионального логистического центра в Термезе |
Пакистан | 08.09.2021 г. 30.04.2022 г. | Борьба с терроризмом и обеспечение стабильности в Афганистане, гуманитарная помощь афганскому народу и беженцам |
Таджикистан | 08.09.2021 г. 22.09.2021 г. 23-27.05.2022 г. | Оказание гуманитарной помощи афганскому народу и афганским беженцам |
Туркменистан | 08.09.2021 г. 22.09.2021 г. | |
Индия | 08.09.2021 г. 11.04.2022 г. | Соблюдение талибами резолюций СБ ООН |
Китай | 30.04.2022 г. | Обеспечение талибами безопасности, соблюдения прав человека |
Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ | 08.09.2021 г. | Оказание гуманитарной помощи афганскому народу и афганским беженцам |
Узбекистан, Казахстан, Киргизия | 22.09.2021 г. |
U.S. Department of State. Available at: >>>> (accessed 29.06.2022).
Наиболее активный политический диалог Вашингтона по Афганистану отмечен с Катаром и Узбекистаном, позиционируемыми США в качестве стратегических партнёров на афганском направлении. Тем не менее, шаги, фактически предпринимаемые региональными государствами – участниками переговоров по Афганистану, демонстрируют их неоднозначную позицию. В частности, Узбекистан отказался принимать афганских беженцев, он осуществляет их транзит через аэропорты крупных городов, но не оставляет на территории страны [3]. Подобную позицию заняли также Казахстан, Киргизия и Туркменистан [4].
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ КАТАРА И АФГАНСКИЕ ПРОЕКТЫ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Следует отметить, что Катар достаточно активен в контексте афганского направления политики США. Об этом свидетельствует учреждение в стране политического офиса Движения Талибан и неоднократная организация с 2020 г. в Дохе площадок для переговоров Вашингтона с талибами, которые прошли в различных формах. С государством американское руководство заключило ряд соглашений, в том числе [5]:
а) об установлении Катара в качестве «державы – покровителя» Соединённых Штатов в Афганистане. Согласно документу, учреждается «секция интересов США» при посольстве монархии, расположенном в Кабуле. На секцию возложено оказание консульских услуг для американских граждан в Афганистане, организация официальных коммуникаций между Соединёнными Штатами и правительством талибов, защита ныне высвобожденных американских дипломатических объектов [6];
б) об установлении партнёрства с Катаром для облегчения поездок афганцев по специальным иммиграционным визам США.
По мнению отечественных и зарубежных специалистов, монархия способна оказывать формирующее воздействие на идеологию нового политического курса Афганистана. Необходимость в такой позиции для Дохи можно объяснить тем, что успешная реализация в ИЭА некоторых проектов, инициированных правительством талибов, способна, в свою очередь, оказывать непосредственное влияние на экономическую безопасность Катара. Так, афганскими и туркменскими властями на второе полугодие 2022 г. спланирован запуск строительства газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ), сроки запуска которого по различным причинам переносились с 2015 г. [7]. По итогам 2021 г. до 82% производимого Катаром сжиженного природного газа направлялось в страны Азии и только 17% – в Европу. Согласно данным государственной статистики в ТОП-6 стран по объёмам экспорта катарского СПГ вошли также Индия и Пакистан (см. табл.3) [8].
Таблица 3
ТОП-6 азиатских стран по объёмам экспорта катарского СПГ в 2020–2021 гг.
Страна | Цена заключённых контрактов, млн кат. риалов | Страна | Цена заключённых контрактов, млн кат. риалов |
2020 год | 2021 год | ||
Южная Корея | 20259,4 | Южная Корея | 34798,3 |
Индия | 16506,1 | Индия | 32300,9 |
Китай | 16459,2 | Китай | 27076,5 |
Япония | 14629,3 | Япония | 17497,0 |
Сингапур | 6189,3 | Пакистан | 8721,2 |
Пакистан | 4410,9 | ОАЭ | 8534,1 |
Planning and Statistics Authority. Foreign Trade Portal. Qatar Statistics Year 2021. Qatar Statistics Year 2020. Available at: >>>> (accessed 26.06.2022).
Строительство газопровода может создать для Дохи реальную угрозу экономической безопасности, так как стоимость трубопроводного газа в отличие от стоимости СПГ по спотовым поставкам для потребителей значительно дешевле. При этом вопрос о диверсификации катарских поставок СПГ в европейские страны в среднесрочной перспективе остаётся открытым. В связи с реализацией ТАПИ определённые угрозы могут возникнуть и для окупаемости катарских инвестиций в газовый сектор стран – участниц проекта. В частности, Исламабадом в ноябре 2021 г. была одобрена заявка государственной компании «Катар энерджи» (Qatar Energy) на приобретение 49% акций строящегося частного СПГ-терминала. Данная инициатива стала первой прямой инвестицией Катара в пакистанский энергетический рынок [9].
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ПАКИСТАНА: КОНЦЕПЦИЯ ПУШТУНИСТАНА И РОСТ ВЛИЯНИЯ В РЕГИОНЕ ИНДИИ
17–18 мая 2022 г. состоялась встреча госсекретаря США Э. Блинкена с министром иностранных дел Пакистана Б. Зардари [10]. В ходе встречи стороны обсудили сотрудничество в вопросах регионального мира, борьбы с терроризмом, стабильности в Афганистане. Очевидно, что для Пакистана, которого афганцы, по мнению зарубежных экспертов [11], никогда не воспринимали в качестве дружественной страны, жизненно необходимо:
1) контролировать распространение пуштунского национализма (по некоторым оценкам, пуштуны составляют до 20% численности населения Пакистана. Из общей численности пуштунов в мире на территории Пакистана, по разным оценкам, проживает до 56% [12]). Так, руководство афганских талибов не приняло концепцию «линии Дюранда»2 и не высказалось против концепции Пуштунистана3. Кроме того, афганские талибы поддерживают отношения с Техрик-и-Талибан Пакистан (организация признана в РФ террористической), участников которой называют пакистанскими талибами и по версии СБ ООН главной их целью является свержение правительства Пакистана с последующим созданием эмирата на основе исламских законов. Но по заявлению лидера этого движения Н. Мехсуда, цель состоит в том, чтобы взять под контроль приграничные регионы, прилегающие к «линии Дюранда», и сделать их независимыми [11];
3. ** Пуштунистан – историческая область, на территории современных Афганистана и Пакистана, населённая пуштунами. С 1940-х годов пуштунские националисты периодические предлагали концепцию создания независимого государства Пуштунистан.
2) сдерживать распространение геополитического влияния Индии, с которой у Пакистана с 1947 г. сохраняются территориальные споры. Исламабад неоднократно обвинял Дели в сотрудничестве индийских спецслужб с бывшей службой национальной безопасности Афганистана, с Техрик-и-Талибан Пакистан, ИГИЛ и им подобными организациями. По мнению Исламабада, цель такого сотрудничества – осуществление на пакистанской территории террористической деятельности [13]. С июня 2022 г. Дели вновь открыл посольство в Кабуле, что было положительно оценено правительством талибов.
Для обеспечения соблюдения национальных интересов Исламабад готов сотрудничать с Вашингтоном, создавая ему условия для использования необходимых инструментов на пакистанской территории. Возможно, с этим следует связать появление в СМИ сообщений о том, что США планируют развернуть военную базу на территории Пакистана в 8 км от границы с Афганистаном [14]. Впрочем, Исламабад данный факт отрицает. В ходе проведения 25 марта 2022 г. встреч российской делегации с членами правительства талибов в сторону Афганистана из Пакистана, по оперативной информации, совершил вылет беспилотный летательный аппарат вооружённых сил США с ракетным вооружением на борту [15].
Наличие напряжённости в индийско-пакистанских отношениях в некоторой степени может устраивать Соединённые Штаты. Вашингтон позиционирует Индию в качестве ведущего регионального игрока [16]. При этом, территориальные споры между Исламабадом и Дели вокруг регионов Джамму и Кашмир создают проблемы для Китая в реализации проекта «Китайско-пакистанский экономический коридор». По плану проекта создание элементов его инфраструктуры спланировано и на спорных территориях, государственная принадлежность которых до сих пор не определена.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ТАДЖИКИСТАНА В КОНТЕКСТЕ СТЕРЕОТИПОВ ВОСПРИЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАЛИБОВ
23–27 мая 2022 г. помощник госсекретаря США Д. Лу провёл встречи с таджикскими коллегами в рамках ежегодных двусторонних американско-таджикских консультаций по развитию экономических связей и укреплению сотрудничества в области безопасности (ранее такая встреча проведена в сентябре 2021 г.) [17]. В ходе встречи стороны обсудили, в том числе, гуманитарную помощь и иные виды поддержки афганским беженцам. Согласно мнению экспертов, после прихода к власти в Афганистане Движения Талибан руководство Таджикистана заняло по отношению к новому руководству наиболее жёсткую позицию по сравнению с другими центральноазиатскими государствами. Это обстоятельство связывается с исходящими от южного соседа угрозами в сфере безопасности, экстраполированными из предыдущего опыта гражданской войны 1992–1997 гг., когда светские силы противостояли вооружённой исламской оппозиции, пользовавшейся поддержкой талибов [Попов Д.С., 2022]. Вместе с тем не исключается, что Душанбе стремится использовать создавшуюся в ситуацию для того, чтобы получить грантовую поддержку от стран, заинтересованных в своём присутствии в Таджикистане. Об этом свидетельствует деятельность неправительственной организации Spirit of America (головной офис в США), которая в ближайшее время планирует открыть в стране афганскую школу «Сомониён» для учащихся таджикской общины беженцев из Афганистана [18]. Данное образовательное учреждение является единственным в Таджикистане, обучение в котором осуществляется на языке дари по учебным программам Афганистана, действовавшим при правительстве А. Гани. Под опекой Spirit of America в таджикском городе Вахдат функционируют образовательный центр «Корвон», Центр инновационных технологий и коммуникаций, молодёжный центр. Общая численность обучающихся составляет более 2500 граждан Таджикистана и афганских беженцев.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НПО И РАБОТА С АФГАНСКИМИ БЕЖЕНЦАМИ
Ранее США заявляли о лидерских позициях в гуманитарной области для народа Афганистана, предоставляя гуманитарную помощь и оказывая поддержку афганским беженцам в регионе через межгосударственные институты и НПО [19]. В настоящий момент, по публикациям афганских СМИ, на территории страны работают две прозападные неправительственные организации – Фонд Ага Хана (Aga Khan Foundation) и Фонд Баят (Bayat Foundation). Экономические проекты Фонда Ага Хана (головной офис в Швейцарии) охватывают более 240 городов и поселков в 34 провинциях страны. Деятельность фонда в социальной сфере Афганистана осуществляется во многих провинциях с охватом более 4 млн человек. Фондом реализуются проекты в сферах экономики, здравоохранения и культуры, организуется доставка гуманитарной помощи. Заявленный Фондом Ага Хана политический нейтралитет не исключает его участия в реализации программ ЮСАИД [20]. По тем же направлениям организована деятельность Фонда Баят, входящего в одноименную группу компаний (головной офис в США), принадлежащей американцу афганского происхождения Эхсанолле «Эсхану» Баяту.
Госдепартаментом и НПО организуется помощь афганским беженцам. Смена политического режима сопровождалась массовой миграцией части населения, особенно тех, кто ранее обеспечивал деятельность правительства Ашрафа Гани и иностранного воинского контингента. Основными механизмами поддержки проамерикански настроенных афганцев являются программа специальной иммиграционной визы SIV и программа приёма беженцев USRAP [21]. Госдепартамент признаёт, что в настоящий момент имеют место проблемы технического и иного характера, которые затрудняют оформление специальных иммиграционных виз всем желающим. Условием включения в программу приёма беженцев является нахождение афганских граждан за пределами Афганистана. Заявляется, что выполнение данного условия позволит рассмотреть иммиграционные дела афганских граждан, принять по ним решение о включении в USRAP [22].
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В сфере обеспечения безопасности деятельность военно-политического руководства США носит противоречивый характер, при этом в деталях не разглашается. С одной стороны, на подконтрольных США территориях Сирии и Ирака до сих пор проходят подготовку боевики радикальных террористических организаций для дальнейшего их применения в Африке и Азии, в том числе для переброски в северные провинции Афганистана [23] Некоторые российские специалисты уверены в том, что при негласной поддержке прежнего афганского руководства (проамериканского) стало возможным усиление позиций ИГИЛ в регионе [24].
С другой стороны, по политико-дипломатической линии Соединённые Штаты демонстрируют заинтересованность в упреждении распространения подобных угроз, не исключая нанесения упреждающих ударов по размещённым на территории объектам инфраструктуры террористических организаций [25]. В частности, по линии вооружённых сил в июне 2022 г. проведены ознакомительные встречи нового командующего Центральным командованием вооружённых сил США (ЦЕНТКОМ) М. Куриллы с коллегами из Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. В ходе диалога стороны обсудили также вопросы, связанные с региональной безопасностью и ситуацией в Афганистане (см. табл. 4) [26]. К слову говоря, руководство Движение Талибан считает опасения американской стороны о террористической активности в стране безосновательными, целенаправленно распространяемыми для усиления напряжённости в регионе [27].
Таблица 4
Переговоры, проведённые командующим ЦЕНТКОМ, в июне 2022г.
Страна | Дата | Обсуждаемые вопросы |
Казахстан | 11.06.2022 | Проблемы безопасности и возможности по расширению военного сотрудничества в Центральной Азии |
Узбекистан | 13-14.06.2022 | Обмен опытом боевых действий в Афганистане; изучение программ боевой подготовки вооружённых сил Узбекистана; состояние террористических угроз в регионе; репатриация узбекских граждан из лагеря Аль-Холь на северо-востоке Сирии (в лагере находятся боевики ИГИЛ со своими семьями. – В.Ц.); проведение американо-узбекских совместных учений сил специальных операций; обеспечение сохранности афганской военной авиационной техники |
Киргизия | 14-15.06.2022 | Проблемы безопасности и возможности по расширению военного сотрудничества между вооружёнными силами |
Таджикистан | 15-16.06.2022 | Обмен опытом боевых действий в Афганистане; обеспечение безопасности на таджикско-афганской границе; развитие приграничной военной инфраструктуры; проведение американо-таджикских совместных учений сил специальных операций |
U.S. Central Command. Available at: >>>> (accessed 01.07.2022).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в отношении Афганистана Вашингтон на решении преимущественно гуманитарных проблем, преследует главную цель – сохранить своё присутствие в регионе. В основе американского влияния на протекающие в Азии политико-экономические процессы лежит использование геоэкономических противоречий между ведущими державами, частично обусловленных деятельностью новой власти. Представляется, что политический курс талибов связывается Белым домом с вероятностью недостижения целей по вовлечению Афганистана в международное политико-экономическое сотрудничество на тех условиях, которые отвечают национальным интересам США и их партнёров. Не исключено, что в среднесрочной перспективе Соединённые Штаты пересмотрят основополагающие документы внешней политики в той части, которая касается Южноазиатского региона4.
Библиография
- 1. FY 2023 International Affairs Budget / U.S. Department of State. Official website. URL: https://www.state.gov/fy-2023-international-affairs-budget/ (accessed 14.06.2022).
- 2. Airbnb бесплатно разместит тысячи афганских беженцев // lenta.ru, 24.08.2021. Available at: https://lenta.ru/news/2021/08/24/begency/ (accessed 29.06.2022).
- 3. Узбекистан отказался принимать беженцев из Афганистана // Sputnik News, 30.08.2021. Available at: https://tj.sputniknews.ru/20210830/uzbekistan-afghanistan-bezhency-otkaz-1041972057.html (accessed 01.07.2022).
- 4. Почему страны Центральной Азии не готовы принимать беженцев из Афганистана. Available at: https://asiaplustj.info/ru/news/centralasia/20210907/pochemu-strani-tsentralnoi-azii-ne-gotovi-prinimat-bezhentsev-iz-afganistana (accessed 01.07.2022).
- 5. Secretary Antony J. Blinken and Qatari Deputy Prime Minister and Minister of Foreign Affairs Mohammed bin Abdulrahman Al-Thani at a Signing Ceremony and Joint Press Availability for the U.S.// Qatar Strategic Dialogue. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-qatari-deputy-prime-minister-and-minister-of-foreign-affairs-mohammed-bin-abdulrahman-al-thani-at-a-signing-ceremony-and-joint-press-availability-for-the-u-s-qatar-str/ (accessed 29.06.2022).
- 6. Qatar agrees to represent U.S. interests in Afghanistan. Available at: https://www.pbs.org/newshour/world/qatar-agrees-to-represent-u-s-interests-in-afghanistan (accessed 10.06.2022).
- 7. Practical work of TAPI project will begin in the next six months. Available at: https://www.ariananews.af/practical-work-of-tapi-project-will-begin-in-the-next-six-months/ (accessed 24.06.2022).
- 8. Planning and Statistics Authority. Foreign Trade Portal. Available at: https://www.psa.gov.qa/en/statistics1/ft/Pages/default.aspx (accessed 26.06.2022).
- 9. Pakistan, Qatar reach consensus on construction of LNG terminals. Available at: https://dailytimes.com.pk/867546/pakistan-qatar-reach-consensus-on-construction-of-lng-terminals/ (accessed 24.06.2022).
- 10. Secretary Blinken’s Meeting with Pakistani Foreign Minister Bhutto Zardari. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-pakistani-foreign-minister-bhutto-zardari/ (accessed 29.06.2022).
- 11. What made Afghanistan relevant to the super powers? Available at: https://dailytimes.com.pk/888091/what-made-afghanistan-relevant-to-the-super-powers/ (accessed 23.06.2022).
- 12. Есть вероятность, что Афганистан вновь превратится в убежище для террористов. Available at: http://www.narodnaya.tj/index.php?option=com_content&view=article&id=14874:2021-12-16-05-48-33&catid=57:bezopasnost&Itemid=53 (accessed 25.06.2022).
- 13. Pakistan won’t attend Indian moot on Afghanistan. Available at: https://dailytimes.com.pk/836827/pakistan-wont-attend-indian-moot-on-afghanistan/ (accessed 25.06.2022). Pakistan won’t attend Indian moot on Afghanistan. Available at: https://dailytimes.com.pk/836827/pakistan-wont-attend-indian-moot-on-afghanistan/ (accessed 25.06.2022).14.
- 14. Taliban reacts to reports of US base being established in region. Available at: https://www.ariananews.af/taliban-reacts-to-reports-of-us-base-being-established-in-region/ (accessed 25.06.2022).
- 15. Афганистан готов к сотрудничеству с Россией во всех сферах // Вести недели. Эфир от 3 апреля 2022 г. Available at: https://www.vesti.ru/article/2698365 (дата обращения: 22.06.2022).
- 16. Indo-Pacific Strategy of the United States. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/02/11/fact-sheet-indo-pacific-strategy-of-the-united-states/ (accessed 22.06.2022).
- 17. Assistant Secretary of State for the Bureau of South and Central Asian Affairs Donald Lu’s Travel to the Kyrgyz Republic, Uzbekistan, Tajikistan, and Kazakhstan. Available at: https://www.state.gov/assistant-secretary-of-state-for-the-bureau-of-south-and-central-asian-affairs-donald-lus-travel-to-the-kyrgyz-republic-uzbekistan-tajikistan-and-kazakhstan/ (accessed 29.06.2022).
- 18. Посольство США в партнёрстве с гражданской организацией "Spirit of America" поддержит афганскую школу "Сомониён" в г. Душанбе. Available at: https://tj.usembassy.gov/ru/u-s-embassy-partners-with-spirit-of-america-to-preserve-afghan-somoniyon-school-in-dushanbe-ru/ (accessed 18.06.2022).
- 19. Department Press Briefing – June 22, 2022. Available at: https://www.state.gov/briefings/department-press-briefing-june-22-2022/ (accessed 29.06.2022).
- 20. USAID и Фонд Ага Хана обеспечивают доступ к воде и санитарным условиям в районе Рошткала. Available at: https://tj.usembassy.gov/ru/usaid-and-the-aga-khan-foundation-provide-water-and-sanitation-access-in-roshtqala-district-ru/ (accessed 22.06.2022)
- 21. Afghanistan Inquiries. Available at: https://www.state.gov/afghanistan-inquiries/ (accessed 29.06.2022).
- 22. Refugee Admissions. Available at: https://www.state.gov/refugee-admissions%20/ (accessed 29.06.2022).
- 23. Российский генерал заявил о причастности США к переброске боевиков в Афганистан. Available at: https://khovar.tj/rus/2021/09/rossijskij-general-zayavil-o-prichastnosti-ssha-k-perebroske-boevikov-v-afganistan/ (accessed 02.01.2022).
- 24. Вести недели. Эфир от 3 апреля 2022 г. Афганистан готов к сотрудничеству с Россией во всех сферах. Available at: https://www.vesti.ru/article/2698365 (accessed 22.06.2022).
- 25. Пентагон пригрозил нанести удары по Афганистану при "угрозе безопасности". Available at: https://ria.ru/20220511/ssha-1787999005.html (accessed 23.06.2022).
- 26. Встреча с Командующим Центральным Командованием Вооружённых сил США генералом Майклом Эриком Куриллой. Available at: https://mfa.tj/ru/main/view/10569/vstrecha-s-komanduyushchim-tsentralnym-komandovaniem-vooruzhjonnykh-sil-ssha-generalom-maiklom-erikom-kurilloi (accessed 22.06.2022).
- 27. GDI rejects claims of US command regarding military expansion of Daesh. Available at: https://alemarahenglish.af/?p=50912 (accessed 25.06.2022).
- 28. Попов Д.С. Афганское направление внешней политики Таджикистана после прихода к власти талибов // Проблемы национальной стратегии. 2022. № 2(71). С. 145-167. DOI: 10.52311/2079-3359_2022_2_145