Афганское направление политики США в контексте деятельности правительства талибов
Афганское направление политики США в контексте деятельности правительства талибов
Аннотация
Код статьи
S268667300023361-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Цибиков Виктор Александрович 
Аффилиация: Уральский государственный экономический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
97-109
Аннотация

Рассмотрены особенности внешней политики Вашингтона в условиях нового политического курса Кабула. США заявляется о необходимости дальнейшего сотрудничества с партнёрами по обеспечению безопасности в Центральной и Южной Азии, стабилизации обстановки в Афганистане. В основе сотрудничества лежат национальные интересы региональных держав. Они сформированы под влиянием межгосударственных геоэкономических противоречий и угроз безопасности, что частично обусловлено деятельностью талибов. Среди азиатских стран наиболее обострены угрозы безопасности для Катара и Пакистана. В среднесрочной перспективе не исключается уточнение Белым домом основополагающих документов внешней политики для Азиатского региона.

Ключевые слова
Афганистан, Талибан, США, Катар, Пакистан
Классификатор
Получено
03.07.2022
Дата публикации
28.11.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
289
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 С 15 августа 2021 г. власть в Афганистане перешла к Движению Талибан (ДТ) (в РФ признано террористической организацией), образовавшему Исламский Эмират Афганистан (ИЭА). В изменившихся условиях внешнеполитической деятельности Соединённые Штаты заявляют, что Афганистан по-прежнему остаётся для них приоритетным государством в Азии. Вашингтон настаивает на формировании Движением Талибан инклюзивного правительства и соблюдении прав наиболее уязвимых в афганских реалиях категорий населения. Американское руководство выражает готовность «поддерживать афганское гражданское общество внутри страны и в изгнании, чтобы помочь сохранить демократические завоевания, достигнутые за последние два десятилетия» [1]. Для этого планируется задействовать все имеющиеся в распоряжении США несиловые инструменты внешней политики. Утверждается, что принимаемые меры позволят обеспечить гуманитарный доступ в страну и выполнение талибами своих обязательств согласно Соглашению о восстановлении мира в Афганистане (Дохийскому соглашению).
3

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АФГАНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

4 По оценкам Вашингтона, действия правительства талибов способствуют дестабилизации в регионе военно-политической обстановки, росту наркотрафика, нарушениям прав человека (в первую очередь, прав женщин и девочек) [1]. Особую опасность, по мнению американской администрации, представляет возможная активизация на афганской территории группировки ИГ-Хорасан (признана в РФ террористической) и других террористических организаций с последующим переносом очагов напряжённости на территории соседних государств. Прогнозируется, что основную тяжесть этих угроз в виде потоков беженцев, терактов и незаконного оборота наркотиков примут на себя граничащие со страной Пакистан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан.
5 Исходя из оценки, складывающейся в ИЭА обстановки и прогноза её развития, Государственным департаментом Соединённых Штатов планируются многочисленные программы, преимущественно в социальной и отчасти в экономической сфере. При этом значительная доля бюджетных расходов в 2023 г. направляется на поддержку экономики, бизнеса и развитие системы высшего образования [1]. Программами предусматривается уменьшение зависимости Афганистана от импорта продовольствия; предоставление афганским фермерам альтернатив выращиванию опиумного мака; расширение прав и возможностей сельских женщин по трудоустройству; сокращение спроса на наркотики через информирование общественности об их пагубном влиянии на здоровье человека, лечение наркозависимых и др. Из видов расходов мероприятия по обеспечению безопасности исключаются объёмы финансирования программ в Центральной и Южной Азии (табл. 1).
6 Итоги 2021 г., безусловно, затруднили реализацию Вашингтоном программных мероприятий через использование потенциала подведомственных (посольство, ЮСАИД) и сотрудничающих с американской администрацией структур (НПО), ранее действовавших непосредственно на территории Афганистана. Посольство США свою работу прекратило. Значительно снизилась активность прозападных неправительственных организаций и средств массовой информации. Многие из них ушли из страны, новое правительство которой не поддерживает (в сущности, запрещает) на афганской территории подобную деятельность.
7

Таблица 1

Объёмы финансирования программ в Центральной и Южной Азиив 2022–2023 гг., тыс. долл.

Сфера реализации На Центральную и Южную Азию,тыс. долл. США На Афганистан, тыс. долл. США Доля Афганистана в общем объёме финансирования, %
  2022 2023 2022 2023 2022 2023
Экономическая поддержка (общие вопросы) 324,500 322,604 250,000 246,000 77 76,2
Развитие малого и среднего бизнеса - 23,700 - 15,000 - 63,3
Сельское хозяйство - 148,200 - 61,200 - 41,3
Цифровизация - 9,339 - 37 - 0,4
Высшее образование - 29,004 - 20,000 - 69
Общее образование - 96,903 - 40,500 - 41,8
Развитие демократии, соблюдение прав человека и государственное управление - 175,378 - 30,758 - 17,5
Гендерная политика - 192,055 - 81,319 - 42,3
Водоснабжение - 27,600 - 12,000 - 43,4
Борьба с торговлей людьми - 14,650 - 5,500 - 37,5
Здравоохранение (общие вопросы) 194,810 264,500 8,000 12,000 4,1 4,5
Снижение материнской и детской смертности - 65,500 - 16,000 - 24,4
Репродуктивное здоровье и планирование семьи - 68,000 - 15,000 - 22
Профилактика полиомиелита - 12,100 - 3,000 - 24,8
Повышение качества питания - 27,542 - 6,292 - 22,8
Борьба с наркотрафиком 107,800 - 59,200 - 54,9 -
Борьба с терроризмом 71,140 - 45,800 - 64,3 -
Подготовка вооруженных сил 13,750 - 800 - 5,8 -

FY 2023 International Affairs Budget. View the full fiscal year 2023 Congressional Budget Justification: FY 2023 Congressional Budget Justification; State and USAID Appendix 1; State and USAID Appendix 2; State and USAID Appendix 3; Supplementary Tables – Foreign Operations / U.S. Department of State. Official website. Available at: >>>> (accessed 14.06.2022); FY 2022 International Affairs Budget. View the full fiscal year 2022 Congressional Budget Justification: Department of State, Foreign Operations, and Related Programs; State and USAID Appendix 1; State and USAID Appendix 2; State and USAID Appendix 3; Supplementary Tables – Foreign Operations / U.S. Department of State. Official website. Available at: >>>> (accessed 26.06.2022).

8 В связи с этим Соединёнными Штатами принимаются меры по достижению программных целей через уточнение стратегий кооперации с другими государствами и заключение необходимых для этого межгосударственных соглашений. Интенсифицируется взаимодействие с заинтересованными в нём гражданами и организациями1. Например, американская платформа онлайн-поиска краткосрочной аренды частного жилья Airbnb в августе-сентябре 2021 г. предоставила бесплатное убежище по всему миру афганским беженцам (под влиянием, видимо, имиджевых мотивов) [2]. Американской администрацией используется потенциал тех НПО, которые продолжили работать на территории ИЭА.
1. * Речь идёт об американских компаниях, благотворительных организациях, университетах, организациях гражданского общества, религиозных общинах и ветеранских группах, всемирно известных персонах и любых заинтересованных лицах, для которых разработан специализированный сайт Resources — >>>>
9 Содержание переговоров с соответствующей повесткой, проведённых Вашингтоном с государствами-партнёрами, демонстрируют, что сторонами обсуждались, главным образом, вопросы постконфликтного урегулирования на афганской территории (см. табл. 2).
10

Таблица 2

Содержание встреч, проведённых Госдепартаментом США с азиатскими государствами с сентября 2021 г. по июнь 2022 г.

Страна Даты встреч Обсуждаемые вопросы
Катар 08.09.2021 г. 12.11.2021 г. 30.04.2022 г. Стратегическое партнёрство и представление интересов США по Афганистану
Узбекистан 08.09.2021 г. 03-04.10.2021 г. 13.12.2021 г. 23-27.05.2022 г. Стратегическое партнёрство по Афганистану; оказание гуманитарной помощи афганскому народу, создание регионального логистического центра в Термезе
Пакистан 08.09.2021 г. 30.04.2022 г. Борьба с терроризмом и обеспечение стабильности в Афганистане, гуманитарная помощь афганскому народу и беженцам
Таджикистан 08.09.2021 г. 22.09.2021 г. 23-27.05.2022 г. Оказание гуманитарной помощи афганскому народу и афганским беженцам
Туркменистан 08.09.2021 г. 22.09.2021 г.  
Индия 08.09.2021 г. 11.04.2022 г. Соблюдение талибами резолюций СБ ООН
Китай 30.04.2022 г. Обеспечение талибами безопасности, соблюдения прав человека
Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ 08.09.2021 г. Оказание гуманитарной помощи афганскому народу и афганским беженцам
Узбекистан, Казахстан, Киргизия 22.09.2021 г.  

U.S. Department of State. Available at: >>>> (accessed 29.06.2022).

11 Наиболее активный политический диалог Вашингтона по Афганистану отмечен с Катаром и Узбекистаном, позиционируемыми США в качестве стратегических партнёров на афганском направлении. Тем не менее, шаги, фактически предпринимаемые региональными государствами – участниками переговоров по Афганистану, демонстрируют их неоднозначную позицию. В частности, Узбекистан отказался принимать афганских беженцев, он осуществляет их транзит через аэропорты крупных городов, но не оставляет на территории страны [3]. Подобную позицию заняли также Казахстан, Киргизия и Туркменистан [4].
12

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ КАТАРА И АФГАНСКИЕ ПРОЕКТЫ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

13 Следует отметить, что Катар достаточно активен в контексте афганского направления политики США. Об этом свидетельствует учреждение в стране политического офиса Движения Талибан и неоднократная организация с 2020 г. в Дохе площадок для переговоров Вашингтона с талибами, которые прошли в различных формах. С государством американское руководство заключило ряд соглашений, в том числе [5]:
14 а) об установлении Катара в качестве «державы – покровителя» Соединённых Штатов в Афганистане. Согласно документу, учреждается «секция интересов США» при посольстве монархии, расположенном в Кабуле. На секцию возложено оказание консульских услуг для американских граждан в Афганистане, организация официальных коммуникаций между Соединёнными Штатами и правительством талибов, защита ныне высвобожденных американских дипломатических объектов [6];
15 б) об установлении партнёрства с Катаром для облегчения поездок афганцев по специальным иммиграционным визам США.
16 По мнению отечественных и зарубежных специалистов, монархия способна оказывать формирующее воздействие на идеологию нового политического курса Афганистана. Необходимость в такой позиции для Дохи можно объяснить тем, что успешная реализация в ИЭА некоторых проектов, инициированных правительством талибов, способна, в свою очередь, оказывать непосредственное влияние на экономическую безопасность Катара. Так, афганскими и туркменскими властями на второе полугодие 2022 г. спланирован запуск строительства газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ), сроки запуска которого по различным причинам переносились с 2015 г. [7]. По итогам 2021 г. до 82% производимого Катаром сжиженного природного газа направлялось в страны Азии и только 17% – в Европу. Согласно данным государственной статистики в ТОП-6 стран по объёмам экспорта катарского СПГ вошли также Индия и Пакистан (см. табл.3) [8].
17

Таблица 3

ТОП-6 азиатских стран по объёмам экспорта катарского СПГ в 2020–2021 гг.

Страна Цена заключённых контрактов, млн кат. риалов Страна Цена заключённых контрактов, млн кат. риалов
  2020 год   2021 год
Южная Корея 20259,4 Южная Корея 34798,3
Индия 16506,1 Индия 32300,9
Китай 16459,2 Китай 27076,5
Япония 14629,3 Япония 17497,0
Сингапур 6189,3 Пакистан 8721,2
Пакистан 4410,9 ОАЭ 8534,1

Planning and Statistics Authority. Foreign Trade Portal. Qatar Statistics Year 2021. Qatar Statistics Year 2020. Available at: >>>> (accessed 26.06.2022).

18 Строительство газопровода может создать для Дохи реальную угрозу экономической безопасности, так как стоимость трубопроводного газа в отличие от стоимости СПГ по спотовым поставкам для потребителей значительно дешевле. При этом вопрос о диверсификации катарских поставок СПГ в европейские страны в среднесрочной перспективе остаётся открытым. В связи с реализацией ТАПИ определённые угрозы могут возникнуть и для окупаемости катарских инвестиций в газовый сектор стран – участниц проекта. В частности, Исламабадом в ноябре 2021 г. была одобрена заявка государственной компании «Катар энерджи» (Qatar Energy) на приобретение 49% акций строящегося частного СПГ-терминала. Данная инициатива стала первой прямой инвестицией Катара в пакистанский энергетический рынок [9].
19

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ПАКИСТАНА: КОНЦЕПЦИЯ ПУШТУНИСТАНА И РОСТ ВЛИЯНИЯ В РЕГИОНЕ ИНДИИ

20 17–18 мая 2022 г. состоялась встреча госсекретаря США Э. Блинкена с министром иностранных дел Пакистана Б. Зардари [10]. В ходе встречи стороны обсудили сотрудничество в вопросах регионального мира, борьбы с терроризмом, стабильности в Афганистане. Очевидно, что для Пакистана, которого афганцы, по мнению зарубежных экспертов [11], никогда не воспринимали в качестве дружественной страны, жизненно необходимо:
21 1) контролировать распространение пуштунского национализма (по некоторым оценкам, пуштуны составляют до 20% численности населения Пакистана. Из общей численности пуштунов в мире на территории Пакистана, по разным оценкам, проживает до 56% [12]). Так, руководство афганских талибов не приняло концепцию «линии Дюранда»2 и не высказалось против концепции Пуштунистана3. Кроме того, афганские талибы поддерживают отношения с Техрик-и-Талибан Пакистан (организация признана в РФ террористической), участников которой называют пакистанскими талибами и по версии СБ ООН главной их целью является свержение правительства Пакистана с последующим созданием эмирата на основе исламских законов. Но по заявлению лидера этого движения Н. Мехсуда, цель состоит в том, чтобы взять под контроль приграничные регионы, прилегающие к «линии Дюранда», и сделать их независимыми [11];
2. * «Линия Дюранда» – индо-афганская граница, установленная в 1893 г. по соглашению Мортимера Дюранда. В настоящий момент разграничивает территории Афганистана и Пакистана.

3. ** Пуштунистан – историческая область, на территории современных Афганистана и Пакистана, населённая пуштунами. С 1940-х годов пуштунские националисты периодические предлагали концепцию создания независимого государства Пуштунистан.
22 2) сдерживать распространение геополитического влияния Индии, с которой у Пакистана с 1947 г. сохраняются территориальные споры. Исламабад неоднократно обвинял Дели в сотрудничестве индийских спецслужб с бывшей службой национальной безопасности Афганистана, с Техрик-и-Талибан Пакистан, ИГИЛ и им подобными организациями. По мнению Исламабада, цель такого сотрудничества – осуществление на пакистанской территории террористической деятельности [13]. С июня 2022 г. Дели вновь открыл посольство в Кабуле, что было положительно оценено правительством талибов.
23 Для обеспечения соблюдения национальных интересов Исламабад готов сотрудничать с Вашингтоном, создавая ему условия для использования необходимых инструментов на пакистанской территории. Возможно, с этим следует связать появление в СМИ сообщений о том, что США планируют развернуть военную базу на территории Пакистана в 8 км от границы с Афганистаном [14]. Впрочем, Исламабад данный факт отрицает. В ходе проведения 25 марта 2022 г. встреч российской делегации с членами правительства талибов в сторону Афганистана из Пакистана, по оперативной информации, совершил вылет беспилотный летательный аппарат вооружённых сил США с ракетным вооружением на борту [15].
24 Наличие напряжённости в индийско-пакистанских отношениях в некоторой степени может устраивать Соединённые Штаты. Вашингтон позиционирует Индию в качестве ведущего регионального игрока [16]. При этом, территориальные споры между Исламабадом и Дели вокруг регионов Джамму и Кашмир создают проблемы для Китая в реализации проекта «Китайско-пакистанский экономический коридор». По плану проекта создание элементов его инфраструктуры спланировано и на спорных территориях, государственная принадлежность которых до сих пор не определена.
25

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ТАДЖИКИСТАНА В КОНТЕКСТЕ СТЕРЕОТИПОВ ВОСПРИЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАЛИБОВ

26 23–27 мая 2022 г. помощник госсекретаря США Д. Лу провёл встречи с таджикскими коллегами в рамках ежегодных двусторонних американско-таджикских консультаций по развитию экономических связей и укреплению сотрудничества в области безопасности (ранее такая встреча проведена в сентябре 2021 г.) [17]. В ходе встречи стороны обсудили, в том числе, гуманитарную помощь и иные виды поддержки афганским беженцам. Согласно мнению экспертов, после прихода к власти в Афганистане Движения Талибан руководство Таджикистана заняло по отношению к новому руководству наиболее жёсткую позицию по сравнению с другими центральноазиатскими государствами. Это обстоятельство связывается с исходящими от южного соседа угрозами в сфере безопасности, экстраполированными из предыдущего опыта гражданской войны 1992–1997 гг., когда светские силы противостояли вооружённой исламской оппозиции, пользовавшейся поддержкой талибов [Попов Д.С., 2022]. Вместе с тем не исключается, что Душанбе стремится использовать создавшуюся в ситуацию для того, чтобы получить грантовую поддержку от стран, заинтересованных в своём присутствии в Таджикистане. Об этом свидетельствует деятельность неправительственной организации Spirit of America (головной офис в США), которая в ближайшее время планирует открыть в стране афганскую школу «Сомониён» для учащихся таджикской общины беженцев из Афганистана [18]. Данное образовательное учреждение является единственным в Таджикистане, обучение в котором осуществляется на языке дари по учебным программам Афганистана, действовавшим при правительстве А. Гани. Под опекой Spirit of America в таджикском городе Вахдат функционируют образовательный центр «Корвон», Центр инновационных технологий и коммуникаций, молодёжный центр. Общая численность обучающихся составляет более 2500 граждан Таджикистана и афганских беженцев.
27

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НПО И РАБОТА С АФГАНСКИМИ БЕЖЕНЦАМИ

28 Ранее США заявляли о лидерских позициях в гуманитарной области для народа Афганистана, предоставляя гуманитарную помощь и оказывая поддержку афганским беженцам в регионе через межгосударственные институты и НПО [19]. В настоящий момент, по публикациям афганских СМИ, на территории страны работают две прозападные неправительственные организации – Фонд Ага Хана (Aga Khan Foundation) и Фонд Баят (Bayat Foundation). Экономические проекты Фонда Ага Хана (головной офис в Швейцарии) охватывают более 240 городов и поселков в 34 провинциях страны. Деятельность фонда в социальной сфере Афганистана осуществляется во многих провинциях с охватом более 4 млн человек. Фондом реализуются проекты в сферах экономики, здравоохранения и культуры, организуется доставка гуманитарной помощи. Заявленный Фондом Ага Хана политический нейтралитет не исключает его участия в реализации программ ЮСАИД [20]. По тем же направлениям организована деятельность Фонда Баят, входящего в одноименную группу компаний (головной офис в США), принадлежащей американцу афганского происхождения Эхсанолле «Эсхану» Баяту.
29 Госдепартаментом и НПО организуется помощь афганским беженцам. Смена политического режима сопровождалась массовой миграцией части населения, особенно тех, кто ранее обеспечивал деятельность правительства Ашрафа Гани и иностранного воинского контингента. Основными механизмами поддержки проамерикански настроенных афганцев являются программа специальной иммиграционной визы SIV и программа приёма беженцев USRAP [21]. Госдепартамент признаёт, что в настоящий момент имеют место проблемы технического и иного характера, которые затрудняют оформление специальных иммиграционных виз всем желающим. Условием включения в программу приёма беженцев является нахождение афганских граждан за пределами Афганистана. Заявляется, что выполнение данного условия позволит рассмотреть иммиграционные дела афганских граждан, принять по ним решение о включении в USRAP [22].
30

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ

31 В сфере обеспечения безопасности деятельность военно-политического руководства США носит противоречивый характер, при этом в деталях не разглашается. С одной стороны, на подконтрольных США территориях Сирии и Ирака до сих пор проходят подготовку боевики радикальных террористических организаций для дальнейшего их применения в Африке и Азии, в том числе для переброски в северные провинции Афганистана [23] Некоторые российские специалисты уверены в том, что при негласной поддержке прежнего афганского руководства (проамериканского) стало возможным усиление позиций ИГИЛ в регионе [24].
32 С другой стороны, по политико-дипломатической линии Соединённые Штаты демонстрируют заинтересованность в упреждении распространения подобных угроз, не исключая нанесения упреждающих ударов по размещённым на территории объектам инфраструктуры террористических организаций [25]. В частности, по линии вооружённых сил в июне 2022 г. проведены ознакомительные встречи нового командующего Центральным командованием вооружённых сил США (ЦЕНТКОМ) М. Куриллы с коллегами из Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. В ходе диалога стороны обсудили также вопросы, связанные с региональной безопасностью и ситуацией в Афганистане (см. табл. 4) [26]. К слову говоря, руководство Движение Талибан считает опасения американской стороны о террористической активности в стране безосновательными, целенаправленно распространяемыми для усиления напряжённости в регионе [27].
33

Таблица 4

Переговоры, проведённые командующим ЦЕНТКОМ, в июне 2022г.

Страна Дата Обсуждаемые вопросы
Казахстан 11.06.2022 Проблемы безопасности и возможности по расширению военного сотрудничества в Центральной Азии
Узбекистан 13-14.06.2022 Обмен опытом боевых действий в Афганистане; изучение программ боевой подготовки вооружённых сил Узбекистана; состояние террористических угроз в регионе; репатриация узбекских граждан из лагеря Аль-Холь на северо-востоке Сирии (в лагере находятся боевики ИГИЛ со своими семьями. – В.Ц.); проведение американо-узбекских совместных учений сил специальных операций; обеспечение сохранности афганской военной авиационной техники
Киргизия 14-15.06.2022 Проблемы безопасности и возможности по расширению военного сотрудничества между вооружёнными силами
Таджикистан 15-16.06.2022 Обмен опытом боевых действий в Афганистане; обеспечение безопасности на таджикско-афганской границе; развитие приграничной военной инфраструктуры; проведение американо-таджикских совместных учений сил специальных операций

U.S. Central Command. Available at: >>>> (accessed 01.07.2022).

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

35 Таким образом, в отношении Афганистана Вашингтон на решении преимущественно гуманитарных проблем, преследует главную цель – сохранить своё присутствие в регионе. В основе американского влияния на протекающие в Азии политико-экономические процессы лежит использование геоэкономических противоречий между ведущими державами, частично обусловленных деятельностью новой власти. Представляется, что политический курс талибов связывается Белым домом с вероятностью недостижения целей по вовлечению Афганистана в международное политико-экономическое сотрудничество на тех условиях, которые отвечают национальным интересам США и их партнёров. Не исключено, что в среднесрочной перспективе Соединённые Штаты пересмотрят основополагающие документы внешней политики в той части, которая касается Южноазиатского региона4.
4.  Имеются в виду: Стратегия США для Центральной Азии 2019-2025: укрепление суверенитета и экономического процветания; Стратегия США в Индо-Тихоокеанском регионе.

Библиография

1. FY 2023 International Affairs Budget / U.S. Department of State. Official website. URL: https://www.state.gov/fy-2023-international-affairs-budget/ (accessed 14.06.2022).

2. Airbnb бесплатно разместит тысячи афганских беженцев // lenta.ru, 24.08.2021. Available at: https://lenta.ru/news/2021/08/24/begency/ (accessed 29.06.2022).

3. Узбекистан отказался принимать беженцев из Афганистана // Sputnik News, 30.08.2021. Available at: https://tj.sputniknews.ru/20210830/uzbekistan-afghanistan-bezhency-otkaz-1041972057.html (accessed 01.07.2022).

4. Почему страны Центральной Азии не готовы принимать беженцев из Афганистана. Available at: https://asiaplustj.info/ru/news/centralasia/20210907/pochemu-strani-tsentralnoi-azii-ne-gotovi-prinimat-bezhentsev-iz-afganistana (accessed 01.07.2022).

5. Secretary Antony J. Blinken and Qatari Deputy Prime Minister and Minister of Foreign Affairs Mohammed bin Abdulrahman Al-Thani at a Signing Ceremony and Joint Press Availability for the U.S.// Qatar Strategic Dialogue. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-qatari-deputy-prime-minister-and-minister-of-foreign-affairs-mohammed-bin-abdulrahman-al-thani-at-a-signing-ceremony-and-joint-press-availability-for-the-u-s-qatar-str/ (accessed 29.06.2022).

6. Qatar agrees to represent U.S. interests in Afghanistan. Available at: https://www.pbs.org/newshour/world/qatar-agrees-to-represent-u-s-interests-in-afghanistan (accessed 10.06.2022).

7. Practical work of TAPI project will begin in the next six months. Available at: https://www.ariananews.af/practical-work-of-tapi-project-will-begin-in-the-next-six-months/ (accessed 24.06.2022).

8. Planning and Statistics Authority. Foreign Trade Portal. Available at: https://www.psa.gov.qa/en/statistics1/ft/Pages/default.aspx (accessed 26.06.2022).

9. Pakistan, Qatar reach consensus on construction of LNG terminals. Available at: https://dailytimes.com.pk/867546/pakistan-qatar-reach-consensus-on-construction-of-lng-terminals/ (accessed 24.06.2022).

10. Secretary Blinken’s Meeting with Pakistani Foreign Minister Bhutto Zardari. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-pakistani-foreign-minister-bhutto-zardari/ (accessed 29.06.2022).

11. What made Afghanistan relevant to the super powers? Available at: https://dailytimes.com.pk/888091/what-made-afghanistan-relevant-to-the-super-powers/ (accessed 23.06.2022).

12. Есть вероятность, что Афганистан вновь превратится в убежище для террористов. Available at: http://www.narodnaya.tj/index.php?option=com_content&view=article&id=14874:2021-12-16-05-48-33&catid=57:bezopasnost&Itemid=53 (accessed 25.06.2022).

13. Pakistan won’t attend Indian moot on Afghanistan. Available at: https://dailytimes.com.pk/836827/pakistan-wont-attend-indian-moot-on-afghanistan/ (accessed 25.06.2022). Pakistan won’t attend Indian moot on Afghanistan. Available at: https://dailytimes.com.pk/836827/pakistan-wont-attend-indian-moot-on-afghanistan/ (accessed 25.06.2022).14.

14. Taliban reacts to reports of US base being established in region. Available at: https://www.ariananews.af/taliban-reacts-to-reports-of-us-base-being-established-in-region/ (accessed 25.06.2022).

15. Афганистан готов к сотрудничеству с Россией во всех сферах // Вести недели. Эфир от 3 апреля 2022 г. Available at: https://www.vesti.ru/article/2698365 (дата обращения: 22.06.2022).

16. Indo-Pacific Strategy of the United States. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/02/11/fact-sheet-indo-pacific-strategy-of-the-united-states/ (accessed 22.06.2022).

17. Assistant Secretary of State for the Bureau of South and Central Asian Affairs Donald Lu’s Travel to the Kyrgyz Republic, Uzbekistan, Tajikistan, and Kazakhstan. Available at: https://www.state.gov/assistant-secretary-of-state-for-the-bureau-of-south-and-central-asian-affairs-donald-lus-travel-to-the-kyrgyz-republic-uzbekistan-tajikistan-and-kazakhstan/ (accessed 29.06.2022).

18. Посольство США в партнёрстве с гражданской организацией "Spirit of America" поддержит афганскую школу "Сомониён" в г. Душанбе. Available at: https://tj.usembassy.gov/ru/u-s-embassy-partners-with-spirit-of-america-to-preserve-afghan-somoniyon-school-in-dushanbe-ru/ (accessed 18.06.2022).

19. Department Press Briefing – June 22, 2022. Available at: https://www.state.gov/briefings/department-press-briefing-june-22-2022/ (accessed 29.06.2022).

20. USAID и Фонд Ага Хана обеспечивают доступ к воде и санитарным условиям в районе Рошткала. Available at: https://tj.usembassy.gov/ru/usaid-and-the-aga-khan-foundation-provide-water-and-sanitation-access-in-roshtqala-district-ru/ (accessed 22.06.2022)

21. Afghanistan Inquiries. Available at: https://www.state.gov/afghanistan-inquiries/ (accessed 29.06.2022).

22. Refugee Admissions. Available at: https://www.state.gov/refugee-admissions%20/ (accessed 29.06.2022).

23. Российский генерал заявил о причастности США к переброске боевиков в Афганистан. Available at: https://khovar.tj/rus/2021/09/rossijskij-general-zayavil-o-prichastnosti-ssha-k-perebroske-boevikov-v-afganistan/ (accessed 02.01.2022).

24. Вести недели. Эфир от 3 апреля 2022 г. Афганистан готов к сотрудничеству с Россией во всех сферах. Available at: https://www.vesti.ru/article/2698365 (accessed 22.06.2022).

25. Пентагон пригрозил нанести удары по Афганистану при "угрозе безопасности". Available at: https://ria.ru/20220511/ssha-1787999005.html (accessed 23.06.2022).

26. Встреча с Командующим Центральным Командованием Вооружённых сил США генералом Майклом Эриком Куриллой. Available at: https://mfa.tj/ru/main/view/10569/vstrecha-s-komanduyushchim-tsentralnym-komandovaniem-vooruzhjonnykh-sil-ssha-generalom-maiklom-erikom-kurilloi (accessed 22.06.2022).

27. GDI rejects claims of US command regarding military expansion of Daesh. Available at: https://alemarahenglish.af/?p=50912 (accessed 25.06.2022).

28. Попов Д.С. Афганское направление внешней политики Таджикистана после прихода к власти талибов // Проблемы национальной стратегии. 2022. № 2(71). С. 145-167. DOI: 10.52311/2079-3359_2022_2_145

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести