Особенности и этапы трансформации религиозности в Республике Беларусь
Особенности и этапы трансформации религиозности в Республике Беларусь
Аннотация
Код статьи
S013216250015547-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Данилов Александр Николаевич 
Аффилиация: Белорусский государственный университет
Адрес: Российская Федерация,
Шкурова Елена Валерьевна
Аффилиация: Белорусский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
107-119
Аннотация

Рассмотрены особенности и этапы трансформации религиозности в Республике Беларусь. Выделено четыре этапа ее эволюции, раскрыты основные тенденции и их специфика. Первый этап «религиозный бум» (конец 1880-х – первая половина 1990-х гг.) связан с окончанием процесса форсированной секуляризации, резким увеличением числа последователей религий, восстановлением религиозных традиций и появлением новых религиозных движений. Второй этап (вторая половина 1990-х гг.) характеризуется продолжением роста числа зарегистрированных религиозных организаций, появлением широкого спектра протестантских общин и новых для Беларуси религиозных движений. Третий этап (первое десятилетие XXI в.) связан с прекращением роста численности регистрируемых религиозных общин, вступлением в силу новой редакции Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». Четвертый этап (второе десятилетие XXI в.) характеризуется постепенным снижением числа зарегистрированных религиозных организаций, замедлением роста религиозности населения и ее переходом в стадию качественных трансформаций. В настоящее время белорусская религиозная среда характеризуется демографическим разнообразием, социальной стабильностью, высокими показателями образованности и квалифицированной занятости. Религия становится ценностно-мотивирующим фактором, способствующим формированию смысложизненной позиции, ориентирующим на соблюдение нравственных норм и ценностей, обеспечивая укрепление и сохранение традиций.

Ключевые слова
Республика Беларусь, трансформация религиозности, этапы, содержание и особенности развития, новые формы религиозности, Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях»
Классификатор
Получено
31.05.2021
Дата публикации
28.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
81
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Постановка цели исследования. За период суверенного развития религиозный ландшафт Республики Беларусь претерпел существенные изменения. Кардинально изменились политические, экономические, социально-культурные условия, влияющие на религиозную ситуацию. Сформировалась новая структура государственно-конфессиональных отношений, нормативно-правового регулирования в делах религий, установились основные принципы взаимодействия светских и религиозных институтов в сфере образования, здравоохранения, культуры, информации, науки и др. Республика Беларусь оформилась как светское, но при этом поликонфессиональное государство, ориентированное на закрепление принципа равенства всех религий перед законом и одновременно признающее значимость религиозной сферы в духовной жизни белорусского общества.
2 За последние три десятилетия существенно модифицировались внутренние характеристики религиозного поля, стабилизировался конфессиональный состав и количество населения, причисляющего себя к категории верующих, изменились социально-демографические и пространственно-географические характеристики религиозного населения, показатели вовлеченности в религию и ее организационная основа.
3 Цель статьи – показать особенности и этапы трансформации религиозности в Республике Беларусь, раскрыть их содержание, выявить новые тенденции и направления развития данного процесса с учетом специфики перемен в социуме.
4 Методология исследования. Основной моделью социологического изучения религиозности во второй половине XX в. стал подход, интерпретирующий ее как совокупность измерений, аспекты которых проявляются в различных религиозных традициях и сопоставимы между собой. Это обусловило распространение вариативных моделей ее изучения в рамках многомерного подхода. Их стандартизация осуществлялась в 1980-е гг. в рамках масштабных европейских и международных программ изучения ценностей – European Values Study (EVS), World Values Survey (WVS), European Social Survey (ESS), International Social Survey Program. Особенностью этих моделей стала возможность сравнения характеристик религиозности в ряде европейских государств, в том числе на постсоветском пространстве.
5 Социологические исследования религиозности на постсоветском пространстве, прежде всего российские и белорусские, проводились с начала 1990-х гг. и основывались преимущественно на моделях западных опросов по изучению ценностей, где базовыми характеристиками религиозности населения выступали конфессиональная принадлежность, исследуемая путем самоидентификации респондента с конкретной конфессией, и принадлежность к определенному религиозно-мировоззренческому типу. В белорусской социологии религии в первую очередь сложился подход, определяющий религиозность как меру воздействия религии на сознание и поведение индивидов и групп [Новикова, 1999; 2001; Беларусь после.., 2006]. В совокупности эти исследования дали количественную картину уровня и динамики религиозности в Беларуси в период с 1990 по 2007 гг. и стали значимым фактором оценки религиозной ситуации в стране.
6 Таким образом, в связи со спецификой динамики религиозности в 1990-х–2000-х гг. ее изучение в Беларуси связано преимущественно с двумя показателями: мировоззренческой позицией и конфессиональной принадлежностью.
7 Эмпирической базой статьи служат результаты научно-исследовательских проектов, направленных на изучение социальных показателей, включая вопросы отношения к религии и религиозности. Проект «Исследование европейских ценностей» (EVS), начавшийся в 1981 г., представляет собой масштабную кросснациональную программу по изучению идей, убеждений, предпочтений, взглядов населения европейских государств по поводу жизни, семьи, работы, религии, политики и общества (исследование 1). В первой волне проекта (1981–1984) приняли участие 16 стран, во второй (1990–1993) – 29 стран. Республика Беларусь вошла в состав стран-участниц исследования, начиная с третьей волны (1999–2001), в которой приняло участие 33 страны. Организационное сопровождение исследования осуществлялось ЦСПИ БГУ (руководитель – Д.Г. Ротман). В Беларуси исследование проводилось в 2000 г., опрошено 1000 респондентов. Четвертая волна (2008–2010) охватила 47 стран. В Беларуси она пришлась на 2008 г., было опрошено 1500 респондентов. Пятая волна проекта «Исследование европейских ценностей» началась в сентябре 2017 г. В Республике Беларусь в 2018 г. опрошено 1548 респондентов [Шкурова, 2019: 123–124].
8 В рамках реализации государственных программ научных исследований Институтом социологии НАН Беларуси проводятся систематические мониторинговые замеры целого ряда социальных проблем, проводившиеся в 2007–2021 гг., в круг которых в том числе включались замеры религиозности населения (исследование 2). В качестве генеральной совокупности рассматривалось население страны старше 18 лет. Исследования проводились методом опроса «лицом к лицу» по репрезентативной случайной республиканской территориальной выборке с проверкой квот на последнем этапе (общий объем в разные годы 1500–2100 человек). Замеры осуществлялись во всех регионах Беларуси с соблюдением пропорционального представительства по основным социально-демографическим характеристикам генеральной совокупности (полу, возрасту, образованию). При размере выборочной совокупности в 2100 респондентов она является репрезентативной (ошибка выборки – 2,1 % при уровне значимости α=0,05) по семи регионам республики (шесть областей и г. Минск) и зонам проживания (областные центры (население свыше 250 тыс.), крупные города (от 100 до 250 тыс.), большие города (от 50 до 100 тыс.), города с населением от 10 до 50 тыс. и малые города с населением менее 10 тыс., поселки городского типа и сельские населенные пункты).
9 Количественные исследования дают представления об общих характеристиках религиозного ландшафта в целом, определяя общие тенденции развития конфессиональной ситуации. Кроме того, изучение особенностей религиозного населения Беларуси осуществлялось в рамках конструирования типологии религиозности для выявления специфики включенности в компоненты религиозной системы (Исследование 3). В результате исследования опрошено 2723 респондента во всех областях Республики Беларусь соответственно численности зарегистрированных религиозных организаций в каждой из областей. Из них 2013 респондентов, относящих себя к традиционным доминирующим конфессиям (ошибка выборки = 0,02, доверительная вероятность = 95 %), и 710 представителей других конфессий (ошибка выборки = 0,04, доверительная вероятность = 95 %). Опрошенные являются последователями 20 конфессий, в том, в том числе 18 зарегистрированных и двух незарегистрированных [Шкурова, 2019а: 69–76].
10 Трансформация религиозной сферы. Религиозность интерпретируется как многомерный феномен, включающий мировоззренческие и институциональные элементы, который присутствует в поликонфессиональном обществе. Религиозность мы рассматриваем как вовлеченность (индивида, группы, общества) в религию, оформленную (в той или иной степени выраженности) в религиозную систему и существующую в виде религиозной традиции или религиозного движения. При этом в социологическом плане религия понимается как сложное явление, определяемое сущностными характеристиками функционирующих в единстве аспектов или измерений: религиозных представлений, религиозной деятельности и религиозных институтов.
11 Трансформация религиозной сферы с момента получения республикой независимости актуализировала перед правовой системой государства вопрос о регулировании свободы совести и вероисповеданий. В настоящее время основу правового регулирования в данной сфере составляют Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании, Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях». Особенностью национального законодательства в делах религий является выстраивание государственно-конфессиональных отношений с учетом влияния религиозных организаций на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
12 Для религиозного поля Беларуси характерно разнообразие конфессиональных субъектов с различными формами и сроками исторического присутствия. К сегодняшнему моменту Беларусь сформировалась как поликонфессиональная страна: на ее территории действует 26 зарегистрированных конфессий, пять из которых (Православная, Католическая, Евангелическо-лютеранская церкви, иудаизм и ислам) законодательно определены как традиционные и культуроформирующие традиции белорусского народа.
13 Судить об особенностях религиозной ситуации в стране можно по двум параметрам. В объективном плане показателем состояния конфессиональной сферы являются сведения органов государственного управления о количестве зарегистрированных религиозных организаций. Восприятие религии в общественном сознании находит отражение в категории религиозность, характеристики которой определяются на основании результатов социологических исследований, проводимых для изучения особенностей ее распространения целом, а также последователей отдельных религиозных направлений и их взаимодействия.
14 Динамика численности зарегистрированных в республике религиозных общин с 1991 г. по настоящее время представлена в табл.1.
15 Таблица 1
16

Количество религиозных общин, имеющих государственную регистрацию Республики Беларусь, 1991–2021 гг.

Конфессия Количество религиозных общин по состоянию на 1 января
  1991 1996 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
  • Православная церковь
603 938 1399 1431 1473 1509 1545 1567 1594 1615 1643 1659 1670 1687 1698 1709 1714
  • Христиане веры евангельской
119 311 493 494 500 501 505 512 517 520 522 524 521 521 524 524 524
  • Римско-католическая церковь
222 372 440 457 467 470 475 479 483 488 491 493 495 497 499 498 499
  • Евангельские христиане баптисты
108 192 267 268 269 272 275 286 287 287 288 289 280 281 281 281 281
  • Адвентисты седьмого дня
12 34 74 73 72 72 72 73 73 73 73 73 73 73 73 73 73
  • Христиане полного Евангелия
  21 54 54 54 55 55 55 59 59 59 59 59 59 60 62 64
  • Иудейская религия
3 10 29 29 29 30 35 36 42 38 38 39 38 38 39 38 36
  • Старообрядческая церковь
23 32 33 32 32 32 32 33 33 33 33 34 34 34 34 34 34
  • Свидетели Иеговы
  11 26 26 26 26 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27
  • Лютеранская церковь
  5 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 26 25 25
  • Мусульманская религия
2 20 24 24 25 25 25 25 25 25 25 25 24 24 24 24 24
  • Новоапостольская церковь
  17 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 20
  • Греко-католическая церковь
  11 13 14 14 14 15 15 15 15 15 15 15 15 15 16 16
  • Прогрессивный иудаизм
  5 17 17 17 16 17 17 10 14 14 14 14 14 14 15 15
  • Христиане веры апостольской
  8 9 9 9 9 9 10 10 10 10 10 10 11 11 11 11
  • Кришнаиты
  6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6
  • Армянская апостольская церковь
    1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 4 5
  • Бахаи
  3 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
  • Церковь Христова
  6 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
  • Мормоны
  3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
  • Мессианские общины
  2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3
  • Буддизм
                      1 1 1 1 1 1
  • Католики латинского обряда
    1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
  • Пресвитерианская церковь
    1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
  • Реформатская церковь
  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
  • Иоганская церковь
  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1            
Всего 1092 2009 2953 3003 3062 3106 3162 3210 3251 3280 3314 3337 3337 3358 3375 3389 3395

Источник: По данным Аппарата уполномоченного по делам религий при Совете Министров Республики Беларусь. URL: >>>> (дата обращения: 01.01.2021).

17 Согласно сведениям Аппарата уполномоченного по делам религий при Совете Министров Республики Беларусь конфессиональная ситуация в Республике Беларусь за последние десять лет не претерпела заметных изменений. Традиционно в стране численно преобладают (по состоянию на 01.01.2021) общины Православной церкви, протестантских церквей евангелического толка, Римско-католической церкви. На порядок по количеству зарегистрированных субъектов им уступают общины Старообрядческой церкви, Греко-католической церкви, Евангелическо-лютеранской церкви, Свидетелей Иеговы, различных ветвей иудаизма, ислама. В целом большая часть религиозных организаций имеет довольно длительную историю пребывания на территории Беларуси.
18 Динамика религиозной сферы Беларуси обусловлена особенностями исторического развития, и в первую очередь спецификой формирования независимого государства. С обретением республикой суверенитета в трансформации ее религиозной сферы можно выделить четыре этапа. Первый этап формирования религиозного поля получил название «религиозного бума». Он охватывает период – конец 1880-х – первую половину 1990-х гг.) и связан с окончанием процесса форсированной секуляризации, резким увеличением числа последователей религий, восстановлением религиозных традиций (православия, католицизма, ислама, иудаизма и т.п.) и появлением новых религиозных движений. В 1992 г. официально зарегистрировано 1092 религиозные общины по сравнению с 765 в 1988 г. (прирост составил 227). Существенно возросли показатели религиозной вовлеченности. По данным социологических исследований, проведенных ЦСПИ БГУ, в 1994 г. доля верующих составила 32,7 %, доля колеблющихся и носителей квазирелигиозного сознания – 43,7%, а доля атеистов (неверующих) – 14,3%, по сравнению с 1989 г., когда доля верующих составляла 22%, а доля неверующих и атеистов – 65% [Новикова, 1998: 94].
19 Провозглашение государственного суверенитета и изменения религиозного поля потребовали государственно-правового регулирования религиозной сферы, основой которого стало принятие Верховным Советом Республики Беларусь Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях». В нем закреплены базовые принципы правового регулирования в делах религий: гарантировано право граждан на определение и выражение своего отношения к религии и исполнение соответствующих обрядов, закреплено равенство религий перед законом и между собой. Закон утвердил за религиозными организациями статус юридических лиц, обеспечивающий возможность осуществлять религиозное образование, иметь собственность, заниматься благотворительностью, и при этом содержал весьма либеральные требования относительно формирования их правового статуса: регистрации в государственных органах уставов и других документов, которые определяют вероучительную деятельность и внутреннюю структуру организации, не требовалось.
20 Второй этап охватывает вторую половину 1990-х гг. Он характеризуется продолжением роста числа зарегистрированных религиозных общин. По состоянию на 1996 г. их численность составила 2009 (прирост по сравнению с 1992 г. – 917). Существенно дифференцируется видовой состав религий: появляется целый спектр протестантских общин и направлений (реформаторская, лютеранская, иоганская, новоапостольская церкви, христиане веры апостольской, Церковь Христова, мессианские общины), а также новых для Беларуси религиозных движений (мормоны, бахаи, кришнаиты, оомото (до 2005 г.)). Возрастает доля верующих в структуре населения, однако этот рост происходит за счет уменьшения доли носителей других типов религиозного мировоззрения (квазирелигиозного и колеблющегося). Эти процессы сказываются на отдельных аспектах правового регулирования в делах религий. С внесением в 1996 г. изменений в Конституцию Республики Беларусь принцип равенства религий перед законом был дополнен принципом учета влияния конкретной религии на формирование белорусской истории и культуры, и конкретно на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. В 1995 г. в Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» внесены изменения, запрещающие деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, направленную против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия или связанную с нарушением прав и свобод граждан. В связи с этим органами государственного управления приняты решения о проведении экспертиз уставов и деятельности религиозных групп, которые действуют в Беларуси в статусе общественных, культурно-просветительских, благотворительных и иных организаций и объединений, а также о контроле деятельности зарубежных миссионеров в стране.
21 Третий этап охватывает первое десятилетие XXI века. В 2000-е гг. начинается процесс снижения численности регистрируемых религиозных общин (рис. 1). Положительные тенденции в динамике конфессиональной структуры и вовлеченности населения в религию сохраняются, однако они гораздо менее интенсивны. С 2005 по 2010 гг. ежегодный прирост количества зарегистрированных религиозных общин составляет не более 50–70 [Шкурова, 2019а: 194].
22

Рис. 1. Прирост количества зарегистрированных религиозных общин, 1996–2011 Источник: Информация о конфессиональной ситуации в Республике Беларусь // Минск: Уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь, 2021. URL: >>>> (дата обращения: 01.01.2021).

23 В этот период стабилизируется численность населения, относящего себя к определенным конфессиям, а также принадлежащего к различным религиозно-мировоззренческим типам. Особенности распространенного в данный период религиозного мировоззрения в русскоязычных научных публикациях получили название «секулярная религия» («секулярный верующий», «квазирелигия», «светская духовность», реже – «гражданская религия») [Безнюк, 2006; Богатова, 2011; Говорун, 2015; Задорожнюк, 2007] и выражаются в том, что при осознании значимости определенной религиозной традиции, при декларации принадлежности к определенному религиозно-мировоззренческому типу происходит размывание включения в конфессиональную практику и организационную структуру религии.
24 Значительно изменилась сфера правового регулирования. В 2002 г. принята и вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». Неизменными остались гарантии свободы совести и равенства религий перед законом. В законе получила конкретизацию конституционная норма об учете культурно-исторической роли конкретных конфессий, которые существуют в Беларуси: в преамбуле признана «определяющая роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных, государственных традиций белорусского народа; духовная и историческая роль Католической церкви на территории страны; неотделимость от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама». Изменения коснулись и других аспектов: расширены полномочия органа государственного управления по делам религий (статья 11), детализированы условия и процедура государственной регистрации религиозных организаций – общин и объединений (статьи 14–22), уточнены условия ликвидации религиозных организаций (статья 23), введена в практику процедура государственной религиоведческой экспертизы (статьи 22 и 26), конкретизированы условия проведения религиозных богослужений, религиозных обрядов и церемоний.
25 И наконец, четвертый этап, охватывает второе десятилетие XXI века. К 2010-м гг. рост как числа зарегистрированных религиозных организаций, так и количества религиозного населения замедляется. По данным международных проектов исследования ценностей (Исследование 1) можно судить, что если в конце 1990-х гг. более двух третей уверенно считали себя религиозными и около трети – не очень религиозными, то к началу 2020-х гг. эта пропорция изменилась: треть респондентов отнесли себя к религиозному типу, две трети к не очень религиозному (табл. 2).
26

Таблица 2 Распределение религиозности населения и последователей традиционных конфессий по возрасту (%)

Независимо от того, посещаете вы церковь или нет, можете ли вы сказать, что вы … WVS EVS
  1995–1998 2000 2008 2018
религиозный человек 69,7 95,9 27,5 90,6 32,4 92,4 37,7 91,6
не очень религиозный человек 26,2   63,1   60   53,9  
убежденный атеист 4,1   9,3   7,6   8,4  
Всего 100   99,9   100   100  

Источник: [Inglehart, 2014; Шкурова, 2019]

27 Исследования религиозности в Беларуси связаны преимущественно с оценкой таких ее параметров как принадлежность к религиозно-мировоззренческому типу и конфессиональная идентификация. Наиболее систематизированные сведения о динамике религиозности населения можно представить на основе данных Института социологии НАН Беларуси (Исследование 2). Уровень религиозности на протяжении последнего десятилетия сохраняет относительно устойчивую структуру, движение происходит преимущественно на уровне религиозно-мировоззренческих типов, в последние годы несколько увеличивается количество нерелигиозных и затруднившихся определить свое отношение к религии (рис. 2)
28

Рис. 2. Динамика религиозно-мировоззренческих типов, 2007–2020 (в % от количества опрошенных)

29 Стабильностью характеризуются и показатели конфессиональной идентификации населения: приверженность православию приближается к 80%, около 10% составляют католики. В числе других конфессий, с которыми связывают себя респонденты чаще указываются протестантизм, ислам, иудаизм, униатство, старообрядчество, христианство в целом (рис. 3).
30

Рис. 3. Динамика конфессиональной идентификации населения Беларуси, 2007-2021(в % от количества опрошенных)

31 Кроме того, одним из показателей религиозной вовлеченности является участие в религиозных практиках, службах, посещение культовых учреждений. В разные периоды особенности измерения показателей религиозной деятельности варьировались от оценки участия в богослужениях до характеристик посещения религиозных учреждений с различной, в том числе нерегулярной, периодичностью. С 2007 г. по 2015 г. наблюдается поступательный рост количества вовлеченного в религиозную активность населения и его постепенное снижение к 2020 г. (рис. 4).
32

Рис. 4. Динамика частоты участия населения Беларуси в религиозных практиках, 2007–2021(в % от количества опрошенных)

33 Описанные тренды актуализируют вопрос о разработке модели исследования, обеспечивающей возможность отслеживания качественных изменений вовлеченности в религию с учетом особенностей поликонфессионального общества, и поиске механизмов изучения специфики религиозного населения. Судить о его специфике возможно на основании данных исследования типологических особенностей религиозности в Беларуси, в рамках которого в том числе выявлены некоторые особенности социально-демографического профиля религиозного населения (Исследование 3) [Шкурова, 2019а].
34 В целом показатели концентрации религиозного населения соответствовали демографическим данным о плотности населения и его распределении по областям и в столице. Зарегистрированные религиозные организации концентрируются преимущественно в областных центрах и столице. Распределение представителей различных конфессий по областям гораздо менее равномерно по сравнению общей численностью религиозного населения.
35 В структуре религиозного населения Беларуси преобладают женщины – 70,8%, тогда как мужчин – 29,2%. Таким образом, преобладание женщин в религиозной среде пока остается устойчивой характеристикой. Эта тенденция сохраняется в среде последователей православия и католицизма (среди опрошенных численность женщин несколько выше по сравнению с основной массой населения), а среди последователей ислама число опрошенных мужчин и женщин почти равное (табл. 3).
36 Таблица 3 Распределение религиозности населения и последователей традиционных конфессий по возрасту (%)
Возраст Религиозное население Последователи православия Последователи католицизма Последователи ислама
До 20 9,0 6,9 14,0 6,5
20–29 18,1 17,3 18,5 21,3
30–39 14,8 15,6 12,6 10,2
40–49 16,4 17,8 14,2 13,0
50–59 15,7 17,3 15,0 12,0
60–69 15,8 16,5 15,3 23,1
70 и старше 10,2 8,5 10,4 13,9
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Источник: [Шкурова, 2019а: 81]
37 В сравнении с половозрастной пирамидой всего населения Беларуси, религиозное население старше, чем все население в целом: возрастные диапазоны от 40 лет и выше в религиозной среде представлены бо́льшими долями. Последователи православия и ислама в общей численности старше, последователи католицизма – моложе.
38 Можно судить о стабилизирующем влиянии религиозного фактора на семейные отношения и соответственно значимости семьи для религиозного населения: процент разводов довольно низок как для религиозного населения в целом (9,4%), так и для последователей конфессий (среди мусульман – минимален). Для сравнения, в январе – марте 2020 г. на 9550 зарегистрированных браков пришлось 9000 разводов. Рождаемость и многодетность поощряется большинством религий, в том числе присутствующих на территории Беларуси. И хотя наличие детей в семьях белорусов, следующих или сочувствующих разным религиям, не отличается по пропорциям от ситуации в республике в целом: преимущественно в семьях двое детей, несколько реже – один ребенок, численность респондентов, у которых нет детей, сопоставима с данными об их количестве в возрасте до 30 лет [Некоторые особенности…, 2016: 87].
39 Среди религиозного населения фиксируется высокий уровень образования: более 75% всех категорий респондентов имеют уровень образования выше общего среднего, за исключением последователей ислама (64,5%), среди которых у трети опрошенных – общее среднее образование, что связано, вероятнее всего, с культурно-традиционными особенностями конфессии, в частности уровнем образования женского контингента. Довольно высокий уровень образования позволяет судить и об осмысленности религиозного самоопределения [Шкурова, 2019а: 84].
40 Показатели занятости религиозного населения отражают высокий уровень его квалификации. Характеристики занятости последователей православия и католицизма и религиозного населения в целом преимущественно совпадают. Структура нетрудоустроенных респондентов обусловлена их социальным статусом: в основном это пенсионеры, лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, занятые домашним хозяйством. Численность безработных не превышает 1,2% [Шкурова, 2019а: 84].
41 Особенности структуры занятости религиозного населения сказываются и на оценке уровня материального благосостояния: более половины всех категорий религиозного населения (две трети последователей ислама) оценивают свой уровень жизни «скорее средне», около 20% указывают, что живут «не бедно, но ниже среднего», и также около 20% (меньше для последователей ислама) – «выше среднего».
42 Демографические характеристики отражают распределение религиозного населения страны по всем ее регионам, всем возрастным группам, с преобладанием лиц женского пола. Если в публикациях начала 2000-х гг. можно было встретить следующие описания «портрета верующего»: «…Православные и католики – это преимущественно женщины, лица среднего и старшего возрастов (старше 45 лет); обе группы плохо обеспечены материально, однако католики в качестве источника дополнительных доходов чаще работают по найму, а православные – получают помощь родственников» [Гурко, 2001], то в настоящее время для религиозного населения свойственны характерное для страны в целом семейное положение, высокий уровень образованности, квалифицированная занятость, умеренный уровень дохода. Такие показатели характерны и для последователей конфессиональных групп, хотя некоторые из них имеют свою специфику, связанную с особенностями культурно-исторического пребывания конфессии на территории Республики Беларусь и ее догматического содержания. Названные выше признаки определяют религиозное население как социально стабильную среду.
43 Дополнительными показателями, определяющими религиозность населения, выступают характеристики влияния религиозной вовлеченности на оценку представителей других конфессий, а также нерелигиозных феноменов, что проявляет себя в отношении к социально и нравственно недопустимым и неоднозначным явлениям. Следует отметить, что социальные и нравственные оценки религиозного населения Беларуси соответствуют программным позициям конфессий.
44 По данным исследования Института социологии НАН Беларуси в 2020 г. (Исследование 1) можно судить, что приверженность традиционным религиозным системам, имеющим длительное историческое присутствие в стране, обусловливает и характер межконфессионального восприятия. В связи с чем закономерно, что большее расположение население выражает традиционным конфессиям, в первую очередь православию (положительно к его приверженцам относятся 85,5%) и католицизму (71,6%). С большей осторожностью белорусы относятся к Свидетелям Иеговы (число отрицательных оценок 38%) и некоторым евангелическим церквям (Христиане веры евангельской – 33,5%, Евангельские христиане-баптисты – 33,1%, Адвентисты седьмого дня – 33,3%).
45 Большинство всех категорий респондентов отрицательно или крайне отрицательно относятся к социальным отклонениям, общественно порицаемым явлениям. Наибольшую неприязнь в оценках вызывает самоубийство, что в принципе соответствует как общим ценностным установкам, так и догматическим основам всех конфессий. Однозначно негативные оценки получили преступления – убийство из мести и употребление легких наркотиков. Отрицательно, но с больше долей колебаний в оценках респонденты высказываются в отношении лжи ради собственной выгоды и внебрачных связей.
46 Отношение респондентов к нравственно неоднозначным явлениям очевидно обусловлено общепринятым морально-этическим ценностям. Крайне отрицательно опрошенные относятся в первую очередь к нетрадиционным социальным явлениям – однополым бракам и легализации легких наркотиков. Негативное отношение представителями религиозного населения высказывается и к отклонениям от норм традиционной семьи (аборты, сожительство, разводы). Негативные оценки высказываются по отношению узаконенным убийствам (смертная казнь, эвтаназия), к вмешательству в репродуктивную функцию (суррогатное материнство), технологии клонирования.
47 Заключение. Исторический период, рассмотренный в статье с момента провозглашения суверенитета Республики Беларусь (1991) до настоящего времени позволил выделить четыре этапа трансформации религиозности и раскрыть их особенности. Основаниями для выделения данных этапов служит динамика зарегистрированных религиозных организаций и числа последователей религий, появлением новых религиозных движений. Анализ показывает, что за тридцать лет наблюдений ситуация прошла путь «качающегося маятника»: от состояния «религиозного бума» (конец 1880-х – первая половина 1990-х гг., первый этап) до постепенного снижения числа регистрируемых религиозных организаций и замедлением роста количества религиозного населения (второе десятилетие XXI в., четвертый этап). В Республике Беларусь сформировалась новая структура государственно-конфессиональных отношений, система нормативно-правового регулирования, установились основные принципы взаимодействия светских и религиозных институтов в сфере образования, здравоохранения, культуры, информации, науки и др. Определился довольно устойчивый умеренный уровень религиозности населения, с преимущественной приверженностью традиционным для Беларуси православию и католицизму.

Библиография

1. Безнюк Д. К. Состояние и специфика современной религиозной ситуации в Республике Беларусь // Социологические исследования. 2006. № 2. С. 128–135.

2. Беларусь после «религиозного бума»: что изменилось? / И. И. Пирожник [и др.] // Социология. 2006. № 4. С. 46–55.

3. Богатова О.А. Религиозность и мультикультурализм в контексте социальной саморепрезентации региона (на примере Республики Мордовия) // Религиозная Жизнь: Портал о религии и религиоведении. 2016. URL: https://religious.life/2016/12/bogatova-religioznost-i-multikulturalizm-v-kontekste-sotsialnoj-samoreprezentatsii-regiona-na-primere-respubliki-mordoviya/ (дата обращения: 30.07.2018).

4. Говорун К. Православная гражданская религия // Русский гражданский журнал. 2015. URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Pravoslavnaya-grazhdanskaya-religiya/ (дата обращения: 30.07.2018).

5. Гурко А.В. Конфессиональная ситуация в Республике Беларусь: этнический и исторический аспекты. Минск: ИСПИ, 2001.

6. Задорожнюк И.Е. Судьбы идеи «гражданской религии» в России // Свободная мысль. 2007. № 12. С. 93–105.

7. Некоторые особенности религиозного населения Беларуси (по материалам исследования «Типология религиозности в современной Беларуси», 2012—2015 гг.) / С.Г. Карасева [и др.] // Философия и социальные науки. 2016. № 1. С. 82-91.

8. Новикова Л. Г. «Религиозный бум» в Беларуси: миф или реальность // Социология. 1999. № 2. С. 29–36.

9. Новикова Л. Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 93–98.

10. Новикова Л. Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления (социологический аспект). Минск: Издательство «БТН-информ», 2001.

11. Шкурова Е.В. Религия // Ценностный мир современного человека: проект «Исследование европейских ценностей», волна-2019 / Д. Г. Ротман [и др.]; под ред. Д. М. Булынко, Д. Г. Ротмана. Минск: БГУ, 2019. С. 114–143.

12. Шкурова Е.В. Трансформация религиозности в социокультурном пространстве постсоветского общества. Минск: БГУ, 2019.

13. Inglehart R., C. Haerpfer, A. Moreno, C. Welzel, K. Kizilova, J. Diez-Medrano, M. Lagos, P. Norris, E. Ponarin & B. Puranen et al. (eds). 2014. World Values Survey: All Rounds – Country-Pooled Datafile Version [Electronic Resource]. Madrid: JD Systems Institute. Mode of Access: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWVL.jsp. (access 13.03.2019).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести