Социолог: образование и профессиональные траектории
Социолог: образование и профессиональные траектории
Аннотация
Код статьи
S013216250019221-6-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Скворцов Николай Генрихович 
Должность: декан факультета социологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Асочаков Юрий Валентинович
Должность: доцент кафедры теории и истории социологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
147-149
Аннотация

      

Классификатор
Получено
15.03.2022
Дата публикации
28.03.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
55
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 25–27 ноября 2021 г. на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета состоялась Всероссийская научная конференция XV Ковалевские чтения «Социолог: образование и профессиональные траектории», которая собрала более 400 участников из различных регионов России и зарубежных стран. Профессиональному сообществу предлагалось обсудить проблемы, связанные с переходом современного общества к новому состоянию, обусловленному цифровизацией социальной жизни, а также влияние этих процессов на профессиональную подготовку и деятельность социолога в новых условиях.
2 С приветственным словом к участникам конференции обратилась декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова проф. Н.Г. Осипова (Москва). Она отметила, что расширяющееся внедрение цифровых технологий в повседневный режим существования человека и сферу традиционных социальных институтов создает не только новые возможности, но и новые вызовы и риски, в том числе в образовательной сфере. С внедрением информационных технологий в образовательный процесс меняются традиционные формы и способы образования, отношение к знанию и процессу его получения. При этом снижается потребность в самостоятельном освоении и осмыслении материала, развиваются главным образом навыки работы с поисковыми системами. Наблюдается пассивность обучающихся, снижается уровень вербальных навыков, актуализируется проблема массовизации сознания. Дистанционный формат образования, ограничивающий межличностные контакты, затрудняет процесс подготовки критически и самостоятельно мыслящего исследователя, что всегда было и остается важнейшей миссией университета.
3 Проф. М.Б. Буланова (РГГУ, Москва) в докладе «Модели российского социологического образования: традиционное и инновационное» подчеркнула, что социологическое образование сыграло особую роль в формировании российской социологии. Один из ее основателей М.М. Ковалевский1 сформулировал программу «просветительской модели» становления социологии как академической дисциплины, которая предполагала создание учебных курсов по социологии для того, чтобы вступить в диалог с другими общественными и естественными науками, придать единство всем социальным дисциплинам и охватить социологическим просвещением все направления и ступени образования. Процесс начался с создания в 1901 г. Русской высшей школы общественных наук в Париже, где факультет социологии был основным, и завершился открытием в 1908 г. Психоневрологического института в Санкт-Петербурге, в котором появилась кафедра социологии, а изучение этой дисциплины стало обязательным для всех студентов вне зависимости от их специализации. Именно на эту кафедру пришел П.А. Сорокин – сначала в качестве студента, а затем и преподавателя. Сорокин не только видел необходимость в расширении влияния социологии, но и понимал острую потребность в развитии самой социологической теории, что было бы невозможно без специального профессионального образования социологов. Осуществление профессиональной подготовки социологов началось в России в рамках деятельности первых университетских кафедр на факультетах общественных наук, но более полно и успешно «профессиональная модель» была позже реализована Сорокиным в Гарварде. По мнению докладчика, сегодня необходимо максимально активно использовать потенциал этих двух моделей, расширять присутствие социологических знаний в образовании, опираясь на существующие традиции в социологии, и развивать профессиональную модель, ориентированную на инновации.
1. В рамках конференции также состоялся круглый стол, посвященный значимой для российской социологии дате – 170-летию со дня рождения М.М. Ковалевского.
4 В докладе проф. А.Ю. Чепуренко (НИУ ВШЭ, Москва) «Социолог: кого и зачем мы готовим?» было отмечено, что в российском социологическом сообществе принято сетовать на ухудшение качества социологического образования, связывая это с принятием ФГОС третьего поколения, в котором курсы по социологии перестали быть обязательными для студентов несоциологических направлений. Однако от преподавания социологии отказались в основном вузы, не имевшие достаточно сильных профильных кафедр и/или не считавшие необходимым преподавание социологии студентам естественнонаучных и инженерных направлений подготовки. Это позволило отказаться от квазисоветской модели преподавания гуманитарных дисциплин, в которой социология заменила истмат и научный коммунизм. Новая версия ФГОС дала вузам, которые были готовы перейти на новый уровень, возможность свободно формировать блоки дисциплин в рамках профессиональных компетенций и профилировать программы на этой основе, формировать учебные планы, исходя из собственных ресурсных возможностей, что позволило удовлетворять потребности локального рынка труда. В то же время реальными проблемами для развития социологии в России, по мнению докладчика, являются отсутствие запроса общества на самопознание, что выражается в слабом развитии публичной социологии; отсутствие у государства интереса к аналитической социологии; скептическое отношение к социологической науке со стороны интеллектуальной части общества. Именно эти вызовы обусловливают и основные проблемы, стоящие перед социологическим образованием. Для их решения должны произойти перемены в формате обучения: переход от традиционных лекций к самостоятельному освоению базовых знаний при модерации преподавателя, переход от базовых учебников к базовым онлайн-курсам, более широкое внедрение проектных работ на всех уровнях обучения, использование возможностей сетевого обучения. Эти изменения позволят социологическому образованию более полно отвечать требованиям современного рынка труда.
5 Проф. В.В. Козловский (СИ ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург) посвятил свой доклад анализу специфики академической социологии. С его точки зрения, существующие основные типы социологического знания обусловливают наличие таких профессиональных полей современной социологии, как академическая, прикладная, публичная и критическая социология. В качестве поля профессиональной деятельности и подготовки наиболее отчетливо представлены академическая и прикладная социология. Публичная и критическая социология в этом отношении более размыты и, возможно, институционально менее развиты. Академическая социология, испытывая те же трудности, что и другие сегменты социологии, тем не менее выглядит как структурно расширяющаяся и развивающаяся область. При этом характерной особенностью развития академической социологии в России является концентрация основных исследовательских центров и ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге при весьма скромном региональном участии.
6 Управляющий директор Фонда «Общественное мнение» (Москва) Л.А. Паутова в выступлении «Изменение исследовательских компетенций: вызовы и возможности» констатировала, что полстерство и маркетинговые исследования как области прикладной социологии оказались готовыми адаптироваться к пандемии и, если не выросли, то остались вполне стабильными. Готовность перестраиваться и работать на опережение оказалась важным и нужным умением, которое целенаправленно следует формировать уже на стадии получения профессионального образования. Другие важные компетенции, наличие которых современный работодатель предполагает у выпускника, получившего социологическую подготовку, – это навыки работы с Big Data и социальными сетями, готовность пользоваться сложными программами (Python и др.). Спрос на специалистов такого рода уже сейчас велик и, безусловно, будет продолжать расти. Это необходимо учитывать при разработке вузовских образовательных программ по социологии.
7 Взгляд социолога, работающего в сфере современных маркетинговых технологий, в своем докладе «Meta-социология: чему учиться студентам в университете» представил руководитель группы маркетинговых исследований «Яндекс.Маркет» К.И. Шпара (Санкт-Петербург). Основываясь на опыте собственной профессиональной карьеры, он отметил, что многие представления, которыми он руководствовался во время обучения в университете, оказались ошибочными. Так, стремление к получению каких-либо конкретных профессиональных навыков, рассматриваемых в качестве основы будущего «ремесла», приводило к представлению о фундаментальных теоретических знаниях как о чем-то второстепенном, не слишком важном для будущей работы. Однако в процессе реальной деятельности стало очевидным, что, тогда как прикладные методы и умения постоянно развиваются и меняются, теоретические знания образуют реальную основу профессиональных компетенций. Также стало понятно, что деятельность в сфере прикладной социологии, маркетинговых исследований – это не индивидуальные действия, а коллективная работа. При этом установка на заимствование готовых решений и подходов, желательно иностранного происхождения, сменилась осознанием необходимости экспериментировать и опираться на собственные разработки, поскольку это дает больший эффект и является важным конкурентным преимуществом. Сегодняшним студентам, готовящим себя к социологической профессии, необходимо обратить особое внимание на digital-нативность – формирование принадлежности к «цифровому поколению».
8 Обсуждение различных аспектов профессиональной деятельности социолога в современных условиях и проблем современного социологического образования проходило на заседаниях 11 тематических секций конференции. Среди прочих вопросов отмечалась настоятельная потребность в актуализации теоретического инструментария социологии, который позволил бы сделать социологию более полезной и заслуживающей внимания со стороны общества. Также рассматривались проблемы и последствия цифровизации, перспективы новаций в социологическом образовании, связанных с изменениями, происходящими в современном обществе, и др.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести