- Код статьи
- S020595920004554-5-1
- DOI
- 10.31857/S020595920004554-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 40 / № 3
- Страницы
- 53-63
- Аннотация
Attachment Disorder Сhecklist). Результаты свидетельствуют о том, что для групп здоровых детей и детей с ОВЗ в замещающих семьях значения негативных проявлений поведения привязанности после прохождения ими программы психологического сопровождения уменьшаются при максимальной и средней степени участия семьи в программе. Среднегрупповые значения негативных проявлений поведения привязанности у приемных детей, прошедших программу психологического сопровождения, выше, чем у детей в биологических семьях, как в группе здоровых детей (по общей оценке), так и у детей с ОВЗ (по общему баллу, оценкам социальных и эмоциональных аспектов поведения). С увеличением объема участия семей в психологическом сопровождении различия между детьми в замещающих и биологических семьях снижаются. Результаты обсуждаются с позиции представлений о влиянии на поведение детей с опытом институционализации психологического сопровождения, направленного на формирование их взаимодействия и отношений с замещающими родителями.
- Ключевые слова
- дети, здоровье, ограниченные возможности здоровья, опыт институционализации, замещающая семья, поведение привязанности, программа психологического сопровождения
- Дата публикации
- 25.04.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 933
Исследования детей с опытом институционализации свидетельствуют, с одной стороны, о значительных положительных изменениях в их развитии и поведении после принятия в замещающие семьи [25], с другой — о продолжающемся проявлении нарушений их психического развития и здоровья [16–17], в том числе долговременных депривационно-специфических паттернов, включающих нарушение поведения привязанности [20]. Изучение поведения детей с опытом проживания в российских сиротских учреждениях показало, что при переводе из дома ребенка в семьи у них наблюдаются проявления экстернализации, социальные проблемы [16], неразборчивое дружелюбие [1]. При этом научно обоснованные программы сопровождения замещающих семей приводят к значимым положительным изменениям развития и поведения детей как в раннем возрасте при использовании программы, направленной на формирование и поддержку взаимодействия и привязанности в системе “приемный родитель – ребенок” [14], так и в широком возрастном диапазоне при создании системы психологического сопровождения приемных семей [17, 21].
В отечественной литературе имеется немало работ, в которых рассматриваются основы сопровождения замещающих семей [2, 4–6], включая семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [9], описываются различные модели сопровождения [3, 5, 7–8, 10]. В этих исследованиях большое внимание уделено повышению эффективности функционирования замещающей семьи, качеству воспитательной деятельности, уровню компетентности замещающих родителей, их поддержке в трудных ситуациях, подготовке ребенка к перемещению в семью. Однако отечественными авторами практически не выделяется аспект сопровождения столь важного для психического здоровья и поведения детей с опытом институционализации фактора, как формирование взаимодействия и привязанности к замещающим родителям [21; 23]. В известной нам российской литературе наблюдается недостаток исследований возможных изменений поведения детей с опытом институционализации в связи с включением замещающих семей в программы психологического сопровождения. Отсутствуют данные об изменении поведения приемных детей в зависимости от степени участия семьи в сопровождении, от наличия у детей ограниченных возможностей здоровья. Наблюдается недостаток данных сравнения показателей поведения приемных детей после участия в программе сопровождения с поведением детей в биологических семьях.
В связи с представленными в научной литературе данными о том, что нарушения развития и психического здоровья у детей с опытом институционализации связаны с депривационными условиями учреждения (прежде всего, с отсутствием у детей возможности устанавливать взаимодействие и формировать привязанность с близким взрослым [23]), одной из основных задач программы сопровождения приемных детей в замещающих семьях является поддержка адаптивного взаимодействия и формирования отношений с замещающими родителями. Это направление психологического сопровождения детей и родителей сформировано в соответствии с теорией привязанности [11] и представлениями о психическом развитии ребенка в системе взаимодействия с близким взрослым [22]. В связи с этим, данная работа направлена на изучение у детей поведения привязанности, а предлагаемая замещающим семьям программа сопровождения включает этапы, объединенные методологией поддержки взаимодействия и формирования привязанности детей с опытом институционализации и замещающих родителей.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей проявлений поведения привязанности у здоровых детей и детей с ОВЗ, воспитывающихся в замещающих семьях, после проведения программы психологического сопровождения ребенка и семьи. Объект исследования — проявления поведения привязанности у детей. Предмет исследования — особенности проявления поведения привязанности у здоровых детей и детей с ОВЗ в замещающих семьях после проведения программы психологического сопровождения. Основная гипотеза исследования состоит в том, что у приемных детей в замещающих семьях негативные проявления поведения привязанности после проведения программы психологического сопровождения будут ниже, по сравнению с проявлениями до начала сопровождения.
В соответствии с целью и гипотезой, основные задачи исследования состояли в том, чтобы: 1) изучить негативные проявления поведения привязанности у приемных детей в замещающих семьях до и после программы психологического сопровождения, провести их сравнение отдельно для здоровых детей и детей с ОВЗ, в том числе при различной степени участия замещающих семей в программе; 2) провести сравнение оценок поведения детей в замещающих семьях после программы сопровождения и детей в семьях биологических родителей, отдельно для здоровых и с ОВЗ, в том числе при различной степени участия замещающих семей в программе психологического сопровождения.
МЕТОДИКА
Участники исследования. В настоящей работе представлены результаты обследования здоровых детей и детей с ОВЗ, воспитывающихся в замещающих семьях, до и после проведения программы психологического сопровождения ребенка и семьи, а также детей, проживающих в семьях биологических родителей.
В группу детей, принятых на воспитание в замещающие семьи, вошли 201 ребенок (100 мальчиков и 101 девочек) в среднем возрасте первого обследования (в течение 2–4 недель после перевода в семью и до начала программы сопровождения), равном 86.5±39.4 мес (от 12 до 190 мес.) и в среднем возрасте второго обследования (около 17 мес. после начала программы сопровождения) равном 103.5±39.3 мес. Общая группа детей в замещающих семьях включала 108 здоровых детей (56 мальчиков и 52 девочки) с возрастом на момент первого обследования 81.3±43.3 мес. (при длительности проживания в учреждении 39.1±26.9 мес. и возрасте поступления в семью 80.6±43.2 мес.), и на время второго обследования 98.3±43.2 мес.; а также 93 ребенка (44 мальчика и 49 девочек) с ОВЗ (у 87% задержка психического развития, у 13% легкая степень умственной отсталости) в среднем возрасте первого обследования 92.6±33.5 мес. (проживание в учреждении 51.1±27.0 мес., возраст поступления в семью 91.9±33.5 мес.) и второго обследования — 109.5±33.4 мес. В целом, дети из сиротских организаций (дома ребенка, детские дома) были помещены в 102 замещающие семьи (68 приемные, 34 опекунские), средний возраст приемных родителей на время первого обследования 45±18 лет (от 27 до 63 лет).
В соответствии со степенью участия в сопровождении, дети из замещающих семей были распределены по трем подгруппам: 1 — минимальная, 2 — средняя, 3 — полная степень участия. Из 108 здоровых детей в подгруппу с минимальным участием вошли 40 детей (возраст первого обследования 81.3±44.7 мес., второго — 98.3±44.8 мес.), средним — 31 (91.1±42.8 и 107.5±42.7), полным — 37 (73.1±41.4 и 90.5±41.4). Из 93 детей с ОВЗ в первую подгруппу вошли 28 детей (100.4±36.3 мес. и 116.9±36.6 мес.), во вторую — 32 (88.4±35.6 и 105.4±35.1), в третью — 33 ребенка (90.1±28.6 и 107.2±28.4).
Сравнение значений возраста детей между группами с использованием двухфакторного дисперсионного анализа показало значимые различия между возрастом детей в связи с группой развития (выше у детей с ОВЗ, F (1.195) = 4.0; p = .046), но не со степенью участия детей в программе (p > .10). Значимых различий между частотами распределениями детей в разных группах по полу не обнаружено. В связи с этим последующий анализ данных был проведен по объединенной группе мальчиков и девочек отдельно в группе здоровых детей и в группе детей с ОВЗ.
В группу детей, от рождения проживающих в семьях биологических родителей, вошли 125 детей (59 мальчиков и 66 девочек), из которых 65 (29 и 36) относятся к группе здоровых, 60 (30 и 30) — к группе с ОВЗ в виде задержки психического развития (80%) или легкой степени умственной отсталости (20%). Дети проживали в 122 семьях, средний возраст родителей — 37±12 лет (от 25 до 49 лет). Обследование детей в биологических семьях проводилось один раз в возрасте 110.0±53.9 мес. (106.4±52.1 мес. для здоровых детей и 113.5+55.8 мес. — для детей с ОВЗ). Значимых различий между возрастом детей в замещающих (отдельно для первого и второго обследования) и биологических семьях не обнаружено.
Программа психологического сопровождения детей и родителей в замещающих семьях. Все родители перед приемом ребенка в семью проходят программу обучения в школе замещающих родителей при службе сопровождения замещающих семей Республики Адыгея, которая, наряду со стандартной подготовкой в области психологии, педагогики, медицины и юриспруденции, включала модуль психологического консультирования с особым вниманием к качеству отношений между специалистами службы и потенциальными замещающими родителями. После обучения в школе замещающим семьям предлагалась программа психологического сопровождения (программа разработана под руководством одного из авторов статьи, Л.А. Асламазовой), которая осуществлялась в течение первых полутора лет после приема ребенка в семью. Ниже представлено описание четырех условно выделенных этапов и трех степеней участия замещающих семей в программе сопровождения.
Первый этап направлен на сопровождение замещающей семьи в период знакомства и установления начального контакта между родителями и приемным ребенком. Основные темы консультирования связаны с вопросами содержания медицинской документации ребенка, истории его жизни, развития, поведения, диагноза и актуального состояния; установления контакта и налаживания связи с ним; принятия в семью и начала совместной жизни; эмоционального состояния и ожиданий родителей. Отказ от консультаций рассматривается как минимальная степень участия семьи в программе, отдельные обращения — как средняя, активное ежедневное обращение — как максимальная.
Второй этап направлен на сопровождение знакомства замещающих родителей и ребенка с индивидуальными особенностями социально-эмоциональных сигналов и поведения друг друга, на поддержание начального этапа формирования взаимодействия замещающих родителей, прежде всего, матери, и ребенка. На этом этапе семье предлагается сопровождение в форме 4 домашних визитов (1 раз в неделю), в ходе которых анализируются сложные моменты взаимодействия, обсуждаются особенности поведения приемного ребенка и различные способы поддержания позитивного взаимодействия. Минимальная степень участия — отказ от домашних визитов, средняя — 1-2, максимальная — 3–4 визита.
Третий этап направлен на поддержку возникающих в результате взаимодействия отношений между приемным ребенком и замещающими родителями, на формирование привязанности. Сотрудники службы осуществляют сопровождение развития и изменяющегося в условиях замещающей семьи поведения ребенка, включая обострение негативных проявлений. На этом этапе семье предлагаются такие основные мероприятия, как домашние визиты, направленные на формирование и поддержание отношений (для семей с детьми от 0 до 3 лет); группы для родителей и детей (от 3 до 16 лет) с целью поддержания и укрепления отношений; группы встреч (для замещающих родителей 1 раз в 2 недели в течение 5 месяцев), которые направлены на обсуждение отношений с приемными детьми. Дополнительно к основным мероприятиям детям предлагается участие в программах социально-эмоционального (от 5 до 16 лет по возрастным группам) и познавательного развития (7–11 лет); семьям предлагаются досуговые мероприятия, направленные на укрепление взаимодействия всех ее членов. Минимальная степень участия — 1–2 встречи по предложенным мероприятиям, средняя — 30–50%, максимальная — не менее 75% основных мероприятий.
На четвертом этапе семья переводится на поддержку в систему сопровождения сообщества замещающих родителей Республики Адыгея, в частности, в созданный на базе службы сопровождения Клуб замещающих семей. Клуб организует досуговые мероприятия, патронирует и консультирует новые семьи. Сотрудники службы курируют деятельность клуба, участвуют в его заседаниях с обсуждением вопросов функционирования и помощи семьям, их включения в мероприятия службы. Минимальная степень участия — поддерживают контакт с другими замещающими семьями для решения организационных и материально-финансовых вопросов, поиска новых приемных детей; средняя — контактируют с ограниченным кругом замещающих семей, к специалистам обращаются только в экстренных случаях; максимальная — активно поддерживают контакт как с замещающими семьями, так и специалистами.
Методика исследования. Исследование осуществлялось с помощью методики оценки негативных проявлений поведения привязанности [19], которая используется в работах, посвященных нарушениям привязанности и особенностям его диагностики [13]. Методика содержит перечень из 18 оцениваемых родителем утверждений, относящихся к специфическим проявлениям поведения ребенка в различных областях развития: социальной (например, избегает смотреть в глаза, мало взаимодействует со сверстниками), эмоциональной (проявляет неразборчивое дружелюбие к незнакомым людям, не обнимается с родителями), поведенческой (причиняет вред себе и другим, запасает пищу, ворует), познавательной (отстает в развитии, с трудом понимает причинно-следственные отношения, неправильно строит свою речь). В последующем анализе рассматривается количество негативных проявлений поведения привязанности в каждой области развития и в целом во всех областях (общий балл).
Процедура исследования. Обследование проводилось психологом в специально оборудованном диагностическом помещении службы сопровождения. Родителям был предложен список из 18 признаков, оценивающих негативные проявления поведения привязанности, среди которых они должны были отметить те, которые они наблюдали у своих детей. Оценка детей в замещающих семьях проводилась до начала программы психологического сопровождения ребенка и семьи и через полтора года после начала ее проведения. Длительность процедуры обследования составляла 20–30 минут.
Методы анализа данных. Однородность групп по полу и возрасту проверялась с иcпользованием критерия хи-квадрат и дисперсионного анализа (ANOVA), связи между значениями оценок негативных проявлений поведения привязанности и возрастом исследовались с применением коэффициента корреляции Спирмена (r). Статистические характеристики представлены в тексте средними значениями и стандартными отклонениями (M±SD). Проверка влияния на зависимую переменную (показатель негативных проявлений поведения привязанности) независимых факторов (для первого анализа: время обследования — до и после сопровождения, степень участия семьи в программе сопровождения — минимальная, средняя, максимальная; для второго анализа: тип семьи проживания детей —замещающая после сопровождения или биологическая, принадлежность детей к группе развития — здоровые или с ОВЗ) проводилась с применением одномерного ковариационного анализа для общего значения поведения (ANCOVA) и многомерного анализа для значений по областям (MANCOVA) с исключением влияния возраста и с последующими множественными постхок сравнениями по Бонферрони. Статистические решения принимались на 5% уровне значимости. Расчеты проводились с использованием программного комплекса SPSS Inc.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты проведенного на предварительном этапе корреляционного анализа свидетельствуют об отсутствии значимых связей между изменением оценок негативных проявлений поведения привязанности от первого ко второму обследованию и возрастом детей на время второго обследования при минимальном, среднем и полном участии в программе сопровождения для детей с ОВЗ, но наличии отдельных значимых связей в группе здоровых детей (r ≤ -0.35; 0.01 ≤ р ≤ 0.03). Последующий анализ проводился с учетом возраста детей в виде ковариаты с целью исключения его влияния на зависимые переменные (оценки поведения).
Анализ оценок поведения до и после программы сопровождения. Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют о влиянии времени обследования детей на значения общего балла негативных проявлений поведения привязанности (снижение после участия в программе сопровождения: для здоровых детей с 8.3±2.71 до 5.6±3.34, F (1, 104) = 80.6, p < 0.001, η2 = 0.44; для детей с ОВЗ с 10.8±2.80 до 8.7±2.82, F (1.89) = 5.6, p = 0.02, η2 = 0.6) и о взаимодействии времени обследования и степени участия семьи в программе сопровождения (F (2, 104) = 52.4, p < 0.001, η2 = 0.5 для здоровых детей; F (2, 89) = 23.7, p < 0.001, η2 = 0.34 для детей с ОВЗ) (ANCOVA). На значения поведения по областям для здоровых детей влияют время обследования (F (4, 101) = 19.6, p < 0.001, η2 = 0.44), степень участия в сопровождении (F (8, 202) = 4.0, p < 0.001, η2 = 0.138) и взаимодействие этих факторов (F (8, 202) = 11.4, p < 0.001, η2 = 0.312), для детей с ОВЗ — только взаимодействие факторов (F(8, 172) = 5.8, p < 0.001, η2 = 0.211) (MANCOVA). Результаты постхок сравнений свидетельствуют, что значения общего балла и показателей по областям уменьшаются при средней (общий балл для здоровых детей, соответственно, 8.5±3.17 и 5.3±1.69; для детей с ОВЗ — 10.7±2.90 и 8.9±2.62) и максимальной степени участия семьи в сопровождении (8.0±2.52 и 3.0±2.03; 11.2±2.87 и 7.5±2.34) (0.001 < p < 0.01), но значимо не изменяются при минимальной степени (среднегрупповые значения оценки негативных проявлений поведения привязанности представлены в таблице).
На этапе после сопровождения для здоровых детей значимое снижение негативных проявлений поведения наблюдается при сравнении данных для минимальной и средней степени участия семьи в сопровождении (по общему баллу, в социальной, поведенческой и познавательной областях; 0.001 ≤ p ≤ 0.028), для средней и максимальной степени (по общему баллу, в социальной и поведенческой областях; 0.001 ≤ p ≤ 0.032) и для минимальной и полной степени участия (во всех областях; 0.001 ≤ p≤ 0.004). Для детей с ОВЗ при сравнении данных при минимальной и полной степени участия семьи в сопровождении значимое снижение негативных проявлений наблюдается по общему баллу, в социальной и поведенческой областях (0.001 ≤ p ≤ 0.025) (см. таблицу).
Анализ оценок поведения в связи с типом семьи проживания. Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют о значимых изменениях негативных проявлений поведения привязанности у детей после участия замещающих семей в сопровождении в связи с типом семьи, группой развития и взаимодействием этих факторов как для общего балла (ANCOVA), так и по областям (MANСOVA). Для фактора типа семьи изменения общего балла и показателей по областям значимы в целом для группы вне зависимости от степени участия семей в сопровождении (F(1, 344)=56.9, p
В результате постхок сравнений обнаружено, что в замещающих семьях среднегрупповые значения общего балла негативных проявлений поведения привязанности у детей выше, чем в биологических, для группы здоровых детей (5.6±3.34, по сравнению с 1.8±1.74, p < 0.001) и в тенденции выше для детей с ОВЗ (8.7±2.82 и 8.0±3.14, p = 0.087). При этом среднегрупповые значения общего балла для каждого из трех выделенных по степени участия в сопровождении подгрупп здоровых детей (8.2±3.36 для минимального, 5.3±1.69 для среднего и 3.0±2.03 для полного участия), а также подгруппы детей с ОВЗ с минимальным участием в сопровождении (9.9±3.04), больше, чем у детей из биологических семей (для здоровых детей — 1.8±1.74, для детей с ОВЗ — 8.0±3.14) (0.001 < p < 0.01). В замещающих семьях среднегрупповые значения негативных проявлений поведения по областям выше, чем в семьях биологических родителей, в целом по группе (для здоровых детей во всех областях для всех сравнений p ≤ 0.001; для детей с ОВЗ только в социальной и эмоциональной областях, p < 0.01), по подгруппе с минимальным участием (для здоровых детей во всех областях, p < 0.001; для детей с ОВЗ в социальной и эмоциональной областях, p < 0.001; в тенденции в поведенческой области, р = 0.066; но не в познавательной области, p > 0.10) и средним участием (для здоровых детей во всех областях, p < 0.001; для детей с ОВЗ в тенденции в социальной и эмоциональной областях, p = 0.09 и 0.06; но не в поведенческой и познавательной областях, p > 0.10). Результаты свидетельствуют, что увеличение степени участия замещающей семьи в программе сопровождения ведет в подгруппе детей с ОВЗ к снижению значимости различий среднегрупповых значений негативных проявлений поведения привязанности (для общего балла от p = 0.002 при минимальном участии до р > 0.10 при максимальном участии) (см. таблицу 1).
Примечание. Подгруппы степени участия семьи в программе сопровождения: 1 – минимальная, 2 — средняя, 3 — максимальная; – — p > 0.10; + — p < 0.10; * — p < 0.05; ** — p < 0.01; *** — p < 0.001
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данное исследование направлено на изучение проявлений поведения привязанности у детей с опытом институционализации, здоровых и с ОВЗ, принятых на воспитание в замещающие семьи, до и после программы психологического сопровождения. Предложенная замещающим семьям программа включала этапы, объединенные методологией поддержки взаимодействия и формирования привязанности детей и родителей: знакомства, формирования взаимодействия, отношений, перевода в систему сопровождения сообществом замещающих родителей. Программа сопровождения не была специфично направлена на психологическую работу с особенностями поведения приемных детей, однако ожидалось, что наблюдаемые у них на время принятия в семью негативные проявления поведения снизятся по мере предоставления им возможности устанавливать взаимодействие и формировать отношения со стабильными близкими взрослыми — замещающими родителями, т.е. возможности, которой они были лишены в период институционализации [23]. Несмотря на обширные литературные данные о влиянии программ психологического сопровождения на детей в замещающих семьях [14; 17; 21], а также отечественные работы по сопровождению замещающих семей [2; 3; 5–10], данное исследование является одним из первых, в котором проводится анализ изменения поведения детей в российских замещающих семьях в связи с программой сопровождения, особенностями развития детей и степенью участия семей в программе сопровождения.
Изучение общего влияния программы сопровождения на поведение детей показало, что у здоровых детей и детей с ОВЗ в замещающих семьях значения негативных проявлений поведения привязанности после участия в программе уменьшаются по всем областям. Полученная информация соответствует данным об эффективном влиянии программ сопровождения на психическое здоровье, развитие и поведение приемных детей [17, 21], в том числе снижение проблем экстернализации в программах, направленных на поддержку замещающих родителей [15]. В отличие от этого, в данной работе изменение поведения показано по результатам сопровождения их взаимодействия и формирования привязанности с замещающими родителями, и наблюдается у особой группы детей с опытом институционализации, как здоровых, так и с ОВЗ. При этом после участия замещающих семей в программе более высокие значения негативных проявлений привязанности у детей с ОВЗ продолжают сохраняться, что соответствует информации о большей выраженности нарушений поведения и отношений с замещающими родителями у детей с ОВЗ, по сравнению со здоровыми детьми [12].
Результаты исследования свидетельствуют, что среднегрупповые значения негативных проявлений поведения после программы сопровождения у приемных детей выше, чем у детей в семьях биологических родителей, как в целом по группе здоровых детей, так и по группе детей с ОВЗ (кроме проявлений в поведенческой и познавательной областях). В тоже время, после программы сопровождения в некоторых областях поведения или подгруппах степени участия в программе наблюдается снижение негативных проявлений поведения до значений, не отличающихся от таковых у детей из биологических семей. Если у приемных здоровых детей негативные проявления поведения значимо не отличаются от проявлений у сверстников в родительских семьях при максимальной степени участия (в социальной области), то у детей с ОВЗ — не только при максимальной, но и при средней степени участия семей в программе сопровождения. Последнее свидетельствует не только и не столько об успешности сопровождения замещающих семей, сколько о высоком уровне негативных проявлений поведения, сложностях формирования привязанности и необходимости особых программ сопровождения для детей с ОВЗ в биологических семьях.
Полученная в исследовании информация о том, что изменения поведения по общей шкале и по областям наблюдаются у приемных детей при максимальной и средней (за исключением познавательной области для детей с ОВЗ), но не при минимальной степени участия в программе сопровождения, свидетельствует о чрезвычайной важности не только привлечения семей в работу служб сопровождения, но и их стабильного участия в предлагаемых мероприятиях. Согласно зарубежным исследованиям отсев семей из программ сопровождения составляет обычно 50–70% [18]. Иными словами, даже тогда, когда у семей есть возможность получить помощь, направленную на поддержку психического здоровья и улучшение поведения детей, эта возможность используется далеко не в полной мере. В нашем исследовании значимое изменение поведения детей выявлено при полной и средней степени участия в сопровождении (63% здоровых детей и 70% детей с ОВЗ), т.е. в том случае, когда семьи были открыты для домашних визитов на этапе формирования взаимодействия замещающих родителей и ребенка (не менее 1–2 из четырех) и посещали не менее 30–50% мероприятий на этапе сопровождения формирующихся между ними отношений. Соответственно, меньшая степень участия в программе к значимым снижениям негативных проявлений поведения у приемных детей не приводит. По свидетельству авторов, в период внедрения эффективных научно-обоснованных программ сопровождения детей с нарушениями психического здоровья и поведения, одной из самых актуальных задач является задача сохранения [24] и, согласно нашим данным, повышения степени участия семей в программах. Вероятно, что этот вопрос должен быть принят во внимание как в период подготовки потенциальных замещающих родителей, так в период установления отношений замещающей семьи с сотрудниками службы сопровождения и проведения мероприятий сопровождения. Минимальное участие в программе близко к отсеву, при этом в данной работе доля семей с минимальным участием меньше выделенных зарубежными коллегами 50–70% отсева семей, что поддерживает отмеченное в программе особое внимание, уделяемое сотрудниками службы к качеству отношений с замещающими родителями. С другой стороны, учитывая длительность и разнообразие мероприятий использованной в данной работе программы, а также данные об изменении поведения приемных детей при средней степени участия в сопровождении, одной из стратегий повышения эффективности программ может быть использование менее длительных и более сконцентрированных на вопросах взаимодействия и привязанности форм помощи приемным детям в замещающих семьях, особенно для детей раннего возраста [14].
Ограничения исследования связаны с тем, что его результаты получены при изучении российских детей, здоровых и с ОВЗ, принятых на воспитание из сиротских учреждений в замещающие приемные и опекунские семьи, и участвовавших вместе с замещающими семьями в программе психологического сопровождения. Полученные результаты не могут быть прямо распространены на усыновленных детей; детей, проживающих в замещающих семьях в течение более длительного периода, принятых на воспитание в семьи других стран, а также детей в замещающих семьях после переживания вторичного возврата. Информация о проявлениях поведения привязанности у детей получена по данным утверждений замещающих родителей и может отличаться от данных экспертных утверждений (учителей, сотрудников службы сопровождения) и от результатов исследования поведения при использовании метода наблюдения.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие основные выводы:
- Для группы здоровых детей и группы детей с ОВЗ, воспитывающихся в замещающих семьях, среднегрупповые значения негативных проявлений поведения привязанности (по общей шкале и в социальной, эмоциональной, поведенческой и познавательной областях) после участия в программе психологического сопровождения в целом уменьшаются, по сравнению со значениями до начала программы сопровождения.
- Изменение негативных проявлений поведения привязанности по общей шкале и по областям различно, как в группе здоровых детей, так и в группе детей с ОВЗ, при различной степени участия замещающих семей в программе сопровождения: среднегрупповые значения негативных проявлений поведения уменьшаются при средней (за исключением познавательной области для детей с ОВЗ) и максимальной степени участия, и значимо не изменяются при минимальной степени участия семей в сопровождении.
Библиография
- 1. Агаркова В. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Особенности наблюдаемого поведения детей в возрасте 5 – 8 лет с опытом и без опыта институционализации // Психология — наука будущего: Материалы VII Международной конференции молодых ученых. 14–15 ноября 2017 года, Москва / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. С. 20–24.
- 2. Арчакова Т.О. Экологический подход к работе с замещающими семьями в США и Европе // Современная зарубежная психология, 2012. № 3. С. 86–97.
- 3. Захарова Ж.А. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка из учреждения государственного попечения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. С. 216–220.
- 4. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Роль ресурсности семьи при отборе кандидатов в замещающие родители // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 108–122.
- 5. Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7. № 2. С. 1–13.
- 6. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 39–52.
- 7. Попова И.Н. Актуальные проблемы профессионального сопровождения замещающей семейной заботы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 26. С. 107–111.
- 8. Ханова Н.А., Аверьянова Н.И., Минаева Н.В., Шипулина И.А., Журавлева Ю.В. Опыт медико-социального сопровождения детей из замещающих семей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 62–69.
- 9. Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: методические рекомендации. М.: ИИУ МГОУ, 2015.
- 10. Шустова Л.П. Система психолого-педагогического сопровождения замещающих семей // Методист. 2013. № 7. С. 61–63.
- 11. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // American Psychologist, 1991. V. 46. № 4. P. 333–341.
- 12. Brown J.D., Rodger S. Children with disabilities: Problems faced by foster parents // Children and Youth Services Review. 2009. V. 31. P. 40–46.
- 13. Chaffin M., Hanson R., Saunders B.E., Nichols T., Barnett D., Zeanah Ch., Berliner L., Egeland B., Newman E., Lyon T., LeTourneau E., Miller-Perrin C. Report of the APSAC Task Force on Attachment Therapy, Reactive Attachment Disorder, and Attachment Problems // Child Maltreatment, 2006. V. 11. № 1. P. 76–89.
- 14. Dozier M., Peloso E., Lindhiem O., Gordon M.K., Manni M., Sepulveda S., Ackerman J., Bernier A., Levine S. Developing evidence based interventions for foster children: An example of a randomized clinical trial with infants and toddlers // Journal of Social Issues, 2006. V. 62. P.767–785.
- 15. Kaminski J.W., Claussen A.H. Evidence base update for psychosocial treatments for disruptive behaviors in children // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2017. V. 46. P. 1–23.
- 16. Muhamedrahimov R.J., Agarkova V.V., Vershnina E.A., Palmov O.I., Nikiforova N. V., McCall R.B., Groark C.J. Behavior problems in children transferred from a socioemotionally depriving institution to St. Petersburg (Russian Federation) families // Infant Mental Health Journal, 2014. V. 35. № 2. P. 111–122.
- 17. Nelson Ch.A., Fox N.A., Zeanah Ch.H. Romania's Abandoned Children: Deprivation, Brain Development, and the Struggle for Recovery. Cambridge, MA, USA: Harvard University Press, 2014.
- 18. Nowak C., Heinrichs N.A comprehensive meta-analysis of Triple P-Positive Parenting Program using hierarchical linear modeling: Effectiveness and moderating variables // Clinical Child and Family Psychology Review. 2008. V. 11. P. 114–144.
- 19. Reber K. Children at Risk for Reactive Attachment Disorder: Assessment, Diagnosis and Treatment // Progress: Family Systems Research and Therapy, 1996. V. 5. P. 83–98.
- 20. Rutter M., Beckett C., Castle J., Colvert E., Kreppner J., Mehta M., et al. Effects of profound early institutional deprivation: An overview of findings from a UK longitudinal study of Romanian adoptees // Wrobel G., Neil B. (eds.) International advances in adoption research for practice. Chichester, UK: John Wiley & Sons, 2009. P. 147–168.
- 21. Smyke, A. T., Zeanah, C. H., Fox, N. A., Nelson, C. A., & Guthrie, D. Placement in foster care enhances quality of attachment among young institutionalized children // Child Development, 2010. V. 81. P. 212–223.
- 22. Stern D.N. The interpersonal world of the infant: A view from psychoanalysis and developmental psychology. NY: Basic Books, 1985.
- 23. The St. Petersburg–USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. V. 73. №3. Serial № 291. St. Petersburg, Blackwell Publishing Ltd, 2009.
- 24. Tully L.A., Hunt C. Brief parenting interventions for children at risk of externalizing behavior problems: A systematic review // Journal of Child and Family Study. 2017. V. 25. P. 705–719.
- 25. Van Ijzendoorn M.H., Juffer F. Adoption as intervention: Meta-analytic evidence for massive catch-up and plasticity in physical, socio-emotional and cognitive development // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2006. V. 47. P. 1228–1245.