Technological innovation in the process of social development: from pros and cons to consensus
Table of contents
Share
QR
Metrics
Technological innovation in the process of social development: from pros and cons to consensus
Annotation
PII
S020595920014219-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
T. Zhalagina 
Occupation: dean of psychology and social work faculty Tv SU
Affiliation: FSBEI HE “Tver State University”
Address: Tver, Russian Federation
Pages
122-126
Abstract

The article is devoted to the discussion of socio-psychological consequences of the introduction of new technologies into the system of social development on the basis of the principle of multilevel organization of mutual activity. Both positive and negative results of this process are analyzed taking into consideration the changes on 6 levels of social-psychological analyses. The article presents psychological principles and approaches as a scientific background. The conclusion is made that it is necessary to conduct longitudinal research using a variety of scientific and psychological tools.

Keywords
new technologies, socio-psychological consequences, research directions, artificial intelligence, technological optimism, social pessimism, level changes, digital technologies
Received
27.03.2021
Date of publication
04.04.2021
Number of purchasers
6
Views
109
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Развитие российского общества в последние 15−20 лет связано с трансформацией социальных отношений как в нашей стране, так и во всем мире. Смена экономических устоев повлекла за собой изменения во всех наиболее важных сферах жизнедеятельности как отдельно взятых человека и группы, так и целых государств. Главной особенностью рассматриваемого периода является прогнозирование последствий внедрения новых технологий. Особое значение приобретают вопросы о том, что вносят в жизнь человечества новые технологии? Каков путь развития технологических изменений и преобразований в социуме? Какие риски и неожиданности кроются за преимуществами введения новых технологических методов развития? Именно эти проблемы рассматриваются в статье А.Л. Журавлева и Т.А. Нестика “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований”, опубликованной в Психологическом журнале в 2019 г. [3].
2 В данной работе намечены перспективные направления социально-психологического исследования взаимодействия человека и новых технологий. Авторы рассматривают потенциальные возможности и риски влияния новых технологий с учетом принципа многоуровневой организации совместной жизнедеятельности, предложенного В. Дуазом [3, с. 36].
3 Необходимость подобного рода исследований обосновывается следующими реалиями современного мира. Неоспорим тот факт, что продолжается и будет продолжаться формирование цифровой экономики, и это вполне может спровоцировать нестандартную ситуацию быстрого развития технологических процессов, но достаточно медленное проявление положительных изменений на уровне человеческих отношений. В результате может сформироваться ситуация, когда общество не будет успевать договориться о правилах использования новых технологий, таких как: искусственный интеллект, Интернет-технологии, цифровизация, информатизация социальной среды и др. Все это потребует создания и использования новых материальных, общественных и духовных объектов. Подобного рода изменения являются основанием возникновения новых форм организационного взаимодействия, что может, с одной стороны, способствовать самореализации личности, а с другой, вызывать тревогу, стресс, кризисы профессионального развития. Это, несомненно, повлечет за собой возникновение ситуации, при которой будет увеличиваться разрыв между технологическими и человекоориентированными процессами и отношениями. Нельзя не согласиться с авторами статьи, что при внедрении инноваций и алгоритмов искусственного интеллекта, необходимо пристальное внимание к растущим технологическим возможностям и рискам, которые могут оказать отрицательное влияние на отношения между людьми. К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать, что инновационно-технологический форсайт и публичные дискуссии сконцентрированы в основном на развитии новых технологий и их внедрении в практику жизни. Изменениям в психологии и социальном поведении субъектов труда и жизнедеятельности уделялось и уделяется значительно меньше внимания [2; 3, с. 35; 6].
4 Авторы статьи рассматривают возможные варианты решения обозначенных проблем через вовлечение в их разработку основных заинтересованных сторон, что предполагает совместное социотехническое экспериментирование. Такая практика реализуется в технологии дизайна мышления и в нарративных технологиях дизайна будущего. В инженерной мысли подход к дизайну как культурной практике является основанием для решения многих сложных проблем. Несомненно, такое психологическое моделирование, как дизайн позволит предвидеть психологические и социальные последствия инноваций в исследованиях будущего. Критические аспекты исследования заключаются в том, чтобы уделять внимание не столько внешним, объективным изменениям в технологиях, экономике, демографии, сколько внутренним психологическим изменениям. Дизайн с целью проектирования будущего помогает людям понять и сформировать альтернативные варианты, несет ответственность за разработку продуктов и услуг с учетом постоянно меняющегося мира [3, с. 36; 8; 9].
5 К сожалению, на сегодняшний день как за рубежом, так и в РФ отсутствует научное обоснование возможности влияния новых технологий на отношения между людьми, групповую динамику и макропсихологические характеристики будущего. На основании этого в статье говорится о ключевой роли психологической науки, делаются попытки наметить некоторые из принципов и направлений прогнозирования. Такой подход является очень перспективным и вселяет надежды на достижение поставленной цели. При этом необходимо учитывать, что предугадать, как через 20−30 лет будут функционировать психолого-социальные, политические, культурные системы с учетом представленных в статье уровней анализа достаточно сложно. По сути, говоря о прогнозах, мы пытаемся управлять XXI веком, используя психолого-социальные системы XX века и даже учитывая и опираясь на концептуальные положения XIX века. Слишком велик временной период, в течение которого произошли глобальные изменения во всех сферах жизни. Позиция авторов статьи по этому поводу не совсем ясна.
6 Развитие вузовской науки и образования на современном этапе неразрывно связано с реализацией компетентностного подхода. Формирование компетенций – как общекультурных, так и профессиональных – является главной составляющей профессиональной подготовки на всех уровнях образования. Также очень важным аспектом является формирование метакогнитивных компетенций, наличие которых обеспечивает взаимодополняемость компетенций разных субъектов взаимодействия. Таким образом, сетевое взаимодействие – это метауровень профессионального взаимодействия.
7 Особую значимость с точки зрения научного подхода приобретает формирование компетенций к научной деятельности или лучше сказать наукоориентированных компетенций. К сожалению, авторы статьи не затронули данный вопрос, хотя, на наш взгляд, это наиболее важный аспект с точки зрения будущего науки. Компетенции, связанные с научной деятельностью, необходимо формировать и развивать на протяжении всего периода общего среднего и профессионального образования. В этой связи нам представляется очень важным вывод авторов статьи о том, что как на индивидуальном, так и на групповом уровне воздействие новых технологий следует рассматривать не с точки зрения отдельно взятых характеристик психических и социальных процессов (память, внимание, сплоченность, доверие и т.д.), а с позиции взаимодействия различных функциональных систем, которые поэтапно формируются для подготовки к все возрастающей сложности и неопределенности условий совместной жизнедеятельности, а значит – профессиональной деятельности.
8 Помимо этого, в статье представлен материал о формировании прогноза о том, что новые технологии не могут не учитывать влияния коллективного образа будущего на социальное поведение в настоящем. Динамика различных компонентов коллективного образа будущего с учетом неопределенности, базируется на шести обобщенных феноменах: коллективные цели и планы, групповые ожидания, коллективные надежды, коллективные страхи, групповые мечты, коллективные идеалы. Указанные коллективные феномены с учетом динамики социально-психологических типов отношений и коллективного будущего могут стать основой уточнения прогноза развития российского общества [3, с. 37; 5; 7]. Научно-исследовательская работа в данном направлении нам представляется очень перспективной и крайне необходимой. Причем, мы считаем, что исследования целесообразно проводить в разных сферах социальной жизни – от производства и услуг до научно-технических и научно-образовательных сообществ.
9

Авторы статьи делают предположения о том, что нас ждет, т.е. о возможных исходах происходящих процессов – информационная война, напряженность в обществе, снижение доверия к социальным институтам или конструирование позитивного коллективного образа будущего. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужны серьезные лонгитюдные исследования, как в области психологии, так и других социогуманитарных наук. Материал анализируемой статьи формирует определенные вопросы, ответы на которые следует искать совместно с мировым научным сообществом. Будущее человечества несомненно зависит от ответов на эти вопросы.

10

Кроме этого, необходима оценка представителями социума проблем нужности и важности внедрения новых технологий (экономических, политических, социально-психологических) в жизнь отдельно взятого государства и общества. Это не просто результат оказанного воздействия. Оценка производится по фактически представленным данным и является отражением произведенных изменений и улучшений в режиме реального времени. Проводятся консультации с открытой публикацией результатов. Оценки важны для изучения того, что, и насколько эффективно работает.

11 На разных уровнях – от личностного до социетального – оценки результатов внедрения новых технологий разными социальными группами связаны с понятием уровня участия или, лучше сказать, вовлеченности в решение каких-либо проблем. При рассмотрении всех уровней возникает проблема разных поколений. Новые технологии, как следовало бы ожидать, – это приоритет вовлеченности молодых групп населения. Но, к сожалению, в реальности это не всегда так. Минимизация живого человеческого общения в результате превалирования информационных технологий снижает вовлеченность молодого поколения в процессе комплексного внедрения новых технологий в производственную область. К сожалению, молодые люди находятся на гораздо более низком уровне участия. Изучение причин такого положения вещей – это отдельная тема психологической науки, и причины могут быть самыми разными. Но существуют основания предполагать, что поколения последних десятилетий (особенно последних 2-х) не видят смысла в реализации живого человеческого общения. Им достаточно Интернет-общения, которое в скором времени может превратиться в Интернет-жизнь. Это – огромная психолого-социальная проблема, которую предстоит решать всем научным сообществам. С одной стороны – технологический прогресс, с другой – явный регресс живого человеческого бытия. Здесь мы сталкиваемся с цифровой вовлеченностью и человеческой отчужденностью. Человеческая отчужденность может способствовать формированию поведенческих барьеров, что, в свою очередь, формирует неспособность участия в коллективных, в том числе, научных мероприятиях различного рода. Подобное разобщение чревато возникновением многих психологических последствий, вплоть до суицидальных исходов, и требует отдельного рассмотрения на междисциплинарном уровне.
12 В заключение хотелось бы сказать, что новые технологические процессы – это новые знания. Знание – основа науки, в том числе и психологической. В общенаучном смысле слово “знание” обычно определяется как форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека [4, с. 6]. Современное научное знание представляет собой результат цепочки действий ученых разных научных областей. Перед психологией стоит особая задача – исследовать и объяснять изменения психологии человека в обществе и на основе проведенного анализа выработать адекватную научную политику с целью формирования оптимальных стратегий развития.
13 Становится все более очевидным, что экономическое развитие общества само по себе не способно в полной мере решить экологические, культурные и социальные проблемы. Закономерно появляется необходимость разработки новых критериев развития современного общества, связанных, в первую очередь, с самим человеком, его умением создавать новые знания и получать информацию, его действиями в инновационной обстановке. С учетом этого внедрение новых инновационных технологий, на наш взгляд, будет осуществляться более оптимально с достаточно результативным исходом.
14 Психологическая теория играет особую роль в восприятии и понимании новых технологических процессов. В психологии появляется новый контекст, связанный с совершенствованием и расширением психологической теории с последующим внедрением инноваций в практику, также появляются новые разделы, связанные с такими направлениями исследований, как психология морали, власти, статуса. К сожалению, позиция авторов анализируемой статьи в отношении высказанных нами соображений не полностью раскрыта и не совсем ясна. В психологии могут быть получены как позитивные, так и негативные результаты внедрения новых технологий в жизнь человека. Исследование психологической динамики в плане принятия и непринятия новых технологических инноваций может стать отдельным, достаточно интересным и важным разделом научного поиска.

References

1. ZHalagina T.A., Korotkina E.D. Global'naya psihologiya: ot istorii k perspektivam razvitiya. Psikhologicheskii zhurnal. 2019. V. 40. № 3. P. 119−123. (in Russian)

2. ZHuravlev A.L., Nestik T.A. Psihologicheskie faktory negativnogo otnosheniya k novym tekhnologiyam. Psikhologicheskii zhurnal. 2016. V. 37. № 6. P. 5−14. (in Russian)

3. ZHuravlev A.L., Nestik T.A., YUrevich A.V. Social'no-psihologicheskie posledstviya vnedreniya novyh tekhnologij: perspektivnye napravleniya issledovanij. Psikhologicheskii zhurnal. 2019. V. 40. № 5. P. 35−47. (in Russian)

4. ZHuravlev A.L., Harlamenkova N.E. Sovremennye predstavleniya o lichnostnom razvitii i preemstvennost' idej dinamicheskogo podhoda L.I. Ancyferovoj. Institut psihologii RAN. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya. 2016. V. 1. № 4. P. 61−73. (in Russian)

5. Nestik T.A. Konstruirovanie kollektivnogo obraza budushchego v usloviyah neopredelennosti. Mobilis in mobile: lichnost' v epohu peremen. Ed. A.G. Asmolova. Moscow: Izdatel'skij dom YASK, 2018. P. 213−225. (in Russian)

6. Nestik T.A., ZHuravlev A.L. Social'no-psihologicheskaya determinaciya gotovnosti lichnosti k ispol'zovaniyu novyh tekhnologij. Psikhologicheskii zhurnal. 2018. V. 39. № 5. P. 5−14. (in Russian)

7. Nestik T.A., ZHuravlev A.L., YUrevich A.V. Cifrovaya revolyuciya i budushchee psihologii: k prognozu razvitiya psihologicheskoj nauki i praktiki. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya. 2018. V. 3. № 1(9). P. 6−19. (in Russian)

8. Engeler B. Na puti k perspektivnomu proektirovaniyu. Design Journal, V. 20 (Sup1): S4591- S4599 * iyul' 2017 goda. DOI: 10.1080/14606925.2017.1352956.

9. Von Stackelberg P., McDowell A. What in the World? Storyworlds, Science Fiction, and Futures Studies. Journal of Futures Studies. 2015. V. 20 (2). P. 25−46.

Comments

No posts found

Write a review
Translate