Social comparison orientation and subjective perception of fashion
Table of contents
Share
QR
Metrics
Social comparison orientation and subjective perception of fashion
Annotation
PII
S020595920015131-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
N. Artemtseva 
Occupation: Senior Research Associate
Affiliation: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. Laboratory of Cognitive Processes and Mathematical Psychology
Address: Moscow, Yaroslavskaya str., 13, bldn. 1
E. Samoylenko
Occupation: Chief researcher, laboratory of cognitive processes and mathematical psychology
Affiliation: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences
Address: Yaroslavskaya St., 13
Pages
16-26
Abstract

The article concerns relationship of indicators of social comparison orientation and appearance comparison orientation with the peculiarities of subjective attitude to fashion. Social comparison orientation was assessed with the ROOSS questionnaire, appearance comparison orientation – with the PACS-R, and subjective attitude to fashion – with the SHOM scale. The study involved 166 Moscow students receiving education in psychology, commodity science, management and service, sociology, economic security, and art history. The hypothesis was that the attitude to fashion, which sets the constantly changing norms of appearance design in a certain socio-cultural context, is interconnected with how much a person is inclined to social comparison. It was found that the higher were the orientation toward comparison in appearance, the general orientation toward social comparison, as well as specific types of orientation toward comparing oneself with acquaintances and strangers, the higher was the attitude toward fashion as a multidimensional sociocultural phenomenon. It was revealed that indicators of appearance comparison orientation, of social comparison orientation and its subtypes are interrelated with assessments concerning a number of specific statements reflecting attitudes toward fashion. The largest number of statistically significant relationships was found for participants representing the sociology and management and service specializations.

Keywords
social comparison orientation, appearance comparison, psychology of fashion
Acknowledgment
The study was carried out within the framework of the State Assignment, project № 0138-2021-0006. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation
Received
28.05.2021
Date of publication
12.06.2021
Number of purchasers
6
Views
306
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Социальное сравнение — сложный психологический процесс, который, согласно Л. Фестингеру [12], выражается в сопоставлении человеком себя (своих мнений и способностей) с другими людьми, а в работах некоторых современных исследователей понимается более широко как процесс “обдумывания” субъектом информации, касающейся одного или нескольких людей, при соотнесении с собственным Я [26], или как сравнительное суждение о любых социальных объектах, в качестве которых могут выступать как отдельные индивиды, так и социальные группы [14, 15].
2 Социальное сравнение имеет большое значение для осознания человеком самого себя и своего статуса в обществе, а с эволюционной точки зрения представляет важность для адаптации и выживания. Большинство психологов сходятся на том, что стремление человека познать себя путем сравнения с другими людьми является универсальной человеческой характеристикой [9]. Однако, люди различаются по своей склонности к осуществлению социального сравнения, обозначаемой как ориентированность на социальное сравнение и оцениваемой с помощью специально разработанных опросников, самым известным из которых стал INCOM (Iowa-Netherlands Comparison Orientation Measure), созданный Ф. Гиббонсом и А. Буунком [13]. Наряду с данным измерительным инструментом, оценивающим то, как человек сравнивает себя (свои мнения и способности) с другими людьми, существует опросник РООСС (Русскоязычный Опросник Ориентированности на Социальное Сравнение), разработанный Е.С. Самойленко [8] для измерения ориентированности на сравнение себя не только с другими людьми, но и себя в разные временные моменты, а также на сравнение себя с желаемым, возможным и идеальным Я. Предложен также ряд инструментов для диагностики ориентированности на социальное сравнение, относящейся к внешности, в частности, шкала сравнения деталей тела [20]; набор шкал для оценки отдельно восходящего (с кем-то, кто лучше) (Upward Physical Appearance Comparison Scale; UPACS) и нисходящего (с кем-то, кто хуже) (Downward Appearance Comparison Scale, DACS) сравнения внешности [19]; и наиболее широко используемая Шкала PACS, первый вариант которой разработан Дж. Томпсоном [24], а второй, более расширенный, PACS-R — Шаефером [20].
3 В настоящий момент одно из перспективных направлений применения данных измерительных процедур связано с изучением взаимосвязей общей ориентированности на социальное сравнение и ориентированности на сравнение себя по внешности с особенностями поведения людей в реальной жизни и их отношением к окружающим феноменам.
4 Так, обнаружены взаимосвязи ориентированности на социальное сравнение с такими психологическими конструктами как субъективное качество жизни [21], удовлетворенность работой [25], профессиональная мотивация [10]. Показано, что степень, в которой люди оценивают какое-то поведение как угрожающее их собственному здоровью (например, употребление алкоголя) связана с тем, насколько часто они сравнивают себя с другими [13]. У людей, имеющих низкий показатель ориентированности на социальное сравнение, восприятие того, что делают другие люди, оказывается не связанным с выводами относительно риска такого же поведения для их собственного здоровья [16].
5 Применительно к ориентированности на сравнение внешности выявлены разнообразные положительные корреляции между показателем PACS-R и рядом показателей, касающихся проблем питания, а также озабоченности внешним видом, формой и весом тела. Более высокая ориентированность человека на сравнение себя с другими по внешности оказалась положительно связанной с выраженностью ожирения и патологии питания, со степенью личного принятия социально предписанных идеалов внешности, а также отрицательно связанной с удовлетворенностью собственным телом и самооценкой [20].
6 В рамках развития данного направления исследований мы предположили существование взаимосвязей между ориентированностью на социальное сравнение и субъективным восприятием моды.
7 Мода — сложный многозначный феномен, выступающий индикатором исторических социокультурных изменений в обществе [2]. В индивидуально-личностном плане влияние моды проявляется на уровне субъективных предпочтений и ценностно-смысловых ориентиров конкретного человека — увлечения модными книгами, музыкой, картинами художников, подверженность модным эталонам мира вещей, отношений, поведения, образа жизни, мировоззрения.
8 Традиционно мода являлась объектом исследования таких дисциплин как антропология или социология и только в последние годы получило развитие такое новое направление как психология моды (например, [11, 17]). Анализируя отношение к моде, М.И. Килошенко уделяет особое внимание роли отношения к моде в стремлении к адекватному самовыражению, которое сопровождается особым чувством самолюбия. В свою очередь тот или иной тип самолюбия, по Килошенко, исходно ориентирован на сравнение с другими [4]. Полученные в исследовании В.А. Лабунской данные также указывают на связь самоотношения, отношения к другим и восприятия внешнего облика [5]. Отношение к моде, с точки зрения Д.М. Рамендик, участвует в построении субъективного образа человека и его имиджа, что способствует успешному межличностному функционированию [7]. В психологической литературе, посвященной психологии моды, можно встретить разнообразные определения конструкта “образ тела и внешности” [23]. Показано, что стремление к модности связано с концепцией Я, и предложена типология идентичностей с точки зрения стремления к модности [18].
9 В последнее время в наших исследованиях изучались субъективные параметры феномена моды: психологические особенности восприятия стилей одежды, гендерные стереотипы одежды, психологическая стилистика имиджа, ([1]; см. также [6]). В исследованиях И.В. Антоненко, Н.В. Калининой, И.Н. Карицкого, А.А. Костригина особое внимание уделялось изучению субъективных параметров оценок моды, психологических особенностей отношения к моде, а также предпочтений модных стандартов внешнего облика [6]. Результаты этих исследований значительно расширили диапазон научно-практических знаний о психологических особенностях человека как субъекта моды, о связи внешних и внутренних механизмов функционирования моды. Однако они не исчерпывают назревшую потребность в изучении психологического содержания моды и его субъективных составляющих.
10 На сегодняшний день в обществе, в связи с усовершенствованием технологий массовых коммуникаций, а также развитием индустрии красоты, явно выражается идея о превосходстве модных людей над немодными. Активное следование моде может быть связано с зависимостью от модных стандартов и тенденций, которая возникает в результате постоянного стремления к социальному сравнению, определяя поступки потребителей и создателей моды.
11 Как отмечают А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков, А.В. Юревич “в психологии наметилась потребность дополнить эмпирические знания отдельных поведенческих феноменов моделями, определяющими роль и место этих феноменов в функционировании и сохранении целостности общества” [3, с. 110]. В связи с этим становится актуальной проблема анализа ориентированности на социальное сравнение в рамках изучения такого феномена как субъективное отношение к моде.
12 Актуальность такой проблемы обусловила постановку цели нашего эмпирического исследования1, которая состояла в изучении взаимосвязи особенностей отношения к моде и выраженности ориентированности на социальное сравнение у групп людей с разной профессиональной направленностью.
1. В сборе данных принимал активное участие А.А. Костригин.
13 Теоретическая гипотеза заключалась в том, что отношение к моде, задающей постоянно меняющиеся нормы оформления внешности в определенном социокультурном контексте, связано с тем, насколько человек склонен к социальному сравнению. Задачи эмпирического исследования: 1) изучить связь общей ориентированности на социальное сравнение и особенностей отношения к моде; 2) изучить связь ориентированности на сравнение человеком себя с другими по внешности и особенностей отношения к моде; 3) сопоставить характер связей субъективного отношения к моде с общей ориентированностью на социальное сравнение и ориентированностью на сравнение по внешности у молодежи, осваивающей разные профессии.
14

МЕТОДИКА 

15

Участники исследования: в исследовании приняли участие 166 юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет, являвшихся студентами разных университетов г. Москвы и получавших образование по разным специальностям. Участвовали студенты, осваивающие профессию психолога (44 человека) и иные профессии (122 человека), среди которых товароведение (22 человека); менеджмент и сервис (33 человека); социология (18 человек); экономическая безопасность (25 человек) и искусствоведение (24 человека).

16 Процедура: исследование проводилось в очном формате, в групповой форме. Участники заполняли опросники в следующем порядке: опросник РООСС, русскоязычный вариант шкалы PACS-R и опросник “ШОМ”.
17 Опросник РООСС [8] предназначен для оценки общей ориентированности на социальное сравнение. Он состоит из 13 утверждений, в которых человек соотносит себя с разными категориями социальных референтов. Утверждения объединяются в три фактора: сравнение себя со знакомыми людьми; сравнение себя с самим собой; сравнение себя с незнакомыми людьми.
18 Русскоязычный вариант шкалы PACS-R [20] предназначен для оценки ориентированности на сравнение по внешности. В данным момент шкала проходит валидизацию. Шкала состоит из 11 утверждений, касающихся сравнения человеком себя с другими людьми: 1) по внешности — находясь на людях, в спортзале; 2) по размеру тела — при знакомстве с человеком того же пола, на работе или учебе; 3) по фигуре — на работе или учебе, на вечеринке, общаясь с друзьями; 4) по жировой прослойке тела — находясь на людях, в ресторане; 5) по весу — находясь в магазине одежды, общаясь с друзьями.
19 Опросник “Шкала отношения к моде” ШОМ [1], используется для измерения отношения к моде и состоит из 14 высказываний, каждое из которых отражает один из субъективных параметров восприятия феномена моды. Общий показатель ШОМ отражает субъективно воспринимаемую значимость моды в целом для жизнедеятельности человека и его взаимодействия с окружающим миром.
20 Статистическая обработка: непараметрические методы анализа данных — коэффициент ранговой корреляции Rs-Спирмена и критерий U-Манна-Уитни для сравнения выборок (Statistica 7.0).
21 Анализ результатов эмпирического исследования проводился в два этапа. На первом этапе на общей выборке проводилась оценка связей показателей ШОМ с выраженностью общей ориентированности на социальное сравнение и на сравнение по внешности. На втором этапе анализ соответствующих связей проводился в каждой группе участников, осваивающих разные профессии.
22 Необходимость дифференцированного анализа по профессиональным группам была обусловлена нашим предположением о том, что в процессе обучения той или иной специальности концентрация соответствующих ей знаний, получаемых молодым человеком, создает у него своеобразную установку на восприятие феноменов окружающего мира, не обязательно непосредственно связанных с тематикой обучения. Применительно к моде это означало возможность разного субъективного отношения к ней со стороны специалистов, профессиональная подготовка которых в разной степени связана с индустрией моды. Это, в свою очередь, обусловило предположение о наличии разных закономерностей, касающихся связи ориентированности на сравнение и субъективного отношения к моде в разных профессиональных подгруппах.
23 РЕЗУЛЬТАТЫ
24 Описательная статистика: исходя из нестрогого соответствия эмпирических данных нормальному распределению (по критерию Колмогорова-Смирнова), были вычислены медианы и межквартильные размахи тестовых баллов по разным опросникам в разных группах участников исследования.
25

Примечание: Меж.кв. — межквартильный размах

26 Согласно таблице 1, выявлен ряд статистически значимых различий между медианами оценок по критерию U-Манна-Уитни. По фактору 3 опросника РООСС, характеризующему сравнение себя с незнакомыми людьми, медиана оценок оказалась в два раза меньше в подгруппе “товароведение”, чем в подгруппе “менеджмент и сервис” (при p ≤ 0.05). По общему показателю ШОМ, характеризующему общее отношение к моде, также обнаружены статистически значимые различия между оценками респондентов в подгруппах “товароведение”, “психология” (при p ≤ 0.05), “экономическая безопасность” (при p ≤0.05), “искусствоведение” (при p ≤ 0.05). Обнаруженные значимые различия дали дополнительное основание подвергнуть анализу данные, полученные в каждой из выделенных нами групп по каждой переменной.
27 Взаимосвязи общей ориентированности на социальное сравнение и на сравнение по внешности с особенностями отношения к моде
28 На первом этапе исследования был выполнен корреляционный анализ оценок, которые были даны 166 участниками исследования по трем опросникам: РООСС, PACS-R и ШОМ.
29 В результате вычисления ранговой корреляции Спирмена, было показано, что интегральный показатель ШОМ положительно коррелирует (при p < .05) с показателем PACS-R (0.24), с интегральным показателем РООСС (0.22), а также с его первым (0.16) и третьим (0.18) факторами. Чем более выражена ориентированность на сравнение по внешности, общая ориентированность на социальное сравнение, а также специфические виды ориентированности на сравнение себя со знакомыми и с незнакомыми людьми, тем более выражено отношение к моде как к содержательно значимому многоаспектному социокультурному феномену.
30 Поскольку опросник ШОМ имеет сложную структуру, отражающую широкий спектр субъективного восприятия моды, мы провели корреляционный анализ взаимосвязи ориентированности на социальное сравнение и сравнение по внешности с оценками, касающимися отдельных высказываний ШОМ (Таблица 2).
31

Примечание: N — порядковый номер высказывания в опроснике ШОМ

32 Согласно таблице 2, чем более ориентирован человек на сравнение себя с другими людьми по внешности, тем в большей степени он согласен с тем, что мода — это внутреннее проявление себя, реализация желания выделиться, проявление внутренней потребности в познании нового, а также некоторое общепризнанное направление, в котором должно двигаться общество; при этом в меньшей степени согласен с тем, что комфорт и практичность важнее, чем мода, и что мода — это не вид искусства.
33 Чем более высокая общая ориентированность на социальное сравнение, тем в большей степени выражено согласие с тем, что мода задает определенные правила поведения и манеру одеваться, представляет собой способ манипуляции обществом и реализует желание выделиться, и в меньшей степени выражено согласие с тем, что мода — это не вид искусства.
34 Чем более выражена ориентированность на сравнение себя со знакомыми людьми, тем более выражено согласие с тем, что мода — это способ манипуляции обществом (с этим утверждением также положительно коррелирует ориентированность на сравнение себя с самим собой) и реализация желания выделиться. Чем более выражена ориентированность на сравнение себя с незнакомыми людьми, тем более выражено согласие с тем, что мода — это способ привлечение внимания и реализация желания выделиться, и тем менее выражено согласие с тем, что мода — это не вид искусства.
35 Взаимосвязи общей ориентированности на социальное сравнение и на сравнение по внешности с субъективным отношением к моде в разных профессиональных подгруппах
36 Результаты корреляционного анализа, проведенного по каждой из выделенных по профессиональной специализации подгрупп (Табл. 3), свидетельствуют о наличии ряда значимых взаимосвязей между общим показателем и отдельными высказываниями ШОМ, с одной стороны, и показателями ориентированности на сравнение по внешности и на социальное сравнение в целом, с другой стороны.
37

38

39 Наибольшее количество положительных связей выраженности ориентированности на сравнение по внешности и общей ориентированности на социальное сравнение со степенью согласия с утверждениями ШОМ наблюдается в подгруппах “социология” и “менеджмент и сервис”. При этом, в этих подгруппах, а также в подгруппе “искусствоведение” степень согласия с утверждением о том, что мода не является видом искусства, отрицательно коррелируют с ориентированностью на сравнение по внешности (в подгруппах “социология”, “менеджмент и сервис”, “искусствоведение”), а также с общим показателем, вторым и третьим факторами ориентированности на социальное сравнение (в подгруппе “социология”). Большинство корреляций соответствуют сильной связи.
40 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
41 Полученные в исследовании результаты, свидетельствующие о значимой связи ориентированности на сравнение по внешности, общей ориентированности на социальное сравнение, а также ее специфических видов, касающихся сравнения себя со знакомыми и с незнакомыми людьми, с субъективным отношением к моде как к содержательно значимому многоаспектному социокультурному феномену, дают еще одно подтверждение важной роли социального сравнения во взаимодействии человека с окружающим социальным миром и его многообразной феноменологией, примером которой является мода.
42 Согласно имеющимся в литературе данным, человек, более ориентированный на социальное сравнение, характеризуется более высоким уровнем самосознания и интереса к тому, что думают другие, более выраженной тенденцией к конформизму, озабоченностью тем, чтобы соответствовать социальным и личным ожиданиям, повышенной мотивацией поддерживать социальные взаимодействия, выраженным страхом отрицательной оценки и переживанием неуверенности в себе, более высоким уровнем нейротизма, чем человек, менее ориентированный на социальное сравнение [9].
43 Можно предположить, что молодые люди, обладающие такими характеристиками, воспринимают моду как важный социокультурный феномен, потому что она представляет для них ёмкий источник информации о том, что является социально желательным, а серьезное отношение к ней, в свою очередь, позволяет человеку лучше соответствовать социальным нормам и снижать неуверенность в себе.
44 Молодежь, ввиду особого социального положения и роли, возложенной на нее обществом, испытывает необходимость в социально санкционированных средствах личностной идентификации, что способствует стремлению к модным стандартам внешности. Так запускается механизм сравнения своей внешности. Возможно, следование моде улучшает их взаимодействие с окружающими и дает возможность привлечь к себе внимание. Возможно, что в результате постоянного сравнения своей внешности с внешностью других удовлетворяется стремление быть модным (а значит, современным, востребованным).
45 Заслуживает внимание результат о взаимосвязи ориентированности на социальное сравнение и сравнение по внешности с оценками, касающимися некоторых высказываний ШОМ. Стоит специально выделить три таких высказывания: “Мода — способ манипуляции обществом”, “Мода — это реализация желания выделиться” (прямая взаимосвязь) и “Мода — это ни в коем случае не вид искусства” (обратная взаимосвязь).
46 Наряду с этим, сравнительный анализ выраженности указанных взаимосвязей в различных профессиональных подгруппах позволяет говорить о некоторых закономерностях. Так, у всей категории студентов c непсихологическими профилями подготовки ориентированность на сравнение по внешности оказалась значимо взаимосвязанной с общим показателем по ШОМ. Особенно высокой эта корреляция оказалась у студентов, имеющих специализацию “Социология”, а также “Менеджмент и сервис”. Это означает, что чем больше молодой человек ориентирован на сравнение своей внешности с другими людьми, тем более серьезно он воспринимает моду как значимый многоаспектный социокультурный феномен. Соответствующая корреляция, однако, не обнаружена у студентов-психологов. Тот факт, что для молодых людей, получающих специализацию “Социология” и “Менеджмент и сервис”, характер отношения к разным аспектам феномена моды и склонность к социальному сравнению вообще и сравнению внешности, в частности, являются взаимосвязанными, может объясняться тем, что эти профессии предполагают сочетание знания модных тенденций и умения посредством сравнительного анализа удовлетворить самые притязательные запросы потребителей.
47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48 В заключении хотелось бы отметить, что актуальным и пока мало разработанным направлением изучения моды является рассмотрение этого феномена в психологическом контексте. Один из ракурсов такого рассмотрения предполагает обращение к процессам социального познания, к личности как совокупности индивидуально-психологических характеристик человека, к его идентичности и образу Я. При данном ракурсе изучения моды возникает возможность соотнесения особенностей субъективного отношения к ней с таким психологическим явлением как социальное сравнение. Ведь именно оно является одним из важных процессов, задействованных при формировании Я-концепции и самопознания в целом. При этом в качестве параметров сравнения выступают разнообразные признаки, среди которых есть и внешний вид.
49 Исходя из того, что люди в разной степени могут быть ориентированы в целом на социальное сравнение и сравнение себя с другими людьми по внешности, в нашем исследовании была сделана попытка изучить взаимосвязи ориентированности на различные виды сравнения с субъективным восприятием моды. При анализе взаимосвязей отдельных параметров отношения к моде с ориентированностью на сравнение себя по внешности обнаружены закономерности, специфичные для групп молодых людей, получающих ту или иную профессию. Это затрагивает интересный вопрос о том, насколько род деятельности человека может опосредовать процессы социального сравнения, понимаемого в широком смысле, а также субъективное восприятие моды и отношение к ней.
50 По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
51

1. Ориентированность на сравнение по внешности, общая ориентированность на социальное сравнение, а также специфические виды ориентированности на сравнение себя со знакомыми и с незнакомыми людьми, положительно взаимосвязаны с выраженностью отношения к моде как к многоаспектному социокультурному феномену.

52

2. Показатели ориентированности на сравнение себя с другими по внешности, общей ориентированности на социальное сравнение и ее отдельных видов связаны с оценками, касающимися ряда конкретных утверждений, отражающих отношение к моде.

53

3. Группы молодых людей, получающих разные профессии, обнаруживают специфическое отношение к моде в связи с социальным сравнением. Наибольшее количество статистически значимых взаимосвязей характерно для молодых людей, получающих образование по специализации “Социология” и “Менеджмент и сервис”.

54 Стоит отметить, что некоторые из данных выводов согласуются с результатами других исследователей, которые, в частности, показали, что ориентированность на сравнение себя с другими людьми по внешнему облику является важнейшим предиктором увлеченности модной одеждой [22]. Таким образом, можно говорить о том, что психология моды является еще одной интересной сферой прикладных исследований социального сравнения.
55 Одним из ограничений нашего исследования является отсутствие дифференцированного анализа соответствующих закономерностей у мужчин и женщин. Это составляет перспективу дальнейшей работы. Еще одна перспектива исследований может касаться изучения взаимосвязи ориентированности на социальное сравнение с субъективным отношением к моде, рассматриваемой в более широком смысле как стремление соответствовать не только модной внешности, но и разнообразным тенденциям социально-полезной деятельности.
56 Значение проведенного исследования мы видим в двух моментах. Во-первых, оно явилось еще одним шагом в изучении взаимосвязей социального сравнения с реальными феноменами окружающего мира, примером которых является мода. Во-вторых, исследование имеет значение для развития такого направления прикладной психологии, которое можно обозначить как психология моды.

References

1. Artemceva N.G., Grekova T.N. Metodika “Shkala otnosheniya k mode” (SHOM) kak diagnostika lichnostnykh predstavleniy o mode. Gumanitarnyye osnovaniya sotsial'nogo progressa: Rossiya i sovremennost'. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Moscow: Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF; Moskovskiy gosudarstvennyy universitet dizayna i tekhnologii. 2016. P. 18−24. (in Russian)

2. Gofman A.B. Moda i lyudi. Novaya teoriya mody i modnogo povedeniya. Moscow: KDU, 2015. (in Russian)

3. Zhuravlev A.L., Ushakov V.D., Yurevich A.V. Mentalitet, obshchestvo i psikhosotsial'nyy chelovek (otvet uchastnikam diskussii). Psihologicheskij zhurnal. V. 38. № 1. 2017. P. 107−112. (in Russian)

4. Kiloshenko M.I. Moda i YA-kontseptsiya. Psihologiya mody. Ed. I.V. Antonenko, I.N. Karickogo. Moscow: RGU im. A.N. Kosygina, 2019. P. 34−47. (in Russian)

5. Labunskaya V.A. Osobennosti samootnosheniya devushek -uchastnic kastingov, otlichayushchihsya ocenkami krasoty vneshnego oblika. Psiholog. 2017. № 5. P. 33−45. (in Russian)

6. Psihologiya mody. Ed. I.V. Antonenko, I.N. Karickogo. Moscow: RGU im. A.N. Kosygina, 2019. (in Russian)

7. Ramendik D.M. Vospriyatie odezhdy i mody: kognitivnye i social'no-psihologicheskie factory. Psihologiya mody. Ed. I.V. Antonenko, I.N. Karickogo. Moscow: RGU im. A.N. Kosygina, 2019. P. 47−56. (in Russian)

8. Samoylenko E.S., Savchenko T.N., Korbut A.V. Metodicheskij instrument izmereniya orientirovannosti na vidy social'nogo sravneniya. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya sovremennoj psihologii: rezul'taty i perspektivy razvitiya. Ed. A.L. Zhuravlev, V.A. Kol'tcova. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2017. P. 532−541. (in Russian)

9. Buunk A.P., Gibbons F.X., Dijkstra P., Krizan Z. Individual differences in social comparison. The complex effects of social comparison orientation. Social comparison, judgment, and behavior. Eds. J. Suls, R.L. Collins, L. Wheeler. Oxford: Oxford University Press, 2020. P. 77–104.

10. Buunk A.P., Peiro J.M., Griffioen C. A positive role model may stimulate career-oriented behavior. Journal of Applied Social Psychology. 2007. V. 37. № 7. P. 1489–1500.

11. Entwistle J. The fashioned body: Fashion, dress and social theory. – John Wiley & Sons, 2015.

12. Festinger L. A theory of social comparison processes. Human relations. 1954. 7. P. 117–140.

13. Gibbons F.X., Buunk A.P. Individual differences in social comparison: development and validation of a measure of social comparison orientation. Journal of Personality and Social Psychology. 1999. V. 76. № 1. P. 129–142.

14. Klein W.M., Weinstein N.D. Social comparison and unrealistic optimism about personal risk. Health, coping and well-being: Perspectives from social comparison theory. Eds. A.P. Buunk, F.X. Gibbons. Mahwah, N.J.: Erlbaum, 1997. P. 25–61.

15. Kruglanski A.W., Mayseless O. Classic and current social comparison research: expanding the perspective. Psychological Bulletin. 1990. V. 108. № 2. P. 195–208.

16. Litt D.M., Stock M.L., Gibbons F.X. Adolescent alcohol use: Social comparison orientation moderates the impact of friend and sibling behavior. British Journal of Health Psychology. 2015. V. 20. № 3. P. 514–533.

17. Mair C. The Psychology of Fashion. Routledge, 2018.

18. McNeill L. S. Fashion and women’s self-concept: a typology for self-fashioning using clothing. Journal of Fashion Marketing and Management: An International Journal. 2018. V. 22. №1. P. 82–98.

19. O’Brien K.S., Caputi P., Minto R., Peoples G., Hooper C., Kell S., Sawley E. Upward and downward physical appearance comparisons: Development of scales and examination of predictive qualities. Body Image. 2009. № 6. P. 201–206.

20. Schaefer L.M. The Development and Validation of the Physical Appearance Comparison Scale-Revised (PACS-R). A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Department of Psychology, College of Arts and Sciences. University of South Florida. 2013.

21. Semerjian T., Stephens D. Comparison style, physical self-perceptions, and fitness among older women. Journal of Aging and Physical Activity. 2007. V. 15. № 2. P. 219–235.

22. Sun Y., Guo S. Predicting fashion involvement by media use, social comparison, and lifestyle: An interaction model. International Journal of Communication. 2017. V. 11. P. 4559–4582.

23. Thompson J.K., Heinberg L.J., Altabe, M., Tantleff-Dunn S. Exacting Beauty. Washington DC: American Psychological Association. 1999.

24. Thompson J.K., Heinberg L., Tantleff S. The physical appearance comparison scale (PACS). The Behavior Therapist. 1991. № 14. P. 174.

25. White J.B., Langer E.J., Yariv L., Welch J C., IV. Frequent social comparisons and destructive emotions and behaviors: The dark side of social comparisons. Journal of Adult Development. 2006. № 13. P. 36–44.

26. Wood J.V. What is social comparison and how should we study it? Personality and social psychology bulletin. 1996. V. 22. № 5. P. 520–537.

Comments

No posts found

Write a review
Translate