Leisure activity of children and adolescents as indicator of their well-being
Table of contents
Share
QR
Metrics
Leisure activity of children and adolescents as indicator of their well-being
Annotation
PII
S020595920016034-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Irina Leto 
Occupation: Junior research assistant
Affiliation: FSBSI “Scientific Research Institute of Neurosciences and Medicine”
Address: Novosibirsk, Timakova street, 4
S. Loginova
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: FSBSI “Scientific Research Institute of Neurosciences and Medicine”
Address: Novosibirsk-117, a / I 237 Timakova st. 4
Pages
74-85
Abstract

A leisure activity of children and adolescents is one of the factors of their well-being and health. The impact of leisure is based on experiencing positive emotions and establishing relationships with other people, as well as on moderating stress and its effects. Nowadays online learning for children is expanding, variety of classes and sections is becoming more accessible and diversified, the outdoor time decreased while screen time increased. Understanding of how children spend their time and how it relates to their health and well-being is an actual problem of the current scientific knowledge, the research on this problem makes it possible to assess child quality of life, to predict successful development of children during their growing up and to develop recommendations for parents and teachers. The aim of the study is to review the results and findings of the studies on the structure and factors of the leisure activity of children and adolescents as indicator of their well-being. It has been shown that leisure activity of children and adolescents is an important factor of successful development. Children's and adolescents' use of time differs depending on the socio-demographic characteristics of family and child gender. Leisure activities are associated with such indicators of successful development as emotional and behavioral problems, academic achievement, somatic health, cognitive function, life satisfaction and self-esteem. However, the nature of the identified patterns, the causal relationships and the role of children individual characteristics in the relationship between leisure activities and child outcomes remains unclear.

Keywords
time spending, children, adolescents, family, child well-being, child health, leisure activities
Acknowledgment
This work was partially supported by grants from the Russian Science Foundation No. 16-18-00003 (preparation of the article) and the Russian Foundation for Basic Research No. 19-013-00034 (data analysis)
Received
02.08.2021
Date of publication
14.08.2021
Number of purchasers
6
Views
252
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 В последние годы исследователи все больше признают важность изучения множества социальных сред, в которых растут и проводят время дети и подростки, отмечая их влияние на благополучное развитие [12, 20, 26]. На сегодняшний день в мировой литературе достаточно хорошо изучены такие факторы благополучия детей как индивидуальные особенности ребенка, характеристики ближайшего семейного окружения, в особенности отношения с родителями, характеристики домашней среды, опыт жизни в детском саду и школе [3, 7, 37, 42], однако в последнее время все больше осознается важность изучения еще одного контекста жизни детей и подростков – их занятий в свободное время [20]. Российские исследования малочисленны, носят фрагментарный характер и не раскрывают в полной мере структуры занятий детей и их связи с благополучным развитием; в целом, имеющейся русскоязычной литературы недостаточно для всестороннего изучения проблемы времяпрепровождения детей и подростков. Имеются социологические исследования о структуре досуга [1, 2], в том числе внутрисемейного [4, 9], есть данные о взаимосвязи внутрисемейных занятий с удовлетворенностью жизнью детей [6], но не изучены связи с показателями психического здоровья и благополучия.
2 Под досугом подразумевают добровольную деятельность, как активную, так и пассивную, которой занимаются в свободное от работы или обучения время для развлечения, восстановления физических и психических сил, развития, творчества и самосовершенствования [5, 9, 24]. В данной работе понятия “досуг” и “времяпрепровождение” будут использоваться как синонимичные. Досуг предполагает свободно выбранные занятия, исходя из индивидуальных интересов [24], однако детские занятия часто выбирают родители, что является значимой отличительной особенностью времяпрепровождения детей в отличие от взрослых [26]. Досуг, включая его социальные аспекты, такие как дружба, играет важную роль с точки зрения чувства собственного достоинства детей [23], вносит прямой вклад в психологическое благополучие и здоровье, основанный на переживании положительных эмоций и установлении отношений с другими людьми, а также смягчает стресс и его последствия [22].
3 Исследователи из европейских и североамериканских стран активно изучают времяпрепровождение детей и предлагают различные классификации занятий в свободное время [24, 25, 26], исследуют взаимосвязи времяпрепровождения с такими важными результирующими показателями как психическое здоровье [17, 19, 20, 25, 32, 40, 43], адаптивные способности [25], соматическое здоровье [39], когнитивные способности [18], академическая успеваемость [25, 32], субъективное благополучие [6, 26]. Открытым остается вопрос, имеется ли прямая связь между временем организованной досуговой активности и благополучием ребенка или наилучшим вариантом является средний уровень занятости ребенка [23]; данный вопрос приобретает особую остроту в связи с тем, что вид и насыщенность досуговых занятий детей во многом определяется их родителями, что влечет за собой некоторые отличительные особенности. Исследователи также изучают факторы, влияющие на различия в занятиях детей: пол ребенка, уровень образования и профессиональный статус родителей, тип семьи, социально-экономический статус семьи и уровень дохода, полная или частичная занятость матери, культурная принадлежность, тип населенного пункта и развитость социально-культурной инфраструктуры места проживания [9, 13, 21, 25].
4 Краткий обзор мирового опыта в изучении данной предметной области показывает, что изучение особенностей времяпрепровождения детей как показателя их благополучия и качества жизни в современном мире является одной из актуальных научных задач. Распространение дистанционных форм обучения детей, большое разнообразие кружков и секций, сокращение времени, проводимого на свежем воздухе, стремительно растущее количество времени перед экранами мобильных устройств – это лишь некоторые особенности современного образа жизни детей [10, 34]. Понимание того, как дети проводят свое время и как это связано с их здоровьем и благополучием, дает возможность оценивать качество жизни и положение детей в современном обществе, а также прогнозировать их успешное развитие по мере взросления и вырабатывать рекомендации для родителей и педагогов с целью профилактики и коррекции. Проблема исследования заключается в существовании противоречия между общепризнанностью важности изучения досуга детей и подростков как показателя их благополучия, с одной стороны, и недостаточным изучением мирового опыта исследования данной предметной области и существующих в ней наработок, с другой стороны. Для решения этой проблемы необходимо глубоко изучить и систематизировать имеющиеся на данный момент знания о структуре и факторах времяпрепровождения детей и подростков, и о взаимосвязях с важнейшими показателями благополучного развития. Цель настоящей статьи - изучить и обобщить научную литературу по вопросу времяпрепровождения детей и подростков, а именно: проанализировать структуру занятий в свободное время, оценить взаимосвязи времяпрепровождения детей с их благополучием, выявить основные тенденции в изучении данного феномена, а также наметить наиболее перспективные направления исследований в этой области.
5 КЛАССИФИКАЦИИ ДОСУГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
6 Многое из того, что в настоящее время известно о характере участия детей в структурированном и неструктурированном досуге, появилось из литературы, посвященной тому, как дети распределяют свое время между различными видами деятельности. Данные собирают несколькими способами: путем опроса детей по телефону, сбора данных от родителей, привлечения детей к заполнению дневников занятий в течение дня или используя методологию выборки опыта (ESM), когда дети записывают свои занятия через случайные промежутки времени во время подачи звукового сигнала электронным устройством – телефоном или пейджером [30]. Как правило, исследователи пытаются подробно описать время, которое дети проводят, занимаясь различными видами деятельности, или выявить демографические различия во времени, затрачиваемом на разные виды занятий.
7 Одна из наиболее распространенных и общепризнанных классификаций типов занятий в свободное время ‒ структурированные и неструктурированные занятия [19, 20, 29, 30, 31]. Структурированные занятия организованы взрослыми вокруг определенных социальных или поведенческих целей. Например, участие детей в спортивных секциях, различных творческих кружках (уроки музыки, рисования, лепки и тому подобное), клубах или иных организациях по интересам. Неструктурированные занятия возникают в жизни детей спонтанно и могут включать время, потраченное на общение с друзьями или сиблингами, чтение или прослушивание музыки в одиночестве, участие в спонтанных играх, просмотр социальных сетей или игры на планшете / телефоне.
8 По некоторым данным, структурированный досуг среди девочек максимально выражен в среднем детстве, а у мальчиков участие в структурированных формах досуга в выходные дни преобладает в среднем периоде детства, в то время как пик структурированного времяпрепровождения в будние дни отмечается в раннем подростковом возрасте [31]. Что касается неструктурированных форм досуга, то в дошкольном и младшем школьном возрасте от 1,5 до 3,0 часов в день дети заняты свободными играми, которые к подростковому возрасту постепенно заменяются разговорами, прежде всего со сверстниками [29]. Исследование шведских ученых показало, что для детей школьного возраста наиболее благоприятным для здоровья и благополучия является средний уровень участия в структурированных досуговых занятиях, в то время как дети из группы низкого и высокого уровня участия в структурированных занятиях имеют более низкие оценки по шкале удовлетворенности жизнью, меньше друзей и чувствуют больше давления в школе [23]. Другое исследование американских подростков показало, что по мере того, как учащиеся увеличивают количество часов и занятий, в которых они участвуют, происходит усиление тревоги и беспокойства, которые в течение длительного периода времени могут привести к ухудшению самочувствия, напротив, у подростков, которые участвовали в умеренном количестве структурированных занятий, отмечалось наименьшее количество жалоб на физическое и психологическое состояние [33].
9 Некоторые исследователи разделяют досуговые занятия на активные (физические упражнения и занятия спортом) и пассивные (просмотр телевизора, чтение в одиночку, использование компьютера, игры на телефоне или планшете), при этом предполагается, что активные формы досуга способствуют развитию детей больше, чем пассивные [25, 26]. Так, было показано, что физические упражнения связаны с субъективным благополучием у детей, чувством собственного достоинства и самоуважением [26, 35], а малоподвижное поведение отрицательно коррелирует с благополучием подростков [44]. Интересно, что участие родителей в спортивных мероприятиях детей также положительно коррелировало с благополучием: предполагается, что родительская поддержка и качественное участие родителей в спортивных мероприятиях детей могут повысить их внутреннюю мотивацию и удовольствие [26].
10 Исследователи отмечают, что повседневная жизнь детей за последние несколько десятилетий стала менее активной, дети стали больше времени проводить дома за пассивными занятиями и с использованием экранных устройств и меньше – за структурированными творческими занятиями в различных секциях [10]. Великобританское исследование времяпрепровождения детей показало, что в период с 1975 по 2015 год дети увеличили время, проводимое дома, и стали проводить больше времени за экранами мобильных устройств и за выполнением домашних заданий [34]. Данный феномен связывают со стремительным распространением мобильным технических устройств и сети Интернет, а также с родительской тревогой за безопасность детей: опасения родителей по поводу безопасности детей за пределами дома приводят к ограничениям на независимую мобильность детей [41].
11 Занятия детей в свободное время также разделяют на внутрисемейные – всё то, что дети делают совместно с родителями или другими основными воспитателями (игры, общение, обучение, прогулки, совместная деятельность по дому, подготовка к урокам, проверка домашних заданий, просмотр телевизора и так далее), и внесемейные – всё то, что дети делают без участия родителей или других членов семьи [8, 9, 17, 21]. Структура времяпровождения ребенка с семьей, а также количество времени, которое родители проводят с детьми в непосредственном взаимодействии, обусловлены культурными особенностями и обычаями разных стран: кросс-культурное исследование показало, что по сравнению с испанскими детьми 10−17 лет, финские дети проводят на 153 минуты в день меньше с родителями, на 128 больше с “другими” и на 54 минуты в день больше в одиночестве, а английские дети и подростки находятся между финскими и испанскими по времени, которое они проводят с родителями и с “другими” людьми [21]. Кроме того, по результатам этого исследования, в индивидуалистически ориентированных странах Финляндии и Великобритании дети и подростки чаще всего проводят время у экрана мобильных устройств, а в ориентированной на семью Испании дети больше времени проводят с родителями за совместным приемом пищи [21].
12 Исследователи из России отдельно изучают уличный досуг и его роль в социализации детей и подростков в разных поколениях [1]. Выделены пять основных категорий уличного досуга: игры (с правилами, спортивные, сюжетно-ролевые и др.); исследование окружающей среды (эксперименты, поиски, собирательство, конструирование и т.п.); риск (разнообразные рискованные эпизоды); общение со сверстниками; культурно-опосредованная активность (посещение музеев, катков и др.). Сделаны выводы о том, что современные дети позже осваивают уличное пространство, места прогулок существеннее контролируются родителями, а структура уличного времяпрепровождения изменилась с более активной на пассивную (преобладают разговоры и общение), также заметно увеличение доли времени, проводимого за посещением таких культурных объектов как парки, музеи, катки, кафе и т.п. [1].
13 ВЗАИМОСВЯЗИ ДОСУГОВЫХ ЗАНЯТИЙ С БЛАГОПОЛУЧНЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
14 Один из наиболее изученных видов занятий детей − организованные спортивные секции и мероприятия, однако полученные результаты довольно противоречивы. Одно американское исследование показало, что подростки, которые занимаются спортом, обычно лучше учатся в школе, но имеют повышенную вероятность употребления алкоголя, чем их одноклассники, которые не участвуют в таких занятиях [19]. Однако несколькими годами позже на другой выборке подростков связь занятий спортом с успеваемостью и проблемами экстернального спектра не была выявлена, зато обнаружена прямая связь с уровнем психологической зрелости и социальной компетентности по оценкам учителей [20]. Исследования также показывают, что занятия спортом связаны с более низким уровнем депрессивной симптоматики и эмоциональных проблем [25, 32]. Одно из возможных объяснений данных взаимосвязей – развитие в процессе занятий спортом социальных и физических навыков, которые могут способствовать лучшей эмоциональной адаптации; кроме того, дети с недостатком физических и социальных навыков могут не участвовать в спортивных мероприятиях, что отчасти может объяснять выявленные закономерности [25].
15 Также были выявлены взаимосвязи занятий спортом с уровнем субъективного благополучия и более высокой самооценкой у детей младшего школьного возраста и подростков; участие родителей в спортивных мероприятиях детей и родительская поддержка положительно коррелировали с благополучием [26]. Авторы данного исследования приходят к выводу о том, что данные взаимосвязи обеспечивались за счет того, насколько успешными дети ощущали себя в спортивных занятиях и насколько важными считали их для себя [26].
16 Помимо организованных занятий спортом уровень физической активности в течение дня также связан с показателями благополучия: исследование детей 9−11 лет показало, что те дети, у которых в среднем накапливалось 12 000 шагов за день, имели более высокие показатели самооценки и низкие показатели депрессивной и тревожной симптоматики, чем дети, у которых было менее 9200 шагов в день [35]. Однако исследователи справедливо отмечают, что на основе этих данных нельзя сделать выводы о причинной связи между активностью и каждой из переменных благополучия и вполне возможно, что дети с более высоким уровнем тревожности и депрессивных переживаний будут менее физически активны, чем их сверстники с меньшим уровнем выраженности подобной симптоматики. Пролить свет на природу изучаемого явления могут лонгитюдные исследования, и одно из них − исследование двух когорт детей, рожденных в Великобритании в 1958 и 1970 годах, показало, что занятия спортом и иная физическая активность за пределами дома у 16-летних подростков предсказывают уровень психологического благополучия 15 лет спустя; интересно, что эта связь была сильнее, чем связь между физической активностью и соматическим здоровьем [39].
17 Исследования показывают, что участие в организованном досуге в целом имеет положительное значение для благополучия детей и подростков: оно связано с более высокими академическими достижениями [20, 25]; с более высокой самооценкой, чувством контроля над своей жизнью, а также стремлениями к получению высшего образования [30]; с уровнем когнитивного развития, и отрицательно с уровнем проблем эмоционального и поведенческого характера [25]. При этом подчеркивается, что наиболее благоприятным для здоровья и благополучия является средний уровень участия в структурированных досуговых занятиях, в то время как при интенсивном или слабом участии в структурированных занятиях дети испытывают больше тревоги и беспокойства, меньше удовлетворены своей жизнью, имеют меньше друзей [33].
18

Теории объясняют связь между структурированным досугом и благополучием несколькими факторами, в том числе тем, что досуг смягчает последствия негативных событий, действуя как защитный фактор за счет обеспечения социальной поддержки, чувства компетентности и смысла, расслабления и отвлечения [16, 30]. Предполагается, что участие в структурированных занятиях приносит пользу детям и подросткам по трем направлениям: предотвращая потенциальное вовлечение в рискованные или антиобщественные действия, обучая детей и подростков положительным навыкам и компетенциям, а также путем установления контактов детей с поддерживающими взрослыми и сверстниками, что, как следствие, стимулирует развитие социальной и поведенческой компетентности. Австралийские исследователи Ji-SookHan и IanPatterson [22] представили модель, основанную на нескольких исследованиях структурированного досуга, предполагающую, что досуг улучшает здоровье и благополучие людей, во-первых, за счет прямого вклада в психологическое благополучие и здоровье, основанного на переживании положительных эмоций, установлении отношений с другими людьми и укрепления иммунной системы, а во-вторых, за счет смягчения стресса и его последствий.

19 Неструктурированные и пассивные виды занятий имеют разное значение для благополучного развития в зависимости от конкретного вида времяпрепровождения. Чтение для удовольствия, также как и различные хобби, связаны с академической успеваемостью [32], однако чтение было связано с большим уровнем депрессивной симптоматики [25]; вероятно, эта взаимосвязь обусловлена индивидуальными особенностями ребенка. Время, проведенное семьей за едой, и время сна связаны с меньшим количеством проблем с поведением, а обучение в свободное время может быть как результатом трудностей в школе, так и мотивацией преуспеть [25]. В целом, исследователи приходят к выводу, что пассивные формы досуга слабо отрицательно связаны с показателями благополучия либо не обнаруживают связей вообще [25, 26].
20 Такие виды пассивного досуга как просмотр телевизора и игры на приставке или телефоне отрицательно коррелируют с показателями благополучия [26], связаны с учащением ночных кошмаров у детей [45], меньшим количеством времени, проведенным за общением с членами семьи [28], а игры с компонентами насилия и жестокости увеличивают агрессивное поведение детей [15]. Более детализированное американское исследование времени, проведенного за экранами технических устройств (телефона, компьютера, планшета, игровой приставки, телевизора), охватившее 40337 детей в возрасте от 2 до 17 лет показало, что использования в день более одного часа экранного времени было связано с более низким психологическим благополучием, включая меньшее любопытство, меньший самоконтроль, большую отвлекаемость, трудности в поиске друзей, меньшую эмоциональную стабильность, и неспособность завершить задачи [43]. У тех, кто более 7 часов в день пользуется экранами, было в два раза больше шансов получить диагноз депрессии, либо такие дети уже имели в анамнезе диагноз тревожного расстройства, проходили лечение у специалиста по психическому здоровью; умеренное же использование экранов (4 часа в день) также было связано с более низким психологическим благополучием [43]. Лонгитюдное исследование, проведенное среди датских подростков, предоставило более детальные данные о взаимосвязи между использованием цифровых технологий и депрессией: у подростков, которые мало удовлетворены своими дружескими отношениями, использование Интернета в целях общения приводило к уменьшению депрессивной симптоматики, тогда как использование Интернета в некоммуникационных целях предсказывало усиление депрессии и социальной тревожности, при этом у детей со средним и высоким уровнем удовлетворенности дружескими отношениями не было никакой связи между временем, проведенным в Интернете, и эмоциональными проблемами [40]. Эксперимент, проведенный с 11 детьми школьного возраста, которые подверглись добровольному чрезмерному потреблению телевидения и компьютерных игр в течение дня с предварительным и последующим полисомнографическим изучением сна и тестов на когнитивные способности показал, что компьютерные игры привели к значительному снижению количества медленноволнового сна, задержке начала сна, а также к значительному снижению производительности вербальной памяти; просмотр телевизора значительно снизил эффективность сна, но не повлиял на режим сна [18].
21 Совместное времяпрепровождение родителей с детьми также связано с показателями благополучия: исследователи из США получили данные о том, что внутрисемейные досуговые занятия родителей с ребенком, в частности игры с родителями и активность на свежем воздухе, отрицательно связаны с уровнем социального стресса, тревогой, чувством неполноценности и депрессией, и положительно – с уверенностью в себе, самооценкой, отношениями с родителями и сверстниками [17]. Российское исследование удовлетворенности жизнью детей от 6 до 12 лет выявило взаимосвязи совместных занятий родителей с детьми в общественных местах (посещение кинотеатров, совместные прогулки, поездки за город, в гости и в отпуск) с уровнем субъективного благополучия детей; более того, семейное времяпровождение оказалось единственным предиктором удовлетворенности жизнью ребенка при учете всех социально-демографических и семейных характеристик [6]. Есть также данные о том, что время, проведенное в семейных делах, связано с меньшим количеством проблемного поведения [25].
22 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРУ И ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
23 Время, затрачиваемое на различные виды досуга, несколько различается в зависимости от социально-демографических характеристик семьи, таких как социальный статус и состав семьи, место проживания, рабочая занятость матери. Например, дети тратят больше времени на чтение книг и обучение и меньше на просмотр телевизора, когда родители более образованы, а матери работают неполный рабочий день [11, 14, 25], кроме того, образование родителей, как правило, связано с большим количеством времени, затрачиваемом на образовательную деятельность ребенка [21]. В семьях с работающей матерью дети проводят больше времени в детских садах, в результате они тратят меньше времени на игры, чтение, структурированные занятия, внутрисемейный досуг, еду и сон [21, 25], и больше времени на просмотр телевизора [11].
24 Структура времяпрепровождения детей различается в зависимости от типа и состава семьи: дети из семей с одинокой матерью меньше времени уделяют образовательной деятельности, например, чтению, больше времени проводят в структурированных видах спорта, в то время как дети из больших семей больше времени проводят за играми и спортом и меньше − в гостях, чем дети из неполных семей [25]. Российские исследователи показали, что в полных семьях наиболее распространены активные формы внутрисемейного досуга (например, развивающие игры), а в неполных семьях и у респондентов, проживающих в сельской местности, преобладает пассивная форма времяпрепровождения (просмотр телевизора), проверка школьных уроков и совместные домашние дела [9].
25 Пол ребенка является одним из наиболее существенных факторов, систематически воспроизводимых в разных исследованиях по всему миру: мальчики чаще, чем девочки, участвуют в спорте, играх вне дома / на открытом воздухе и чаще проводят время перед телевизором и другими экранными устройствами, в то время как девочки чаще, чем мальчики, проводят время за выполнением домашних заданий и другими видами обучения, чтением, хобби и общением как дома, так и в других местах [10, 14, 31, 34, 38]. Кроме того, согласно результатам международного исследования благополучия детей (ISCWeB), проведенного в 12 развитых и развивающихся странах на основе данных самоотчетов детей от 8 до 12 лет, девочки во всех странах больше заняты ежедневной работой по дому, чем мальчики [13]. Данные сравнительного исследования особенностей времяпрепровождения детей 12 лет в 16 странах показали, что во всех странах девочки проводят больше времени за работами по дому, школьными домашними заданиями и чтением, а мальчики больше времени проводят за спортом и за компьютером [38].
26

Социально-экономический статус семьи и уровень дохода также влияют на структуру времяпрепровождения детей: американское исследование детей от 0 до 12 лет по данным родителей показало, что семейный доход был существенно связан только со временем, в течение которого дети смотрели телевизор (отрицательно) и временем, проведенным за едой (положительно) [25]; более раннее исследование детей от 3 до 11 лет не выявило значимых различий в особенностях времяпрепровождения в зависимости от уровня дохода семьи [11], а недавнее исследование показало, что социально-экономический статус семьи отрицательно связан с временем, которое дети проводят за экранными устройствами, и положительно – с такими структурированными занятиями как участие в хоре, музыкальном оркестре, танцевальных кружках [10].

27 На досуг детей оказывают влияние тип населенного пункта и развитость социально-культурной инфраструктуры места проживания: социологическое исследование, проведенное в республике Саха (Якутия), показало, что городские дети больше играют на электронных устройствах (компьютер, планшет, мобильный телефон и пр.), а сельские – смотрят телевизор, что обусловлено различными техническими возможностями городских и сельских поселений, имущественной обеспеченностью и материальным состоянием жителей городов и сел [9]. Кроме того, у детей, проживающих в городах, отмечается большее разнообразие в видах проведения досугового времени, что определяется развитостью инфраструктуры поселения и наличием культурно-досуговых учреждений, а у детей из сельской местности в большей степени представлены совместные с родителями дела по дому.
28 ОГРАНИЧЕНИЯ В СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДАННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
29 Большинство исследований структуры времяпрепровождения детей и подростков носят корреляционный характер, данные получены методом поперечного среза, что накладывает существенные ограничения в интерпретации результатов и не позволяет делать выводы о причинно-следственных связях. Например, нельзя сказать, влияют ли занятия детей в свободное время на их успеваемость, самооценку, удовлетворенность жизнью, адаптивные способности или другие показатели благополучного развития, или дети с изначально высоким уровнем благополучия выбирают для себя соответствующие занятия. Также и с широко распространенными данными о связи депрессии с интенсивным использованием мобильных устройств и сети Интернет; повышенный уровень депрессивной симптоматики может быть и причиной и следствием интенсивного использования мобильных устройств, оба варианта объяснения могут быть правдоподобными: подросток может чувствовать себя более подавленным, проводя много времени в сети, или подросток с депрессивными переживаниями проводит много времени с мобильными устройствами, чтобы справиться с этими чувствами [27]. Лонгитюдные исследования проводились, и некоторые данные получены, но их все еще недостаточно для того, чтобы понять природу выявленных в срезовых исследованиях взаимосвязей, а также изучить, сохраняются ли эффекты с течением времени.
30 Помимо этого, остается открытым вопрос о роли индивидуально-психологических особенностей детей и подростков во взаимосвязи времяпрепровождения с показателями благополучного развития. Некоторые исследования показывают, что посещение подростками молодежных центров частично объясняется их личностными характеристиками и отношениями с родителями [36], а кроме того одни и те же занятия могут иметь разный эффект на детей в зависимости от особенностей их темперамента и личности. Без учета таких индивидуальных особенностей исследования могут переоценивать роль времяпрепровождения детей в их жизни, кроме того, выявленные взаимосвязи могут быть обусловлены третьими переменными (например, индивидуальными характеристиками детей или особенностями внутрисемейных отношений) и становиться недостоверными при их учете.
31 И последнее, особую актуальность в последние годы приобретают кросс-культурные исследования особенностей времяпрепровождения детей и подростков [13, 21, 38, 41]. На данный момент более широко изучены особенности занятий в свободное время среди взрослых людей разных культур, сравнительные данные о досуге детей и подростков в разных странах по-прежнему являются уникальными и широко востребованными [21], поскольку сравнение двух или более культур позволяет понять, являются ли выявленные в предшествующих исследованиях закономерности универсальными или обусловлены культурными, экономическими и иными особенностями популяции.
32 ВЫВОДЫ
33 1. Анализ литературы показал, что наибольшее распространение получило разделение типов занятий детей в свободное время на структурированные и неструктурированные, а также на пассивные и активные.
34 2. В последние десятилетия произошли серьезные изменения в повседневной жизни детей: они больше времени проводят дома за пассивными занятиями, играми на мобильных устройствах, выполнением домашних заданий и меньше – за творческими занятиями в различных секциях, в играх на свежем воздухе, кроме того все большее распространение получают дистанционные формы обучения и досуга.
35 3. Занятия в свободное время связаны с множеством показателей благополучия и качества жизни детей и подростков: выраженностью эмоциональных и поведенческих проблем, академическими достижениями, соматическим здоровьем, когнитивными способностями, качеством социальных отношений, удовлетворенностью жизнью и самооценкой.
36 4. Несмотря на то, что под досугом обычно подразумеваются занятия свободно выбранные, исходя из собственных интересов, детские занятия часто выбирают родители, что является значимой отличительной особенностью времяпрепровождения детей в отличие от взрослых.
37 5. Структура и особенности времяпрепровождения детей и подростков различаются в зависимости от таких факторов как социально-экономический статус семьи, место проживания, состав семьи, уровень дохода, рабочая занятость матери, образование родителей, пол ребенка.
38 6. Понимание того, как дети проводят свое время и как это связано с их здоровьем и благополучием, дает возможность оценивать качество жизни и положение детей в современном обществе, а также прогнозировать их успешное развитие по мере взросления. Изучение роли отдельных занятий в благополучном развитии детей может лечь в основу успешных программ профилактики и коррекции, направленных на работу с семьями и детьми из группы риска, а также поможет педагогам, воспитателям и психологам выработать рекомендации для родителей детей и подростков, основанные на научном знании.

References

1. Bochaver A.A., Korzun A.N. Polivanova K.N. Ulichnyj dosug detej i podrostkovPsihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2017. V. 14. №. 3. P. 470–490. (In Russian)

2. Vishnyakova A.A. Svobodnoe vremya molodezhi krupnogo goroda i osnovnye formy ego ispol'zovaniya v sovremennyh usloviyah: dis. … kand. soc. nauk. Ulan-Ude, 2014. 160 p. (In Russian)

3. Gudman R., Skott S. Detskaya psihiatriya: prakticheskoe rukovodstvo. Moscow: TriadaX, 2008. 349 p. (In Russian)

4. Kudrenko T.V. Social'no-kul'turnye osobennosti formirovaniya cennostnyh prioritetov semejnogo dosugaVestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015. V. 11. №. 151. P. 73–78. (In Russian)

5. Lavrecova S.V. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak sredstvo optimizacii semejnogo dosuga: dis. … kand. ped. nauk. Sankt-Peterburg, 2007. 230 p. (In Russian)

6. Leto I.V., Varshal A.V., Petrenko E.N., Slobodskaya E.R. Sub"ektivnoe blagopoluchie detej mladshego shkol'nogo vozrasta: znachenie semejnyh faktorovPsikhologicheskii zhurnal. 2019. V. 40. №. 6. P. 18–30. (In Russian)

7. Loginova S.V. Vzaimodejstvie individual'no-psihologicheskih i semejnyh faktorov psihologicheskogo blagopoluchiya detej doshkol'nogo vozrasta: dis. … kand. psihol. nauk. Novosibirsk, 2018. 153 p. (In Russian)

8. Mamchenko T.V. Semejnyj dosug kak sredstvo ukrepleniya vnutrisemejnyh otnoshenijVestnik Taganrogskogo instituta imeni AP CHekhova. 2016. №. 1. P. 246–250. (In Russian)

9. Fedotova N.D. Sovremennoe sostoyanie problem detstva v respublike Saha (YAkutiya): k voprosu o dosuge detejObshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2017. №. 11. (In Russian)

10. Auhuber L., Vogel M., Grafe N., Kiess W., Poulain T. Leisure activities of healthy children and adolescents International journal of environmental research and public health. 2019. Vol. 16. No. 12. P. 2078.

11. Bianchi S.M., Robinson J. What did you do today? Children's use of time, family composition, and the acquisition of social capital Journ. of Marriage and the Family. 1997. Vol. 59. No. 2. P. 332–344.

12. Bronfenbrenner U., Morris P. The ecology of developmental processes. In: Damon W., Lerner R (eds) Handbook of Child Psychology: Theoretical Models of Human Development. V. 1, 5th ed. New York: John Wiley, 1998, pp. 993–1028.

13. Bruckauf Z., Rees G. Children’s participation in housework: Is there a case of gender stereotyping. Evidence from the International Survey of Children's' Well-Being (ISCWeB). Florence, Italy: UNICEF Office of Research Innocenti Research Brief, 2017. 3 р.

14. Busetta G., Campolo M.G., Di Pino A. Children’s use of time and well-being in ItalyChild Indicators Research. 2019. Vo. 12. No. 3. P. 821–845.

15. Bushman B.J., Anderson C.A. Media violence and the American public: Scientific facts versus media misinformation American Psychologist. 2001. Vo. 56. No. 6-7. P. 477–489.

16. Caldwel L.L. Leisure and health: Why is leisure therapeutic? British Journ. of Guidance and Counselling. 2005. Vo. 33. No. 1. P 7–26.

17. Coyl-Shepherd D.D., Hanlon C. Family play and leisure activities: correlates of parents' and children's socio-emotional well-being International Journ. of Play. 2013. Vo. 2. No 3. P. 254–272.

18. Dworak M., Schierl T., Bruns T., Strüder H.K. Impact of singular excessive computer game and television exposure on sleep patterns and memory performance of school-aged children Pediatrics. 2007. Vo. 120. No. 5. P. 978–985.

19. Eccles J.S., Barber B.L. Student council, volunteering, basketball, or marching band: What kind of extracurricular involvement matters? Journal of adolescent research. 1999. Vo. 14. No. 1. P. 10–43.

20. Fletcher A.C., Nickerson P., Wright K.L. Structured leisure activities in middle childhood: Links to well‐being Journ. of community psychology. 2003. Vo. 31. No. 6. P. 641–659.

21. Gracia P., Garcia‐Roman J., Oinas T., Anttila T. Child and Adolescent Time Use: A Cross‐National Study Journ. of Marriage and Family.2020. Vo. 82. No 4. P. 1304–1325.

22. Han J.S., Patterson I. An analysis of the influence that leisure experiences have on a person's mood state, health and wellbeing Annals of Leisure Research. 2007. Vo. 10. No. 3-4. P. 328–351.

23. Hertting K., Kostenius C. Organized leisure activities and well-being: children getting it just right! Larnet: Cyber Journ. of Applied Leisure and Recreational Research. 2012. Vo. 15. No. 2. P. 13–28.

24. Hills P., Argyle M. Positive moods derived from leisure and their relationship to happiness and personality Personality and individual differences. 1998. Vo. 25. No. 3. P. 523–535.

25. Hofferth S.L., Sandberg J.F. How American children spend their time Journ. of Marriage and Family. 2001. Vo. 63. No. 2. P. 295–308.

26. Holder M. D., Coleman B., Sehn Z.L. The contribution of active and passive leisure to children's well-being Journ. of health psychology. 2009. Vo. 14. No. 3. P. 378–386.

27. Kardefelt-Winther D. How Does the Time Children Spend Using Digital Technology Impact Their Mental Well-being, Social Relationships and Physical Activity?: An Evidence-Focused Literature Review. Florence, Italy : UNICEF Office of Research-Innocenti, 2017, 35 p.

28. Kayany J.M., Yelsma P. Displacement effects of online media in the socio-technical contexts of households Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2000. Vo. 44. No. 2. P. 215–229.

29. Larson R.W. How US children and adolescents spend time: What it does (and doesn't) tell us about their development Current directions in psychological science. 2001. Vo. 10. No. 5.P. 160–164.

30. Larson R.W. Toward a psychology of positive youth development //American psychologist. 2000. Vo. 55. No. 1. P. 170–183.

31. Mauldin T., Meeks C.B. Sex differences in children's time use Sex roles. 1990. Vo. 22. No. 9-10. P. 537–554.

32. McHale S., Crouter A.C. The social contexts of activities in preadolescence: Links with psychosocial adjustment. Paper presented at the Society for Research on Adolescence, Chicago, IL. 2000.

33. Melman S., Little S.G., Akin-Little K.A. Adolescent overscheduling: The relationship between levels of participation in scheduled activities and self-reported clinical symptomology The High School Journal. 2007. Vo. 90. No. 3. P. 18–30.

34. Mullan K. A child's day: trends in time use in the UK from 1975 to 2015The British journ. of sociology. 2019. Vo. 70. No. 3. P. 997–1024.

35. Parfitt G., Eston R.G. The relationship between children's habitual activity level and psychological well‐being ActaPaediatrica. 2005. Vo. 94. No. 12. P. 1791–1797.

36. Persson A., Kerr M., Stattin H. Why a leisure context is linked to normbreaking for some girls and not others: personality characteristics and parent–child relations as explanations Journal of adolescence. 2004. Vo. 27. No. 5. P. 583–598.

37. Pettit G.S., Bates J.E., Dodge K.A. Supportive parenting, ecological context, and children's adjustment: A seven‐year longitudianl study Child development. 1997. Vo. 68. No. 5. P. 908–923.

38. Rees G. Children's activities and time use: Variations between and within 16 countries Children and Youth Services Review. 2017. Vo. 80. P. 78–87.

39. Sacker A., Cable N. Do adolescent leisure-time physical activities foster health and well-being in adulthood? Evidence from two British birth cohorts The European Journ. of Public Health. 2005. Vo. 16. No. 3. P. 331–335.

40. Selfhout M.H.W., Branje S.J.T., Delsing 1. M., terBogt T.F.M., Meeus W.H.J. Different types of Internet use, depression, and social anxiety: The role of perceived friendship quality Journ. of Adolescence. 2009. Vo. 32. P. 819–833.

41. Shaw B., Fagan-Watson B., Frauendienst B., Redecker A., Jones T., Hillman M.Children's independent mobility: a comparative study in England and Germany (1971−2010). London: Policy Studies Institute, 2013. 248 p.

42. Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A. Personality development and problem behavior in Russian children and adolescents International Journal of Behavioral Development. 2010. Vo. 34. No. 5. P. 441–451.

43. Twenge J.M., Campbell W.K. Associations between screen time and lower psychological well-being among children and adolescents: Evidence from a population-based study Preventive medicine reports. 2018. Vo. 12. P. 271–283.

44. Ussher M.H., Owen C.G., Cook D.G., Whincup P.H. The relationship between physical activity, sedentary behaviour and psychological wellbeing among adolescents Social psychiatry and psychiatric epidemiology.2007. Vo. 42. No.10. P. 851–856.

45. Van den Bulck J. Television viewing, computer game playing, and Internet use and self-reported time to bed and time out of bed in secondary-school children Sleep. 2004. Vo. 27. No. 1. P. 101–104.

Comments

No posts found

Write a review
Translate