Проблема вариативности социально-психологических последствий внедрения новых технологий
Проблема вариативности социально-психологических последствий внедрения новых технологий
Аннотация
Код статьи
S020595920016058-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Стельмах Ирина Федоровна 
Должность: Доцент кафедры консультативной психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО “Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского” (СГУ)
Адрес: Саратов, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83
Выпуск
Страницы
118-122
Аннотация

Излагаются некоторые положения, связанные с разработкой методологии анализа возможного влияния новых технологий на человека и общество, которая была сформулирована в статье А.Л. Журавлева и Т.А. Нестика “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований”. Обсуждаются вопросы расширения теоретико-методологических возможностей построения перспективных направлений исследований посредством изучения вариативности социально-психологических последствий внедрения новых технологий. Обозначены проблемы классификации психологических особенностей новых технологий, рискогенности и ресурсности техногенно обусловленных макропсихологических новообразований, а также вариативности роли субъекта в формируемых последствиях внедрения новых технологий.

Ключевые слова
перспективные направления исследований, типы новых технологий, макропсихологические новообразования, социально-психологические риски и ресурсы, принцип субъектности
Классификатор
Получено
05.08.2021
Дата публикации
14.08.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
177
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Главным, ключевым фактором увеличения темпов перемен во всех сферах жизни общества является развитие технологического производства, а сущностной частью реальности постоянно меняющегося мира выступает трансформация социально-психологических особенностей переживания, сознания, поведения, процессов коммуникации, механизмов адаптации, содержания и форм различных видов деятельности человека. С этой точки зрения, проблема создания методологии анализа возможного влияния новых технологий на человека и общество, поднятая А.Л. Журавлевым и Т.А. Нестиком в статье “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований” [3, с. 36], и ее решение – одна из первостепенных и крайне важных задач для психологической науки и поиска ресурсов преадаптациии развития человека, а также предупреждения техногенно обусловленных социально-психологических рисков. Существенным вкладом в решение задачи создания такой научно обоснованной методологии являются разработанные А.Л. Журавлевым и Т.А. Нестиком “принципы социально-психологического прогнозирования влияния новых технологий на человека” и намеченные “перспективные направления социально-психологических исследований” [3, с. 36−40].
2 Однако реализация такого фундаментального проекта как разработка методологии обширного класса направлений исследований сопряжена с решением целого ряда более частных вопросов, а одним из эффективных способов их постановки и апробации может служить формат творческой научной дискуссии. Присоединяясь к уже начатому процессу научного обсуждения данной проблемы [5 и др.], нам представляется возможным отметить еще ряд дополнительных положений, служащих прояснению конкретных направлений перспективных исследований, касающихся изучения вариативности социально-психологических последствий внедрения новых технологий.
3 КЛАССИФИКАЦИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4 Первое положение имеет отношение к проблеме выделения направлений изучения социально-психологических последствий новых технологий на человека и общество. Предложенные авторами обсуждаемой статьи перспективные направления исследований в зависимости от уровня социально-психологического анализа – внутриличностного, межличностных отношений, малых и больших социальных групп, межгрупповых отношений, социетального – подвергнуты ими достаточно обстоятельному теоретическому осмыслению и могут являться основой построения программы будущих эмпирических изысканий в данной области. Однако, как нам представляется, помимо подробно проработанного авторами уровневого анализа, одним из ключевых методологических вопросов при определении перспективных направлений социально-психологических исследований данной проблемы, является вопрос о качественной специфике новых технологий и дифференциации их видов. Его решение может способствовать выделению ряда специальных направлений социально-психологических исследований в зависимости от видов новых технологий, с которыми человек вступает во взаимодействие. Здесь, на наш взгляд, можно было бы обратить особое внимание на упоминаемые А.Л. Журавлевым и Т.А. Нестиком такие классы новых технологий, как цифровые, энергетические, биологические [3, с. 39], а также проанализированные ими ранее нанотехнологии и социальные технологии [2]. Новые технологии разрабатываются и внедряются в разных сферах жизни и общественной практики, например, медицинские, образовательные и экологические технологии. Можно согласиться с авторами, отметившими в одной из опубликованных ими работ, что каждый класс новых технологий обладает своими специальными психологическими особенностям [2, с. 8–10]. Характер влияния различных видов технологий на человека и общество будет определяться их назначением и функциями, а также свойственным им психологическим содержанием. И в этом случае представляется целесообразной разработка таких отдельных направлений исследований, как изучение социально-психологических последствий внедрения цифровых, биологических, социальных, энергетических, медицинских, экологических и других видов новых технологий.
5 Влияние каждого из классов новых технологий вариативно обращено к определенным сферам жизни и избирательно актуализирует различные стороны психики человека, инициируя выработку характерных механизмов адаптации. Так, например, последствия новых цифровых технологий, хотя и сказываются на всех сторонах жизни и психики человека, преимущественно затрагивают когнитивные и коммуникативные функции, осуществляемые при решении достаточно широкого спектра задач. Влияние же медицинских технологий актуализирует, в первую очередь, поведение, связанное с удовлетворением витальных потребностей, и может запускать сложную рефлексию телесных ощущений, изменять характер переживания временных границ своего существования и активизировать поиск смысла жизни.
6 В связи с различающимися психологическими особенностями разнообразных классов новых технологий можно лишь отчасти согласиться с предположением авторов рассматриваемой статьи о том, что “чем меньше осознанность использования технологии, тем быстрее будет меняться поведение личности под её влиянием” [3, с. 39]. С этим мнением можно согласиться применительно ко многим цифровым технологиям. Однако в случае экологических технологий, способствующих сохранению природных ресурсов [6, 13], скорость принятия решения о их использовании, по нашему мнению, наоборот, может напрямую зависеть от степени осознанности вызываемых ими положительных последствий, обладающих не мгновенным, а долгосрочным накопительным эффектом.
7 Следует отметить, что проблема четкой дифференциации разнообразия новых технологий для оценки последствий их внедрения не является решенной. Создание классификации разнообразных технологий может предполагать их тщательный психологический анализ, возможно, с применением междисциплинарного подхода.
8 РИСКОГЕННОСТЬ И РЕСУРСНОСТЬ МАКРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОГЕННО ОБУСЛОВЛЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ
9 Второе положение, которое возникает в связи с рассмотрением вопросов, обозначенных А.Л. Журавлевым и Т.А. Нестиком, касается проблемы определения базовых понятий и категорий, способных выступать в качестве единиц анализа социально-психологических последствий внедрения новых технологий. Такие последствия, как показали авторы, будут иметь место на всех уровнях жизни человека и общества –личностном, межличностном, групповом, межгрупповом и социетальном. На наш взгляд, эти последствия могут иметь достаточно устойчивый характер и по-новому определять механизмы адаптации, специфику функционирования, переживания и деятельности, особенности психологических и социально-психологических отношений [8]. Для обозначения новых психологических особенностей, типичных для представителей общества в целом и возникающих под влиянием создаваемых технологий, можно было бы, например, использовать понятие макропсихологических новообразованиий [10, с. 161].
10 Исходное понятие новообразования, введенное Л.С. Выготским в его культурно-исторической теории психического развития, описывает обобщенный результат психологических изменений, возникающих в связи с трансформирующейся социальной ситуацией развития, способной определять сознание, переживания, деятельность человека и систему его значимых отношений с социальной средой [1, с. 248]. Одним из теоретико-методологических оснований для введения особого класса социально-психологических новообразований социетального масштаба может служить активно разрабатываемый в современной отечественной науке макропсихологический подход, определяемый А.Л. Журавлевым и А.В. Юревичем как “психологическое изучение социальных процессов, соразмерных обществу в целом” [4, с. 5].
11 В качестве таких макропсихологических новообразований, вызванных внедрением новых технологий, могут выступать расширение сферы искусственных потребностей, а также рост потребительских и индивидуалистических тенденций [10, с. 160–169]. Ускоренное развитие технологий приводит к всё более объемлющей замене естественной среды жизни человека на искусственную. Психологическими рисками вследствие таких изменений могут стать идентификации с неживыми объектами, возникновение все большей эмоциональной привязанности к ним, снижение ценностей естественной природы и непосредственного человеческого общения, на которые обратил внимание ещё Э. Фромм [11, с. 42–43]. К этому ряду психологических рисков могут быть добавлены потенциальный рост цифрового аутизма [12], нарциссизма [5, с. 125], чувства экзистенциального одиночества и блокирование творческих, созидательных устремлений. Последствия внедрения новых технологий, наряду с рисками, могут актуализировать и развитие потенциальных психологических ресурсов. Возможно, именно острый недостаток творческой, созидательной активности, дефицитарность эмпатического общения и взаимодействия с естественной природной средой будут благотворно сказываться на возрастании их ценности и развитии особых сущностных качеств человека. Усиление рискогенности или рост ресурсности в условиях техногенных изменений связаны во многом с характером избирательной активности индивидуальных и групповых субъектов.
12 УРОВНЕВОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА И ВАРИАТИВНОСТЬ ПОСЛЕДСТВИЙ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
13 Третье положение направлено на решение проблемы вариативного разнообразия последствий внедрения новых технологий, связанного с использованием методологического принципа субъектности [9]. В целом данный принцип означает, что человек сознательно, целенаправленно и относительно независимо от навязываемых ему предписаний и требований может выбирать диапазон и характер решаемых задач с использованием новых технологий. И здесь можно согласиться с уважаемыми авторами обсуждаемой статьи в том, что характер влияния новых технологий на индивидуальную и общественную жизнедеятельность будет определяться субъективной значимостью воспринимаемых качеств используемых технических средств и программ [3, с. 39].
14 Согласно идеям Х. Ортеги-и-Гассета, техника, зародившись сначала в качестве продолжения человеческого тела, постепенно усложнялась и стала превращать человека в свой придаток [7, с. 164–232]. Однако не только совершенствование технологий, но и уровень развития качеств субъекта будет определять степень его свободы в использовании технологий. При высоком уровне выраженности качеств субъекта технология будет выступать в роли продолжения функциональных возможностей человека, при низком – человек сам будет превращаться в придаток технологии.
15 Таким образом, последствия внедрения новых технологий могут вариативно различаться в зависимости от уровня развития использующего их субъекта в диапазоне от всеобъемлющего сознательного контроля до его полной потери и формирования технологической зависимости. В этой связи встаёт необходимость разработки типологии использования технологии в зависимости от уровня развития качеств субъекта.
16 Решение обозначенных теоретико-методологических проблем, на наш взгляд, может способствовать прояснению непростых вопросов изучения вариативности социально-психологических последствий внедрения новых технологий и расширить круг перспективных направлений исследований, содержательный фундамент для которых был заложен в рассматриваемой статье А.Л. Журавлева и Т.А. Нестика.

Библиография

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

2. Журавлев А. Л., Нестик Т.А. Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 5–14.

3. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 35–47.

4. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Введение // Макропсихология современного российского общества / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 5–9.

5. Ковалева Ю.В. Последствия внедрения новых технологий: взгляд с позиций исторической и глобальной психологий // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 5. С. 124–128.

6. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Влияние изменения климата на человека: психологический анализ // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 5. С. 86–96.

7. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: Пер. с исп. М.: Весь Мир, 1997.

8. Позняков В.П. Психологические отношения человека: современное состояние исследований и перспективы развития концепции // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 2. С. 6–30.

9. Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.

10. Фролова С.В. Социально-психологическая концепция приверженности личности стране: дис. … д-ра психол. наук. Саратов, 2020.

11. Фромм Э.Душа человека. М.: Республика, 1992.

12. Babich B. Radio ghosts: Phenomenology’s phantoms and digital autism // Thesis Eleven. 2019. V. 153. Iss. 1. P. 57–74.

13. Hoppmann J. The role of interfirm knowledge spillovers for innovation in mass-produced environmental technologies: evidence from the solar photovoltaic industry // Organization & Environment. 2016. V. 31. № 1. P. 3–24.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести