The subject-personal characteristics of military university officers as predictors of burnout
Table of contents
Share
QR
Metrics
The subject-personal characteristics of military university officers as predictors of burnout
Annotation
PII
S020595920017742-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
S. V. Mikhailova 
Occupation: junior research associate.
Affiliation: A branch of Military Training Scientific Center of Military Air Forces “Military Air Academy”
Address: Russian Federation, Chelyabinsk
V. S. Krasnik
Affiliation: Chelyabinsk State University
Address: Russian Federation, Chelyabinsk
Pages
60-69
Abstract

The results of the study of the subject-personal characteristics of military university officers (hereinafter officers) as predictors of burnout are represented. 73 officers (men) at the age of 23 to 51 years were examined. Negative relationships between phases of burnout and subjective (cognitive, volitional, emotional control, behavioral regulation, communicative potential) and personal (meaningfulness of life, moral normality) characteristics among officers have been revealed. Individual components of subject-personal characteristics are in close interrelation, which indicates that we are dealing with a complex system organization. There are significant differences among officers with various kinds of activity in terms of indicators of subject-personal characteristics. There are specific interrelations between subject-personal characteristics and phases of burnout of officers, depending on the type of official activity.

Keywords
subjective-personal approach, burnout, subjective-personal characteristics, officers, military university
Date of publication
16.12.2021
Number of purchasers
6
Views
260
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Служба в Вооруженных силах носит напряженный характер. Во-первых, на офицера возложена повышенная ответственность за курсантов, будущих защитников страны. Во-вторых, его профессиональную деятельность сопровождают продолжительные психические и физические нагрузки. В-третьих, при необходимости он должен участвовать в экстремальных условиях. Вышеперечисленные и другие условия службы офицера могут привести к развитию синдрома эмоционального выгорания. Синдром негативно влияет на психологическое, физическое и эмоциональное состояние профессионала. Данный феномен, в крайнем случае, приводит к эмоциональному истощению, что значительно сказывается на качестве деятельности личности [1].
2 В нашей работе при исследовании эмоционального выгорания мы опираемся на позиции В.В. Бойко. По его мнению, “эмоциональное выгорание” выступает в качестве механизма психологической защиты, проявляется в полном или частичном выключении эмоции в ответ на регулярно действующие психотравмирующие воздействия. Синдром представляет собой динамический процесс и проходит ряд стадий, аналогичных этапам развития стресса. Эмоциональное выгорание состоит из трех фаз, в которых содержатся по четыре симптома нарастающего синдрома [1, с. 49; 5].
3 Для того чтобы противостоять негативным воздействиям служебной деятельности, которые способствуют возникновению эмоционального выгорания, офицерам необходимо обладать развитыми субъектно-личностными характеристиками, а именно:контролем поведения, коммуникативным потенциалом, смысложизненными ориентациями, моральной нормативностью.
4 Из-за высокой интенсивности деятельности, риска, уставного порядка взаимодействия и других условий службы у офицеров должен быть развит контроль поведения (эмоциональный, волевой, когнитивный). Также требуется высокий уровень коммуникативного потенциала, так как успешность служебной деятельности зависит от взаимодействия с подчинёнными, сослуживцами, руководством [5, с. 180; 13].
5 Военная профессия определяет основную цель жизни — служение Родине, поэтому стержневой характеристикой офицера являются смысложизненные ориентации, его ценности [8]. Если военнослужащий готов ставить интересы государства выше своих, увлечен своим делом, то он будет ощущать полноту, гармоничность и осмысленность жизни.
6 В связи с регламентированной деятельностью офицер должен обладать высокой моральной нормативностью. Моральная нормативность отражает ориентацию офицера на общепринятые нормы поведения в обществе в целом и на службе [8–9].
7 Таким образом, офицер будет менее подвержен внешним факторам, если он обладает развитыми субъектными (эмоциональным, когнитивным, волевым контролем поведения, коммуникативным потенциалом) и личностными характеристиками (смысложизненными ориентациями, моральной нормативностью).
8 Кроме общих стрессогенных факторов службы, на офицеров оказывают влияние специфические условия, связанные с их должностными обязанностями. Основными отличиями между офицерами курсового звена и офицерами, организующими служебный процесс, являются качественные и количественные аспекты взаимодействия с курсантами. Задача первой группы военнослужащих — психолого-педагогическое сопровождение курсантов. Им необходимо ежедневно находить индивидуальный подход к большому количеству подчиненных, помогать справляться с их проблемами, управлять групповой динамикой военного коллектива. В условияхнепосредственного контакта с подопечными у офицера курсового звена может возникнуть эмоциональное выгорание.
9 Вторая категория военнослужащих в меньшей степени взаимодействует с курсантами, их основной задачей является введение документации.Выполнение монотонной и рутинной работы, дефицит общения могут привести к истощению ресурсов.
10 В связи с основным отличием в функциональных обязанностях у офицеров двух групп эмоциональное выгорание будет по-разному воздействовать на субъектно-личностные особенности.
11 Все вышеперечисленные особенности службы офицера могут повлиять на развитие эмоционального выгорания. При этом внешние факторы будут являться лишь предпосылками возникновения синдрома. Внутренние факторы, к которым относятся субъектно-личностные характеристики, обеспечивают “иммунитет” у офицеров к вредоносным воздействиям условий и содержания профессиональной деятельности.
12 Теоретической базой изучения синдрома эмоционального выгорания выступают как работы отечественных ученых: В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, П.В. Румянцевой, Е.С. Старченковой и других, так и зарубежных: Е. Аронсона, Дж. Гринберга, С. Джексона, М. Лейтера, К. Маслач, А.М. Пайнс, Х. Фрейденберга и других.
13 На основе зарубежных и отечественных исследований выделяют факторные (однофакторная модель А.М. Пайнса и Е. Аронсона, двухфакторная модель Д. Дирендонк, X. Сиксма, В. Шауфели, трехфакторная модель К. Маслач и С. Джексон и др.) и процессуальные модели синдрома (динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман, модель В.В. Бойко и др.) [1; 20–23].В нашей работе мы будем опираться на процессуальную модель синдрома по В.В. Бойко.
14 Теоретической основой изучения субъектно-личностных характеристик являются труды Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Сергиенко и других.
15 Методологической основой нашего эмпирического исследования выступает системно-субъектный подход Е.А Сергиенко, который объединяет субъектно-деятельностный (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн) и системный (Б.Ф. Ломов) подходы. При анализе соотношения понятий “субъект” и “личность” выделяются функции категории субъекта, которые дифференцируют ее от других категорий психологической науки. Это когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции. По отношению к категории “субъект”, когнитивной функцией является понимание, коммуникативной функцией — субъект-субъектные и субъект-объектные взаимодействия и регулятивной функцией — ментальный конструкт “контроль поведения” [16; 17, с. 8].
16 Категория “личность” является стержневой структурой субъекта, задающей общее направление самоорганизации и саморазвития. Личность задает направление движения, а субъект — его конкретную реализацию через координацию выбора целей и ресурсов индивидуальности человека. Тогда носителем содержания внутреннего мира человека будет выступать личность, а реализацией в данных жизненных обстоятельствах, условиях, задачах — субъект [7; 13, с. 43; 16, с. 11; 17, с. 8].
17 Цель нашего исследования: выявление взаимосвязи между эмоциональным выгоранием и субъектно-личностными характеристиками у офицеров.
18 Гипотеза исследования: субъектно-личностные характеристики офицеров являются предикторами их эмоционального выгорания. Психологическая зрелость определяется согласованностью между компонентами субъектных и личностных характеристик, внутри субъектных и личностных характеристик, что повышает возможности быть автором собственного поведения и деятельности, а, следовательно, противостоять воздействиям стрессогенных факторов службы и проявлению эмоционального выгорания.
19 МЕТОДИКА
20 В тестировании приняли участие 73 человека (мужчины от 23 до 51 года, средний возраст 34 года), являющиеся офицерами военного вуза. Все испытуемые имели высшее профессиональное образование.Выборка формировалась по характеру функциональных обязанностей. Первую группу составили офицеры курсового звена (45 офицеров), вторую — офицеры, организующие служебный процесс военного вуза (28 военнослужащих: начальники лабораторий, учебно-методического отдела, материально-технического отдела, строевого отдела, отдела кадров).
21 В таблице 1 отражены методики, которые использованы в исследовании.
22 Таблица 1. Методики, применяемые для изучения переменных в исследовании
23

24 Для выявления взаимосвязей между фазами эмоционального выгорания и субъектно-личностными характеристиками офицеров применялся коэффициент Спирмена. С помощью критерия различия U-Манна-Уитниосуществлено сравнение переменных в разных группах. Использована компьютерная программа SPSS20для проведения статистической обработки данных.
25 РЕЗУЛЬТАТЫ
26 Мы изучили взаимосвязи фаз эмоционального выгорания и субъектно-личностных характеристик у офицеров и получили следующие результаты:
27
  1. Выявлены обратные корреляционные связи между фазами эмоционального выгорания и субъектно-личностными особенностями:
28 а) чем сильнее выражены фазы “Напряжение” и “Резистенция”, тем ниже уровни волевого самоконтроля, эмоционального интеллекта, поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала, моральной нормативности и осмысленности жизни;
29 б) чем выше фаза “Истощение”, тем слабее выражены когнитивный контроль, поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность.
30 Первые 2фазы эмоционального выгорания имеют корреляционные связи со всеми выделенными субъектно-личностными характеристиками, за исключением взаимосвязи с когнитивным контролем. У фазы “Истощение” отсутствуют корреляционные связи с волевым и эмоциональным контролем, с осмысленностью жизни (табл. 2).
31 Таблица 2. Достоверные взаимосвязи между фазами эмоционального выгорания и субъектно-личностными характеристиками у офицеров
Показатели Волевой самоконт-роль Эмоцио-нальный интеллект Общий уровень саморегу-ляции Поведенчес-кая регуляция Коммуника-тивный потенциал Моральная норматив-ность Осмыслен-ность жизни
Напряжение -0.42** -0.25* -0.14 -0.37** -0.41** -0.27* -0.36**
Резистент-ность -0.32** -0.32** -0.15 -0.43** -0.48** -0.38** -0.42**
Истощение -0.20 -0.12 -0.34** -0.27* -0.47** -0.40** -0.23
Примечание. * — при р<.05; ** — при р<.01.
32
  1. Положительно взаимосвязаны субъектные характеристики, а именно: когнитивный, эмоциональный, волевой самоконтроль и коммуникативный потенциал (рис. 1).
33 Это означает, что все компоненты контроля у офицеров согласованы и составляют единую регуляционную систему. Вместе с тем повышение способности устанавливать контакт и достигать взаимопонимания с окружающими, умение разрешать конфликты с подчиненными, сослуживцами и руководством повышает все субсистемы контроля, а именно способности к произвольной организации действий, волевых усилий, эмоциональный интеллект и интеллектуальный потенциал контроля.
34

Рис. 1. Положительные взаимосвязи между компонентами контроля и поведенческой регуляцией, коммуникативным потенциалом. Толщина линии соответствует уровню достоверности: жирная сплошная линия — при значимости р

35
  1. Обнаружены прямые корреляционные связи между личностными характеристиками: осмысленностью жизнью и моральной нормативностью (r=0.35 при р
36
  1. Существуют положительные взаимосвязи между субъектными и личностными характеристиками:
37 - между осмысленностью жизни и волевым контролем (r=0.34 при р
38 - между моральной нормативностью и волевым контролем (r=0.37 при р
39 Когнитивный контроль не взаимосвязан с личностными особенностями офицеров.
40 Далее мы разделили выборку на две группы по роду деятельности: офицеры курсового звена и офицеры, организующие служебный процесс.Выявлено, что у офицеров первой группы лучше развиты, чем у офицеров второй группы, следующие качества (см. табл. 3):моральная нормативность, поведенческая регуляция, эмоциональный интеллект, осмысленность жизни. У офицеровкурсового звенаболее выражены способность соблюдать уставной порядок взаимодействия, устойчивость к психическим и физическим нагрузкам, способность управлять собственными эмоциями, ощущение осмысленной жизни.
41 Таблица 3. Результаты сравнения офицеров с разным родом деятельности по показателям субъектно-личностных характеристик
Показатели методик Средние значения U-Манна-Уитни Уровень значимости
I группа II группа р р
Эмоциональный интеллект 7.6 6.5 454.5 .042 *
Поведенческая регуляция 7.8 6.9 425.5 .013 *
Осмысленность жизни 132.4 127.3 415 .014 *
Моральная нормативность 7.7 6.7 413.5 .010 **
Примечание. * — при р<.05; ** при — р<.01.
42 В зависимости от рода службы отмечены специфические взаимосвязи:
43
  • между субъектно-личностными характеристиками и фазами эмоционального выгорания. У офицеров курсового звена выявлены обратные корреляционные связи между фазой “Напряжение” и волевым самоконтролем (r=-0.55 при p
44 У офицеров второй группы отмечены отрицательные корреляционные связи между фазой “Напряжение” и поведенческой регуляцией (r=-0.57 при p
45 У офицеров двух групп отсутствует взаимосвязь между эмоциональным выгоранием и когнитивным контролем.
46
  • между компонентами субъектных и личностных характеристик. У офицеров курсового звена отмечены положительные взаимосвязи между волевым контролем и осмысленностью жизни (r=0.41 при p
47 У офицеров, организующих служебный процесс, выявлена положительная корреляционная связь только между эмоциональным интеллектом и осмысленностью жизни (r=0.58 при p
48
  • внутри личностных и субъектных характеристик. Выявлены прямые взаимосвязи между субъектными характеристиками: у офицеров первой группы между волевым самоконтролем и эмоциональным интеллектом (r=0.33 при р
49 Существуют положительные взаимосвязи между личностными особенностями только у офицеров курсового звена: между осмысленностью жизни и моральной нормативностью (r=0.29 при р
50 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
51 В результате нашего исследования гипотеза подтвердилась: фазы эмоционального выгорания и субъектно-личностные характеристики отрицательно взаимосвязаны. При этом выявлено, что между субъектными и личностными характеристиками, внутри субъектных и личностных характеристик существуют прямые корреляционные связи. Согласованность между перечисленными компонентами говорит о психологической зрелости офицеров, что повышает их возможности противостоять воздействиям стрессовых факторов службы и снижает вероятность возникновения синдрома [16, с. 8].
52 Мы определили, что чем выше уровень смысложизненных ориентаций, моральной нормативности, всех компонентов контроля, коммуникативного потенциала, тем ниже выраженность эмоционального выгорания, и наоборот. Полученные данные согласуются с результатами других исследований,в которых доказаны отрицательныевзаимосвязи между выгоранием и отдельными личностными и субъектными особенностями (эмоциональной саморегуляцией; смысложизненнымиориентациями; личностным адаптационным потенциалом; эмоциональным интеллектом, коммуникативными и моральными качествами), выгоранием и структурой факторов (метакогнитивными параметрами как совокупностью субъективных и личностных детерминант)[4; 6;14–15; 19;21–25].
53 Интерес представляет то, что у исследуемых возникновение фаз эмоционального выгорания коррелирует с разными субъектными и личностными характеристиками. Первые две фазы эмоционального выгорания имеют корреляционные связи со всеми выделенными субъектно-личностными характеристиками, кроме взаимосвязи с когнитивным контролем. У фазы “Истощение” отсутствуют корреляционные связи с волевым и эмоциональным контролем, с осмысленностью жизни. Это можно объяснить тем, что на первых двух стадиях эмоционального выгорания человек борется с воздействием стрессогенных факторов службы. Для этого офицерам необходимы умение контролировать собственное поведение и эмоции, применять усилие воли, способность находить контакт с подчиненными и сослуживцами, умение следовать регламенту службы, ощущать осмысленность жизни. На крайней фазе ощущается истощение ресурсов для борьбы со стрессом. Офицерам становится сложно адекватно оценивать и планировать результаты деятельности, принимать ответственные решения, подстраиваться под изменения условий на службе. Несмотря на стабильную цель в жизни — служить Родине, она не способна воздействовать на снижение эмоционального выгорания. Недостаток ресурсов не восполняется усилием воли и контролем эмоциональной сферы.
54 Мы обнаружили, что у офицеров находятся в тесной взаимосвязивсе составляющие контроля поведения, как и в исследовании Н.С. Павловой и Е.А. Сергиенко[13, с. 49]. Это способствует их эффективной регуляции поведения. Также мы выявили, что все компоненты контроля взаимодействуют с коммуникативным потенциалом. Коллективный характер деятельности, управленческие обязанности предполагают развитую способность быстро входить в военный коллектив, вырабатывать эффективную стратегию поведения.
55 В нашем исследовании отмечено, что личностные характеристики между собой положительно взаимосвязаны, а именно осмысленность жизни и моральная нормативность. Для офицеров важно соблюдать уставной порядок взаимодействия, поэтому их смысл жизни тесно взаимосвязан со способностью следовать регламенту службы.
56 Мы выявили, что у офицеров между субъектными и личностными характеристиками существуют тесные взаимосвязи. Но когнитивный контроль не коррелирует с личностными особенностями офицеров. В исследовании Н.С. Павловой и Е.А. Сергиенко также отмечены взаимосвязи между личностными и субъектными характеристиками у военных летчиков.В отличие от нашего исследования, в работе ученыхвыявлены наиболее тесные корреляции между когнитивным контролем и смысложизненными ориентациями [13, с. 52]. Это можно объяснить различием в условиях летной и наземной деятельности. Например, принятие ответственного решения для офицеров курсового звена и офицеров, организующих служебный процесс, и военных летчиков задается внешними регламентированными правилами и приказом командира, что могло объяснить отсутствие взаимосвязи между когнитивным контролем и смысложизненными ориентациями. Но в летной деятельности у офицеров частота экстремальных ситуаций выше, а скорость принятия решения должна быть высокой. Соответственно повышение способности оценивать окружающую обстановку и на основе оценки быстро и гибко принимать решения в различных ситуацияхувеличивает опыт офицера летной деятельности, тем самым повышает осмысленность жизни.Данная закономерность подчеркивает, что специфика рода деятельности влияет на личность.
57 Так как у различных профессий могут быть специфические условия возникновения эмоционального выгорания, мы разделили выборку на две группы по роду деятельности и сравнили их результаты [10; 12; 21]. У офицеров курсового звена по сравнению с офицерами, организующими служебный процесс,лучше развиты:
58
  1. Моральная нормативность. Это связано с тем, что офицеры первой группы должны в большей степени показывать собственный пример для курсантов.
59
  1. Поведенческая регуляция. Офицеры второй группы имеют рутинную и монотонную работу, что, возможно, способствовало снижению устойчивости к воздействию стрессогенных факторов.
60
  1. Эмоциональный интеллект. Для первой группы офицеров важно распознавать эмоции и состояние курсантов, уметь вести за собой, управлять своими эмоциями, так как их первостепенной задачей является воспитание будущих защитников страны.
61
  1. Осмысленность жизни. Возможно, различия связаны с тем, что служба у офицеров курсового звена дает им возможность действовать не только по определенному алгоритму, но и использовать собственно выработанные способы воспитания курсантов. На пути их службы у данной категории офицеров встречаются и стандартные, и нестандартные задачи.
62 Проведен корреляционный анализ у офицеров двух групп между эмоциональным выгоранием и субъектно-личностными характеристиками. У офицеров, организующих служебный процесс, не выявлены взаимосвязи только между фазами эмоционального выгорания и эмоциональным и когнитивным компонентами контроля. Возможно, отсутствие корреляции со способностью понимать чужие эмоции связано с тем, что служба офицеров данной категории в основном носит технический характер, а не межличностный. У офицеров двух групп отсутствует взаимосвязь между эмоциональным выгоранием и когнитивным контролем. Это можно объяснить тем, что деятельность офицеров регламентирована, на службе они достигают внешне заданные цели и задачи, действуют по алгоритму.
63 Отмечены положительные взаимосвязи между компонентами субъектных и личностных характеристик. На основе выявленных данных мы отметили, что способность управлять своими эмоциями, понимать и распознавать чувства курсантов, настойчивость и самообладание, умение находить индивидуальный подход к каждому человеку необходимы офицерам курсового звена для успешного психолого-педагогического сопровождения курсантов. При развитии данных характеристик у офицеров первой группы жизнь становится более осмысленной. Также отмечено, что офицерам необходимо демонстрировать соблюдение уставного порядка взаимодействия с помощью таких качеств, как самообладание и настойчивость. Это связано с тем, что поведение офицера первой группы является примером для курсантов. У офицеров, организующих служебный процесс, выявлена положительная взаимосвязь только между эмоциональным интеллектом и осмысленностью жизни. У офицеров второй группы также есть подчиненные, но в меньшем количестве, чем у второй. При возрастании способности понимать чувства подчиненных, контролировать свои эмоции повышается ощущение осмысленности жизни.
64 На основе выявленных корреляционных связей между субъектными характеристиками мы сделали следующие выводы: у офицеров курсового звена для преодоления препятствий применяется контроль над эмоциями, способность находить контакт с подчиненным, у офицеров со второй группы — осознанный контроль, переосмысление ситуаций и т.д. Так как перед офицерами курсового звена стоят задачи, связанные с человеческими отношениями, самообладание и настойчивость проявляется через контроль эмоций, понимание чувств курсантов, умение находить индивидуальный подход к подчиненному. У офицеров второй группы деятельность носит технический характер, они применяют усилие воли путем планирования, оценки ситуации и т.д.Обнаружены положительные взаимосвязи между личностными особенностями только у офицеров курсового звена. Для офицеров первой группы важно быть положительным примером для курсантов, поэтому их жизнь ощущается более осмысленной и наполненной, если повышается способность к соблюдению уставного порядка взаимодействия.
65 Итак, мы подтвердили, что субъектно-личностные характеристики офицеров выступают в качестве предикторов эмоционального выгорания. Отдельные компоненты субъектно-личностных характеристик находятся в тесной взаимосвязи. При этом связи отмечаются как между компонентами внутри каждого элемента системы (личность, субъект), так и между компонентами разных элементов системы, что определяет психологическую зрелость офицеров.Выявлены различия у офицеров с разным родом деятельности по некоторым субъектно-личностным качествам. Отмечена специфика взаимосвязей между субъектно-личностными характеристиками и эмоциональным выгоранием у офицеров с разным родом деятельности.
66 Теоретическая новизна исследования заключается в том, что впервые изучены взаимосвязи между фазами эмоционального выгорания и субъектно-личностными характеристиками у офицеров. Особенности офицеров рассмотрены с точки зрения системно-субъектного подхода.
67 Практическое значение исследования состоит в том, что полученные данные можно использовать для профилактики эмоционального выгорания у офицеров в военном вузе, а также других служащих со схожими условиями деятельности.
68 В дальнейшей перспективе предполагается изучение особенностей взаимосвязей между эмоциональным выгоранием и субъектно-личностными характеристиками у офицеров военного вуза с разным стажем служебной деятельности. Также планируется разработка методических рекомендаций для профилактики эмоционального выгорания офицеров военного вуза.
69 ВЫВОДЫ
70 1. Выявлены обратные корреляционные связи между фазами эмоционального выгорания и субъектно-личностными характеристиками офицеров. Фазы “Напряжение” и “Резистенция” имеют корреляционные связи со всеми выделенными субъектно-личностными характеристиками, за исключением взаимосвязи с когнитивным самоконтролем. У фазы “Истощение” отсутствуют корреляционные связи только с волевым и эмоциональным контролем, с осмысленностью жизни.
71 2. Между компонентами субъектных и личностных характеристик, внутри субъектных личностных характеристикотмечены тесные положительные взаимосвязи, что определяет психологическую зрелость офицеров.
72 3. У офицеров курсового звена лучше развиты моральная нормативность, поведенческая регуляция, эмоциональный интеллект, выше уровень осмысленности жизни, чем у офицеров, организующих служебный процессы.
73 4. У офицеров в зависимости от рода деятельности выявлены специфические взаимосвязи между фазами эмоционального выгорания и субъектно-личностными характеристиками, между субъектными и личностными компонентами и внутри.

References

1. Boiko V.V. Psikhoenergetika. St. Petersburg: Piter, 2010. 416 p.

2. Vodop’yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika. 3-e izd.,ispr. idop. Mosсow: Yurayt, 2020. 299 p. (In Russian)

3. Zverkov A.G., Eydman E.V. Diagnostika volevogo kontrolya (oprosnik VSK). Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhodiagnostika motivatsii i samoregulyatsii. Мoscow: Izd-vo MGU, 1990. P. 116–124.(In Russian)

4. Karpov A.V. Metakognitivnye determinant psikhicheskogo vygoraniya v provessinalnoy deyatel’nosti. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019. №6(42). P. 322–337. (In Russian)

5. Kitchenko S.V. Vzaimosvyaz’ emotional’nogo vygoraniya ilichnostnogo adaptatsionnogo potentsiala u ofitserov-sotrudnikov v voyennom vuze. Vestnik fakul’teta pschologii i pedagogiki: Vypusk 21 “Student inauchno-tekhnicheskiy progress”. Ed. S.A. Repin. Chelyabinsk: Sity Print, 2017. P. 175–182. (In Russian)

6. Korekhova M.V., Solov’ev A.G., Kirov M.Yu. Osobennosti sindroma professional’nogo vygoraniya u vrakheyanesteziologov-reanimatologov. Psikhologicheskie issledovaniya. 2018. V. 11. № 61. P. 2. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 20.07.2021).(In Russian)

7. Leont’ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy (SZhO). Moscow: Smysl, 2006. 18 p.(In Russian)

8. Maklakov A.G. Lichnostnyy adaptatsionnyy potentsial: ego mobilizatsiya I prognozirovanie v ekstremal’nyk husloviyakh. Psikhologicheskii zhurnal. 2001. №1. P.16–24. (In Russian)

9. Maklakov A.G. Chelovek v ekstremal’nykh usloviyakh deyatel’nosti.Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushina. 2020. №4. P. 165–180. (In Russian)

10. Minin D.S. Emotional’no-lichostnye prediktory psikhicheskogo vygoraniya advokatov v razlichykh vidakh sudoproizvodstva: diss. … kand. psikhol. nauk. Saint-Petersburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2016. 230 p. (In Russian)

11. Morosanova V.I., Bondarenko I.N. Diagnostika samoregulyatsii cheloveka. Moscow: Kogito-tsentr, 2015. 304 p. (In Russian)

12. Orel V.E. Sindrom psikhicheskogo vygoraniya lichnosti. Moscow: Institut psichologii RAN, 2005. 330 p. (In Russian)

13. Pavlova N.S., Sergienko E.A. Sub”ektnaya ilichostnaya regulyatsiya povedeniya kak proyavlenie individual’nosti cheloveka. Psikhologicheskii zhurnal. 2016. V. 37. № 2. P. 43–46. (In Russian)

14. Pol’skaya N.A., Mukhametzyanova M.A. Osobennosti emotsional’noy regulyatsii v svyazi so stressom i vygoraniem. Psykhologicheskie issledovaniya, 2018. V. 11. № 61. P. 10. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 25.06.2021).(In Russian)

15. Pryazhnikov N.S., Ozhogov E.G. Emotsional’noe vygoranie i lichnostnye deformatsii v psikhologo-pedagogicheskoi deyatel’nosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seria 14. (In Russian)

16. Sergienko E.A. Problema sootnosheniya ponyatiy sub"yekta i lichnosti. Psikhologicheskii zhurnal. 2013. V. 34. № 2. P. 5–16.(In Russian)

17. Sergienko E.A. Realizatsia prinzhipa razvitiya v issledovaniyak hpsikhologii sub"yekta. Psikhologicheskii zhurnal. 2017. V. 38. № 2. P. 5–18.(In Russian)

18. Fetiskin N.P. Social’no-psichologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. Saratov: Vuzovskoe obrazovanie, 2018. 720 p.(In Russian)

19. Alessandri G., Perinelli E., De Longis E. Job burnout: The contribution of emotional stability and emotional self-efficacy beliefs. Journal Of Occupational and Organizational Psychology. 2018. V.91 (4). P. 823–851.

20. Dierendonck D.V., Schaufeli W.B., Sixma H.J. Burnout among general practitioners: a perspective from equity theory. Journal of social and clinical psychology. V. 13 (1). 1994. P. 86–100.

21. Maslach C., Jackson S.E., Leiter M.P.Maslach Burnout Inventory: Third edition / In C. P. Zalaquett& R. J. Wood (Eds.). Evaluating stress: A book of resources, 1997. P. 191–218.

22. Perlman B., Hartman E.A. “Burnout”: summary and future and research. Journal of Human relations. 1982. V. 35. №4. P. 283–305.

23. Pines A., Aronson E. Career burnout: causes and cures. New York, 1988. 321p.

24. Zhao J.-L., Li X.-H., Shields J. Managing job burnout: The effects of emotion-regulation ability, emotional labor, and positive and negative affect at work. International Journal of Stress Management. 2019. V. 26 (3). P. 315–320.

25. Zysberg L., Orenshtein C., Gimmon E. Emotional intelligence, stress, and burnout among educators. International Journal of Stress Management. 2017. V. 24 (1). P. 122–136.

Comments

No posts found

Write a review
Translate