32-й Международный конгресс по психологии
32-й Международный конгресс по психологии
Аннотация
Код статьи
S020595920017747-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Созинова И. М. 
Должность: научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического института, ассоциированный сотрудник лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова
Аффилиация: Московский государственный психолого-педагогический институт
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
121-124
Аннотация

Представлены результаты работы 32-го Международного конгресса по психологии (The 32-th International Congress of Psychology 2020+), который состоялся 18−23 июля 2021 года в Праге (Чехия). В конгрессе приняли участие более чем 9000 докладчиков из 87 стран. Были представлены доклады по разным направлениям психологии и смежным специальностям (медицина, педагогика и др.). Описывается краткое содержание ключевых интервью и лекций Д. Канемана, Ф. Зимбардо, К. Маслак, Р. Птацека, Э. Лофтус, Ю. Мойцы, С. МакФарлэнда, а также отдельных симпозиумов и кратких докладов.

Ключевые слова
международный конгресс по психологии, интуиция и рацинальность в принятии решений, тюремный эксперимент, героизм, глобальная идентификация, ложные воспоминания, психофизиология страха
Источник финансирования
Работа подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГППУ в рамках научного проекта “Социальные аспекты формирования индивидуального опыта в онтогенетическом развитии"
Классификатор
Дата публикации
16.12.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
137
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Тридцать второй международный конгресс по психологии (The 32-th International congress of psychology 2020+) состоялся 18−23 июля 2021 года в Праге. Конгресс проходит с 1889 года раз в четыре года и является одним из наиболее значимых международных психологических событий. В этом году конгресс впервые прошел полностью в онлайн формате на платформе Whova, который позволил расширить количество докладов, особенно ключевых лекций. Всего приняло участие более 9000 докладчиков из 87 стран, представляющих университеты, школы, медицинские научно-исследовательские институты, государственные и коммерческие органы, промышленные организации и консультационные агентства. Программа конгресса включала воркшопы, устные и постерные доклады, симпозиумы, ключевые лекции.
2 В рамках конгресса было организовано интервью с Даниэлем Канеманом (Daniel Kahneman, Университет Принстона) о его научной деятельности. Д. Канеман описывал свои первые наблюдения несоответствия поведения и самоотчетов людей в стрессовой ситуации, обсуждал роль интуиции и рациональности в принятии решений. Исследователь подверг критике термин иррациональность, утверждая, что всякое поведение рационально. Отдельно обсуждались исследования по утилитарности решения, которая подвержена предубеждениям; эвристиках в мышлении человека. Д. Канеман отметил, что хотя у исследований с праймингом низкий уровень повторяемости, он не исключает значения прайминга в процессе принятия решений.
3 В рамках лекции Филипа Зимбардо (Philip Zimbardo, Стэнфордский университет) Психологическое путешествие в область Зла, Исцеления и Героизма обсуждались представления о зле, застенчивости, героизме. Автор рассказал про Стенфордский эксперимент с заключеными и надзирателями, суть которого состояла в том, что добровольцев разделили на две группы, поместили их в соответствующие ролям условия и следили за поведением. Обсуждались причины жестокости надзирателей по отношению к заключеным. Кроме того, Ф. Зимбардо высказал свои представления о героизме, основных характеристиках этого явления и о проектируемой образовательной программе по формированию героизма.
4 В ходе ключевой лекции Выгорание в 21-ом веке: Прошлое и Будущее Кристина Маслак (Christina Maslach, Университет Калифорнии, Беркли) описала историю исследования феномена выгорания, выделила его три ключевые характеристики при хронической стрессовой ситуации на работе: истощение (негативный ответ на стресс), цинизм (негативное восприятие работы и других) и неэффективность (негативное восприятие себя). На основании проведенных исследований автор делает вывод, что эти характеристики проявляются не столько из-за личности человека, сколько из-за рабочего окружения, поэтому профилактические работы, нацеленные на изменение отношения человека к рабочему процессу неэффективны при отсутствии изменений в условиях работы.
5 В рамках ключевой лекции Радека Птацека (Radec Pacek, первый медицинский факультет Чарльзского университета в Праге) СДВГ - диагноз 21-го века рассматривались история изучения синдрома, его уточнение с точки зрения современных данных. Обсуждалась гендерная разница в проявлении симптомов СДВГ. Так, у мальчиков чаще наблюдаются проявления агрессии и импульсивности, тогда как у девочек чаще проявляется дефицит внимания, что так же мешает им адаптироваться в социальной среде, в том числе и в образовательной. Автор ставит под сомнение критерии диагностики, представляет аргументы для их пересмотра. Отмечается, что основные симптомы СДВГ импульсивность, гиперактивность, дефицит внимания и коморбидность имеют разную динамику в онтогенезе. Дефицит внимания повышается в течение жизни, а импульсивность и гиперактивность снижаются. Однако Р. Птацек предполагает, что такая динамика характеризует высокий уровень ранней смертности людей с симптомами импульсивности и гиперактивности, а не снижение этих симптомов с возрастом. В завершении лекции автор затронул этические проблемы, связанные с диагностированием СДВГ.
6 В рамках ключевых лекций был представлен доклад Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus, Калифорнийский университет в Ирвайне) Фикция памяти. Были описаны исследования о богатых ложных воспоминаниях (rich false memory) ̶ воспоминаниях о каком-то событии, которого не было. Существует много способов формировать такие воспоминания: мечты, гипноз, сфабрикованные фото- и видеоматериалы и др. Э. Лофтус представила данные, свидетельствующие об отсутствии различий поведения, эмоциональной окраски и нейронного обеспечения истинных и богатых ложных воспоминаний. В дискуссии обсуждались этические вопросы, положительные и отрицательные стороны использования богатых ложных воспоминаний как метода лечения людей после травматических событий.
7 Ключевая лекции Юрисевиц Мойцы (Jurisevic Mojca, Университет Любляны) Мотивация учиться: взаимодействие настоящих и будущих исследований и практики была посвящена разрыву между мотивацией к обучению в рамках школьного образования и личной мотивацией к обучению. Проведены исследования мотивации в рамках дистанционного обучения. Выявлено, что мотивация к обучению снижается у всех учеников, однако, чем старше ребенок, тем динамика снижения меньше. В конце доклада обсуждались способы повышения мотивации к обучению в условиях образовательной среды.
8 В рамках ключевой лекции Сэма МакФарлэнда (Sam McFarland, Университет западного Кентуки) “Все человечество едино: исследование глобальной идентификации человека и гражданства” было представлено исследование идентификации человека со всем человечеством. Описаны экспериментальные данные, свидетельствующие об отрицательной корреляции между идентификацией человека с человечеством и предубеждениями к членам разных групп, и положительной корреляции с эмпатией и принятием точек зрения других (perspective taking). Людям, идентифицирующим себя с человечеством, характерна большая озабоченность экологией и глобальными проблемами. Показано, что уровень “глобальной” идентификации достоверно повышался, если человека просили представить себя самым высоконравственным. С. МакФарлэнд представил возможные способы увеличения количества людей с “глобальной” идентификацией, среди которых отдельно выделил образование и путешествия.
9 Симпозиум “Взаимосвязь сенсомоторики с познанием при нормальном и патологическом старении” был посвящен набирающей популярность проблеме воплощенного познания (embodied cognition). Ян Куэлло (Yan Coello) в рамках доклада “Репрезентация периферического пространства в мозге здорового и больного человека” обосновал, в том числе и с помощью нейрофизиологических данных, что периферическое пространство является мультисенсорным. Был проведен эксперимент, в котором взрослые и дети оценивали близость объекта. Взрослые люди значимо переоценивали расстояние, когда объект находился в периферической зоне. Аналогичный эксперимент был проведен при участии взрослых и пожилых людей (31−82 года) с инсультом в разных полушариях мозга. Были получены данные о дефиците связи моторики и сенсорики при инсультах, преимущественно правого полушария, которые никак не отражались на способности выполнять простые моторные задания. Таким образом, люди неадекватно оценивали расстояния в периферической зоне ни при воображаемой оценке, ни при реальном физическом действии. В рамках доклада Лео Дутруа (Leo Dutriax) “Старение и положение манипулируемых объектов в памяти” была представлена концепция моторного аффорданса. Продемонстрированы данные о мозговой активации в моторной системе при предъявлении изображений объектов, которыми можно манипулировать. Представлены данные эксперимента, в ходе которого людям предъявляли изображения объектов, с которыми можно и нельзя манипулировать, затем предъявляли отвлекающую задачу, после чего просили вспомнить и произнести название объекта. Во время выполнения этой процедуры у одной группы людей руки были за спиной, у другой ─ лежали перед ними на столе. Люди, у которых руки были расположены на столе, значимо чаще воспроизводили названия объектов, с которыми можно манипулировать, в отличие от объектов, с которыми нельзя манипулировать и в отличие от людей, державших руки за спиной. Такой же эффект наблюдался и у пожилых людей, при этом количество правильных ответов было значимо ниже во всех заданиях у обеих групп. Таким образом, сделан вывод о том, что моторная память у взрослых и пожилых людей имеет одинаковые механизмы. Гуилам Валле (Guillaume Vallet) в докладе “Воплощенное познание при старении: сенсорный ключ к познанию” высказал предположение о здоровом старении при взаимодействии восприятия и познания. Были приведены экспериментальные данные по восприятию различных объектов при участии пожилых людей с разными заболеваниями. Сделаны выводы о том, что при нормальном старении репрезентация происходит в более «низком разрешении» (предположительно из-за визуальной модальности), болезнь Альцгеймера характеризуется дефицитом мультимодальной интеграции, семантическая деменция − дефицитом визуальной/сенсорной интеграции, а болезнь Паркинсона − дефицитом моторной интеграции.
10 В основном, в рамках конгресса устные доклады не были организованы по тематическим секциям и симпозиумам, а были представлены отдельно. В рамках доклада Вен Фангфанг (Wen Fangfang) “Изучение неявных гендерных стереотипов у детей с помощью парадигмы стереотипных объяснительных предубеждений” было представлено исследование детей 3−6 лет. Детям предъявляли ситуации с другими детьми, которые вели себя соответственно и несоответственно стереотипному гендерному поведению, и просили объяснить, почему они ведут себя предложенным образом. В ходе оценки стереотипных объяснений было выявлено, что имплицитные гендерные предубеждения появляются в возрасте 3−4 лет.
11 В рамках доклада Хироми Цуджи (Hiromi Tsuji) Эгалитаризм у дошкольников: можно ли объяснить просоциальное поведение с помощью познавательных процессов? представлено исследование, в ходе которого показано, что дети с возрастом все чаще применяют стратегию “уравнивания” в диктаторской игре. Это поведение не было связано с самоконтролем ребенка. С помощью анализа дополнительных переменных, в том числе отчетов родителей и учителей, сделан вывод о том, что развитие просоциального поведения связано с прошлым опытом ребенка и воспитанием. Например, одним из факторов развития просоциального поведения является наличие братьев и сестер.
12 В начале доклада Лианг Кенг-Чена (Liang Keng-Chen) “Рассказ о двух энграммах - роль миндалины и гиппокампа в изучении страха” представил противоречивые данные литературы о вкладе гиппокампа и миндалины в процесс формирования страха. С одной стороны, выявлен больший вклад активности гиппокампа при формировании контекстного страха, а миндалины ─ в ответ на стимул. С другой стороны, представлены данные о влиянии активности гиппокампа и в контекстных, и в стимульных условиях. В рамках исследования при участии мышей было показано, что при формировании контекстного и шокового (стимульного) страха участвуют разные нейротрансмиттеры. Получены экспериментальные данные, свидетельствующие в пользу предположения о том, что шоковый стимул может являться частью контекста, а в разных условиях формирования страха, актуализируются разные мозговые механизмы.
13 В целом, конгресс охватил более, чем 30 различных тем, связанных с психологическими науками и смежными темами, среди которых психология личности, клиническая психология, патопсихология, психология развития, социальная психология, эволюционная психология, нейропсихология, методология, психология труда, сравнительная психология, психология искусства, психология спорта, коучинг, религия, образование и др.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести