The 32-th International Congress of Psychology (ICP 2020+)
Table of contents
Share
QR
Metrics
The 32-th International Congress of Psychology (ICP 2020+)
Annotation
PII
S020595920017747-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
I. Sozinova 
Occupation: Research Fellow, Laboratory for Neurocognitive Research of Individual Experience
Affiliation: Moscow State University of Psychology and Education
Address: Russian Federation, Moscow
Pages
121-124
Abstract

The results of the work of The 32-th International Congress of Psychology (ICP 2020+), which took place on July 18−23, 2021 in Prague (Czech Republic), are presented. More than 9000 speakers from 87 countries took part in the congress. Reports were presented on various areas of psychology and related specialties (medicine, pedagogy, etc.). A brief summary of key interviews and lectures by D. Kahneman, F. Zimbardo, K. Maslak, R. Ptacek, E. Loftus, Y. Moytsa, S. McFarland, as well as individual symposia and short reports is described.

Keywords
international congress on psychology, intuition and rationality in decision making, prison experiment, heroism, global identification, false memories, psychophysiology of fear
Acknowledgment
The work was prepared with the financial support of the Moscow State University of Psychology and Education within the framework of the scientific project “Social aspects of the formation of individual experience in ontogenetic development”
Date of publication
16.12.2021
Number of purchasers
6
Views
138
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Тридцать второй международный конгресс по психологии (The 32-th International congress of psychology 2020+) состоялся 18−23 июля 2021 года в Праге. Конгресс проходит с 1889 года раз в четыре года и является одним из наиболее значимых международных психологических событий. В этом году конгресс впервые прошел полностью в онлайн формате на платформе Whova, который позволил расширить количество докладов, особенно ключевых лекций. Всего приняло участие более 9000 докладчиков из 87 стран, представляющих университеты, школы, медицинские научно-исследовательские институты, государственные и коммерческие органы, промышленные организации и консультационные агентства. Программа конгресса включала воркшопы, устные и постерные доклады, симпозиумы, ключевые лекции.
2 В рамках конгресса было организовано интервью с Даниэлем Канеманом (Daniel Kahneman, Университет Принстона) о его научной деятельности. Д. Канеман описывал свои первые наблюдения несоответствия поведения и самоотчетов людей в стрессовой ситуации, обсуждал роль интуиции и рациональности в принятии решений. Исследователь подверг критике термин иррациональность, утверждая, что всякое поведение рационально. Отдельно обсуждались исследования по утилитарности решения, которая подвержена предубеждениям; эвристиках в мышлении человека. Д. Канеман отметил, что хотя у исследований с праймингом низкий уровень повторяемости, он не исключает значения прайминга в процессе принятия решений.
3 В рамках лекции Филипа Зимбардо (Philip Zimbardo, Стэнфордский университет) Психологическое путешествие в область Зла, Исцеления и Героизма обсуждались представления о зле, застенчивости, героизме. Автор рассказал про Стенфордский эксперимент с заключеными и надзирателями, суть которого состояла в том, что добровольцев разделили на две группы, поместили их в соответствующие ролям условия и следили за поведением. Обсуждались причины жестокости надзирателей по отношению к заключеным. Кроме того, Ф. Зимбардо высказал свои представления о героизме, основных характеристиках этого явления и о проектируемой образовательной программе по формированию героизма.
4 В ходе ключевой лекции Выгорание в 21-ом веке: Прошлое и Будущее Кристина Маслак (Christina Maslach, Университет Калифорнии, Беркли) описала историю исследования феномена выгорания, выделила его три ключевые характеристики при хронической стрессовой ситуации на работе: истощение (негативный ответ на стресс), цинизм (негативное восприятие работы и других) и неэффективность (негативное восприятие себя). На основании проведенных исследований автор делает вывод, что эти характеристики проявляются не столько из-за личности человека, сколько из-за рабочего окружения, поэтому профилактические работы, нацеленные на изменение отношения человека к рабочему процессу неэффективны при отсутствии изменений в условиях работы.
5 В рамках ключевой лекции Радека Птацека (Radec Pacek, первый медицинский факультет Чарльзского университета в Праге) СДВГ - диагноз 21-го века рассматривались история изучения синдрома, его уточнение с точки зрения современных данных. Обсуждалась гендерная разница в проявлении симптомов СДВГ. Так, у мальчиков чаще наблюдаются проявления агрессии и импульсивности, тогда как у девочек чаще проявляется дефицит внимания, что так же мешает им адаптироваться в социальной среде, в том числе и в образовательной. Автор ставит под сомнение критерии диагностики, представляет аргументы для их пересмотра. Отмечается, что основные симптомы СДВГ импульсивность, гиперактивность, дефицит внимания и коморбидность имеют разную динамику в онтогенезе. Дефицит внимания повышается в течение жизни, а импульсивность и гиперактивность снижаются. Однако Р. Птацек предполагает, что такая динамика характеризует высокий уровень ранней смертности людей с симптомами импульсивности и гиперактивности, а не снижение этих симптомов с возрастом. В завершении лекции автор затронул этические проблемы, связанные с диагностированием СДВГ.
6 В рамках ключевых лекций был представлен доклад Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus, Калифорнийский университет в Ирвайне) Фикция памяти. Были описаны исследования о богатых ложных воспоминаниях (rich false memory) ̶ воспоминаниях о каком-то событии, которого не было. Существует много способов формировать такие воспоминания: мечты, гипноз, сфабрикованные фото- и видеоматериалы и др. Э. Лофтус представила данные, свидетельствующие об отсутствии различий поведения, эмоциональной окраски и нейронного обеспечения истинных и богатых ложных воспоминаний. В дискуссии обсуждались этические вопросы, положительные и отрицательные стороны использования богатых ложных воспоминаний как метода лечения людей после травматических событий.
7 Ключевая лекции Юрисевиц Мойцы (Jurisevic Mojca, Университет Любляны) Мотивация учиться: взаимодействие настоящих и будущих исследований и практики была посвящена разрыву между мотивацией к обучению в рамках школьного образования и личной мотивацией к обучению. Проведены исследования мотивации в рамках дистанционного обучения. Выявлено, что мотивация к обучению снижается у всех учеников, однако, чем старше ребенок, тем динамика снижения меньше. В конце доклада обсуждались способы повышения мотивации к обучению в условиях образовательной среды.
8 В рамках ключевой лекции Сэма МакФарлэнда (Sam McFarland, Университет западного Кентуки) “Все человечество едино: исследование глобальной идентификации человека и гражданства” было представлено исследование идентификации человека со всем человечеством. Описаны экспериментальные данные, свидетельствующие об отрицательной корреляции между идентификацией человека с человечеством и предубеждениями к членам разных групп, и положительной корреляции с эмпатией и принятием точек зрения других (perspective taking). Людям, идентифицирующим себя с человечеством, характерна большая озабоченность экологией и глобальными проблемами. Показано, что уровень “глобальной” идентификации достоверно повышался, если человека просили представить себя самым высоконравственным. С. МакФарлэнд представил возможные способы увеличения количества людей с “глобальной” идентификацией, среди которых отдельно выделил образование и путешествия.
9 Симпозиум “Взаимосвязь сенсомоторики с познанием при нормальном и патологическом старении” был посвящен набирающей популярность проблеме воплощенного познания (embodied cognition). Ян Куэлло (Yan Coello) в рамках доклада “Репрезентация периферического пространства в мозге здорового и больного человека” обосновал, в том числе и с помощью нейрофизиологических данных, что периферическое пространство является мультисенсорным. Был проведен эксперимент, в котором взрослые и дети оценивали близость объекта. Взрослые люди значимо переоценивали расстояние, когда объект находился в периферической зоне. Аналогичный эксперимент был проведен при участии взрослых и пожилых людей (31−82 года) с инсультом в разных полушариях мозга. Были получены данные о дефиците связи моторики и сенсорики при инсультах, преимущественно правого полушария, которые никак не отражались на способности выполнять простые моторные задания. Таким образом, люди неадекватно оценивали расстояния в периферической зоне ни при воображаемой оценке, ни при реальном физическом действии. В рамках доклада Лео Дутруа (Leo Dutriax) “Старение и положение манипулируемых объектов в памяти” была представлена концепция моторного аффорданса. Продемонстрированы данные о мозговой активации в моторной системе при предъявлении изображений объектов, которыми можно манипулировать. Представлены данные эксперимента, в ходе которого людям предъявляли изображения объектов, с которыми можно и нельзя манипулировать, затем предъявляли отвлекающую задачу, после чего просили вспомнить и произнести название объекта. Во время выполнения этой процедуры у одной группы людей руки были за спиной, у другой ─ лежали перед ними на столе. Люди, у которых руки были расположены на столе, значимо чаще воспроизводили названия объектов, с которыми можно манипулировать, в отличие от объектов, с которыми нельзя манипулировать и в отличие от людей, державших руки за спиной. Такой же эффект наблюдался и у пожилых людей, при этом количество правильных ответов было значимо ниже во всех заданиях у обеих групп. Таким образом, сделан вывод о том, что моторная память у взрослых и пожилых людей имеет одинаковые механизмы. Гуилам Валле (Guillaume Vallet) в докладе “Воплощенное познание при старении: сенсорный ключ к познанию” высказал предположение о здоровом старении при взаимодействии восприятия и познания. Были приведены экспериментальные данные по восприятию различных объектов при участии пожилых людей с разными заболеваниями. Сделаны выводы о том, что при нормальном старении репрезентация происходит в более «низком разрешении» (предположительно из-за визуальной модальности), болезнь Альцгеймера характеризуется дефицитом мультимодальной интеграции, семантическая деменция − дефицитом визуальной/сенсорной интеграции, а болезнь Паркинсона − дефицитом моторной интеграции.
10 В основном, в рамках конгресса устные доклады не были организованы по тематическим секциям и симпозиумам, а были представлены отдельно. В рамках доклада Вен Фангфанг (Wen Fangfang) “Изучение неявных гендерных стереотипов у детей с помощью парадигмы стереотипных объяснительных предубеждений” было представлено исследование детей 3−6 лет. Детям предъявляли ситуации с другими детьми, которые вели себя соответственно и несоответственно стереотипному гендерному поведению, и просили объяснить, почему они ведут себя предложенным образом. В ходе оценки стереотипных объяснений было выявлено, что имплицитные гендерные предубеждения появляются в возрасте 3−4 лет.
11 В рамках доклада Хироми Цуджи (Hiromi Tsuji) Эгалитаризм у дошкольников: можно ли объяснить просоциальное поведение с помощью познавательных процессов? представлено исследование, в ходе которого показано, что дети с возрастом все чаще применяют стратегию “уравнивания” в диктаторской игре. Это поведение не было связано с самоконтролем ребенка. С помощью анализа дополнительных переменных, в том числе отчетов родителей и учителей, сделан вывод о том, что развитие просоциального поведения связано с прошлым опытом ребенка и воспитанием. Например, одним из факторов развития просоциального поведения является наличие братьев и сестер.
12 В начале доклада Лианг Кенг-Чена (Liang Keng-Chen) “Рассказ о двух энграммах - роль миндалины и гиппокампа в изучении страха” представил противоречивые данные литературы о вкладе гиппокампа и миндалины в процесс формирования страха. С одной стороны, выявлен больший вклад активности гиппокампа при формировании контекстного страха, а миндалины ─ в ответ на стимул. С другой стороны, представлены данные о влиянии активности гиппокампа и в контекстных, и в стимульных условиях. В рамках исследования при участии мышей было показано, что при формировании контекстного и шокового (стимульного) страха участвуют разные нейротрансмиттеры. Получены экспериментальные данные, свидетельствующие в пользу предположения о том, что шоковый стимул может являться частью контекста, а в разных условиях формирования страха, актуализируются разные мозговые механизмы.
13 В целом, конгресс охватил более, чем 30 различных тем, связанных с психологическими науками и смежными темами, среди которых психология личности, клиническая психология, патопсихология, психология развития, социальная психология, эволюционная психология, нейропсихология, методология, психология труда, сравнительная психология, психология искусства, психология спорта, коучинг, религия, образование и др.

Comments

No posts found

Write a review
Translate