Технология модерации в урегулировании конфликта: структура и алгоритм
Технология модерации в урегулировании конфликта: структура и алгоритм
Аннотация
Код статьи
S020595920020495-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Нагайчук А. Ф. 
Должность: старший преподаватель кафедры социальной философии и философии политики
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
46-56
Аннотация

Современная практика взаимодействия во всех сферах общества характеризуется проблематикой эскалации конфликтов, что делает актуальным разработку различных способов их урегулирования. Данная статья рассматривает особый способ решения данной проблемы — модерацию, которая позиционируется как социально-психологическая и социально-политическая технология исследования и урегулирования конфликтов в современных условиях взаимодействия. Анализ данной технологии осуществляется в исследовательском и прагматическом аспектах. Описан алгоритм технологии модерации как особого способа согласования многообразных социальных интересов и сотрудничества на взаимовыгодных условиях. Предполагается, что данная технология может быть использована в рамках реализации гармоничной социальной политики, ориентированной на разнообразные социальные интересы и ценности общества и его общностей.

Ключевые слова
социальные технологии, урегулирование конфликта, модерация, посредничество, фокус-группа, согласование интересов
Классификатор
Дата публикации
23.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
603
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Конфликт, его опасные формы проявления и эффективность способов урегулирования – наиболее актуальные темы современной практики социального взаимодействия, а также наук, которые занимаются изучением задач данного рода и прикладной деятельностью по их решению. Это, прежде всего, конфликтология, психология, социальная психология, социология, юридическая наука и политология. При этом все более актуальными становятся проблемы социальной справедливости, напрямую связанные с многомерностью мотивации феномена справедливости [11, с. 137]. Хотя накоплены обширные знания в сфере конфликтологии и конфликторазрешения и большой опыт применения на практике разных способов урегулирования конфликта, отсутствует систематизированная практика преодоления масштабных конфликтов в социально-политической сфере, особенно, в опасных формах их проявления. В связи с этим возникает необходимость более глубокого и комплексного научного осмысления данной проблемы для выявления наиболее эффективных способов преодоления конфликтов. Одним из таких способов может стать комплексная социально-психологическая технология модерации конфликта.
2 Главенствующие в современной практике способы конфликт-менеджмента такие как арбитраж, переговоры, медиация вполне способны эффективно регулировать сложные и масштабные социально-политические конфликты, но на стадии завершенного конфликта в целях нормализации отношений после пережитой социо- и психодрамы острого конфликта именно фасилитативная модерация помогает людям пережить в коллективе идентичных пострадавших морально-психологический ущерб наилучшим образом.
3

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ

4 Модерация как способ максимального погружения исследователя в изучаемую проблему в форме глубинного интервью возникает еще в конце XIX века, потом продолжает свое развитие в 40-х годах ХХ века уже как метод фокус-групповой дискуссии, становится актуальной в 70-х годах как педагогическая и управленческая технология, и наконец, начиная с 80-х годов ХХ века, оформляется во всеобъемлющую методику социологических, социально-психологических и маркетинговых исследований, а затем транслируется в русло управления конфликтом как особый вид исследовательско-регулятивной технологии к началу ХХI века. Изучением модерации на разных этапах, в разных сферах и формах ее применения занимались многие авторы: П. Лазарсфельд, П. Кендалл, Р. Мертон, Р. Крюгер, Т. Гринбаум, М. Дибас, С. Белановский, Е. Дмитриева, О. Мельникова и др. Модерация рассмотрена преимущественно как исследовательский метод в разных отраслях и сферах жизнедеятельности общества. Также модерация достаточно подробно изучена и как образовательная (отчасти педагогическая) технология, прежде всего такими авторами как М. Нуланд, Б. Бом, В. Зайцев, У. Рембекова и др. Модерация как технологический способ урегулирования конфликта слабо представлена в современной научной литературе. Отметим, что данной разработкой в отдельных направлениях, но не комплексно в свое время занимались К. Клеберт, А. Редлих и Е Миронов, частично А. Эдмюллер, В. Зайцев, Г. Ткаченко, а также А. Нагайчук, Н. Филатова и другие авторы.
5 Вышеуказанные авторы выпустили ряд работ о роли и возможностях модерации в управлении сообществами: муниципальной общиной, например, в Германии — К. Клеберт, В. Штрауб [19]; о способах модерирования дискуссией и стилях, методах осуществления модерации — А. Эдмюллер, Т.  Вильгельм [17]; о посреднической роли модератора и психологических аспектах модерации в организации — А. Редлих, Е. Миронов [12]; о технологических аспектах модерации, например, статью на тему “Модерация конфликта: методика исследования и технология регуляции”, в которой авторы утверждают, что важным представляется объединять знания и практику исследовательской, управленческой и педагогической модерации, что позволит сформировать “…более качественные знания о конфликте на основе понимания… закономерностей его возникновения, развития и завершения конфликта, включая обязательно стадию его имплементации” [15, с. 87]. Также важным в направлении расширения и углубления технологических представлений о регулирующих конфликт особенностях модерации стал материал “Основные задачи и виды модерации как прикладного способа исследования и технологии урегулирования конфликта” [1, с. 38–54], в котором дан подробный анализ основных видов модерации, включая исследовательскую, разрешительную, педагогическую, которая отличается от образовательной, фасилитативной, формирующей и т.д. Помимо видов модерации, в данной статье рассматриваются технологические основы и задачи, стоящие перед модерацией в урегулировании масштабных социально-политических конфликтов. Опубликован подробный материал о стилях модерирования и методах модерации, содержащийся в работах В.С. Зайцева и О.Т. Мельниковой. Все эти наработки требуют серьезной трансформации и систематизации, технологизации для формирования самостоятельного и эффективного социально-психологического способа исследования и регуляции конфликта в его постоянно меняющейся и усложняющейся форме.
6 При этом практически неосвещенными в научной литературе остались базовые технологические аспекты модерации как способа урегулирования конфликта – структура технологии и ее алгоритм. Это не позволяет полноценно применять данную технологию в современной практике социального взаимодействия для воздействия на конфликт, особенно в его большом масштабе и острой форме протекания, например, в сфере социально-политических отношений. Целью данной статьи является устранение этого пробела в современной социальной и психологической науке, направленной на изучение и решение практических управленческих и социально-психологических задач. Так, в этом материале будет описана комплексная социально-психологическая и социально-политическая технология модерации, позволяющая оперативно и качественно не только исследовать конфликт, но и урегулировать его. Данная проблема теоретико-прикладного характера предполагает решение следующих задач: организационный аспект технологии, методика, структурные элементы, процедура и алгоритм технологии модерации конфликта.
7 Исследование и анализ социально-психологической технологии модерации предполагает использование теоретических и эмпирических методов изучения проблемы. Так, в теоретическом плане на основе методологии нового институционализма, технологического подхода и концепции социальных интересов (групп интересов, заинтересованных групп), символического интеракционизма использованы теоретические методы аксиоматического и сравнительного анализа, идеализации, анализа-синтеза, абстрагирования и конкретизации, классификации и индукции эмпирических наблюдений. Применен концепт теории относительной депривации Т.Р. Гарра, совместно с концепцией референтных групп Р. Мертона и П. Сорокина. Прикладные методы исследования, которые применялись для изучения и практической отработки и анализа технологии модерации — методика фокус-групповой модерации дискуссии, наблюдение и анализ документов.
8 Опираясь на практический опыт Арлин Одергон, одной из основательниц организации CFOR, которая занимается проведением общественных форумов по проблемам предотвращения и мирного урегулирования войн, можно выделить особый вид метода – фасилитативная модерация. Фасилитативная модерация направлена в практическом смысле на конкретную помощь людям, получившим коллективную или общественную психологическую травму при террористической угрозе, в ходе вооруженного конфликта или в иной “горячей точке”, чтобы пережить этот негативный опыт в коллективе “единомышленников” и иметь внутренние силы двигаться дальше на пути к мирному сосуществованию и спокойной жизни [9, с. 439–447].
9 Таким образом модерация рассматривается в литературе и используется на практике в качестве фасилитативной формы социально-психологической помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и в качестве исследовательского метода фокус-групп, и в качестве управленческой и педагогической технологии.
10

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ

11 Любая социально-психологическая технология, особенно в сфере регуляции социально-политических отношений, в своей структуре имеет основанием идею и цель, отражающую те или иные социальные интересы и ценности, далее в нее включены более конкретные задачи, которые будет решать данная технология, затем определяются способы (направления деятельности) и методы (конкретные пути в данных направлениях), процедуры (общие моменты, включающие в себя конкретные техники, операции, инструменты), наконец, механизм — алгоритм действий, позволяющий активировать технологию. Специфическим свойством технологии регулирования конфликта является ее адекватность постоянно меняющейся обстановке, гибкость, способность учитывать непредсказуемый контекст конфликтной ситуации, изменчивую структурно-динамическую модель самого конфликта. Указывается, что “технология регулирования конфликта — это технологизированная, имеющая воспроизводящийся механизм и алгоритм, деятельность управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода социального конфликта в иное русло (менее опасное, мирное) и на другой уровень отношений” [8, c. 85].
12 Соответственно, рассматривая модерацию с позиций институционального и социально-технологического подхода, выделим следующие структурные элементы социально-психологической технологии модерации:
13
  1. Базовая идея модерации — оптимальное социальное взаимодействие, которое основано на согласовании интересов различных субъектов на основе единых норм и правил, одинаковой трактовке схожих социальных норм и духовных ценностей. Идейная основа модерации заложена концепцией групповых интересов, групп влияния и заинтересованных групп.
  2. Цель модерации — в зависимости от вида может подразделяться на три генеральных варианта: 1) всестороннее глубинное исследование причин и структурно-динамической модели конфликтной ситуации (сам непосредственный конфликт и его контекстуальные условия — среда и генезис) для построения подробной и согласованной “карты конфликта”; 2) регуляция конфликта и применение допустимой в данной конкретной ситуации разрешительной методики; 3) комбинированная модель по типу “от исследования к регуляции” на основе выявленных формирующих эффектов согласования позиций сторон в процессе анализа причинно-следственных факторов и интересов.
  3. Задачи технологии модерации состоят в детальном поэтапном выполнении сценария и гайда. Именно они отражают основные этапы модерации. Если же всю модерацию сводить сугубо к выполнению определенных этапов, такая технология будет выражаться лишь в выполнении определенных задач.
  4. Способ модерации — это направление действий по глубинному обсуждению проблемы. Здесь может применяться групповая очная дискуссия, образовательный проект (обсуждение норм и установок, обучение и внедрение новых вариантов и форм взаимодействия), дистанционное управление дискурсом, исследование и т.д.
  5. Метод (группа методов) модерации — это конкретный путь ведения дискуссии, сочетание определенных методик для наилучшего достижения поставленной цели. Это все возможные методы решения проблем, постановки вопросов и трансформации мнений (“Сократов метод”; метод глубинного интервью со всеми требованиями к выбору и формулированию вопросов и их последовательности; активизация выработки идей — методики “мозгового штурма” и иные активные методы; педагогические и фасилитативные методы работы; методы социодрамы и психодрамы). Подробнее о методах можно найти в работах В.С. Зайцева [13, c. 18–27] и О.Ю. Калмыковой, Г.П. Гагаринской [6].
  6. Процедура модерации: качественный рекрутинг участников, достижение договоренности о правилах поведения; презентация личных мнений по каждому вопросу, фокусированное и глубинное обсуждение и оценка мнений друг друга, достижение согласия в группе по вопросу путем углубления в проблему (переход от позиции к интересу), работа в микрогруппах, выработка идей и вариантов решений на основе объективных критериев, согласование частных/групповых/общих интересов, утверждение общего решения.
  7. Техники — здесь применимы все нарративные, фасилитативные, аналитико-оценочные и трансформационные техники, известные современной социологии, психологии и конфликтологии: “активного слушания”, “перефразирования”, “нормализации точки зрения”, “экстернализации”, “оценки экспектаций”, “деконструкции”, “конструкции”, “сопоставления мнений”, “трансформации мнения”, “экспертной оценки”, “эмпатии”, “погружения в проблему”, “социального дизайна”, “проверки на жизнеспособность” и т.д. Применимо сочетание техники интегративных (принципиальных) переговоров с элементами “торга” (состязательности) по уместным и обоюдоострым вопросам [16, c. 119].
  8. Приемы и тактики — во время осуществления данной технологии, посредник вправе использовать “весь арсенал педагогических, психологических, переговорных приемов и тактик, направленных на достижение компромисса и сотрудничества, учитывая, что будет конструктивной моделью взаимодействия в урегулировании конфликта” [4, c. 209]. “Модератор активно участвует на стадии вхождения в проблему, объясняя (формулируя) ее суть и конкретную постановку задачи, постоянно уточняет вопросы по гайду и переспрашивает в случае необходимости, резюмирует вывод и проверяет его на каждом этапе дискуссии, при необходимости ставит вопрос на голосование, не навязывает и в идеале не предлагает варианты решения проблемы” [18], но может вводить определенные идеи для прямого обсуждения или по аналогии, вместе с участниками формирует проект решения и направляет его обсуждение к достижению адекватного и жизнеспособного заключения.
  9. Инструменты — это сценарий и его центральное звено — гайд, также всевозможные стимульные материалы, бланки опросов, “переговорные таблицы”, проекты соглашений, варианты решений, тексты (выдержки статей, определения понятий, цитаты, описания норм, реклама, видеосюжеты, результаты опросов и т.д.), тесты, флип-чарты, инструкции.
14

ОПИСАНИЕ БАЗОВОЙ ИДЕИ, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МОДЕРАЦИИ

15 Технология модерации направлена на изменение различных внутриличностных, межличностных и групповых социально-психологических и социальных процессов, способствующих зарождению, эскалации и деэскалации конфликта, нормализации отношений по его завершении. Как и любая социальная технология она может оказывать влияние, как отмечают В.Н. Иванов и В.И. Патрушев, на следующие процессы: “…внутриличностные процессы (формирование интересов, ценностей, установок); процессы, происходящие между индивидами, индивидами и группой (лидерство, адаптации и дезадаптации, самоидентификации, противодействие); процессы, происходящие внутри группы или общности (процесс организации, дезорганизации, формирования групповых интересов); процессы, происходящие в отношениях между группами, слоями и институтами (национального самоопределения, различных форм социально-политического взаимодействия, осуществления групповых интересов, включая конфликтные формы); процессы, происходящие внутри отдельного общества (процессы увеличения мобильности, модернизации, дифференциации, обусловливающие сопротивление и столкновение); глобальные процессы (например, интеграции и передела сфер влияния)” [5, c. 41–42].
16 В целом технология модерации строится на основе соответствующих принципов: активного участия в обсуждение всех участников дискуссии; равенства участия в обсуждении и представлении идей; открытости информации и транспарентности — прозрачности информации и доступности мнений друг друга в группе, готовность (открытость) участников принимать (воспринимать) новую информацию и новые мнения; нейтральности и профессионализма модератора; компетентности модератора не только в вопросах регуляции конфликта, но и в социальной сфере, подлежащего регулированию конфликта; ориентации на регуляцию конфликта (мирное урегулирование/разрешение); поиска оптимального варианта решения проблемы (учет потенциала эскалации/повторения); уважения к мнению оппонентов в ходе дискуссии и стремление к его пониманию; отделения мнения от его автора; взаимного уважения и доверия.
17 Модерация — это и особая методика ведения диалога в заинтересованной группе, это одновременно и исследование конфликта в форме фокусированного глубинного обсуждения проблемы, и посредничество в поиске варианта решения проблемы на основе согласования интересов. Главные задачи современной модерации таковы: глубинный, всесторонний, качественный и своевременный анализ острого, масштабного конфликта; осуществление комплекса прикладных технологических мероприятий по одновременному анализу, прогнозированию, предупреждению и разрешению различных форм социального конфликта.
18

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ МОДЕРАЦИИ

19 Методу модерации в технологическом его выражении присущи следующие характеристики организационного плана [2, c. 59–72]: численность групп обычно составляет от 8 до 12 участников и, как правило, не превышает 15 участников (оптимальное число участников зависит от целей и типа модерации, опыта модератора, например, для организации нескольких дискуссионных микрогрупп по 3–5 человек внутри одной группы логично собрать группу 12–15 человек); группа формируется с учетом цели исследования. Процесс формирования дискуссионных групп производится по специфическим критериям рекрутинга участников: поло-возрастной состав, образовательный и профессиональный ценз, принадлежность к той или иной социальной, этнической, социокультурной группе, стороне конфликта, пострадавшей стороне. По возможности при наборе участников стремятся соблюдать отсутствие личного знакомства или отношений руководства-подчинения. Требования к рекрутингу всегда обусловлены особенностями конкретной конфликтной ситуации, поэтому для набора каждой фокус-группы для модерации составляется инструкция по набору и отбору участников, включая аспекты психологической адекватности, состояния здоровья и соответствия нормам поведения. Например, если изучается конфликтная ситуация общесоциального плана на уровне поселения, то можно сформировать три однородные по возрасту и разнородные по полу и социальному статусу группы — молодежную, средневозрастную и группу старшего возраста, отражающие, в общем, характеристики генеральной совокупности. При регуляции, например, этнического конфликта возможно формирование однородных по этнической принадлежности групп, имеющих разнородную по полу и возрасту структуры. Количество групп и проведенных сессий может быть различным в зависимости от сложности конфликтной ситуации. Длительность одной дискуссии в рамках сессии зависит от задач исследования, характеристик группы и колеблется от 1 до 3-х часов; дискуссию ведет модератор — опытный конфликтолог, социолог или психолог, компетентный в сфере изучаемой или регулируемой конфликтной ситуации. Групповая дискуссия предусматривает создание благоприятных условий общения для каждого участника и атмосферы доброжелательности и комфорта для группы в целом. Эти условия подробно представлены в указанных работах С.А. Белановского [2] и В.С. Зайцева [13].
20 Не менее значимы и организационно-технические аспекты проведения модерации, о которых достаточно подробно писала Е.В. Дмитриева [3]. Так, например, особое значение имеет непосредственная физическая среда модерации. Требования к аудитории для проведения модерации могут быть различными. В аудитории может быть установлено оборудование в зависимости от задач, способное производить видео или аудио фиксацию дискуссии, демонстрацию видео и иных наглядных материалов, фиксацию основных идей в наглядном исполнении и т.д. Однако, как показывает практика, бывают конфликтные ситуации, оперативный анализ и регуляция которых не позволяют создавать идеальные условия. В связи с этим модерация может проводиться и в школьном классе, и в помещении сельского клуба, в свободном пространстве производственного цеха, на улице — месте сельского схода. Кроме того, стоит обратить внимание на неоднозначное восприятие видеофиксации дискуссии, наличие видеокамеры может как стимулировать “работу на камеру”, так и “закрепощать” участников и серьезно ограничивать искренность высказываний в условиях острого конфликта по причине страха “утечки” информации с доказательной базой. Это объясняет, почему часто модератору приходится ограничиваться диктофонной записью беседы для дальнейшей расшифровки в виде транскрипта и анализа материалов дискуссии, составления отчета об исследовании и регулирующих мероприятиях.
21 В современной практике модерации наибольшее распространение получили методики, предложенные Т. Гринбаумом, Р. Крюгером и М. Дибас: проективные, зондирующие и контролирующие. Систематизацию разных видов и форм вопросов, методик и техник ведения фокус-групповой дискуссии (см. Рис.) предлагает О.Т. Мельникова [7, c. 12–26].
22

Рис. Методики и техники фокус-групповой модерации при исследовании конфликта [7, c. 28].

23 Помимо классических и новых методик и техник осуществления фокус-групповой дискуссии, важно знать ряд методических аспектов и правил модерации. Так, например, в исследовательской модерации запрещено использование тенденциозных вопросов, в то время как модерация, направленная на формирование регулирующего эффекта/фасилитативная часто основана именно на таком типе вопросов. Во втором случае активно применяется методика, которая получила название “Сократов метод”, при которой модератор, не имеющий права влиять на аудиторию явно и делать/навязывать некие утверждения, может добиваться прихода участников к определенному оптимальному регулирующему эффекту правильной постановкой/формулированием вопросов, отвечая на которые, участники сами приходят к определенным выводам и убеждают себя и других в необходимости примирения, например. Известна также техника активного слушания, психологические способы отзеркаливания и обезличивания суждений, эхо-техники. Важным является включение в разрешительную практику модерации принципов обсуждения гарвардского метода [14].
24

ПРОЦЕДУРА МОДЕРАЦИИ

25 У многих авторов, занимающихся исследованием и применением прикладных технологий регуляции конфликта, модерация определяется через характеристики этапов ее применения. Так, например, В.С. Зайцев [13, c. 16] описывает технологию модерации как ряд этапов (см. Таб.).
26 Таб. Этапы процесса модерации групповой работы [13].
Этапы Фазы Краткая характеристика
Подготовительный Получение заказа на модерацию. Изучение ситуации. Решение организационных вопросов. Построение сценария события. Модератор не должен уповать на девиз “Ввяжемся, а там посмотрим”. Необходимо, чтобы заказчик сформулировал цель хотя бы в общем виде. Для структурирования работы группы модератор может использовать различные схемы планирования хода мероприятия.
Технологический Ориентация в проблеме. Определение сути проблемы. Образование групп. Организация позиционной динамики, сотрудничества, соревнования конструктивных конфликтов. Разработка темы. Презентация. Утверждение плана дальнейшей работы. Технологическое описание групповой работы может содержать комбинацию самых разных модераторских методов и техник. Однако базовыми процессами остаются визуализация, вербализация, позиционирование, обратная связь.
Аналитический Организация групповой рефлексии. Оценка заседания. Подготовка отчетной документации. Групповая работа сопровождается обратной связью и завершается итоговым анализом работы. Аналитический этап дает основание для корректировки последующих действий. Обратная связь может быть получена разными способами, но обязательно ориентирована на получение от участников информации о содержательной и формальной стороне работы.
27 Действительно, большинство современных зарубежных и отечественных авторов под технологией модерации подразумевают, прежде всего, ее этапы, такой подход находим и в работе Г. Ткаченко “Технология модерации” [14]. В связи с этим возникает необходимость, прежде рассмотрения алгоритма технологии модерации, более подробно разобраться в сути процедуры подготовки и реализации данной технологии.
28 Подготовки модерации предполагает: 1) написание программы модерации, где формулируется и обосновывается проблема, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования и/или регулирования, а также обследуемая/подлежащая воздействию совокупность людей, количественно-качественный состав фокус-групп, инструментарий рекрутинга, сбора и обработки информации, а также инструментарий воздействия на восприятие ситуации и поведение участников (инструментом могут выступать все возможные памятки, гайды, переговорные таблицы с градацией интересов участников и конфигуративными моделями, тесты, анкеты, включая формирующие тексты и опросники); 2) подготовку команды проекта модерации, которая обычно состоит из менеджера проекта, технологов, рекрутеров, модераторов и ассистентов. В ходе осуществления масштабного проекта модерации, особенно предполагающего выезд на территорию конфликта, требуются определенные организационные усилия; требуется первичный анализ конфликтной ситуации для формирования базы рекрутинга выборочной совокупности, составление программы и основного инструмента исследования; разработка механизма и непосредственного инструмента регулирования конкретной конфликтной ситуации в рамках модерации; подготовка модераторов и их ассистентов для качественного осуществления исследовательско-разрешительного проекта в рамках единой технологии модерации.; 3) набор респондентов/участников (рекрутинг), которому может предшествовать предварительное тестирование или интервью с целью не только набора, но и отбора участников по определенным критериям модерабельности участников (их соответствия качествам, необходимым для оптимального изучения и регуляции проблемы, например, нельзя набирать к участию индивидов с конфликтным типом личности, способных ингибировать дискуссию, не стоит также приглашать замкнутых и неспособных адекватно общаться и четко выражать свои мысли участников, также не стоит включать в состав участников несовершеннолетних за исключением специфических подростковых конфликтов и т.д.), при наборе и отборе участников могут применяться стресс-тестовые методики, способствующие более качественному отбору; 4) написание гайда, плана и сценария модерации, которые состоят в непосредственной технологии осуществления модерации в исследовательских или разрешительных целях. Здесь наибольшее значение имеет формулирование вопросов и методика их построения.
29 В методическом плане важным представляется процедура реализации сценария подготовленной модерации, она состоит из ряда последовательных элементов: приветствия, озвучивания темы обсуждения (до начала модерации участники не должны знать конкретную тему встречи), постановки задач модерации, объяснения основных правил поведения, знакомства участников, пошагового обсуждения гайда дискуссии, в котором четкого сформулированы вопросы дискуссии и разбиты на смысловые блоки. Затем обсуждаются высказанные мнения, стремясь к выработке общего единого заключения. Сценарий завершается подведением итогов обсуждения конфликта, принятием коллективного заключения по анализируемой ситуации, выражением благодарности участникам, возможно формулированием для них некоего наставления или задания по дальнейшему поведению, в том числе в реализации на практике достигнутого заключения или устного соглашения.
30 По итогам сессии модерации (часто одна сессия состоит из нескольких фокус-групп с разным составом участников по одному гайду), модератор на основе подготовленного транскрипта (текстовая расшифровка материалов обсуждения) составляет аналитический отчет, в котором отражает исследовательскую и регулирующую стороны воздействия технологии на участников групповой дискуссии. Неотъемлемой частью любого отчета, даже если задачей являлось только исследование конфликтной ситуации, являются выводы о выявленных механизмах, регулирующих конфликт (формирующий/фасилитирующий эффект модерации), и рекомендации по дальнейшему практическому урегулированию конфликтной ситуации. При основной задаче, направленной на регуляцию, указывается степень достижения цели и технологические сбои в ходе осуществления модерации, даются рекомендации по оптимизации технологии.
31 Процедура любой социальной технологии выражается не только в структурных и процессуальных элементах, но и в определенном алгоритме. Алгоритм технологии “… есть совокупность структурных этапов (логика развития, причинно-следственная связь, выраженная в их последовательности) и структурных элементов” [10, c. 28], а также последовательность этапов, процедурных условий и их логичная взаимосвязь и взаимозависимость.
32 В свернутом виде алгоритм технологии модерации может быть представлен следующими этапами: 1) Подготовка модерации; 2) Рекрутинг участников по выбранной методике согласно специфики ситуации; 3) Разработка гайда модерации, подготовка стимульного материала; 4) Вступительное слово модератора о целях модерации и правилах поведения участников; 5) Знакомство участников с соблюдением принципа анонимности; 6) Высказывание своего мнения всеми участниками по каждому вопросу гайда фокус-группы; 7) Дискуссия в группе — обсуждение всех высказанных индивидуальных мнений в группе; 8) Выработка общего (согласованного, группового) заключения по каждому вопросу; 9) Утверждение итога дискуссии, принятого решения, проверка его на жизнеспособность; 10) Возможна постановка задачи по ретрансляции выводов и рекомендаций модерации в естественной социальной среде, целевой аудитории каждого участника; 11) Составление отчета по итогам модерации с выражением исследовательских выводов и регулирующих рекомендаций и достижений; 12) После завершения модерации, особенно в ситуации применения методики разрешительной модерации, групповая работа должна завершаться понятным, конкретным результатом, на основе которого может осуществляться планирование дальнейших мероприятий или перспективных направлений деятельности по разрешению конфликта, регулированию конфликтного потенциала в группе. Таким образом, модерация имеет стадию имплементации: решения реализуются в ситуации наличия регулирующей задачи, т.е. при использовании разрешительного вида данной технологии.
33

ВЫВОДЫ

34 Итак, в данной статье рассмотрены базовые технологические аспекты модерации как способа урегулирования конфликта — структура технологии и ее алгоритм. Это позволяет полноценно тиражировать данную технологию на практике, особенно в сфере социально-политических отношений, и воспроизводить в полном управленческом цикле воздействия на конфликт, особенно в его большом масштабе и острой форме протекания.
35 В целом, стоит отметить, что технология модерации включает в себя информационно-организационные, нормативно-инструментальные и идеологические основы, которые становятся обязательными компонентами технологии модерации, направленной на урегулирование социально-политического конфликта.
36 Кроме того, социальная технология должна характеризоваться своей утилитностью (практической полезностью и предсказуемостью в применении), способностью тиражирования и воспроизводства, только тогда она становится стабильной, начинает распространяться, ей обучаются, и она расширенно применяется, иными словами — воспроизводится, имея отлаженный механизм. Именно технология модерации, благодаря своей исследовательско-регулирующей сути, способности максимально быстро и качественно выявлять конфигурацию социальных интересов/ценностей и воздействовать на их трансформацию, в наибольшей степени способна осуществлять механизм воспроизводства самой регулирующей технологии.
37 Модерация, основанная на вековой практике проведения фокус-групповых дискуссий разной направленности, имеющая серьезный научный и прикладной социально-психологический характер, способна стать наиболее оптимальным способом урегулирования конфликта во всех сферах общества, включая социально-политические отношения.
38 Технология модерации имеет свою методику, которая применяется на практике по-разному в зависимости от вида модерации, применяемого к урегулированию конкретного конфликта специальным образом. Наиболее частое применение находит методика фасилитативной модерации, связанная с нормализацией отношений при остром и масштабном социально-политическом конфликте, устраняющая коммуникационные сбои и иные ингибирующие факторы взаимодействия.
39 Технология модерации имеет определенный алгоритм, таким образом, одна структура (этапы технологии) сочетается с другой структурой (обязательные элементы технологии) в определенной последовательности и логике. Кроме того, сама технология модерации во многом зависит от вида конфликтной ситуации, структуры, этапа, тенденций ее развития, конкретики регулирующих задач. При каждом виде модерации будет частично изменяться и технология модерации. В целом же общий алгоритм модерации остается неизменным, формируя особую часть данной технологии, отличающую ее от иных посреднических способов регуляции конфликта. Алгоритм модерации позволяет вариативно исследовать и регулировать сложные социальные конфликты реальной социально-политической и социально-психологической практики взаимодействия в современных условиях. Основным условием эффективности данной технологии является сбалансированная социальная политика, направленная на согласование разнообразных социальных интересов общества, мотивов и ценностей различных социальных субъектов.

Библиография

1. Ахмедов А., Нагайчук А. Ф., Филатова Н.В. Основные задачи и виды модерации как прикладного способа исследования и технологии урегулирования конфликта // Конфликтология. 2021. Т. 16. № 1. С. 38–54.

2. Белановский С.А. Глубинное интервью и фокус-группы. М.: Издательские решения, 2019.

3. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.

4. Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. № 1. С. 202–212.

5. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М.: Издательство “Экономика”, 2001.

6. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Картография конфликта в организации. / Учебное пособие. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013.

7. Мельникова О.Т. Методики и техники фокус-группового исследования. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/05/15/1271955079/Melnikova.pdf (дата обращения: 26.04.2022).

8. Нагайчук А.Ф. Структура и механизм социально-политических технологий регулирования конфликта // Конфликтология. 2017. Т. 12. № 4. С. 76–92.

9. Одергон А. Отель война. Психологическая динамика вооруженных конфликтов. М.: Энигма, 2008.

10. Петров А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология. СПб.: Речь, 2005.

11. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, Д.А. Китова. Издательство “Институт психологии РАН”. 2018.

12. Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. СПб.: Речь, 2009.

13. Технология модерации / Сост. В.С. Зайцев. Челябинск: Издательство ЗАО “Библиотека А. Миллера”, 2018.

14. Ткаченко Г. Технология модерации. URL: https://miroshkina.ucoz.ru/123/tekhnol.moderacii.pdf (дата обращения: 06.05.2022).

15. Филатова Н.В., Нагайчук А.Ф., Нагайчук М.А., Модерация конфликта: методика исследования и технология регуляции // Конфликтология. 2019. Т. 14. № 4. С. 85–101.

16. Фишер. Р., Юри У., Паттон Б. Переговоры без поражения. Getting to yes. Гарвардский метод. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

17. Эдмюллер А., Вильгельм Т. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров. М.: Омега-Л, 2007.

18. Bohm B. Moderation of Teamwork: Basics and Techniques / Eds.: B. Bohm, H. Legewie. URL: http://www.ztg.tu-berlin.de/download/legewie/Mod-engl-kurz.pdf (accessed: 06.05.2022).

19. Klebert K., Schrader E., Straub W.G. KurzModeration: Anwendung der ModerationsMethode im Betrieb, Schule, Hochschule, Kirche, Politik, Sozialbereichen und Familie, bei Besprechungen und Prasentationen. Hamburg: Windmuhle, 2011.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести