Technology of moderation in the conflict settlement structure and algorithm
Table of contents
Share
QR
Metrics
Technology of moderation in the conflict settlement structure and algorithm
Annotation
PII
S020595920020495-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
A. F. Nagaichuk 
Occupation: senior lecturer, Department of Social and Political Philosophy
Affiliation: St Petersburg University
Address: Russian Federation, Moscow
Pages
46-56
Abstract

The modern practice of interaction in all spheres of society is characterized by the problems of escalation of conflicts, which makes it relevant to develop various ways to resolve them. This article considers a special way to solve this problem — moderation, which is positioned as a socio-psychological and socio-political technology for researching and settlement of conflicts in modern conditions of interaction. The analysis of this technology is carried out in research and pragmatic aspects. The algorithm of moderation technology is described as a special way of counseling diverse social interests and cooperation on mutually beneficial terms. It is assumed that this technology can be used as part of the implementation of a harmonious social policy focused on a variety of social interests and values of society and its communities.

Keywords
social technologies, settlement, conflict resolution, conflict management, moderation, focus group, counseling of interests
Date of publication
23.06.2022
Number of purchasers
11
Views
605
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Конфликт, его опасные формы проявления и эффективность способов урегулирования – наиболее актуальные темы современной практики социального взаимодействия, а также наук, которые занимаются изучением задач данного рода и прикладной деятельностью по их решению. Это, прежде всего, конфликтология, психология, социальная психология, социология, юридическая наука и политология. При этом все более актуальными становятся проблемы социальной справедливости, напрямую связанные с многомерностью мотивации феномена справедливости [11, с. 137]. Хотя накоплены обширные знания в сфере конфликтологии и конфликторазрешения и большой опыт применения на практике разных способов урегулирования конфликта, отсутствует систематизированная практика преодоления масштабных конфликтов в социально-политической сфере, особенно, в опасных формах их проявления. В связи с этим возникает необходимость более глубокого и комплексного научного осмысления данной проблемы для выявления наиболее эффективных способов преодоления конфликтов. Одним из таких способов может стать комплексная социально-психологическая технология модерации конфликта.
2 Главенствующие в современной практике способы конфликт-менеджмента такие как арбитраж, переговоры, медиация вполне способны эффективно регулировать сложные и масштабные социально-политические конфликты, но на стадии завершенного конфликта в целях нормализации отношений после пережитой социо- и психодрамы острого конфликта именно фасилитативная модерация помогает людям пережить в коллективе идентичных пострадавших морально-психологический ущерб наилучшим образом.
3

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ

4 Модерация как способ максимального погружения исследователя в изучаемую проблему в форме глубинного интервью возникает еще в конце XIX века, потом продолжает свое развитие в 40-х годах ХХ века уже как метод фокус-групповой дискуссии, становится актуальной в 70-х годах как педагогическая и управленческая технология, и наконец, начиная с 80-х годов ХХ века, оформляется во всеобъемлющую методику социологических, социально-психологических и маркетинговых исследований, а затем транслируется в русло управления конфликтом как особый вид исследовательско-регулятивной технологии к началу ХХI века. Изучением модерации на разных этапах, в разных сферах и формах ее применения занимались многие авторы: П. Лазарсфельд, П. Кендалл, Р. Мертон, Р. Крюгер, Т. Гринбаум, М. Дибас, С. Белановский, Е. Дмитриева, О. Мельникова и др. Модерация рассмотрена преимущественно как исследовательский метод в разных отраслях и сферах жизнедеятельности общества. Также модерация достаточно подробно изучена и как образовательная (отчасти педагогическая) технология, прежде всего такими авторами как М. Нуланд, Б. Бом, В. Зайцев, У. Рембекова и др. Модерация как технологический способ урегулирования конфликта слабо представлена в современной научной литературе. Отметим, что данной разработкой в отдельных направлениях, но не комплексно в свое время занимались К. Клеберт, А. Редлих и Е Миронов, частично А. Эдмюллер, В. Зайцев, Г. Ткаченко, а также А. Нагайчук, Н. Филатова и другие авторы.
5 Вышеуказанные авторы выпустили ряд работ о роли и возможностях модерации в управлении сообществами: муниципальной общиной, например, в Германии — К. Клеберт, В. Штрауб [19]; о способах модерирования дискуссией и стилях, методах осуществления модерации — А. Эдмюллер, Т.  Вильгельм [17]; о посреднической роли модератора и психологических аспектах модерации в организации — А. Редлих, Е. Миронов [12]; о технологических аспектах модерации, например, статью на тему “Модерация конфликта: методика исследования и технология регуляции”, в которой авторы утверждают, что важным представляется объединять знания и практику исследовательской, управленческой и педагогической модерации, что позволит сформировать “…более качественные знания о конфликте на основе понимания… закономерностей его возникновения, развития и завершения конфликта, включая обязательно стадию его имплементации” [15, с. 87]. Также важным в направлении расширения и углубления технологических представлений о регулирующих конфликт особенностях модерации стал материал “Основные задачи и виды модерации как прикладного способа исследования и технологии урегулирования конфликта” [1, с. 38–54], в котором дан подробный анализ основных видов модерации, включая исследовательскую, разрешительную, педагогическую, которая отличается от образовательной, фасилитативной, формирующей и т.д. Помимо видов модерации, в данной статье рассматриваются технологические основы и задачи, стоящие перед модерацией в урегулировании масштабных социально-политических конфликтов. Опубликован подробный материал о стилях модерирования и методах модерации, содержащийся в работах В.С. Зайцева и О.Т. Мельниковой. Все эти наработки требуют серьезной трансформации и систематизации, технологизации для формирования самостоятельного и эффективного социально-психологического способа исследования и регуляции конфликта в его постоянно меняющейся и усложняющейся форме.
6 При этом практически неосвещенными в научной литературе остались базовые технологические аспекты модерации как способа урегулирования конфликта – структура технологии и ее алгоритм. Это не позволяет полноценно применять данную технологию в современной практике социального взаимодействия для воздействия на конфликт, особенно в его большом масштабе и острой форме протекания, например, в сфере социально-политических отношений. Целью данной статьи является устранение этого пробела в современной социальной и психологической науке, направленной на изучение и решение практических управленческих и социально-психологических задач. Так, в этом материале будет описана комплексная социально-психологическая и социально-политическая технология модерации, позволяющая оперативно и качественно не только исследовать конфликт, но и урегулировать его. Данная проблема теоретико-прикладного характера предполагает решение следующих задач: организационный аспект технологии, методика, структурные элементы, процедура и алгоритм технологии модерации конфликта.
7 Исследование и анализ социально-психологической технологии модерации предполагает использование теоретических и эмпирических методов изучения проблемы. Так, в теоретическом плане на основе методологии нового институционализма, технологического подхода и концепции социальных интересов (групп интересов, заинтересованных групп), символического интеракционизма использованы теоретические методы аксиоматического и сравнительного анализа, идеализации, анализа-синтеза, абстрагирования и конкретизации, классификации и индукции эмпирических наблюдений. Применен концепт теории относительной депривации Т.Р. Гарра, совместно с концепцией референтных групп Р. Мертона и П. Сорокина. Прикладные методы исследования, которые применялись для изучения и практической отработки и анализа технологии модерации — методика фокус-групповой модерации дискуссии, наблюдение и анализ документов.
8 Опираясь на практический опыт Арлин Одергон, одной из основательниц организации CFOR, которая занимается проведением общественных форумов по проблемам предотвращения и мирного урегулирования войн, можно выделить особый вид метода – фасилитативная модерация. Фасилитативная модерация направлена в практическом смысле на конкретную помощь людям, получившим коллективную или общественную психологическую травму при террористической угрозе, в ходе вооруженного конфликта или в иной “горячей точке”, чтобы пережить этот негативный опыт в коллективе “единомышленников” и иметь внутренние силы двигаться дальше на пути к мирному сосуществованию и спокойной жизни [9, с. 439–447].
9 Таким образом модерация рассматривается в литературе и используется на практике в качестве фасилитативной формы социально-психологической помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и в качестве исследовательского метода фокус-групп, и в качестве управленческой и педагогической технологии.
10

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ

11 Любая социально-психологическая технология, особенно в сфере регуляции социально-политических отношений, в своей структуре имеет основанием идею и цель, отражающую те или иные социальные интересы и ценности, далее в нее включены более конкретные задачи, которые будет решать данная технология, затем определяются способы (направления деятельности) и методы (конкретные пути в данных направлениях), процедуры (общие моменты, включающие в себя конкретные техники, операции, инструменты), наконец, механизм — алгоритм действий, позволяющий активировать технологию. Специфическим свойством технологии регулирования конфликта является ее адекватность постоянно меняющейся обстановке, гибкость, способность учитывать непредсказуемый контекст конфликтной ситуации, изменчивую структурно-динамическую модель самого конфликта. Указывается, что “технология регулирования конфликта — это технологизированная, имеющая воспроизводящийся механизм и алгоритм, деятельность управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода социального конфликта в иное русло (менее опасное, мирное) и на другой уровень отношений” [8, c. 85].
12 Соответственно, рассматривая модерацию с позиций институционального и социально-технологического подхода, выделим следующие структурные элементы социально-психологической технологии модерации:
13
  1. Базовая идея модерации — оптимальное социальное взаимодействие, которое основано на согласовании интересов различных субъектов на основе единых норм и правил, одинаковой трактовке схожих социальных норм и духовных ценностей. Идейная основа модерации заложена концепцией групповых интересов, групп влияния и заинтересованных групп.
  2. Цель модерации — в зависимости от вида может подразделяться на три генеральных варианта: 1) всестороннее глубинное исследование причин и структурно-динамической модели конфликтной ситуации (сам непосредственный конфликт и его контекстуальные условия — среда и генезис) для построения подробной и согласованной “карты конфликта”; 2) регуляция конфликта и применение допустимой в данной конкретной ситуации разрешительной методики; 3) комбинированная модель по типу “от исследования к регуляции” на основе выявленных формирующих эффектов согласования позиций сторон в процессе анализа причинно-следственных факторов и интересов.
  3. Задачи технологии модерации состоят в детальном поэтапном выполнении сценария и гайда. Именно они отражают основные этапы модерации. Если же всю модерацию сводить сугубо к выполнению определенных этапов, такая технология будет выражаться лишь в выполнении определенных задач.
  4. Способ модерации — это направление действий по глубинному обсуждению проблемы. Здесь может применяться групповая очная дискуссия, образовательный проект (обсуждение норм и установок, обучение и внедрение новых вариантов и форм взаимодействия), дистанционное управление дискурсом, исследование и т.д.
  5. Метод (группа методов) модерации — это конкретный путь ведения дискуссии, сочетание определенных методик для наилучшего достижения поставленной цели. Это все возможные методы решения проблем, постановки вопросов и трансформации мнений (“Сократов метод”; метод глубинного интервью со всеми требованиями к выбору и формулированию вопросов и их последовательности; активизация выработки идей — методики “мозгового штурма” и иные активные методы; педагогические и фасилитативные методы работы; методы социодрамы и психодрамы). Подробнее о методах можно найти в работах В.С. Зайцева [13, c. 18–27] и О.Ю. Калмыковой, Г.П. Гагаринской [6].
  6. Процедура модерации: качественный рекрутинг участников, достижение договоренности о правилах поведения; презентация личных мнений по каждому вопросу, фокусированное и глубинное обсуждение и оценка мнений друг друга, достижение согласия в группе по вопросу путем углубления в проблему (переход от позиции к интересу), работа в микрогруппах, выработка идей и вариантов решений на основе объективных критериев, согласование частных/групповых/общих интересов, утверждение общего решения.
  7. Техники — здесь применимы все нарративные, фасилитативные, аналитико-оценочные и трансформационные техники, известные современной социологии, психологии и конфликтологии: “активного слушания”, “перефразирования”, “нормализации точки зрения”, “экстернализации”, “оценки экспектаций”, “деконструкции”, “конструкции”, “сопоставления мнений”, “трансформации мнения”, “экспертной оценки”, “эмпатии”, “погружения в проблему”, “социального дизайна”, “проверки на жизнеспособность” и т.д. Применимо сочетание техники интегративных (принципиальных) переговоров с элементами “торга” (состязательности) по уместным и обоюдоострым вопросам [16, c. 119].
  8. Приемы и тактики — во время осуществления данной технологии, посредник вправе использовать “весь арсенал педагогических, психологических, переговорных приемов и тактик, направленных на достижение компромисса и сотрудничества, учитывая, что будет конструктивной моделью взаимодействия в урегулировании конфликта” [4, c. 209]. “Модератор активно участвует на стадии вхождения в проблему, объясняя (формулируя) ее суть и конкретную постановку задачи, постоянно уточняет вопросы по гайду и переспрашивает в случае необходимости, резюмирует вывод и проверяет его на каждом этапе дискуссии, при необходимости ставит вопрос на голосование, не навязывает и в идеале не предлагает варианты решения проблемы” [18], но может вводить определенные идеи для прямого обсуждения или по аналогии, вместе с участниками формирует проект решения и направляет его обсуждение к достижению адекватного и жизнеспособного заключения.
  9. Инструменты — это сценарий и его центральное звено — гайд, также всевозможные стимульные материалы, бланки опросов, “переговорные таблицы”, проекты соглашений, варианты решений, тексты (выдержки статей, определения понятий, цитаты, описания норм, реклама, видеосюжеты, результаты опросов и т.д.), тесты, флип-чарты, инструкции.
14

ОПИСАНИЕ БАЗОВОЙ ИДЕИ, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МОДЕРАЦИИ

15 Технология модерации направлена на изменение различных внутриличностных, межличностных и групповых социально-психологических и социальных процессов, способствующих зарождению, эскалации и деэскалации конфликта, нормализации отношений по его завершении. Как и любая социальная технология она может оказывать влияние, как отмечают В.Н. Иванов и В.И. Патрушев, на следующие процессы: “…внутриличностные процессы (формирование интересов, ценностей, установок); процессы, происходящие между индивидами, индивидами и группой (лидерство, адаптации и дезадаптации, самоидентификации, противодействие); процессы, происходящие внутри группы или общности (процесс организации, дезорганизации, формирования групповых интересов); процессы, происходящие в отношениях между группами, слоями и институтами (национального самоопределения, различных форм социально-политического взаимодействия, осуществления групповых интересов, включая конфликтные формы); процессы, происходящие внутри отдельного общества (процессы увеличения мобильности, модернизации, дифференциации, обусловливающие сопротивление и столкновение); глобальные процессы (например, интеграции и передела сфер влияния)” [5, c. 41–42].
16 В целом технология модерации строится на основе соответствующих принципов: активного участия в обсуждение всех участников дискуссии; равенства участия в обсуждении и представлении идей; открытости информации и транспарентности — прозрачности информации и доступности мнений друг друга в группе, готовность (открытость) участников принимать (воспринимать) новую информацию и новые мнения; нейтральности и профессионализма модератора; компетентности модератора не только в вопросах регуляции конфликта, но и в социальной сфере, подлежащего регулированию конфликта; ориентации на регуляцию конфликта (мирное урегулирование/разрешение); поиска оптимального варианта решения проблемы (учет потенциала эскалации/повторения); уважения к мнению оппонентов в ходе дискуссии и стремление к его пониманию; отделения мнения от его автора; взаимного уважения и доверия.
17 Модерация — это и особая методика ведения диалога в заинтересованной группе, это одновременно и исследование конфликта в форме фокусированного глубинного обсуждения проблемы, и посредничество в поиске варианта решения проблемы на основе согласования интересов. Главные задачи современной модерации таковы: глубинный, всесторонний, качественный и своевременный анализ острого, масштабного конфликта; осуществление комплекса прикладных технологических мероприятий по одновременному анализу, прогнозированию, предупреждению и разрешению различных форм социального конфликта.
18

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ МОДЕРАЦИИ

19 Методу модерации в технологическом его выражении присущи следующие характеристики организационного плана [2, c. 59–72]: численность групп обычно составляет от 8 до 12 участников и, как правило, не превышает 15 участников (оптимальное число участников зависит от целей и типа модерации, опыта модератора, например, для организации нескольких дискуссионных микрогрупп по 3–5 человек внутри одной группы логично собрать группу 12–15 человек); группа формируется с учетом цели исследования. Процесс формирования дискуссионных групп производится по специфическим критериям рекрутинга участников: поло-возрастной состав, образовательный и профессиональный ценз, принадлежность к той или иной социальной, этнической, социокультурной группе, стороне конфликта, пострадавшей стороне. По возможности при наборе участников стремятся соблюдать отсутствие личного знакомства или отношений руководства-подчинения. Требования к рекрутингу всегда обусловлены особенностями конкретной конфликтной ситуации, поэтому для набора каждой фокус-группы для модерации составляется инструкция по набору и отбору участников, включая аспекты психологической адекватности, состояния здоровья и соответствия нормам поведения. Например, если изучается конфликтная ситуация общесоциального плана на уровне поселения, то можно сформировать три однородные по возрасту и разнородные по полу и социальному статусу группы — молодежную, средневозрастную и группу старшего возраста, отражающие, в общем, характеристики генеральной совокупности. При регуляции, например, этнического конфликта возможно формирование однородных по этнической принадлежности групп, имеющих разнородную по полу и возрасту структуры. Количество групп и проведенных сессий может быть различным в зависимости от сложности конфликтной ситуации. Длительность одной дискуссии в рамках сессии зависит от задач исследования, характеристик группы и колеблется от 1 до 3-х часов; дискуссию ведет модератор — опытный конфликтолог, социолог или психолог, компетентный в сфере изучаемой или регулируемой конфликтной ситуации. Групповая дискуссия предусматривает создание благоприятных условий общения для каждого участника и атмосферы доброжелательности и комфорта для группы в целом. Эти условия подробно представлены в указанных работах С.А. Белановского [2] и В.С. Зайцева [13].
20 Не менее значимы и организационно-технические аспекты проведения модерации, о которых достаточно подробно писала Е.В. Дмитриева [3]. Так, например, особое значение имеет непосредственная физическая среда модерации. Требования к аудитории для проведения модерации могут быть различными. В аудитории может быть установлено оборудование в зависимости от задач, способное производить видео или аудио фиксацию дискуссии, демонстрацию видео и иных наглядных материалов, фиксацию основных идей в наглядном исполнении и т.д. Однако, как показывает практика, бывают конфликтные ситуации, оперативный анализ и регуляция которых не позволяют создавать идеальные условия. В связи с этим модерация может проводиться и в школьном классе, и в помещении сельского клуба, в свободном пространстве производственного цеха, на улице — месте сельского схода. Кроме того, стоит обратить внимание на неоднозначное восприятие видеофиксации дискуссии, наличие видеокамеры может как стимулировать “работу на камеру”, так и “закрепощать” участников и серьезно ограничивать искренность высказываний в условиях острого конфликта по причине страха “утечки” информации с доказательной базой. Это объясняет, почему часто модератору приходится ограничиваться диктофонной записью беседы для дальнейшей расшифровки в виде транскрипта и анализа материалов дискуссии, составления отчета об исследовании и регулирующих мероприятиях.
21 В современной практике модерации наибольшее распространение получили методики, предложенные Т. Гринбаумом, Р. Крюгером и М. Дибас: проективные, зондирующие и контролирующие. Систематизацию разных видов и форм вопросов, методик и техник ведения фокус-групповой дискуссии (см. Рис.) предлагает О.Т. Мельникова [7, c. 12–26].
22

Рис. Методики и техники фокус-групповой модерации при исследовании конфликта [7, c. 28].

23 Помимо классических и новых методик и техник осуществления фокус-групповой дискуссии, важно знать ряд методических аспектов и правил модерации. Так, например, в исследовательской модерации запрещено использование тенденциозных вопросов, в то время как модерация, направленная на формирование регулирующего эффекта/фасилитативная часто основана именно на таком типе вопросов. Во втором случае активно применяется методика, которая получила название “Сократов метод”, при которой модератор, не имеющий права влиять на аудиторию явно и делать/навязывать некие утверждения, может добиваться прихода участников к определенному оптимальному регулирующему эффекту правильной постановкой/формулированием вопросов, отвечая на которые, участники сами приходят к определенным выводам и убеждают себя и других в необходимости примирения, например. Известна также техника активного слушания, психологические способы отзеркаливания и обезличивания суждений, эхо-техники. Важным является включение в разрешительную практику модерации принципов обсуждения гарвардского метода [14].
24

ПРОЦЕДУРА МОДЕРАЦИИ

25 У многих авторов, занимающихся исследованием и применением прикладных технологий регуляции конфликта, модерация определяется через характеристики этапов ее применения. Так, например, В.С. Зайцев [13, c. 16] описывает технологию модерации как ряд этапов (см. Таб.).
26 Таб. Этапы процесса модерации групповой работы [13].
Этапы Фазы Краткая характеристика
Подготовительный Получение заказа на модерацию. Изучение ситуации. Решение организационных вопросов. Построение сценария события. Модератор не должен уповать на девиз “Ввяжемся, а там посмотрим”. Необходимо, чтобы заказчик сформулировал цель хотя бы в общем виде. Для структурирования работы группы модератор может использовать различные схемы планирования хода мероприятия.
Технологический Ориентация в проблеме. Определение сути проблемы. Образование групп. Организация позиционной динамики, сотрудничества, соревнования конструктивных конфликтов. Разработка темы. Презентация. Утверждение плана дальнейшей работы. Технологическое описание групповой работы может содержать комбинацию самых разных модераторских методов и техник. Однако базовыми процессами остаются визуализация, вербализация, позиционирование, обратная связь.
Аналитический Организация групповой рефлексии. Оценка заседания. Подготовка отчетной документации. Групповая работа сопровождается обратной связью и завершается итоговым анализом работы. Аналитический этап дает основание для корректировки последующих действий. Обратная связь может быть получена разными способами, но обязательно ориентирована на получение от участников информации о содержательной и формальной стороне работы.
27 Действительно, большинство современных зарубежных и отечественных авторов под технологией модерации подразумевают, прежде всего, ее этапы, такой подход находим и в работе Г. Ткаченко “Технология модерации” [14]. В связи с этим возникает необходимость, прежде рассмотрения алгоритма технологии модерации, более подробно разобраться в сути процедуры подготовки и реализации данной технологии.
28 Подготовки модерации предполагает: 1) написание программы модерации, где формулируется и обосновывается проблема, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования и/или регулирования, а также обследуемая/подлежащая воздействию совокупность людей, количественно-качественный состав фокус-групп, инструментарий рекрутинга, сбора и обработки информации, а также инструментарий воздействия на восприятие ситуации и поведение участников (инструментом могут выступать все возможные памятки, гайды, переговорные таблицы с градацией интересов участников и конфигуративными моделями, тесты, анкеты, включая формирующие тексты и опросники); 2) подготовку команды проекта модерации, которая обычно состоит из менеджера проекта, технологов, рекрутеров, модераторов и ассистентов. В ходе осуществления масштабного проекта модерации, особенно предполагающего выезд на территорию конфликта, требуются определенные организационные усилия; требуется первичный анализ конфликтной ситуации для формирования базы рекрутинга выборочной совокупности, составление программы и основного инструмента исследования; разработка механизма и непосредственного инструмента регулирования конкретной конфликтной ситуации в рамках модерации; подготовка модераторов и их ассистентов для качественного осуществления исследовательско-разрешительного проекта в рамках единой технологии модерации.; 3) набор респондентов/участников (рекрутинг), которому может предшествовать предварительное тестирование или интервью с целью не только набора, но и отбора участников по определенным критериям модерабельности участников (их соответствия качествам, необходимым для оптимального изучения и регуляции проблемы, например, нельзя набирать к участию индивидов с конфликтным типом личности, способных ингибировать дискуссию, не стоит также приглашать замкнутых и неспособных адекватно общаться и четко выражать свои мысли участников, также не стоит включать в состав участников несовершеннолетних за исключением специфических подростковых конфликтов и т.д.), при наборе и отборе участников могут применяться стресс-тестовые методики, способствующие более качественному отбору; 4) написание гайда, плана и сценария модерации, которые состоят в непосредственной технологии осуществления модерации в исследовательских или разрешительных целях. Здесь наибольшее значение имеет формулирование вопросов и методика их построения.
29 В методическом плане важным представляется процедура реализации сценария подготовленной модерации, она состоит из ряда последовательных элементов: приветствия, озвучивания темы обсуждения (до начала модерации участники не должны знать конкретную тему встречи), постановки задач модерации, объяснения основных правил поведения, знакомства участников, пошагового обсуждения гайда дискуссии, в котором четкого сформулированы вопросы дискуссии и разбиты на смысловые блоки. Затем обсуждаются высказанные мнения, стремясь к выработке общего единого заключения. Сценарий завершается подведением итогов обсуждения конфликта, принятием коллективного заключения по анализируемой ситуации, выражением благодарности участникам, возможно формулированием для них некоего наставления или задания по дальнейшему поведению, в том числе в реализации на практике достигнутого заключения или устного соглашения.
30 По итогам сессии модерации (часто одна сессия состоит из нескольких фокус-групп с разным составом участников по одному гайду), модератор на основе подготовленного транскрипта (текстовая расшифровка материалов обсуждения) составляет аналитический отчет, в котором отражает исследовательскую и регулирующую стороны воздействия технологии на участников групповой дискуссии. Неотъемлемой частью любого отчета, даже если задачей являлось только исследование конфликтной ситуации, являются выводы о выявленных механизмах, регулирующих конфликт (формирующий/фасилитирующий эффект модерации), и рекомендации по дальнейшему практическому урегулированию конфликтной ситуации. При основной задаче, направленной на регуляцию, указывается степень достижения цели и технологические сбои в ходе осуществления модерации, даются рекомендации по оптимизации технологии.
31 Процедура любой социальной технологии выражается не только в структурных и процессуальных элементах, но и в определенном алгоритме. Алгоритм технологии “… есть совокупность структурных этапов (логика развития, причинно-следственная связь, выраженная в их последовательности) и структурных элементов” [10, c. 28], а также последовательность этапов, процедурных условий и их логичная взаимосвязь и взаимозависимость.
32 В свернутом виде алгоритм технологии модерации может быть представлен следующими этапами: 1) Подготовка модерации; 2) Рекрутинг участников по выбранной методике согласно специфики ситуации; 3) Разработка гайда модерации, подготовка стимульного материала; 4) Вступительное слово модератора о целях модерации и правилах поведения участников; 5) Знакомство участников с соблюдением принципа анонимности; 6) Высказывание своего мнения всеми участниками по каждому вопросу гайда фокус-группы; 7) Дискуссия в группе — обсуждение всех высказанных индивидуальных мнений в группе; 8) Выработка общего (согласованного, группового) заключения по каждому вопросу; 9) Утверждение итога дискуссии, принятого решения, проверка его на жизнеспособность; 10) Возможна постановка задачи по ретрансляции выводов и рекомендаций модерации в естественной социальной среде, целевой аудитории каждого участника; 11) Составление отчета по итогам модерации с выражением исследовательских выводов и регулирующих рекомендаций и достижений; 12) После завершения модерации, особенно в ситуации применения методики разрешительной модерации, групповая работа должна завершаться понятным, конкретным результатом, на основе которого может осуществляться планирование дальнейших мероприятий или перспективных направлений деятельности по разрешению конфликта, регулированию конфликтного потенциала в группе. Таким образом, модерация имеет стадию имплементации: решения реализуются в ситуации наличия регулирующей задачи, т.е. при использовании разрешительного вида данной технологии.
33

ВЫВОДЫ

34 Итак, в данной статье рассмотрены базовые технологические аспекты модерации как способа урегулирования конфликта — структура технологии и ее алгоритм. Это позволяет полноценно тиражировать данную технологию на практике, особенно в сфере социально-политических отношений, и воспроизводить в полном управленческом цикле воздействия на конфликт, особенно в его большом масштабе и острой форме протекания.
35 В целом, стоит отметить, что технология модерации включает в себя информационно-организационные, нормативно-инструментальные и идеологические основы, которые становятся обязательными компонентами технологии модерации, направленной на урегулирование социально-политического конфликта.
36 Кроме того, социальная технология должна характеризоваться своей утилитностью (практической полезностью и предсказуемостью в применении), способностью тиражирования и воспроизводства, только тогда она становится стабильной, начинает распространяться, ей обучаются, и она расширенно применяется, иными словами — воспроизводится, имея отлаженный механизм. Именно технология модерации, благодаря своей исследовательско-регулирующей сути, способности максимально быстро и качественно выявлять конфигурацию социальных интересов/ценностей и воздействовать на их трансформацию, в наибольшей степени способна осуществлять механизм воспроизводства самой регулирующей технологии.
37 Модерация, основанная на вековой практике проведения фокус-групповых дискуссий разной направленности, имеющая серьезный научный и прикладной социально-психологический характер, способна стать наиболее оптимальным способом урегулирования конфликта во всех сферах общества, включая социально-политические отношения.
38 Технология модерации имеет свою методику, которая применяется на практике по-разному в зависимости от вида модерации, применяемого к урегулированию конкретного конфликта специальным образом. Наиболее частое применение находит методика фасилитативной модерации, связанная с нормализацией отношений при остром и масштабном социально-политическом конфликте, устраняющая коммуникационные сбои и иные ингибирующие факторы взаимодействия.
39 Технология модерации имеет определенный алгоритм, таким образом, одна структура (этапы технологии) сочетается с другой структурой (обязательные элементы технологии) в определенной последовательности и логике. Кроме того, сама технология модерации во многом зависит от вида конфликтной ситуации, структуры, этапа, тенденций ее развития, конкретики регулирующих задач. При каждом виде модерации будет частично изменяться и технология модерации. В целом же общий алгоритм модерации остается неизменным, формируя особую часть данной технологии, отличающую ее от иных посреднических способов регуляции конфликта. Алгоритм модерации позволяет вариативно исследовать и регулировать сложные социальные конфликты реальной социально-политической и социально-психологической практики взаимодействия в современных условиях. Основным условием эффективности данной технологии является сбалансированная социальная политика, направленная на согласование разнообразных социальных интересов общества, мотивов и ценностей различных социальных субъектов.

References

1. Ahmedov A., Nagajchuk A.F., Filatova N.V. Osnovnye zadachi i vidy moderacii kak prikladnogo sposoba issledovanija i tehnologii uregulirovanija konflikta. Konfliktologija. 2021. V. 16. № 1. P. 38–54. (In Russian)

2. Belanovskij S.A. Glubinnoe interv'ju i fokus-gruppy. Moscow: Izdatel'skie reshenija, 2019. (In Russian)

3. Dmitrieva E.V. Fokus-gruppy v marketinge i sociologii. Moscow: Centr, 1998. (In Russian)

4. Dojch M. Razreshenie konflikta (Konstruktivnye i destruktivnye processy). Social'no-politicheskij zhurnal. 1997. № 1. P. 202–212. (In Russian)

5. Ivanov V.N., Patrushev V.I. Innovacionnye social'nye tehnologii gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija. Moscow: Izdatel'stvo “Jekonomika”, 2001. (In Russian)

6. Kalmykova O.Ju., Gagarinskaja G.P. Kartografija konflikta v organizacii. Uchebnoe posobie. Samara: Samar. gos. tehn. un-t, 2013. (In Russian)

7. Mel'nikova O.T. Metodiki i tehniki fokus-gruppovogo issledovanija. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/05/15/1271955079/Melnikova.pdf (data obrashhenija: 26.04.2022). (In Russian)

8. Nagajchuk A.F. Struktura i mehanizm social'no-politicheskih tehnologij regulirovanija konflikta. Konfliktologija. 2017. V. 12. № 4. P. 76–92. (In Russian)

9. Odergon A. Otel' vojna. Psihologicheskaja dinamika vooruzhennyh konfliktov. Moscow: Jenigma, 2008. (In Russian)

10. Petrov A.V. Diskussija i prinjatie reshenij v gruppe: tehnologija. Saint Petersburg: Rech', 2005. (In Russian)

11. Problemy social'nyh konfliktov v sovremennoj psihologii: sushhnost', determinanty, regulirovanie. Eds.: A.L. Zhuravlev, V.A. Sosnin, D.A. Kitova. Izdatel'stvo “Institut psihologii RAN”. 2018. (In Russian)

12. Redlih A., Mironov E. Moderacija konfliktov v organizacii. Saint Petersburg: Rech', 2009. (In Russian)

13. Tehnologija moderacii. Sost. V.S. Zajcev. Cheljabinsk: Izdatel'stvo ZAO “Biblioteka A. Millera”, 2018. (In Russian)

14. Tkachenko G. Tehnologija moderacii. URL: https://miroshkina.ucoz.ru/123/tekhnol.moderacii.pdf (data obrashhenija: 06.05.2022). (In Russian)

15. Filatova N.V., Nagajchuk A.F., Nagajchuk M.A. Moderacija konflikta: metodika issledovanija i tehnologija reguljacii. Konfliktologija. 2019. V. 14. № 4. P. 85–101. (In Russian)

16. Fisher. R., Juri U., Patton B. Peregovory bez porazhenija. Getting to yes. Garvardskij metod. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2012. (In Russian)

17. Jedmjuller A., Vil'gel'm T. Moderacija: iskusstvo provedenija zasedanij, konferencij, seminarov. Moscow: Omega-L, 2007. (In Russian)

18. Bohm B. Moderation of Teamwork: Basics and Techniques. Eds.: B. Bohm, H. Legewie. URL: http://www.ztg.tu-berlin.de/download/legewie/Mod-engl-kurz.pdf (accessed: 06.05.2022).

19. Klebert K., Schrader E., Straub W.G. KurzModeration: Anwendung der ModerationsMethode im Betrieb, Schule, Hochschule, Kirche, Politik, Sozialbereichen und Familie, bei Besprechungen und Prasentationen. Hamburg: Windmuhle, 2011.

Comments

No posts found

Write a review
Translate