- PII
- S102694520022203-4-1
- DOI
- 10.31857/S102694520022203-4
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 9
- Pages
- 94-104
- Abstract
The authors of the article analyze the current trends in the development of Information Law in the context of the active transformation of Russian legislation and legal science, as well as the development of the IT sector in the context of sanctions pressure on the Russian Federation. The main directions of the development of the science of Information Law in connection with the adoption of a new nomenclature of scientific specialties are also being investigated. According to the new system of scientific certification of highly qualified personnel, information law specialists can actually find themselves in all scientific specialties. The article analyzes the features of research on information law within the framework of individual scientific specialties. It is concluded that the priority scientific specialty for the study of the legal regulation of information relations is the specialty in public law (state) sciences. When conducting private law research, it is necessary to comprehensively, taking into account the basic nature of information law, study the existing features of various private law institutions used in the process of regulating relations related to information (digital) technologies. The complex nature of Information Law is manifested in the new nomenclature of passports of scientific specialties due to the possibility of conducting research of information and legal orientation in almost every public law and other scientific specialties. This proves that there is an objective need for the development of a general theory of Information Law, which should be aimed at supporting (scientific justification) the formation of state (public law) policy in order to ensure national security in the regulation of information relations, including ensuring information security, which becomes particularly acute in the conditions of changing the world order taking place today, the need for scientific substantiation of approaches in scientific research on various aspects of regulation of information relations and at various levels. In this regard, the science of Information Law should be developed today both in close contact with other legal sciences to ensure joint research, as well as conducting specialized research and defending dissertations not only in public law sciences, but also within the framework of other scientific specialties. In conclusion provides a brief analysis of the discussed problems of Information Law at the Fifth Bachilov Readings held in 2022 at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences.
- Keywords
- Information Law, science of Information Law, scientific specialty, passport of scientific specialty, digitalization, digital transformation, digital law, IT sphere.
- Date of publication
- 28.09.2022
- Number of purchasers
- 13
- Views
- 599
Введение
Потребность в развитии науки информационного права в последний год все более ощущается в связи с рядом факторов. Прежде всего это обусловлено необходимостью обеспечения квалифицированного научного экспертирования огромного массива нормативных правовых и нормативно-технических актов, связанных с разработкой и внедрением цифровых технологий и цифровых процессов во всех сферах жизнедеятельности общества. В связи с этим все большее количество специалистов в юридической сфере исследуют информационные процессы, развивают новые подходы их информационно-правового регулирования. Оказывает воздействие и детерминированный коронавирусной инфекцией COVID-19 процесс по обеспечению реализации тех или иных отношений в цифровой среде в условиях дистанционного взаимодействия различных субъектов1, а также реализации автоматизации ряда информационных процессов как в публичной, так и в частной сферах.
Значительное влияние на повышение внимания к информационной сфере со стороны государства оказало санкционное воздействие на Российскую Федерацию, в результате которого был принят комплекс мер, в том числе по развитию законодательства, направленного на поддержку IT-сферы.
Указанные процессы детерминируют также необходимость повышения внимания на развитие науки информационного права в самом широком смысле.
Современные методологические подходы к развитию науки информационного права
Методологически развитие науки информационного права и правового обеспечения информационной безопасности2 в России происходило под влиянием классических особенностей диалектического материализма и отличалось нелинейностью. Однозначно можно утверждать, что значительное увеличение нормативного регулирования информационной сферы, формирование информационного законодательства в 90-е годы XX в. и в начале XXI столетия, повышение роли и значения регулирования информационной сферы способствовали изменению научных исследований в данной области, породили объективные предпосылки выделения в качестве самостоятельной отрасли науки информационного права.
Основные современные векторы развития науки информационного права
Одним из направлений развития информационного права и информационного законодательства в 2022 г. стало принятие мер поддержки отрасли информационных технологий (далее – IT-сферы). С изданием специального Указа Президента РФ от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации»3 возникла необходимость не только четкого определения того, что представляет собой отрасль информационных технологий, но и ее комплексное регулирование. Соответственно, активные процессы развития IT-сферы в условиях санкционного давления на Российскую Федерацию требуют научного осмысления ключевых векторов развития информационного законодательства на основе научного прогнозирования последствий тех или иных законодательных инициатив.
Кроме того, для обеспечения устойчивости, единства измерений и безопасности Российской Федерации необходимо разработать и реализовать меры, включающие использование российских технологий обеспечения достоверности, целостности, аутентификации, конфиденциальности и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки; преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования; внедрение технологий защиты информации с использованием российских криптографических стандартов.
Развитие процессов цифровизации и виртуализации в праве порождает новые вызовы, связанные с развитием цифрового права4 как института информационного права, а также с появлением таких правовых образований, как «киберправо новой реальности», «право виртуальной реальности», «право цифровых людей», «право искусственного интеллекта»5, «квантовое право (право квантовых технологий)»6 и др. Активное внедрение этих категорий требует не только их научного осмысления, но и оперативного реагирования науки в части рекомендаций для развития законодательства и правоприменительной практики. Мы сегодня сталкиваемся с ситуацией, при которой законодателю приходится иметь дело с рядом институтов цифровой реальности, которые формируют новые секторы экономики. Так, разворачивающиеся метавселенные стремительно формируют необходимость принятия массива нормативных правовых актов, которые регулировали бы формирующиеся отношения в них в рамках национального сегмента. Происходит трансформация современной системы информационного права в свете появления и развития его новых подотраслей и институтов7.
5. Полякова Т.А., Камалова Г.Г. «Право искусственного интеллекта» и его место в системе информационного права // Правовое государство: теория и практика. 2021. № (65). С. 133 - 145.
6. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Наумов В.Б. Правовое регулирование квантовых коммуникаций в России и в мире // Государство и право. 2022. № 5. С. 104 - 114. DOI: 10.31857/S102694520019763-0
7. См.: Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Развитие науки информационного права и правового обеспечения информационной безопасности: формирование научной школы информационного права (прошлое и будущее) // Государство и право. 2021. № 12. С. 97–108. DOI: 10.31857/S102694520017761-8; Их же. Новые векторы развития информационного права в условиях цивилизационного кризиса и цифровой трансформации // Государство и право. 2020. № 5. С. 75 - 87. DOI: 10.31857/S013207690009678-7
Одним из ключевых направлений развития информационного права становится регулирование искусственного интеллекта. Перед информационным правом ставится задача как определения8 понимания данного объекта, так и нахождения оптимального набора регуляторных механизмов, обеспечивающих использование и развитие технологий искусственного интеллекта. Очень важно определить общие нормативные требования, обеспечивающие безопасное его функционирование, а также предметную сферу, ограничения и пределы регулирования искусственного интеллекта в той или иной сфере общественных отношений9.
9. См., напр.: Минбалеев А.В., Титова Е.В. Проблемы использования технологий искусственного интеллекта в спортивной сфере и правовые ограничения // Человек. Спорт. Медицина. 2020. Т. 20. № S2. С. 114 - 119; Nikolskaia K., Naumov V. Artificial Intelligence in Law // 2020 International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies, FarEastCon 2020, Vladivostok, 06–09 октября 2020 года. Vladivostok, 2020. P. 927 - 1095.
Развитие цифровизации обусловливает и необходимость изучения таких новых явлений, как «цифровое профилирование» и «цифровой профиль»10, «цифровая зрелость»11, LegalTech и ряда других. Функционирование сферы LegalTech и применение отдельных технологий при осуществлении юридически значимых действий напрямую связано с проблемами реализации государственной политики импортозамещения в Российской Федерации, поскольку необходимо приоритетное использование российских информационных технологий и обеспечение информационной безопасности на основе национальной системы стандартизации информационных технологий. В соответствии с планом деятельности Минцифры России до 2024 г. предусмотрено обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, общества, бизнеса и государства12. Сфера LegalTech напрямую связана с реализацией государственных функций, со значительным количеством оказываемых государством услуг, что предполагает приоритетное использование российских LegalTech-решений. В связи с этим важно осуществлять, в том числе в рамках информационного права, исследование особенностей развития сферы LegalTech, ее правового регулирования и применения в отдельных юридических направлениях.
11. Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Понятие и правовая природа «цифровой зрелости» // Государство и право. 2021. № 9. С. 107 - 116. DOI: 10.31857/S102694520016732-6
12. См.: приказ Минкомсвязи России от 30.01.2019 г. № 22 «Об утверждении плана деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2019–2024 годов» // В официальных источниках опубликован не был.
Развитие науки информационного права и новая номенклатура научных специальностей
Важным фактором, обусловившим кардинальное изменение подходов к развитию информационного права, стало изменение научных специальностей. Согласно новой системе научной аттестации кадров высшей квалификации специалисты по информационному праву фактически могут найти себя во всех научных специальностях. В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24 февраля 2021 г. № 118 по паспортам группы научных специальностей «5.1. Право» номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, выделяются следующие научные специальности:
5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки;
5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки;
5.1.3. Частноправовые (цивилистические) науки;
5.1.4. Уголовно-правовые науки;
5.1.5. Международно-правовые науки.
При этом обращает внимание, что, например, в рамках теоретико-исторических правовых наук в качестве направления исследования предусмотрена «Цифровизация в государственно-правовой сфере». Однако в этом случае не совсем понятно, следует ли это понимать таким образом, что именно в рамках данного направления включены и будут осуществляться исследования по общеправовым вопросам цифровизации либо сюда же необходимо относить прикладные исследования по вопросам правового обеспечения процессов цифровизации тех или иных общественных отношений, регулируемых различными отраслями права. Представляется, следует учитывать, что в настоящее время информационное право является приоритетной отраслью научных исследований, в фокусе внимания которой находится развитие института цифрового права и, соответственно, правовое обеспечение процессов цифровизации, включая проведение соответствующих исследований. В связи с этим полагаем, что при реализации указанного нового паспорта научных специальностей необходимо будет определить, что подпадает под цифровизацию в государственно-правовой сфере, чтобы не возникало неизбежной в такой ситуации конкуренции (перекрещиваний) при определении предметов научных исследований. Считаем, что в рамках специальности «5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки» вопросы цифровизации должны рассматриваться исключительно с позиции предусмотренных групп направлений исследований по теории государства и права и другим юридическим наукам, входящим в данную научную специальность. Между тем очевидно, что прикладные аспекты правового обеспечения цифровизации, особенности реализации данных процессов в рамках тех или отраслей права должны исследоваться в рамках других научных специальностей. Нужно учитывать также и характер исследуемых процессов, связанных с цифровизацией. Например, публично-правовые механизмы, режимы и средства, используемые в процессе цифровизации, должны быть предметом публично-правовых наук.
Вместе с тем нельзя не принимать во внимание, что именно научная специальность «5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки» стала официально ключевым преемником, включив в себя наибольшее количество, по сути, приоритетных направлений информационного права. При этом, как представляется, нельзя отрицать, что именно в рамках данной специальности фактически традиционно проводились и, несомненно, должны проводиться исследования не только по теоретическим вопросам информационного права как публично-правовой науки (система13, предмет, методология, принципы, история развития институтов, взаимодействие с другими науками и т.д.), но и по всем публично-правовым аспектам в рамках данной отрасли, связанным с формированием и реализацией национальной политики в указанной сфере. Так, среди приоритетных направлений исследований заявлены «Публично-правовое регулирование в сфере информации и информационных (цифровых) технологий, архивного дела и защиты информации» и «Правовое регулирование использования информационных (цифровых) технологий при осуществлении публичной власти и в публичном управлении». Безусловно, стратегическое значение имеет включение в паспорт специальности вопросов публично-правового механизма обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе информационной. Информационные права и свободы, их реализация и развитие в информационной, в том числе цифровой, среде относятся к предмету публично-правовых исследований. Кроме того, именно в рамках данной научной специальности должны рассматриваться вопросы публичного принуждения, управления, контроля и другие публично-правовые институты, влияющие и обеспечивающие процессы цифровизации.
Между тем возникает вопрос: насколько возможно при проведении соответствующих научных исследований осуществлять сравнения с особенностями частноправового регулирования данных вопросов? Например, при необходимости сравнения публично-правового и частноправового механизма обеспечения информационной безопасности личности. Полагаем, что на данный вопрос можно ответить положительно, поскольку одним из направлений в паспорте специальностей предусмотрено «Соотношение публично-правового и частноправового регулирования», при этом специальность «5.1.3. Частноправовые (цивилистические) науки» отнесена к смежным специальностям в рамках группы научной специальности. Соответственно, при исследовании особенностей публично-правового регулирования в сфере информации и информационных (цифровых) технологий, архивного дела и защиты информации заслуживает пристального внимания вопрос о соотношении и особенностях такого регулирования по сравнению с частноправовым.
При этом следует отметить, что паспорт научной специальности «5.1.3. Частноправовые (цивилистические) науки» не предусматривает возможности осуществления в исследованиях такого соотношения. Вместе с тем в качестве направления исследований в него включены «Частноправовые аспекты применения биотехнологий, информационных (цифровых) технологий, в том числе искусственного интеллекта». Заметим, что и при ранее действующей системе научной специализации в рамках научной специальности «12.00.13. Информационное право» осуществлялись преимущественно публично-правовые исследования информационных отношений, а частноправовые аспекты регулирования исследовались в рамках сопоставительного анализа, реализуя метод сравнительного анализа и в целях научного выделения и обоснования особенностей различных механизмов регулирования информационных отношений.
Однако, на наш взгляд, при проведении исследований в сфере частноправовых аспектов применения отдельных информационных (цифровых) технологий исследователям, несомненно, не удастся оставить эти вопросы без внимания, в связи с чем они будут вынуждены затрагивать вопросы публичного права, поскольку в отношении многих информационных технологий законодательство традиционно развивалось в приоритетном публично-правовом ключе. Полагаем, что при проведении исследований это может вызвать ряд сложностей. В связи с этим нужно будет особенно внимательно подходить к выбору как темы, так и к конкретным вопросам, отражающим частноправовые аспекты.
Кроме того, проблема в данном случае также заключается, по нашему мнению, и в том, что фактически сегодня, исследуя ту или иную информационную технологию, особенно цифровую, сложным и явно нерациональным представляется выделение и разделение частноправовых и публично-правовых аспектов ее регулирования. В данном случае это может привести к тому, что фактически исследования окажутся оторванными от практики, что имеет принципиальное значение для обеспечения создания комплексных механизмов, которые учитывали бы как государственную поддержку разработки и внедрения той или иной технологии, так и ее эффективную коммерциализацию. При формировании государственной политики также весьма важно учитывать комплексно как публично-правовые, так и частноправовые интересы. В этой связи закономерен вопрос о практической значимости таких исследований в рамках той или иной научной специальности, если научно обоснованного и пригодного механизма, модели, подхода или иного теоретического результата, который потом должен быть воплощен в жизнь в результате правотворческой или правоприменительной деятельности, мы в итоге не получаем. В связи с этим, как представляется, приоритетной научной специальностью для исследования правового регулирования информационных отношений является специальность по публично-правовым (государственным) наукам. При проведении частноправовых исследований необходимо комплексно, с учетом базового характера информационного права изучать существующие особенности различных частноправовых институтов, используемых в процессе регулирования отношений, связанных с информационными (цифровыми) технологиями.
В рамках научной специальности «5.1.4. Уголовно-правовые науки» отдельного направления в той или иной уголовно-правовой науке прямо не предусмотрено. Вместе с тем, полагаем, что вопросы, связанные с преступлениями в информационной сфере, особенностями их расследования, установлением причин совершения таких преступлений, проведением специальных экспертиз, а также особенности цифровизации в соответствующих сферах, применение отдельных информационных технологий и ряд других вопросов информационно-правовой направленности должны осуществляться именно в рамках данной научной специальности. Считаем необходимым обратить внимание на то, что в этой части исследования информационно-правовой направленности также проводились в рамках нескольких паспортов научных специальностей уголовно-правовых наук и ранее.
В паспорте научной специальности «5.1.5. Международно-правовые науки» информационно-правовым вопросам уделяется значительное внимание, предусматривая в качестве направления «Международно-правовое сотрудничество в научно-технической сфере. Международное право и новые технологии (цифровая экономика, искусственный интеллект, биотехнологии и т.д.). Следует отметить, что впервые в этом паспорте научных специальностей указано «Международное информационное право», которое давно предлагалось ввести в систему международного права, но пока это понятие включено в паспорт по международно-правовым наукам на национальном уровне в условиях, по сути, кризиса международного права.
Однако представляется недостаточно логичным, что цифровая экономика заявлена как технология, а не направление регулирования отношений, но сам факт закрепления специального направления исследований международно-правового регулирования отдельных цифровых технологий свидетельствует о значении, которое уделяет государство в связи с необходимостью усиления роли Российской Федерации в формировании международных принципов и норм как в информационно-телекоммуникационной сфере, в том числе в вопросах информационной безопасности, так и при разработке на международном уровне стандартов и правил о новейших стратегически значимых технологиях, включая искусственный интеллект, квантовые технологии и виртуальную реальность в процессе формирования метавселенных. Безусловно, наука информационного права сегодня может и даже должна развиваться. Вопрос: как будет развиваться институт международного информационного права? Вполне вероятно, как видится с позиции сформировавшейся отрасли информационного права, это возможно на стыке международного права и информационного права - развитие как комплексного межотраслевого института международного информационного права. В этой связи необходимо отметить, что новые информационные (цифровые) технологии с точки зрения международного регулирования также включаются в предмет международного информационного права. Полагаем, что при разработке соответствующего паспорта научной специальности специально произошло выделение этих аспектов, чтобы подчеркнуть их значимость. Однако если посмотреть современные исследования в области международного информационного права, то увидим, что они также напрямую связаны с новейшими технологиями и в качестве отдельной структурной единицы в системе международного права, посвященного таким технологиям, не выделяются14. В свою очередь, международное информационное право является динамично развивающимся комплексным образованием, правовая природа которого до конца не определена, и данную научную задачу еще предстоит решать. Но его выделение в паспорте научной специальности можно рассматривать как закономерный процесс такого развития, отражающий тенденцию активизации научных исследований у специалистов международного права и информационного права в данном направлении15.
15. См.: Евсиков К.С. Перспективы развития международного информационного права // Информационное право. 2022. № 1 (71). С. 39-42.
Таким образом, анализ положений новых паспортов научной специальности по праву в плане их реализации применительно к развитию их сквозь призму науки информационного права свидетельствует о следующих тенденциях:
информационное право как преимущественно публично-правовая наука, сформировавшаяся из административного права, официально продолжает свое развитие в значительной степени в рамках публично-правовых (государственных) наук, а соответствующий паспорт научной специальности позволяет в целом проводить исследования как по общим вопросам информационного права, так и по отдельным направлениям развития публично-правовых аспектов регулирования информационных отношений;
при проведении публично-правовых исследований информационных отношений в сопоставительном (сравнительном) анализе допускается исследовать также и особенности частноправового регулирования данных отношений, что, на наш взгляд, свидетельствует о возможности на данном этапе реализации задач, вытекающих из нового паспорта научных правовых специальностей, проведения в рамках научной специальности 5.1.2 сравнительных исследований, направленных на выявление особенностей публично-правового регулирования, его разграничения, в том числе на методологическом уровне, от частноправового регулирования. Полагаем, что такой комплексный подход позволит научно обосновать выводы, а также обеспечит их фундаментальный и прикладной характер, практикоориентированность;
комплексный характер информационного права проявляется в новой номенклатуре паспортов научных специальностей в связи с возможностью проведения исследований информационно-правовой направленности практически в рамках каждой публично-правовой и иных научных специальностей. Это доказывает, что существует объективная необходимость развития фундаментальных положений общей теории информационного права, которая должна быть направлена на поддержку (научное обоснование) формирования государственной (публично-правовой политики) в целях обеспечения национальной безопасности в регулировании информационных отношений, включая обеспечение информационной безопасности, что приобретает особую остроту в условиях изменения миропорядка, происходящего сегодня, необходимости научного обоснования подходов в научных исследованиях по различным аспектам регулирования информационных отношений и на различных уровнях. Наука информационного права в этой связи должна развиваться как в тесном контакте с другими юридическими науками для обеспечения проведения совместных исследований, а также в направлении проведения специализированных исследований и защиты диссертаций не только по публично-правовым наукам, но и в рамках иных научных специальностей;
несомненно, возрастает актуальность и значимость развития науки информационного права в субъектах Российской Федерации. Так, новая номенклатура открывает больше возможности объединения специалистов публично-правовых наук и открытия большего количества диссертационных советов в России. Несмотря на то что, как показывает анализ уже открывающихся советов, в них практически нет или имеются, к сожалению, единичные присутствия специалистов по информационному праву, появляется возможность защиты диссертаций по информационному праву для более широкого круга ученых, поскольку ранее такие диссертационные советы функционировали только в г. Москве. Кроме того, в рамках публично-правовых наук специалисты по информационному праву могут проводить свои исследования на стыке юридических наук и защищаться по другим научным специальностям. Полагаем, что это, бесспорно, позволит более эффективно решать задачу подготовки научных кадров, необходимых для правового обеспечения процессов цифровизации и развития информационного общества, как на уровне Российской Федерации, так и отдельных ее субъектов, что позволит значительно повысить эффективность и научную обоснованность экспертного сопровождения;
одна из ключевых проблем при работе с новыми паспортами научной специальности – это проблема формирования в новых диссертационных советах единого восприятия диссертаций не как работ по отдельной юридической науке, а как комплексно подготавливаемых, например, в рамках публично-правовых или частноправовых наук. Кроме того, важно учитывать и комплексный характер отрасли информационного права. Для информационного права, полагаем, это особенно актуально, поскольку оно является молодой отраслью и юридической наукой, предмет, методология, принципы и понятийный аппарат которой только формируются. Многие вопросы рассматриваются в тесной взаимосвязи с другими юридическими науками, потому часто исследования носят комплексный, междисциплинарный характер.
Пятые Бачиловские чтения и развитие науки информационного права
Развитию науки информационного права способствует постоянно увеличившееся количество научно-практических конференций различного уровня, которые посвящены актуальным проблемам информационного права, а также его отдельным институтам.
Посвященная памяти проф. И.Л. Бачило Пятая Международная научно-практическая конференция по информационному праву и правовому обеспечению информационной безопасности «Бачиловские чтения» была проведена на базе сектора информационного права и международной информационной безопасности в Институте государства и права Российской академии наук. Основной проблематикой конференции в 2022 г. стали вопросы, касающиеся вызовов, стоящих перед современным информационным правом в условиях активно реализуемой цифровой трансформации. Традиционно в рамках Бачиловских чтений рассматриваются вопросы теории и методологии информационного права, а также проблемы науки информационного права.
Знаковым представляется то, что открыл конференцию с приветствием и докладом на тему «Актуальные вопросы информационной безопасности в период кризиса мировой цивилизации» А.Н. Савенков, член-корр. РАН, д-р юрид. наук, проф., заслуженный юрист РФ, директор Института государства и права РАН, подчеркнувший важность и значимость творческого наследия профессора И.Л. Бачило в развитии науки информационного права как России, так и во всем мире. А.Н. Савенков отметил также ключевые современные тенденции и влияние на право технологий искусственного интеллекта и иных цифровых технологий.
На пленарной части конференции с основным докладом «Почему информационное право игнорирует теорию информации?» выступил Ю.М. Батурин, член-корр. РАН, д-р юрид. наук, проф., Герой Российской Федерации, зав. кафедрой компьютерного права и информационной безопасности Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова.
Ю.М. Батурин в своем докладе высказал следующие важные идеи, в том числе относительно того, что:
«1. Понятийный аппарат информационного права играет важнейшую роль, образуя язык информационного права. Понятие “информация” – ключевое в понятийном аппарате информационного права, но сравнительно слабо в нем разработанное. Между тем оно всесторонне разработано в теории информации.
2. Информация – это сведения, закодированные в сообщении и переданные сигналом. Это одно из положений теории информации, которое выводится как в школьной геометрии из ее основных положений. Удивительно, но юристы не пользуются хорошо проработанным подготовительным материалом, который целое столетие разрабатывали в том числе и для них крупнейшие ученые ХХ века.
3. Три основных направления развития теории информации – синтаксическое, семантическое и прагматическое – никак не используются в информационном праве, хотя в текстах информационного законодательства имеются многочисленные лингвистические поля, которые буквально просятся под описание с их помощью.
4. Практически необходимо написанное языком теории информации перевести (семантический подход!) на юридический язык. Коль скоро такой перевод вызывает затруднения, полезно было бы создать учебный курс “Юридические смыслы теории информации”».
По мнению докладчика, «требуется существенно изменить подготовку юристов, специализирующихся в области информационных технологий, включив в учебные программы в качестве обязательных такие дисциплины, как основы математики, теория сетей (теория графов), многозначные логики, физические основы передачи сигналов, теория информации, кибернетика, теория управления и др.».
Пленарную часть конференции продолжила модератор - Т.А. Полякова, д-р юрид. наук, проф., заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник, и.о. зав. сектором информационного права и международной информационной безопасности ИГП РАН, отметившая, что проведение конференции совпало с 95-летием И.Л. Бачило, внесшей неоценимый вклад в становление и развитие этого научного направления в Институте государства и права РАН, теории и методологии науки информационного права. Она обратила внимание на тенденции институциализации в этой самой молодой отрасли права и законодательства, проблемы международной информационной безопасности на современном этапе и информационной безопасности как стратегическом приоритете. Т.А. Поляковой также были подняты вопросы развития современной юридической науки и места информационного права в формируемом новом паспорте научных специальностей.
Е.В. Виноградова, д-р юрид. наук, проф., врио заместителя директора ИГП РАН, в своем выступлении на тему «Формирование элементов российской конституционной идентичности в сфере информационного образования» указала на тенденции развития российского информационного образования в аспекте влияния, которое оказывают на него процессы конституционных преобразований, происходящих в нашей стране в последние годы. Появление в отечественном конституционно-правовом пространстве в качестве значимой ценности конституционной идентичности, по ее мнению, создает новый вектор развития российского образования и науки. Было отмечено влияние этого процесса на формирование отечественной научной идентичности в контексте принципов стратегии развития информационного общества в России, результатом которого должен стать приоритет российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на них нормах поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий.
Кроме того, значительный интерес на конференции вызвал доклад А.А. Тедеева, д-ра юрид. наук, профессора Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова, на тему «Актуальные задачи науки информационного права», в котором было обращено внимание на ключевые проблемы методологии и междисциплинарных связей науки информационного права. Докладчик отметил недостаточность на современном этапе развития науки информационного права с позиции фундаментальных исследований. Обозначил также необходимость изучения, в том числе молодыми учеными, проблем методологии информационного права, его системы, особенностей отдельных правовых институтов общей части информационного права. А.А. Тедеевым были определены перспективы и проблемы развития науки информационного права в связи с переходом к новым научным специальностям.
Один из модераторов конференции, А.В. Минбалеев, д-р юрид наук, доц., эксперт РАН, главный научный сотрудник ИГП РАН, зав. кафедрой информационного права и цифровых технологий Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), свое выступление сфокусировал на теме «Проблемы формирования и развития цифрового права». Он поднял проблему места цифрового права в современной системе права, а также высказался об опасном стремлении многих специалистов отдельных отраслей права заявить о самостоятельном характере цифрового права. Им была отмечена необходимость формирования на первоначальном этапе специального цифрового законодательства, которое сегодня развивается во многом в контексте изменения норм информационного законодательства, а также появления большого количества отсылочных норм в отраслевом законодательстве, ориентирующихся в основном на информационное законодательство. Он указал, что в России не появляется нормативных правовых актов, которые ориентировались бы на специальное регулирование цифровых отношений. Особенностью цифрового права является регулирование этих отношений не только правовыми, но и иными нормами. Однако для информационного права это также характерно. В этой связи более правильным является в настоящее время развитие информационного законодательства, учитывающего как особенности развития цифровой среды, так и формирование более универсального понятийного аппарата и развитие специального регулирования. А.В. Минбалеев также обратил внимание на то, что существует явная необходимость принятия специального закона «О цифровых технологиях».
В пленарном заседании с большим интересом был встречен доклад В.Б. Наумова, д-ра юрид. наук, главного научного сотрудника сектора информационного права и международной информационной безопасности ИГП РАН, управляющего партнера Санкт-Петербургского офиса, руководителя российской практики в области интеллектуальной собственности, информационных технологий и телекоммуникаций “Dentons”, на тему «Древнегреческая мифология как средство оценки для информационного законодательства в цифровую эпоху: от “гордиевых узлов” до “сизифовых трудов”». На основе исследования связей мифологем с действительностью В.Б. Наумов коснулся ряда вопросов становления и развития информационного права как современной отрасли российского права, обозначил дальнейшие направления научных исследований в информационно-правовой сфере.
П.У. Кузнецов, д-р юрид. наук, проф., зав. кафедрой информационного права Уральского государственного юридического университета, в своем докладе на тему «Методологические проблемы трансформации институтов информационного права» традиционно выделил ключевые методологические проблемы науки информационного права, а также проблемы институционализации информационного права с учетом современных реалий цифрового общества.
Выступления ведущих специалистов в области информационного права А.В. Морозова, А.А. Стрельцова, Л.К. Терещенко, Н.Н. Ковалевой, О.С. Макарова, А.А. Чеботаревой, Г.Г. Камаловой, Г.Г. Шинкарецкой, А.А. Ефремова, а также других ученых были посвящены направлениям деятельности комиссии АЮР по информационному праву и правовой информатизации, правовому режиму цифровых данных и цифровых сервисов, правовому регулированию технологий 5G, правовому регулированию цифровых платформ, актуальным проблемам результативности и эффективности экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, современным концепциям суверенитета в информационном пространстве, проблемам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти в цифровом пространстве и другим проблемам информационного права.
Заключение
Таким образом, за последний год наука информационного права активно развивалась, о чем свидетельствует выделение стратегических направлений информационной безопасности, обострившихся правовых проблем достоверности информации и информационно-психологической безопасности, появления новых направлений развития. Неизбежен также ряд значительных изменений в связи с трансформацией паспорта научных специальностей и возрастающей ролью информационного права в правовых науках. Ключевой задачей науки информационного права становится выработка новых моделей и подходов, учитывая динамику меняющихся условий и возрастающие потребности реализации информационных процессов в связи с усилением цифровизации, развития дистанционной формы взаимодействия субъектов права, а также оказываемым санкционным деструктивным воздействием. Безусловно, актуальной задачей науки информационного права и развивающихся научных школ информационного права становится обеспечение теоретической основы для развития научной базы подготовки высококвалифицированных кадров, способных решать научные задачи в условиях меняющегося мира, нестабильности и изменений традиционных правил в праве.
References
- 1. Vinogradova E.V., Polyakova T.A., Minbaleev A.V. Digital profile: concept, regulatory mechanisms and problems of implementation // Law enforcement. 2021. Vol. 5. No. 4. P. 5–19 (in Russ.).
- 2. Evsikov K.S. Prospects for the development of International Information Law // Information Law. 2022. No. 1 (71). P. 39 - 42 (in Russ.).
- 3. Egorova M.A., Minbaleev A.V., Kozhevina O.V., Duflo A. The main directions of legal regulation of the use of artificial intelligence in a pandemic // Herald of the SPbU. Law. 2021. Vol. 12. No. 2. P. 250–262 (in Russ.).
- 4. Mal’ko A.V., Afanasyev S.F., Borisova V.F., Krotkova N.V. Review of the methodological seminar on “Digital Law: research methodology” (April 18, 2019, Saratov State Law Academy, Saratov Branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences) // State and Law. 2019. No. 8. P. 122 - 128. DOI: 10.31857/S013207690006253-0 (in Russ.).
- 5. Minbaleev A.V., Titova E.V. Problems of using artificial intelligence technologies in the sports sphere and legal restrictions // Man. Sport. Medicine. 2020. Vol. 20. No. S2. P. 114 - 119 (in Russ.).
- 6. Minbaleev A.V., Titova E.V. Digital profile of an athlete: problems of legal regulation and protection // Man. Sport. Medicine. 2021. Vol. 21. No. S2. P. 154–160 (in Russ.).
- 7. Polyakova T.A., Kamalova G.G. “The law of artificial intelligence” and its place in the system of Information Law // The Rule of Law: Theory and Practice. 2021. No. (65). P. 133–145 (in Russ.).
- 8. Polyakova T.A., Minbaleev A.V. The concept and legal nature of “digital maturity” // State and Law. 2021. No. 9. P. 107 - 116. DOI: 10.31857/S102694520016732-6 (in Russ.).
- 9. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. New vectors of Information Law development in the conditions of civilizational crisis and digital transformation // State and Law. 2020. No. 5. P. 75 - 87. DOI: 10.31857/S013207690009678-7 (in Russ.).
- 10. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Review of the International Scientific and Practical Conference “Information space: ensuring information security and law” – The First Bachilov readings // State and Law. 2018. No. 9. P. 138 - 148. DOI: 10.31857/S013207690001525-9 (in Russ.).
- 11. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Development of the science of Information Law and legal provision of information security: formation of the scientific school of Information Law (past and future) // State and Law. 2021. No. 12. P. 97 - 108. DOI: 10.31857/S102694520017761-8 (in Russ.).
- 12. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Formation of the Information Law system as a scientific direction: stages of development and prospects // State and Law. 2019. No. 2. P. 80 - 92. DOI: 10.31857/S013207690003854-1 (in Russ.).
- 13. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Naumov V.B. Legal regulation of quantum communications in Russia and in the world // State and Law. 2022. No. 5. P. 104 - 114. DOI: 10.31857/S102694520019763-0 (in Russ.).
- 14. Shinkaretskaya G.G., Berman A.M. Digitalization as a tool for the development of regional integration associations // Education and Law. 2019. No. 7. P. 260–269 (in Russ.).
- 15. Arkhipov V.V., Gracheva A.V., Naumov V.B. et al. Definition of artificial intelligence in the context of the Russian legal system: a critical approach // State and Law. 2022. No. 1. P. 168 - 178. DOI: 10.31857/S102694520018288-7
- 16. Nikolskaia K., Naumov V. Artificial Intelligence in Law // 2020 International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies, FarEastCon 2020, Vladivostok, 06–09 октября 2020 года. Vladivostok, 2020. P. 927 - 1095.