Полет воздушного шара, способного поднять в воздух человека, был впервые продемонстрирован во Франции в 1783 г. На волне Просвещения французское общество увидело в летящем шаре великое и многообещающее научное изобретение. Однако в культуре России XVIII в. воздушные шары воспринимались лишь как «увеселение». Не видя практической пользы от запусков огнеопасных шаров и опасаясь пожаров, ни Екатерина II, ни Павел I интерес к воздушным шарам не поощряли. Со вступлением на престол Александра I (в 1801 г.) отношение к полетам воздушных шаров в России стало меняться. В работе показывается, что первым, кто познакомил образованную часть русского общества с представлением о воздухоплавании в Европе, с тем опытом и научными знаниями, которые приобретались при полетах на воздушных шарах, был знаменитый русский историк и литератор Н. М. Карамзин. Этот знаменательный факт не был ранее замечен ни историками воздухоплавания, ни биографами Карамзина. Публикации Карамзина о полетах воздушных шаров рассматриваются в настоящей статье впервые. Их анализ проводится в контексте истории воздухоплавания, что позволяет глубже оценить вклад Карамзина в изменение отношения русского общества к полетам воздушных шаров. Показывается, что мысли Карамзина, оказывавшие влияние на выбор текстов о полетах шаров, которые адаптировал, переводил и публиковал на страницах журнала «Вестник Европы» этот крупнейший русский историк и литератор, находились в русле общего поворота в отношении к воздухоплаванию в России, происходившего в первые годы правления Александра I.
Статья посвящена историку техники В. Н. Сокольскому, всю свою трудовую жизнь проработавшему в Институте истории естествознания и техники АН СССР (РАН). Рассмотрена основополагающая роль Сокольского в становлении истории ракетно-космической техники как одного из научных направлений в работе Академии наук. Показаны социально-исторические факторы, поставившие его во главе исследований по истории космонавтики, и те направления, по которым он стал развивать эту область. Продемонстрированы особенности стиля работы Сокольского как организатора и исследователя. Описана его деятельность по ознакомлению мирового научного сообщества с историей отечественной ракетной техники и космонавтики. Освещена роль Сокольского в подготовке молодых ученых, издании книг о пионерах отечественной и мировой космонавтики и сборников исследований по истории космонавтики. Статья написана в мемуарно-исследовательском стиле, поскольку ее авторы продолжительное время работали под руководством Сокольского.
From «aviation» poetry to technological propaganda. The leading Italian poet and writer of the early 20th century, Gabriele d'Annunzio, became fascinated with air flight from its early days and carried the passion through his entire life, devoting his last novel to aviation. During WWI, d'Annunzio volunteered for service in military aviation, participated in daring raids, and built a successful military-political career. The article specifically explores his role in the proliferation of popular mythology about aviation in literature, media, and political propaganda. D'Annunzio created those myths not merely to popularize aviation, but also to establish a nationalistic cult of air combat and the raids he personally took part in. The structure and mechanisms by which ideological myths function is also analyzed.
The article analyses the popular fantasy inspired by the emergence of airplanes in the public imagination, namely, the belief that their pilots were the forerunners of a new race of flying supehuman beings. In discussing the birth and development of this myth, it provides a detailed account of the literature on the subject published in Europe and Russia from 1908 through 1914. As it turns out, the idea that the capacity for flight transforms the pilot into a God-like being was embodied in the work of many well-known writers of prose and poetry, including Gabriele D’Annuncio, Edmond Rostand, Guillaume Apollinaire, Georges RolHn, Leonid Andreev, Vasilii Kamenskii, F. T. Marinetti, and others. On the other hand, a number of Russian authors (e. g., Alexander Blok, Andrei Belyi, Mikhail Artsybashev, Konstantin Fofanov, Dmitrii Merezhkovskii) opposed such vision. The article goes on to discuss the two chief superhuman characteristics that the new race of pilots was supposed to possess, namely, their ability to reach supreme love and their immortality. As envisioned by many authors, the flight on the airplane made it possible for the pilot to enter the domain of divine love. While he could draw a woman into a love-flight, he was also capable of flying away from carnal love to reach the heaven and enter into pure spiritual love. In a similar vein, the pilot was viewed as capable of escaping the lot of human mortality. In flight, his soul could leave his body and continue to ascend to the domain of God, while the falling body returned to the earth. Such an image of the pilot’s passing became especially wide-spread during the days of World War I. In conclusion, the article examines the reasons whereby the myth of pilot-superman enjoyed a great deal of popularity in the European culture of the early 20th century and eventually came to be assimilated by the ideologists of totalitarian state and widely used in manipulating the public opinion in the Nazi Germany, Fascist Italy, and Soviet Union.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека